Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниNeunter Sonntag nach Trinitatis

Neunter Sonntag nach Trinitatis

В воскресенье 13 августа 2006 года в казанской лютеранской кирхе Св. Екатерины состоялось тридцать пятое в этом календарном году богослужение.

13 августа 2006 года является 260-м днём 2005/2006 церковного года (1-м днём тридцать восьмой недели текущего церковного года).

Losung (Bibelspruch) und Lehrtext für Sonntag, 13. August 2006:

Лозунг:

Но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну. Исаия 43:24-25

Mir hast du Arbeit gemacht mit deinen Sünden und hast mir Mühe gemacht mit deinen Missetaten. Ich, ich tilge deine Übertretungen um meinetwillen und Gedenke deiner Sünden nicht. Jesaja 43:24-25

Поучительный текст:

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Иоанн 13:35

Dabei wird jedermann erkennen, daß ihr meine Jünger seid, so ihr Liebe untereinander habt. Johannes 13:35

Нчт: Пс 69 / Ps 70

По календарю Евангелическо-лютеранской церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ, ELKRAS) это праздничный день – Девятое воскресенье после Tроицы (Neunter Sonntag nach Trinitatis).

Bibelspruch für Neunten Sonntag nach Trinitatis:

Denn welchem viel gegeben ist, bei dem wird man viel suchen; und welchem viel befohlen ist, von dem wird man viel fordern. (Lukas 12:48)

От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лука 12:48)

Литургический цвет – зелёный

Epistel: Philipper 3, 7-11 (12-14)
Evangelium: Matthäus 25, 14-30
Predigttext: Jeremia 1, 4-10
Psalm: 40, 9, 11-12 / Псалом: 39: 9, 11-12

Для лютеран 13 августа ещё и День памяти Флоренс Найтингейл († 1910).

* * *

АНГЕЛ МИЛОСЕРДИЯ (Флоренс Найтингейл)

Есть в человеческой истории люди-символы, чьи имена стали нарицательными и воплощают в себе высшее проявление тех или иных человеческих качеств – положительных или отрицательных. О таких людях помнят, на них стараются равняться (или, напротив, приводят всем в пример, как не надо себя вести), в их честь учреждают медали и проводят научные конференции по изучению их наследия. И в ряду таких символов, несомненно, стоит фигура Флоренс Найтингейл, которая первой из женщин получила в 1907 году из рук британского короля Георга V орден «За заслуги перед Отечеством».

Однако ее биография начиналась просто и незатейливо, как биография многих английских мисс из состоятельных семей. Её родители много путешествовали, и потому Флоренс родилась в прекрасной Флоренции, получив отсюда и своё имя. Это было 12 мая 1820 года. Состояние ее родителей позволяло и дальше проводить время в приятных путешествиях, попутно рожая детей. В конечном счёте, у Флоренс появилось ещё трое братьев и сестер, которых она по праву и обязанности старшего ребенка с удовольствием нянчила.

Но домашние обязанности не помешали девочке получить прекрасное образование – конечно же, домашнее, как и полагалось благовоспитанному ребенку из хорошей семьи. Казалось, что жизнь не очень хорошенькой, но все же миловидной и умненькой спокойной девушки уже расписана на годы вперёд по привычному сценарию.

Впервые появившись на светском рауте в блистательном Париже, она стала получать явное удовольствие от светской жизни, проводила много времени в салонах за танцами и разговорами, посещала магазины. Но одно потрясло её особенно: в большинстве парижских салонов к женщинам относились на равных, внимательно выслушивали их мнение и уважали за остроумные шутки, способные уколоть самых толстокожих мужчин.

Это радикально отличалось от консервативной чопорной Британии, куда, в конце концов, вернулась девушка, чтобы воссоединиться с семьёй. Однако восторг перед «свободными» французскими нравами тем не менее пока не вызывал обеспокоенности у её родителей. То, что девушка пока ещё не имеет кандидата в спутники жизни, вызывало гораздо большую озабоченность у близких. Флоренс уже вплотную приблизилась к тому возрасту, за которым неизбежно начинался статус «старой девы». Так что её общение с братом близкой подруги Мэриан Николсон пылко приветствовалось всеми родными и знакомыми. Тем более что Генри был от Флоренс без ума.

Уже готовилась свадьба и фактически официально было объявлено о помолвке, как всё вдруг рухнуло. Кипучая натура Флоренс просто не смогла смириться с перспективой всю жизнь быть привязанной к капризному безвольному человеку, которого, к тому же, она и не слишком любила. Могло показаться, что девушку отпугнул тот факт, что Генри был инвалидом, однако близко знавшие Флоренс уже тогда понимали, что любви и милосердия у неё хватит не на одного инвалида.

Она тяжело переживала произошедший разрыв – и не столько с Генри, сколько с его сестрой, которую просто обожала и долгие годы в своих воспоминания и письмах называла своим близким душевным другом. Да и родители были потрясены «эпатажным» поведением своей старшей дочери, которая разрывом помолвки опозорила их перед светским обществом. Поэтому они с радостью восприняли появление в жизни Флоренс «тётушки» – родной сестры её отца Мэй Смит, которая стала её верным другом на всю оставшуюся жизнь.

Родители надеялись, что кроткая и смирная Мэй, которая мечтала только о спокойной семейной жизни, любящем муже и детях, может привить свои взгляды и Флоренс. Однако все сложилось несколько иначе. Молодые женщины, которые в тогдашней Англии были в принципе лишены возможности заниматься хоть какой-то профессиональной деятельностью, тем не менее, могли участвовать в благотворительных акциях. Во время одной из них Флоренс попала в приют для больных бедняков на одной из рабочих окраин и была потрясена увиденным.

Это перевернуло всю её жизнь. Флоренс заявила родителям, что хотела бы обучиться профессии медсестры и для этого поступить в больницу сиделкой. Вся благовоспитанная родня девушки была потрясена, с матерью случился сердечный приступ, а отец изгнал её из дома и лишил наследства. Над ними смеялся весь высший свет британской столицы – у Найтингейлов чудачка-дочь работает сиделкой в больнице для неимущих!
Но у Флоренс оказалась железная воля, и она упорна шла по выбранному пути. За три года она освоила все навыки профессиональной медсестры и внесла в её деятельность много нового. До Флоренс медсёстры не были как таковыми медицинскими работниками. Это были малопочтенные, часто спившиеся и отовсюду изгнанные женщины, которые не имели никаких знаний ни об анатомии, ни о правилах гигиены.

Флоренс Найтингейл разработала собственный метод, который был максимально прост и максимально эффективен: чистота, свежий воздух, хороший уход, режим питания. И всё это начало творить настоящие чудеса. Методикой Флоренс (а затем и самой девушкой) заинтересовался даже один из известных врачей. Он заботливо ухаживал за ней, внимательно выслушивал все её рассуждения и, в конце концов, сделал предложение, поставив, правда, одно непреклонное условие – бросить «все эти непристойные увлечения» после свадьбы. Естественно, свадьба так и не состоялась, а Флоренс окончательно поняла, что спокойная семейная жизнь не для неё.

Она пыталась найти применение своей методике во многих медицинских учреждениях, но далеко не везде были готовы пойти ей навстречу. Лишь во Франции, в католической общине имени Винсента де Поля, она наконец-то встретила понимание. В тех палатах, где использовалась методика Флоренс, смертность больных уменьшилась в два раза. Наконец-то её правоту признали и в родной Англии: узнав об её успехах, покровители медицинского учреждения для обедневших дворянок предложили возглавить его.

Флоренс Найтингейл снова стала в Англии уважаемым человеком, членом разнообразных благотворительных комитетов, признанным специалистом в своей сфере. Но необходимость тратить драгоценное время на светские обязанности угнетала её. Все изменилось в 1854 году с началом Крымской войны, в которую ввязались англичане. К Флоренс обратился лично военный министр Сидней Герберт, который рассказал, что на фронте умирают сотнями раненые солдаты.

Флоренс собрала отряд женщин-добровольцев, среди которых было много католических монахинь из общины, когда-то давшей ей приют, и отправилась на фронт. Под её попечение попал главный британский госпиталь под Константинополем. Прибыв туда, женщины были потрясены царившей в госпитале антисанитарией, отсутствием необходимых мер гигиены и истощением раненых. За несколько месяцев Флоренс и её команде удалось только в помощью надлежащего ухода и соблюдения правил гигиены снизить смертность раненых с 60-ти процентов до 5-ти.
В Англию она вернулась национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда, как добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными. Однако бесконечная работа подорвала её здоровье, в 1859 году она перенесла инсульт, который сделал её инвалидом. При этом выходила её верная подруга Мэй Смит.

Правда, некоторые биографы считают, что Флоренс специально несколько преувеличивала серьёзность своей болезни, чтобы иметь предлог отказаться от некоторых утомительных и ненужных светских обязанностей.

За время своей долгой и насыщенной жизни Флоренс Найтингейл успела написать несколько книг по методике сестринского ухода, которые стали классикой; побывала в Индии, где также разработала особую гигиеническую методику; стала главным экспертом комиссии по санитарному состоянию английских военных лазаретов. Её личная жизнь осталась для потомков загадкой, поскольку перед смертью она уничтожила все свои личные письма и дневники.

В 1910 году она умерла в весьма почтенном возрасте и была похоронена на скромном сельском кладбище, заранее отказавшись от того, чтобы её похоронам был придан статус национального траура. На могильном камне нет её титулов и званий – лишь фамилия и даты жизни. А настоящим памятником в её честь стал учреждённый в 1912 году специальный орден, который вручается за выдающиеся деяния в сестринском деле. И до сих пор во всем мире меньше тысячи человек награждены этой медалью, в том числе 46 человек – в бывшем СССР.

* * *

В воскресенье 13 августа 2006 года в казанской лютеранской кирхе Св. Екатерины состоялось тридцать пятое в этом календарном году и 41-е в текущем 2005/2006 церковном году богослужение с участием 69 прихожан, включая 36 российских немцев и членов их семей.

Богослужение началось в 10:00. Литургию провела проповедница Вера Яковлевна Музафарова (Ильчер). Тема сегодняшней проповеди: «Призыв Иеремии» («Jeremias Berufung»). Опорные стихи Библии при составлении проповеди: с 4-го стиха по 10-й 1-й главы Книги Иеремии. С проповедью выступил в этот день волгоградский гость (вскоре навсегда уезжающий в Германию), пастор и пробст Дитрих Хальман.

Музыкальное служение в этот день осуществлялось камерным оркестром духовной музыки «Wiedergeburt» и вокальной группой «Freude».

По окончании богослужения они дали концерт, посвящённый приезду в наш город и нашу общину лютеранского пастора и пробста из Волгограда Дитриха Хальмана.

По завершении последовавшего затем чаепития (диаконическое служение в буфете взяли на себя в это воскресенье И. Н. Артемьева и Н. И. Щёлкова (Адам)) была организована специальная экскурсия по городу с осмотром достопримечательностей Казани (включая Кремль), в которой принял участие пробст Хальман и все желающие.

Кроме того, в рамках общего визита Дитриха Хальмана в Казань (с 11 по 15 августа) высокому гостю были показаны сокровища Национального Музея РТ, старинные храмы острова Свияжский и многое другое.
Сумма собранных во время богослужения пожертвований (Spenden) составила 830 рублей.

* * *

Сегодня, 13 августа 2006 года, в нашей стране отмечается День строителя..Впервые День строителя отметили в СССР 12 августа 1956 года. 6 сентября 1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя». Лаконичность Указа Президиума Верховного Совета СССР является доказательством того, что День строителя появился отнюдь не случайно, и что его появление как бы само собою разумелось.

Вот как его комментировали газеты:

«Новым проявлением заботы партии и правительства о строителях является принятое 23 августа 1955 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Это постановление со всей полнотой и ясностью анализирует состояние строительства, определяет дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела» («Строительная газета», 7 сентября 1955 г.).

«У нас, у строителей, большой день! Газеты и радио разнесли по всей стране сообщение о том, что партия и правительство приняли постановление о коренном улучшении строительного дела. Одновременно был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о ежегодном празднике — «Дне строителя».Чувство гордости за свою страну, за свою профессию и горячая благодарность партии и правительству за заботу о нас, строителях, наполнили наши сердца…».

День строителя отмечали 12 августа. В этот день газеты писали:

«Отмечаемый сегодня впервые День строителя отныне войдет в календарь как всенародный праздник», и это не было преувеличением. Сегодня трудно себе это представить, но в 1956 г. праздник строителей страна отмечала с немалым энтузиазмом, включая народные гулянья в парках культуры и отдыха. Почувствовать атмосферу тех дней позволяют опять же газетные отчеты:

«Москва отметила праздник строителей массовыми гуляньями, выставками, докладами и лекциями. Особенно многолюдно было в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Здесь состоялось собрание строителей Ленинского района столицы, которые соорудили архитектурный ансамбль здания МГУ, кварталы жилых домов на юго-западе столицы, стадион имени В. И. Ленина, где сейчас поднят флаг Спартакиады народов СССР. Строители района приняли решение – сдать к 20 декабря 210 тыс. кв. м жилой площади».

«В воскресенье Челябинский парк культуры и отдыха заполнили около сорока тысяч строителей. Здесь состоялся митинг…»

«Баку. Здесь состоялось торжественное заседание Бакинского городского Совета депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, советских и общественных организаций, посвященное Дню строителя. На собрании присутствовала гостящая здесь парламентская делегация Уругвая…».

«Тбилиси. В столице Грузии 11 и 12 августа проходили народные гулянья, посвященные Дню строителя. Тысячи трудящихся посетили открывшуюся в Центральном парке культуры и отдыха имени Орджоникидзе Постоянную строительную выставку. Она развернута по новому тематическому плану. Основная идея выставки — показ элементов сборного железобетона, крупноблочного строительства и передовых индустриальных методов строительно-монтажных работ».

Любопытно, что многие традиции, заложенные на заре празднования Дня строителя, дошли и до наших дней: и награды к празднику, и торжественные заседания с участием представителей властных структур, и просто застолья, о которых пресса тех лет не упоминает, но которые, без сомнения, имели место быть. Вот только специализированные выставки ныне больше не приурочивают к Дню строителя. И, может быть, зря…

* * *

12 августа в нашей стране отмечается и Всероссийский День Физкультурника. Большинство же праздничных мероприятий в этом году пришлось, конечно же, на воскресный день 13 августа.

В. Г. Диц

Добавить комментарий