С общечеловеческой и – переходя к нашему времени – с российской (русской) точки зрения
Религия, создавшая цивилизацию Европы, определившая культурное своеобразие России, своего рода вершина, когда о человеке, его спасении сказано уже всё возможное. Таково христианство – мировая религия, первая среди других по числу последователей. Ниже очень кратко и популярно изложена вся история христианства от зарождения до наших дней.
Где, когда и почему возникло христианство
Место появления первых христиан – Палестина, «Земля Обетованная», согласно Библии, обещанная «избранному народу» еврейскому Самим Богом.
Знаменательно: христианство появилось именно тогда, когда еврейское государство, потерявшее независимость, стало частью Римской империи. Охватывавшая почти весь тогдашний цивилизованный мир, она стала той средой, где учение, возникшее в Иудее, стало мировым.
А к концу Апостольского века с христианство вышло на сопредельные империи территории, где жили славяне, скифы, готы…
Время начала существования христианской церкви возводят – например, по ЕДИХРОШу – к 31 году нашей эры (43-му по Рождестве Иисуса Христа), когда по Воскресении, Вознесении Спасителя община Его учеников получила 13 мая 31 года в воскресенье дар Святого Духа, пребывающего в ней до наших дней. Этот день – Первую Христианскую Пятидесятницу – с тех пор считают первым днём существования (днём основания) христианской Церкви, христианства как религии в узком смысле этого слова.
Тогда следующее воскресенье 20 мая 31 года можно и следует трактовать уже как первую дату праздника Троицы (в современном истолковании западнохристианского литургического календаря).
Но вернёмся от этих майских дней 31 года к событиям марта этого года.
17 марта 31 года, в субботу, Иисус пришёл «за шесть дней до Иудейской Пасхи» в расположенный несколько восточнее Иерусалима город Вифанию, где «совершал чудеса».
18 марта, в воскресенье, Иисус торжественно въехал в Иерусалим при большом стечении народа (первое в истории Пальмовое, или Вербное, воскресенье).
22 марта, в четверг, Иисус участвует в тайной вечере со своими учениками (первый в истории Чистый четверг).
В ночь с 22 на 23 марта Иисус был схвачен приверженцами древней иудейской веры, подвергнут суду и 23 марта в пятницу распят на Голгофском кресте.
Празднование Иудейской пасхи в этом году началось вечером 24 марта 31 года.
Субботний день 24 марта 31 года пришёлся на Первую Страстную Субботу в христианской истории
А Первая Кириопасха отмечалась христианами 25 марта 31 года, когда – в третий день после крестной смерти – Иисус воскрес.
Всего Он прожил на земле 41 год и 200 дней.
Ad hoc в 29 начал свои проповеди иудеям в пустыне родившийся за полгода до Иисуса Его троюродный брат Иоанн Креститель. Крещение Иисуса в Вифаваре (ныне: Вади эль-Харар, Иордания) состоялось в конце зимы 29 года, в преддверии отмечавшейся в этом году иудейской Пасхи. Иисус крестился у Иоанна Предтечи 39 лет от роду и с этого времени стал проповедовать собственное учение.
Ad hoc в 41 апостол от 70 и евангелист Матфей пишет Евангелие от Матфея.
Ad hoc в 41 апостол Иаков («Брат Господень») казнён в Иерусалиме Иродом Агриппой.
Ad hoc в 42 ученики в Антиохии (Сирия) «по Божьему провидению» стали называться христианами (Деян 11:26).
Впервые термин «христианство» как обозначение веры последователей Христа – христиан – возник, согласно «Книге Деяний», в Антиохии Сирийской (Антиохия-на-Оронте) около 42 года (Тацит, Анналы 15:44; Деян 11:26; Деян 26:28; 1 Пет 4:16). Первоначально последователи Иисуса не называли себя христианами и свою общность – христианством, это имя атрибутировалось в презрительном смысле Церкви и её членам язычниками, однако впоследствии, связавшись в семантике христианства с искупительной жертвой Иисуса, оно конституировалось в контексте христианской церкви как самоназвание.
А уже через 5 лет, в 47 году, апостол Павел начинает своё первое миссионерское путешествие (Деян 13:1 – 14:38), а через 7 лет, в 49 году, руководящий совет постановляет, что верующим из других народов не нужно обрезываться (Деян 15:28-29).
Появление христианства завершает долгий духовный путь не только еврейского народа, но всего человечества, начавшийся по грехопадении Адама, изгнании из Рая, когда человек потерял связь со своим Создателем. Но говорит Господь словами пророка Исайи:
«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).
Исполняя это обещание, Господь приходит на землю, дабы спасти каждого, кто готов довериться Ему. Мир ждал – но лишь евреи, знавшие обетование о Спасителе, данное Богом первым людям ещё по изгнании из Рая, знали, чего именно. Вернее сказать, Кого.
Основатель
Ко времени Его Рождества во плоти в Вифлееме Иудейском в пятницу, 1 сентября 12 днэ (3749 A.M.) исполнились «семьдесят седмин», о которых Духом свидетельствовал пророк Даниил. Иудейский мир ожидал Мессию. Людям Он представлялся великим земным царём, который освободит избранный народ от рабства языческому Риму.
Слова пророков начали исполняться:
- точно сбылось сказанное Исайей «Се, Дева во чреве примет и родит Сына» (Ис 7:14), Матерью Основателя христианства стала чистая Дева, Мария, выросшая при Иерусалимском храме, давшая Богу обет девства; хранителем ее обещания стал уже престарелый Иосиф — лишь мнимый муж;
- как Мать, так мнимый отец Иисуса принадлежали, как предсказывали пророки, к «дому и роду Давидову», а ведь Мессия должен был быть «сыном Давида», то есть его потомком;
- жители Назарета, Иосиф и Мария, накануне Рождества Сына Божия оказались в Вифлееме, «городе Давидове», по причине проводимой римскими властями переписи; так сбылись слова о рождении Мессии именно здесь.
Впрочем, на все эти подробности сбывшихся пророчеств обратили внимание много позднее. Совершившееся событие далеко не сразу было осознано: ожидавшие великого правителя царского достоинства, люди не могли подумать, что:
- Он появится на свет в настолько бедной семье, что родители смогут принести за него жертву, положенную по Закону Моисееву, лишь «две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк 2:24);
- к тому же жить будет в незначительном городке Назарете области Галилея, где жили, по мнению правоверных иудеев, необразованные, некнижные люди; а население области было смешанным, здесь присутствовали не одни евреи, но были также язычники; отсюда приводимое св. Иоанном Богословом распространённое мнение: «Из Назарета может ли быть что доброе?»
«Странные слова» проповеди
Не очевидной была многим также Божественность Учителя, Которого жители Назарета знали, может быть, как соседа, помощника Иосифа в его плотницком ремесле – но не как Чудотворца, Мессию. Даже уверовавшие простые рыбаки, которых мы ныне знаем, как Апостолов, все три года, что длилась проповедь Иисуса, считали Его «пророком, сильным в деле и слове пред Богом и всем народом», возможно «тем самым» обетованным Царём Израилевым – но не Богом. Между тем Иисус, не обинуясь, называл Себя Сыном Божиим – так что однажды множество последователей просто Его покинули, говоря:
«Какие странные слова! Кто может это слушать?».
Распятие и Воскресение
Наконец, иудеи, разочарованные «Царём», всё не начинающим давно чаемое дело освобождения от ненавистного языческого ига, сменили восхищение чудесами «Равви» на ненависть. Даже среди близких учеников нашёлся предатель – Иуда, лелеявший мечту стать приближённым Царя, но остававшийся «всего лишь» «казначеем» полунищей общины последователей Иисуса Христа.
Предав Его первосвященникам, он тем самым обрёк Учителя на смерть. Понятно было, что иудеи, разозлённые «странными словами», тем, что Иисус «будучи человек, делает Себя Богом» (Ин 10:33), будут просить римскую власть о казни. Так и случилось. Ученики Христа бежали, их братство, казалось, рассеялось, а надежды пошли прахом.
Случившееся дальше было не только неожиданно, но – непонятно. На третий день Тело Христово не нашли в запечатанной пещере, служившей Ему гробом. А потом многие видели Его учеников – некогда боязливых, ныне – смелых проповедников, ещё недавно печальных, унылых – теперь же несущих странную, небывалую весть: Христос воскрес! Эти слова стали знаменем юной Церкви, её, может быть, первым Символом Веры. Ими, как говорят, приветствовала самого Римского императора св. Мария Магдалина, первой лично видевшая Воскресшего.
А по слову Апостола Павла, «если Христос не воскрес, проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор 15:14).
И всё же даже после чуда Воскресения Спасителя, признания Его Божественности, даже перед самым Вознесением Господа на небо, Его всё ещё спрашивают:
«Не в сие ли время, Господи восставляешь Ты Царство Израилю?» (Деян 1:6), то есть не земной ли Он всё же царь.
Пройдёт ещё 10 дней, и Сам Дух Святой, Третье Лицо Святой Троицы «возвестит» 13 мая 31 года Апостолам все истины веры, которые невозможно понять умом. Так родится Церковь.
Основные этапы развития
В истории Церкви обычно выделяют:
- ранний период; здесь выделяют так называемый Апостольский век, когда ещё пребывали на этой земле ученики Христовы; затем начинается этап гонений от Римских властей; он заканчивается в первые годы IV века с прекращением преследования верующих при Константине Великом;
- эпоху роста, распространения Церкви; христианскими становится множество стран; это время часто именуют также эпохой Вселенских Соборов; она длится до конца IX века; это годы, когда христианами становится множество людей, не переживших гонения, не знавших опыта мученичества, исповедничества, но при этом пытливо желавших уразуметь тайны веры, познаваемые лишь опытно; первым из догматов, установленных Церковью, стало утверждение о Единосущии Отца и Сына Божия, последним – об иконопочитании в восточных Церквях (787 г.);
- новая эпоха начинается после раскола единой Церкви с 1054 года на Западную и Восточную; с этого момента каждая из ветвей некогда единой Церкви идёт своим путём.
Раннее христианство
За это время:
- новая религия, начавшись как, по сути, ветвь иудаизма, становится достоянием не одних евреев;
- создаются Евангелия – тексты, содержащие основы веры;
- Церковь проходит испытание гонениями; из них она выходит победителем, с IV века христианство окончательно становится мировой религией, распространяясь даже за пределы Римской империи.
Роль апостолов
По сошествии Святого Духа центром проповеди истинной веры становится Иерусалим. Первым епископом Иерусалимской Церкви стал св. Иаков, именуемый также «братом Господним» (был сыном прав. Иосифа). Сами иудеи определяли его как «праведного», имея ввиду точное соблюдение им всех заповедей Закона Моисеева. Таковы же были ученики Христовы из Святого Города. Но их горячей веры, соединенной с праведностью от Закона, оказалось… мало!
И вот однажды во время молитвы первоверховному Апостолу, Петру, было видение: некое полотно, наполненное нечистыми по Закону Моисея животными, птицами, даже гадами. И глас:
«Встань, Петр, заколи и ешь!». А на недоумение ученика, сказавшего, что ничего нечистого он не ел никогда – вторичное: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым!».
Видение повторилось трижды. А когда Апостол пришёл в себя – услышал, как в двери дома, где он жил, гостя у друга, стучат неизвестные люди из язычников, ища Петра. Ибо по прямому Божию повелению, данному чрез Ангела благочестивому сотнику одного из Римских легионов, Корнилию, Петру надлежало идти с проповедью в его дом. Так Пётр стал первым, кто проповедовал Христа среди язычников.
Но всё же главная заслуга здесь принадлежит не ему, но Павлу, «фарисею, сыну фарисея», строжайшему законнику. Господь уже по Вознесении на небо обратил его – тогда ещё Савла – Лично. Полагавший, что христиане оскорбляют Всевышнего, называя Богом «простого человека», Савл увидел Создателя как свет, сияние – так, как представлял Его. Но совершенно сразил его голос из света:
«Савл, Савл, что ты гонишь Меня?».
А потом:
«Я Иисус, Которого ты гонишь…».
Жизнь перевернулась вмиг, заблуждавшийся иудей стал Апостолом. Именно он прошёл значительную часть империи, «утверждая Церкви», основывая новые общины. Именно поэтому от Павла осталось наибольшее количество посланий, которые его духовные дети доставляли во все концы империи. Он же – наверное, один из самых смиренных Апостолов. Видя величие сделанного Богом через него, он не превозносился, а как бы недоумевал, как он, самый обычный (пусть даже очень образованный) человек смог бы основать десятки общин?
«Не я, впрочем, а благодать Божия, Которая со мною»… (1 Кор. 15:10)
Среди других Апостолов, чья деятельность, писания принесли величайшую пользу Церкви:
- Матфей, Марк, Лука, Иоанн – авторы Евангелий;
- Андрей, чьим жребием была, как говорит предание, «Скифия»; под ней понимали тогда вообще северные окраины Римской империи; то, что Апостол мог проповедовать по крайней мере в Крыму, как говорят историки, вполне вероятно;
- Фома, которого считают основателем своей общины нынешние христиане Индии; по преданию, местом его проповеди был также остров Сокотра у берегов нынешней Сомали; христианская община сохранялась здесь почти до конца XVII в.
Все Апостолы кроме св. Иоанна Богослова приняли мученическую кончину, погибнув от рук язычников.
Они, почитаемые «столпами Церкви», открыли дорогу целой череде подвижников, которых называли «мартириос» (μάρτῠρος).
Продолжение следует…
В. Г. Диц
Фото на заставке: мозаика раннехристианской базилики Сан-Витале в Равенне (Италия)