11 ноября 2018 года состоялся визит католиков Общества Святейшего Сердца Иисуса (Gesellschaft vom Heiligsten Herzen Jesu) в ЕЛЦ св. Екатерины и Немецкий Дом РТ, во время которого было проведено католическое богослужение по Тридентскому обряду.
Ближайшие Святые Тридентские Мессы (Москва)
In Conceptione Immaculata Beatæ Mariæ Virginis
(Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии)
1 класс
Священник: о. Августин Дзензель SDB.
Большая часовня в крипте (подвале) Кафедрального собора “Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии”.
Адрес: Малая Грузинская улица, 27/13с1.
Внимание: о. Августин хочет начинать служить Святую Мессу вовремя. Всех желающих исповедоваться настоятельно просим приходить за 40 мин до начала службы.
На Мессе желающим предоставляются брошюры Ordo Missæ (чин Мессы) с переводом неизменяемых частей с латыни на русский.
Сердечно приглашаю!
A Cruce Salus!
Ваш Грегор Хубер
Society of the Sacred Heart of Jesus, Moscow
Ближайшие богослужения в России: www.summorum-pontificum.ru
Тридентский собор: реакция или обновление?
Справка: Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547-49 – в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2 лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догматических вопросов в строго ортодоксальном и традиционном духе, отвергал малейший компромисс в вопросах доктрины. Т.с. закончился победой папской партии. Его постановления закрепили все традиционные догматы католического вероучения. Т.с. усилил организационно католическую церковь: подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов (расширив право надзора за духовенством), укрепил дисциплину монашеских орденов. Важнейшим результатом Т.с. было усиление гонений на протестантов, введение строгой церковной цензуры, расширение деятельности инквизиции. Стремясь подчинить своему влиянию духовную жизнь общества, католическая церковь обязала духовных лиц и профессоров католических университетов присягать обнародованному в 1564 «Тридентскому исповеданию веры», закреплявшему средневековые догматы католицизма. Постановления Т.с., формально обязательные для всех католиков, были официально приняты в Савойе, Португалии, Венеции, Польше (с 1577), Испании (с оговорками о сохранении прав короля на назначение епископов и на вмешательство в деятельность церковного суда). Во Франции они не были приняты официально, но французское духовенство в 1615 объявило о своём подчинении им. Решения Т.с. надолго определили деятельность католической церкви эпохи Контрреформации.
Эссе
Стремясь наверстать упущенное, папство использовало методы самых разных направлений. Так, Контрреформация не только объявила войну гуманизму, но и освоила его достижения – разумеется, в теологической редакции. Можно сказать, что после Тридентского собора церковь перестала быть средневековой: противостояние Ренессанс – Средние века утрачивает почву под ногами. В XVII веке иезуиты будут утверждать в своих школах культ образцовой гуманистической латыни. Впрочем, уже в XVI многое из гуманистического наследия было поставлено на службу католицизму иезуитскими школами. Вообще орден иезуитов стал одним из наиболее действенных орудий папства именно потому, что не был средневековым орденом. И.Р. Григулевич с полным основанием определил Общество Иисуса как орден Нового времени.
Иезуиты играли огромную роль в идеологической политике папства: идеологическое воздействие через проповеди, исповеди и советы лицам, чьими духовниками состояли; укрепление позиций католицизма с помощью уступок в морали через теорию пробабилизма; борьба с инакомыслящими собственными сочинениями; и, что самое важное, образование молодежи – всё это способствовало подчинению сознания людей.
В качестве превентивных мер в университетах использовалась схоластика, чтобы уменьшить возможность отклонения студентов и преподавателей от «истинного» пути. Схоластика безраздельно господствовала в католических университетах, находящихся под контролем иезуитов. В таких высших учебных заведениях богословие, и до того бывшее главным предметом изучения, решительно вытесняло естественные и филологические науки.
Риму было ясно, что будущее церкви во многом зависит от подрастающего поколения, поэтому важной частью его политики было воспитание молодёжи в традиционной католической морали. Все, обязанные заботиться об университетах и ходе наук, должны стараться, чтобы университеты всецело (integre) принимали декреты и правила Собора, а магистры, доктора и другие университетские учёные сообразовывались бы с ним во всём, касающемся веры и в начале года торжественно присягали в этом. Если что-либо в университетах окажется требующим исправления и преобразования, то должно быть исправлено и устроено на полном религиозном и церковном благочестии. Университеты, подчинённые непосредственно надзору папы, он сам постарается преобразовать на вышеуказанных основах, смотря по тому, сколько признает это полезным.
Многие ордена способствовали проведению в жизнь данного направления папской политики, но особо в этом преуспели иезуиты. В их новициатах (низших школах) и коллегиях обучалась не только аристократическая молодёжь, но и дети буржуа-протестантов, соблазнённых бесплатным образованием, что позволяло иезуитам влиять на эти семьи и растить из детей ярых католиков. О том, насколько популярным среди буржуазии и купечества были иезуитские коллегии, можно понять из «Новеллы о беседе» Сервантеса, где один из героев рассказывает о сыновьях купца, 12 и 14 лет, обучающихся латыни в школе общества Иисуса, в которую ходили «очень пышно: с дядькой и двумя слугами, таскавшими книги и так называемый vademecum». Иезуиты поддерживали тщеславие среднего сословия, приобретая в лице юношей, поступавших для обучения, верных последователей, используя различные психологические методы воздействия на молодёжь.
В 50-х годах XVI века десятки тысяч молодых людей различных стран систематически подвергались изощрённейшим моральным пыткам. Именно моральным, так как телесные наказания в средневековье не сыграли бы такой роли: обучение в пансионах и школах мира шло тогда при помощи розог и плетей; пороли даже юных монархов; для того, чтобы избавить принцев от розги, появились специальные «мальчики для битья» (ибо, согласно тогдашней педагогике, порка была обязательна!), и то далеко не все коронованные лица избегали в детстве побоев. Нередко в школах и училищах наказывали не за какую-нибудь вину, а просто потому, что считалось полезным выпороть ребенка. «Розги и палки, – писал один из учёных педагогов, – являются теми мечами школы, которые Господь Бог после грехопадения дал в руки учителям, чтобы ими наказывать безбожников. Они являются также скипетрами школы, перед которыми юношество должно склонить свою голову».
Поэтому в коллегиях иезуитов основную роль уделяли не телесному воздействию, а психологическому, что само по себе было серьёзным новшеством. Духовная муштра делала из них фанатиков, верных папе. В результате в 1588 году в руках иезуитов оказалась «конгрегация семинаров, университетов и исследований», направлявшая деятельность всех католических школ.
Надо отметить, что это направление папской политики оказалось одним из наиболее перспективных, так как формировало будущий оплот католицизма и подрывало будущие позиции не только протестантов, но и вообще всякого инакомыслия.
Сильнейшим средством воздействия на верующих была исповедь, благодаря которой им внушалось, как надо мыслить и верить, что любить и ненавидеть, каких держаться политических взглядов, к чему стремиться и чего чуждаться (и, наконец, что читать, а что нет).
Важной частью идеологической политики оставалась проповедь, причём на Тридентском соборе было рекомендовано «тонкие и спорные вопросы, особенно те, от которых не бывает никакой пользы благочестию», исключить из народных проповедей.
Кроме того, усилился надзор за паствой со стороны церкви.
Чтобы не ослаблялся надзор над прихожанами, пастыри обязаны стали лично присутствовать при своих паствах, и постановлялось, что они «могут оставлять их только тогда, когда того требует христианская любовь, настоятельная необходимость, должностное повиновение и очевидная польза церкви или обществу. Такие законные причины отсутствия должны быть письменно засвидетельствованы папой, или митрополитом, или, за его отсутствием, исполняющим его должность (суффраганом); за свидетельствование нужно тогда, когда причины будут неизвестны или внезапны». Без всяких засвидетельствований дозволялось только трехмесячное отсутствие дозволяется.
Кроме того, постановлением Тридентского собора было приказано не допускать к должностям священников бродяг, неизвестных, бывших преступников (можно представить, какой состав священослужителей был до собора!); совершать таинство причащения не прежде, чем прихожане будут благочестиво вести себя; изгонять непристойные музыку и пение, пустые разговоры, прохаживания, шум, крики (из чего становится ясна обстановка в храмах); убеждать народ к посещению Церкви по крайней мере в воскресенье и праздничные дни».
Одним из важнейших направлений идеологической политики, чьи направления были определены на Тридентском соборе, стало создание по возможности в каждом епископстве института (семинарии) по подготовке священослужителей, способных проводить в жизнь дух и реформы собора, то есть с подготовкой католических священников нового типа, которые и в моральном отношении, и с точки зрения своих теологических знаний могли бы помериться силами с протестантскими проповедниками.
Как известно, до этого католические священники особой грамотностью не отличались, в отличие от начитанных протестантов. Были священники, которые разумели латинский язык немногим более, чем их паства, и едва могли различать буквы. Почти все священники читали по слогам.
Современники отмечали, что при назначении священников для епископов было достаточно, если прелат мог ответить, «какая часть речи слово Господь, и отличить [на латыни] «да» от «нет». Многие необразованные священники сами плохо разбирались в теологии, а потому сеяли «заблуждения» и «ереси». Даже те немногие пастыри, которые не были чужды схоластическому образованию, для своих паств приносили немногим более пользы, чем совсем невежественные служители Церкви, поскольку занимались исключительно схоластическими толкованиями.
Для утверждения науки среди священников были учреждены епископские семинарии; интересно, что современники утверждали, что если бы учреждение епископских семинарий было бы единственным решением собора, то его было бы достаточно, чтобы признать собор чрезвычайно полезным и плодотворным.
«Самый важный и действенный канон послужил для реставрации католицизма быть может более, чем все остальные постановления Тридентского собора, вместе взятые», – считает М. Филипсон. Действительно, новые священнослужители могли понять суть идеологической политики папства и активно претворять в жизнь её положения. Новое поколение священников могло успешно бороться с идеологическими идеями протестантизма и гуманизма, и, возвращаясь к теме нашей работы, разъяснять пастве, какие книги читать и как относиться к тем или иным идеям, чтобы не впасть в ересь.
Заключительное заседание Тридентского собора 1563
Декрет Тридентского собора о каноне Св. Писания (4-ая сессия – 8 апреля 1516 г.)
Священный вселенский и всеобщий Тридентский собор, законно собравшийся в Духе Святом под председательством трёх легатов Апостольского Престола – неизменно полагая своей целью сохранить в Церкви, после устранения заблуждений, саму чистоту Евангелия: то, что было обещано ранее через пророков в Священном Писании (Рим 1:3; ср. Евр 1:1), Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, сначала провозгласил Своими устами, затем велел Своим Апостолам проповедовать всей твари (см. Мф 28:19; Мк 16:15) как источник полной спасительной истины и правило нравственности: сознавая, что эта истина и правило содержатся в написанных книгах и неписанных преданиях, которые были приняты Апостолами из уст Самого Христа или же внушены Св. Духом и дошли до нас, переданные ими как бы собственноручно: следуя примеру православных отцов, все книги, как Ветхого, так и Нового Завета, ибо единый Бог есть Создатель их обоих, а также само Предание, относящееся и к вере, и к нравственности, так как оно дано либо устно Христом, либо внушено Духом Святым и сохранено непрерывной преемственностью в католической Церкви – с одинаковым чувством благочестия и благоговением принимает и почитает.
Собор постановил перечислить в этом декрете все священные книги, чтобы не могло возникнуть никакого сомнения относительно того, какие книги он принимает.
Эти книги следующие: Ветхого Завета – пять Моисеевых, т. е. Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; И. Навина, Судей, Руфь, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, 1 Ездры и 2-ая, называемая Неемии, Товита, Иудифи, Есфири, Иова, 150 Псалмов Давида, Притчей, Екклесиаста, Песнь Песней, Премудрости, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Исайи, Иеремии, Варуха, Иезекииля, Даниила; Двенадцати пророков, т. е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, две книги Маккавейские, первая и вторая.
Нового Завета: четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой; четырнадцать посланий ап. Павла: к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, к Титу, к Филимону, к Евреям, два послания ап. Петра; три послания ап. Иоанна; одно ап. Иакова; одно ап. Иуды; и Апокалипсис ап. Иоанна.