Скоро Пасха

Скоро Пасха

Казанское немецко-лютеранское сообщество ожидает приближающийся – в соответствии с лютеранским литургическим календарём, по которому живёт наш церковный приход МРО «Евангелическо-лютеранская община св. Екатерины г. Казани» немецкой традиции – светлый праздник Пасхи – Воскресения Господня. К празднованию мы приступим уже скоро – 17 апреля 2022 года, совместно с 85 миллионами наших единоверцев – лютеран планеты – и с большинством из зафиксированных предпоследней Всероссийской переписью населения 14 октября 2010 года 394 138 российских немцев.

P.S.1. Почему «с большинством»? Не все российские немцы – лютеране. Но – большинство.

P.S.2. Почему «предпоследней»? Первый этап последней, 12-ой по счёту Всероссийской переписи населения прошёл с 15 октября по 14 ноября 2021 года. Сбор данных в труднодоступных районах страны длился до 20 декабря. Основные итоги – в том числе и по национальному составу населения – ожидаются только весной 2022 года. Уже скоро.

P.S.3. Конечно же, в этот день с нами 17 апреля отпразднуют пасхальное празднество и до двух миллионов землян, придерживающиеся западнохристианских духовных традиций. Почему такие большие цифры? Население Земли сейчас уже превысило 7,8 млрд человек. По числу последователей христианство является крупнейшей религией мира. Большинство исследований отмечают, что ту или иную форму христианства исповедуют 33 % населения Земли. Доля христиан практически не изменялась последние 40 лет. Таким образом, если в середине 2015 года на Земле проживало 2,419 млрд христиан, то сейчас их число достигло 2,6 млрд.

В это число входят все, кто считает себя христианином, вне зависимости от:

  • возраста (то есть учтены дети из христианских семей);
  • конфессии (то есть учтены и последователи маргинального христианства);
  • глубины веры (то есть учтены номинальные и этнические христиане);
  • членства в церкви (то есть учтены и христиане, не отождествляющие себя ни с одной конфессией).

Ad hoc существенное большинство христиан в нашем мире отсчитывает жизнь и важные даты своей судьбы по григорианскому календарю. И Пасху в текущем году эти люди отпразднуют 17 октября.


Небезынтересно всем нам будет уточнить, как проходила первая в истории планеты христианская (уже не иудейская, называемая «Песах», или «Пейсах») Пасха. И какие события предваряли начало христианской жизни в главном для христиан городе планеты – Иерусалиме. Главном по статусу святости. На втором и третьем местах в мире по святости для христиан остаются ещё два города этой Святой земли – Вифлеем и Назарет.

За неделю до первой Пасхи христиан случился ещё один воскресный (по современному христианскому календарю, ставшему общемировым) день, приобретший статус ещё одного христианского праздника – Вход Господень в Иерусалим, или, иначе Пальмовое (у нас, в России, называемое также Вербным) воскресенье. Этот день, 18 марта 31 года новой (или нашей) эры – 9 нисана 3791 года по календарю народа Божьего, и события, его сопровождающие, описывают в своих текстах все евангелисты (Мф 21:1-11; Мк 11:1-11; Лк 19:29-44; Ин 12:12-19), причём Матфей, цитируя текст из «священного писания», называет его сбывшимся предсказанием пророка Захарии, о том, что грядущий царь въедет в Иерусалим, сидящим «на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф 21:5; Зах 9:9). Такое зрелище не увидишь даже в цирке, где могут, после длительных репетиций и тренировок, ездить одновременно на спинах двух животных, но только в «положении стоя». Тексты Марка, Луки и Иоанна в этом вопросе отображают вполне реальную картину, сообщая, что Иисус въехал в Иерусалим сидя верхом на молодом осле.

Как это описывают евангелисты, в Иерусалимский храм из пригородной Вифании, расположенной на восточном склоне Елеонской горы, можно было попасть двумя путями: 1) по путепроводу; 2) с заходом в город с востока по иерихонской дороге.

Первая дорога, длиною более трёх километров, проходила через соседнее селение Виффагию, лежащее на западном склоне Елеонской горы, и вела на север до начала Гефсиманского сада, а затем, повернув на запад, шла над глубокой и узкой долиной ручья Кедрон по сооружённому для прохода пешеходов арочному мосту-путепроводу.

Этот путепровод соединял противоположные склоны двух гор, Елеонской и Храмовой, чтобы закончиться у единственных ворот в тогдашней восточной внешней стене Иерусалимского храма. В разное время эти ворота назывались по-разному: Шушанскими (Сузскими), Милосердия, а также Золотыми. Поднявшись с моста по многоступенчатой лестнице вверх, всякий входящий в эти ворота сразу оказывался на территории храма, а точнее сказать, во Дворе язычников.  Во время войны с Римом (66-70 годы) иудеи разрушили этот мост, поскольку римляне на Елеонской горе устроили свой лагерь.

Христианская традиция считает, что Иисус перед иудейской пасхой 31 года вошёл в Иерусалим через Золотые ворота, однако, и это очевидно, такое утверждение является ошибочным, поскольку полностью исключает шествие Иисуса по городу и противоречит текстам евангелистов.

Судя по атласу У. Шлегеля, во времена Иисуса к Иерусалиму с востока подходила оживлённая иерихонская дорога, в которую в полукилометре от города вливался просёлок, идущий по Елеонской горе из Вифании и Виффагии через Гефсиманский сад. Общая длина этого второго пути от Вифании до Иерусалима составляла 4 километра.

Достигнув Иерусалима, иерихонская дорога заканчивалась в северо-восточной части города, называемой Предместьем. Здесь в северной внешней стене храма, почти в её середине, имелись ворота, называемые Овечьими (Ин 5:2).  Значит, на своём ослике Иисус мог въехать в город лишь через восточную заставу (сторожевой и наблюдательный пункт у дороги) в иерусалимском Предместье, а в храм войти только через ОВЕЧЬИ ворота.

Христианские богословы, многократно преувеличивая значение этого эпизода, объявляют въезд Иисуса в Иерусалим перед иудейской пасхой 31 года событием торжественным и даже Триумфальным.

Думается, что в реальности всё было проще и обыденней, поскольку события этого дня, согласно евангельским текстам, происходили (по нашей реконструкции) в следующей последовательности.

18 марта 31 года, часа в три пополудни (девятый час дня еврейского счёта времени) Иисус со своими апостолами вышел из Вифании и направился в сторону Иерусалима. Возможно, что к его группе присоединилось несколько богомольцев, приглашённых апостолами из числа галилеян, квартировавших в селении или его окрестностях. Через 1,5 километра пути по Елеонской горе паломники пришли в Виффагию, где у одного из жителей апостолы взяли напрокат молодого осла, аренда которого была оплачена заранее.

Двигаясь по просёлочной дороге на север и миновав Гефсиманский сад, процессия   вышла на перекрёсток просёлка с иерихонской дорогой. Здесь, видимо, апостолы предусмотрительно нарезали веток с придорожных деревьев, застелили спину ослика своими накидками (арендуя животное, о седле, похоже, не подумали) и, усадив на них Иисуса, продолжили свой путь. Шёл десятый час еврейского дня (четвёртый час пополудни), и до иерусалимского Предместья оставалось пройти ещё полкилометра. К немногочисленному шествию галилеян, видимо, присоединилось несколько паломников, идущих из Иерихона в сторону Иерусалима.

Перед входом в город некоторые апостолы, забежав вперёд по ходу шествия, начали бросать на дорогу под ноги ослика заранее приготовленные пальмовые ветви и свои плащи, а идущее следом сопровождение, для привлечения зрителей, стало восклицать прославления богу. На въезде в Иерусалим небольшую процессию во главе с наездником на молодом осле, никто из горожан, кроме нескольких дежурных стражей заставы, не встречал, потому что ближайшие жилые кварталы восточной окраины иерусалимского Предместья в те годы находились в полукилометре от места входа иерихонской дороги в город, за мрачными башнями цитадели Антония.

Пройдя по городу не более чем 200 метров, шествие остановилось у Овечьих ворот Иерусалимского храма. Спешившись с ослика, Иисус передал его мальчику, сыну хозяина животного. Еврейский день близился к концу и время было довольно позднее (Мк 11:11). Примерно в 11 часов еврейского дня (17:00 в нашем понятии), миновав ОВЕЧЬИ ворота, пришедшие к храму галилеяне оказались в северной части площади Двора язычников.

За стеной, перед храмовыми воротами, остались лишь мальчик из Виффагии со своим осликом и несколько жителей города, направляющихся к близлежащей от стены храма, в 150 метрах от неё, купальне Вифезда, чтобы до наступления ночи забрать домой своих убогих и больных родственников, с раннего утра до позднего вечера тщетно ожидающих у края купальни «возмущения ангелом» воды в бассейне (Ин 5:4).

Когда эти горожане, свидетели входа Иисуса в город, подошли вплотную к храмовым воротам, они увидели лишь пустую площадь, усыпанную пальмовыми ветками да отрока с ослом. Любопытные жители спросили у мальчика: «Кто это пришёл?». Юный отрок ответил: «Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского» (Мф 21:11). Так что, фактически, свидетелями въезда Иисуса в Предместье Иерусалима оказалось не более 10-15 жителей Иерусалима.
        Поскольку еврейский день 9 нисана подходил к концу, пребывание Иисуса и его спутников на территории храмового комплекса было кратковременным и, можно сказать, мимолётным – полчаса, не более. Проходя по Двору язычников, они лишь изредка встречали кого-либо из паломников (а может быть, это были агенты храмовой стражи). Двор женщин, где фанатично настроенные иудеи обычно предавались своим многодневным и нескончаемым молитвам, тоже был пуст. И только во Дворе священников, у входа в притвор храма, на жертвеннике всесожжения с треском бился неугасимый огонь, разносящий по окрестности неповторимый запах жареного мяса и тука в сочетании с елеем.

Спустившись во Двор язычников, Иисус миновал портик безлюдного Соломонова притвора и вышел через Золотые ворота на Кедронский путепровод, ведущий к Елеонской горе. Когда галилеяне вернулись в Вифанию, наступил уже новый день еврейского календаря – 10 нисана.

Ad notam. Эрец-Исраэль – территория, на которой теснейшим образом соседствуют все три основные авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам. Удивляться тут нечему, ведь на Земле Обетованной в продолжение очень долгого периода эти религии господствовали поочерёдно. Сначала во главе стояли евреи, исповедовавшие иудаизм, их сменили христиане, а потом сюда пришли мусульмане. В последнее две сотни лет иудаизм вернул себе первенство, однако христианство и ислам остаются важными составляющими государства Израиль.

Если иудаизм и ислам, по большому счету, сюда были привнесены извне, то христианство зародилось именно здесь. Поэтому и получилось так, что здесь находятся сразу три важнейших в религиозном плане города: Иерусалим, Вифлеем и Назарет.

Об Иерусалиме сегодня. Это первый и главный из священных для христиан городов. Впервые о нём как о важном религиозном центре заговорили, после того как в XI веке днэ он был объявлен столицей Израиля. Очень скоро получил статус Священного города и больше никогда его не терял, сохраняя репутацию даже будучи полностью опустошённым.

С христианством Иерусалим оказался связан посредством родоначальника религии Иисуса из Назарета, провозглашённого Сыном Божьим. Произошло это в последний период существования Иудеи как государства, когда здесь владычествовали римляне. Именно тогда Иисус Христос пришёл в Иерусалим последний раз, после чего был обвинён в антигосударственном преступлении, осуждён и казнён. Тем не менее, христианство, как уже зародившееся религиозное движение, его казнь не ликвидировала, и очень скоро эта религия стала главенствующей в Европе. После гибели Христа Иерусалим ещё некоторое время оставался иудейским, однако распад Римской империи на два анклава, Западную и Восточную её части, положил этому конец. Иерусалим стал городом, относящимся к Восточной Римской империи – Византии, куда, естественно, пришла христианизация. Здесь начали открываться христианские храмы, отыскиваться места, связанные с пребыванием Иисуса Христа, в том числе и с его гибелью. Для обретающей силу христианской религии все эти земли стали священными, оставаясь таковыми до сих пор.

Следует отметить, что, когда на Землю Израиля пришли мусульмане, они не стали рушить христианские святыни, ведь для них Христос был одним и из их пророков, а значит, очень уважаемой личностью. И хотя сам город начал постепенно приобретать мусульманский облик, христианских святынь это не коснулось. С определёнными оговорками поклониться святым местам христиане могли в любой период принадлежности Иерусалима к мусульманству.

Сейчас Иерусалим состоит из Старого и Нового города. Первая часть разделена на 4 квартала: Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. Учитывая возраст и количество крайне важных для мировой культуры объектов, Старый город внесли в Список всемирного наследия. И сейчас Иерусалим ежегодно принимает огромное количество паломников и туристов, желающих приобщиться к святыням поистине всемирного уровня.


P.S.4. По мере приближения пасхальных торжеств мы намерены продолжать публикации о благословенных днях начала христианства на планете. Эта информации будет подаваться с максимальной объективизацией, приземлённостью событий того времени, будто Иисуса с Его соратниками и иными современниками мы видим перед собой, наблюдаем Его вблизи. Воплощённым.

Эту «воплощённость» мы будем базировать на нижеследующей хронологии жизни Иисуса из Назарета, его родовичей и сподвижников:

— вход в Египет 13-летнего патриарха Иакова с семейством 2368 A.M. (1393 днэ);

— рождение – в 130 днэ – Ианная, предка Иисуса Христа, представителя 36-го поколения по цепи поколений от царя Давида, сына Иосифа (не Плотник) и внука Маттафия;

— рождение – в 100 днэ – Иоакима, сына Варлафира, внука Панфира и правнука Ианная, мужа Богопраматери Анны, отца Пресвятой Девы Марии, деда Иисуса Христа;

— рождение – в 96 днэ – Анны Пророчицы. Всту­пив в брак, она про­жи­ла с му­жем 7 лет, до его кон­чи­ны. По­сле его смер­ти пра­вед­ная Ан­на про­во­ди­ла стро­гую бла­го­че­сти­вую жизнь, «не от­хо­ди­ла от хра­ма, по­стом и мо­лит­вою слу­жа Бо­гу день и ночь» (Лк 2:37). Ко­гда пра­вед­ной Анне бы­ло 84 го­да, она удо­сто­и­лась ви­деть в Иеру­са­лим­ском хра­ме Мла­ден­ца Иису­са Хри­ста, принесённого для посвящения;

— зачатие праведной Анной святой Марии, матери Иисуса, 22.12.28 днэ;

— рождение святой Богопраматерью Анной Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса, 21.09.27 днэ;

— 4.12.24 днэ. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Изодос). Родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом;

— рождение Иисуса в вифлеемском хлеву в пятницу 1.09.12 днэ;

— обрезание и имянаречение Иисуса на 8-ой день в Иерусалимском храме 8.09.12 днэ;

— представление (презентация) Богомладенца Иисуса в Храме на 40-ой жизни с участием Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; первое в истории празднование Сретения 9.10.12 днэ;

— пребывание «Святого семейства» 11-4 днэ в Египте из опасения репрессий до самой смерти Ирода Великого и последующего возвращения их в Назарет;

— выход Иисуса на общественное служение 6.01.28 (дата Его водного крещения Иоанном Предтечей в Вифаваре);

— иудейская пасха 28 марта 28 года (15 нисана 3788 A.M.);

— иудейская пасха 15 апреля 29 года (15 нисана 3789 A.M.);

— иудейская пасха 4 апреля 30 года (15 нисана 3790 A.M.);

— призвание 15.03.31 Иисусом на служение Закхея, начальника иерихонских мытарей;

— исцеление 17.03.31 Иисусом в Вифании Симона Прокажённого;

— распятие Иисуса на Голгофском кресте 23.03.31 (тем самым срок земной жизни Богочеловека составил 41 год и 200 дней);

— иудейская пасха 24 марта 31 года (15 нисана 3791 A.M.); в это время Иисус находился в аду;

— Воскресение Иисуса на третий день 25.03.31;

— первая в истории Антипасха (Фомино воскресенье) 2.04.31;

— Вознесение Воскресшего Иисуса на небеса с Елеонской (Масличной) горы 3.05.31;

— первый спуск Его с небес в ипостаси Святого Духа – излияние Духа Христова – на иерусалимлян и диаспоральных иудейских паломников (в день первой христианской Пятидесятницы – в день рождения Христианской Церкви) 13.05.31;

— первая – в планетарном масштабе – в соответствии с современным западнохристианским литургическим календарём – дата праздника Троицы 25.05.31;

— организационное оформление в 37 году в еврейском квартале Кератион в Антиохии – столице с 300 днэ Селевкидского государства и после взятия её в 67 днэ римским полководцем Помпеем – столице римской провинция Сирия, вскоре ставшей четвёртым по величине городом Римской империи – этнодуховного объединения, ставшего затем одной из первых христианских общин в Восточном Средиземноморье, переросшей в Антиохийскую Православную Церковь;

— впервые ставшее известным современникам самоназвание антиохийских последователей Иисуса из Назарета как «христиан» в 42 году;

— годы жизни:

— Адама, прародителя человечества, мужа Евы, отца Каина, Авеля, Асуам, Сифа и Азуры (1 – 930 A.M.; 3761 – 2831 днэ; прожил 930 лет);

— Сифа (ивр. Шет), 3-го сына Адама и Евы (130 – 1042 A.M.; 3631 – 2719 днэ; прожил 912 лет);

— Еноса (ивр. Энош), сына Сифа и Азуры (235 – 1140 A.M.; 3526 – 2621 днэ; прожил 905 лет);

— Каинана (ивр. Кенан, Кейнан), сына Еноса и его родной сестры Ноамы (325 – 1235 A.M.; 3436 – 2526 днэ; прожил 910 лет);

— Малелеила (ивр. Мехалалель), сына Каинана и его сестры Муалелиты (395 – 1290 A.M.; 3366 – 2471 днэ; прожил 895 лет);

— Иареда (ивр. Яред), сына Малелеила и его двоюродной сестры Дины (460 – 1422 A.M.; 3301 – 2339 днэ; прожил 962 года);

— Еноха (ивр. Ханох), сына Иареда и его двоюродной сестры Бараки (622 – 987 A.M.; 3139 – 2774 днэ; прожил на земле 365 лет и был взят Богом на небо);

— Мафусал (ивр. Метушелах), сына Еноха и его двоюродной сестры Адни (687 – 1656 A.M.; 3074 – 2105 днэ; прожил 969 лет);

— Ламеха (ивр. Лемех), сына Мафусала и его двоюродной сестры Адины (874 – 1651 A.M.; 2887 – 2110 днэ; прожил 777 лет);

— Ноя (ивр. Ноах), сына Ламеха и его двоюродной сестры Битанос (по иным протобиблейским версиям, имя Ноевой жены – Ноэма (Ноема, Ноемзар, Naamah и др.); 1056 – 2006 A.M.; 2705 – 1755 днэ; прожил 950 лет, в т.ч. 350 лет после Потопа);

— Сима (ивр. Шем), первого послепотопного патриарха человечества, 1-го сына Ноя и его племянницы Емзараг (Ноемзары, Ноемы) (1558 – 2158 A.M.; 2203 – 1603 днэ; прожил 600 лет);

— Арфаксада (ивр. Арпахшад), 1-го сына Сима и Седукательбаб (Шаламы) (1658 – 2096 A.M.; 2103 – 1665 днэ; прожил 438 лет);

— Каинана (он же Каинам), сына Арфаксада и Каинары (1693 – 2226 A.M.; 2068 – 1535 днэ; прожил 533 года);

— Салы (ивр. Шелах), сына Каинанова [сына Арфаксада и Каинары] (1823 – 2256 A.M.; 1938 – 1505 днэ; прожил 433 года);

15) Евера (он же Ебор, Ибрис, ивр. Эвер, Эйвер), сына Салы и Сумы (1853 – 2317 A.M.; 1908 – 1444 днэ; прожил 464 года);

— Фалека (ивр. Пелех, Пелег), 1-го сына Евера от его 2-й жены и единокровной сестры Сацуры (1887 – 2126 A.M.; 1874 – 1635 днэ; прожил 239 лет);

— Рагава (он же Регав, ивр. Реу), сына Фалека и Ломны (1917 – 2156 A.M.; 1844 – 1605 днэ; прожил 239 лет);

— Серуха (ивр. Серуг), сына Рагава и Ары, дочери сына Кеседа (1949 – 2179 A.M.; 1812 – 1582 днэ; прожил 230 лет);

— Нахора (он же Накгор), сына Серуха и Мелки, дочери Кгебера (1979 – 2127 A.M.; 1782 – 1634 днэ; прожил 148 лет);

— Фарры (он же Фараг, ивр. Терах), сына Нахора и Ийосаки, дочери Нестега Халдейского (2008 – 2213 A.M.; 1753 – 1548 днэ; прожил 205 лет. Поклонялся идолам; жил в Уре Халдейском, в 70 лет у него от двоюродной сестры родился Авраам. Умер в Харране по пути из Ура в Ханаан. Имел также жену Едну, дочь Арема;

— Авраама, сына Фарры и его двоюродной сестры Амтелаи бат-Карнево (Аматсулы), первопатриарха еврейского народа (2078 – 2253 A.M.; 1683 – 1508 днэ; прожил 175 лет). Родился в халдейском городе Ур, потом со всем семейством ушёл в Ханаан. По прибытии раскинул свой шатёр в дубраве Море у Сихема. Во время голода ушёл в Египет. Разбогатев там, с семьёй и рабами вернулся обратно в Ханаан и поставил свой шатёр у дубравы Мамре в Хевроне. Здесь Аврам жил около ста лет, иногда воевал с соседними царьками. Его женой была Сарра (прежде Сара). Сына Исаака она родила, когда мужу было сто лет. Умерла Сара в Кириаф-Арбе, когда сыну Исааку было тридцать семь лет. Для её захоронения Авраам купил пещеру Махпела на поле Ефрона Хеттеянина. Потом он женился на Хеттуре и имел от неё ещё несколько детей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака, Шуаха. Служанка Агарь родила Авраму сына Измаила, который стал первопредком северных арабов. Погребён умерший Авраам был в пещере Махпела. Имя Аврам является производным от имени Рамы – высокий. Имел брата по имени Нахор; его жена Милка, дочь Арана. Их сын Вафуил, а внуки: Лаван и Ревекка;

— Исаак (ивр. Ицхак – букв. «будет смеяться»), 2-го еврейского патриарха (2178 – 2358 A.M.; 1583 – 1403 днэ; прожил 180 лет). Исааку было сорок лет, когда он женился на Ревекке, дочери Вафуила, арамеянина из Месопотамии. У них родились Исав и Иаков. Во время голода они все отправились в Герар, город филистимлян, а потом в Вирсавию. Скончался Исаак в Кириаф-Арбе, погребён в пещере Махпела. Его жена Ревекка тайно хранила от мужа изображения своего отца. Их всегда называли идолами. Поэтому так называемое идолопоклонство – это в то время просто поклонение своим родителям, дедам и прадедам. Следует также отметить, что предки Исаака никогда не упоминали филистимлян, поэтому можно сделать предположение о том, что филистимляне (то есть скитальцы) появились на Ближнем Востоке лишь при Исааке, то есть после Девкалионова бедствия. «Я простру руку Мою на филистимлян, и истреблю Критян, и уничтожу остаток их на берегу моря». (Иез 25:16) И этот остаток Израиль пытается уничтожить до сих пор. Зачем? Ведь ещё Исаак спасался у них от голода:

— Иакова (Израиля) (ивр. Яаков – букв. «следующий по пятам»), 3-го еврейского патриарха (2238 – 2385 A.M.; 1523 – 1376 днэ; прожил 147 лет). Сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля». Ещё в утробе матери начинается соперничество Иакова с его братом-близнецом Исавом, во всём ему противоположном. Услышав, как сыновья её в утробе стали биться, Ревекка спрашивает Бога об этом и Тот отвечает: «два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и старший будет служить младшему» (Быт 25:23). Первым из близнецов появляется на свет Исав (поэтому он считался первородным сыном), «потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков» («пята», «подошва»).

Иаков – родоначальник народа Израиля. Считался кротким человеком, по желанию матери Ревекки удалялся из Ханаана в Месопотамию в Падан-Арам к своему дяде Лавану, правителю Харрана. Его первой женой стала Лия, старшая дочь дяди, она родила сыновей Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона и дочь Дину. Другой женой Иакова была Рахиль, младшая сестра-близнец Лии. Она родила Иосифа и Вениамина. Служанка Валла родила Иакову сыновей Дана и Неффалима. Служанка Зелфа родила Иакову сыновей Гада и Асира. Через двадцать лет Иаков вернулся в Ханаан вместе со всем семейством, купил поля близ Сихема, раскинул в них свой шатёр и стал жить. Там он и умер; погребён в Хевроне в пещере Махпела.

Его жёны: Иегудифа, дочь Беэра Хеттеянина, Васемафа и Ада, дочери Елона Хеттеянина, Оливема, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, Васемафа, дочь Измаила.

Их дети: Елифаз, Рагуил, Иеус, Иеглом, Корей;

— Иуды (ивр. Иехуды), 4-го сына Иакова и Лии (2326 – 2455 A.M.; 1435 – 1306 днэ; прожил 129 лет). Родился в Месопотамии. Жил отдельно от братьев близ Одолламитянина. Его первая жена, дочь Хананеянина, родила Ира, Онана и Шелу. У сына Ира была жена Фамарь, но сам он рано умер, и детей у них не было. Потом Фамарь родила близнецов Фареса и Зару от своего свёкра Иуды;

— Фареса (ивр. Перец). 28-летняя Фамарь (ивр. Тамар) рожает его вместе с близнецом Зарой (ивр. Зарах) от 42-летнего свёкра Иуды в 2368 A.M. (1393 днэ) (2368 – 2470 A.M.; 1393 – 1291 днэ; прожил – в Египте – 102 года);

— Есрома (ивр. Хецрон), сына Фареса; (2408 – 2493 A.M.; 1353 – 1268 днэ; прожил 85 лет);

— Арама (ивр. Рам), сына Есрома (2428 – 2538 A.M.; 1333 – 1233 днэ; прожил 110 лет);

— Аминадава (ивр. Амминадав), сына Арама (2447 – 2547 A.M.; 1314 – 1214 днэ; прожил 100 лет);

— Наассона (ивр. Нахшон), сына Аминадава (2512 – 2607 A.M.; 1249 – 1154 днэ); прожил 95 лет. Отец Салмона, предок Вооза и царя Давида, Сын Аминадава, глава колена Иегуды в период Исхода евреев из Египта; сын Аминадава, брат Элишевы (Елизаветы), жены Аарона. Когда евреи оказались перед Красным морем, Нахшон первым вошёл в море, уповая на Господа. Когда воды моря уже почти захлестнули его, произошло чудо и разверзлись воды моря.

В старославянской транскрипции принято написание Наассон; в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора («БЭАН») упоминается как Касон.

В иврите слово נַחְשוֹן означает профессию змеелова (от слова נַחָש [нахАш] – змея) и птицу-змеешейку. В связи с этим в переносном смысле имя Нахшон означает «упорный».

Имя Нахшона, сына Аминадава, в Израиле присвоено отряду специального назначения управления израильских тюрем;

— Салмона (ивр. Салма, «тенистый»), сына Наассона (2546 – 2636 A.M.; 1215 – 1125 днэ; прожил 90 лет). В 1189 днэ, в год «Входа» в Ханаан, он знакомится со своей будущей женой Иерихонской блудницей Рахав. В 1183 днэ Салмон женится на Рахав, и в 1179 днэ у них рождается сын Вооз. Прапрабабка царя Давида оказалась хананеянкой;

— Вооза (ивр. Боаз), сына Салмона и Раав, будущей прапрабабки царя Давида (2582 – 2670 A.M.; 1179 – 1091 днэ; прожил 88 лет) (уже в Ханаане: 15 лет при Иисусе Навине, и 73 – во Время Судей Израильских);

— Овида (ивр. Овед), сына Вооза и будущей прабабки царя Давида моавитянки Руфь (2642 2776 A.M.; 1119 – 985 днэ). Прожил 134 года (66 – во Время Судей Израильских, 40 лет – в царстве Саула и последние 28 лет – в царстве своего внука, который скончался позже своего деда всего лишь на 12 лет. Рождён 60-летним Воозом и 20-летней Руфь. Сам же зачал своего сына Иессея (отца царя Давида) в 36 лет;

— Иессея (ивр. Ишай), сына Овида; 2678 – 2758 A.M.; 1083 – 1003 днэ; прожил 80 лет (30 – во время Судей Израильских, 40 – в царстве Саула, и 40 – в царстве сына). Родился в Ефрафе (Вифлееме); жена – Нацевет бат Адаэль. От Саула скрывался в Одолламской пещере, затем – у царя моавитян;

— Давида, сына Иессея; 2628 – 2698 A.M.; 1043 – 973 днэ; прожил 70 лет (30 – в царстве Саула, и 40 – в собственном царстве). Родился в Ефрафе (Вифлееме) в качестве 8-ого (младшего) сына в семье 40-летнего Иессея и его супруги Нацевет бат Адаэль. Имел белокурые волосы, то есть по их цвету отличался от своих сограждан. Вначале Давид пас овец на полях своего отца, а в девятнадцать лет был помазан на царство пророком Самуилом. После этого служил оруженосцем у Саула, царя Иудеи. Однажды во время единоборства победил филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи. Потом женился на Мелхоле, дочери царя. После гибели Саула царствовал семь с половиной лет над коленом Иудиным, потом стал царём всего Израиля и правил сорок лет. Вначале овладел Иерусалимом, взял крепость Сион у иевусеев, и сделал её столицей. Потом воевал с аммонитянами. После насильственной смерти Урии, хеттеянина, вступил в незаконное сожительство с его вдовой Вирсавией, она и родила Соломона. После возмущения Авессалома бежал из столицы и долго скрывался. После смерти Авессалома вернулся на престол;

— Соломона (ивр. Шломо), сына царя Давида (1003-933днэ);

— Симеона Богоприимца (372-12 днэ; праведно прожил 360 лет);

— Анны Пророчицы (96-12 днэ; праведно прожила 84 года);

— деда Иисуса Христа по матери Иоакима (100-20 днэ; Иоаким [Варлафирович] праведно прожил 80 лет);

— «земного отца» Иисуса Иосифа Обручника (Плотника) (92 днэ – 19.03.19; Иосиф [Иаковович] праведно прожил 111 лет);

— Богопраматери Анны [Матфановны] (80 днэ, Вифлеем – 15.08.3 днэ, Иерусалим; прожила 77 лет; дочь родила в 54 года);

— Богородицы Марии [Иоакимовны] – Пресвятой Девы Марии, 74-го потомка Адама на Земле (8.09.26 днэ, Назарет – 15.08.48, Иерусалим; прожила на земле 74 года);

— апостола Варнавы (86 днэ, Саламин – 11.06.62, там же);

— апостола Петра (Симона Ионина); (5.07.2, Вифсаида – 29.06.67, Рим)

— апостола Павла (Савла; Шауля) (5, Тарс – 29.06.67, Рим);

— Оригена Адаманта (185, Александрия – 254, Тир); греческий христианский теолог, философ, учёный; основатель библейской филологии; автор термина «Богочеловек»;

— Флавии Юлии Елены Августы, Елены Равноапостольной (250-330), матери Константина I Великого, первого христианского императора;

— основоположника ислама пророка Мухаммеда (12.03.570-08.12.632); имел 12 жён.

P.S.5. Наши сведения о жизни основоположника христианства Иисуса ничтожны. То, что рассказано о нём в Новом завете, – результат полной мифологизации его личности и учения, лишающей Иисуса каких бы то ни было живых человеческих черт. Его образ потерял именно то, что стремились в нём подчеркнуть евангелисты: свою единственность и неповторимость. Попробуем эти потери восполнить – в наших последующих публикациях на сайте.


17 апреля 2022, когда все лютеране мира (включая казанских, татарстанских и российских) празднуют Воскресенье Христово (Пасху), в России (на Руси) отмечают, по народному месяцеслову, старинный праздник – Ольховые смотрины. Всей деревней раньше ходили смотреть, как цветёт ольха. Вслушивались в первое пение сверчка. С небес ловили первый крик журавлей. Сейчас эта благостная старина, эта близость к природе уходят в прошлое. Но с приближением Пасхи попробуем кое-что из этого вспомнить.

По народным приметам, 17 апреля просыпаются сверчки. Крестьяне в этот день шли за деревню смотреть, как зацветает ольха. В народном календаре дата получила названия: Иосиф; Иосиф Песнопевец; Ольховые смотрины.

Православной церковью – ведущей христианской церковью нашей страны – сегодня почитается преподобный Иосиф Песнописец. Это христианский святой родился около 816 года на Сицилии, где и получил воспитание. Затем вступил в Солунский монастырь, где вёл строгий аскетический образ жизни. После посвящения в пресвитеры он переехал в Константинополь. Византийский император Лев Армянин, иконоборец, преследовал и заключил святого в тюрьму. После освобождения Иосиф устроил монастырь при храме Златоуста, но вскоре его опять лишили свободы и сослали в Херсонес. Императрица Феодора освободила его оттуда и назначила скевофилаксом патриаршей кафедры.

Преподобный Иосиф был одарён поэтическим талантом. Всю свою деятельность он посвятил составлению богослужебных песнопений. Он составил около 300 канонов – больше, чем кто-либо из церковных песнописцев. Лучшие из них – каноны покаяния. Умер святой в 886 году в Константинополе. Патриарх Фитий назвал его «ангелом Божиим», «отцом отцов».

Народный календарь, основанный на устной культуре наших предков, изменил определение преподобного Иосифа: из песнописца богослужебных святцев он стал песнопевцем.

Наверное, не случайно именно к этому дню в народном месяцеслове приурочено пробуждение сверчка от зимней спячки: На Иосифа песнопевца сверчок просыпается.

В некоторых местах с пробуждением сверчков связывалось начало пахоты:

Сверчок кричит – пора пахать под рожь.

Медведки закричали – сей пшеницу.

Согласно В.И. Далю, сверчками на Руси назывались сами сверчки (запечные), кузнечики (лесные и полевые), медведки (земляные сверчки).

Подмечали, что с этого дня начинает не только петь сверчок, но и в первый раз подаёт голос журавль. Эти птицы считались защитниками от зла. К ним обращались с просьбой защитить от плохих ветров и нечистой силы. Считали, что только после прилёта журавлей наступает настоящая весна:

Первая ласточка – ещё не весна, настоящую весну приносит журавль на крыльях.

Земледельцы в этот день отправлялись за деревню, чтобы посмотреть, как зацветает ольха. Это дерево – ранний медонос. Растёт оно по речным берегам и сырым лугам. Рано весной распускаются цветы ольхи, сияя желтизной. Их называют ольховыми серёжками (вспоминается Булат Окуджава). Осенью вместо цветов появляются мелкие шишечки.

Пыльцу ольхи смешивали с сахаром и весной подкармливали пчёл. С лечебной целью употребляют листья и кору молодых веток, а также соцветия – шишки ольхи, имеющие терпкий вкус. Настои и отвары из молодой коры и шишек ольхи действуют как противовоспалительное, вяжущее и кровоостанавливающее средство. Употребляют их для лечения хронических и острых воспалений кишечника. При простудах и болях в суставах назначают сухие ванны из свежих листьев. Отварами из молодых листьев, шишек или коры полощут горло при ангине, стоматите и для укрепления десен.

Настой из шишек ольхи применяют при расстройстве кишечника:

В эмалированную посуду поместить 2 столовых ложки соплодий ольхи, залить 1 стаканом горячей кипяченой воды. Кастрюлю накрыть крышкой и 15 минут держать на водяной бане. После снятия с водяной бани сразу процедить, не охлаждая. Оставшееся сырьё отжать, довести кипячёной водой объём полученного настоя до 1 стакана. Хранить настой в холодильнике не более двух суток. Принимать 2-3 раза в день по 0,5 стакана за полчаса до еды как вяжущее средство при диарее.

17 апреля много серёжек на ольхе – к урожаю овса, много шишек – ячмень уродится.

Если берёза раньше ольхи лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперёд – дождливое.

Сверчок сверчит – пора пахать рожь.

Сны под этот день и приснившиеся днём 17 апреля могут исполниться через 12 дней. Если этого не произойдет, то в дальнейшем ждать их исполнения не стоит.

Людей, родившихся 17 апреля, природа наделила красотой. Им подходит рубин.