Часть 2
Время «свидетелей»
Часто этот подвиг понимается как физические страдания, мучения, принятые за веру во Христа. Но дословно μάρτῠρος переводится не как «страдалец», а как «свидетель». Это особый подвиг – свидетельства о Господе, приобщения к Его страданию, понесённому на земле. Вот как точно описывает его иеромонах Роман (Матюшин):
Ликует Рим в языческом веселье.
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену «Колизея»
Служителей распятого Христа.
Патриции, изяществом блистая,
Не драли горло в непотребном «бис»,
Не тыкали в страдающих перстами,
Достойно опускали пальцы вниз…
И вновь ведут на новые мученья
Того, кто стар и кто кричаще юн.
И всех, приговорённых на съеденье,
По одному бросают ко зверью.
Но тихий отрок, сам идя на муки,
Перекрестился, слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветлённый лик.
И царь зверей, подняв завесу пыли,
Раскинулся, рыча, у детских ног.
И точно гром, трибуны возгласили:
– Велик и славен христианский Бог!..
Подобные случаи не один десяток раз описаны житиями святых первых веков. А эти жизнеописания основаны по большей части на протоколах допросов христиан, добросовестно составлявшихся во время суда над теми, кто категорически не желал почитать римских богов – первым из которых считался сам император. Эта «неблагонадёжность» христиан, на самом же деле – их внутренняя свобода, пугавшая власти – основная причина трехсотлетних гонений на молодую Церковь.
Ныне на богослужениях во многих христианских общинах (приходах) среди множества угодников Божиих воспевают:
- вмч. Георгия, блестящего воина, во всеуслышание объявившего себя христианином, вынесшего нечеловеческие мучения;
- вмч. Пантелеймона, милосердного юношу-врача, исцелившего сотни, если не тысячи людей, принявшего смерть за веру;
- мчч. Киприана и Иустину – первый был языческим волхвом, но, поражённый силой веры девицы Иустины, которую пытался околдовать, совершенно изменился, принял Крещение, позже – был убит за Господа, как и сама Иустина;
- сотни других оставшихся неизвестными людям христиан, бестрепетно шедших на страдания ради любимого ими Господа.
Лактанций, один из ранних христианских писателей IV века, выделяет 10 периодов гонений на Церковь. Первое начал с 64 года император Нерон. Последнее приходится на правление Диоклетиана, затем – Галерия. Это преследование верных продолжалось 10 лет, с 303 по 313 год, после чего великая империя признала бессмысленность репрессий: они лишь умножали славу Церкви, количество её последователей.
Распространение
Человечество, давно жаждавшее Истины, наконец, получило её – христианское учение о Боге, любящем человека, спасающем его. Цифры, приводимые Евангелистом Лукой в «Деяниях Апостолов», повествующие о крещении то 500, то даже 5000 человек – скорее всего, реальны, ибо велик был, по некогда сказанному слову пророка Амоса «не глад хлеба, не жажда воды, но глад слышания Слова Господня» (Ам 8:11).
Какая вера была до принятия христианства
Христианство принимали:
- иудеи; особенно много было таковых среди свидетелей чуда Сошествия Святого Духа на 50-й день по Воскресении Христовом;
- язычники, обращение которых началось с известного сотника Корнилия, а через несколько лет верующих были уже тысячи; именно среди них возникло именование «христиане»; ап. Лука пишет, что оно появилось среди верующих Антиохии, где проповедовали апп. Павел и Варнава.
Первые страны, принявшие христианство
Хотя религия родилась, начала распространяться именно на территории империи, первая страна, принявшая её как официальную, причём единственную – вплоть до запрета язычества – точно не Рим.
Эдесса
Некоторые церковные историки полагают, что первым христианским государством была Эдесса – тот самый город, куда, по преданию, Сам Господь послал Нерукотворный Образ Своего Лика, чудесно отпечатавшийся на плате. От него получил облегчение болезни царь Авгарь. По Воскресении Христовом он был крещён ап. Фаддеем, основавшим здесь христианскую общину ещё с 44 года н.э.
Когда Армения приняла христианство
Это случилось с 301 года, когда царь Тиридат, убеждённый чудесами милости Божий, явленными через свт. Григория, епископа Армении, принимает Крещение вместе со своими подданными.
Официальное утверждение христианства в Римской империи
История сохранила свидетельства о по крайней мере благосклонности к христианству некоторых императоров Рима. Например, Тиберий, при правлении которого свершилось Распятие Христово, по некоторым данным, пытался включить Его в «пантеон» богов Рима (культ богов покорённых народов – обычная для империи практика), но Сенат не допустил этого. Были также другие правители, по крайней мере нейтрально относившиеся к Церкви.
Однако первым императором, твёрдо уверовавшим во Христа, стал Константин Великий. При нём:
- появился Миланский эдикт (313 год), разрешавший христианам свободное исповедание веры; вместе с тем, христианство было лишь «одной из многих» религий империи, а сам Константин, глубоко верующий, но по должности императора носивший титул «Pontifex Maximus» («Верховный жрец»), принял Крещение лишь за считанные часы до кончины;
- началось возведение новой столицы на месте небольшой греческой колонии Византий (называлась по имени основателя, некоего Визаса); Константинополь строился как полностью христианский город, в отличие от Рима;
- трудами царицы Елены, матери Константина (как он, она причислена ныне к лику святых), восстановлены святыни Иерусалима, обретён Крест Христов, собрано множество реликвий, связанных с жизнью Христа, Апостолов, икон, святых мощей;
- империя становится центром христианского мира; уже при Константине проводится Первый Вселенский Собор в Никее близ Константинополя; позже все Соборы будут проходить на территории Византии – так после распада Западной Римской империи станет называться государство-правопреемник.
Легендарный король франков, принявший христианство
Речь идет о Хлодвиге, крестившемся, как полагают, 25 декабря 496 года. Составителем его жизнеописания стал свт. Григорий, епископ Тура, хорошо знавший современников событий. К этому времени христианство было уже хорошо известно среди «варварских» племён. Король – правитель племён салических франков — уверовал во Христа, как полагают, после победы над алеманнами, несколько лет притеснявшими его народ.
Сознавая невозможность своими усилиями справиться с врагами, он обратился с молитвой ко Христу – и неожиданно победил. Тогда супруга короля, христианка Клотильда, стала настойчиво убеждать Хлодвига креститься.
Однако, король медлил, опасаясь реакции своих воинов-язычников, народа. Но после того, как он рассказал им о чудесной победе, народ воскликнул:
«Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом!…»
Поэтому Крещение от руки епископа Реймса Ремигия принял не только король, но по крайней мере 3000 его воинов, множество народа.
Крещение укрепило власть Хлодвига, духовно объединив некогда разрозненных франков. Поэтому король считается создателем франкского государства.
Принятие христианства славянскими народами
Оно совершается с IX века благодаря миссии свв. Кирилла (Константина) и Мефодия, получивших благословение на свою деятельность от Патриарха Константинопольского. Кроме обращения славянских племён, их заслугой стало:
- создание их алфавита; он называется по имени Константина Философа (в монашестве Кирилла), кириллицей; впрочем, считается, что эта азбука, скорее всего, создана трудами его учеников;
- перевод священных текстов, всего богослужения на славянский язык, по сути, создание языка, именуемого «церковно-славянским».
Историческое значение принятия христианства на Руси
Спустя чуть более, чем 100 лет после болгар, моравов, хорватов, совершившегося благодаря деятельности свв. Кирилла и Мефодия, а также их учеников, христианство пришло на Русь:
- около 957 приняла Крещение княгиня Ольга;
- с 988 стал христианином её внук, князь Владимир.
Долгий, сложный процесс Крещения занял несколько столетий. Они вместили духовные взлёты, подвиги святых иноков, даже князей – и страшные падения, междоусобицы, борьбу амбиций.
Пройдя через горнило тяжёлых испытаний, монгольское нашествие, попущенное за грехи людей, Русь становится действительно «Святой» к XV–XVI вв.
Ярчайшая иллюстрация системы ценностей страны – то, как именовали себя к этому времени более 90% её населения, занимавшиеся сельским хозяйством: крестьяне. Слово это значит не что иное, как «христианин». Именно это, а не работа на земле, добывание хлеба насущного стало действительно значимо для русичей.
Прп. Силуан Афонский говорил:
«Русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ, подобно другим народам, обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно…»
Именно поэтому Россия столетия не знала «высоких технологий», но имела множество великих подвижников.
Появление монахов
Подвиг мучеников, приобщавшихся к Богу через страдания, отошёл в прошлое с прекращением гонений. Теперь ревнующие о Богообщении начинают покидать шумные города, для безмолвия, уединённой молитвы, кропотливой работы над своей душой. Отсюда именование этих людей – монахи, от «монос», «один», а также очень точное русское название – иноки, то есть «иные», не вписывающиеся в мирскую жизнь с её суетой, затемняющей истинную жизнь по Богу.
Считается, что:
- первым ушёл на пустынное подвижничество монах Павел; его именую Фивейским, по пустыне близ Египетского города Фивы, где он прожил до глубокой старости один;
- Прп. Антоний Великий, удостоившийся видеть святого незадолго до его преставления, говорил: «Горе мне, грешному! Я инок только по имени… Я видел Илию, я видел Иоанна – воистину я видел Павла в раю…»
- между тем, самого св. Антония считают основателем общежительного монашества; его житие написано свт. Афанасием Великим.
Вселенские соборы
В течение более чем пяти столетий Церковь делала трудную работу, переводя то, что сердцем знали опытные подвижники, на язык точных терминов, логически непротиворечивых утверждений.
- Первый Вселенский Собор (325 г.) утвердил догмат о Единосущии Христа Богу Отцу. То было опровержение ложного мнения священника Ария из Александрии, считавшего Сына сотворённым.
- Второй Собор (381 г.) разработал учение о Святом Духе, Третьем Лице Троицы;
- Третий Собор (431 г.) стал ответом на ересь Константинопольского Патриарха Нестория, утверждавшего, что Христос – облагодатствованный, но человек, а Мария – не Богородица, а «Христородица»; отцы утвердили догмат о Богосыновстве Христа, Богородице – как Матери Его по человечеству;
- Четвёртый (451 г.), Пятый (553 г.), Шестой (680 г.) рассматривали ответ на новое еретическое учение – монофизитство, утверждавшее, что во Христе Божественное и человеческое естество соединились в одно; это означало, что Господь – не истинно Человек, а значит, спасение людей – под вопросом; ересь монофизитов, опровергнутую святыми отцами, продолжило монофелитство, учившее о слиянии во Христе Божественной и человеческой воль в некую единую; но это тоже было отвергнуто Собором: будь это так, Господь не дал был нам примера подчинения Своей воли по Человечеству воле Божией.
- Наконец, Седьмой, последний Собор (787 г.) утвердил догмат о почитании икон. Это стало ответом на еретическое учение об иконе как «идоле», которому много десятилетий покровительствовали византийские императоры.
Раскол христианской церкви на православие и католицизм
Западная Церковь много столетий совсем не страдала от ересей, с недоумением глядя на жаркие дебаты восточных христиан. Римский первосвященник был озабочен несколько иными проблемами – прежде всего, непрерывными междоусобицами варварских королей, которые уничтожили Западную Римскую империю, а затем схватились за власть между собой. По сути, существовал единственный вариант прекращения братоубийственных войн: духовное объединение.
Так Церковь вынужденно (и нарушая слова Господа «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк 12:17)) взяла на себя роль духовного лидера – но при этом ещё политического арбитра. Не случайно название Западного христианства, «католицизм», от греческого «кафолический», то есть единый, вселенский.
Римские христиане не имели ни времени, ни возможности подобно грекам глубоко размышлять об истинах веры. Но если на Востоке рационалистический подход порождал «умствования» отдельных еретиков, их последователей, то на Западе, всё более погружающемся в пучину «мира сего», рационализация веры постепенно становилась массовой. Так возникли:
- догмат об исхождении Святого Духа «от Отца и Сына»; ещё в VII веке прп. Максим Исповедник обращал внимание на смешение предвечного исхождения Духа с историей домостроительства – спасения человека на земле, когда Дух посылается через Сына;
- идея о первенстве Римского первосвященника, основанная на исторически не полностью достоверном факте, что первая община христиан Рима основана Петром, первоверховным Апостолом; кафедра Римского первосвященника действительно считалась одной из первых – но «по чести», как Апостольская; Папа же желал не только чести, но – власти над всем христианским миром; разве об этом говорил Господь словами о Петре как «камне веры» – веры, а не церковного управления?
- множество других уклонений от установлений Соборов, например, представление о «сверхдолжных» заслугах святых – как будто количество добрых дел, а не милость Божия, обеспечивает спасение;
Римские христиане I века, наверное, были бы шокированы воззрениями своих последователей: они-то хорошо знали обращённые к ним слова ап. Павла, что спасение «зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим 9:16).
К XI веку догматические, даже культурные расхождения между Западом и Востоком становятся препятствием к молитвенному общению. С 1054 года происходит раскол, продолжающийся до настоящего времени.
Западное христианство и его развитие
Части некогда единой Церкви пошли каждая свои путём. На этой дороге западных христиан ожидало ещё не одно потрясение.
Средневековье
Сам термин, строго говоря, применим исключительно к Европе. Он появился в эпоху «Ренессанса», когда гуманисты-рационалисты ратовали за «возрождение» якобы поруганной христианами античной культуры. По их мнению, то была «высокая цивилизация». Между ней и собственно эпохой, современной деятелям Ренессанса, лежат тёмные «средние века», когда дух человеческий был «задавлен» религией. Так ли?
Мировоззрение
Для католиков, погружённых в стихии мира, сама природа, каждое событие человеческой жизни – Божие послание. Расшифровать его, понять волю Божию – то, над чем бьётся мысль всякого католика того времени. Так появляется:
- попытка рационалистического объяснения религии – схоластика: всевозможные «доказательства бытия Божия» от ума, бесконечные дискуссии о том, можно ли познать Бога «разумно», как именно это сделать;
- множество наук, ныне имеющих приставку «лже», например, алхимия; расхожее представление о ней состоит в том, что такой учёный-монах ради обогащения ищет «философский камень», делающий материю золотом; действительно ищет – но не ради богатства; цель более дерзновенна – а может быть, даже «предерзостна»; это поиск «первоматерии», сути мира, каким он был до грехопадения Адама; ни больше, ни меньше, алхимик ищет потерянный Рай, но… не в сердце своём, а пытаясь изменить внешний мир; восточный подвижник, пожалуй, сочтёт его усилия или бесполезными, или кощунственными.
Ереси
К XIV веку католический рационализм, пусть основанный на искренней вере, но мёртвый духовно, вызывает усталость самих верующих. А властность Римского первосвященника, «викария» (заместителя?!) Христа, как он себя называет, провоцирует протесты. Так появляются еретические движения – вальденсы (сторонники «апостольской бедности»), катары, прямые противники христианства, приверженцы дуализма – мира как борьбы равновеликих сил добра и зла. С еретиками Западная Церковь боролась хорошо известным ей способом – отлучениями, а затем – прямыми репрессиями. Что, конечно, вызывало ещё больший протест.
Продолжение следует…
В. Г. Диц
Фото на заставке: мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне