Home АналитикаЛучшие женщины Руси
Лучшие женщины Руси

Лучшие женщины Руси

В Международный женский день 8 марта во многих странах мира (в том числе и в России) начинают говорить и писать о лучших женщинах в истории своей страны, причём приводят имена не только из истории, но и из предшествующей ей мифологии. Говоря – в хронологическом ключе – о России, будет правильно начать составлять этот список славных женских имён со списка женщин Руси, когда России в современном понимании на земле ещё не было, а Русь – была, и русских тогда предваряли русы.

Итак, приступаем к составлению хронологического списка известных нам женских имён Руси, указывая при этом, естественно, ту роль, которую сыграли в её предыстории и истории. Под предысторией мы понимаем здесь не что иное как – именно – мифологию. И тут мы вправе опереться на материалы ряда современных (не вписывающихся в официальную историческую канву, но – совсем в духе нынешнего непростого времени – патриотически настроенных) отечественных историков.

Непросто здесь будет вспомнить и первое женское имя, оставившее свой след в отечественной истории (точнее, ещё пока мифологии). Для этого придётся определиться со своей опорной стезёй во времени и пространстве, чтобы ответить на вопрос – с чего начать?

А начнём мы с упоминания о роли в отечественной предыстории ряда мужских (а отнюдь не женских) первопредков русского народа, жёны, сёстры и дочери которых внесли свою достойную лепту в историю Руси. Это – конечно же – Словен и Рус, чьи имена стали эпонимами и этнонимами в нашей истории, и мы непроизвольно их упоминаем спустя тысячелетия, говоря о славянах (крупнейшей этноязыковой общности Европы) и о русских (самом многочисленном в России и Европе восточнославянском народе).

P. S. Братья Словен, Рус и сестра их Ирмера придут от Чёрного моря к озеру Моиску (переименовано в Ильмень в честь Ирмеры) и осядут на этих берегах для проживания, и это явится началом Словенской Руси, которая существовала вплоть до пришедшей ей на смену в 864 объединённой Вещим Олегом Руси.


И первой в этом списке будет названа ИРМЕРА, возглавившая это список женских имён русской мифологии. Имя Ирмеры – первое на этой хронологической лестнице. С устоявшимся написанием этого имени ещё далеко не всё в порядке. В разных источниках имя этой женщины пишется как Ирмеря, Ирмерь, Илмера и т.п. Но большинство источников всё же предпочитает вариант: Ирмера.

Озеро Ильмень

В её честь известное озеро российского Севера названо: Ильмень. Она является потомком отечественного мифологического персонажа, именуемого Склавеном, к числу её родных братьев относят не менее известные персоналии отечественной мифологии: Ант, Словен Сиверец и Рус Южнец. Ирмера – эпоним не только ильменских словен (мало кому из россиян не знаком этот этноним), но и поморян (западнославянский племенной союз, проживавший некогда на южных берегах Балтийского моря).

У Руса Южнеца родился в 260 сын Венед (Венед Русович), а у Словена Сиверца в 262 – сын Богуслав и дочь Славуна (Славуна Словеновна). Вот эту самую СЛАВУНУ (словенку, славянку) мы и внесём в наш список под номером 2.

В 287 у Венеда рождается сын Богумир. В 308 Богумир Венедович женится на своей тёте Славуне Словеновне, и с 310 у них начинают появляться дети: в 310 – сын Словен (этим именем назван в честь своего деда по матери, поэтому логичным будет присвоить ему с помощью римской цифры «два» соответствующий порядковый номер; кстати Словен – прародитель – эпоним – славян рюгенских); в 311 – сын Сева (Север, Северь – эпоним восточнославянского племенного союза северян); в 313 – сын Дрог (эпоним восточнославянского племенного союза дреговичей); в 315 – сын Рус, сыгравший определяющую роль (а по русским мифам – и решающую роль в формировании русского народа, ведь неслучайно он остался в народной памяти русов как Рус Старейший; хотя в IV веке от Рождества Христова это трудно было себе даже представить); поскольку выше нами был уже упомянут один Рус – преславный Рус Южнец, всех последующих Русов отечественной истории (а их будет ещё немало, включая одного из сыновей основателя Киева) мы будем снабжать для исключения путаницы – отчествами (да и будет это, кстати, очень по-русски).

После Руса – у Богумира со Славуной родились ещё 3 дочери: Полева (эпоним полян днепровских), Древа (эпоним древлян) и Скрева (эпоним кривичей). Поскольку нам неизвестны конкретные деяния этих трёх женских персонажей отечественной мифологии, мы не решаемся вносить их в список лучших женщин Руси – после Ирмеры и Славуны.

40-летний Словен – первый сын Богумира и Славуны – в 350 берёт себе в жёны пленницу из суми Алдогью (Алдогу, Ладогу), и она рожает ему детей – нарицаемых словенами и словенками (в 352 появляется Волхв, в 355 – Буеслав, в 357 – Улеб, затем – Олева, олицетворяющая роды, нарицаемые как словены ирмерские).

Имена Алдогьи, жены Словена II Сиверца (называвшегося также Словеном Рюгенским после переселения его в 418 с частью своих потомков на остров Рюген), и её старшего сына Волхва издревле запечатлены на карте Русской земли – река Волхов впадает в Ладожское озеро (Ладогу). Одним словом, это имя – АЛДОГЬЯ – мы вносим за третьим номером в наш список.

Кстати, Волхв в 380 берёт от чуди в жёны Шелонь (а это и имя реки, впадающей в Чудское озеро. У Волхва и Шелони рождаются сын Ярмир, в 418 ушедший с родом своим на остров Рюген, и три выданных замуж за ярлов суми дочери – Негоярви, Невоярви, Олона – они поселились со своими родами около озера Варяжского и по рекам, озёрам и островам. Но Шелонь и трёх её дочерей мы в свой список также не вносим.

35-летний Рус (Рус Старейший; 315-377) – четвёртый сын Богумира и Славуны – женится в 339 на взятой в земле суми дочери ярла 16-летней Полистии (Паласте). Все пять их детей (четверо сыновей и одну дочь), поскольку они все являлись детьми Руса, стали нарицать русичами. Ниже приводим их перечень: Белояр (р. 340) – поляне, Боримир (р. 342) – древляне, Святомир (р. 344) – вятичи, Радимир (р. 346) – радимичи и дочь Порусия (р. 348), вышедшая замуж за ярла остроготов Гезимунда.

Роль жены Руса Старейшего ПОЛИСТИИ в древней русской истории трудно переоценить. Она являлась соратницей Руса Богумировича на всех этапах многотрудного жизненного пути этого исторического персонажа, о части которого мы ниже кратко упомянем.

Обучавшийся в 326-337 в Византии у римского императора Константина Великого и его жены Елены, Рус Старейший становится вождём днестровско-дунайских словен и возглавляет в 370 их переселение на берега Словутича; скончался в 377 на полпути, на реке Равице (г. Рава Русская, современная Львовская область Украины).
Кстати, старший сын Руса и Полистии прародитель полян киевских (не висленских) Белояр, отец своего первенца Орея (361-431), Кышека (р. 365) и Твердислава (р. 369), дед основателя Киева Лаврикия (Кия, 395-458), Щека (Пашека, р. 398), Хорива (Горовата, р. 400) и сестры их Лыбеди (404-485) и прадед Славера (Славомира, Лебедяна), первенца Лаврикия (Кия), явился основателем рода киевских князей и Великих князей Киевских.

Ещё более трудно переоценить роль в становлении руси как народа и Руси как государства последнего ребёнка Руса и Полистии – их дочери ПOРУСИИ, невесты и с 364 года 16-летней жены Гезимунда, младшего внука легендарного Германариха, родившей в 365 Гезимунду первенца Гвендальфа, он же первый из 19 словенских князей Руси Ирмерской, или Северной, или – потом – Новгородской (до Вадимира включительно, т.е. 365-864) Вандаларий, он же Вандилиарий, он же Вандал, от которого пошло начало князей словенских на Руси Ирмерской, а раньше были только вожди и старейшины племён словенских; при князе Вандаларии начали словены и русы заново возводить и дома, и сёла, и города малые, навзничь порушенные в 221 первым готским королём из Балтов, родоначальником этой остроготской династии (по-славянски) Нидалом (191-250), он же Небул, он же Острогот, он же Острогота.

Имя Порусии – пятое в списке лучших женщин Руси.

Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь

Под шестым номером мы внесём в наш список ЛЫБЕДЬ Ореевну (404-485), дочь полянского князя Орея (361-431, внучку Белояра (р. 340), правнучку великого Руса (315-377), сестру сыновей Орея – Кия, Щека (эпоним чехов) и Хорива (эпоним хорват).

Кий (Лаврокий) считается основателем на Днепре в 430 вблизи Данпарстада, столицы готского государства Ойум, города Кийева (Киева), названного в его честь отцом и братьями Лаврокия. В 420 16-летняя Лыбедь была выдана замуж за бужанского князя Волобуя (397-421; убит римлянами). После гибели мужа Лыбедь вернулась в Киев к отцу и братьям и взялась за воспитание племянника Славомира Киевича, который по этому поводу утвердился в народной памяти как князь Лебедян.

Под седьмым номером мы внесём в наш список словенку ОЛЕВУ, вышедшую в 660 замуж за словенорусского князя Хакона Руса (Хакан Рос, Ягун; родившийся в 642 году сын Бьёрнвальда (Бранибора)), и родившую Ягуну в 661 году князя Ольфа (Ульва, Улеба); это отец Ратбара (Ратибора), дед Рандвера (Радомира), прадед Рагнвальда (Рогволода Великого русского), прапрадед Бранислейфа, прапрапрадед Бурисвальда, прапрапрапрадед Гостомысла, прапрапрапрапрапрапрадед Рюрика.

Мы не знаем каких-либо деяний этой женщины во славу предшествовавших Руси словенорусских государственных образований, но отечественной мифологией зафиксирован факт её прямого участия в формировании родословия словенорусских князей в седьмом столетии от Рождества Христова, и это мы посчитали достаточным основанием для включения её имени в составляемый нами список.

Под восьмым номером мы внесём в наш список АДВИНДУ, мать-основательницу последних поколений словенорусских князей, жену – с 710 – князя Словенорусии Ратбара (сын Ольфа Ратибор, 682-743; отец Рандвера, или Радомира, 711-783; дед Рагнвальда, или Рогволода Великого Русского, 730-799; прадед Бранислейфа, или Бранлива, Бравлина по Велесовой книге, 749-812; прапрадед Бурисвальда, или Буривоя, Буревоя, 768-833; прапрапрадед Гостомысла, или Гардмунда, 783-860).

Таежная сказка (возможно, Адвинда), Художник Светлана Беловодова

Гостомысл – это проживший 77 лет и княживший 27 лет князь Северной (Словенской) Руси, муж трёх жён (варяжки, словенки и гречанки) и отец семи детей (4 сыновей – Сигурд, Торвальд, Гуннар и Ларс – и трёх дочерей – Радуна, Умила и Руслава), дед Рюрика (Родерига, 827-879, родившегося в Мекеле первого сына Годслава и Умилы, пришлого князя сначала Ладожской, а затем Новгородской Руси), похороненный на Влатовом поле в Хольмгарде (Хольмграде).

Последний князь из рода словенского Гардмунд, или Гостомысл, есть 18-й князь по роду от Гвендальфа (Вандалария), а от Порусии и Гезимунда и до Гостомысла (Гардмунда) было 19 колен словенских князей.

Кстати, в этом же 710 году, в год брачного союза Ратбара и Адвинды, умирает Котраг, третий сын (после Батбаяна и Аспаруха) хана Великой Булгарии Кубрата; в 674, через 29 лет после ухода с приазовской территории Котраг привёл кутригуров на территорию будущего (и нынешнего) Татарстана: здесь уже жили барсил, искил, суары.

АСТРИД Рандверовна (Радомировна), дочь словенорусского князя Рандвера (711-783), мы вносим в наш список под девятым номером.

У Рандвера (Радомира) родились три сына и одна дочь, вышеупомянутая Астрид: Рагнвальд, или Рогволод Великий Русский, 730-799; Сигурд Ринг (731-760); Фруян (733-760), Астрид (род. 735; вышла замуж за ярла норманнов в Сигтуне. Оба брата Рагнвальда (Рогволода Великого Русского) – 29-летний Сигурд Ринг и 27-летний Фруян, наречённый Фриандром, – пойдут с дружиной к норманнам ради брани в Серкаланде и погибнут в 760.

Их гибель случится за 8 лет до того, как Карл I Великий станет в 768 королём франков и за 16 лет до падения в 776 Западной Римской империи.

Под десятым номером мы внесём в наш список НЬЁРУНУ (род. 785), первую жену – с 800 – великого словенского князя Гостомысла, варяжку-полонянку, племянницу сигтунского ярла Улофа (он же Ульв, великий конунг норманнов и враг Руси, умер в 817).

Ньёруна родила Гостомыслу Сигурда (801-826), Торвальда (803-826) и Гуннара (806-826). Все они погибли в 826 в битве с ярлом Гунульфом (Гуннульфом).

Под одиннадцатым номером мы внесём в наш список РУЯНУ (род. 788), вторую жену – с 804 – великого словенского князя Гостомысла, будущую бабушку знаменитого Рюрика (Родерига). Руяну Гостомысл привёз с острова Рюген (Руген, Руянь), где жили его родственники, варяги-ругены; Руяна родила Гостомыслу троих детей: двух дочерей, Радуну (806) и Умилу (807), и сына Ларса (809-826). Ларс также пал от руки Гунульфа в Сигтуне, вместе с дядей и тремя братьями.

Под двенадцатым номером мы внесём в наш список гречанку СОФЬЮ (род. 793), третью жену – с 809 – великого словенского князя Гостомысла. В 812 Софья родила Гостомыслу дочь Руславу (Славуну), вышедшую замуж в 828 за кузена Будигоста.

Под тринадцатым номером мы внесём в наш список словенку НЕЖДАНУ, родившуюся в 786, вышедшую замуж в 802 за Радомысла, младшего брата великого словенского князя Гостомысла, будущую бабушку знаменитого Великого князя Киевского Аскольда (Айскалд, Осклод; 823-882). В 822 Олева, дочь Радомысла и Нежданы, родившаяся в 805, вышла замуж за своего дядю Сигурда Гостомысловича и на следующий год, в 823, родила ему Аскольда. В 852 Аскольд прибыл в Киев, к Олдиру, как будущий зять его и названный сын.

Сам Радмунд (Радомысл), дядя Умилы, матери Рюрика, родился у князя Бурисвальда в 785; прожил 51 год; убит в 836 Гуннульфом в Сигтуне.

Гостомысл и Радомысл – последние князья Словенской Руси; после них приходит на княжение колено Альбиса (варяги-пруссы, варяги-русы и варяги-венды).

Двумя годами ранее, в 803, Неждана родила Радомыслу также сына Будигоста, племянника великого Гостомысла.

В 828 Будигост женился на своей двоюродной сестре Руславе (или Славуне), дочери третьей жены Гостомысла гречанки Софьи. Будигост и Руслава – кузен и кузина, внуки словенского князя Бурислава, отца Гостомысла и прадеда Рюрика.

Под четырнадцатым номером мы внесём в наш список РАДУНУ, старшую дочь великого словенского князя Гостомысла от его первой жены Ньёруны.

В 796 на Поморье (г. Кёнигътун) родился Турислав (князь из варягов-пруссов), первый зять Гостомысла, муж старшей дочери Гостомысла Радуны, отец Велимунда и Олевы.

У Радуны и Турислава от брака (822) родился племянник Гостомысла Вадимир (он же Вадимунд, он же Вадим Новгородский, 824-864). С 846 Вадимир – князь в Плескове. С 860 после кончины Гостомысла он стал княжить в Новгороде. Аскольд и Вадимир – это старшие внуки Гостомысла.

Под пятнадцатым номером мы внесём в наш список УМИЛУ, старшую дочь великого словенского князя Гостомысла от его второй жены Руяны.

В 826 был закреплён брачный союз Умилы (средней дочери Гостомысла и матери Рюрика) и Годслава (варяги-русы).

В 826 году женился великий князь Хальдлав, который наречён Годславом. Он был из племени ободритов, которых называют варягами-русами, потому что вели они свой род от колена Руса Сиверца. И увёз (Годслав) Умилу, среднюю дочь Гостомысла, за море, в город Мекел, к ободритам, и дал выкуп огромный за невесту Гостомыслу. И родила Умила у ободритов трёх сыновей, внуков средних Гостомысловых: первый Родериг (Рюрик, род. 827), а второй Сигнётр (Синеус, род. 829), а третий Торвардр (Трувор, род. 831), и жизнь их проходила в Мекеле-граде, у ободритов.

И родилось всего у Гостомысла восемь внуков на радость деду и роду его, и говорил князь Гостомысл, что некогда Бог отнял четырёх сыновей за его грехи и вернул ему восемь внуков ради служения его роду словенскому и Руси единой.

Дружина Сигурда (сын Гостомысла) утонула в море, когда разметало их ладьи сильной волной. Воины его были ранены в сражении с Гунульфом и хищными его норманнами. Тогда четыре сына Гостомысла не смогли добраться до берега и отдали жизни свои за Русь Словенскую. И была великая печаль на Ладожье и в Хольмгарде по ушедшему из жизни 25-летнему Сигурду, мужу доброму, у которого остался сын единственный, осиротевший Аскольд, отрок трёх лет, и по 23-летнему Торвальду, красавцу-мужчине, и по 20-летнему Гуннару, и по младшему Ларсу, совсем юноше 17 лет. Великое горе постигло род Гостомысла и племя словенское. Рюрик, Синеус и Трувор – средние внуки Гостомысла, которые жили с отцом Годславом и матерью Умилой на Полабии у ободритов, в г. Мекеле, и пришли на Pycь в 862 году.

Аскольд (823-882) – второй (после Вадимира) внук Гостомысла. В 842 он прибывает в Киев к Олдиру (Диру) как его зять и названный сын.

Под шестнадцатым номером мы внесём в наш список лучших женщин Руси, начав этот список, естественно, с незапамятных, древних времён, то есть с мифологии, которая истории предшествует, но расставив, однако, по возможности, соответствующие точки на хронологической шкале событий и персоналий, РУСЛАВУ (она же Славуна; нетрудно заметить, кстати, что самые известные имена из предшествующих эпох, с завидным постоянством повторяются вновь и вновь, например, Словен, Рус, та же Славуна…). Выше мы уже описали её местоположение в исторических времени и пространстве. Вкратце повторим.

Руслава (Славуна) – седьмой ребёнок Гостомысла, его единственная дочь от третьей жены Софьи. Родилась в 812. В 828 была выдана замуж за своего двоюродного брата Будигоста и родила ему сыновей Избора и Эйнара.

Избор, князь изборский, внук Гостомысла, кузен Рюрика, родился у Будигоста и Руславы в 829.

Кстати, в этом же году у Годслава и Умилы в Мекеле родился их второй сын Синеус, или Сигнётр (829-864, Новгород).

Эйнар (Инар), князь белоозерский, внук Гостомысла, кузен Рюрика, родился у Будигоста и Руславы в 832, за год до кончины (в 833) их прапрадеда словенского князя Бурисвальда, прадеда Рюрика, и отца Гостомысла и Радомысла, и могила его есть в Биармии, что на острове на реке Кумани.

Кстати, за год до этого у Годслава и Умилы в Мекеле родился их третий сын Трувор, или Торвардр (831-864, Изборск).

Под семнадцатым номером мы внесём в наш список АСТРИД Инегельдовну, золовку знаменитого Рюрика, старшую сестру его первой жены Ефанды.

В 831 у Инегельда, ярла варягов-ругенов на острове Рюген, родилась дочь Астрид, ставшая в 852 женой князя Эйнара (сына Будигоста) и родившая ему в 855 на Белоозере первенца Велемуда (Веремуда), наречённого Эльмундом.

Резюмируем: князь словенский белоозерский Эйнар (Инар), сын Будигоста, женился в 852, на Астрид, дочери Инегельда, варяжке с острова Рюген, сестре первой жены Рюрика Ефанды. Так происходило единение русов Восточной Европы.

Под восемнадцатым номером мы внесём в наш список небезызвестную ЕФАНДУ (Альфвинд, 832-881), первую жену Рюрика.

Ефанда, жена Рюрика

В 832 у Инегельда, будущего первого тестя знаменитого Рюрика, ярла варягов-ругенов на острове Рюген, родилась вторая дочь Альфвинд, или Ефанда (сестра родившейся на год раньше Астрид), ставшая в 18 лет в 850 первой женой 23-летнего Рюрика и родившая ему в 851 в Мекеле дочь Ингегерду, очень красивую девочку.

Обеих дочерей этого варяжского ярла, ставших русскими княгинями, мы вносим в наш список. Благо их младший брат, Олег Вещий (840-913), шурин Рюрика, родившийся на острове Рюген под именем Хельг, стал с 882 Великим князем Киевским, убив своего свойственника, первого князя Киевской Руси из словен Аскольда.

Под девятнадцатым номером мы внесём в наш список первую дочь Рюрика ИНГИГЕРДУ, которую в 851 родила Ефанда Родеригу, который проживал в Мекеле, у варягов-русов (сам – по отцу – таковым являясь).
Итак, Ефанда (род. 832 от Инегельда, из варягов-ругенов, они же варяги-венды) – первая жена Рюрика; Ингигерда – первая дочь Рюрика).

В 869 женился сын Синеуса Хальгард (Олег II) на кузине Ингигерде, дочери Рюрика; у них родились два сына – Игорь (Игъръ) (870) и Акун (Акунъ) (875), племянники Игоря (Великого князя Киевского Игоря Рюриковича Старшего).

Под двадцатым номером мы внесём в наш список гречанку ИРИНУ (3-ю), красивую пленницу русов, дочь христианского иерея, которую полюбил сын Мезислава и внук Воеслава князь полянский Гордимир (Гордир, Гирдир, Олдир, в просторечии и в летописи Дир; 798-872) и в 826 (за три года до того, как стал он Великим князем Киевским; прожив 74 года, княжил он 30 лет) женился на ней и через жену свою принял в сердце своём учение Христа и Евангелие (воспринял святое крещение князь Гордимир в день 15-й апреля месяца года 830-го от РХ от святого Георгия Амастридского и нарёкся именем Aндрей – а в схиме – Илья, став вторым христианским правителем Киевской Руси.
В 807 умер Великий князь Киевский Воеслав (Буеслав), храбрый и сильный князь из рода Кия, и пришёл к власти великий князь Мезислав, в крещении Михаил, единственный сын Воеслава и первый христианский князь на Руси.

807-842 – 35 лет формального (и 32 года – до 829 – неформального) правления Великого князя Киевского Мезислава.

Итак, первым христианским правителем Киевской Руси был Великий князь Киевский Мезислав.

Великий князь Киевский Мезислав разболелся в 829 году, и пришли к нему опытные врачи греческие и армянские и волхвы словенские, и передал Мезислав власть и управление Гордимиру, потому что был очень нездоров.

В 830 пошёл Гордимир на греков в Амастриду, и вошёл в этот город, и увидел христианский храм, который был очень красив, и вошёл в этот храм, и увидел иконостас золотой, а в нём лик Божий, и в этот же миг услышал Гордимир некий голос, говорящий ему: «Если вошёл в дом Мой, то поклонись и помолись честно о даровании добра роду твоему и трём возлюбленным женщинам твоим, Ирине, Анастасии и Иулианне, и ты есть их муж и отец Андрей, и крестись в этом имени, и добро обретёшь в жизни рода твоего».

В 827 родила Ирина Гордимиру дочь Анастасию. В 843 стала у волохов женой князя Велемира.

В 828 родила Ирина Гордимиру дочь Иулианию (Иулианну, Ульяну). В 843 стала женой Аскольда (Айскалда, Осклода, в крещении – Николая).
Матерью Гордимира была гречанка Ирина (2-я; мы её в список не вносим), родственница византийской императрицы Ирины (1-ой; в наш список она не попадает априори), которая выдала племянницу свою замуж за Мезислава (Михаила) в Царьграде в 797, и он женился на ней после крещения своего, и была в Царьграде их свадьба, очень богатая и великолепная. Гордимир в 840 ходил войной на императора Феофила за обладание Херсонесом.

Старшая дочь Гордимира, Анастасия, в составляемый нами список женщин Руси не попала, но с Иулианией (Ульяной) дело обстоит иначе.

ИУЛИАННА Гордимировна (род.828), младшая (вторая) дочь Великого князя Киевского Гордимира, супруга внука великого Гостомысла и последнего Великого князя Киевского Аскольда Сигурдовича, кузена другого внука знаменитого Рюрика Годславовича, включена в наш список лучших женщин Руси под двадцать первым номером.
Аскольд Сигурдович прибыл в Киев с севера в помощь Гордимиру от Гостомысла в 842 году.

От союза (843) Иулианны с Аскольдом (Осколъдъ; 823-882) у них родился сын (последний Киевичъ) Борислав (Борiславль, Борiчъ; 844-864). Убит чёрными болгарами.

Под двадцать вторым номером в список лучших женщин Руси включена ЛЮДМИЛА (848-911), дочь Вадимира, старшего внука Гостомысла (ум. 911) у словенки в Плескове.

Судьба Людмилы оказалась тесно сплетённой с судьбой великого человека древней Руси – знаменитого Вещего Олега.

Он родился в 840 на острове Рюген от ярла варягов-ругенов Инегельда как его сын Нельг, или Одда, или Олег (840, остров Руян – 913, Киев); брат Астрид и Ефанды, будущий шурин Рюрика и второй (после Аскольда) Великий князь Киевский из варяжского рода.

Олег есть первый великий князь Киевской Руси из варяжского рода, который объединил Русь Словенскую и Русь Полянскую в год 882-й, после убийства Аскольда, который был названым сыном Олдира (Гордимира) и зятем его.

Олег был назван в роду своём как Хельг, и пришёл он на землю Словенскую вместе с Рюриком в год 862-й и является шурином Рюрику, потому что тот был женат на Ефанде, старшей сестре Олега, которая была матерью первой дочери Рюрика, Ингигерды.

Род же Олега произошёл из рода Венда (Венеда), который до сих пор (ко времени становления Объединённой Руси) существует на острове Рюген, находящемся в Варяжском море. И отец Олега Инегельд есть ярл варягов-руян из рода Венда, которые живут на Руяне вплоть до наших дней (до времени становления Объединённой Руси).
Олег же есть основатель Руси Киевской – и победил многие народы, которые проживают на Руси, и назван в народе Великим Олегом Вещим ради своей мудрости, и умер он от укуса змеи в год 913-й, как ему предсказали волхвы в год 911-й, когда явилась в небе волосатая и светлая звезда у Киева, на горе Щековице.

В 864 Людмила (будущая жена Олега Вещего, своего второго мужа), дочь Вадимунда (он же князем Вадимиром (Вадимом) на Руси Словенской наречён), выходит замуж за Ратмира, приятеля Вадимунда. От Ратмира Людмила Вадимировна родила двоих детей: княжича Владислава, который княжил в Плескове, и княжну Горыню, которая вместе с матерью своей жила в Выбутове; это имение их рода и дочери Олега, молодой княгини Ольги, которая стала женой князя Игоря и матерью княжича Святослава. И было Людмиле всего 63 года, и была она очень красивой женщиной, и не захотела жить в Киеве, и все годы жила со своими детьми в Плескове, в своих имениях, и там же умерла, и похоронена была в своём имении в Выбутове.

Олег Вещий очень переживал кончину Людмилы, говорил, что не может жить без неё: «Думаю, что скоро приду к ней. Ведь до Людмилы я был один и без Людмилы снова я один».

Жена Олега Вещего Людмила, княгиня Плесковская, является дочерью князя Вадимира и правнучкой Гостомысла. И родила Олегу дочь, которую нарекли Пребраной, и в год 889-й отец её Олег нарёк её Ольгой, ибо она Ольгова дочь; а в году 903-м Олег выдал дочь свою Ольгу за своего племянника Ингвара, сына Рюрика, для укрепления собственной власти.

Смерть 63-летней Людмилы, любимой жены Олега Вещего, наступила в 911 году, з полтора года до смерти Олега.

Под двадцать третьим номером в список лучших женщин Руси включена Русгерд (Русгердь, РОСИЦА). Русгерд родилась у Будигоста и Руславы в 838. Она стала любимой внучкой Гостомысла, наречённой им Росицей. Росица – кузина (троюродная сестра) Рюрика.

В 865 начал княжить Рюрик в Новгороде, и его жена Ефанда с дочерью Ингигердой были с ним. И стал земли словенские раздавать родственникам своим: племяннику Хальгарду (Олег Второй) отдал Ладогу, а другому племяннику, Ульву, отдал Белоозеро (это дети-сироты брата Синеуса). Племяннику Карлу отдал Изборск, а другому племяннику, Руальду – Полоцк (это дети-сироты брата Трувора). Племяннику Вельмунду отдал Будогощ с Олоньей, а Плесков с сёлами Людмиле, дочери Вадимунда, и сыну её – малолетнему княжичу Владиславу, для их проживания. А другим варягам отдал другие части земли Словенской. Бояре и купцы Вадимира со своими людьми и семьями убежали в Киев к Гордимиру (умер в 872) и Аскольду, спасаясь от ярости Рюрика и его варяжских ярлов.Вадимир был убит в усобице Родегиром, наречённым на Руси Рюриком, он третий внук Гостомысла и происходит от рода варягов-русов, так как его отец Хальдлав, на Руси прозываемый Годславом, принадлежал к роду ободритов из колена Руса Сиверца, которые живут на Полабии и ещё на острове Руян, или Руген, что в море Варяжском. И живут они вместе же с варягами-вендами, которые происходят от Венда Северного. Это три брата: Прус, Рус и Венд, и все они сыновья Альбиса, который пришёл со своим родом от реки Алабии на берега озера Варяжского ещё в начале веков, и они все живут там, и все они – поморяне на озере Варяжском, и все они варягами называются и всегда едины с Русью Словенской.

В 865 Росица стала второй женой Рюрика и родила ему в этом же году сына Игоря (Ингвара, Ингваря, Ингоря), будущего князя Киевской Руси. То есть в 865 женился Рюрик законным браком на дочери князя Будигоста и его жены Руславы, любимой внучке Гостомысла Русгерди, которая наречена Росицей, и родила она Рюрику первенца, и назвали его Ингваром (будущий русский князь Игорь Старый), это младший брат Ингигерды, дочери Рюрика от Ефанды, варяжки, дочери Инегельда, ярла руянов, которые живут на острове Руяне в море Варяжском. Теперь у Рюрика стало двое детей: старшая дочь Ингигерда и первенец от Русгерди Игорь, очень им любимые.
Резюмируем: в 865 родился Ингвар (Игорь, будущий русский князь Игорь Рюрикович Древний) у Рюрика и Русгердь (дочери Будигоста и Руславы), своей любимой внучки, названной дедом Гостомыслом Росицей.

В том же 865 многие мужи из Новгорода, Плескова и других селений словенских убежали в Русь Полянскую, в город Киев, к Гордимиру и к их родичу словенскому Аскольду, потому что поляне – родственники словенам, и говорят они, что не хотят быть рабами у Рюрика и рода его.

В тот же год пошли Гордимир с Аскольдом на полочан Рюриковых и много зла сотворили, а Руальда чуть не убили, и некоторых варягов-норманнов взяли в плен, и много домов в Полоцке сожгли и народ избили.

Итак, при Рюрике с 865 – Русгердь (Росица), вторая жена Рюрика (Родерига) и мать будущего Великого князя Киевского Игоря Рюриковича Древнего.

Под двадцать четвёртым номером в список лучших женщин Руси мы включили Великую княгиню Киевскую ОЛЬГУ.

Княгиня Ольга, художник Николай Омельченко

Доподлинно точно неизвестны дата и место рождения княгини киевской Ольги. Также ничего доподлинно не известно о родителях равноапостольной княгини. В «Повести временных лет» местом рождения княгини значится деревня Выбуты, находившаяся в Псковской области.

Относительно происхождения княгини Ольги есть много версий. Ряд источников сходятся в том, что она не была славянкой, на что указывает её имя – Хельга. О её участии в политической жизни до гибели мужа, князя Игоря, нет никаких сведений. Став правительницей в Киевском княжестве, Ольга отомстила древлянам за убийство супруга, занялась вопросами внутреннего устройства. Не забывала и про внешние связи, отдавая предпочтение дипломатии, а не крупным войнам.

Константин VII Багрянородный (905-959) византийским императором стал ещё ребёнком. Но управлять страной единолично смог лишь во второй половине своей жизни. До этого царствовал при регенте, отчиме Романе Лакапине. При крещении Ольги Константин стал её крёстным отцом.

Князь киевский Игорь очень много времени проводил в военных походах, совершая набеги на соседние земли. Супруги часто находились порознь и долгое время жили раздельно. Существует мнение, что в разных землях у Игоря было ещё несколько жён, но для того времени это было обыкновенным делом. Несмотря на это, наследника Рюриковичам подарила только княгиня Ольга.

В одном из набегов на соседние древлянские земли князь Игорь был подло убит. Летописи говорят, что основными причинами его смерти стали неосторожность и жадность. Уже возвращаясь из удавшегося похода с награбленным, опьянённый своим успехом Рюрикович решил вернуться в одну из деревень, дабы удвоить полученные богатства. Но древляне, узнавшие о малочисленном отряде князя, подстерегли его и вероломно убили.

По праву наследования власть перешла к сыну Игоря – Святославу, но в силу его юного возраста фактическое управление государством досталось Ольге. История знает множество примеров того, когда власть и бразды правления доставались женщинам, но далеко не все могли распорядиться этим правильно, удваивая мощь и процветание своего государства. Что касается княгини Ольги, то в силу сильного характера, твёрдой воли и безмерной любви к почившему мужу она стала одной из величайших правительниц Руси и считается основным столпом в становлении государства.

Княгиня Ольга стала тем человеком, кто положил начало каменному градостроительству. Самыми первыми сооружениями из камня стали городской дворец и терем повелительницы за городом. Она старалась с особым вниманием относиться к строительству Киева и земель, которые ему принадлежали. Именно так она смогла внести свой неоценимый вклад в историю Руси.

Веяния, культура и традиции того времени не позволяли правителям быть бескостными и мягкотелыми. Суровые языческие правила и образ жизни рождали стойких и жестоких людей, не считающихся с жизнью и интересами своих противников. Но княгиня априори не была слабовольной и беспомощной, ведь жизнь закалила и многому научила её ещё до наделения браздами правления государством. Опасаясь за жизнь своего ребёнка, которого могли убить либо претенденты на трон, либо древляне, желавшие обезглавить своего закоренелого и более сильного врага – Киевскую Русь, княгиня действовала быстро и хладнокровно, проявив всю твёрдость своего характера, а порой даже жестокость. Но кровожадностью в те времена никого нельзя было удивить. Руководствуясь правом кровной мести, которая поддерживалась традициями этой эпохи, Ольга привела в исполнение свой хитроумный план.

Древляне, воспользовавшись смертью князя Игоря, послали к Ольге гонцов с предложением свадьбы. Это должно было прекратить извечную вражду между двумя землями, однако новая правительница и убитая горем вдова задумала отомстить за своего мужа. Она с почестями приняла сватов у себя, не дав им ничего заподозрить. Усыпив бдительность гостей, она приказала схватить и заживо закопать их вместе с ладьёй, на которой прибыли. Княгиня хотела показать древлянам, что месть за убитого мужа будет намного страшнее и мучительнее.

Но это была лишь малая часть задуманного. Расправившись с первыми посланниками, Ольга отправила гонца в стан врага с требованием прислать ей подобающих сватов. В ответ древляне снарядили в столицу Руси своих лучших мужей, дабы выразить этим признание царице. Гостей приняли в городе с почестями. Прибывших отправили в баню перед приёмом у княгини, где те были заперты и сожжены заживо. Так новоиспечённая правительница лишила своего врага лучших его представителей и сильнейших воинов.

Княгиня Ольга была дальновидным политиком. В своих путешествиях она знакомилась с жизнью других государств и старалась перенять то, что казалось ей способствующим развитию Руси. Так, в 955 она отправилась в Константинополь, чтобы побольше узнать о христианской религии. Ольга понимала, что христианство – именно та вера, которая сможет сыграть большую роль в дальнейшем сплочении Киевской Руси, поможет укрепить княжескую власть.

Греки приняли русскую княгиню с почётом. Мысль о том, что христианство может распространиться на Руси, и Византия приобретёт неограниченное влияние на молодое государство, пришлась им по нраву. Сам патриарх беседовал с Ольгой, рассказал о жизни и смерти Христа, о его учении, совершил обряд крещения.

Крестным отцом русской княгини стал император Константин Багрянородный, который устроил в её честь богатый пир, подарил ей много золотых червонцев. Легенда гласит, что он был поражён красотой и умом Ольги, даже сделал ей предложение о вступлении в брак. Однако княгиня, отдарившись дорогими мехами, предложение вежливо отклонила. Насколько правдива легенда – неизвестно: ведь Ольга к моменту поездки в Константинополь была уже далеко не молода. Однако само её возникновение говорит о том, как чтили и уважали княгиню русичи.

Ольга пыталась и Святослава склонить к принятию новой религии, однако он не внял её советам. Впрочем, тот факт, что Ольга стала христианкой, ещё сыграл свою роль: в будущем, когда князь Владимир задумает крестить Русь, он вспомнит о примере своей бабки Ольги.

Умерла Ольга в 969 году, за 3 года до смерти удалившись от дел и передав бразды правления сыну Святославу.

Казалось, что месть уже совершена, но княгиня видела всё в долгосрочной перспективе и не могла больше подвергать себя и Святослава смертельной опасности от набегов со стороны древлян. Она собрала немногочисленную дружину и отправилась в стан врага самолично, дабы внушить им, что её устраивают выдвинутые условия мира. В честь этого события сторонами было устроено большое празднество. Опоив оппонентов, Ольга отдала приказ своим воинам уничтожить древлян. Количество изрубленных киевлянами противников достигало пяти тысяч.

Не давая врагу опомниться, княгиня предприняла военный поход на древлянскую столицу, город Искоростень. Кстати, в этом походе участвовал и малолетний Святослав. Осадив со своей дружиной стены Искоростеня, княгиня предприняла несколько попыток штурма, не увенчавшихся успехом. Но и тут Ольгу не подвела смекалка. Приказав выловить всех голубей и воробьёв, она привязала к их лапкам горящие тряпочки и выпустила в город. Возвращавшиеся в свои гнёзда птицы устроили в крепости пожар, уничтоживший её практически до основания. Так завершилась месть княгини Киевской за своего мужа.

Благодаря этому Ольга проявила все свои сильные стороны, упрочив положение среди воинов и простого народа. Далее следовало несколько лет успешного княжения, перемежавшегося немногочисленными и успешными походами на ближайших соседей. Своей политикой княгине удалось подчинить себе близлежащие владения и устроить относительно развитую систему управления и сбора налогов.

Теперь каждая область в годы правления Ольги обязана была платить дань в определённом размере и в установленную дату, что не только усиливало экономическое благосостояние Киева, но и не нарушало развитие облагаемых налогом земель.

Можно сказать, что Ольга впервые применила и ввела в обращение усовершенствованную налоговою систему, позволившую ускорить развитие Киевской Руси и принадлежащих ей земель. Во многих учебниках по истории не уделяют должного внимания характеру и воле княгини Ольги, краткая биография которой опускает кровавую месть древлянам. Это может быть расценено как жестокость, но веяния того времени не предоставляли другого возможного исхода событий.

История гласит, что в 969 году византийцы подкупили печенегов. Они совершили набег на Киев. В этот момент в городе были только Ольга и её 3 сына. Тогда именно княгине Ольге пришлось руководить обороной. Вместе с войском она смогла осадить печенегов, которые пришли на эти земли в первый раз. Враги стали наступать со всех сторон, но женщина была очень умна и хитра. Ей удалось отправить юношу на другой берег, где находился её сын – князь Святослав. Он знал язык врага и смог прикинуться одним из них. Хитрость удалась, на помощь Киеву приехал князь вместе со своей дружиной. Печенеги были полностью разбиты.

После достижения Святославом необходимого для вхождения на престол возраста княгиня отошла на второй план, но в связи с частыми военными походами, которыми руководил её сын, управление княжеством всё ещё частично лежало на плечах Ольги.

Во время дипломатического визита в Византию великая княгиня очень прониклась православной верой и приняла святое крещение от императора Константина. В Константинополе ей также пришлось выстоять очередное испытание: император, поражённый красотой Ольги, пытался склонить её к женитьбе, но со всей своей мудростью она отвергла это предложение, не ущемляя чувств влюблённого правителя. Так Ольга стала первой на Руси правительницей, исповедовавшей христианство, за что впоследствии и была названа равноапостольной, а также причислена к лику святых.

Не только крещением княгиня заслужила святость, но и своим покаянием и борьбой за христианскую веру. Ольге пришлось немало противостоять язычникам, порой даже силовыми методами, проливая кровь и строя на завоёванных землях храмы и монастыри. Сын Святослав не принимал христианства, как и его дружина, но перечить матери не смел, позволяя ей возводить христианские церкви и крестить людей.

Своих внуков, Ярополка и Владимира, княгиня воспитывала в христианских традициях, но не спешила их крестить, опасаясь гнева Святослава, который не разделял её стремлений. Под давлением дружины и общества Ольге пришлось прекратить свои походы на север и закрыться с внуками в Киеве.

Воспитание великой княгини Ольги сделало Владимира Святославовича впоследствии крестителем Руси.

После своего возвращения в Киев, княгиня Ольга приказала строить по всем погостам храмы. Так сильно её вдохновило посещения таких мест. В этот период было построено множество храмов. К таковым относится храм в честь Святителя Николая в Киеве, а также церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Витебске.

Свою жизнь великая киевская княгиня закончила от старости и болезней, а не от предательских козней неприятеля. Осаждённая печенегами в Киеве, Ольга послала гонца к своему сыну, который находился в походе. Вернувшись с войсками и разгромив варваров, Святослав вынужден был остаться и сменить мать на княжьем престоле, так как та поведала о приближающейся смерти. Отошла к Господу равноапостольная Ольга 6 января 969 года в своей постели.

Современники утверждают, что тело её долго оставалось нетленным.
Позднее княгиню канонизировали в лике святых. Доподлинно неизвестно, как выглядела Ольга при жизни, но, если верить описанию летописцев и современников, она обладала неземной красотой. Современным учёным удалось с помощью изучения мощей святой создать примерный её портрет.

Княгиня Ольга

Опираясь на факты деятельности и правления княгини Ольги, можно уверенно утверждать, что она была сильной, умной и мудрой правительницей. Проведённые ею важные реформы дали державе стремительное развитие во многих направлениях и отраслях.

Интересные факты из её жизни также это подтверждают, а усилия в становлении христианства сводят на нет все нелицеприятные для современной истории пункты биографии княгини. Свой яркий след правительница оставила в совершенно разных областях, среди которых:

• политика;
• религия;
• культура.

О жизни киевской княгини написано немало книг и снято множество документальных и художественных фильмов, характеризующих её и как личность, и как правителя. Также изданы духовные труды, посвящённые святой. Вот лишь малая часть того, где упоминается равноапостольная Ольга:

• балет «Ольга»;
• фильм «Князь Владимир»;
• книга Олега Пануса «Властью единые»;
• книга Бориса Васильева «Ольга, королева русов».

Историки и церковь единогласно признают, что правление княжны вывело народ Киевской Руси на новый этап развития, а историческая поездка в Византию, где Ольга решила креститься, положила начало принятию христианства русским народом.

Если говорить кратко, то итог её правления повлиял на укрепление государственности, внешних связей и религиозной жизни. В её честь названы соборы и храмы, а также три ордена. В настоящее время построено множество храмов, соборов, церквей, которые освящены в честь святой равноапостольной княгини Ольги.

Один из таких храмов находится в Останкино. Построен был в 2011 году. Каждый вторник здесь совершаются молебны, а также чтение акафиста великой Ольге.

Орден княгини Ольги – это награда для женщин, которые совершили заслуги в государственной, а также гражданской, научной, образовательной или других областях. Имеется три ордена – I степени, II и III. Первый изготавливается из серебра и имеет форму, напоминающую овал. Второй не сильно отличается от первого. Разница лишь в изображении на нём княгини. Орден третьей степени сделан из посеребрённого томпака (разновидность латуни).

В 962 Оттон I основывает Священную Римскую империю (962-1806), а 2 года спустя, в 964, 75-летняя Ольга отдаёт престол своему 22-летнему сыну Святославу Игоревичу. А ещё 2 года спустя, в 966, человечество фиксирует – как итог трёхлетних отважных усилий Ольгиного сына Святослава Игоревича Хороброго – гибель Хазарского каганата.

Святая равноапостольная Ольга умирает 6.01.969. На время военных походов правителем в Киеве оставался сын Святослава Ярополк.

Под двадцать четвёртым номером в список лучших женщин Руси мы внесли МАЛУШУ (Милушу, Малфредь, 920-1000) – дочь Мала (Низкини), сестру Добрана (Добрыни), рабыню Ольги; Малуша прожила на свете 80 лет.

В 889 был заключён брак родителей Мала Древлянского (их имена неизвестны). В 890 – родился князь древлянский Мал (Низкиня; 890-946, пленён и убит в Искоростене Ольгой), сын дочери князя древлянского Яртура (потомка древлянского князя Воина, сына киевского князя Воеслава (ВоЪслава) (740-807, прожившего 67 лет и княжившего 27 лет) и княжьего ловчего (имена родителей Мала Древлянского неизвестны; отец погиб в охоте на медведя).

Представители рода Мала Древлянского – родственники Владимира I Святого через его мать Малфредь (Малушу, Милушу).

890-846 – 56 лет жизни древлянского князя Мала (Низкини, Мала Древлянского), внука древлянского князя Яртура и потомка легендарного древлянского князя Воина (Воин был сыном Великого князя Киевского Воеслава (Буеслава)).

В 911 родился сын Мала Добран (Добрыня – дядя Владимира I) (911-990) – первый посадник в Новгороде; прожил 79 лет.

911-990 – 79 лет жизни Добрана, или Добрыни (сына Мала Древлянского и дяди крестившего Русь в 988 Владимира I Святого), первого киевского посадника в Новгороде.

В 920 родилась Малфредь (Милуша, Малуша).

920-1000 – 80 лет жизни Малфредь (Милуши, Малуши), дочери Мала Древлянского, рабыни Ольги Святой, жены Великого князя Киевского Игоря (Ингоря, Ингвара). Малфредь родила от Святослава Игоревича Хороброго сына Владимира, крестившего в 988 Русь в Днепре.

В 939 – союз Святослава с Малушей. В 940 у Святослава с Малушей родился Владимир I Святой (940-15.07.1015, Киев); прожил 75 лет, правил в Киеве 35 лет. Владимировичи Киевские, потомки ключницы Малуши: 12 сыновей и 2 дочери.

Полоцкая княжна Рогнеда

Под двадцать пятым номером в список лучших женщин Руси мы внесли РОГНЕДУ, княжну полоцкую, дочь князя полоцкого Рогволода, одну из жён великого князя киевского Владимира Святославича, мать князя полоцкого Изяслава Владимировича – родоначальника династии Изяславичей Полоцких, Великого князя Киевского Ярослава Владимировича, первого князя волынского Всеволода Владимировича, а также Предславы Владимировны, Мстислава Владимировича Храброго и др.

Сухие строки летописей гласят: «В 978 состоялся поход Владимира на Полоцк. Владимир убивает полоцкого князя Рогволода и женится на его дочери Рогнеде».

К сожалению, описанные летописцами события сопровождались средневековыми зверствами, жестоко отразившимися на судьбе Рогнеды. Дело было так. Во второй половине 970-ых разгорелись и достигли высшего накала противоречия между братьями, сыновьями Святослава – Олегом, Ярополком и Владимиром. Олег (получивший к тому времени титул «Олег Древлянский») был убит Ярополком и Свенельдом, и борьба за власть на (в) Русской земле разгорелась между Ярополком (тогда носивший титул «Великий князь Киевский») и Владимиром Святославичем.

Тем временем Ярополк заключил союз с Полоцкой землёй. Там правила самостоятельная династия, полоцкий князь Рогволод. Княжну Рогнеду Полоцкую сватали Ярополку. Владимир попытался разрушить этот союз и сам посватался к Рогнеде. «Повесть временных лет» под 980 (?) годом сообщает: «…послал к Рогволоду в Полоцк сказать: „Хочу дочь твою взять себе в жёны“. Тот же спросил у дочери своей: „Хочешь ли за Владимира?“. Она ответила: „Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка“. Владимир был сыном прислуги, ключницы Ольги Малуши: „Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, – и бе Добрыня дядя Володимиру“» (Никоновская летопись).

Разгневанный Владимир сумел внезапным ударом взять Полоцк, не успевший приготовиться к обороне. Малая дружина Рогволода пала в бою, а Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. После этого он взял Рогнеду в жёны. Стоит отметить, что будущий «святой» князь был весьма любвеобилен, имел сотни наложниц и несколько законных жен.

Народ не осудил Владимира, его поддерживала вся Северная Русь, жречество и боярство, Ярополка же осуждали за убийство Олега и предательство старой веры. После этого Владимир повёл своё многочисленное войско на Киев. Северяне, древляне и поляне без боя пропустили его войско дальше к Киеву. Ярополк, утративший поддержку народа, горожан и значительной части боярства (язычники ещё преобладали), не сумел собрать большой рати и затворился со своей дружиной в Киеве. Однако он не мог надеяться на поддержку горожан. Во время штурма киевляне могли отворить ворота и впустить Владимира.

Князь Владимир Святославич не хотел боя (великий князь имел ещё возможности к сопротивлению, в частности, мог призвать союзных печенегов) и решил договориться с боярами Ярополка. Он послал к Блуду: «Будь мне другом! Если убьют брата моего, то будешь мне вместо отца и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, а он. Я же, убоявшись этого, вышел против него». Советники великого князя во главе с Блудом, поняв, что его песенка спета, решили перейти на сторону сильного. Блуд предал своего князя и посоветовал бежать, говоря ему, что киевляне тайно ссылаются с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк бежал в крепость Родню, в устье реки Роси, ухудшив своё положение. Оставшись одни, киевляне подчинились Владимиру, который осадил Родню. И был в крепости большой голод, отсюда появилась поговорка «Беда, как в Родне».

При таких трагических обстоятельства Рогнеда Полоцкая стала одной из Великих княгинь Киевских.


Итак, имена лучших женщин Руси в хронологическом порядке:

1) Ирмера
2) Славуна Словеновна
3) Алдогья Словенова
4) Полистия Русова
5) Порусия Русовна
6) Лыбедь Ореевна
7) Олева Ягунова
8) Адвинда Ратиборова
9) Астрид Радомировна
10) Ньёруна Гостомыслова
11) Руяна Гостомыслова
12) Софья Гостомыслова
13) Неждана Радомыслова
14) Радуна Гостомысловна
15) Умила Гостомысловна
16) Руслава Гостомысловна
17) Астрид Инегельдовна
18) Ефанда Инегельдовна
19) Ингигерда Рюриковна
20) Ирина Гордимирова
21) Иулианна Гордимировна
22) Людмила Вадимировна
23) Русгерд Будигостовна (Росица)
24) Ольга Олеговна
25) Малфредь Маловна (или Низкинична) (Малуша)
26) Рогнеда Рогволодовна


Продолжая этот список, мы ещё не скоро заменим в его заголовке Русь на Россию. И всё же… когда?

Ответ 1. Трещина между Русью и Россией пролегла при Андрее Боголюбском. Его можно считать первым «русским». Его папаша Юрий Долгорукий был «древним» русским. С переноса столицы во Владимир началась Россия. Некоторое время «Древняя Русь» сосуществовала параллельно с Россией (Владимирской Русью) в виде осколка – Новгородской республики. Момент, когда московиты взяли Новгород и сослали вечевой колокол, очевидно, и следует считать концом Древней Руси.

Ответ 2. Это вопрос не такой однозначный, и границы перехода размыты. Государство и Владимирской Русью именовалось. Правильнее Россией, собственно, называть начало Московского царства, при Иване III. Киевский митрополит тоже имел резиденцию и во Владимире, и в Москве, оставаясь по титулу Киевским.

Ответ 3. Название Русь прослеживается в древних документальных источниках применительно к государственному образованию славян с IX века. С XII века в документах наряду с названием Русь появляется «Русская земля», а потом и население стало называться «русские». А в византийских источниках уже с X века эти земли называли Росия и Русия (на греческий манер).

Название «Россия» стало появляться в письменных источниках с XV века. А с середины XVI века в официальных источниках появилось название «Российская земля», а отсюда уже один шаг до России.
Название внедрялось постепенно в течение полутора веков. Если проследить даже по официальному титулу русских царей, то Иван Грозный (1533-1584) именовался «Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь всея Руси», а царь Федор Иванович уже «Божиею милостию, Государь Царь и Великий Князь всея России». Здесь в титуле официально уже появилась «Россия». Правда, потом у последующих царей снова было «всея Руси».

Следовательно, к концу XVI века название Русия уже было общепринятым. Государство же само официально называлось примерно с 1500 года «Русское государство», позже «Русское царство». Есть версия, что немаловажную роль в трансформации Русии в Росию, а потом в Россию сыграла Православная церковь, в которой много терминов было заимствовано из греческого. На греческий манер произносилось именно Росия. Вторая «с» появилась тоже со временем при слиянии «русский» и «Росия».

Официально название Российская империя появилось в XVIII веке – с 1721 года.

Как считают историки, впервые смену названия Русь, на Россию произвёл Константинопольский Патриарх, он стал называть государство не Великой Русью, а Великой Россией.

Сие случилось в конце VIII века, в то время императором был Исаак II, которого ещё называли – Ангел. Патриарха звали Никифор I.

Ответ 4. А вообще-то, Россия началась с момента, когда страна стала централизованной, это произошло, при Иване III.

Ответ 5. (дополняет предыдущий). В учебниках истории написано: название «Россия» появилось в конце XV века. После феодальной раздробленности центром объединения русских земель стала Москва.

Начиная с первого московского князя Даниила, сына Александра Невского, начинается расширение территории Московского княжества. К концу XV века почти все русские земли были объединены. Последним в начале XVI века при Василии III вошло Рязанское княжество. Закончился процесс политического объединения. Возникает единое централизованное государство Россия.

Так нужно отвечать при сдаче экзамена.

В. Г. Диц