Home АналитикаЕсть ли будущее у немцев в России?
Есть ли будущее у немцев в России?

Есть ли будущее у немцев в России?

Я покидаю отчий дом…
И в этот грустный час,
О Штраус,
Здесь в родном краю
Звучит прощальный вальс…
Но где б я ни был и когда,
В мелькании лет и дней,
Оставлю сердце навсегда
На родине моей.

Владимир Гердт

 

Заявленная тема весьма сложна, и ответить на неё однозначно не представляется возможным.

Обратимся к истории и покажем, какое значение для России имели Манифесты российской императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 и 22 июля 1963 годов «О приглашении иностранцев в Россию» для заселения земель «до сего ещё праздно пустующих». Императрица надеялась, и её чаяния оправдались, что колонисты сумеют «своим умельством, рукодельством, промыслами и разными незнаемыми в России машинами открыть русским подданным легчайшие и кратчайшие средства к обрабатыванию земель, к распространению домового скота, к разведению лесов, к употреблению с пользой всевозможных предложений, к заведению собственных фабрик, к употреблению всего крестьянского домоводства».

Колонисты внесли весомый вклад в развитие нашей страны в области сельского хозяйства, промышленности, образования, здравоохранения, науки и культуры – это великие учёные, путешественники, композиторы, артисты, врачи. Среди них и те, которые прибыли в Россию ещё ранее, в XVI – XVII веках. О них мы можем прочитать во многих Энциклопедиях, в том числе и в Энциклопедии немцев России.

В этом материале будет названо лишь ряд имён, прославивших, в первую очередь, Поволжье. Это депутат 1 Государственной думы России Яков Дитц, рукопись которого «История поволжских немцев-колонистов» долгие годы (1925-1997) не была опубликована. В так называемые «перестроечные годы», мною было предложено профессору И. Плеве, Международному Союзу немецкой Культуры (Москва) и Гёттингенскому Исследовательскому центру (Германия) в рамках совместного проекта с филиалом Государственного архива Саратовской области в г. Энгельсе, который в то время автор этих строк возглавляла, опубликовать уникальную рукопись. В 1997 году она вышла в издательстве «Готика» под редакцией проф. И. Плеве с небольшим предисловием его и Е. Ериной. С тех лет книга неоднократно переиздавалась и стала настольной не только для поволжских немцев.

Далее нельзя не назвать учёных-лингвистов профессоров Георгия Дингеса, Андрея (Андреаса) Дульзона и археолога Пауля Рау, создателей Центрального музея АССР НП, Августа Лонзингера и Иды Фрей, так же стоявших у истоков народного образования, в том числе и высшего, в Республике. Особая роль в становлении здравоохранения в национально-территориальном образовании принадлежала учёному, профессору Августу Зибенгару, главному врачу II городской больницы г. Энгельса, репрессированному в 1938 году, и известному хирургу Ф. Гергенредеру, высланному в Абакан в 1941 году, но и там поднявшему вместе с дочерью Эльзой, онкологом, хирургическую медицину на небывалую высоту. Мы не назвали ещё всемирно известного художника Якова Вебера, композитора Готфрида Шмидера, величайшего музыканта, композитора Альфреда Шнитке и не менее талантливого его родного брата Виктора, поэта, прозаика, журналиста и замечательного переводчика, ветеринарного врача Андрея Вогау, отца известного писателя Бориса Пильняка (Вогау). Не многим сегодня известен купец Давид Думлер, член Покровского биржевого комитета. Деятельность его компании «Давид Егорович Думлер и Н-ки» простиралась на весь огромный Новоузенский уезд. Фирма торговала зерном, ей принадлежали склады земледельческих машин и орудий, паровых и конных молотилок. Она поставляла в регион плуги-самоходы, пожарные трубы и центробежные насосы, нефтяные двигатели, приводные ремни. Компания имела «исключительное представительство в уезде для поставки автомобилей «Хапмобиль». Владея в Покровске паровым лесопильным заводом и лесными пристанями, фирма вела обширную торговлю строительным лесом и дровами. Один из домов Д. Думлера на одной из центральных улиц Энгельса (Коммунистической) будет вскоре отреставрирован известным меценатом Александром Камаевым, потомком поволжских немцев.

Хорошо известно в стране имя великого учёного Бориса Раушенбаха, выходца из Марксштадта (ныне г. Маркс) и общественного деятеля, родившегося в столице АССР НП Артура Карла, создателя Общества советских немцев «Видергебурт» и Центров немецкой культуры в городе и в сёлах Энгельсского района и многих, многих других.

Как целый народ верой и правдой служивший своей стране – России, СССР, стал заложником политики двух государств – Германии и СССР – это отдельная и хорошо изученная тема. Германия не могла простить Немецкой республике поддержку  германского пролетариата. Руководство СССР огульно обвинило всё немецкое население в предательстве и подвергло его выселению с родных мест:

«…Тогда в Москве написан был
Приказ жестокой силы:
Покинуть край, где сердцем жил,
Чтоб я навеки позабыл свой дом отцовский милый…»
(Фридрих Больгер).

Но не забудем, что были выселены не только немцы, но и чеченцы, ингуши, крымские татары.

Как трудилось немецкое население на спецпоселении: на заводах, в шахтах, на земле в нечеловеческих условиях, как пережили унижение, недоверие, работая день и ночь за колючей проволокой в так называемых трудовых колоннах, трудовых лагерях, об этом сейчас немало написано. Всё это они делали для победы над фашизмом, не сомневаясь, что после разгрома врага они возвратятся в родные пенаты. Не случилось.

В 1955 году после снятия режима спецпоселения, немцы начали движение за свою реабилитацию, за восстановление автономии. Не получив, как они считали, полной реабилитации, немцы бывшего СССР в 1990-е годы стали массово покидать Россию и бывшие республики. И если первых переселенцев Германия принимала и одаривала щедрыми льготами, обеспечивала рабочими местами, со временем всё стало меняться.

Германия, как и другие западные страны, становится другой. Не всех устраивает исламизация, изменение традиционных ценностей, перекосы в школьном образовании. В какой-то степени обижает наших бывших соотечественников и то, что в Германии их называют русскими. Существуют и ряд других проблем, среди которых и невозможность получить работу по специальности, приобретённой в нашей стране. Потому, как нам кажется, есть семьи, которые бы хотели возвратиться в Россию. И это, прежде всего, необходимо нашей стране – возвратить трудолюбивых, законопослушных, любящих порядок людей. Что же необходимо сделать для этого и для того, чтобы оставшиеся в России немцы не покидали нашу страну и связывали с ней своё будущее? Мы постараемся ответить на поставленные вопросы, обратившись к целому ряду информантов.

Так, доктор исторических наук, профессор Ольга Лиценбергер, совсем недавно покинувшая нашу страну и проживающая в Германии, обратилась к теме миграции в Германии. Она пишет, что Россия, являясь второй в мире страной по числу мигрантов после США, могла бы позаимствовать этот позитивный опыт. Автор считает, что в целом германская миграционная политика характеризуется значительной гибкостью нормативно-правовой базы, быстротой реагирования на изменяющуюся миграционную ситуацию, дифференцированным подходом к процессу интеграции различных групп мигрантов, разумным балансом между политикой по их приёму и интеграции, оказанием финансовой поддержки странам выхода мигрантов и получением экономической прибыли от интеграции иммигрантов. Она считает, что Германии удаётся решать проблемы возвращения на Родину этнических немцев и интеграции иных категорий мигрантов достаточно успешно, поэтому опыт данной страны мог бы быть полезным России, чтобы не только системно и продуманно вести репатриацию соотечественников, но и внести необходимые изменения в миграционную политику в целом. С учётом зарубежного опыта необходимо способствовать созданию и расширению видов государственной и негосударственной поддержки – специальных фондов, структур и программ, администрирующих интеграцию мигрантов. Ольге Лиценбергер представляется необходимым создать в системе юстиции или ФМС России институт уполномоченного по вопросам мигрантов (или соотечественников), который бы отстаивал права, свободы, интересы переселенцев, отслеживал правоприменительную практику. Она предлагает также обратить внимание на опыт ФРГ по созданию и финансированию деятельности интеграционных центров, а также наличие административной поддержки со стороны государства общественных организаций, активно участвующих в проведении интеграционной политики (оплата труда персонала, коммунальных услуг, предоставления помещений). Многие информанты поддерживают мысли О. Лиценбергер, что необходима определённая программа Правительства по возвращению из Германии российских немцев, которая даст импульс всему немецкому этносу к развитию и процветанию в будущем в нашей стране.

Большая часть информантов, опрошенных мною в поволжском регионе, в их числе и чиновники, считают, что немцы должны жить в России, как и другие нации, тем более что отношение к немцам толерантное в нашей многонациональной стране. Но при этом некоторые считают, что не плохо бы немцам поселяться более компактно, как в Сибири, в Алтайском крае, чтобы создавать культурные центры для сохранения своего языка, культуры и делиться своими традициями со всеми народностями живущими рядом.

Ряд информантов связывают будущее российских немцев с успешной работой Федеральной национально-культурной автономии и Международного Союза немецкой культуры (Москва) под руководством Генриха и Ольги Мартенс, деятельность которых поддерживает правительство Германии и в какой-то степени правительство России. Они одобряют работу МСНК и его тесные контакты с другими общественными организациями российских немцев.

Все без исключения опрошенные граждане в городе Энгельсе, бывшей столице АССР НП, считают, что российские немцы должны жить так, как живут все люди в нашей стране. Они рассказывают об опыте работы Общества немцев «Видергебурт», общественной организации, и ЦНК, работники которого содержатся на государственные средства, относясь к Управлению культуры. В то же время, ЦНК получает помощь и от МСНК.

Наталья Фокина, музыкант, назвала себя имеющей отношение к немецкому этносу. Она считает, что у лиц немецкой национальности в России такие же перспективы, как и у других национальностей, проживающих, к примеру, на территории Поволжья. Она, работник ЦНК, свидетельствует, что к немцам в регионе хорошее, доброе, толерантное отношение. На мероприятия в Центр приходят с удовольствием люди всех национальностей. Предоставленные городом в 1990-е году ЦНК помещения и прекрасный концертный зал не имеют ни одна из других этнических общностей. Более того, многие люди разных национальностей приходят, чтобы просто для себя изучать немецкий язык.

А вот что думает поволжская немка Надежда Поль (Романцова), которой всего лишь 21 год: «Я считаю, что у современных российских немцев есть будущее, так как в России хорошо взаимодействуют народы различных национальностей. Есть возможность изучать родной язык. Благодаря работе ЦНК и власти есть возможность общаться на немецком языке различным поколениям, в том числе и «сеньорам». Это даёт нам возможность узнавать свою историю, культуру и даже диалектный язык своих предков». Она ещё помнит, что её бабушка пословицу – Gute Nacht, schlaf bis Morgen freue Nacht произносила на диалекте: Gudn Noch, schluf bis Marle, freue Ocht.

Поволжская немка Инна Зайберт считает, что будущее их может быть обеспечено дальнейшим развитием деятельности МСНК. Международный Союз немецкой культуры не только обеспечивает материальную поддержку проводимых мероприятий на местах к знаменательным датам, но и помогает в решении проблем отдельных семей.

Из этих интервью я сделала вывод, что молодые люди немецкой национальности надеются на будущее в России.

Безусловно, важна как правительственная программа, так и работа ФНК, МСНК, Центров немецкой культуры, других общественных организаций, но во многом будущее российских немцев зависит и от отношений России и Германии, России и других западно-европейских стран, в частности Австрии. Но нельзя сбрасывать со счетов и желание самого человека, где, в какой стране ему жить и работать в будущем.

Потомок волынских немцев, предки которого были выселены в 1 Мировую войну в Челябинскую область, Леонид Тетюев, доктор философских наук, профессор кафедры этики и эстетики философского факультета Саратовского классического университета, организатор и главный редактор газеты поволжских немцев Wolgazeitung (ZWD) в 1991-1995 годы, считает, что надежда на будущее вырастает не из прошлого, а из настоящего. Она живёт вместе со стремлением сохранить родной язык, продолжить образ жизни и семейную традицию, восходящую к далёким корням немецкой родословной, овладеть любимой профессией. Надежда указывает достойную перспективу на будущее, придаёт силы и укрепляет опыт. Наша история свидетельствует, что немцы живут в России столетиями, переживают сложные времена сомнений, разочарований и надежд: это и десятилетия языкового и культурного расцвета, и годы политической депортации, денационализация, полное забвение и последующая ассимиляция.

История немцев в России богата примерами самоотверженного служения российскому государству. Вклад наших предков в науку, культуру и экономику огромен. Именно немцы стали своего рода «трансляторами» европейских ценностей, административных идей, публичных структур гражданской жизни. При этом Леонид Тетюев убеждён, что жизнь и судьба немцев в России целиком и полностью зависит от развития России и Германии. История двух государств, двух великих культур является общей историей взаимоотношения европейских государств, институтов власти, права, морали. Более полумиллионный народ немцев в России, считает учёный, сегодня относят себя к меньшинству.

Но в условиях глобализации положение немецкого меньшинства зависит уже не только от Германии и России, а и от позитивных демократических отношений между Европой и Россией в целом, от их сближения и сотрудничества в экономике, политике, культуре.

Философия истории российских немцев проясняет духовные и культурные истоки европейской идентичности, фиксирует смысловую определённость культурной интеграции и самобытности.

Из всего сказанного Леонид Тетюев сделал вывод: Будущее вырастает из настоящего, из общего желания и открытого поиска взаимного понимания, дружбы и сотрудничества.

В заключение изложенного в настоящем сообщении хочется ещё раз подчеркнуть, что Программа государства по переселению российских немцев из Германии, несомненно, важна, как и деятельность Общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия российских немцев», Ассоциации общественных объединений «Международный Союз немецкой культуры», Центров немецкой культуры и других общественных организаций, которые поддерживают российских немцев, ныне проживающих в нашей стране. Необходимо России укреплять связи с Германией и всем европейским союзом.

Необходимо, как считает и Елена Гейдт, председатель Общественной организации национально-культурной автономии немцев Марксовского района, чтобы каждый человек сам определил свою судьбу, сам решил, в какой стране ему жить и работать, но при этом работать в полную силу на её процветание и, безусловно, сохраняя свой язык, традиции, культуру, соблюдая религиозные обряды. И тогда будущее в стране ему будет обеспечено.

Е.М.Ерина,

заслуженный работник культуры РФ,

директор и начальник отдела Государственного
исторического архива немцев Поволжья в г. Энгельсе (1966 – 2016),

ныне советник директора ОГУ ГИАНП в г. Энгельсе