Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 29.09.2024
Лютеранское богослужение 29.09.2024

Лютеранское богослужение 29.09.2024

Богослужение в Евангелическо-лютеранской общине (ЕЛО) св. Екатерины г. Казани немецкой традиции 29.09.2024

29 сентября 2024 года – 273-й день года по григорианскому календарю. До конца года остаётся 93 дня, поскольку за окном високосный год.

До 15 октября 1582 года – 29 сентября по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года – 29 сентября по григорианскому календарю. В XX и XXI веках соответствует 16 сентября по юлианскому календарю.


Die Jahreslosung 2024:

Alles, was ihr tut, geschehe in Liebe. 1 Korinther 16:14

Изречение на 2024 год: Всё у вас да будет с любовью. 1 Кор 16:14

Monatsspruch September 2024:

Bin ich nur ein Gott, der nahe ist, spricht der Herr, und nicht auch ein Gott, der ferne ist? Jeremia 23:23

Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Иеремия 23:23

Zum Gottesdienst 29.09.2024 – zum Achtzehnten Sonntag nach Trinitatis / zum dreiundvierzigsten Sonntag des neuen Jahres // в Восемнадцатое воскресенье после Троицы / в сорок третье воскресенье нового церковного года / в тридцать девятое воскресенье текущего календарного года

Dies Gebot haben wir von ihm, dass, wer Gott liebt, dass der auch seinen Bruder liebe. 1 Johannes 4:21

И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. 1 Ин 4:21


Завершение текущего церковного года выпадет на субботний день 30 ноября следующего календарного года. Таким образом, наступивший церковный год, как и прошедший, будет состоять из 364 дней, т. е. 52 недель, и будет содержать 26 воскресений после Троицы (nach Trinitatis). Свежепрошедший церковный год содержал одним таким воскресеньем меньше.


29 сентября 2024 года, в двадцать девятый день осени и девятьсот тридцатый день (идёт 135-я неделя СВО) международного суверенитета России; в сорок третье воскресенье нового церковного года / в сентябре 2024 года отмечается 78 православных церковных праздников / у наших православных братьев сегодня Неделя 14-я по Пятидесятнице, поста нет; Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня;   Вмц. Евфи́мии Всехвальной (304); Перенесение мощей праведного Алекси́я Московского (Мечёва) (2001): Иконы Божией Матери: «При́зри на смирение» – лц зелёный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в 2021 году исполнилось 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения тридцать девятого в этом календарном году и сорок третьего в новом 2024/2025 церковном году богослужения (в предыдущем церковном году в общине были проведены 55 богослужений) собрались 22 лютеранина немецкой традиции (в т. ч. 11 российских немцев):

1. Абдуллина Элина Искандеровна – органистка ЕЛО

2. Буева (Хайзер) Ольга Вячеславовна

3. Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ

4. Волгин Юлиан Михайлович

5. Данилова Зоя Леонидовна – член Совета ЕЛО

6. Деляев Андрей Анатольевич – председатель Совета и ординированный проповедник ЕЛО

7. Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К. Ф. Фукса, Почётный член Совета ЕЛО, член Совета ассамблеи народов Татарстана (АНТ)

8. Захаров Андрей Юрьевич – и. о. пробста Поволжско-Камского пробства и пастор ЕЛЦЕР

9. Захарова Полина Леонидовна

10. Келлер Елена Мечеславовна – член Советов ЕЛО и НКАНТ, заместитель Председателя КНО им. К. Ф. Фукса (КНО) и – c 6.08.2024 – директор Центра немецкой культуры Республики Татарстан (ЦНКРТ)

11. Корюкин Иван Николаевич

12. Корюкина (Гаус) Наталья Ибрагимовна

13. Кошель Никита Сергеевич – кантор ЕЛО

14. Мингазетдинова (Ромберг) Елена Леонидовна

15. Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна

16. Муртазина Эльмира Исхаковна

17. Никитин Антон Андреевич

18. Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна

19. Петрова (Крамер) Инна Александровна

20. Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович

21 Черноусов Геннадий Петрович

22. Щёлкова (Адам) Наталья Ивановна


Библейские чтения, литургия и проповедь:

die Liturgie: Провёл Андрей Деляев

die Epistel: Epheser 5:15-20. Читал Виктор Диц

das Evangelium: Markus 10:17-27. Читала Наталья Адам

das Predigt: 1 Petrus 4:7-11. Читал Андрей Захаров


Притча дня 29 сентября 2024 года

Старец-подвижник, который подвизался в пустыне в полном уединении и безмолвии, был по недоумению увлечён ересью. Его, однако, терзали сомнения, и он очень долго молился, чтобы Господь открыл ему, правильно ли он исповедует свою веру. Наконец, потеряв терпение, он отправился к другому подвижнику, и тот наставил его в вере. Когда же старец стал недоумевать, почему Господь столько времени не открывал ему истину, то получил откровение, что там, где можно получить помощь от людей, не следует ожидать чудес от Бога.


P. S. Бахаизм, бахаи, бахаисты – авраамическая монотеистическая религия откровения, вышедшая из недр шиитского ислама в середине XIX века в Иране. Основателем бахаизма является Бахаулла (1817–1892), которого последователи веры бахаи считают посланником Бога/пророком.

Nota bene. Йя-Баха-уль-Абха (О Слава Всеславного!) – каллиграфия Величайшего Имени и один из символов веры Бахаи.

А началось всё в 1844 году, когда некто Мухаммад Али Ширази, которому на тот момент исполнилось 25 лет, увидел необычный сон, в котором он выпивает семь капель крови, капающей из разорванного горла имама Хуссейна – сына халифа Али и дочери пророка Мухаммеда – Фатимы, мученика и символа жертвенности в шиитском исламе и третьего по счёту имама из двенадцати почитаемых в иснаашаритском шиизме. После этого Мухаммад Али объявляет себя Баб(ом) – «вратами к Истине» (от арабского «баб» – «ворота») Скрытого имама, т. е. глашатаем/провозвестником/предтечей грядущего Махди. В течение пяти последующих месяцев он собирает под своей рукой первых 18 учеников – т. н. «живые письмена», которые вместе с ним самим составили число 19 – сакральное число в вере бахаи (сакральность этого числа обусловлена следующими моментами: А) имена Мухаммед, Али, Фатима, Хасан, Хуссейн — вместе содержат именно 19 букв на арабском языке; Б) формула «бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» («во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного«) – содержит 19 букв на арабском языке; В) числовое значение слова «Ваид» («Один«; одно из имён Аллаха) в соответствии с арабской системой буквенно-цифровых соответствий (абджад) – равно 19-ти).

Новое учение стремительно распространялось по шиитским регионам Каджарской империи и обретало многочисленных последователей, в основном из числа простого народа. Однако оно подверглось резким нападкам со стороны официального исламского духовенства и государственной власти, что привело к многочисленным столкновениям сторонников Баб’(а) с войсками; в некоторых городах вспыхнули народные восстания. Баб был схвачен и заключён в тюрьму в цитадели Шехрик. В самый разгар восстания в Зенджане Баб был привезен в Тебриз и публично казнён. Его тело позже было перевезено в Тегеран, а ещё позднее – в Хайфу, где и было помещено в усыпальницу.

Во время своей предуготовительной земной миссии Баб многократно подчёркивал, что скоро придёт «Тот, кого Бог проявит», и кто завершит откровение, начатое Баб’(ом). Таким человеком оказался Мирза Хуссейн Али Нури, более известный как Бахаулла,который в возрасте 27 лет принял учение бабизма и стал одним из его ярых апологетов. В 1853 году, во время его заточения в тегеранской тюрьме Сиях-Чал, он получил первое откровение от Бога – его посетила хури (небесная дева), что и ознаменовало начало его земной миссии как Посланника Бога/Проявления Бога. Через 10 лет после этого события Бахаулла публично провозгласил себя «Тем, кого Бог явил«. Это произошло ровно через 19 лет после начала пророческой миссии Баб’(а) – провозвестника грядущего Посланника Бога.

Бахаулла сформировал и концептуально cформулировал новое религиозное учение – веру бахаи, организационно оформил и структурировал его. Бахаулла умер в 1892 году и похоронен в городе Акко, в Израиле; его усыпальница является святыней для верующих бахаистов, местом их паломничества и киблой (направлением, лицом к которому должен быть обращён человек во время молитвы) для молящихся бахаи. Перед своей смертью Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса, более известного под своим духовным именем Абдул-Баха (1844–1921), единственным правомочным и полномочным толкователем своего учения; Абдул-Баха очень много сделал для распространения веры бахаи в мире, а также являл собой образец совершенного образа жизни для всех последователей веры бахаи. В своём завещании Абдул-Баха назначил своего внука Шоги Эффенди Раббани(1897–1957) «Хранителем Веры бахаи» и правомочным толкователем учения бахаи; Шоги Эффенди перевёл все труды Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык, а также написал комментарии к ним и способствовал распространению веры бахаи посредством оказания помощи в становлении местных и национальных институций бахаи во многих странах мира.

Чему же учит своих последователей вера бахаи и во что призывает их верить?

Центральным положением веры бахаи является концепция Единства, которая слагается из трёх составляющих:

1. Единство Бога: Бог – это несотворённая, вечная, нетленная, непознаваемая, недоступная, всеведущая, вездесущая, всемогущая Божественная Реальность, которая существует всегда и не имеет ни начала, ни конца; источник всех Откровений, когда-либо явленных людям; образ Бога трансцендентен, недоступен непосредственному восприятию человеком, но отражён в его творении, цель которого состоит в том, чтобы сотворённое обладало способностью знать и любить своего Создателя; однако познать Его невозможно, поэтому человек может ограниченно познавать Бога только через познание Его атрибутов, и приблизиться к Богу только через молитву, медитацию, размышление, изучение Священных Писаний, а также служение Богу и человечеству.

2. Единство человечества: существует только одно человечество, все люди которого абсолютно равны перед Богом; при этом равенство людей перед Богом не является единообразием, наоборот — Священные Писания бахаи утверждают ценность индивидуального и группального разнообразия людей посредством принципа «Единство в многообразии«, который иллюстрируется множеством различных цветов в саду, которые в совокупности и составляют неповторимую красоту этого сада, но при этом каждый вид цветов красив также и по отдельности; следствием этого принципа должно явиться устранение всех и всяческих предрассудков и дискриминации по признакам пола, расы, языка, этнической принадлежности, вероисповедания, касты, классовой принадлежности и т. д.

3. Единство религии: существует только одна вечная религия, которая постепенно раскрывается человечеству Богом через пророков/посланников/проявления Бога по мере взросления человечества и по мере роста его способности к пониманию Откровений Бога; внешние различия религий между собой обусловлены требованиями места и времени, когда была открыта людям та или иная форма религии; каждый пророк/посланник/проявление Бога исполнял свою, доверенную Богом именно ему уникальную духовную миссию на земле; по утверждению Бахауллы, он был последним по времени в ряду этих духовных просветителей человечества, в перечень которых входят Джина, Будда, Заратуштра, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, гуру Нанак, Баб.

Основными принципами вероучения бахаизма являются:

1. Самостоятельный поиск истины каждым верующим;

2. Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием («Наука без религии ведёт к материализму, а религия без науки приводит к суевериям» (с));

3. Признание необходимости и значимости всеобщего образования («Родители обязаны обеспечивать образование своих детей, и особое значение следует уделять образованию девочек«(с));

4. Признание равноправия мужчин и женщин («Мир человечества имеет два крыла – одно женское, а другое мужское. Птица не может летать, пока оба крыла не будут одинаково развиты»(с));

5. Признание необходимости устранения крайних форм бедности и богатства («Бедность деморализует людей, а чрезмерное богатство обременяет людей» (с));

6. Признание необходимости установления федеративного устройства мирового сообщества, основанного на принципах международной справедливости и всеобщей безопасности;

7. Признание необходимости для каждого человека следовать высоким личным моральным принципам (таким, как правдивость, искренность, справедливость, умеренность, надёжность, верность, любовь, понимание, достоинство, служение, уравновешенность, чистота мотивации поступков, чистоплотность, избегание злословия и праздности, стремление к знаниям, и др.);

8. Признание необходимости создания и использования всеобщего вспомогательного языка (типа эсперанто), с помощью которого люди всех этносов будут иметь возможность свободно понимать друг друга, и при этом языки многочисленных народов не будут подавлять языки малых народов;

9. Признание необходимости создания новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности;

10. Признание необходимости отказа от любого фанатизма;

11. Признание необходимости отказа от любых видов азартных игр;

12. Отказ от употребления алкоголя и любых видов наркотических веществ.

Космология бахаизма учит, что всеобщая реальность делится на три части, а именно:

А) Бог – существовал всегда, источник всего сотворённого (Хахут – Абсолютное Неизвестное; Изначальное Единство; Сущность непроявленного Бога);

Б) Божий Логос, или Изначальная Воля – является средоточием Божьих повелений и благодати, пронизывает всё сотворённое; посланники Бога являются проявлениями Логоса в физическом мире (включает в себя: Джабарут (Всевышний Рай; Место различения, в котором Проявления Бога – Адам, Ной, Будда, Авраам, Моисей, Заратуштра, Иисус Христос, Мухаммед, Баб, Бахаулла – обретают индивидуальное существование и становятся проводниками Божественной Воли; и Лахут (место проявления имён и атрибутов
Бога: Престол Бога, Небесный Суд, Слово Божие и Святой Дух);

В) Творение – включает в себя весь физический/материальный мир (состоит из: Насут (физический мир, разделённый на человеческое, животное, растительное, минеральное царства), и Малакут (Всеславный Рай, или Ангельское царство/мир душ; включает в себя также Собрание в Вышних – души пророков, мучеников и святых).

Бахаисты верят в вечную жизнь души человека, которая после смерти физического тела переходит в другой мир (где степень её духовного развития в физическом мире становится основой для развития в мире духовном), в представлениях последователей бахаизма являющийся скорее не местом, а совокупностью условий (например, Рай – это близость души к Богу, а ад – это неспособность души понять и применить руководство Бога, и удалённость (не физическая, а удалённость намерений и концептуальных установок души) от Бога. Бахаисты также верят в Судный день и в воскресение мёртвых.

Последователи веры бахаи имеют собственный оригинальный календарь Бади, в котором год состоит из 19-ти месяцев (Баха; Джалал; Джамал; Азамат; Нур; Рахмат; Калимат; Камал; Асма; Иззат; Машиййат; Илм; Кудрат; Каул; Масаил; Шараф; Султан; Мулк; Ала) по 19 дней в каждом, и т. н. Аййам-и-Ха («вставных дней» – 4-х или 5-ти – в зависимости от даты наступления Нау-Руза).

Источником вероучения бахаизма являются следующие Священные Писания: «Персидский байан«, «Арабский байан» (написаны Баб’(ом)); «Китаб-и-Агдас«(«Самая Священная книга»), «Китаб-и-Икан«(«Книга уверенности»), «Китаб-и-Бади» («Чудесная книга»), «Калимат-и-Макнуни«(«Скрытые слова»), «Джавахир-уль-Асрар» («Жемчужины божественных тайн»), и др., написанные Бахауллой.

Важнейшей обязанностью последователей веры бахаи с 15-летнего возраста является молитва, которая может быть двух видов –обязательная индивидуальная, и общая, или молитва преданности. 

Существуют три вида ежедневных обязательных молитв – краткая, средняя и длинная; краткая молитва произносится один раз в сутки в промежутке времени между полуднем и заходом солнца; средняя молитва читается три раза в сутки: в промежутке времени между восходом солнца и полуднем; между полуднем и заходом солнца; между заходом солнца и временем, наступающим через два часа после его захода; длинную молитву можно читать в любое время дня и ночи.

Перед чтением обязательных молитв верующие должны совершать омовение рук и лица. Во время чтения индивидуальных обязательных ежедневных молитв верующие должны быть обращены лицом к кибле, которой является усыпальница Бахауллы в г. Акко в Израиле. Общая молитва преданности совершается обычно в молитвенных домах. Также для всех верующих является обязательным повторение Величайшего Имени в форме «Аллаху Абха» (Бог Преславен) в количестве 95 раз в сутки. Другими обязанностями верующих в бахаизме являются: ежедневное чтение отрывков из Священных Писаний веры бахаи дважды в день – утром и вечером, и медитация.

В вере бахаи нет священнослужителей, потому что каждый верующий должен искать истину самостоятельно. Поэтому все коллективные мероприятия последователей веры бахаи никак не направляются в духовном плане, а только лишь в административном.

Первого числа каждого из 19-ти месяцев по календарю Бади проводится т. н. Праздник девятнадцатого дня, который слагается из трёх частей – духовной (верующие совершают общую молитву преданности, а также ряд других молитв), административной (члены общины бахаи коллективно решают административно-хозяйственные вопросы) и социальной (верующие общаются друг с другом; часто во время третьей части подают еду, хотя и не всегда, т. к. это не является обязательным требованием).

Кроме Праздника девятнадцатого дня, все последователи веры бахаи празднуют следующие Святые Дни: Нау-Руз – начало нового года по календарю Бади, отмечается 1-го баха и совпадает с днём весеннего равноденствия, который приходится на 20-е или 21-е марта по григорианскому календарю; Первый день Ридвана – 13-го джалала; Девятый день Ридвана – 2-го джамала; Двенадцатый день Ридвана – 5-го джамала; Возвещение Баб'(а) – 8-го азамата; Вознесение Бахауллы – 13-го азамата; Мученическая смерть Баб'(а) – 17-го рахмата; Двойное Рождество – дни рождения Баб'(а) и Бахауллы – первый и второй дни восьмого новолуния после Нау-Руза; День Завета – 4-го каула; Вознесение Абдул-Баха – 6-го каула. Также последователи веры бахаи празднуют Аййам-и-Ха («вставные дни»), которые вставляются между двумя – предпоследним (мулк) и последним (ала) месяцами года бахайского календаря Бади.

Наряду с молитвой, для всех последователей веры бахаи обязательным действием является 19-тидневный пост в месяце ала, который начинается после окончания периода «вставных дней» Аййам-и-Ха и заканчивается в первый день месяца баха празднованием Нау-Руза. Бахайский пост заключается в полном воздержании от еды, питья и курения в период от восхода солнца до его заката, и является обязательным для всех верующих в возрасте от 15 до 70 лет. От поста освобождаются: больные; занятые тяжёлым физическим трудом; беременные и кормящие грудью женщины; женщины в период менструации; путешествующие в течение более 9-ти часов.

Для всех мужчин — последователей веры бахаи в возрасте от 15 до 70 лет обязательным является также совершение паломничества (но только в тех случаях, когда человек: а) может себе это позволить в финансовом плане; б) способен это сделать по состоянию здоровья; в) не имеет на своём пути никаких серьёзных препятствий в виде политических преследований, военных действий и т. д. по пути следования и в странах расположения святых мест, к которым совершается паломничество). Для женщин паломничество не является обязательным к исполнению религиозным долгом, и они могут совершать его по своему желанию.

Местами обязательного паломничества для мужчин-бахаи являются:

1. Байт-и-Азам («Самый Великий дом«) – дом Бахауллы в Багдаде (Ирак), в котором он жил в период с 1853 года по 1863 год; в 2013 году он был разрушен последователями запрещённой террористической организации (игиловцами);

2. Дом Баб'(а) в Ширазе (Иран); в 1979 году он был разрушен во время Исламской революции, а в 1981 г. на этом месте сделали общественную городскую площадь.

В настоящее время места обязательного паломничества недоступны для подавляющего большинства последователей веры бахаи по объективным причинам, поэтому бахаисты всего мира осуществляют сейчас только т. н. Девятидневное паломничество к святым местам бахаи, находящимся на территории Израиля в городах Хайфа (Храм и усыпальница Баб'(а), Всемирный центр Бахаи), Акко (сад Ридвана), Бахджи (Каср Бахджи, Храм и усыпальница Бахауллы). Девятидневное паломничество никак не заменяет паломничества к местам, предназначенным для совершения обязательного паломничества; предполагается, что в будущем, после изменения политических реалий, паломничества в Дом Бахауллы и в Дом Баб'(а) будут возобновлены.

В бахаизме запрещается любой аскетизм, кроме как в период обязательного 19-тидневного поста в месяце ала; также для бахаи запрещены: попрошайничество; целование рук кому бы то ни было; однополые отношения; жестокое обращение с животными; клевета; лень; бритьё головы; ношение оружия для всех, кроме тех категорий, для которых это является необходимостью (военных, полиции, охраны и т. д.).

В бахаизме существует добровольный налог на богатство – Хукукулла Право Бога«), согласно которому каждый последователь веры бахаи рассчитывает 19% своего дискреционного дохода (это доход, который остаётся в распоряжении человека после уплаты налогов и вычета всех основных расходов) за год; если дискреционный доход по сравнению с предыдущим годом уменьшился или остался без изменений, то хукукулла равен нулю и не платится.

Молитвенные дома/храмы веры бахаи – Машрик-уль-Азкар («Рассветное место поминания Бога») – представляют собой круглые в плане купольные девятиугольные сооружения с девятью входами и ведущими к каждому входу девятью дорожками. В верхней точке купола внутри храма находится символ веры бахаи – девятиконечная звезда с написанным в её центре арабским каллиграфическим шрифтом Величайшим Именем. В молитвенном зале храма установлены сидения для верующих, обращённые в сторону киблы – Храма Бахауллы в г. Акко, Израиль.

В настоящее время в мире существует всего 12 действующих бахайских храмов – 8 (восемь) т. н. «материнских Храмов», или континентальных – в Европе (г. Хофхайм, Германия); в Северной Америке (г. Уилметт, США); в Центральной Америке (г. Панама, Панама); в Южной Америке (г. Сантьяго, Чили); в Азии (г. Нью-Дели, Индия); в Африке (г. Кампала, Уганда); в Австралии (г. Сидней, Австралия); в Океании (г. Апиа, Самоа), и 4 (четыре) местных молитвенных дома/храма в нескольких странах – Камбодже, Кении, Колумбии и Вануату. В храмах бахаи верующие читают Священные Писания, молятся, хором поют молитвенные песнопения, проводят поминальные службы по усопшим, а в садах, окружающих каждый храм – свадебные церемонии. В бахайских храмах нет алтарей, стационарных кафедр, статуй, картин, фотографий и любых других изображений, в них не проводятся никакие ритуальные действия и церемонии, и не произносятся проповеди.

После смерти Шоги Эффенди в 1957 г. высшим органом управления бахайской общиной с 1963 г. является Всемирный Дом Справедливости, в состав которого входят 9 человек, которые избираются каждые 5 лет с помощью тайного множественного голосования на трёхэтапных выборах, в которых участвуют все взрослые бахаи по всему миру. В состав Всемирного Дома Справедливости может быть избран любой мужчина-бахаи; штаб-квартира Всемирного Дома Справедливости находится на территории Всемирного центра Бахаи, расположенного на склонах горы Кармель в г. Хайфа, Израиль; решения Всемирного Дома Справедливости последователями веры бахаи считаются непогрешимыми. Все органы управления общиной бахаи разных уровней делятся на избираемые и назначаемые.

К первым относятся, кроме вышеупомянутого Всемирного Дома Справедливости, также Национальные духовные собрания страны или – реже – региона, включающего несколько стран; Региональные советы бахаи (в регионах внутри каждой страны); Местные духовные собрания городов/округов.

Ко вторым относятся: Институт Советников, который включает в себя 9 международных консультантов Международного учебного центра; 90 континентальных консультантов; членов Вспомогательного совета; помощников. Все эти люди организованы в советы, плотно координирующие свою деятельность на всех уровнях.

Имея некоторое сходство со своей материнской религией – исламом – во многих второстепенных и/или внешних аспектах, вера бахаи доктринально и концептуально полностью отошла от него, представляя собой скорее религиозно-философско-этическое учение в рамках течения Нью-Эйдж. Однако в отличие от большинства других учений нью-эйджизма, остающихся в маргинальных рамках, вера бахаи довольно быстро стала хорошо структурированной моноцентричной локально-дисперсной монотеистической религией с тенденцией к дальнейшей широкой экспансии (в настоящее время признана второй после христианства религией по географическому распространению в мире). На начало 2020 года общая численность последователей веры бахаи во всём мире составляла примерно 8 млн. человек, что является очень неплохим результатом для религии, возникшей всего около 150 лет назад.

Gott befohlen