Home Отзвуки бытияСильвестр – имя трёх пап
Сильвестр – имя трёх пап

Сильвестр – имя трёх пап

Латинское имя Сильвестр (производное от латинского прилагательного silvestris, означающего «лесистый» или «дикий») носили сразу трое пап римских. Среди них наиболее известны Сильвестр I (один из первых проповедников святых, а не мучеников) и Сильвестр II (Герберт Орильякский), средневековый ученый и церковный деятель, первый понтифик французского происхождения.

Сильвестр I

Сильвестр I – папа в 314–335 годах; по преданию, крестил императора Константина и от него получил Вено Константиново. Причислен к лику святых; память его празднуется Римско-католическою церковью 31 декабря, в день его смерти (день Сильвестра, у немцев Silvesterabend), а Православною – 2 января.

Ad hoc. 31 декабря, последний день года, в Германии называется Der Silvester, по имени папы римского Сильвестра I (314–335), святого, по легенде изловившего ужасного монстра – чудовищного ветхозаветного змея Левиафана. Новогодний вечер, канун Нового года, называют der Silvesterabend.

C днём святого Сильвестра связано множество обычаев. Один из них восходит к древним германцам, которые верили, что шумом можно отогнать злых духов и демонов. Поэтому 31 декабря на улицах в немецких городах так много шума: люди поют, играет музыка, стреляют хлопушки, устраиваются новогодние фейерверки, звонят колокола.

Поздравительные новогодние открытки имеют название Glückwunschkarten zum Jahreswechel. На них часто изображены Glückssymbole (символизирующие счастье и удачу): Schornsteinfeger (трубочист), das Schwein (свинья), ein Hufeisen (подкова), das vierblättrige Kleeblatt (4-хлепестковый лист клевера).

Традиционное блюдо в новогодний вечер – Silvesterkarpfen – рыба, точнее, карп. Считается, что если положить несколько рыбьих чешуек в кошелек, то в новом году деньги будут водиться.

В новогоднюю ночь принято гадать (man befragt das Orakel).

Традиционным стало исполнение в новогоднюю ночь 9-й симфонии Бетховена и особенно её финала, Ode an die Freude («Оды к радости», на стихи Фридриха Шиллера), ставшего общепризнанным гимном человечества.

В 12 часов во всей стране звонят все колокола (Silvesterläuten). Все поднимают бокалы с шампанским и встречают Новый год со словами: Prosit Neujahr!

Das Neue Jahr (1. Januar)

В Новый год, 1 января, все стараются поздравить друг друга и пожелать счастья, удачи и успехов:

Guten Rutsch ins Neue Jahr.
Ein gesundes und erfolgreiches Neujahr!
Herzlichen Glückwünsch zum Jahreswechsel!
Die besten Wünsche zum Neuen Jahre!

С празднованием Нового года связано множество различных обычаев: 1 января принято надевать новую одежду, стелить свежее бельё, в этот день ни в коем случае нельзя спорить. И, конечно, в этот день в доме должно быть много вкусной еды. Раньше в некоторых северных городах Германии было принято выставлять стол с угощением перед домом.

На Новый год пекли много булочек (Kringeln, Brezeln), печений в форме сердечек (herzförmige Kuchen) и украшали их новогодними пожеланиями (Neujahrssprüche).

Пример подобного пожелания:

Ich wünsche auch aus Herzensgrund
ein gutes Jahr zur Stund
ein Neues Jahr, das auch erquickt
und alle Übel von euch schickt.

Святой Сильвестр (Папа Римский Сильвестр I), фреска монастыря Дафни, Греция, XI век

Ad hoc. «Константинов дар» (лат. Donatio Constantini), или Вено Константиново – подложный дарственный акт (лат. Constitutum Constantini) Константина Великого римскому папе Сильвестру. Впоследствии он вошёл в состав «Лжеисидоровых декреталий», а с середины XI века служил одним из главных оснований для папских притязаний на верховную власть как в Церкви, так и на высший сюзеренитет в средневековой Европе.

Происхождение документа доподлинно неизвестно. Предполагается, что он был изготовлен во второй половине VIII или в IX веке, возможно, в аббатстве Корби во Франции. Документ говорил о передаче Константином I верховной власти над Западной Римской империей главе римской церкви. Фальсификация была частью сделки между майордомом Пипином III (Коротким), желавшим обрести официальный статус короля франков, и папским двором.

Сочинение составлено в виде послания от имени императора Константина Великого к римскому папе Сильвестру. В послании говорится о том, что Константин заболел проказой, болезнь поразила всё тело государя. Многочисленные врачи, собранные к императору в Рим, не могли ничем помочь больному. После этого к Константину приходят служители языческих храмов и говорят императору о том, что он может очистить своё тело от болезни. Для этого он должен поставить в языческом храме купель, собрать младенцев и зарезать их. Кровью горячей убитых детей император должен наполнить купель, после чего, погрузившись в неё, он получит очищение своего тела и исцеление от болезни. Император слушает языческих жрецов, собирает младенцев и готов их зарезать; но, тронутый плачем матерей и детей, император Константин отказывается от своих намерений и отпускает матерей и детей с дарами.

В эту же ночь во сне к императору являются первоверховные апостолы Пётр и Павел, которые хвалят императора за то, что он не захотел убивать младенцев, после чего объясняют ему, как он может получить исцеление. В каменных пропастях горы Сарепта скрывается от гонений епископ Рима Сильвестр вместе со своими клириками. Император должен найти его, а Сильвестр научит Константина божественным догматам и трижды погрузит императора в купель (то есть окрестит). После крещения император очистится от проказы.

Проснувшись, император находит Сильвестра и спрашивает его о том, какие боги ему явились во сне. Сильвестр объясняет Константину, что это не боги, а апостолы Пётр и Павел. После чего епископ повелевает своему архидиакону принести иконы, на иконах император узнаёт лица Петра и Павла, которые явились ему во сне. Сильвестр отводит время для покаяния Константину: повелевает императору одеться во вретище и находиться внутри Латеранской палаты, где царь должен каяться в своих грехах. После того как время, отведённое на покаяние, закончилось, епископ Сильвестр крестит и миропомазывает императора. Император получает исцеление от проказы.

После этого в своём послании император объявляет Римского епископа, имеющего высшую духовную власть, главнейшим епископом над всеми остальными епископами; император устанавливает закон, согласно которому епископ Рима – господин и начальник над Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским престолами и вообще над всеми живущими на земле архиереями, священниками и христианами; всё в христианском мире должен решать суд, который совершает епископ Рима, он же должен издавать законы для всех христиан.

После этого император Константин строит церковь внутри Латеранских палат; для этого Константин на своих плечах приносит 12 кошниц земли в это место (в честь двенадцати апостолов). В благодарность за святое крещение и исцеление император Константин дарит епископу Сильвестру и всем его наследникам свою корону, коня, любимый Латеранский дворец и всю западную часть Римской империи. Епископ возвращает корону императору, но власть над западной частью Римской империи оставляет себе.

Император кладёт в новопостроенных церквах тела Петра и Павла, богато украшает их и дарит Римскому епископу земли, сёла, виноградники и озёра, утверждая закон «до скончания века», согласно которому никакой светский начальник не смел прикоснуться и отнять что-либо из имущества, принадлежащего церкви, и не смел прикоснуться к церковным пошлинам, собираемым с населения.
Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии.

Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440 г.), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном.

Когда подложность эта уже не могла быть опровергаема, католические авторы, следуя примеру кардинала Барония, ещё в XVIII столетии стремились по возможности спасти содержание акта. Лишь в XIX столетии в Риме совершенно отказались от него.

В восточной церкви также не сомневались в подлинности акта, и он приводился греческими канонистами (Вальсамон, Властарь, Гарменопул), но здесь он претерпел некоторые изменения. Дело в том, что вселенские соборы (Константинопольский 381 г. и Халкидонский 451 г.) в отношении преимуществ чести уравнили константинопольского патриарха с римским епископом, а с VIII-IX вв. окончательно считалось выясненным преемство константинопольской кафедры от апостола Андрея. Ввиду всего этого дарственный акт Константина истолкован был Вальсамоном в том смысле, что прерогативы, дарованные Константином римскому папе, принадлежат и константинопольскому патриарху – и вообще всем патриархам, имеющим апостольское преемство.

В таком изменённом виде Вено Константиново перешло в русскую церковь. Впоследствии, когда Москва стала считаться третьим Римом, а московские цари в Степенной книге производились по прямой линии от Цезаря Августа, Вено Константиново стали толковать в интересах русского духовенства, в ограждение имущественных и судных прав его. Уже собор 1503 года выставил Вено Константиново в числе аргументов в пользу монастырского землевладения; ещё большую роль оно сыграло на соборе 1551 года. В извлечении из деяний этого собора, известном под именем «Стоглав», 16 глав (53-68) посвящены аргументам в пользу неприкосновенности церковного суда и церковных имуществ, и из них 60-я глава, представляющая собою отрывок из Вена Константинова, занимает едва ли не первое место как по мнимой древности своего происхождения, так и по широте прав, предоставляемых ею церкви.

В 1580 году архиереям и монастырям запрещено было вновь приобретать недвижимое имущество; но и после этого 60-я глава Стоглава сохранила своё значение, так как ею ограждалась неприкосновенность того имущества, которое издавна принадлежало церкви; ввиду этого отрывки из Вена Константинова помещались в требниках патриархов – Филарета, Иосифа и др. Ещё большее значение оно получило при патриархе Никоне, который вступил на патриарший престол «с тем условием, что гражданская власть не будет мешаться в дела церкви».

С целью защиты своих притязаний Никон поместил Вено Константиново в числе дополнительных статей к печатной Кормчей книге, приготовленной к выпуску ещё при патриархе Иосифе. Здесь Вено Константиново излагается в самой обширной редакции, сравнительно с редакциями византийских канонистов, именно с надписанием, исповеданием веры от лица Константина, рассказом о поражении его проказою, о сонном видении, о крещении, исцелении, и с самим дарственным актом. На Вено Константиново ссылается царь Алексей Михайлович в указе 1669года об иконном писании; оно по-прежнему печатается в Кормчей книге.

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (сокр. ЭСБЕ) – универсальной энциклопедии на русском языке, изданной в Российской империи акционерным издательским обществом «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон» (Петербург) в 1890-1907 годах, – ошибочно написано, что в дополнительных статьях к печатной Кормчей книге использовано название «Вено Константиново»; это неверно, в печатной Кормчей 1653 года («Никоновской»), как и в Кормчей 1878 года («Екатерининское» издание) полное название «Дара Константина» следующее: «Иже во царех перваго християнина бывша, святаго и блаженнаго и равна апостолом великаго царя Константина. Повеление его царское содеянно и дано святей соборней и апостольстей церкви».

Митрополит Платон в своей «Церковной истории» 1805 года признал этот акт подложным, но и после того он не был исключён из Кормчей книги. Вено Константиново послужило также основой для «Повести о белом клобуке новгородского архиепископа», которому особое значение придают старообрядцы, укоряющие патриарха Никона в том, что он «отверже белый святый клобук и чёрный положи на себе».

Сильвестр II

Герберт Аврилакский (Орильякский) – впоследствии папа Сильвестр II (999–1003); род. в конце 40-х гг. Х столетия в Оверни, происходил из очень бедной семьи и ещё ребёнком отдан был в монастырь св. Геральда в Аврилак, где в монастырской школе, пользовавшейся довольно широкой известностью, получил первое образование.

Жажда знания побудила молодого монаха предпринять путешествие по северной Франции: он навестил знаменитые монастырские школы в Реймсе и Флёри; в 967 году отправился в Испанию, где ознакомился с арабской образованностью и даже, как передаёт средневековая легенда, учился в Кордовском и Севильском университетах арабскому чернокнижному искусству.

Сильвестр II (Герберт Орильякский)

В 970 году Герберт ездил с поручением в Рим. От внимания папы не ускользнула необычайная учёность молодого монаха; он указал на него императору Оттону I, который принял Герберта в свою свиту и поручил ему образование 16-летнего сына своего Оттона. Но Герберт недолго оставался в Равенне, где проживал двор: в 972 году он отправился в Реймс, чтобы завершить там собственное образование.

10 лет провёл Герберт в Реймсе в звании схоластика местной школы и успел приобрести доверие реймсского архиепископа Адальберона. В 982 году Оттон II назначил Герберта аббатом Боббио, но учёный монах не сумел ужиться с итальянцами и после смерти Оттона увидел себя вынужденным покинуть аббатство и вернуться в Реймс. Вместе со своим покровителем Адальбероном Герберт присутствовал на собрании в Санли, где состоялось избрание во французские короли Гуго Капета. Политические симпатии Герберта, как и Адальберона, были всецело на стороне восстановленной Оттонами империи (Священной Римской империи – позже – германской нации).

Национальному обособлению государств, к середине Х века уже достаточно ярко обнаружившемуся, он не придавал никакого значения; его мечтой было возрождение древней Римской империи, в состав которой должны войти все государства, принадлежавшие к монархии Карла Великого. Избрание Гуго должно было сломить могущество французских Каролингов, не признававших новой империи Оттонов, и подготовить путь к окончательному торжеству последней. Ввиду этого Герберт особенно хлопотал об установлении хороших отношений между вновь избранным королём и Оттонами.

Он неоднократно ездил из Реймса ко двору последних и добился по крайней мере того, что Германия не поддержала Каролингов в их борьбе с Капетингами. Каролингская партия потерпела совершенное поражение. Над взятым в плен её вождём, архиепископом Арнульфом, был наряжен суд, который низложил его и передал его кафедру Герберту. Папа не мог допустить такого самоуправства: он объявил епископов, участвовавших в низложении Арнульфа, отлучёнными от церкви, а Герберту приказал оставить самовольно занятую кафедру.

Тщетно Гуго посылал звать папу во Францию, думая уладить дело личным свиданием: папа остался непреклонным, но по ходатайству Оттона III в следующем же 998 году получил архиепископскую кафедру в Равенне. Реймсский спор замечателен особенно тем, что знакомит нас с отношением Герберта, которому впоследствии суждено было самому носить папскую тиару, к власти римского первосвященника. В сочинении «Реймсский собор», написанном в 994 году по поводу низложения Арнульфа, есть немало мест в духе галликанизма. В письме к германскому епископу Вильдероду Герберт жалуется на то, что вмешательство папы в дела французской церкви наносит ущерб власти епископов и угрожает самостоятельности государства; ещё резче он высказывается в письме к архиепископу Сигуину.

Эти сочинения Герберта были несколько веков спустя драгоценной находкой для протестантов, которые впервые и обнародовали их (1567 и 1600). Когда по воле Оттона III Герберт в 999 году надел на себя папскую тиару, реймсские учения были тотчас же забыты и новый папа отнюдь не думал поступаться своими правами на неограниченное господство над римской церковью. Что касается планов восстановления империи, то Герберт и тогда, когда сделался папой, не отказался от их осуществления. Незадолго перед этим он окончательно порвал с Капетингами, подписавшись одним из первых под протестом против брака короля Роберта с Бертой. Принимая имя Сильвестра, Герберт тем самым указывал на то, что отказывается от честолюбивых притязаний, обнаруженных перед тем папством, и будет, подобно первому Сильвестру, все свои надежды строить на покровительстве христианского императора.

И действительно, в гербертовском идеале восстановления древней империи первых времён христианства не было места теократическим притязаниям пап. Кроме того, и фактическое положение Сильвестра II было не таково, чтобы он мог мечтать о какой-нибудь самостоятельной роли в политике: в своём дипломе Оттон III ясно подчёркивает то обстоятельство, что Сильвестр обязан тиарой исключительно ему. Впрочем, это не помешало папе стать в близкие и даже менторские отношения к императору.

Источником для биографии Герберта служит его любопытная переписка со времени назначения его аббатом Боббио и до избрания в архиепископы равеннские (983–998). Как учёный, Герберт вряд ли имел себе равного между современниками. Он с любовью изучал латинских классиков, которых ему удавалось находить в монастырских библиотеках. Замечательны были познания Герберта также в области точных наук. Известны его сочинения, изданные в 1867 году: «Regula de abaco computi», в котором означаются методы расчёта с помощью графических абаков у арабов; «Libellus de numerorum divisione», далее «Geometria», заключающая некоторые формулы для измерения площадей, заимствованные из древнеиндийских сочинений. Слава учёности Герберта ещё при его жизни прогремела во Франции, Германии, Италии, Испании. Со всех сторон стекались к нему многочисленные ученики, к числу которых принадлежали французский король Роберт и император Оттон III.

Сильвестр III

Папа Сильвестр III (ок. 1000 – октябрь 1063), урождённый Джованни деи Кресцентии — Оттавиани , был епископом Рима и, следовательно, правителем Папской области с 20 января по март 1045 года.

При крещении Иоанн родился в могущественной римской патрицианской семье Crescentii. После смерти папы Иоанна XIX в октябре 1032 года папский престол стал предметом спора между соперничающими фракциями знати. Феофилакт, юноша лет двадцати, сын Альберика III, графа Тускулума, пользовался поддержкой знати Тускулума. Джованни де, племянник и тёзка папы Бенедикта VIII, взял имя Бенедикт IX. Молодой человек был не только неквалифицированным, но, по сообщениям, вел распутный образ жизни, и фракционная борьба продолжалась. Восстание в Риме привело к изгнанию Бенедикта IX из города в 1044 году.

Сильвестр III

Иоанн, епископ Сабины, был избран после ожесточённой и затяжной внутренней борьбы, ок. 21 января 1045 года. Он принял имя Сильвестр III. Бенедикт IX отлучил его от церкви, а в марте вернулся в Рим и изгнал Сильвестра, который сам вернулся в Сабину, чтобы снова занять должность епископа в этой епархии.

Почти два года спустя, 20 декабря 1046 года, Совет Сутри, созванный и возглавляемый императором Генрихом III, лишил его епископства и священства и приказал отправить в монастырь на всю оставшуюся жизнь. Этот приговор, очевидно, был приостановлен, потому что он продолжал функционировать и был признан епископом Сабины по крайней мере до 1062 года. Епископ-преемник Сабинского престола, Хубальдус, зарегистрирован при папе Александре II в октябре 1063 года, что указывает на то, что Иоанн, должно быть, умер до этой даты.

Хотя некоторые считают его антипапой, Сильвестр III продолжает числиться официальным папой римским (1045) в списках Ватикана.

Аналогичная ситуация применима к папе Григорию VI (1045–1046). Папское имя Сильвестра было снова использовано антипапой Теодорихом, потому что в то время он не считался законным понтификом.

В. Г. Диц

Фото на заставке: Святой Сильвестр (Папа Римский Сильвестр I), фреска Белой церкви в селе Каран, Сербия (1340–1342 годы)