Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниОпрос о «лютеранских ценностях»
Опрос о «лютеранских ценностях»

Опрос о «лютеранских ценностях»

В телеграм-канале «Теологическая Семинария» (и на некоторых дружественных каналах) завершился опрос, посвященный восприятию лютеранства со стороны читателей, не принадлежащих лютеранской Церкви.

Сразу нужно подчеркнуть: опрос ни в коей мере не является репрезентативным и не обладает научной ценностью. Тем не менее, его результаты могут быть для нас довольно любопытны. Их нельзя назвать полностью неожиданными, но они вполне поучительны.

Итак, был задан вопрос о том, что наших читателей извне лютеранской Церкви больше всего привлекает/интересует в лютеранстве. На выбор было предложено 12 вариантов (большей частью, стандартные представления о лютеранстве). Можно было выбрать до трех из них.

Всего проголосовало 115 человек. Будем исходить из допущения, что никто из лютеран в опросе тайком не поучаствовал.

Первые три места распределились так:

  • третье место – «Демократическое устройство церковной жизни» (36%),
  • второе место – «Культурное богатство: музыка, живопись, поэзия, архитектура» (40%),
  • первое место – «Свобода богословского мышления и открытость в подходе к вопросам современного общества» (44%).

Это, и правда, те сильные стороны лютеранства, которые могут быть действительно важны и для людей других исповеданий, задавая культурные образцы, стандарты богословского поиска и устройства церковной жизни.

К сожалению, именно эти стороны нашей Церкви иногда самими ее представителями ставятся под вопрос. Порой сталкиваешься со стремлением к постоянному ужесточению церковных порядков и их унификации, с пренебрежением к культурному наследию лютеранства и вообще с не слишком высоким культурным уровнем общинной жизни, ну а вопрос о свободе богословского мышления нередко вызывает неприязнь в консервативной среде.

Дело не в том, чтобы подстраиваться под желания окружающего нас мира. Напротив, дело в том, чтобы задавать ему ориентиры и давать «отдушины» там, где он особенно в этом нуждается.

Средние позиции заняли классические вероисповедные моменты: «Учение об оправдании по милости Божьей через веру во Христе» (30%) и «Подчеркивание авторитета Писания» (30%).

Этот момент очень важен, поскольку показывает, что базовые идеи лютеранства, которые составляют глубинную идентичность нашего вероисповедания, вызывают интерес и привлекают к себе внимание. Ведь нередко можно услышать, что в современном мире они потеряли актуальность. Похоже, что это не так. Возможно, они просто нуждаются в новой подаче и истолковании.

Нам самим следует в своей церковной жизни уделять им как можно больше внимания, подчеркивать их, как можно глубже и точнее изучать их подлинный смысл.

Все остальные позиции отстают от приведенных выше, иногда довольно сильно:

  • «Нравственная строгость» (10%),
  • «Ясное и чистое вероучение» (25%),
  • «Следование древнецерковной традиции без ее излишеств» (26%).

Это понятно, поскольку данные позиции важны, скорее, для членов лютеранской Церкви или их отдельных групп, кроме того, например, «нравственная строгость» далеко не всегда может извне казаться чем-то привлекательным.

Далее:

  • «Глубокое богословие» (11%) – здесь низкий рейтинг кажется удивительным, но, вероятно, это связано с тем, что выбрать можно было только ограниченное число вариантов, а этот пункт воспринимается, как дублирование пункта про свободу богословского мышления.
  • «Яркие и интересные проповеди» (26%), — либо участники опроса не так много находят в лютеранстве интересных проповедей (что было бы прискорбно!), либо они не интересуются проповедями, в целом.
  • «Личность Мартина Лютера и других представителей лютеранства» (20%) – вероятно, общий интерес складывается, скорее, к лютеранству, как к современному явлению, а не к отдельным моментам его истории. Здесь можно увидеть повод больше и (главное!) интереснее рассказывать о великих лютеранских богословах и церковных деятелях.
  • «Пасторское внимание к отдельным людям в душепопечительстве» (20%) – здесь опять возможно двоякое толкование: либо лютеранство не воспринимается, как сильное в душепопечительском плане, либо со стороны читателей наших каналов нет большого интереса к душепопечительству (тем более, в лютеранской Церкви).

Еще раз подчеркнем: опрос не является репрезентативным. Но импульс для размышлений он дать может.

Однако история еще не закончилась! На следующей неделе нас ждет продолжение!

Источник