Home АналитикаПочетный гражданин «второго отечества»

Почетный гражданин «второго отечества»

Фукс оставил глубокий след в истории Казани и Казанского края, золотыми буквами вписав в неё своё имя.

При подготовке доклада авторы исходили из положения, что содержание темы, внесенной для обсуждения настоящей научно – практической конференции далеко выходит за рамки описания жизненного пути и изучения наследства оставленного нам почетным казанцем Карлом Федоровичем Фуксом. Его жизнь, общественная и практическая деятельность, известность в широких кругах германской, татарской и русской общин города является лишь ярким подтверждением складывающихся уже тогда традиций конструктивного диалога между представителями различных национальностей и вероисповеданий.

Выступая на Всероссийской научно-практической конференции «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность», посвященной 450-летию Казанской епархии Русской Православной церкви, Председатель Государственного Совета Республики Татарстана, секретарь политического совета Татарстанского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Фарид Хайруллович Мухаметшин отметил: «именно в Татарстане действуют принципы межэтнической толерантности и веротерпимости, а уважение к другим национальностям, желание жить в мире и согласии, благожелательный настрой – черты, издавна присущие народу республики» [1].

Действительно, Татарстан – это особое этнокультурное пространство, основанное на принципах толерантности и межконфессионального партнерства. Культурное и этническое многообразие, характерное для нашего края, издавна способствовало становлению созидательного мировоззрения. Мы считаем, что у представителей основных этнических общин Татарстана многие элементы культуры универсальны и различаются лишь по форме, а специфические элементы, например, религиозные праздники мирно уживаются и не вызывают взаимного неприятия [2]. Исторически сложилось, что укреплению сплоченности и взаимопонимания способствует участие в совместном проведении народных праздников таких, как «Сабантуй», «Навруз», «Корбан-байрам», «Масленица», «Новый год» и других. Совершенно очевидно, что культурные границы у народов, проживающих в Татарстане, достаточно прозрачны, с чем по данным этносоциологических опросов, соотносится низкий уровень межэтнической напряженности.

В этой связи, особое практическое значение имеет изучение истории родного края, которое помогает каждому из нас, углубляя знания по отечественной истории, лучше ориентироваться в проблемах исторического, культурного, межнационального развития республики. Казань для многих людей, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности была и остается эталоном межрелигиозного и межэтнического согласия.

На это обратил внимание участников торжественного собрания, посвященного 1000-летию Казани, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, который сказал: «Казань – это действительно то место, где веками создавался неповторимый сплав языков, традиций, обычаев и культур народов». На этом пространстве проживало целое множество поволжских народов России. И здесь, как в своеобразной «этноконфессиональной лаборатории», в течении многих веков формировались и вызревали традиции жизни значительной по своим размерам территории» [3].

Яркий след в истории Казани оставил художник, писатель и краевед Эдуард Петрович Турнерелли (1813 г.р.). Он родился в Лондоне, закончил привилегированный колледж Карлов в Ирландии. В Петербургском университете получил звание учителя английского и латинского языков, а в 1837 году по приглашению попечителя Казанского учебного округа М. Н. Мусина-Пушкина приступил к преподаванию английского языка в Казанском университете. Город поразил воображение молодого преподавателя. В его записках мы находим следующее описание. «Город Казань единственный в мире, который обладает университетом, где соединяются в таком большом числе персы, монголы, турки, татары, армяне и прочие. Студенты, изучающие восточные языки, благодаря такому скоплению народностей, имеют то преимущество, что они все равно, что изучают язык какого-либо народа в его собственной стране. Студент постоянно имеет возможность упражняться практически, он ежедневно может посещать восточных представителей, он их встречает каждую минуту на улице, на прогулках… Вот, конечно, преимущества, чтобы изучать восточные языки, каковых никакой другой город в Европе не мог бы предложить…» [4].

Подтверждение этому мы находим и в высказываниях других ученых и исследователей, которых с образованием в 1804 г. университета, Казань, притягивала к себе как магнит. Представители разных национальностей и вероисповеданий вносили значительный вклад не только в науку, но и способствовали становлению межэтнического согласия в Казанской губернии и всего Поволжья. Для таких ученых, как Фукс, Эверсман, Готвальд, Казань стала второй родиной. Однако, следует подчеркнуть, что процесс адаптации и культурной ассимиляции, для некоторых иностранных профессоров был сопряжен с определенными сложностями. Это и ментальные особенности, и уровень образования, и сложность восприятия окружающей действительности. Многие из них не нашли подходящей среды для применения своих знаний. Одни, активно печатающиеся в Германии, после переезда в Россию, не опубликовали ни одной работы. Другим помешали языковой барьер или недостаток знаний. Часть ученых покинули Россию после 1817 г., когда объединенное Министерство духовных дел и народного просвещения России возглавил А.Н. Голицын [5].

Историк Николай Никитич Булич констатировал: «Немецкие профессора Казанского университета, особенно в первые годы его существования, стояли несравненно выше и в умственном, и в нравственном отношении, своих русских сотоварищей». Будучи интеллигентными, по воспитанию и вкусам, это сообщество составляло тогда особый мир, не смешиваясь с русскими коллегами. Речь идет не о национальной вражде, а о несходстве интересов и разной «высоте планок». Тем более, что здешняя повседневная жизнь и порядки были им чужды [6].

На этом фоне лишь Карл Фукс проявлял страстное желание овладеть языком, породниться с окружающей средой.

Карл Фёдорович Фукс, даже при самом скромном анализе его жизнедеятельности, предстаёт приятнейшим человеком для всех лично знавших его, широко известным в городе и далеко за его пределам врачом, одним из первых и лучших краеведов Волго-Камья, учёным путешественником, натуралистом, языковедом, антропологом, нумизматом, археологом, этнографом, историком, журналистом, писателем, посвятившим своему «второму отечеству» (выражение самого К. Фукса) 46 лет своей изумительно деятельной и любвеобильной жизни.

Фукс оставил глубокий след в истории Казани и Казанского края, золотыми буквами вписав в неё своё имя. Его дом, находившийся на стыке русской и татарской частей города, на протяжении трех десятилетий ХIХ века служил центром общественно-культурной жизни Казани.

Наполненный уникальными коллекциями, хранивший прекрасную библиотеку, дом был притягательным местом и для мастистых ученых, и для творческой молодежи. В этом доме побывали не только знаменитые русские поэты Василий Жуковский, Евгений Боратынский и Александр Пушкин, но и финский языковед и этнограф Матиас Александр Кастерн, прусский чиновник и экономист барон Август Гаксгаузен и многие другие [7]. (К сожалению, в настоящее время дом Фукса, некогда являвшийся одним из престижных памятников истории и архитектуры нашего города, оказался на грани разрушения, дом буквально рассыпается от ветхости).

Традиции толерантности и благодарного отношения ко «второму отечеству», заложенные Карлом Федоровичем Фуксом, были продолжены и в других поколениях казанцев. Известный юрист, замечательный ученый Габриэль Феликсович Шершеневич, родившийся в Киевской губернии, – поляк по национальности, католик по вероисповеданию – в 1906 г. был избран депутатом от Казани в Первую Государственную Думу [8].

Профессор Шершеневич стал первым делегатом «столицы толерантности» в Российской Думе.

Невозможно перечислить всех тех, для кого наш город и наша республика становились «вторым отечеством», домом, где они трудились и творили на благо будущих поколений.

Среди современных политиков и ученых – как отечественных, так и зарубежных, все большее распространение получает мнение, что Татарстан, имея опыт длительного мирного сосуществования различных религий и этносов, может стать моделью диалога цивилизаций. «В условиях озабоченности всех нас проявлениями терроризма и межцивилизационных столкновений такой опыт сейчас востребован во всем мире», подчеркивал Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев [9].

Можно с уверенность сказать, что жители республики вступившие во Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» всемерно осознают свою долю ответственности за сохранение бесценного исторического опыта межэтнической толерантности, доминирующего сегодня в Татарстане, стремятся объединять усилия со всеми здоровыми силами общества для его приумножения и укрепления.

Аржаков В.В. – начальник отдела партийного строительства,
Шестериков И.А. – ведущий специалист отдела партийного строительства,
Исполнительный комитет Татарстанского регионального отделения
Всероссийской политической партии «Единая Россия»

Приложение:

1. Всероссийская научно-практическая конференция «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность»: http://tatar.com.ru/tatnewsarch/2005072509.php?l=e

2. Историческая наука в Казанском университете: Материалы научно-практической конференции. Казань 3-4 декабря 1999 г.: Тезисы докладов – Казань, 2000

3. Выступление Президента РФ В. Путина на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани: http://gazeta.etatar.ru/news/view/20/14703

4. К сожалению, книги Э.П. Турнерелли на русском языке не издавались и единственным исключением стали главы о Булгарах из книги «Россия на границе с Азией», опубликованные в одном из приложений к журналу «Деятель» в начале ХХ века:
http://www.vipkazan.ru/reviews/history/?id=355

5. Немецкие ученые – профессора Казанского университета – Казань, 2004

6. Историческая наука в Казанском университете: Материалы научно-практической конференции. Казань 3-4 декабря 1999 г.: Тезисы докладов – Казань, 2000

7. Карл Фукс в памяти благодарных потомков.

8. Усманова Д.М. Профессора и выпускники Казанского университета в Думе и Госсовете России, 1906-1917. Казань, 2002.

9. Выступление Президента РТ М. Шаймиева ко всем собравшимся на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани: http://gazeta.etatar.ru/news/print/14702

Добавить комментарий