«Сев на поезд «А» американского патруля, запев песню, музыканты татаро-немецкого оркестра отправились в сентиментальное путешествие за ниткой жемчуга, будучи в очень хорошем настроении и приплясывая буги-вуги».
Это нелепое на первый взгляд предложение составлено из названий знаменитых джазовых композиций и для знатоков особой загадки не представляет. Зато в конспективном виде знакомит с программой концерта, которым завершились Дни Германии в Татарстане.
Штайнхайм – небольшой городок, основное население которого работает на всемирно известном предприятии «Фойт». Преподаватели местной музыкальной школы, насчитывающей 550 учащихся, вместе с сотрудниками «Фойта» организовали любительский джаз-оркестр. Он содержится за счет спонсорских пожертвований «Фойта», являющегося давним деловым партнером КАПО. Вот эти предприятия и организовали приезд немецких музыкантов в Казань.
Когда руководитель оркестра Лотар Бехоунек начал вечер на немецком языке без переводчицы, вполне можно было догадаться, что он произносит приветствие, а когда перешел на английский, услуги переводчицы были уже тем более не нужны – джазовые имена и термины интернациональны.
Биг-бенд Штайнхайма продемонстрировал очень приличный уровень. Если законодателями моды в больших оркестрах являются американцы, немцы заметно выделяются в исполнении танцевальной музыки. Стоит вспомнить имена Джеймса Ласта и Курта Эдельхагена. Стоит также отметить, что все чемпионаты мира и Европы по танцам сопровождают преимущественно немецкие оркестры и немецкие аранжировки легкой музыки. Но как бы ни были хороши записи, живое звучание всегда лучше. Поэтому ни одно общественное или праздничное мероприятие в Штайнхайме не обходится без выступления своего биг-бенда.
…Самолет «Люфтганзы» с музыкантами приземлился в Казани в 5.30 утра. Добавьте сюда еще двухчасовую разницу во времени. Выступать «с колес» в незнакомой обстановке перед незнакомой публикой, разумеется, трудно. Поэтому уже на второй вещи Лотар Бехоунек провел своего рода «тест на вшивость»: проверил — в зале собралась случайная публика или это люди, в крови которых пульсируют гены свинга? Зал все понял и дружно откликнулся на его призыв – здесь все свои! После чего концерт пошел по нарастающей: чем больше свиста, топота ног, выкриков, прикольных реплик одобрения и аплодисментов после каждой каденции музыканта – тем атмосфера теплее и непринужденнее. Или, как пишут в таких случаях в газетных рецензиях, «концерт прошел с большим успехом». Публика пришла за кайфом, и она его получила.
Второе отделение началось с выступления хозяев площадки – оркестра «Синтез» под управлением Анатолия Василевского, известного казанцам еще с легендарных 60-х, эпохи СТЭМа авиационного института. И упрочившего свою репутацию в 70-х, когда Василевский официально удостоился титула лучшего руководителя лучшего любительского оркестра СССР. Сколько первоклассных музыкантов выросло под его началом и потом уехало в Москву и на Запад. И каждый раз Анатолий Василевский начинал заново – возрождал оркестр «из ничего». Музыканты любого уровня и класса играют у него по-«биг-бендовски».
Если немецкие гости были экипированы в легкомысленные футболки темно-синего цвета, то синтезовцы восседали в строгих черных концертных костюмах. А в саунде оркестра присутствовали строгий немецкий порядок и российская эмоциональная избыточность.
Биг-бенд Штайнхайма – порождение экономически процветающей и стабильной страны, где все упорядочено и давным-давно налажено. «Синтез» – продукт российской нестабильности, неуверенности и бедности. Сам факт существования такого оркестра в неустроенной стране – чудо. Немецкие музыканты во втором отделении сидели в трех рядах от меня. Даже по их спинам можно было почувствовать внимание и интерес к каждой фразе музыкантов «Синтеза», продемонстрировавших безупречный баланс звучания и отточенную сыгранность. Это был мастер-класс! Лично для меня стала откровением игра тенор-саксофониста «Синтеза» Сергея Баулина, тонкого музыканта с врожденным даром импровизатора. Не удивлюсь, если вскоре Баулин пересядет за пульт московского или западного оркестра.
Заключительная часть концерта была посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося американского музыканта Гленна Миллера. Гленн Миллер – давно уже не имя, а всемирное «эсперанто» джаза, вечнозеленая мелодия всех времен и народов. Так что в ДК химиков состоялось не «совместное исполнение» двух оркестров, а откровенное братание музыкантов в духе заветов великого Шиллера «обнимитесь, миллионы!», увлекшее за собой всех и вся. Немца чешских корней Бехоунека, архангелогородца Василевского, чувашей, армян, евреев, татар и бог весть еще каких сынов каких народов, присутствовавших в зале.
Я не был на других мероприятиях Дней Германии в Казани, но убежден, что самая лучшая, теплая и непринужденная атмосфера царила на рандеву таких непохожих оркестров из двух таких разных стран. И спасибо им за это!
Вахит Шарипов
«Вечерняя Казань», № 157 (2887), 22.09.2004