Home АналитикаКарл Фукс в контексте современности, или Анатомия любви

Карл Фукс в контексте современности, или Анатомия любви

Мало о ком и через 50 лет после смерти скажут тёплые слова и произнесут памятные речи. Для этого нужно заслужить глубокую любовь народа.

Казанский государственный университет
Вторые Фуксовские чтения 24 октября 2007 года

Доклад В. Г. Дица
«Карл Фукс в контексте современности, или Анатомия любви»

О многих из сидящих в зале в день их земной кончины, или в день похорон, скажут над надгробьем много тёплых слов, произнесут памятные речи. Но мало о ком через 50 лет после их смерти произнесут подобное вновь. Для этого нужно заслужить глубокую любовь народа.

Именно таким человеком, глубоко запавшим в души казанцев (причём независимо от их национальности, вероисповедания и социального положения), стал уроженец далёкого Херборна немец Карл Фукс (с благоприобретённым на новой родине отчеством Фёдорович), отдавший последние 40 лет своей жизни нашему городу и его жителям. Скончался он 24 апреля 1846 года, на 70-ом году жизни. Однако и через 50 лет память об этом замечательном человеке была не только не утрачена, но и официально увековечена. Это было сделано – по настоянию благодарных горожан – казанской семигласной городской думой 24 апреля 1896 года.

Прежде чем рассказать о том, как же чтут и помнят благодарные потомки память об этом человеке, хорошо ли, плохо ли, поскольку вовсе не всегда и не во всём мы оказались благодарны, я хочу упомянуть о последних днях его жизни и первых днях после смерти.

Последнее четырехлетие жизни Фукса было для него тяжёлым. В 1842 году Карл Фёдорович получает паралич руки и ноги, и он уже не может быть столь активным, как прежде, в своих хлопотах и помыслах. Но и в эти годы нередко можно было увидеть почтенного ветерана на врачебных консультациях, в передней его дома среди по-прежнему многочисленных пациентов. В начале апреля 1846 года его одолевают приступы удушья, хотя он по-прежнему сохраняет обычные весёлость и любезность в обращении. Во время последнего приступа 24 апреля в 3 часа по полуночи Карл Фукс тихо скончался.

26 апреля, около двух часов по полудни, при многочисленном стечении народа тело добродетельного старца понесли в Лютеранскую церковь. В скобках: (Она и сейчас расположена и, подчеркну, работает на том же самом месте, её адрес изменился лишь формально, и именно в этом здании работает также наш Немецкий Дом.). Процессию сопровождали губернатор, руководство университета, а также учащиеся, купцы, ремесленники и множество татар. Очевидцы рассказывали, что масса народа и экипажей была так велика, что, когда катафалк уже подъезжал к лютеранской кирхе, хвост процессии ещё не пересёк Проломную (ныне Баумана) улицу. Не только на улице, но и в окнах домов, на заборах и крышах видны были люди, следившие за похоронами. Особое же внимание привлекали густые толпы татар, которые шли без шапок.

Отпевание продолжалось около двух часов. Лютеранская кирха наполнилась донельзя. Сотни людей стояли вне храма, в твёрдом намерении проводить тело покойного до могилы. Затем печальная процессия двинулась к Арскому полю. При пронесении бренных останков по улице не было ни одного дома, в котором бы не знали, кого хоронят. Одни из жителей выбегали навстречу покойному, другие присоединялись к процессии, третьи напутствовали его тёплыми молитвами.

Полюбившийся казанцам и запавший им в души сын далёкого Херборна был похоронен на лютеранском кладбище на Арском поле. И доныне, уже 17-й год подряд, члены Казанского немецкого общества имени Карла Фукса по несколько раз за лето выходят на это кладбище и – по принципу коммунистических субботников – убирают его, в итоге переместив на городскую свалку много грузовиков с мусором.

Итак, приведу выписку из протокола заседания казанской городской думы от 24 апреля 1896 года N 6:

II. Городской Голова, охарактеризовав научную, педагогическую и общественную деятельность умершего ровно 50 лет назад профессора Казанского университета Карла Фёдоровича Фукса и выяснив важное значение этой деятельности для развития г. Казани, предложил почтить память покойного. Г. г. гласные почтили память К. Ф. Фукса вставаньем; затем Дума, по предложению Городского Головы, постановила:

а.) в память покойного Профессора К. Ф. Фукса переименовать Поперечно-Тихвинскую улицу в улицу Фуксову, о чём возбудить надлежащее ходатайство,

б.) поручить Управе привести в порядок пришедший в ветхое состояние памятник на могиле К. Ф. Фукса, обнести его решёткой и впредь содержать этот памятник в исправности на счёт города и

в.) поручить Управе развести по высокому берегу р. Казанки, около Поперечно-Красной улицы, сад и возбудить ходатайство о присвоении ему наименования «Фуксовский». На реставрацию памятника и на разведение сада ассигновать 600 руб., поручив Управе внести эту сумму в дополнительную смету 1896 года.

НА РТ, ф. 98, оп. 3, ед. хр. 2179

Приведу также текст письма казанского губернатора городскому голове от 18 декабря 1896 года:

Государь Император, по всеподданейшему докладу Министерства Внутренних Дел, в 23 день ноября сего года Высочайше соизволил, согласно ходатайству Казанской Городской Думы, присвоить Поперечно-Тихвинской улице и устраиваемому Саду в г. Казани наименования: «Фуксова улица» и «Фуксовский сад», в увековечение имени покойного профессора Казанского университета во внимание к его научной, педагогической и общественной деятельности.

О таком Высочайшем повелении, сообщенном мне Министерством Внутренних Дел от 10 сего Декабря за № 1552, имею честь уведомить Ваше Превосходительство в ответ на представление № 5505, для зависящих распоряжений.

НА РТ, ф. 98, оп. 3, д. 2213

Все решения городской думы Казани 1896 года были претворены в жизнь. На могиле Карла Фукса был поставлен памятник – небольшая четырёхугольная плита, на которой возвышался цилиндрический каменный столб в виде подрубленного дерева. Надпись гласила: «Здесь погребено тело Карла Фёдоровича Фукса, скончавшегося 24 апреля 1846 года». 11 мая 1896 года близ исторического центра Казани на высоком берегу Казанки (на Козьем бугре) был заложен Фуксовский сад.

При увековечении памяти Фукса через пятьдесят лет после его смерти городские власти вступили в контакт с его потомками. В архивах этого периода найдены разрозненные сведения о внуках Фукса – Е. Д. Кошляковой, А. Д. и З. Д. Брылкиных. Сохранилась также переписка Казанского городского головы С. В. Дьяченко с внуками Фукса по поводу празднования юбилея учёного и о назначении его внучке Зинаиде Брылкиной пособия.

* * *

Прошло ещё сто бурных лет новейшей истории. Почти затерялась могила Фукса на лютеранском кладбище Казани, Фуксова улица давно сменила своё название и обстоятельства складывались так, что даже Фуксовский сад вскоре мог быть переименован. И кому-то предстояло переломить четко наметившуюся тенденцию забвения памяти замечательного человека.

На волне перестройки в СССР в рамках общины российских немцев Казани на учредительном собрании 5 марта 1991 года было образовано первое этническое объединение немцев города – Казанское общество немецкой культуры. Параллельно была воссоздана и организационная структура немцев-лютеран Казани. Казанское общество немецкой культуры 4 июня 1993 года было преобразовано в Казанское немецкое общество имени Карла Фукса, официально зарегистрированное властными структурами 1 июля 1993 года.

Усилиями общины российских немцев Казани (Казанским немецким обществом имени Карла Фукса) и было возрождено в нашем городе внимание к его великому гражданину Карлу Фуксу. После наших двухлетних настойчивых обращений (мы начали эту работу ещё в 1994 году) к руководству города и республики его память была сто лет спустя вторично увековечена.

Приводим выписку из Распоряжения Главы администрации г. Казани от 17 июня 1996 года об увековечении памяти Карла Фукса:

В 1806-1846 гг. в г. Казани жил и работал Карл Фукс – учёный-естествоиспытатель, медик и этнограф, широко известный своими трудами об истории и жизни казанских татар.

Отмечая его большой вклад в науку в связи с 220-летием со дня его рождения (18.09.1996 г.) и 150-летием со дня смерти (24.04.1996 г.), а также учитывая предложения Управления культуры администрации г. Казани, Казанского немецкого общества имени Карла Фукса и Казанского Государственного университета об увековечении памяти выдающегося ученого:

1. Комиссии по топонимике при администрации г. Казани (Хуснутдинов Н. К.) рассмотреть вопросы и подготовить необходимые документы:
1.1. Об официальном наименовании сквера между улицами Жуковского и Малой Красной именем Карла Фукса, о сооружении памятника Карлу Фуксу в сквере;
1.2. О переименовании одной из улиц в г. Казани именем Карла Фукса.

2. Управлению культуры администрации г. Казани (Тухватуллин Р. Г.):
2.1. Выступить заказчиком по сооружению памятника Карлу Фуксу;
2.2. До 01.09.97 г. изготовить и установить мемориальную доску на доме № 5/58 по улице Галиасгара Камала со следующим текстом на татарском, русском и немецком языках:

«Бу йортта 1831-1846 елларда Казаннын хормэтле гражданы, галим, табиб hэм этнограф Карл Фукс яшэде hэм ижат итте»
«В этом доме жил и творил в 1831-1846 гг. почётный гражданин Казани, ученый, врач и этнограф Карл Фукс»
«Hier lebte und wirkte in den Jahren 1831-1846 Karl Fuchs – Ehrenbürger der Stadt Kasan, Gelehrter, Arzt und Ethnographe»

К. Исхаков

Следует отметить, что почти четыре месяца спустя, 9 октября 1996 года, Кабинетом Министров Республики Татарстан было также принято Постановление № 870 «Об увековечении памяти Карла Фукса», в урезанном виде дублирующее подобное постановление Главы администрации г. Казани.

Эти Постановления – Главы администрации Казани и Кабинета Министров РТ – были претворены в жизнь. Фуксовскому саду было подтверждено его официальное наименование, и он был расширен и облагорожен. А 11 декабря 1996 года – день в день по новому стилю с момента подписания высочайшего императорского Указа об увековечении памяти Карла Фукса в названиях сквера и улицы в Казани в 1896 году – в саду был установлен великолепный бронзовый памятник Карлу Фуксу (авторы памятника – московские скульпторы Андрей Балашов и Игорь Козлов). К этому дню на старинном немецком (лютеранском) кладбище на Арском поле, невдалеке от его истинной могилы, была установлена стела с бронзовым медальоном и надписью «KARL FUCHS 1776 – 1846», а одна из центральных улиц города – улица Городецкого – была переименована в улицу К. Фукса.

В преддверии этих знаменательных событий в Актовом зале Казанского университета 15-16 октября 1996 года были проведены юбилейные «Фуксовские чтения», приуроченные к 220-летию со дня рождения и 150-летию со дня смерти знаменитого уроженца Херборна, где наряду с казанскими учёными выступил с содержательным докладом специально приехавший из Германии доктор истории медицины, профессор Марбургского университета Армин Гойс. В Музее истории КГУ в эти дни работала также выставка архивных и музейных экспонатов, посвящённая жизни Карла Фукса. Тогда же – 15 октября 1996 года – на доме № 5/58 по улице Галиасгара Камала, где Фукс жил и творил в 1815-1846 годах, была установлена изготовленная казанским скульптором Александром Кисловым по проекту и на средства Казанского немецкого общества имени Карла Фукса мемориальная доска (впервые в истории – на этих трёх языках: немецком, татарском и русском). Казанским немецким обществом имени Карла Фукса была также выпущена к 11 декабря 1996 года по материалам докладов вышеназванной конференции («Первые фуксовские чтения») специальная брошюра «Памяти профессора К. Ф. Фукса» (составитель и редактор А. В. Гарзавина). Эта брошюра – первая из серии книг «Немцы и Казань». В 2005 году Немецким Домом Республики Татарстан в сотрудничестве с краеведами А. В. Гарзавиной и И. А. Новицкой подготовлена к печати и издана ещё одна книга этой серии под названием «Немецкие учёные – профессора Казанского уни¬верситета».

В праздничный день 11 декабря 1996 года были гостями города и республики и приняли участие в торжествах посол Федеративной Республики Германия в Москве д-р Эрнст-Йорг фон Штуднитц и вице-спикер верхней палаты российского парламента Василий Николаевич Лихачёв. При большом стечении народа, в цветистых сполохах фейерверков, памятник выдающемуся культуртрегеру Карлу Фуксу открыли вышеуказанные высокие гости совместно с Президентом Республики Татарстан Минтимером Шариповичем Шаймиевым, Главой администрации г. Казани Камилем Шамильевичем Исхаковым, Епископом Евангелическо-лютеранской церкви Европейской России Зигфридом Шпрингером, а также представителями нижнесаксонского города-побратима Брауншвейга и другими уважаемыми людьми. Этот день надолго останется в памяти не только немцев Казани, но и всех жителей города.

* * *

Носящей имя Фукса общественной организацией немцев Казани за эти годы было сделано немало хорошего в сфере полнообъёмного возрождения этнокультурной жизни немецкой общины и укрепления связей с различными германскими землями, городами, организациями, учреждениями и рядовыми гражданами страны – первой родины Фукса.

Интересны результаты обратного влияния второй родины Фукса на его первую родину, конкретно – Казани на Херборн. Конечно же, до 1996 года никакой информацией о своём земляке ¬– знаменитом для казанцев, но отнюдь не для херборнцев – последние не обладали. Имя Карла Фукса им не говорило ни о чём. Но дошедшая до них информация об увековечении памяти их земляка в далёкой Казани херборнцев впечатлила. А после визитов в этот город и выступлений перед общественностью Херборна наших посланников они решились даже на создание в этом городе специального ботанического сада (точнее, сада лекарственных растений). И этот сад был также назван именем Фукса.

Вот и сейчас новый бургомистр Херборна Ханс Беннер направил в адрес участников нашей конференции приветственное послание, оно скоро до нас дойдёт. И направляемый нам немецкоязычный доклад херборнского архивариуса Рюдигера Штёркеля мы опубликуем в сборнике докладов этой конференции.

Несколько слов о роли немцев-культуртрегеров в истории становления, укрепления и развития государства Российского. На протяжении большей части самого славного двухсотлетия российской истории (XVIII-XIX вв.) эти процессы проходили в значительной степени с активнейшим, и порой решающим, участием немцев, которые вызывались и приглашались в нашу страну. Не случайно содержание и историческое происхождение слова «культуртрегер» не вызывают вопросов у подавляющего большинства представителей российской интеллигенции, они понимают, что за этим стоит. Немцы принесли в тогдашнюю жизнь России практически все новые профессии. Поэтому их исторический вклад во многие сферы российской жизни переоценить просто невозможно. К плеяде этих людей принадлежал и Карл Фукс.

С ряда трибун и в ряде своих статей, опираясь на непредвзятый анализ российской истории, я не раз говорил следующее: «Для становления, укрепления и развития государства российского немцы сделали неизмеримо больше, чем все остальные народы России, вместе взятые (конечно же, сам русский народ выводится при этом за скобки данного суждения)». Это утверждение относится в первую очередь к тому самому вышеупомянутому двухсотлетию российской истории, когда Россия испытала бурный рост и развитие во всех направлениях и во всех отношениях в результате синергетического эффекта, возникшего на стыке культуртрегерства многочисленных приглашаемых в Россию немцев и пассионарности самого русского этноса. Пассионарии жадно вбирали в себя и употребляли в реальной жизни всё новое, что привносило присутствие в России немцев, явившихся пионерами всех прогрессивных начинаний и направлений российского искусства, науки, политики, хозяйственной жизни. Немцы европеизировали и осовременивали Россию.
Только два российских правителя остались в истории с титулом «Великий» – Пётр I Великий и Екатерина II Великая. Но почему именно и только они? А потому что Пётр дружил с немцами, а Екатерина сама была немкой.

Но вернёмся к нашему Фуксу.

Кто создал первый в Казани ботанический сад, причём во дворе этого здания, где проходят Вторые Фуксовские чтения? Карл Фукс. Поэтому любой другой ботанический сад в этом городе будет в любом случае продолжением дела Фукса. И потому вряд ли стоить полагать, что, назвав Казанский зооботсад именем Карла Фукса, мы можем совершить какую-то историческую ошибку. Всё дело лишь в нашем желании и нашей воле. Вношу на ваш суд, дорогие участники этой конференции, своё предложение присвоить имя Фукса городскому зооботаническому саду, обратившись с этим вопросом в топонимическую комиссию и – за поддержкой – к властям города и республики.

Далее. Не позор ли для нашего города сохранять в абсолютно неприглядном виде дом на улице Московской, в котором жил весь последний период своей жизни человек, конференцию о роли которого в нашей истории мы сейчас проводим? Под моим непосредственным руководством под лозунгами немедленной реставрации Дома Фукса за счёт городского и республиканского бюджетов проводились у этого Дома митинги, пикетирование, сбор подписей, но воз и ныне там. Многими из здесь присутствующих подписывались различные обращения в адрес наших властных структур, но искомый прогресс пока не виден. А ведь в стране, да и в нашей республике, сейчас столько денег, что их с лихвой хватит на реставрацию множества исторических строений, подобных Дому Фукса. Но капля точит камень. Предлагаю не опускать рук и принять от имени нашей конференции обращение к руководству города о реконструкции с помощью бюджетных средств Дома Фукса.

И, наконец, последнее моё предложение. Летом текущего года вандалами выломана и украдена (очевидно, для сдачи в металлолом) рука у бронзовой скульптуры Карла Фукса в сквере его имени. Городские власти до сих пор не удосужились изыскать несколько десятков тысяч рублей для ремонта памятника. Предлагаю начать сбор средств частных лиц для этой цели. Это неплохой повод для казанцев подтвердить своё уважение к великому гражданину города – одному из первых ректоров Казанского университета, первому этнографу в европейской науке, исследовавшему казанских татар, известному журналисту и нумизмату, учёному-естествоиспытателю, врачу, во многом предвосхитившему знаменитого Фёдора Гааза, Человеку с большой буквы, заслужившему искреннюю любовь современников и потомков.

В. Г. Диц

Добавить комментарий