Три брата Сименс – Вернер (1816–1892), Вильгельм (1823–1883) и Карл (1829–1906) – вместе со своим деловым партнёром, мастером по точной механике, Иоганном Георгом Гальске (1814–1890) в середине 19 века занялись строительством телеграфных линий и прокладкой кабеля по всему миру, тем самым создав условия для того, чтобы небольшая берлинская фирма «Сименс и Гальске» смогла вырасти в крупную международную компанию Siemens AG, имеющей к настоящему времени представительства в 190 странах, и которая по сей день носит их имя.
Все трое выросли в тесноте небольшого арендованного имения в немецком Мекленбурге (рис. 1), но обосновались в разных европейских столицах. Старший из братьев, Вернер (полное имя – Эрнст Вернер фон Сименс), который в большей мере взял на себя ответственность за младших братьев и сестёр после ранней кончины родителей, направился в Берлин, Вильгельм переселился в Лондон, а Карла (полное имя – Карл Генрих фон Сименс) занесло в столицу Российской империи, г. Санкт-Петербург.
В данной статье речь пойдёт о Карле, жизнь которого тесно связана с Россией, и именно он среди трёх братьев отдал больше всего лет семейному предприятию.
Карл никогда не учился в университете, однако уже в школьные годы проявлял интерес к естественным наукам, что повлияло на всю его дальнейшую предпринимательскую деятельность. В гимназии он получил естественнонаучные, языковые и общеобразовательные базовые знания.
Электрический телеграф стал ключевой технологией, которая в середине 19 века произвела революцию в области коммуникаций. Корабельная почта доставляла письмо из Нью-Йорка в Лондон за две недели, при этом на передачу телеграммы уходило всего несколько минут. Телеграф заложил основу для глобализации и существенно изменил представления людей о пространстве и времени. Мировая телеграфная сеть, по сути, стала Интернетом 19-го столетия. Преимущества телеграфа стали особенно очевидны во время наполеоновских войн, так как благодаря ему обеспечивалась эффективная координация действий французских войск.
Первая работа Карла с телеграфной техникой пришлась ещё на его школьные годы, когда его брат Вернер экспериментировал со стрелочным телеграфом и гуттаперчевой изоляцией. И уже тогда Карл проявлял большой интерес к науке и технике. Кроме того, он ещё в подростковом возрасте обладал качествами, которые говорили о его предпринимательских талантах. Научные исследования и разработки не были для Карла самоцелью. Он считал, что каждый эксперимент и каждое изобретение должны в первую очередь служить бизнесу. Со своей готовностью к риску он постоянно находил перспективные проекты и тем самым создавал предпосылки для организации глобальной компании.
1 октября 1847 года партнёры, работавшие вместе над телеграфом, Вернер Сименс и Иоганн Гальске в Берлине основали фирму «Телеграфно-строительная компания Сименс и Гальске» с десятью сотрудниками. Уже в 1848 году компания получила первый крупный заказ – строительство самой длинной телеграфной линии в Центральной Европе между Берлином и Франкфуртом-на-Майне. Строительство велось быстро, и линия была завершена уже в марте 1849 года.
Карл поначалу не участвовал в деятельности компании, но, начиная с весны 1849 года, стал принимать активное участие в делах фирмы.
В 1851 г. Вильгельм несколько раз посетил Париж, чтобы инициировать первые деловые отношения. Вернер проанализировал развитие телеграфа во Франции и оценил этот рынок как благоприятный. Особенно многообещающим казался бизнес с французскими железнодорожными компаниями, поэтому Вернер запланировал открыть отделение фирмы в Париже. В декабре 1851 г. братья согласились послать Карла на продолжительное время в Париж и поручили ему создать компанию для вывода на рынок телеграфных аппаратов Вернера. Это стало для юного Карла первым большим испытанием.
Неопытность, трудные условия работы с партнёрами, недостаточная подготовка и личные ошибки привели к закрытию французской компании через полтора года, но неудачный опыт, по признанию его брата, Вернера, способствовал социальному и предпринимательскому образованию Карла.
В январе 1853 года после разочаровывающего французского опыта Карл жаждал деятельности, и судьба, наконец-таки, преподнесла ему сюрприз – он получил предложение о строительстве телеграфа в России.
Для мекленбуржца Карла Сименса размеры Российской империи казались поразительными. В то время как на пути от Киля до Берлина длиной в 300 километров в середине 19 века приходилось пересекать несколько государственных границ, расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока составляло почти 7000 километров. По численности населения другие европейские страны по сравнению с Россией также были далеко позади.
В ходе наполеоновских войн при императоре Александре I Россия стала европейской державой первой величины, однако во внутреннем развитии страны прогресс был незначительным.
Первые признаки индустриального развития, которые наблюдались в основном в Санкт-Петербурге, Москве и польской части империи, были отмечены уже в 1820-х гг. В Польше и Москве развивалась текстильная промышленность, в Санкт-Петербурге – тяжёлая: там, например, находились Путиловские заводы. В 1837 году начала работать первая в России железная дорога – из столицы в расположенную неподалёку резиденцию Царское Село. Тем не менее пройдёт ещё 14 лет, прежде чем будет построена первая протяжённая ж/д линия до Москвы. Постепенно политическая элита начинает понимать: чтобы идти в ногу с Западной Европой, требуется прикладывать больше усилий для модернизации.
В этом контексте строительство современной телеграфной сети имело особое значение. К середине века в стране была только одна достаточно длинная линия оптического телеграфа из Санкт-Петербурга в Варшаву. При графе Петре Андреевиче Клейнмихеле, руководившем телеграфным ведомством, были предприняты дальнейшие усилия по технической модернизации. Российский посланник в 1847 году наладил первый контакт с вновь созданной компанией «Сименс и Гальске». В 1851 году в данной компании было заказано 75 стрелочных телеграфных аппаратов (рис. 2) для строительства первой электрической телеграфной линии в России вдоль железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
В 1852 году компания получила второй контракт на строительство телеграфной линии от Варшавы до прусской границы.
Карл прибыл в столицу Российской империи в августе 1853 года. Он не знал русского языка, но взаимопонимание не было таким уж трудным – русская элита прекрасно владела французским. Спустя несколько дней на одном из торжеств он был представлен графу Клейнмихелю. Тот поначалу был немного удивлён возрастом Карла, тем не менее быстро перешёл к обсуждению деловых вопросов и выразил уверенность, что Карл справится со стоящими перед ним задачами. Для дальнейших действий Вернер дал младшему брату в письме подробные инструкции: «Россия – это страна, где можно заработать много денег, если понимаешь, как там всё устроено. Ты должен учиться заводить друзей и знакомых, и прежде всего завоевать доверие графа Клейнмихеля и графа Герстфельда. Нельзя допустить, чтобы кто-то мог сказать, что мы его подвели или не выполнили обещания в срок…»
Карл сразу же принялся за работу и начал планировать прокладку кабеля от Зимнего дворца в Кронштадт. Построить эту линию было непросто. Во-первых, нужно было вывести кабель из дворца без повреждения фасада, а затем проложить его в густо застроенной части города. Но, будучи человеком практического склада ума, он с блеском выполнил эту задачу, протянув кабель через водосток, в связи с чем наружные работы в Зимнем дворце не потребовались. После столь успешной работы граф Клейнмихель ругал своих офицеров за то, что «безусый юнец» мастерски справился с задачей, которую они не могли решить. Благодаря успешному выполнению первого задания Карлу удалось завоевать расположение графа, который с этого момента признаёт его авторитет и безоговорочно доверяет ему.
Граф Клейнмихель принял Карла в телеграфную комиссию, которая почти полностью состояла из титулованных особ. За короткое время Карл вошёл в круг крупной буржуазии и высшей аристократии России. Но выросший в скромных условиях, он оставался равнодушен к роскошному образу жизни высшего общества.
В конце октября Карл успешно закончил прокладку кабеля из Санкт-Петербурга в Ораниенбаум. Прокладка подводного кабеля в Кронштадт проходила ещё труднее, т. к. её тормозило появление льда на Неве. Но к концу года он завершил и этот проект. Проложенный между Кронштадтом и Ораниенбаумом кабель стал не только первой подводной линией в России, но и одной из первых подводных телеграфных линий в мире, которая к тому же оставалась в эксплуатации в течение нескольких десятилетий. Всего за несколько месяцев 24-летний Карл зарекомендовал себя в России как ведущий специалист по телеграфии.
В октябре 1853 года Османская империя объявила войну России. Конфликт быстро набирал обороты, и в марте 1854 года против России выступила Франция и Англия. Главным театром военных действий стала русская крепость Севастополь – порт на полуострове Крым в Чёрном море. Союзники впервые использовали в военных операциях полевой телеграф и во время осады проложили подводный кабель в Крым. Благодаря этому простым нажатием на ключ можно было из Лондона или Парижа связаться с зоной боевых действий гораздо быстрее, чем из Санкт-Петербурга. Для военного командования России создание мощной электрической телеграфной линии из столицы до Чёрного моря стало одной из самых важных задач.
27 сентября 1854 года Карл заключил контракт на строительство телеграфной линии между Киевом и Москвой. Оттуда уже была связь с Санкт-Петербургом. Работы вели три бригады одновременно, и линия была готова к концу года.
После напряжённых переговоров в декабре были заключены следующие контракты на строительство телеграфной линии из Киева в Одессу, а также из Петербурга в финский Гельсингфорс (ныне – Хельсинки). Общая протяжённость этих линий составляла более 2000 км.
Эти работы просто разрывали Карла, так как ему одновременно требовалось решать множество задач: от заказа необходимого количества деревянных столбов и найма работников до получения разрешения на строительство в государственных ведомствах. При этом перед прокладкой телеграфа требовалось тщательно осмотреть предполагаемый участок строительства. Менее чем за два зимних месяца Карл сумел преодолеть свыше 3000 км пути, и это в то время, когда единственная протяжённая железная дорога России соединяла только Санкт-Петербург с Москвой.
К ненадёжности рабочих и отсутствию технического персонала добавилась и главная русская «беда» для европейцев – суровый климат. В частности, строительство линии от Москвы через Киев в Одессу в зимний период 1854–1855 гг. происходила в экстремальных условиях при температурах до минус 30ºС. Российская империя придерживалась юлианского календаря, который отставал на 13 дней, и даже такая мелочь, как необходимость двойного исчисления времени, доставляла Карлу неудобства.
Ценой неимоверного напряжения сил под руководством Карла «Сименс и Гальске» проложила в 1853–1855 гг. в царской России 9000 км телеграфного кабеля (рис. 3), т. е. выполнила заказов больше, чем за все предыдущие годы существования компании.
Строительство российской телеграфной линии явилось важной вехой на пути от мастерской к международной компании, но оказалось для компании не слишком прибыльным. При этом успех бизнеса в России был связан с долгосрочными контрактами с российским государством на техническое обслуживание, которые стали настоящей дойной коровой для компании.
Первостепенное значение бизнеса в России потребовало реорганизации «Сименс и Гальске» – с ноября 1853 г. Карл стал её полномочным представителем, а два года спустя он был принят в качестве компаньона в состав руководства компании. В начале 1855 г. Карл возглавил отделение в Санкт-Петербурге и отныне стал самостоятельно развивать российское предприятие под названием «Контрагенты по ремонту и постройке императорских русских телеграфов» (рис. 4).
В 26-летнем возрасте Карл обрёл своё счастье. Бизнес развивался прекрасно – как технический эксперт и главный исполнительный директор крупнейшей электротехнической компании в Российской империи, Карл заслужил признание в столице России. В Санкт-Петербурге к нему пришло и семейное счастье: состоялась свадьба с 20-летней Марией Капгер, дочерью статского советника, кавалера и потомственного почётного гражданина Германа Капгера. Всего за два года в России его жизнь изменилась полностью.
Тем временем, после длительной осады в сентябре 1855 года, пала крепость Севастополь, что стало началом поражения России в войне. Для страны неудача в Крымской войне стала шоком. Всего 40 лет назад победами над Наполеоном Российская империя доказала, что может конкурировать с великими европейскими державами, но поражение развеяло ореол былой славы. Стало ясно, что царская Россия за последние десятилетия отстала от процесса глубинных перемен. Николай I не пережил эту неудачу, и на престол взошёл его сын Александр II. Наступила новая эра, и Россия подверглась серьёзным реформам, каких она не видела 150 лет – со времён Петра Великого.
Для Карла и компании «Сименс и Гальске» смена правительства означала серьёзные перемены. Строительство русского телеграфа во время Крымской войны финансировалось по инициативе графа Клейнмихеля. При Александре II положение графа изменилось: он лишился своего места руководителя телеграфного ведомства. Это была значительная потеря для Карла. Тем более, что новая политика в области телеграфостроения основывалась на освобождении от зависимости от фирмы-монополиста «Сименс и Гальске». Строительство новых линий во второй половине 1850-х гг. Россия осуществляла в значительной степени своими силами, при этом переманивая специалистов «Сименс и Гальске» более высокой заработной платой. Как следствие, для компании наступило затишье. После двух весьма успешных лет строительства телеграфа в России Карл Сименс вынужден был приступить к длительным поискам новых проектов.
Новое правительство Александра II энергично начало ломать застарелые общественные устои и содействовать экономической модернизации. Отмена крепостного права в 1861 году освободила миллионы крестьян из многовековой кабалы. Одновременно император форсировал индустриализацию страны, проявляя большой интерес к техническому прогрессу. В марте 1861 года Карл был представлен ко двору, чтобы объяснить самому Александру II принцип работы электрического телеграфа.
В середине 19 века Кавказ только на первый взгляд был удалённым регионом, в котором сталкивались интересы царской России, Османской и Персидской империй. При более пристальном взгляде становится очевидным стратегическое значение географического положения этого региона как моста между Европой и Азией. В это время усиливался интерес российского государства к освоению Кавказа с помощью современных технологий связи. Уже в 1858 году Россия приступила к обширному строительству телеграфных линий на новоприобретённых южных территориях. Интерес к строительству телеграфной линии из Европы в Индию проявляла и Великобритания.
До изобретения электрического телеграфа на переписку между Лондоном и Индией – наиважнейшей британской колонией – уходило очень много времени: от нескольких месяцев по морю, до 40–50 дней по суше. Этот факт не отвечал растущим потребностям в быстрой и надёжной связи.
Карл ещё в 1856 году выдвинул идею строительства непрерывной телеграфной линии из Лондона в Индию по территории России и Персии, но на тот момент по причинам технического, организационного и политического характера проект не мог быть реализован. В мае 1861 года Карл вернулся к своему предложению и продвигал эту идею в течение следующих лет.
8 апреля 1868 года в Лондоне была учреждена «Индо-Европейская телеграфная компания», в которой трём братьям Сименс принадлежала доля в 20 %. Летом того же года «Сименс и Гальске» подписала контракт с «Индо-Европейской телеграфной компанией» сроком на 25 лет на строительство и обслуживание телеграфной линии. Речь шла о прокладке нового кабеля общей протяжённостью 4600 км между прусским городом Торн и Тегераном, большая часть которой велась по труднопроходимой местности и отдалённым районам. Обустройство следующего участка линии до Калькутты британское правительство взяло на себя. По расчётам для строительства требовалось около 70 тысяч столбов.
Этот проект стал для Карла особым успехом. После многочисленных неудач с российскими предприятиями по деревообработке, производству стекла и добыче меди, которые стоили компании больших денег, ему представилась возможность реализовать крупный проект в той самой области, в которой он лучше всего мог проявить свои организаторские способности. Особое значение этот проект имел и для компании. Так как она смогла продемонстрировать потенциал «всемирно известной компании» перед лицом международной общественности.
Несмотря на большие трудности, с которыми пришлось столкнуться во время строительства линии, 18 апреля 1870 года состоялась торжественная генеральная репетиция: в присутствии приглашённых гостей с лондонской телеграфной станции была отправлена депеша, которая, преодолев 11 тысяч км, достигла далёкой Калькутты всего за 28 минут.
Лондон и Калькутта разговаривали друг с другом столь же быстро и надёжно, что и две расположенные по соседству телеграфные станции в Англии. Телеграфный обмен между Индией и Европой осуществлялся таким образом до 1931 года. В Персии линия оставалась в эксплуатации до 1960-х гг., а в Грузии ещё в 1990-е гг. можно было найти железные телеграфные столбы Индо-Европейской линии (рис. 6).
Успешное завершение строительства телеграфной линии доставило Карлу большое удовлетворение. Наконец, он снова добился крупного коммерческого успеха – такого же, какой он последний раз праздновал 15 лет назад, ещё совсем молодым человеком, при строительстве российского телеграфа.
Проведя более 10 лет в Лондоне, Карл снова вернулся в Россию в 1880 году. За время отсутствия страна сильно изменилась. Последствия реформ Александра II были очевидны. Всё больше и больше крестьян переезжало в поисках работы в города, и в одном только Санкт-Петербурге в последней трети 19 века население удвоилось. Усилия по модернизации империи повысили возможности для трудоустройства в быстро растущей сфере промышленности. Усилия правительства были направлены на экономическую модернизацию страны, было обновлено старое налоговое законодательство и значительно увеличено финансирование строительства сети железных дорог. Для стимулирования внутреннего спроса были повышены пошлины на импорт товаров, что привело к быстрому развитию машиностроения, которое в основном было сконцентрировано в столице.
Но внутриполитически Россия по-прежнему оставалась раздробленной страной. Консерваторы опасались вестернизации русской культуры. Небольшой группе либералов было не под силу продвигать реформы. Среди рабочих и образованного среднего класса популярность приобретали одновременно социалистические и анархистские идеи, которые становились всё более радикальными. В 1866 году студент совершил первое покушение на Александра II, но он не был даже ранен. Во время второго покушения в феврале 1880 года было разрушено целое крыло Зимнего дворца. Но ситуация достигла апогея в следующем году, когда 1 марта император погиб в результате взрыва бомбы, брошенной радикальными противниками режима. На престол взошёл его сын – Александр III, который принял жёсткие меры против критиков режима. Под влиянием консервативно настроенных советников многие реформы его отца были отменены.
Карл начал реорганизацию бизнеса в России, чтобы наверстать упущенное за время своего долгого отсутствия. Первым шагом стало создание собственного кабельного завода, которому оказывало поддержку русское правительство. Это обеспечивало России независимость от импорта в случае войны. Несколько недель спустя началось строительство завода (рис. 7) в пригороде Санкт-Петербурга Чекуши, в устье Невы, который был не только первым кабельным заводом в России, но и первым крупным предприятием по производству электротехнических изделий. На открытие завода в июне 1882 года приехало несколько русских министров. Также завод стал производить газовые горелки, которые хорошо продавались в России. Параллельно со строительством завода были построены жилые дома для работников.
Приобретя второй участок на Васильевском острове, компания впервые в стране начала производство генераторов и электродвигателей (рис. 8). В 1883 году была изготовлена 31 динамо-машина общей мощностью в 91 лошадиную силу. Так в России началась революция сильноточной электрической техники.
На большой российской промышленной и художественной выставке в Москве в 1882 году фирме «Сименс и Гальске» была предоставлена возможность продемонстрировать применение новых технологий. Компания построила собственный дорогостоящий павильон. Для выставки были подготовлены электровоз, вагоны и путевые системы.
Во время посещения выставки император Александр III осмотрел технику и проявил особый интерес к локомотиву. За потраченными усилиями быстро последовала награда. Компании «Сименс и Гальске» оказали великую честь: вверху на бланке компании было разрешено размещать императорского двуглавого орла, и это являлось высшим признанием, которое можно было получить на промышленной выставке.
По случаю открытия нового кабельного завода, заводские цеха были оборудованы вместо дневного света электрическим освещением. В столице России это было сенсацией. Практическое использование электрического освещения началось всего несколько лет назад. Это являлось предметом роскоши, недоступным для обычных потребителей. В домах использовали в основном газ, масляные лампы и свечи, а с середины 19 века – керосиновые лампы. На заводах применялось газовое освещение. Даже в городах уличное освещение, если оно вообще существовало, работало от газа.
В апреле 1883 года Карл вместе с партнёром приобрёл фирму «Электротехника», которая в 1882 году занималась освещением в храме Христа Спасителя в Москве, но потерпела полное фиаско и была вынуждена весной 1883 года объявить о банкротстве. Однако контракты банкрота оказались очень перспективными: «Электротехника» имела лицензию на освещение главной улицы Санкт-Петербурга – Невского проспекта. Приобретённая Карлом компания в мае 1883 года оснастила электричеством крупнейшую церковь в Санкт-Петербурге – Исаакиевский собор. Затем она начала подготовку к иллюминации Невского проспекта, и накануне православного Рождества все лампы горели великолепно.
Новой технологии в столице России ещё не совсем доверяли. Не бездействовала в отношении нового конкурента и газовая компания, которая ранее освещала петербургские улицы. После успешного освещения Невского проспекта к Рождеству мощность ламп стала ослабевать, и к 11 января 1884 года свет погас. Проверка парового двигателя показала, что кто-то умышленно бросил в машину металлические предметы – это и вызвало её выход из строя. Как Карл и подозревал, за аварией стояла петербургская газовая компания, чью монополию разрушало электрическое освещение. После проведения ремонта освещение заработало без каких-либо помех и вызвало всеобщие аплодисменты.
В январе 1885 года «Сименс и Гальске» получила контракт на электрическое освещение Большого зала Зимнего дворца. Александр III был так восхищён, что заказал в компании электрификацию всего Зимнего дворца. При этом речь шла не только о самом крупном заказе по освещению для «Сименс и Гальске», но и о создании крупнейшей в мире современной электрической системы.
На большом новогоднем балу в январе 1887 года было зажжено 12 тысяч ламп, и императорская семья лично осмотрела вновь созданную собственную электростанцию. Работа была выполнена в кратчайшие сроки, и на большом придворном балу всё работало безупречно.
Освещение Зимнего дворца и Невского проспекта имело хороший рекламный эффект для компании. Для того чтобы повысить интерес к электричеству, «Сименс и Гальске» за свой счёт сделала в конце 1884 года пробное освещение в престижном торговом пассаже «Гостиный двор», завоевав тем самым новых заказчиков. В ноябре 1885 года компания продолжила установку уличного освещения на Невском проспекте (рис. 9).
В 1886 году Карл основал «Общество электрического освещения». Российское правительство предоставило компании право на строительство и эксплуатацию электростанций и сетей по всей империи.
Компания быстро развивалась и построила электростанции во многих городах России. Накануне Первой мировой войны «Общество электрического освещения» было крупнейшей электротехнической компанией России.
В ноябре 1892 года, в связи со смертью брата Вернера, Карл, как старший в семье, стал «главой дома», т. е. компании «Сименс и Гальске». После этого он стал искать компетентного преемника для управления делами в Петербурге, и с 1 октября 1893 года Герман Герц, шурин Георга Сименса, взял на себя управление отделением в Санкт-Петербурге, а Карл избрал местом постоянного проживания Берлин, где помогал своим племянникам управлять делами.
Герман Герц смог вдохнуть в российское отделение новую жизнь. Если в 1894 году «Сименс и Гальске» произвела в Петербурге только 123 динамо-машины, то через год – уже 514. Компания извлекла пользу из экономического бума 1890-х гг., когда российское государство начало осуществлять активную индустриальную политику под руководством министра финансов Сергея Витте. В 1890–1900 гг. Россия достигла самого высокого экономического роста среди всех европейских стран – более 8%.
В 1896 году компания проложила электрическую трамвайную линию в Нижнем Новгороде. В последующие годы построила электростанции в Москве, Варшаве, Одессе, Вильнюсе и других крупных городах. Кроме того, компания достигла успеха в работе с частными лицами, в то время как Карл ориентировался в основном только на государственные заказы.
3 июля 1897 года – в год 50-летия со дня основания – «Сименс и Гальске» была преобразована в акционерное общество «Сименс и Гальске АГ», превым председателем Наблюдательного совета которой стал Карл.
Через год после первичного размещения акций в Берлине Карл вывел на фондовый рынок и отделение в Санкт-Петербурге и в апреле 1898 года была создана компания «Русские электротехнические заводы Сименс и Гальске АГ» со штаб-квартирой в столице России. В то время в компании было 1188 сотрудников, два заводских комплекса в Петербурге и отделения в Москве, Харькове, Одессе и Варшаве. В 1899 году была начато строительство электрической трамвайной сети в Москве (рис. 10) и украинском Житомире. Через три года компания построила на Кавказе первую гидроэлектростанцию в царской России.
Поскольку Карл сосредоточил свои силы в значительной степени на компании, то и первое официальное признание в российской империи он получил исключительно благодаря успехам в предпринимательской деятельности. В 1868 году за достижения «Сименс и Гальске» он удостоился Императорского ордена Святой Анны 3-ей степени, а через восемь лет – ордена Владимира 4-ой степени за заслуги в Кедабеке. На всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году, а также на электротехнической выставке в Санкт-Петербурге в 1886 году Карла наградили орденом Святого Станислава 2-ой степени и орденом 2-ой степени за «полезную деятельность в области отечественной промышленности».
В 1889 году Александр III наградил Карла крестом ордена Святого Владимира за его «заслуживающую похвалы деятельность», а также в знак благодарности за успешные проекты по освещению Санкт-Петербурга. Таким образом Карл получил самые высокие награды для человека его социального положения.
С возрастом Карл стал посвящать больше времени научным и социальным вопросам. В декабре 1892 года Электротехническое общество присвоило ему звание почётного члена. В ноябре 1890 года его избрали действительным членом Попечительского совета детского приюта принца Ольденбургского в Санкт-Петербурге, а ещё через год он стал членом Совета директоров. В январе 1892 года Карл был награждён Командорским крестом Ольденбургского дома.
Предпринимательские успехи и активная благотворительная деятельность Карла были вознаграждены. По указу от 25 февраля 1895 года Николай II присвоил «верноподданному Сименсу» дворянский титул. В знак «признания Вашей исключительно полезной деятельности в области отечественной промышленности и Ваших заслуг, – говорилось в Указе императора, – Мы даруем Вам, Сименс, возведение в потомственное дворянство Российской империи, и это право распространяется на рождённых до сего момента детей».
Карл оказывал поддержку Комиссии по технической подготовке в Императорском русском техническом обществе и в 1899 году стал почётным инженером Электротехнического института в Санкт-Петербурге.
После внезапной смерти единственного сына, Вернера, Карл долго восстанавливался эмоционально и физически. В последующие годы он часто путешествовал.
21 марта 1906 года на Французской Ривьере ушёл из жизни «последний из ныне живущих представителей поколения основателей». У Карла остались две дочери: Шарлотта и Маруша.
После того как муж Шарлотты Аксель был убит большевиками в ходе Гражданской войны в 1919 году, она больше не вернулась в бывшую Российскую империю.
Маруша также бежала вместе со своей семьёй из революционной России и умерла через месяц после начала Второй мировой войны в Баден-Бадене, где была похоронена и её старшая сестра, умершая в 1926 году в Цюрихе.
Маруша не дожила до бомбардировок немецких городов союзными войсками, во время которых серьёзные разрушения были нанесены и Берлину. Так, район Тиргартен, где в последние годы жил Карл, был почти полностью стёрт с лица земли, равно и как и территория Иерусалимского кладбища, где находились могилы Карла, его жены Марии и сына Вернера (рис. 11). Сильно пострадали также заводы в Сименсштадте.
Бывшая международная компания «Сименс и Гальске» в 1945 году находилась на грани краха. Первую мировую войну и военное поражение Германии в 1918 году она пережила, лишившись, однако, большей части зарубежной собственности. Так, с национализацией предприятий «Братья Сименс», «Русские электротехнические заводы» и «Русское акционерное общество Сименс-Шуккерт» были утрачены три важнейшие иностранные дочерние компании. В 1920-е гг. фирма «Сименс и Гальске» участвовала в экономическом подъёме Веймарской республики, а также смогла значительно расширить свой бизнес за рубежом. После прихода к власти национал-социалистов на первый план вышла гонка вооружений, что обеспечило небывалый рост компании.
На всех предприятиях «Сименс и Гальске» и «Заводах Сименс-Шуккерт» в 1939 году было занято около 187 тысяч работников, и в тот период компания являлась крупнейшей среди электротехнических и четвертой по величине в мире. Шесть лет спустя всё это было разрушено. «Сименс и Гальске» утратила 98 % своих производственных мощностей, «Заводы Сименс-Шуккерт» – 85 %. Кроме того, компания потеряла всю зарубежную собственность и разветвлённую сеть продаж по всему миру.
Как бы там ни было, после Второй мировой войны компании удалось вновь войти в число ведущих международных организаций. И значительная составляющая успеха этого глобального игрока со штаб-квартирой в Мюнхене сейчас приходится именно на международный бизнес. Доля заказов за пределами Германии в 2010-х гг. превысила 85 %. Таким образом, международный бизнес вновь приобрёл то значение, которое он имел в период становления предприятия, когда Карл Сименс за счёт строительства российского телеграфа заложил основу для дальнейшего роста будущей всемирно известной компании.
В честь Карла Генриха фон Сименса названа улица в Стрельне в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга (рис. 12). Основанное им российское представительство компании Siemens & Halske сегодня известно как завод «Севкабель».
Фото на заставке: Карл Генрих фон Сименс (нем. Carl Heinrich von Siemens, или просто Карл фон Сименс, российское гражданство получил под именем Карл Фёдорович Сименс; 3 марта 1829 года Менцендорф, Мекленбург-Шверин — 21 марта 1906 года Ментона, Франция) — немецко-российский предприниматель.