Home Немцы РоссииДом, который построили немцы
Дом, который построили немцы

Дом, который построили немцы

Календарь на 2023 год «Где наша церковь стоит…», который выпустил Международный союз немецкой культуры, рассказывает об архитектурном наследии российских немцев. «МНГ» поговорила о нем с автором текстов и дизайна календаря, историком архитектуры Сергеем Терёхиным.

Календарь дает представление об архитектурном наследии российских немцев. Но при этом показывает кирхи. Значит ли это, что архитектурное наследие – это прежде всего церковные здания?

Сергей Терёхин: Нет, конечно. Это своего рода верхушка айсберга. То, что наиболее высоко поднимается над горизонтом. Сохранились и жилые строения, хозяйственные объекты, здания школ, пусть не везде, пусть в гораздо худшем состоянии. Но именно церкви всегда были приоритетными постройками, которые аккумулировали ресурсы своих приходов, поэтому они в большинстве своем лучше сохранились.

Евангелическо-лютеранский храм Святого Павла во Владивостоке (фрагмент календаря)

Вообще можно говорить об архитектуре российских немцев как о понятии?

Сергей Терёхин: В 1990-х годах я предложил термин «переселенческая архитектура». В ходе многолетних натурных и архивных исследований, библиографических изысканий и проектирования я убедился и убедил многих в том, что он имеет место быть. В 2021 году в Нюрнберге вышла моя книга, которая обобщает рассуждения о переселенческой архитектуре. К ней я отношу не только те памятники, которые были созданы немцами-колонистами на территории Российской империи, но и аналогичные в Северной и Южной Америке – в Аргентине, Бразилии, США, Канаде, куда этнические немцы, транзитом оказавшиеся в России, поехали в конце XIX – начале XX века. Удивительно, но эти памятники архитектуры узнаваемы.

Городок Сан-Хосе в провинции Буэнос-Айрес в Аргентине основали в 1887-м немцы из Поволжья / Фото: Кристина Виталон

Но какие-то яркие примеры назвать, наверное, сложно?

Сергей Терёхин: Сложно. Это же не Гауди и не Шехтель, не уникальные произведения. Это жилая среда, в которой люди существовали. Но она ясно читается, потому что она комплексная. Это определенная система планировки населенных пунктов, расположения основных объектов в пределах этой планировки и это собственно домики. Они строились не в той манере, которая была характерна для «титульной» среды, но по схожим представлениям, в схожей эстетике и на Волге, и в Сибири.

Вы не считаете, что эта среда узнаваема только для экспертов? Это же не фахверковые домики.

Сергей Терёхин: Есть зрительно угадываемые примеры. Например, музей-заповедник «Старая Сарепта» в Волгограде. Даже не профессионалы, не разбирающиеся в архитектуре люди, которые там оказываются, понимают, что это нечто самодостаточное, особенное. В России появляются инициативы, направленные на восстановление фрагментов немецкой среды. Прежде всего они связаны с восстановлением и дальнейшим использованием церквей, которые служат магнитами. Яркие примеры – Зоркино и Верхний Еруслан в Поволжье. Известны и другие попытки восстановить и популяризировать эту среду.

Евангелическо-лютеранский храм Иисуса Христа в селе Зоркино Марксовского района Саратовской области

Всё равно их мало. Какой путь сохранения архитектурного наследия российских немцев вы видите?

Сергей Терёхин: Я постоянно об этом думаю. Ведь это не только моя работа, это моя жизнь – я занимаюсь архитектурой немцев России много десятилетий. Пик интереса к наследию был все-таки в 1990- е годы. Мы в то время успели, например, произвести фронтальное обследование территории бывшей немецкой республики и выявили практически все объекты, которые могли хотя бы находиться под охраной государства. На них были оформлены соответствующие охранные документы. Список был очень большой. В следующее десятилетие его покромсали: кто будет заниматься охраной сотен жилых домов? Но всё равно список наиболее значимых строений есть, и он как минимум означает, что их нельзя просто взять и снести. Сейчас нередко старинные здания включают в современную жизнь и тем самым сохраняют их. В России отдельные удачные примеры и с фабриками, мельницами, кирхами, построенными немцами. Очень многое зависит от региона.

В календаре представлено 12 церквей. Чем вы руководствовались, отбирая «героев»?

Сергей Терёхин: Мне было важно показать географический охват сохранившихся церквей – от Владивостока до Калининграда – и рассказать о них. Коллеги из Международного союза немецкой культуры стремились представить различные инициативы центров встреч, общин, которые связаны с восстановлением таких объектов, их включением в религиозную и гуманитарную деятельность российских немцев на местах. Эти два подхода и предопределили выбор. И он был непростым: если бы месяцев было больше, у нас нашлось бы что еще показать…

Евангелическо-лютеранская церковь в селе Верхний Еруслан Старополтавского района Волгоградской области

Какая церковь на обложке? К сожалению, она не подписана.

Сергей Терёхин: Это евангелическо-лютеранская церковь в Верхнем Еруслане. Фотография сделана в 1993 году, когда я совместно с Землячеством немцев из России готовил календарь, посвященный немецким церквям в Поволжье. У меня до сих пор хранятся те слайды. Мне кажется, сюжет обложки собирателен и хорошо отражает концепцию календаря: в Верхнем Еруслане энтузиастами ведется сегодня большая работа.

Архитектура российских немцев – это только прошлое? Ей есть место в будущем?

Сергей Терёхин: Потомки поволжских, причерноморских немцев в США или Аргентине просто горят своим культурным наследием. Постоянно проводят связанные с ним праздники, конкурсы, викторины, концерты. Даже немного завидно. Надеюсь, и в России архитектурное наследие немцев будет встроено в современную жизнь и наполнено новыми смыслами.

Ольга Силантьева

Оригинал статьи