Home Отзвуки бытияЧто делать — знает прокурор…
Что делать — знает прокурор…

Что делать — знает прокурор…

Куда делся честный Генпрокурор и кандидат в президенты РФ Юрий Скуратов, пытавшийся посадить Чубайса и ещё 780 чиновников

Мы много пишем о нечистых на руку чиновниках, которые в разные годы и при разных правителях рвали зубами государственный бюджет как бульдог кошку. Но был в истории новейшей России человек, который мог если не полностью искоренить коррупцию, то по крайней мере значительно проредить ряды тех, кого сегодня принято называть «элитой». Речь пойдёт о Генеральном прокуроре Юрие Скуратове, который оставил за собой такой яркий след, что некоторые до сих пор с содроганием вспоминают его имя. Именно Юрий Ильич чуть было не вывел на чистую воду практически половину правительства, но ему так и не дали довести задуманное до конца. Но обо всём по порядку.

Родился Юрий Скуратов в июне 1952 года в Улан-Удэ, столице Бурятской АССР. Окончив школу, в 1968 году поступил в Свердловский юридический институт, и окончил на отлично не только ВУЗ по специальности «Правоведение», но и аспирантуру. В период 1973-1974 гг. служил во внутренних войсках в спецбатальоне милиции в Приморском крае. В середине 70-х годов Юрий женился на девушке по имени Елена, инженере-экономисте по образованию. В браке у пары родилось два ребенка – сын Дмитрий и дочь Александра.

В 1977 году Скуратов вернулся в родной ВУЗ в качестве преподавателя, и вскоре становится доцентом, а затем и деканом судебно-прокурорского факультета. В 1987 году Юрий Ильич в свои 35 лет стал самым молодым доктором юридических наук и профессором в Советском Союзе.

Успехи перспективного молодого профессора не могли остаться незамеченными, и его в 1989 году пригласили на работу в аппарат ЦК КПСС. На первых порах ему досталась неприметная должность в отделе по правовым вопросам и законодательным инициативам. Но уже в 1991 году он занял должность старшего консультанта по правовым вопросам глав Межреспубликанской службы безопасности. Это было уже новое время – время беспредела и коррупции невиданного размаха.

Спустя всего два года будущий Генеральный прокурор занял пост директора НИИ при Генпрокуратуре. Именно на его кандидатуре в 1995 году остановился президент Борис Николаевич Ельцин, искавший человека на должность Генпрокурора. К выполнению своих обязанностей Скуратов приступил 24 октября 1995 года. На первых порах своей карьеры в должности главного прокурора страны он не был широко известен широкой публике, пока не взялся инициировать расследование сразу нескольких громких дел, затронувших самые высокие кабинеты российской власти.

Началось всё в августе 1998 года, когда произошёл знаменитый дефолт. Одной из основных причин обвала рынка стал крах ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Страна буквально за один день скатилась в пропасть усилиями группы преступников в чиновничьем обличии. Юрий Ильич был, пожалуй, единственным в насквозь коррумпированной и криминализированной стране, который стал искать людей, спровоцировавших эту ситуацию своими махинациями. В результате усилиями прокурора было инициировано расследование в отношении 780 крупных государственных чиновников. Это был единственный случай в истории России, когда под жернова правосудия могли угодить лица, считавшие себя неприкосновенными.

Обвинения в отношении чиновников строились на том, что они использовали в игре на рынке информацию, которая была ими получена благодаря использованию своего служебного положения. Основными фигурантами дела у Генпрокурора стал печально известный Анатолий Чубайс, бывший глава МИДа Андрей Козырев, замминистра финансов Андрей Вавилов, вице-премьер правительства Валерий Серов. Где эти персонажи сегодня, думаем, рассказывать не надо.

Ещё одно скандальное дело, которым занялся Скуратов, случившееся ещё до его назначения, стало дело об убийстве генерального директора телеканала «ОРТ» Влада Листьева, застреленного киллером в своём подъезде. Спустя годы Юрий Ильич скажет, что, при должном усердии, дело это можно было раскрыть. Тогда основным подозреваемым стал покойный ныне Борис Березовский, про которого Скуратов говорил так:

«Роль Березовского в этом деле была непростой. С одной стороны, мы так и не сумели добыть доказательств, чтобы официально заявить, что он был организатором или заказчиком этого громкого преступления. Но, с другой стороны, очевидно, что именно он воспрепятствовал проведению обыска по горячим следам, что нанесло серьёзный ущерб расследованию…».

Затем последовало ещё одно расследование, которое получило международный резонанс. Речь идёт об отмывании денег в швейцарском банке «Banco del Gottardo». Эти сведения Скуратову передала в Москву швейцарский прокурор Карла дель Понто. Юрий Ильич тут же возбудил уголовное дело в отношении чиновников Управления делами президента. Речь шла о злоупотреблениях при заключении контрактов по реконструкции Московского Кремля.

Информация по этому делу была передана Скуратову после того, как швейцарская сторона провела своё расследование в отношении фирмы «Mabetex Engineering» и её дочки «Mercata Trading & Engineering SA». Правоохранители Швейцарии в ходе проведённого расследования выяснили, что за получение подрядов на реконструкцию Кремля, компания давала взятки российским чиновникам. По их мнению, управляющему делами президента Павлу Бородину было выплачено 25,6 миллионов долларов. Но т, что с успехом расследовалось в Швейцарии, в России сразу встретило отчаянное сопротивление со стороны политической элиты. А когда Скуратов в 1999 году со скандалом вынужден был покинуть свой пост, об уголовном деле сразу забыли.

Когда во властных кругах появляется честный человек, у окружающей его коррумпированной чиновничьей стаи он вызывает, мягко говоря, раздражение. А когда он начинает совать нос не в свои дела и инициирует громкие расследования, то у него появляются все шансы стать самому фигурантом громкого дела. Что, собственно, и произошло со Скуратовым. Так, как поступили с ним, не поступали ни до, ни после. Это было, пожалуй, самое омерзительное устранение неугодного чиновника, которое можно было только придумать.

Однажды, в первый весенний месяц 1999 года на телеканале «РТР» в ночном выпуске информационной программы «Вести» зрителям показали документальный фильм под названием «Трое в постели». В этом фильме, по заявлению ведущих одного из центральных каналов страны, «человек, похожий на генерального прокурора, вступал в половую связь с двумя женщинами». И уже 2 апреля на Генерального прокурора было заведено уголовное дело по статье за злоупотребление должностными полномочиями.

В тот же день Скуратов был освобождён от занимаемой должности на период расследования возбуждённого уголовного дела. Сам Юрий Ильич, не ожидавший такой подлости, пытался оправдаться, что к этому эпизоду он не имеет никакого отношения и видеозапись была грубой подделкой. Слова прокурора не поддаются сомнению, так как качество записи было столь отвратительное, что с таким же успехом можно было опознать в фигуранте постельной сцены и Ленина. Но тогда это мало кого волновало, и уже 19 апреля Скуратова отстранили от должности официально и без права восстановления.

«И ночью в Кремле в отношение меня было незаконно возбуждено дело, которое с позором завершилось ничем. Так как там ничего не было», – скажет после Скуратов.

В появлении записи Скуратов обвинял Владимира Путина, который в тот период возглавлял ФСБ: «Они в панике думали, что бы такого сделать, чтобы я ушёл со своего поста, и выбрали этот способ».

Впрочем, эта версия так и не нашла своего подтверждения. Как выяснилось позже, Юрий Ильич подавал встречное заявление с просьбой возбудить уголовное дело об оказании давления в связи со служебной деятельностью и незаконном вмешательстве в свою личную жизнь. Просьбу Скуратова не удовлетворили, ограничившись лишь тем, что закрыли дело в его отношении него самого. Впрочем, восстановиться в занимаемой должности ему уже не дали. «Этих женщин можно было судить за ложный донос. Одна из них рассказывала, что она была со мной в сауне, где мы праздновали получение кем-то генеральского звания. Не нужно было много времени, чтобы установить, что в то время генерала никто не получал, а все мои передвижения фиксировались охраной и проходили вдали от всяких там саун», – расскажет Скуратов в 2010 году на одной из радиостанций. По его мнению, запись послужила лишь поводом для увольнения, а основной причиной отставки он назвал возбуждение уголовного дела по махинациям, связанным с компанией Mabetex.

В. Г. Диц