Богослужение в Евангелическо-лютеранской общине (ЕЛО) св. Екатерины г. Казани немецкой традиции 01.09.2024
1 сентября 2024 года – 245-й день года по григорианскому календарю. До конца года остаётся 121 день, поскольку за окном високосный год.
До 15 октября 1582 года – 1 сентября по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года – 1 сентября по григорианскому календарю. В XX и XXI веках соответствует 19 августа по юлианскому календарю.
Die Jahreslosung 2024:
Alles, was ihr tut, geschehe in Liebe. 1 Korinther 16:14
Изречение на 2024 год: Всё у вас да будет с любовью. 1 Кор 16:14
Monatsspruch September 2024:
Bin ich nur ein Gott, der nahe ist, spricht der Herr, und nicht auch ein Gott, der ferne ist? Jeremia 23:23
Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Иеремия 23:23
Zum Gottesdienst 1.09.2024 – zum Vierzehnten Sonntag nach Trinitatis / zum neununddreißigsten Sonntag des neuen Jahres // в Четырнадцатое воскресенье после Троицы / в тридцать девятое воскресенье нового церковного года / в тридцать пятое воскресенье текущего календарного года
Lebe den Herrn, meine Seele, und vergiss nicht, was er dir Gutes getan hat. Psalm 103:2
Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102:2
Завершение текущего церковного года выпадет на субботний день 30 ноября следующего календарного года. Таким образом, наступивший церковный год, как и прошедший, будет состоять из 364 дней, т. е. 52 недель, и будет содержать 26 воскресений после Троицы (nach Trinitatis). Свежепрошедший церковный год содержал одним таким воскресеньем меньше.
1 сентября 2024 года, в первый день осени и девятьсот второй день (идёт 131-я неделя СВО) международного суверенитета России; в тридцать девятое воскресенье нового церковного года / в сентябре 2024 года отмечается 78 православных церковных праздников / у наших православных братьев сегодня Неделя 10-я по Пятидесятнице, поста нет, Попразднство Успения Пресвятой Богородицы; Мч. Андре́я Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284-305); Святителя Питири́ма, епископа Великопермского (1455); мчч. Тимофе́я, Ага́пия и Фе́клы (ок. 304); Собор Московских святых; Иконы Божией Матери: Донская; Прибавление Ума (Подательница Ума) – лц зелёный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в 2021 году исполнилось 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения тридцать пятого в этом календарном году и тридцать девятого в новом 2024/2025 церковном году богослужения (в предыдущем церковном году в общине были проведены 55 богослужений) собрались 13 лютеран немецкой традиции, в т. ч. 8 российских немцев:
1. Абдуллина Элина Искандеровна – органистка ЕЛО
2. Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ
3. Волгин Юлиан Михайлович
4. Гундин Сергей Иванович – член Совета ЕЛО
5. Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К. Ф. Фукса, Почётный член Совета ЕЛО, член Совета ассамблеи народов Татарстана (АНТ)
6. Котляров Павел Геннадьевич
7. Муртазина Эльмира Исхаковна
8. Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна
9. Петрова (Крамер) Инна Александровна
10. Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
11. Цайтлер Олег Евгеньевич – проповедник ЕЛО
12. Шептицкая (Кладт) Евгения Васильевна
13. Щёлкова (Адам) Наталья Ивановна
Библейские чтения, литургия и проповедь:
die Liturgie: Провёл Олег Цайтлер
die Epistel: Römer 8:14-17. Читал Виктор Диц
das Evangelium: Lukas 17:11-19. Читала Наталья Адам
das Predigt: 1 Mose 28:10-22. Читал Олег Цайтлер
Притчи дня 1 сентября 2024 года
Три притчи о тех, кто ушёл из Церкви из-за обиды на людей, бестактно и самоуправно ведущих себя в храме Божием.
1. Притча от протоиерея Димитрия Смирнова: «Мне как-то в булочной нахамили, так теперь я хлеб больше не ем».
2. Некто решил раздать нуждающимся по 1 млн руб. Выстроилась очередь, приходит девушка, занимает её и спокойно ждёт. Вдруг к ней подходит старушка, стоящая впереди, и начинает делать замечания, что и стоит она неправильно, и одета не так…
Девушка обижается и убегает. После этого она уже принципиально не приходит к этому благотворителю (раздача денег у него бессрочная) и рассказывает окружающим, как у этого мецената всё плохо и какие жуткие грубияны его окружают. Ближние ей сочувствуют, и среди тех, кто там не был, ползёт слух, что благотворителя такого, может быть, и не существует вовсе и денег там наверняка не раздают, просто какие-то векселя…
3. Человек сидит в тюрьме, к нему приходит мать или отец, которых он уже очень долго не видел. Тюремщик грубо ему говорит, чтобы он вытряхивался из камеры на свидание. Человек обижается на тюремщика и не идёт на встречу с родителями…
P. S. 1. В прошедшую среду, 28 августа 2024 года, в День памяти и скорби российских немцев (Gedenk- und Trauertag der Russlanddeutschen), в 14:00 на казанском немецком христианском (лютеранском) кладбище на Арском поле начался андахт (краткий молебен) на территории старинного захоронения казанской немецкой семьи Banck (эту традицию актив немецко-лютеранского сообщества города поддерживает уже 35 лет – с 1989 года). На кладбище в этот день пришли – вместе с ординированным проповедником нашей ЕЛО Андреем Анатольевичем Деляевым, который и провёл задуманный молебен – 18 человек:
1. Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна – член Совета НКАНТ, зампред КНО им. К. Ф. Фукса, член Совета старейшин народов и этногрупп РТ в формате АНТ
2. Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ
3. Данилова Зоя Леонидовна – член Совета ЕЛО
4. Деляев Андрей Анатольевич – председатель Совета и ординированный проповедник ЕЛО
5. Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К. Ф. Фукса, Почётный член Совета ЕЛО, член Совета ассамблеи народов Татарстана (АНТ)
6. Заблотский (Майстер) Олег Леонидович – член Совета НКАНТ
7. Зубарева Ксения Михайловна – регент ЕЛО
8. Келлер Елена Мечеславовна – член Советов ЕЛО и НКАНТ, заместитель Председателя КНО им. К. Ф. Фукса (КНО) и – c 6.08.2024 – директор Центра немецкой культуры Республики Татарстан (ЦНКРТ)
9. Котляров Павел Геннадьевич
10. Мингазетдинова (Ромберг) Елена Леонидовна
11. Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
12. Муртазина Эльмира Исхаковна
13. Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна
14. Петрова (Крамер) Инна Александровна
15. Рафаил – член Совета Казанского немецкого общества им. К. Ф. Фукса
16. Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
17. Шептицкая (Кладт) Евгения Васильевна
18. Щёлкова (Адам) Наталья Ивановна
P. S. 2. По завершении андахта активом немецко-лютеранского сообщества был проведён – с 16:00 – в Сиреневом зале старинного здания Лютеранской кирхи немецкой традиции музыкально-поэтический вечер (Искандер Рубинович Абдуллин – русская поэзия серебряного века; Элина Искандеровна Абдуллина – музыка Бетховена в русской культуре), что явилось реквиемом андахта, и весь сегодняшний памятный вечер в итоге оказался – можно сказать, неожиданно – чрезвычайно цельным.
P. S. 3. На следующий день в 9:00 началось проведение разведочного рейда в Сабинский район Татарстана (а это малая родина нашего раиса Р. Н. Минниханова) для поиска и осмотра старинных немецких могил в районе сабинского села Завод-Нырты (по направлению старинного Московско-Сибирского тракта (в народе – «Катин тракт», по-татарски – «Эби-патша юлы»). В поездке (на личном автомобиле Рафаила) приняли участие:
1. Диц Виктор Георгиевич
2. Зиннатова (Кампф) Рамзия Шайдиевна
3. Рафаил
Рамзия (в домашнем обиходе Рима), уроженка этих мест (член Союза художников РФ; сейчас живёт с семьёй в Санкт-Петербурге) называет себя правнучкой Иосифа Карловича Кампфа (1848–1898), мастера Мёшинского (Ныртинского) медеплавильного завода (1749–1874), прадеда сегодняшних – помимо Рамзии – Гареевой Тагзимы, Зигангареева Фаниля и уже скончавшегося Зигангареева Фидаиля); в 1888 году у Иосифа Карловича родился сын Зигангарей, репрессированный в 1931, явившийся дедом всех вышеперечисленных Geschwistern).
Трое участников «разведочного рейда» нашли на высоком берегу Мёши старинное (ныне полузаброшенное) христианское кладбище (оно, конечно, православное, но умиравших немецких заводских мастеров хоронили здесь же, за внутрикладбищенской каменной перегородкой, во всяком случае, могилу Иосифа Кампфа мы обнаружили на этом самом кладбище; других немецких могил нам обнаружить не удалось).
В селе Завод-Нырты (входящего наряду с селом Большие Нырты и деревнями Средние Нырты и Чабья Чурчи в состав Большеныртинского сельского поселения Сабинского района РТ) нам удалось встретиться и с сыном покойного учителя и директора школы Владиславом Егоровым, написавшим в своё время рукопись об истории Мёшинского медеплавильного завода, в 1990-е годы утерянную при разграблении местного сельского музея. У Владислава никаких останков этой рукописи не сохранилось.
Встретились мы и с главой Большеныртинского сельского поселения Рафисом Зуфаровичем, от чьего имени (точнее, от имени жителей этого поселения, объединённых в какую-либо общественную (небюджетную) организацию) мы и вознамерились написать заявку на федеральный грантовый конкурс под названием, допустим, «Эби-патша юлы». В случае выигрыша этого гранта, при его реализации, мы бы отразили словами и действиями элементы легенды, живущей в сердцах татарских жителей этой местности об императрице Екатерине, ехавшей по этой дороге (мы на машине Рафаила по ней как раз и ехали) на своей знаменитой карете (макет её демонстрируется в Казани на улице Баумана) и озаботившейся духовными нуждами татарского народа.
Тёплая память о «бабушке-царице» в сердцах татар сохраняется не случайно.
17 июня 1773 года был издан указ Синода о веротерпимости, запрещавший архиереям вмешиваться в религиозные дела представителей других конфессий, включая мусульман (хотя до правления Екатерины практиковалось запрещение строительства новых мечетей и разрушение старых).
Ещё до принятия указа о веротерпимости Екатерина II в последних числах мая 1767 года посетила Казань, после чего разрешила сооружение каменной мечети в городе. В 1768–1770 гг. там возвели две мечети – Апанаевскую и Марджани, они сохранились и успешно функционируют до наших дней. Указ 1773 года окончательно снял запрет на строительство новых мечетей.
Апанаевская мечеть (Вторая соборная, Байская, Пещерная, тат. Apanay məçete, Апанай мәчете) – мечеть в Казани, памятник татарской культовой архитектуры, расположенный в Старо-Татарской слободе.
Построена на средства татарского купца Якуба Султангалеева в 1768–1771 гг. после того, как лидеры мусульманской общины Казани добились разрешения императрицы Екатерины II на постройку двух каменных мечетей взамен разрушенных по указу императрицы Анны Иоанновны и сгоревших (вторая – совр. аль-Марджани).
Своё название получила по имени купцов Апанаевых, проживавших в махалле и содержавших её. С этим связано и другое название мечети – «Байская» (тат. Байлар). Название «Пещерная» (тат. Тау тишеге), вероятно связано с холмистым рельефом и близостью обрывистого берега.
В облике здания заметны элементы русского «московского» барокко и татарского декоративного искусства. Архитектор неизвестен. Первоначально мечеть была однозальной, с восьмигранным минаретом. В 1872 по проекту архитектора П. И. Романова к мечети сделан двухэтажный пристрой с северной стороны здания, решённый в едином стиле с первоначальным зданием. В 1882 вокруг мечети возведена кирпичная ограда и в ней построена одноэтажная лавка. В 1887 лавка была расширена и был надстроен второй этаж.
Мечеть была закрыта постановлением Президиума ТатЦИКа от 6 февраля 1930. В советское время минарет, своды залов мечети были разрушены, а внутреннее пространство разделено на три этажа. Декоративные элементы большей частью были стёсаны. В здании размещался детский сад. 6 ноября 1992 года была создана мусульманская община при Апанаевской мечети, юридически зарегистрирована 27 мая 1993 года. 18 сентября 1995 года здание было передано мусульманской общине при Апанаевской мечети. С 1995 в здании располагалось медресе «Мухаммадия». В 2007–2011 проведена комплексная реставрация, включая восстановление минарета и внутреннего деления на два этажа. Адрес: ул. Каюма Насыри, 27.
Мечеть аль-Марджани (Первая соборная, Эфенди, Юнусовская, тат. əl Mərcani məçete, әл Мәрҗани́ мәчете́) – мечеть в Старо-Татарской слободе города Казани. Расположена между улицей, названной именем Каюма Насыри, и берегом озера Нижний (Ближний) Кабан.
Мечеть явилась историческим знаковым воплощением начала общества многоконфессиональной веротерпимости в России, провозглашённой императрицей Екатериной II в конце XVIII века; более чем два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью-джами и остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане.
Мечеть построена в 1767–1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань. На строительство мечети 62 человека собрали 5000 рублей. Это была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в 1552 году.
Здание построено в традициях татарской средневековой архитектуры мечетей с минаретом на крыше и стилевых формах провинциального барокко. Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. Архитектором предположительно был Василий Иванович Кафтырев (1730-е — 2 октября 1807, Казань) – первый профессиональный казанский архитектор, представитель русского барокко.
В 1861 году на средства И. Г. Юнусова с северной стороны сделан пристрой с лестницей. В 1863 году на его же средства расширили михраб с пробивкой окна. В 1885 году на средства купца З. Усманова был перестроен минарет, который в 1887 году украшен ажурной оградой на средства купцов В. Гизетуллина и М. Валишина.
Мечеть названа по имени имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850–1889 годах. Долгое время называлась Юнусовской (тат. Юнысов мәчете) по династии купцов Юнусовых, живших в махалле и тративших деньги на содержание мечети. До этого называлась Эфенди (тат. Әфәнде – Господская).
В советское время была единственной действующей мечетью в Казани. Мечеть и её территория неоднократно реставрировались и благоустраивались, в том числе особенно тщательно перед празднованием Тысячелетия Казани.
Мечеть имеет золочёные наконечники с полумесяцами минарета и малых архитектурных элементов, белую окраску стен, крыши зелёного цвета, хорошую ночную архитектурную подсветку. Первый этаж – служебный. В молельных залах второго этажа своды и стены украшены лепниной голубого, зелёного, золотистого цвета и позолоченными орнаментами растительной темы.
В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства.
В мечети проводятся собрания, конкурсы и прочие учебные и культурные мероприятия мусульманской общественности, никах. На территории мечети проводятся ярмарки мусульманской литературы, обряды Курбан-байрама и часто разбиты шатры для коллективного разговения Ураза-байрама и собраний в другие мусульманские праздники и события.
В комплексе зданий вокруг мечети располагается мухтасибат города Казани Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан, напротив через пешеходную часть улицы Зайни Султана – Казанский исламский колледж, рядом и напротив через улицу Каюма Насыри – кафе и магазин продуктов халяль и магазин мусульманской литературы и символики.
Мечеть – важная городская достопримечательность, посещаемая туристами. Адрес: ул. Каюма Насыри, 17.
Екатерина II способствовала и развитию образования и культуры мусульман. В конце XVIII века в Российской империи начали открываться первые медресе (мусульманские школы). В 1787 году в типографии Академии наук был издан первый в России полный текст Корана на арабском языке.
В рамках реализации гранта в случае выигрыша предполагается пленэрная живопись петербургских, татарстанских и, возможно, немецких художников на участках «катиного тракта» в Сабинском районе, лекции о екатерининских временах отечественной истории и этнокультурные концерты в Большеныртинском доме культуры силами общественных организаций российских немцев Республики Татарстан.
P. S. 4. Бездорожье в нашей стране всегда было проблемой, а в прежние времена подчас носило определяющий характер. Весной и осенью сообщение между губерниями и уездами сдерживала распутица, зимой мешал снег. Техника, какая есть теперь, тогда ещё не была изобретена, люди передвигались по имеющимся тропам на конях. Более-менее качественная дорога была просто необходима для управления большой страной и преумножения её богатств.
Поправило положение строительство в XVIII веке Московско-сибирского тракта. Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось только по речным путям. Из сухопутных была создана Бабиновская дорога, заменившая Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. Примерно в 1730 году правительство принялось за обустройство Сибирского тракта. Закончено оно было только в середине XIX века.
Эта трасса известна и под другими именами – Большой Сибирский тракт, Московско-Иркутский, Осьмая государственная дорога, Кандальный путь. Уникальный памятник российской истории сыграл огромную роль в хозяйственном освоении и культурном развитии Сибири.
Самая длинная сухопутная транспортная дорога с 30-х годов XVIII века до конца XIX-го объединяла европейскую часть Российской империи с Сибирью и Китаем. Дорога начиналась от Москвы и проходила через города и сёла: Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Рыбино (современные Большие Уки), Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Якутск, Охотск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск, Кяхту. Заканчивался маршрут в китайском приграничном городе Калган, здесь находилась крупная застава на Великой Китайской стене.
Это была дорога царей, каторжников, путешественников и поэтов. Длина её, по некоторым подсчётам, равнялась 11 тысячам километров. Она проходила и через Казанскую губернию (ныне Республика Татарстан), в том числе по территории интересующего нас сегодня Сабинского района республики, по территории Большеныртинского сельского поселения этого района.
Сабинский район (тат. Саба районы), малая родина нашего раиса –административно-территориальная единица и муниципальное образование (муниципальный район) в составе Республики Татарстан Российской Федерации. Расположен в северной части республики. Административный центр – посёлок городского типа Богатые Сабы. Общая площадь Сабинского района составляет 1097,7 км². По состоянию на 2020-й год в районе проживало 31 041 человек. Этническую композицию района на 96 % составляют татары, на 3 % – русские, а 1 % – представители других национальностей. Первые упоминания о селе Богатые Сабы относятся к XIII веку. В составе ТАССР Сабинский район был образован 10 августа 1930 года. Сейчас он включает 1 городское (пгт Богатые Сабы, 19 сельских поселений и 67 населённых пунктов в их составе).
Одним из 19 сельских поселений Сабинского района является и Большеныртинское сельское поселение, гостями которого мы втроём (я, Рафаил и Рамзия) явились 29 августа 2024 года. Статус и границы сельского поселения установлены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 39-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Сабинский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе».
Предварительные условия написания, подачи в Москву в Фонд президентских грантов и реализации гранта при его выигрыше с руководством и активом сельского поселения были оговорены и согласованы. Мяч сейчас на их стороне – в Больших Ныртах. От имени какой именно не бюджетной организации будет подана заявка в ФПГ – их решение.
P. S. 5. Дополнительная информация о пункте подачи оговорённой грантовой заявки.
Завод-Нырты – село в Сабинском районе Республики Татарстан, в верховье реки Мёша, в 22 км к востоку от посёлка городского типа Богатые Сабы.
Основано в первой половине XVIII в. Первоначальное название – Мёшинский Завод.
В 1749 году по указу Берг-коллегии казанскими купцами П. А Келаревым и И. Ф. Ляпиным на этой земле был построен медеплавильный завод с 4 печами. Рядом с заводом селили рабочих.
В 1766 году на заводе выплавлялось 78 пудов меди, в 1779 году – 537. В 1827 году из 90070 пудов руды в четырёх печах выплавлено меди 2061 пуд, мастеров было 30, рабочих 178, всех же 208 человек. В 1862 году выплавлено 2011 пудов меди. Медь продавалась в Казани и на Нижегородской ярмарке. В 1862 году на заводе работал 891 человек. С 1774 года заводом владел – выкупил его на аукционных торгах – гвардии прапорщик И. П. Осокин, затем его сын Г. И. Осокин, с 1848 г. – А. И. Коровин, с 1872 г. – К. И. Яхонтов. Завод прекратил работу в 1868 году, в 1874 году сгорел.
До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Их основные занятия в этот период – земледелие и разведение скота, также работали на Мёшинском медеплавильном заводе (в 1749–1874).
В начале XX века в селе располагались квартиры судебного следователя, станового пристава, функционировали Петропавловская церковь (построена в 1895 г.; памятник культовой архитектуры в традициях деревянного зодчества; в 2014 частично отреставрирована), почтовое отделение, земские школа и больница, ветеринарно-фельдшерский пункт, водяная мельница, 2 мелочные и казённая винная лавки, 2 пивные, 3 кузницы, 2 кирпичных и 2 красильных заведения, постоялый двор; по вторникам проходил базар.
В этот период земельный надел сельской общины составлял 134,3 десятины.
До 1920 года село входило в Абдинскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии.
С 1920 года в составе Мамадышского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 года в Сабинском районе.
Ныне входит в состав Большеныртинского сельского поселения.
В 1930 году в селе организован колхоз «Красный завод Нырты», с 1960 года в составе совхоза «Икшурминский» (центральная усадьба – село Старая Икшурма), с 1967 года – пчеловодческого совхоза «Сабинский» (центральная усадьба – село Большие Нырты), с 1994 года – коллективного предприятия «Сабинский», с 2011 года – общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Нырты».
Жители занимаются преимущественно растениеводством и животноводством.
В 1995–2002 гг. в селе работал дом престарелых.
Действуют средняя школа (здание построено в 1986 году, носит имя Героя Советского Союза И. С. Башкирова), клуб.
На территории села в 1985 году установлен бюст И. С. Башкирова (скульптор – Н. Я. Васильев).
Известные уроженцы:
— И. С Башкиров (1926-1945) – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, кавалер орденов Красной Звезды, Славы 3-й степени;
— В. И. Романов (р. 1952) – юрист, кандидат юридических наук.
Число жителей:
В 1782 г. – 16 душ мужского пола;
1859 г. – 733,
1897 г. – 1452,
1908 г. – 1116,
1920 г. – 1403,
1926 г. – 1193,
1938 г. – 765,
1949 г. – 443,
1970 г. – 181,
1979 г. – 131,
1989 г. – 74,
2002 г. – 144,
2010 г. – 120,
2020 г. – 110 человек (русские).
За «кладбищем святых», которое «разведчики» Немецкого Дома РТ 29.08.2024 посетили, и как им доложили жители поселения, раньше были медные рудники. Контуры этих рудников и сейчас хорошо просматриваются.
P. S. 6. Казанское адмиралтейство – располагавшееся в Казани наиболее крупное адмиралтейство на реке Волге, фактически объединявшее всё волжское судостроение. Преимущественно обеспечивало строительство судов для Каспийского моря и Волжского бассейна. Кроме того, снабжало русские верфи на Балтийском море казанским дубом. Отдельные корабельные части нередко изготавливались непосредственно в Казанском адмиралтействе под руководством советников из Главного адмиралтейства.
При создании русского флота Пётр I обратил внимание на богатые лесами окрестности Казани. Наличие корабельного леса и удобное географическое положение города создавали подходящие условия для создания здесь кораблестроительной базы будущей Каспийской флотилии для войн с Персией.
18 июля 1709 года в наставлении капитану Феодосию Моисеевичу Скляеву он приказывает:
немедля послать в Казань из лучшева подмастерья, который бы мог приуготовлять корабельные леса от 80 до 48 пушек
Уже в XVII веке в Казани строились речные и морские суда. В 1701–1702 годах в устье реки Казанка и в Услонском районе у Волги было построено несколько десятков судов для прибрежного плавания, таких как шмак и кат. Размеры судов достигали 31 метра в длину, 7 метров в ширину и 2,7 метра в глубину, а также вооружались 16 пушками. Постройкой судов занимались 10 мастеров и подмастерьев. Из доклада капитана А. Рейса Ф. А. Головину, в 1706 году в Казани был 121 корабль, из которых 25 были пригодны к войне.
В 1706–1713 годах казанская речная флотилия из пяти шмаков и одной яхты отправилась в плавание из Казани до Санкт-Петербурга. В семилетнем переходе с многочисленными зимовками кораблям удалось дойти до окраин Новгорода, когда корабли пришли в полную негодность и были покинуты. В 1710 году губернатором П. М. Апраксиным из Казани в Санкт-Петербург был отправлен караван из 70 стругов и 120 завозней, гружёных лесом. Всего за пять месяцев караван преодолел половину пути, дойдя до реки Тверца, где встал на зимовку.
В 1710 году из Казани на Балтику по только что выстроенным каналам перешли пять кораблей, а спустя некоторое время ещё восемь судов были отправлены на Азовское море. В 1716 году в Казани было построено 15 разборных скампавей, отправленных в качестве подарка союзной Дании.
31 января 1718 года по указу Петра I казанскому вице-губернатору Н. А. Кудрявцеву надлежало изыскать несколько сот человек для корабельных работ и поселить их в удобном месте, а для их обучения прислать несколько адмиралтейских плотников.
Образуется Адмиралтейская слобода, располагавшаяся на пашенной земле Зилантова Успенского монастыря на правом берегу реки Казанки у татарского села Бишбалта. Кроме того, верфи разместились в Верхнем и Нижнем Услонах. В 1719 году учреждается «Кантора-канцелярия корабельных дел» для заготовки леса и последующего изготовления судов. С 1728 года она называлась «Казанской лесной канторой», а с 1733 года – «Адмиралтейской канторой». В 1753 году, после пожара 1742 года, для конторы было построено каменное здание. Термин «Казанское адмиралтейство» и первое штатное расписание в документации архивов морского ведомства впервые встречается в 1727 году.
Суда, построенные в Казанском адмиралтействе, принимали участие в Персидском походе, русско-персидской войне (1804–1813), военно-исследовательской экспедиции Николая Муравьёва-Карского к юго-восточному берегу Каспийского моря, боролись с пиратством на Волге и Каспии.
В 1820-е годы ввиду неудобства проводки больших морских судов из Казани до Каспия было решено строить суда в Астрахани. В 1829 году Казанское адмиралтейство было упразднено.
Казанское адмиралтейство включало три верфи:
— Казанскую (1718–1830) – главная верфь, состояла из 7 эллингов и большого числа мастерских, складов). Здесь было построено около 400 судов (в том числе 70 гекботов, 12 фрегатов, 7 бомбардирских кораблей, 1 корвет, 5 бригов, 12 палубных ботов, 2 бригантины, 1 тендер, 12 галиотов, 4 люгера, 1 большой транспорт, 18 гардкоутов, 4 эмбенских бота, 8 военных иолов, 52 шмака, 13 гукоров);
— Астраханскую (1722–1827) – входила в состав Казанского адмиралтейства до учреждения Астраханского адмиралтейства. За это время на верфи спущено на воду несколько десятков судов ботового и лодочного типов;
— Нижегородскую (1722–1830) – спущено на воду около 50 судов (в том числе 15 гекботов, 5 железных пароходов, 2 эверса и 4 паровых шхуны).
История донесла до нас имена именитых корабельных мастеров Казанского адмиралтейства: Мокей Черкасов, Андрей Алатчанинов, Филипп Петрович Пальчиков, Гаврила Авдеевич Меншиков, Иван Степанович Рамбург, Роберт Гардлий, В. Д. Власов, Е. И. Кошкин, А. П. Антипьев.
Первым руководителем Казанского адмиралтейства был вице-губернатор Н. А. Кудрявцев.
Кстати, на территории современного Сабинского района когда-то были обширные корабельные рощи, где росли великаны-дубы – по указу Петра I их какое-то время использовали для нужд судостроения. В 1846 году в Казанской губернии насчитывалось 198 корабельных рощ. В Сабинском районе и сейчас сохранилось несколько дубрав, правда, дубы тут почти вытеснены осинами и елями, а часть деревьев вымерзла в сильные морозы. Правда, один дуб-долгожитель сохранился. Его обнаружили лет десять назад. Из Казани приезжали специалисты Лесной опытной станции и выяснили, что дуб – ровесник Петра 1 – ему более трёхсот лет. Кстати, растёт он как раз вдоль старинного Екатерининского тракта.
Идеи и деяния российских императоров Петра I и Екатерины II, воплотившиеся на российских просторах и оставшиеся обрывками легенд в народной памяти современных жителей не только России в целом, но и жителей Сабинского района РТ – малой родины нашего раиса и нашей питерской художницы Римы Зиннатовой (Кампф), заронившей в наши головы идею гранта на темы «доброй бабушки-царицы», живы поныне и пусть живут вечно.
Gott befohlen