Это трагическая страница в истории лютеранства. Триста лет назад, 7 декабря 1724 года, в небольшом прусском городке Торуни (ныне территория Польши) состоялось историческое заседание местного городского суда, завершившееся казнью десяти горожан лютеранского вероисповедания, выразивших протест против незаконных действий местного иезуитского монастыря. Впоследствии оно получило название: “Торуньский кровавый суд”.
Предыстория
10 апреля 1525 года прусский герцог Альбрехт I, принадлежащий к династии Гогенцоллернов, официально объявил себя сторонником Реформации Мартина Лютера, и в герцогстве Пруссия постепенно установилось лютеранское вероисповедание. Торунь с его преимущественно немецким населением последовала за своим правителем, о чём в 1557 году было сделано открытое заявление с кафедры католического костёла Пресвятой Девы Марии, а сам костёл — наряду с самым старым католическим кафедральным собором Св. Иоаннов (Крестителя и Богослова) — был отдан под юрисдикцию Лютеранской Церкви. В честь официального установления лютеранства в Торуни был также возведён новый евангелическо-лютеранский собор Святого Духа.
Однако после смерти герцога Альбрехта I король Стефан Баторий и его преемник Сигизмунд III Ваза (Васа) развернули на территории Пруссии Контрреформацию. В 1593 году в Торуни был основан иезуитский монастырь вкупе с католической гимназией. В последующие десятилетия усилилось конфессиональное и политическое давление со стороны Польского государства как на Пруссию в целом, так и на Торунь в частности. В город был отправлен целый гарнизон Польской Королевской гвардии, вызвавший резкое недовольство со стороны горожан.
В Торуни также неоднократно возникали конфликты между протестантским населением и католическими гимназистами.
Торуньский переполох
Во время торжественного шествия, посвящённого празднику Тела Христова, 16 июля 1724 года произошла массовая драка между не имеющими городского статуса католическими гимназистами и горожанами-лютеранами. В ходе драки католическая молодёжь затащила в здание иезуитской школы гимназиста-лютеранина и заперла его в подвале. Возмущённая толпа горожан собралась перед зданием школы, ворвалась внутрь и, освободив мальчика, устроила там погром. Позже эти события вошли в историю под названием “Торуньского Переполоха”.
Судебный процесс
Созданная при дворе Королевская комиссия полностью проигнорировала жалобы горожан относительно нарушения их прав и расследовала данный инцидент исключительно в интерпретации иезуитов. Созванный 30 октября 1724 года в Варшаве Королевский суд присяжных приговорил бургомистра Торуни Иоганна Готтфрида Рёснера, его заместителя Якоба Генриха Цернеке, а вместе с ними и ещё двенадцать горожан лютеранского вероисповедания к смертной казни. Церковь Пресвятой Девы Марии вновь была объявлена католической и перешла в ведение нового католического монастыря Бернардинцев. Основную часть мест в городском совете и других административных органах предписывалось передать горожанам-католикам, евангелическая гимназия была распущена.
Безусловно, такое решение Королевского суда вызвало многочисленные протесты и петиции, в том числе со стороны самого прусского короля Фридриха Вильгельма I, поскольку захват церкви Пресвятой Девы Марии противоречил положениям Оливского мирного договора 1660 года.
Казнь
Арестованные лютеране содержались в здании городской тюрьмы. 7 декабря 1724 года Торуньский городской суд вынес свой окончательный вердикт. Во избежание смертной казни осужденным предлагалось перейти в католичество. Кое-кто из них согласился на этот шаг. Бургомистр же и его заместитель стать католиками категорически отказались. Тем не менее Якоб Генрих Цернеке был помилован, однако Иоганну Готтфриду Рёснеру суд вынес смертный приговор. Через два дня, 9 декабря, он и девять других осуждённых были обезглавлены на центральной городской площади. В этот же день в костёле Пресвятой Девы Марии была отслужена первая католическая месса.
Исторические последствия Торуньского Кровавого суда
Массовая казнь лютеран вызвала широкую волну протеста по всей Европе и нашла отражение в сотнях брошюр и газетных статей.
Король Пруссии Фридрих Вильгельм I пребывал в ярости и требовал международного вмешательства. Великобритания направила своего посланника на особые заседания специальных комиссий в Регенсбурге и при Королевском дворе в Варшаве, где решение Торуньского суда было признано ошибкой. События в Торуни сильно подорвали имидж Польши в Европе. Мировая общественность во главе с Франсуа-Мари Аруэ Вольтером резко осудила религиозную нетерпимость поляков. В результате лютеранам Торуни удалось сохранить за собой большинство мест в городском совете, а евангелическая гимназия вновь была открыта через год.
Память
Торуньским событиям посвящено много литературных произведений. Они нашли отражение в романах Эрнста Вихерта “Бургомистр Торуня” и “Торуньская трагедия”, в драме Фритца Шаваллера “Кровавый суд в Торуне”, рассказах Адольфа Прове “Торуньский кровавый суд”, Эвальда Геринга “Прискорбный Торунь” и многих других.
В именном календаре Евангелическо-Лютеранской Церкви 7 декабря объявлено днём памяти жертв Торуньского кровавого суда.
Аналитический литературный обзор и перевод с немецкого Ольги Зайтц
Фото на заставке: панорама города Торунь, в центре — собор Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова