Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 22.09.2024
Лютеранское богослужение 22.09.2024

Лютеранское богослужение 22.09.2024

Богослужение в Евангелическо-лютеранской общине (ЕЛО) св. Екатерины г. Казани немецкой традиции 22.09.2024

22 сентября 2024 года – 266-й день года по григорианскому календарю. До конца года остаётся 100 дней, поскольку за окном високосный год.

До 15 октября 1582 года – 22 сентября по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года – 22 сентября по григорианскому календарю. В XX и XXI веках соответствует 9 сентября по юлианскому календарю.


Die Jahreslosung 2024:

Alles, was ihr tut, geschehe in Liebe. 1 Korinther 16:14

Изречение на 2024 год: Всё у вас да будет с любовью. 1 Кор 16:14

Monatsspruch September 2024:

Bin ich nur ein Gott, der nahe ist, spricht der Herr, und nicht auch ein Gott, der ferne ist? Jeremia 23:23

Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Иеремия 23:23

Zum Gottesdienst 22.09.2024 – zum Siebzehnten Sonntag nach Trinitatis / zum zweiundvierzigsten Sonntag des neuen Jahres // в Семнадцатое воскресенье после Троицы / в сорок второе воскресенье нового церковного года / в тридцать восьмое воскресенье текущего календарного года

Unser Glaube ist der Sieg, der die Welt überwunden hat. 1 Johannes 5:4c

Сия есть победа, победившая мир, вера наша. 1 Ин 5:4


Завершение текущего церковного года выпадет на субботний день 30 ноября следующего календарного года. Таким образом, наступивший церковный год, как и прошедший, будет состоять из 364 дней, т. е. 52 недель, и будет содержать 26 воскресений после Троицы (nach Trinitatis). Свежепрошедший церковный год содержал одним таким воскресеньем меньше.


22 сентября 2024 года, в двадцать второй день осени и девятьсот двадцать третий день (идёт 134-я неделя СВО) международного суверенитета России; в сорок второе воскресенье нового церковного года / в сентябре 2024 года отмечается 78 православных церковных праздников / у наших православных братьев сегодня Неделя 13-я по Пятидесятнице, поста нет; Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы; Праведных Богоотец Иоакима и Анны; Воспоминание III Вселенского Собора (431); Собор новомучеников и исповедников Казахстанских; Собор Алтайских святых – лц зелёный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в 2021 году исполнилось 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения тридцать восьмого в этом календарном году и сорок второго в новом 2024/2025 церковном году богослужения (в предыдущем церковном году в общине были проведены 55 богослужений) собрались 9 лютеран немецкой традиции (основной состав актива немецко-лютеранского сообщества города, включая детей из семей российских немцев Татарстана, в итоговом количестве 35 человек – вместе со взрослыми, находился в арендованных при поддержке Международного союза немецкой культуры (МСНК) с 19 по 23 сентября корпусах пригородного санатория «Васильевский и участвовал в этнокультурном мероприятии «Семейные встречи российских немцев Татарстана»), в т. ч. 3 российских немца:

1. Абдуллина Элина Искандеровна – органистка ЕЛО

2. Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ

3. Гундин Сергей Иванович – член Совета ЕЛО

4. Деляев Андрей Анатольевич – председатель Совета и ординированный проповедник ЕЛО

5. Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К. Ф. Фукса, Почётный член Совета ЕЛО, член Совета ассамблеи народов Татарстана (АНТ)

6. Зубарева Ксения Михайловна – регент ЕЛО

7. Котляров Павел Геннадьевич

8. Кошель Никита Сергеевич – кантор ЕЛО

9. Муртазина Эльмира Исхаковна


Библейские чтения, литургия и проповедь:

die Liturgie: Провёл Андрей Деляев

die Epistel: Römer 10:9-17. Читал Виктор Диц

das Evangelium: Matthäus 15:21-28. Читал Андрей Деляев

das Predigt: Galater 3:26-29. Читал Сергей Гундин


Притча дня 22 сентября 2024 года

Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:

— Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец-то я нашёл своё счастье!

— Очень хорошо, сын мой, – ответил отец, – значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну, а что потом?

— Через четыре года я защищу на «отлично» диплом и покину университет.

— И что же дальше? – не отступал отец.

— Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным адвокатом.

— А дальше?

— А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.

— А дальше?

— А потом я пойду на заслуженный отдых – буду радоваться счастью своих детей и покоиться в доброй старости.

— Что же будет потом?

— Потом? – юноша на минуту задумался. – Да, вечно никто на этой земле не живёт. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям, умереть.

— А что потом? – спросил старый отец. – Дорогой сын, что же будет потом? – дрожащим голосом проговорил отец.

Сын ещё больше задумался и сказал:

— Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное.

P. S. 1. Потенциология – теория / философия возможного

Разграничение трёх модусов бытия и соответственно трёх модальностей высказывания принадлежит к древнейшим темам философии. Ещё Аристотель проводил тщательное различение между действительным, возможным и необходимым – деление, позднее развитое в средневековой схоластике.

Кант предложил разделение суждений на ассерторические (суждения действительности), аподиктические (суждения необходимости) и проблематические (суждения возможности). В языке, как известно, выделяется три разновидности предложений и три наклонения глагола: изъявительное («есть»), повелительное («будь») и сослагательное («было бы»). Очевидно, вычленение трёх модальностей соответствует какой-то глубинной модели сознания.

Особый интерес этой триаде придаёт тот факт, что, по всей видимости, она никак не укладывается в диалектическую схему, не разлагается на тезис, антитезис и синтез. Каждая из модальностей определяется по отношению к другой, но не может быть сведена к синтезу двух других модальностей или к их опосредованию. Это существенная троичность, а не видоизменение диады, не комбинация противоположных элементов, как в большинстве троичных построений.

В настоящее время философия, исчерпав модальность наивно сущего и сентиментально должного, открывает в себе возможность третьей модальности – модальности самого возможного. Это, пожалуй, единственный выход из того тупика, в который философия была заведена попытками сузить её теоретическую достоверность и расширить практическую применимость.

Философия до сих пор старалась объяснять или изменять мир, тогда как собственное её дело – умножать возможные миры.

Первым мыслителем, который построил систематическую метафизику возможного, а тем самым и перевернул соотношение потенциального и актуального, хотя и не вступая в прямой спор с Аристотелем или Аквинатом, был Николай Кузанский (1401-1464). В ряде трактатов, особенно позднего периода: «О возможности-бытии», «Охота за мыслью», «О вершине созерцания» – Николай Кузанский заложил основы «потенциологии» – возможностной онтологии и гносеологии. В поисках самого субстанциального, что только может открыться уму, он приходит к категории «может быть». Если субстанциальность – первичное «что» или «чтойность» – вообще может быть, то она не может быть без самой по себе возможности, каковая и есть начальная субстанциальность. «Так что сама по себе возможность, без которой ничто ничего не может, есть то субстанциальнейшее, что только может быть, и значит, она и есть искомое что, или чтойность. Без неё ничего не может быть. Этой мыслью я и занимался все праздники с громадным увлечением», — говорится в предсмертном трактате «Вершина созерцания» (1464), вероятно, последнем произведении мыслителя.

Потенциологию мы определяем как дисциплину, которая по своему статусу соотносима с двумя другими главными философскими дисциплинами – онтологией и эпистемологией. Традиционно основной вопрос философии определялся в сфере соотношения бытия и знания (действительности и сознания), который по-разному решался в таких господствующих направлениях, как монизм и дуализм, реализм и номинализм, идеализм и материализм. Теперь, в развитие этой традиции, можно вычленить ещё две группы основных вопросов, которые пунктирно прослеживаются в истории философской мысли, но ещё нуждаются в методическом изучении. Это вопросы о соотношении (1) бытия и можествования и (2) знания и можествования, т. е. вопросы онтической и эпистемической модальности. В первой группе вопросов, возникающих на скрещении онтологии и потенциологии, рассматривается соотношение реального и возможных миров, акта и потенции, необходимости и случайности, детерминизма и волюнтаризма, влияния среды и волевого самоопределения личности. Во второй группе вопросов, возникающих на скрещении эпистемологии и потенциологии, рассматривается соотношение знания и веры, разума и откровения, теории и гипотезы, опыта и интуиции, достоверности и свидетельства, эмпирических и вероятностных моделей в науке и культуре, в средствах информации и коммуникации. Как видим, эти вопросы, относящиеся к области потенциологии и ее взаимодействия с теориями бытия и познания, принадлежат к числу не менее фундаментальных, чем вопросы, возникающие на границе онтологии и эпистемологии.

Возможностные и вероятностные методы морально-психологической ориентации оказались в центре культуры и мышления на исходе XX века. Это движение от сущего к возможному, от традиции к эксперименту, от реального к виртуальному, от теории к гипотезе, от детерминизма к вероятностным и случайным процессам, создаёт общественно-методологические условия для создания новой философской дисциплины. В этом смысле потенциология – не просто сумма раннее разбросанных по разным дисциплинам учений о можествовании: это выражение духа XX века, который ставит под вопрос категории «реальности», «знания» «истины» и – ставит знак «может быть» над входом в третье тысячелетие».

P. S. 2. В этот же день в 12:00 в Концертном зале Дома Дружбы народов Татарстана (ДДнТ; Казань, Павлюхина. 57, 4-й этаж) прошли презентация альбома и клипа и концерт трио «Naschkatzen» («Сладкоежки»), где на главной сцене ДДнТ с блеском выступили молодые российские немки Казани Мария Барт, Варвара Бракк и Таисия Мауль. Татарстанское телевидение (телеканал “Эфир”, программа “Город”) запечатлело этот радостный для татарстанских немцев момент их бытия и продемонстрировало его телезрителям республики.

Gott befohlen