Home ХроникаВниманию художников-российских немцев
Вниманию художников-российских немцев

Вниманию художников-российских немцев

Информация от Тимофея Бенинга, нашего казанского художника из числа РН, входит в ТОРН:

,,Всем привет, дорогие коллеги! Для начала представлюсь. Я являюсь руководителем Казанского клуба «Книга Художника».

С начала 2018 года мы провели две международные выставки в Казани, а также несколько зарубежных (РКДЦ Париж; Никольский собор, Амстердам; Art primitive gallery, Милан).

О том, что представляет собой книга художника, можно посмотреть в наших группах в Фейсбуке и ВКонтакте. Ссылки пришлю.

В настоящее время мы хотим пригласить вас в интереснейший проект «Книга Дада».

В двух словах: 

В проекте примут участие 20 художников. Участники представляют 2 — 5 работ размера А3 (30#40 сантиметров), выполненных в любой из техник печатной графики, а также коллаж и др. Тема – дадаизм и его немецкие представители.

Результатом проекта будет книга Livre d’artiste, которая удобна для организации выставок. В ней представлены творческие биографии участников, вступительные статьи искусствоведов и всемирно известных специалистов в этой области.

В первом этапе уже приняли участие такие корифеи как Михаил Погарский, Василий Власов, Кира Матисен, Валерий Корчагин.

А также всемирно известный американский художник итальянского происхождения Пикассо Гаглионе.

Кроме того, участвуют художники из Канады, Великобритании, Индии и Румынии.

Так что проект очень статусный.

Каждый участник получит экземпляр уникальной Книги, а также сертификат об участии.

Прошу вас не сомневаться и поддержать проект своим участием.

Давайте докажем, что мы не зря являемся сородичами великого Иоганна Гутенберга!

Покажем техничные, стильные и осмысленные работы.

Буду благодарен всем, кто в качестве заявке об участии скинет мне в личку свой емейл с указанием имени и фамилии.

Надеюсь это займёт 1-2 дня.

Пожалуйста, не стесняйтесь задавать вопросы!

Сейчас мы ждём от вас работы в электронном виде или фото.

Традиционно у нас две номинации:

1. Оригинальные работы в любых техниках (линогравюра, офорт, монотипия, колография, коллаж, смешанные техники и др.)

2. Дополнительная номинация:

Компьютерные техники.

Наша цель – представить наше творчество во всех Немецких Домах России и тем самым «зажечь» людей для участия в новых запланированных проектах.

А также – участие в престижных российских и международных выставках.

В октябре и феврале мы в качестве специального гостя приглашены участвовать в Русском книжном салоне в Париже…

Так что добро пожаловать на проект!

Отправляйте пожалуйста мне заявку на номер телефона

+7 917 241 73 22 (Вацап)

https://vk.com/club176514220

Юрий Гик


Дада в Германии

Дада, как известно, зародилось в 1916 году в арт-кафе «Кабаре Вольтер» в швейцарском Цюрихе. Почему серию провокационных акций, смешивающих пацифизм, абсурд и современное на тот момент искусство, назвали именно «Дада» доподлинно неизвестно. Существует анекдот, что Тристан Тцара воткнул нож во французский словарь, и он открылся на статье «Дада» — деревянная лошадка-качалка (фр.). Однако более подтвержденным, и даже бесспорным, является факт участия немецких художников с самых основ движения в «Кабаре» – например, Рихарда Хюльзенбека. Несомненным также является создание собственного самобытного ответвления именно немецкого Дада со своей спецификой и героями. Немецкое Дада характеризуется общественно-политической активностью – в отличие от пацифистских экспериментов Цюриха или литературоцентричности Дада в Париже. Это отражало общую обстановку в Германии, где произошла революция по окончании Первой мировой войны. И многие деятели Дада здесь отражали левые идеи, часть вступила в Коммунистическую партию. Именно дадаисты создали в это время известное на всю Европу издательство «Малик», в котором печатался, в том числе, и Владимир Маяковский. В Германии сформировалось несколько центров Дада: Берлин, Кельн, Ганновер. В Каждом центре существовали свои лидеры. Наиболее активна была столица – Берлин. Здесь лавры лидерства делили Рихард Хюльзенбек, Рауль Хаусман и Йоханнес Баадер. В Кельне наиболее активен был Макс Эрнст. В Ганновере царил Курт Швиттерс с настолько разнообразным и радикальным творчеством, что его часто противопоставляют остальным немецким дадаистам вместе взятым. Рассмотрим деятельность основных персонажей Дада подробнее.

Рихард Хюльзенбек

Немцы Рихард Хюльзенбек и Ханс (Жан) Арп являются сооснователями и авторами первых вечеров в цюрихском «Кабаре Вольтер». Хюльзенбек был признан негодным к армии в годы Первой мировой войны из-за невралгии. Однако благодаря пацифизму и организации антивоенных акций он в феврале 1916 года оказался в Цюрихе, опоздав на несколько дней на открытие «Кабаре». В Швейцарии Хюльзенбек занимался радикальными поэтическими экспериментами: от симультанной поэзии до исполнения «негритянских» песен. В начале 1917 года Хюльзенбек переезжает в Берлин, где продолжает дело Дада с помощью новых друзей: Рауля Хаусмана, Йоханнеса Баадера, братьев Херцфельде. Хюльзенбек был прежде всего поэтом, художественные эксперименты его не интересовали, и в этом он существенно отличается от своих коллег по цеху, обладавших более универсальными талантами. Однако это не помешало ему организовать «Международную Дада ярмарку» в 1920. В 1918 году Хюльзенбек выпускает дадаистский манифест, где объясняет принципы Дада. Этот манифест подписали цюрихские дадаисты. В 1920 году Хюльзенбек выпускает «Альманах Дада» с ключевыми текстами швейцарских, немецких и французских дадаистов. В этом же году вместе с Хаусманом и Баадером совершает турне по соседним странам, где выступают с лекциями и яркими перформансами. Главным перформансом оказался побег Баадера с кассой за выступления, но об этом ниже. В поэтическом творчестве в берлинский период Хюльзенбек отошел от радикальных экспериментов Цюриха. Его творчество тематически продолжает итальянский футуризм с интересом к абсурду и «низким» темам. Отдельные стихотворения можно отнести к экспрессионизму. Хюльзенбек был де-факто лидером берлинского Дада. Именно с ним боролся Курт Швиттерс, разделив дадаистов на ядерных и оболочечных (hulse (нем.) — оболочка).

Хюльзенбек с самого начала своими текстами стал вписывать Дада в историю искусства. В 1933 году он был запрещен к публикации нацистами, и через 3 года эмигрировал в США, где сменил имя на Чарльза Халбека. В Америке он работал врачом-психиатром, первой немецкой специальности.

Хюльзенбек не считал Дада умершим течением искусства вплоть до самой смерти в 1974. И мы можем, отчасти, с этим согласиться, опираясь на множество направлений современного искусства – от французского Нового реализма до международной сети мэйл-арта, продолжающих дух и букву Дада.

Рауль Хаусман

Рауль Хаусман является одним из основателей берлинского Дада. К приезду Хюльзенбека Хаусман уже состоялся как писатель и успел разочароваться в немецком экспрессионизме. Поэтому он быстро воспринял абсурдные идеи Дада и трансформировал их с учетом актуальной для Германии левой повестки. Хаусман был мозговым центром берлинского Дада – за это его наградили почетным прозвищем Дадасофа. «Дада в первую очередь есть честное желание показать без прикрас собственную внутреннюю ситуацию». «Дада – не народное искусство, дада это тактика ликвидации старого и подготовки (может быть) нового общественного договора». «Дада – это воля не быть гением». «ДАДА – палач буржуазной души». Так объяснял свое понимание Дада Хаусман.

Но Хаусман известен не только своими провокационными текстами. Хаусман является одним из создателей фотомонтажа – яркой художественной визитной карточки Дада. Фотомонтаж стилистически является продолжением синтетического кубизма – с более смелым включением типографских артефактов и с политической составляющей. Также Хаусман является автором крайне интересных оптофонетических плакатов – заумных текстов со шрифтовой игрой. Они продолжают линию «слов на свободе» итальянского футуризма и экспериментов в книгах русского футуризма. В свою очередь, эти плакаты оказали влияние на творчество эмигрировавшего в 1920 году в Париж одного из лидеров русского футуризма Ильи Зданевича.

Хаусман делал интересные скульптурные объекты с применением необычных материалов – позже такие объекты стали называться инсталляциями. Современники отмечали необычный способ танцевать у Хаусмана – что можно рассматривать как ранний образец искусства перформанса.

Дадасоф Хаусман был одним из титанов немецкого Дада. К сожалению, после разрыва с Ханной Хех в 1922 году Хаусман прекратил художественные эксперименты. Но, как и Хюльзенбек, он до конца жизни писал и проповедовал идеи Дада.

Йоханнес Баадер

Йоханнес Баадер был давним другом Рауля Хаусмана. В 1918 году они работали в журнале «Фрайе Штрассе», и вместе с Хюльзенбеком выпустили специальный номер журнала, посвященный Дада – что считается одним из первых событий Дада в Германии. Баадер изначально был каменщиком. Позже стал архитектором, спроектировавшим Всемирный Храм, посвященный всем религиям (не построен) и один из берлинских зоопарков (также не построен). Баадер, как и большинство немецких дадаистов, писал эпатажные тексты. «Все люди – ангелы и живут на небе». «Мировому сознанию Бог не нужен». «Дада – это хаос, из которого возникают тысячи порядков, которые вновь переплетаются в хаосе дада». Тексты больше абсурдны, чем политизированы, и в этом смысле ближе к изначальному цюрихскому Дада.

Как архитектору, Баадеру были близки прото-инсталляции. Возможно, он повлиял в этом увлечении на Хаусмана. Наиболее известна «Большая пласто-дио-дада-драма» — башня из дерева, картона и разнообразных объектов: мышеловки, плетеной корзины, куска печной трубы и т.п. К сожалению, конструкция не сохранилась, осталась только фотография. Позже идею подхватил Курт Швиттерс, воздвигнув знаменитую башню Merzbau.

Баадер, очевидно под влиянием Хаусмана, занимался и фотомонтажами. Впрочем, у Баадера они носили скорее антихристианский, чем политический характер.

Однако известен Баадер не фотомонтажами, не инсталляциями или текстами, а своими провокационными акциями. В 1917 году его признали официально безумным и юридически невменяемым, что давало ему возможность совершать весьма радикальные действия. Именно Баадер разбрасывал в Рейхстаге листовки с требованием избрать себя президентом Германии. В Берлинском соборе он сорвал проповедь главного капеллана криками «Христос для тебя колбаса». Но главной и финальной для Баадера акцией был побег из Праги во время Дада-турне, где он бросил Хаусмана и Хюльзенбека в 1920 году. В Праге были приняты особые меры безопасности в связи с приездом дадаистов, от которых не знали, чего ожидать. Баадер, думавший о веселом заработке, напрягся, увидев пистолеты у ряда будущих зрителей их представлений. Он сбежал подло, оставив друзьям записку, что пошел на почту. Хаусману и Хюльзенбеку пришлось работать на сцене без Баадера. Позже они поняли, что Баадер сбежал с деньгами, заработанными на предыдущих выступлениях турне. Так бесславно окончилась карьера одного из самых отвязных художников XX века.

Джон Хартфилд

Джон Хартфилд – убежденный пацифист. Настоящее имя – Гельмут Херцфельде, имя поменял на английский манер, поскольку не считал возможным носить немецкое имя в годы Первой мировой войны. В 1917 году вместе с братом Виландом Херцфельде основал издательство «Малик» — одно из самых левых европейских издательств, где печатались многие писатели – от деятелей Дада до Маяковского. Хартфилд – один из наиболее радикальных левых в Дада, в 1918 году он вступил в Коммунистическую партию.

Тексты Хартфилда чрезвычайно политизированы. «Искусство и художник являются изобретением буржуазии, и поэтому в государстве они могут выступать лишь на стороне господствующего класса, то есть на стороне буржуазии».

Хартфилд известен как изобретатель фотомонтажа, пальму первенства он оспаривает с Хаусманом. Фотомонтажи Хартфилда смелее и политически острее, чем у Хаусмана. Позже Хартфилд применит свои таланты для антинацистской пропаганды.

Хартфилд был одним из организаторов «Дада-ярмарки» 1920 года и соавтором наиболее скандального экспоната – пародийного изображения немецкого офицера, парящего под потолком выставки. За этот экспонат Хартфилд чуть не угодил в тюрьму.

С приходом к власти нацистов Хартфилд эмигрировал из Германии, жил в разных странах, в т.ч. в СССР. После Второй мировой войны Хартфилд вернулся в ГДР. В 1957 году он получил Национальную премию за свой вклад в борьбу с фашизмом.

Курт Швиттерс

Курт Швиттерс жил в Ганновере и делал близкие дадаистам эксперименты в литературе и художественном творчестве. Он не был в списке членов Дада (там было формальное членство). Он даже подавал заявление, но бдительные Хюльзенбек и Хаусман его не приняли. Тогда Швиттерс, не долго думая, основал свое художественное течение «Мерц». Название взято из центрального слога слова «Коммерцбанк» — чтобы подчеркнуть абсурдный характер течения. Современные искусствоведы не разделяют Мерц и Дада, и Швиттерса обычно считают дадаистом.

В литературе Швиттерс продолжал эксперименты цюрихского Дада – заумные фонетические стихи. Особенно известна его «Прасоната», к счастью сохранившаяся в исполнении самого Швиттерса.

Швиттерс известен своими коллажами. Он не пошел по пути фотомонтажа Хаусмана и Хартфилда. Его коллажи обычно небольшого размера и не имеют политической составляющей. Однако они используют артефакты из жизни: трамвайные билеты, чеки из магазинов и т.п. В этом смысле коллажи близки к реди-мэйдам Марселя Дюшана.

Также Швиттерс известен как автор Merzbau – колонны из артефактов, похожей на «дада-драму» Баадера. Эту колонну Швиттерс строил три раза: в Германии, Англии и Норвегии – куда приходилось убегать по жизненным обстоятельствам.

Идеи Швиттерса опередили время и оказали влияние на многие поколения послевоенных художников. Сейчас в Ганновере есть музей этого художника.

Другие художники

Дада в Германии, разумеется, не исчерпывается этими несколькими именами. Позднее известный как сюрреалист Макс Эрнст, великолепная Ханна Хех, разнообразный Ханс Арп, острый карикатурист Георг Гросс, фантастический Бааргельд – вот далеко не полный список основных активистов немецкого Дада. Большинство из этого списка было подвергнуто репрессиям со стороны нацистов и были вынуждены бежать в 1930-е. Такова цена свободы творческого выражения, имя которому ДАДА.

https://vk.com/wall-176514220_146

https://vk.com/wall-176514220_147

https://vk.com/wall-176514220_148

Добро пожаловать на проект! Ждём Ваших шедевров!

x-tim@yandex.ru