Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 05.10.2025
Лютеранское богослужение 05.10.2025

Лютеранское богослужение 05.10.2025

Богослужение Erntedankfest (без причастия) в Евангелическо-лютеранской общине (ЕЛО) св. Екатерины г. Казани немецкой традиции 05.10.2025

5 октября 2025 года – 278-й день года по григорианскому календарю. До конца года остаётся 87 дней.

До 15 октября 1582 года – 5 октября по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года – 5 октября по григорианскому календарю. В XX и XXI веках соответствует 22 сентября по юлианскому календарю.


Die Jahreslosung 2025:

Prüft alles und behaltet das Gute! 1. Thessalonicher 5:21

Всё испытывайте, хорошего держитесь. 1 Фесс 5:21

Monatsspruch Oktober 2025:

Jesus Christus spricht: Das Reich Gottes ist mitten unter euch. Lukas 17:21

Иисус Христос говорит: Царство Божие внутрь вас есть. Лк 17:21

Zum Gottesdienst 05.10.2025 – 16. Sonntag nach Trinitatis-2025Erntedankfest // сороковое воскресенье нового календарного года

Aller Augen warten auf dich, und du gibst ihnen ihre Speise zur rechten Zeit.  Psalm 145:15

Очи всех уповают на Тебя, и Ты даёшь им пищу их в своё время. Пс 145:15


5 октября 2025 года, в тридцать пятый день календарной осени и тысяча триста двадцатый день СВО (международного суверенитета России); в сорок второе воскресенье наступившего церковного года / в октябре 2025 года отмечается 107 православных церковных праздников / у наших православных братьев сегодня: Неделя 17-я по Пятидесятнице; поста нет; прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.); сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117); прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных; блж. Параске́вы Дивеевской (1915); прп. Ио́ны Яшезе́рского (после 1592); прп. Макария Жабы́нского, Беле́вского чудотворца (XVII); Собор Тульских святых; мч. Фо́ки Вертогра́даря (Садовника) (ок. 320); прав. Петра Африканского, бывшего мытаря (VI); сщмч. Феодо́сия Бразского, митрополита (1694) (Румын.); Собор святых, в земле Германской просиявших (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 3 октября); сщмч. Вениами́на (Воскресенского), епископа Романовского, викария Ярославской епархии (1932) – лц зелёный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в 2021 году исполнилось 250 лет после её освящения и открытия 24 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения сорок второго в этом календарном году и сорок восьмого в новом 2025/2026 церковном году богослужения собрались 35 лютеран немецкой традиции, в т. ч. 12 российских немцев:

1. Абдулханова Асия Назиповна

2. Аидов Ян

3. Аидова Нурия Шамильевна – хористка ЕЛО

4. Артемьева Ирина Николаевна

5. Атласов Альберт Ильдусович – хорист ЕЛО

6. Аширгаранов Адель Ринатович

7. Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна – член Совета НКАНТ, зампред КНО им. К. Ф. Фукса, член Совета старейшин народов и этногрупп РТ в формате АНТ

8. Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ

9. Гундин Сергей Иванович – член Совета ЕЛО

10. Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна – член Ревизионной комиссии и диаконисса ЕЛО

11. Данилова Зоя Леонидовна

12. Деляев Андрей Анатольевич – Председатель Совета и ординированный проповедник ЕЛО

13. Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К. Ф. Фукса, Почётный член и секретарь Совета ЕЛО, член Совета Ассамблеи народов Татарстана (АНТ)

14. Заблотский (Майстер) Олег Леонидович

15. Зубарева Ксения Михайловна – регент ЕЛО

16. Кахраман Мехмет Исмаилович

17. Кошель Никита Сергеевич – кантор ЕЛО

18. Красная Ирина Владимировна (Москва)

19. Мингазетдинова (Ромберг) Елена Леонидовна

20. Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна

21. Муртазина Эльмира Исхаковна

22. Ламина София Андреевна

23. Низамутдинова Тан-Юлдуз-Чулпан Рифкатовна – хористка ЕЛО

24. Павлова Татьяна Валериановна – дирижёр хора ЕЛО

25. Погорельцев Александр Андреевич

26. Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна

27. Сагатдинова Милана Марсельевна – хористка ЕЛО

28. Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович

29. Теплова (Кёрмик) Елена Ильинична

30. Фролова Нурия Мукадасовна

31. Хабирова Лэйла Ринатовна – хористка ЕЛО

32. Хасянов Тиммур Русланович

33. Шёнфельд Арсений

34. Шёнфельд Гюзель Сайфулловна

35. Щёлкова (Адам) Наталья Ивановна


Библейские чтения, песнопения, литургия и проповедь:

die Liturgie: Провёл Андрей Деляев

die Epistel: 2. Korinther 9:6-15. Читал Виктор Диц

das Evangelium: Markus 8:1-9. Читала Светлана Вельш

das Predigt: Jesaja 58:7-12. Читал Андрей Деляев

Исполненные во время богослужения в данной последовательности песнопения (хоралы, псалмы, гимны) aus einer Sammlung von Gesängen (из Сборника песнопений Евангелическо-лютеранской Церкви России издания ЦРО ЕЛЦ):

Orgelvorspiel (Органная прелюдия)

Eingangslied (Вступительный хорал)

№ 2: 1-3+1

№ 301: 1-3+1

№ 113: 1-5

Orgelmittelspiel (Интерлюдия)

Großes Kirchengebet

№ 166: 1-3+1

№ 307: 1-5

№ 316: 1-3+1

Schlusslied (Заключительное песнопение)

Orgelnachspiel (Постлюдия)


Притча дня 5 октября 2025 года

Грязное бельё рано или поздно нуждается в стирке. Можно годами складывать его в огромный бак, копить, откладывая неприятный момент, когда придётся стирать всю эту гору. Беда в том, что по прошествии времени грязь въедается глубже, и отстирать её становится сложнее: вот и приходится кипятить, обжигая на пару пальцы и обдирая кожу с ладоней, тереть, тереть, тереть… Многие дни, многие годы. Представляете, сколько грязных рубах может накопиться за длину человеческой жизни? Можно стирать бельё по мере его загрязнения. Пока грязь свежа, иные пятна можно замыть простой водой. Другие приходится застирывать с мылом. А третьи, самые глубокие, – вытравлять едкой щёлочью, от которой слезятся глаза. Каждая прачка скажет вам, что сложнее всего отстирать сало и кровь. Наши грехи и неблаговидные поступки – это грязное белье, и каждый – сам себе прачка. Нам дана уникальная возможность – в чём-то счастливая, в чём-то горькая – не копить грехи всю жизнь, до того самого момента, когда будет подведён итог нашим земным делам, а начать искупать их ещё при жизни – то есть в том отрезке времени, когда ещё реально что-то исправить. Это правильно и логично, поэтому не стоит удивляться тому, что после каждой белой полосы следует чёрная: представляете, какая чернота ожидала бы нас всех после абсолютной белизны?


Цитата дня

Когда душа вся всеми силами и чувствами обращена к Господу, в ней всё светло, радостно и покойно.

свт. Феофан Затворник


Продвигаясь пашней…

Осмыслим и зафиксируем ход мыслей во времена оны некого «оратая, изорника, ратая»:

По жизни «продвигаясь пашней», начинаешь понимать, что мир в целом полицикличен (многоярусен). Чтобы начать сбор финальных результатов сева и жатвы в «связный пучок колосьев», тщательно занеся это «на бумагу», начнём с малого – с азов космологии.

В космологии (науке об устройстве мироздания) есть понятия «универсум» (Вселенная, Космос), «мультиверсум» (мультивселенная; Вселенная плюс все её параллельные миры, или вероятностные варианты, это часть бесконечности, которая непосредственно присоединяется к данной вселенной со всеми её возможными конфигурациями на основе многомировой интерпретации квантовой механики, теории струн, математического ансамбля вселенной, хаотической теории вечной инфляции и теории космической инфляции) и «омниверсум» (бесконечность) – совокупность всех возможных мультиверсумов (омни – по-латыни – это «всё». Говоря проще, омниверсум – это бесконечное, всеохватное мироздание; омни – это всё сущее; знание ОМНИ – это дальние горизонты научного познания, где наука смыкается с древним духовным знанием, это попытка структурной смычки всего, что было, что есть и что могло бы и может быть.


Потенциология (potentiology) – философская дисциплина, исследующая  модальные отношения, выраженные предикатом «мочь», и все формы и проявления потенциальности. Наряду с онтологией – наукой о бытии и эпистемологией (гносеологией) – наукой о познании, потенциология, как наука о можествовании, составляет одну из трёх важнейших философских дисциплин.

Индоевропейский корень «pot», означающий «мочь», приобрёл разветвлённую систему производных в латинском (posse, мочь; potens, могучий; possidere, владеть; potentatus, власть), а затем и в новых европейских языках.  В английском языке, приобретшем в наше время статус международного,  к  этому продуктивному корню восходит ряд слов, обозначающих основные формы и аспекты можествования: possible (возможный), possibility (возможность), potency (потенция, мощь), potent (мощный, сильный), potential (потенциальный), potentiate (делать возможным, придавать силу), possess (владеть, обладать), possession (владение, имущество, собственность), power (власть, сила, мощь, мощность, могущество,  энергия), powerful (сильный, мощный, могучий).

Некоторые заимствования из европейских языков вошли и в русский: «потенция», «потентный», «потенциал», «потенциальный», «поссибилизм». Таким образом, корень «pot» охватывает основные группы значений, выраженных в русском языке корнем «мочь» («возможность», «мощь», «могущество»). Правда, в отличие от русского «мочь», «pot» не выражает глагольных форм «можествования» («мочь», «могу», «может», «может быть»), но, с другой стороны, охватывает ряд значений, выраженных в русском языке корнем «вла» («владеть», «владение», «власть», «властелин»). В целом, название «потенциология» обнаруживает корневую связь с основными аспектами можествования – политическими (власть, могущество), экономическими (владение), модальными (возможность), волевыми (мощь), физико-метафизическими (потенциальность)…

Начиная с античности, философия сосредоточивалась на понятиях «бытия» и «знания», тогда как «мочь», как целостная категория, из которой далее исходят понятия «возможности» и «могущества», оказалась на периферии мышления. По этой причине и категория модальности оказалась формализованной и отнесённой преимущественно в сферу логики и грамматики: она не соединялась с содержательной и собственно философской категорией «мочь», которая по своей метафизической и теологической глубине сопоставима только с категорией «быть». Положение модальности в философских исследованиях можно сравнить с тем гипотетическим случаем, если бы бытие изучалось только как глагол-связка «быть» в грамматике и в логике («А есть А, А не есть не-А») – и не было бы тех глубинных концепций бытия, «сущего как сущего», которые составляют основу «вечной традиции» западного мышления от Парменида до Хайдеггера.

Между тем «бытие», самая широкая из всех философских категорий, составляет лишь одну из модальностей, «действительное», наряду с модальностями возможного и невозможного, необходимого и случайного. Содержательная постановка модальных проблем предполагает выход за рамки онтологии, которая сосредоточена на категориях сущности и существования. Различие между «быть» и «мочь» глубже, чем между «сущностью» и «существованием», поскольку обе последние категории сугубо онтологичны и представляют собой раздвоение одного свойства «быть» на бытие качества, универсалии – и бытие единичности, индивида. Потенциализм выходит за пределы как эссенциализма, полагающего бытие самостоятельных сущностей, так и экзистенциализма, полагающего в основу всего сущность самого бытия, чистое существование или его отрицание «ничто». Радикально иное по отношению к «быть» – это вовсе не его отрицание («не быть», «ничто»), но «мочь», как особый модус или состояние, не переводимое на язык бытия. Про «могущее» или «возможное» нельзя сказать ни что оно есть, ни что оно не есть. Если философия существования (экзистенциализм) на протяжении 19-го – 20-го веков оказалась в столь резкой и плодотворной оппозиции к философии сущности (эссенциализму), то можно ожидать, что 21-ый век, в поисках альтернативных путей для философии, найдёт для неё основание в категории «мочь» и станет веком потенциализма.

Предикат «мочь» входит в определение таких важнейших свойств и отношений мироздания, как вера и надежда, желание и воление, разрешение и запрет, способность и потребность, случайность и необходимость, чудо и долг, власть и любовь, собственность и стоимость…  «Мочь» составляет один из трёх важнейших предикатов, на которых строится весь мыслимый универсум, наряду с предикатами «быть» и «знать». Модальная вселенная даже более обширна по своему охвату, чем вселенные бытия и знания, поскольку включает множество возможных миров, для которых релевантен только предикат «мочь».

Между тем история философии обнаруживает сильную диспропорцию интересов к этим трём «китам» мироздания. Если теория бытия и теория познания составляют два основных раздела философии, онтологию и эпистемологию, то потенциология, как теория можествования, ещё не сложилась. Нет исторической преемственности в изучении можествования – есть только отдельные философские учения, где отводится то или иное место категории «мочь». Связь этих учений ещё не обрела той регулярности, которые позволила бы им сформироваться в устойчивую философскую дисциплину.

Можно выделить по крайней мере шесть типов учений, шесть разрозненных областей, где обсуждаются проблемы можествования:

1). Метафизические учения об акте и потенции, о возможном и необходимом, восходящие к Аристотелю и получившие развитие у стоиков, схоластиков, Лейбница, Канта.

2). Модальная логика, также восходящая к Аристотелю, и современные учения о формальном исчислении модальных предикатов, о квантификации возможных миров – Кларенс Льюис, Рудольф Карнап, Яакко Хинтикка, и др.

3). Теологические учения о вере и надежде, о спасении верой, о соотношении веры и разума, о законе и благодати, воле и провидении — от Тертуллиана, Бл. Августина и Фомы Аквинского до К. Барта, П. Тиллиха, Ж. Маритена, Э. Блоха.

4). Волюнтаристские учения Шопенгауэра и Ницше, в основе которых лежит концепция «мировой воли» и «воли к власти», царства человеческого «могу»; к этому же разряду можно отнести и психоаналитические учения о либидо, желании, бессознательном, воле к наслаждению и господству – З. Фрейд, А. Адлер, В. Райх, Ж. Батай.

5). Политическая философия, изучающая общественно-исторические формы власти и господства, и связанная с нею философия права и законодательства, в центре которой категории позволения и запрета – от Платона и Аристотеля до Гоббса, Гегеля, Маркса, Джона С. Милля, Дьюи, Маркузе.

6). Философия и методология математики, кибернетики и естественных наук, изучающих вероятностную природу вселенной, статистические закономерности микромира, случайностные и хаотические процессы, числовые модели передачи информации и т. п. – от Паскаля до Н. Бора, В. Гейзенберга, Н. Винера, И. Пригожина.

Все эти интеллектуальные традиции, сами по себе достаточно сильные и влиятельные, тем не менее фрагментарны в отношении объединяющего их понятия «мочь» и часто даже не подозревают об общности своего предмета. Политическая философия ничего не знает о теории вероятностей, а модальная логика – о волюнтаристских концепциях Ницше. Лейбницевская метафизика возможных миров никак не соприкасается с фрейдовским учением об эросе и либидо.  С трудом прослеживается какая-либо историческая или интеллектуальную связь между философией воли Шопенгауэра и вероятностным подходом Н. Бора к квантовым величинам, или между исчислением модальных предикатов у К. Льюиса и «мужеством быть» у П. Тиллиха.  Между тем и воление, и возможность, и вероятность, и потенция, и желание, и власть, и вера – всё это разнообразные формы можествования, его политические, этические, психологические, физические, теологические и другие дисциплинарные проекции. Предикат «мочь» неизбежно входит в структурное описание всех этих феноменов.

Идёт ли речь о мощи государства, о господстве определённого класса, о юридических или моральных запретах, о силе индивидуальной воли, об эротических желаниях, о вере в божественное откровение, о возможности существования иных миров или о вероятности столкновения элементарных частиц, – перед нами всюду выступает «мочь» как универсальное свойство, всеобъемлющая «потентность» человека и мироздания, которая ещё не нашла для себя объединяющей дисциплины в системе знаний.

Потенциология по своему статусу соотносима с двумя другими главными философскими дисциплинами – онтологией и эпистемологией.  Традиционно основной вопрос философии определялся в сфере соотношения бытия и знания (действительности и сознания), который по-разному решался в таких господствующих направлениях, как монизм и дуализм, реализм и номинализм, идеализм и материализм. В развитие этой традиции можно вычленить ещё две группы основных вопросов, которые пунктирно прослеживаются в истории философской мысли и нуждаются в систематическом изучении. Это вопросы о соотношении (1) бытия и можествования, и (2) знания и можествования, т. е. вопросы онтической и эпистемической модальности.

В первой группе вопросов, возникающих на скрещении онтологии и потенциологии, рассматривается соотношение реального и возможных миров, акта и потенции, необходимости и случайности, детерминизма и волюнтаризма, влияния среды и волевого самоопределения личности. Во второй группе вопросов, возникающих на скрещении эпистемологии и потенциологии, рассматривается соотношение знания и веры, разума и откровения, теории и гипотезы, опыта и интуиции, достоверности и свидетельства, эмпирических и вероятностных моделей в науке и культуре, в средствах информации и коммуникации. Вопросы, относящиеся к области потенциологии и её взаимодействия с теориями бытия и познания, принадлежат к числу не менее фундаментальных, чем вопросы, возникающие на границе онтологии и эпистемологии.

Трудно однозначно объяснить, почему потенциология приходит к самосознанию и формируется как единая дисциплина позже, чем онтология и эпистемология, которые определились как особые философские дисциплины уже в 17-ом веке (у Декарта, Лейбница, Вольфа). Быть может, сама сложность и многообразие отношений, связанных с предикатом «мочь», предопределили их разбросанность по ответвлениям разных философских и нефилософских дисциплин. Особенно трудно оказалось установить связь между модальностями бытия (действительное, возможное, необходимое и случайное) и познания (знание и вера, аксиома и гипотеза, свидетельство и предположение, выражение уверенности и неуверенности), и между ними обеими – и областью политической, правовой и моральной философии, где модальность выступает как воление и желание, владение и власть, позволение и запрет.

Все эти разновидности «мочь» оказались рассеянными по разным дисциплинам, поскольку лишь в 19-ом и особенно в 20-ом веках обнаружилась объединяющая их тенденция – возрастание самого статуса «мочь» как в гуманитарных, так и в естественнонаучных дисциплинах. При этом свойство «мочь», начиная с Шопенгауэра и Ницше, Кьеркегора и Штирнера, Фейербаха и Маркса, выступало как критическая, подрывная сила в отношении политических устоев бытия и теоретических устоев знания. Возможностные и вероятностные методы и морально-психологической ориентации оказались в центре культуры и мышления на исходе 20-го века. Этот исторический процесс потенциации – движение от сущего к возможному, от традиции к эксперименту, от реального к виртуальному, от знания к гипотезе, от детерминизма к вероятностным и случайным процессам, – создаёт общественно-методологические условия для создания новой философской дисциплины. В этом смысле потенциология – не просто сумма раннее разбросанных по разным дисциплинам учений о можествовании: это выражение духа 20-го века, который ставит под вопрос категории «реальности», «знания», «истины» – и ставит знак «может быть» над входом в третье тысячелетие.


Попытаемся резюмировать вышесказанное:

Омниверсум – это всеохватный онтогносеопотенциологический мир.

А теперь попробуем просеять через «потенциологическое сито» с «хронологическим упором» одну из мирозданческих шкал, названную нами ЕДИХРОШем (в современном русском языке – это анаграмма мужского рода).

ЕДИХРОШ – Единая хронологическая шкала библейских, околобиблейских и современных им секулярных исторических событий от Сотворения мира (Anno Mundi, сокр. A. M.) до наших дней, включая годы земной жизни Спасителя во плоти (1.09.12 днэ – 23.03.31) от Его рождения до распятия, воскресения и вознесения, составленная с опорой на текст самой Библии, апокрифов и псевдоэпиграфов, а также на перекрёстно сверенные результаты историко-археологических исследований, – всего лишь одна из омниверсальных вариаций хронологии мироздания.


Мир, в котором мы живём и частью которого мы являемся, – это некое единство пространства и времени – есть нечто онтологическое. Но, являясь его частью, мы, носители сознания, мысли, обречены его осмысливать, осознавать себя субъектом, а мир этот (вместе с нами, как его неотъемлемой части) обречён быть объектом нашей мысли и даже действия, автоматически становясь при этом чем-то гносеологическим (эпистемологическим), хотя до последнего мгновения, пока мы его (этот мир) не успели ни на йоту затронуть своим действием или даже мыслью, мир этот уже есть «объект», благодаря тому, что уже (?) существуем (появились?!) «мы, субъект».

Мы с вами – дети некоего пространственно-временного континуума, существующего вокруг нас с вами (и вместе с нами). То есть этот континуум объективно-субъективно существует и внутри нас, в нашем сознании. История без логических увязок, загоняемых в хронологические рамки, т. е. история без хронологии, интуитивно представляется нами и нашими современниками «БОЛТОЛОГИЕЙ».

Увязка, состыковка друг с другом границ этих произвольно выбираемых нами в кутерьме мегабытия омниверсальных блоков, нашему сознанию (и нам нетрудно это понять) принципиально недоступны, и нашу беспомощность в осмыслении омниверсума мироздания мы устремляем в бесконечность, оставляем на произвол наших потомков. Ведь – во всяком случае, на современно осмысляемых этапах миробытия – даже определиться с границами этих «блоков» при их выборке из хаоса мироздания мы не способны.


Welt: тысячи западных туристов в России на фоне санкций возмутили Германию

Западные страны ввели против России санкции и рекомендовали гражданам отказаться от поездок в РФ. Несмотря на это, в 2024 году страну посетило около 1,8 миллиона иностранных туристов. Такие данные привёл в своей публикации немецкий журналист Зенке Крюгер в издании Welt, передаёт АБН24.

Как отметил обозреватель, в текущем году в Россию продолжают прибывать сотни тысяч путешественников, включая 600 тысяч китайцев и почти 66 тысяч немцев. Туристов не останавливают предостережения властей США, Великобритании и Канады, которые настоятельно не рекомендуют посещать РФ.

Журналист также обратил внимание, что многие иностранные авиакомпании, включая Turkish Airlines, Emirates и Air Serbia, успешно зарабатывают на стыковочных рейсах в Москву через Стамбул, Дубай и Белград. Немецкие туроператоры Newa Tours, Baikal Reisen и König Tours активно предлагают туры в Россию, описывая её как безопасную для путешественников страну и привлекая клиентов слоганами о природных красотах и достопримечательностях.

Gott befohlen