Home Истории семейЗачем нужен родовой герб?
Зачем нужен родовой герб?

Зачем нужен родовой герб?

Зачем нужен родовой герб российскому немцу?

«У нынѣшних европейскихъ народовъ фамильныя прозванiя стали являться по мѣрѣ развитiя среди нихъ гражданственности, но чрезвычайно рѣдко упрочивались окончательно за тѣм или другимъ родомъ, мѣняясь обыкновенно въ нисходящихъ поколѣнiяхъ, такъ что объ общемъ родоначалiи и родственныхъ, по мужскому колѣну, связяхъ свидетельствовали въ большей части случаевъ не фамильныя прозванiя, но преданiя, родословныя росписи, гербы и переходы земельныхъ владѣнiй по наслѣдственному праву, по занятiямъ.» РОДОВЫЯ ПРОЗВАНIЯ и ТИТУЛЫ ВЪ РОССIИ и СЛIЯНIЕ ИНОЗЕМЦЕВЪ СЪ РУССКИМИ / Е.П. КАРНОВИЧА / С.-ПЕТЕРБУРГЪ / ИЗДАНIЕ С. СУВОРИНА / 1886

Фамилия редко передаётся по женской линии. Любимые внуки от дочери, носят, как правило, фамилию отца. Через пару поколений может уже и забыться, кто кому приходится родственником. Неразбериха с написанием нередко затрудняет выявление прямых родственных связей, особенно у российских немцев: варианты на кириллице, транслитерация в загранпаспорте, изменение (приведение в соответствие?) имён и фамилий при переезде на постоянное место жительство в Германию… Не всем и не всегда удаётся упорядочить свою родословную.

Не так давно в Совет старейшин обратился приехавший из Казахстана мужчина среднего возраста. При рождении, как положено, он был записан на фамилию отца – российского немца (мама – тоже немка). У родителей что-то не заладилось, и мама вышла замуж за другого, с не совсем благозвучной русской фамилией. «Желая сыну добра», мать добилась получения копии свидетельства о рождении сына на эту русскую фамилию. Через несколько десятков лет, уезжая на постоянное место жительство в Германию, мужчина взял из казахстанского ЗАГСа справку о биологическом родителе и объяснение матери об обстоятельствах, повлекших за собой изменение его фамилии. В Германии же, как в приёмном лагере Фридланд, так и в местном ЗАГСе (Standesamt), чиновники уполномочены лишь «онемечивать» (verdeutschen) фамилии, но не менять их на другие. После непродолжительной переписки служащие немецкого ЗАГСа подсказали возможный вариант. Фамилия могла быть изменена на другую (настоящую отцовскую), если бы была предъявлена семейная летопись и справка от врача, что отсутствие настоящей фамилии отрицательно сказывается на самочувствии этого человека…

Краткий экскурс в историю

Многие российские немцы уверенно ведут свои родословные с позапрошлого столетия, знают своих предков до десятого колена и более, то есть с конца XVIII – начала XIX века.

Особый случай – меннониты, предки которых вышли из Фризии (Фрисландии). В «Британской энциклопедии», являющейся наиболее авторитетным источником в вопросах геральдики (науки, занимающейся изучением гербов), о фризах написано следующее: «Каждый фриз – аристократ» («Every Frisian is a nobleman.»)1. В других источниках встречается фраза «Каждый фриз рождён аристократом» («Every Frisian is born a nobleman!»)2 .

Согласно преданию, император Карл I Великий (Karl der Große; 747–814), за одержанную в Италии над римлянами победу, предоставил фризам «фризскую свободу» (Friesische Freiheit / Fryske frijheid), то есть право не подчиняться ни светским, ни духовным князьям империи, а лишь только ему. После этого, король Карл I 25 декабря 800 года был коронован папой Львом III в Риме императорской короной. По другой версии, Карл III Толстый (Karl der Dicke; 839–888) предоставил фризам вольности. Фризы были единственным народом Европы, сумевшим отстоять свою самостоятельность в течение всего Средневековья. Каждый, кто был или являлся потомком фризов, имел право именоваться «свободным человеком», по российской геральдической традиции – «бароном» (Freiherr).

Слово барон происходит от baro — слова западногерманского происхождения, с первоначальным значением «вольный человек, воин». В титульных грамотах (Adelsdiplomen, Adelsbriefen) Священной Римской империи, не совсем верно именуемых на русском «дворянскими грамотами» (об этом чуть ниже), титул «вольного человека, воина» часто писался с уточняющим латинским прилагательным liber «свободный», то есть как liber baro. В негерманоязычных государствах империи более употребительным стал вариант Baron, в германоязычных – Freiherr (свободный человек, господин).

Однако в 1524 году значительная часть населения Фризии после поражения в войне за независимость (1515–1523) попала под феодальную зависимость от вассалов императора Карла V. Те же, кто не захотел покориться, стали приверженцами учения Менно Симонса (1496–1561) и покинули родину…

Титул Freiherr традиционно считается низшим в аристократической иерархии, хотя потомки фризов, пожалуй, являются одной из наиболее древних европейских аристократий, возникших на основе «идиллического матриархата фризов», которому покровительствовали «ясновидящие матушки» с верховной богиней Фрией (Фрейей / др.-в.-нем. Frija)3.

Большинство нынешних королевских династий Европы появились позже. Основателем династии Габсбургов (Habsburger) был Гунтрам Богатый (ок. 930–990), чьи владения располагались в северной Швейцарии и Эльзасе.

Царствующая в Великобритании королевская династия Виндзоров (House of Windsor) была учреждена лишь 17 июля 1917 года королём Георгом V с целью избавления правящей династии от прежнего немецкого названия Саксен-Кобург-Готской (Haus Sachsen-Coburg und Gotha). Последняя же стала таковой лишь в 1826 году. Даже если допустить, что немецкие Веттины (Haus Wettin) были еѐ косвенными предками, то родословная британских Виндзоров доходит лишь до конца X века. Первым более или менее достоверно известным представителем дома Веттинов был Дитрих (нем. Dietrich I.), умерший до 976 года.

К Саксен-Кобург-Готской династии принадлежит и нынешний бельгийский король Филипп.

Глава датского государства королева Дании Маргрете II происходит из династии Глюксбургов (нем. Glücksburg, дат. Lyksborg) и ведёт своё начало с 1825 года. Король Швеции Карл XVI Густав ведёт свою родословную от наполеоновского маршала Бернадота (1763–1844), не имевшего никакого дворянского звания.

Испанская же монархия может гордиться своими корнями, берущими начало в древне-германском Королевстве вестготов (418–718).

Noblesse oblige

В январском номере (2019) «Новых земляков» было опубликовано короткое интервью с Юлиусом Эдуардом Эрнстом Августом Эрдманном Принцем фон Анхальт, который, в частности, сказал: «…титул для меня – … это часть моей фамилии, от этого я никуда не денусь, как и мои дети. В то же время, это нас ко многому обязывает. … мы являемся публичными личностями. И обязаны быть открытыми обществу.» Юлиус Принц фон Анхальт выразил общее мнение современной европейской аристократии. Йоханн Георг принц фон Гогенцоллерн (Johann Georg Prinz von Hohenzollern; 1932–2016) на празднование своего восьмидесятилетия подтвердил это, сказав «Adel verpflichtet!»4, что на русском звучало бы как «Титул аристократа обязывает!» Тем самым он процитировал на немецком известную со средневековья французскую пословицу «Noblesse oblige», которой подчёркивается непреходящая ответственность аристократии перед своим народом за сохранение национальных традиций, поддержание равных отношений с соседними народами и государствами. Этому, помимо прочего, способствовали (и должны способствовать) разностороннее гуманитарное образование аристократов, их умение мыслить самостоятельно, «неконъюнктурно», без оглядки на сиюминутные политические или внутрипартийные преференции.

Аристократия и дворянство

Есть принципиальная исторически обусловленная разница между аристократией и дворянством, что отражено и в самих значениях этих понятий. Слово Аристократия (нем. Aristokratie, англ. aristocracy, фр. aristocratie и т. д.) образовано от древне-греческих слов aristos – «знатнейший, благороднейшего происхождения» и kratos – «мощь, власть, вождь». Им обозначалась родовая знать, а также система общественного управления, при которой власть принадлежала потомственной знати рода, племени, народа. Классическим примером аристократической самоорганизации являлись средневековые общины фризов. Этно-конфессиональные сообщества меннонитов, где фактическое лидерство принадлежит потомственным учителям и духовным наставникам, также во многом следуют этой форме общественного самоуправления.

На Руси же потомственную родовую знать олицетворяли бояре. Но в результате опричнины (1565–1572) Ивана IV боярская элита была практически полностью уничтожена. К концу XVII века многие знатные боярские роды исчезли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные бояре и дворянство.

Дворяне (т. е., выслужившиеся при дворе какого-либо правителя) – это военно-служилый слой, противопоставляемый родовой аристократии. Характерным представителем европейского дворянства являлся уже упомянутый худородный гасконец Бернадот, по воле случая ставший шведским королём.

Роль российского служивого дворянства, являвшегося одной из вертикалей деспотической власти, в формировании массового сознания Руси – ещё недостаточно раскрытая тема, ожидающая своих исследователей. Оно не могло не оказать своего влияния на умонастроения широких масс, отстаивающих необходимость «твёрдой руки» в России.

Психология общественного сознания могла бы поменяться после объединения с Царством Русским в 1721 году бывших прибалтийских территорий Ливонской части Немецкого ордена, восставших против шведских оккупантов. В результате возникло новое геополитическое образование Евразии – Российская империя. Движущей силой за объединение с Россией выступила немецкая земельная аристократия во главе с Иоганном Рейнгольдом фон Паткулем (Johann Reinhold Patkul; 1660–1707). Не менее ста тысяч немцев, включая немецкую родовую земельную аристократию, стали подданными Российской империи5. Свободомыслящая новая элита империи не могла не войти в противоречие с дворянством, фактически являвшимся служивым сословием и проводником воли верховной власти государства. Противостояние, порой перераставшее в открытое противоборство, достигло кульминации в период правления узурпаторши трона Екатерины II, патологически ненавидящей всё немецкое. В угоду дворянству были узаконены дичайшие формы рабовладения, закрыт Академический университет «по причине преобладания подлого сословия», держава ввергнута в кровавую междоусобицу6. «Нравственные средства государства в царствование Екатерины II значительно пали … усилилась рознь, как в племенном, так и социальном составе государства»7.

Антинемецкая кампания

В XIX веке одним из антинемецких рупоров стал Л.Н. Толстой. В особенности, нападкам со страниц его произведений подвергались как раз лучшие представители немецкой аристократии, вставшие на защиту Отечества.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» он так написал о положительных качествах немцев: «Штабс-капитан Краут был белокурый красивый бойкий офицер с большими рыжими усами и бакенбардами; он говорил по-русски отлично, но слишком правильно и красиво для русского. В службе и в жизни он был так же, как в языке: он служил прекрасно, был отличный товарищ, самый верный человек по денежным отношениям; но просто как человек, именно оттого, что всё это было слишком хорошо, — чего-то в нём недоставало. Как все русские немцы, по странной противоположности с идеальными немецкими немцами, он был практичен в высшей степени.» Толстой пытается доказать, убедить читателя, что положительные качества «русских немцев» как бы чужды России.

В этом же духе был ошельмован и выдающийся российский полководец, военный министр, генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия князь Михаил Богданович Барклай де Толли (Michael Andreas Barclay de Tolly; 1761–1818): «Он не годится теперь именно потому, что он всё обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать. Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти, болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что ещё будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…» Подло! Тем более, что и род Толстых «из немцев», и жена его – наполовину немка…

Барклай де Толли был и героем на поле сражений (в Бородинской битве под ним было убито или ранено пять лошадей), и гением, предвосхитившим единственно возможный ход ведения военных действий против наполеоновской коалиции. М. И. Кутузов, у которого, пожалуй, было не меньше немецкости8, чем у Барклая де Толли, реализовал его стратегию, приведшую к окончательной победе над врагом.

Немцы и их элита ассоциировались с Европой, от которой Россию стремились увести славянофилы, опиравшиеся на псевдонаучные догматы, которые начали внедрять в общественное сознание Екатерина II и её подельница по кровавому путчу Екатерина Романовна Дашкова9. Известный представитель славянофильства Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) недвусмысленно резюмировал: «Принадлежит ли в этом смысле Россия к Европе? К сожалению или к удовольствию, к счастью или к несчастью, – нет, не принадлежит.»10 Дальше – больше. В 1918 году Александр Блок, уже не стесняясь, эпатировал публику своим знаменитым стихотворением «Скифы»: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, / С раскосыми и жадными очами!». В 1946 году советский историк техники, писатель, книговед, педагог, академик, действительный член АН УССР, дважды лауреат Сталинской премии Виктор Васильевич Данилевский (1898–1960) в брошюре «Великий русский народ» написал: «Большой помехой издавна был немец. Ещё в XVIII веке пробрались немцы в нашу страну, чтобы шпионить и всячески вредить нам.»11

И поныне официальная история трактует, что российские немцы – не коренной государствообразующий народ России, а набранные со всей Европы безродные пришельцы, которых «Екатерина пригласила». Набранные во Франции колонисты представляли собой «ватагу», состоящую «из офицеров, парикмахеров, поваров и конфитюрщиков, и к поселению в земледельческую колонию не способную»12. Вербовка «колонистов в условиях антиколонистских настроений … обостряла межгосударственные отношения … и неминуемо вела к сбору всякого сброда и бродяг ради получения вознаграждения.»13 Но так ли однозначно всё это было на самом деле?

История рода Крейк.

Образовательно-исследовательский центр ЭТНОС (Ausbildungs- und Forschungszentrum ETHNOS e.V.) провѐл генеалогические изыскания родословной хорошо известного общественного деятеля, координатора Совета старейшин российских немцев Александра Крейка.

В российском архиве имеется запись: «Петер Крейк (Peter Kreik), 42 года, землепашец из Изенбурга (Ackerbauer aus Isenburg), вместе с женой Елизабетой (Elisabeth), 42 лет, сыном Иоганном Георгом (Johann Georg), 15 лет, и дочерью Магдаленой (Magdalena), 11 лет, прибыл в колонию Гукк (Huck) на Волге 17 августа 1767 года. От конторы опекунства в Саратове было получено 25 рублей, 2 лошади и 1 корова. В 1768 году в хозяйстве имелось 2 лошади, 2 коровы; было распахано 1,5 десятины, посеяно 6 четвериков ржи.» Вроде бы получается, что в немецком Изенбурге (или где-то рядом) жили крестьяне по фамилии Крейк, один из которых со своей семьёй выехал «по приглашению Екатерины» в Россию?

Фамилия Крейк – прозвание старинного вольнолюбивого европейского аристократического рода. Его видным представителем был Жан V де Кре(й)ки (Jean V de Créquy); 1395–1474) — бургундский военачальник и дипломат. На фамильном гербе рода Крейк символически изображён цветущий дикий тёрн – оберег от козней ведьм. Терновый венец был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

В январе 1430 де Креки стал в Брюгге (Фландрия) одним из первых рыцарей Ордена Золотого Руна (Orden vom Goldenen Vlies), который и по настоящее время является самой влиятельной рыцарской организацией. К примеру, главный орден Ватикана –Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского (лат. Ordo Equestris Sancti Sepulchri Hierosolymitani), имеет преимущество перед кавалерами всех других орденов, кроме Ордена Золотого руна. Праздником ордена является день святого Андрея — 10 января. Апостол Андрей считался покровителем и крестителем Бургундии, по легенде он вручил бургундским государям Андреевский крест, который также именуется «бургундским». Апостол Андрей посещал территорию будущей Руси, в связи с чем почитается как святой покровитель России. Андреевский флаг стал главным корабельным кормовым флагом Российского Флота.

Можно полагать вполне закономерным, что разносторонне мыслящие аристократы де Крейки, стремившиеся освободиться от духовного гнѐта католической церкви, стали сторонниками учения Жана Кальвина (Jean Calvin; 1509–1564), отличавшегося склонностью к рационализму и недоверием к мистике. Французские кальвинисты, многие из которых происходили из франкоязычной части Швейцарии, были прозваны гугенотами14). После погрома Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года), который осудил даже русский царь Иван IV Грозный, и после отмены Людовиком XIV в 1685 году Нантского эдикта (13 апреля 1598 года), даровавшего католикам и протестантам равные права, сотни тысяч гугенотов бежали из Франции.

Одной из наиболее предпочтительных земель стала Шотландия, где уже в 1560 г. была ликвидирована юрисдикция Папы римского и утверждён протестантский символ веры.

Флаг Шотландии представляет собой синее прямоугольное полотнище с белым Андреевским крестом (англ. Saint Andrew’s Cross).

У истоков Церкви Шотландии стоял Джон Нокс (ок. 1510–1572) – ученик Жана Кальвина. Андреевский крест, вместе с горящим, но не сгорающим терновым кустом (неопалимой купиной), в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай, является символами этой церкви.

Фамилия Créquy была соотнесена с подобно звучащим шотландским словом creag «скалистый утёс», от которого в английском образовалась фамилия Craig. В 1698 году граф Йоханн Филипп фон Изенбург-Оффенбах (Johann Philipp von Isenburg-Offenbach; 1655–1718), бывший убеждѐнным кальвинистом, пригласил на поселение в своѐ графство (Isenburg-Offenbach) единоверцев-гугенотов, гарантировав им свободу вероисповедания и ряд других привилегий. В следующем, 1699, году, к юго-востоку от Франкфурта-на-Майне (ныне примыкает непосредственно к аэропорту) было заложено гугенотское поселение Ной-Изенбург (Neu-Isenburg)15, которое, благодаря предприимчивости переселенцев, быстро стало важным индустриальным центром.

На Руси терпимо относились к протестантам, видя в них естественных союзников в противостоянии с католической церковью. Фамилия Kreik упоминается среди военачальников российской армии времѐн Великой Северной войны (1700–1721): полк «Zei – Kreik – Busch» (Цея – Крейка – Буша)16. Вполне вероятно, что де Крейки сначала эмигрировали в Швецию (или в её ливонские владения), также охотно принимавшую гонимых во Франции гугенотов.

Видными представителями французских эмигрантов на службе у шведских королей были губернатор Ливонии Понтус Делагарди (Pontus De la Gardie; 1520–1585), его сын – фельдмаршал Якоб Понтуссон Делагарди (Jakob de la Gardie; 1583–1652) и внук – риксканцлер Швеции, Магнус Габриэль Делагарди (1622–1686).

В XVIII веке шотландские переселенцы перенесли свои традиции в Северную Америку, соответственно и во вновь провозглашённые (4 июля 1776) Соединённые Штаты Америки. Первый президент США Джордж Вашингтон (George Washington; 1732–1799) и его соратник, друг и личный врач шотландец Джеймс Крейк (James Craik [kreɪk]; 1727–1814) были в 1752 году среди основателей во Фредериксберге (Fredericksburg), что в штате Виргиния, первой североамериканской масонской ложи17.

Флаг Фредериксберга

Не может не видеться некое предопределение в том, что молодой Александр Крейк начал свой сознательный жизненный путь во флоте (тогда ещё советском) под сенью Андреевского креста. И случайно ли заметное внешнее сходство молодого Александра Крейка с Джеймсом Крейком?

Миграционный гешефт

Легенды о том, как «приглашённые Екатериной» «немецкие крестьяне» «после семилетней войны» «решили переехать в Россию» вряд ли достаточно адекватно отражают реалии того времени.

Германские государства действительно понесли трудновосполнимые потери в результате опустошительной Тридцатилетней (1618–1648) и Семилетней (1756–1763) войны, ставшей, фактически, мировой. Дабы ещё более не усугублять и без того не простую экономическую ситуацию, властные структуры Священной Римской империи18 пресекали самовольную эмиграцию. Вербовка «колонистов в условиях антиколонистских настроений … обостряла межгосударственные отношения19. В XVIII веке крестьяне («землепашцы») в немецких государствах были крепостными, ремесленники – зависимы от профессиональных объединений (Zunftzwang). Ни те, ни другие не могли легально выехать без воли на то господина или цеха. Да и сами крестьяне с ремесленниками вряд ли очень стремились покидать насиженные места. В разрушенных войной странах, экономику и инфраструктуру которых нужно было восстанавливать, высоко ценились трудолюбие и профессиональные навыки. Но миграционный гешефт всё же состоялся.

У узурпировавшей государственную власть Екатерины II был семейный опыт по части «переселенческих проектов». Её младший брат, Фридрих Август Ангальт-Цербстский (Friedrich August, Fürst von Anhalt-Zerbst; 1734–1793) был деспотом-крепостником по отношению к подданным, поставляя англичанам подростков для войны в Северной Америке. Он ввергнул в крайний беспорядок дела вверенного ему судьбой княжества. Бардак и правовой беспредел привели, в конце концов, к тому, что Ангальт-Цербстское княжество было в 1797 году ликвидировано.

4 декабря 1762 года, менее чем через полгода после переворота, Екатерина II подписала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». В этом не было ничего необычного. Приходящие к власти правители во все времена часто объявляли амнистию не очень опасным преступникам, коим «…хотя б по законам и следовало учинить наказание, но однако ж все их до сего преступлении прощаем, надеясь, что они, возчувствовав к ним сии Наши оказываемыя Матерния щедроты, потщатца, поселясь в России, пожить спокойно и в благоденствии, в пользу свою и всего общества.» Бегло упоминалось также, что «многие иностранные … подданные, бьют челом, чтоб Мы им позволили в Империи Нашей поселиться». Это воспринималось современниками и как ещё одно свидетельство, подтверждающее традиционное намерение правительства России оказывать содействие православным, бежавшим от турецкого гнёта, и как логичное продолжение духовной реформы, начатой Петром III, который прекратил преследование старообрядцев (которыми являлось большинство казаков) и выступал за толерантное отношение к различным направлениям в христианстве.

Еще через полгода оглашённый 22 июля 1763 года Манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах» несколько конкретизировал положения Манифеста от 4 декабря 1762 года. Но и в нѐм ни слова не говорилось о какой-либо специфической этнической группе приглашаемых. В манифесте оговаривалось, что «Всем иностранным прибывшим на поселение в Россию учинено будет всякое вспоможение и удовольствие, склонным к хлебопашеству или другому какому рукоделию и к заведению мануфактур, фабрик и заводов не только достаточное число отведено способных и выгодных к тому земель, но всякое потребное сделано будет вспоможение, по мере каждого состояния, усматривая особливо надобность и пользу вновь заводимых фабрик и заводов, а наипаче таких, коих в России ещё не учреждено.» В последовавших за манифестом разъяснениях правительства дипломатам подчёркивалось, что в особенности следует уделить внимание привлечению переселенцев, «склонных к хлебопашеству». Однако, распространение манифеста в Османской империи, где православное население в основном занималось сельским хозяйствам, было по велению Екатерины II запрещено, дабы не оскорбить турок. В Европе же крестьяне находились в зависимости от крепостников; например, в Гессене (Großherzogtum Hessen) крепостничество было отменено лишь в 1811 году. Кроме того, император Священной Римской империи Франц I Стефан (Franz I. Stephan; 1708–1765) и унаследовавший престол его сын император Иосиф II (1741–1790) энергично выступали против «утечки кадров».

Была учреждена «Канцелярия опекунства иностранных», которую возглавил фаворит Екатерины II Григорий Орлов. К формированию «идеологии» переселенческого проекта и подбору кадров для ключевых должностей активно подключился французский авантюрист Франсуа-Мари Аруэ (François Marie Arouet; 1694–1778, псевдоним Вольтер/Voltaire), которого к тому времени за нечистоплотные финансовые махинации прогнал со своего двора и выставил из страны прусский король Фридрих II. (Friedrich II., Friedrich der Große; 1712–1786). Вольтер знал и пытался в своих корыстных целях использовать слабости отдельных правителей государств, входящих в Немецкую империю.

Ландграф Фридрих II Гессен-Кассельский (Friedrich II von Hessen-Кassel; 1720–1785) как и его батюшка Вильгельм VIII Гессен-Кассельский (Wilhelm VIII. von Hessen-Kassel; 1682–1760) для пополнения своей казны торговали подданными и являлись одними из богатейших правителей государств Немецкой империи. В английских войсках, отправленных в Северную Америку, значительную часть составляли солдаты, проданные ландграфами гессен-кассельскими. У американцев сохранилось обозначение «гессенцы» для всех воевавших против них наёмников.

Сын Фридриха II, Вильгельм I и его личный банкир Майер Амшель Ротшильд (Mayer Amschel Bayern Rothschild; 1744–1812), явившийся основателем франкфуртской финансовой империи, фактически монополизировали торговлю подданными империи. На них и сделал ставку Вольтер со своими французскими подопечными, прозванными «зазывателями», среди которых особенно преуспел назвавшийся бароном Кано де Борегард (Ferdinand [Baron] Caneau de Beauregard). По указанию Екатерины II «Канцелярия опекунства иностранных» заключила с вербовщиками («вызывателями») договор, по которому они обязывались не только поставить «рабсилу», но и организовать поселения на местах. Основным местом поселения были выбраны левобережные территории Средней и Нижней Волги, прилегавшие к казахскому Младшему жузу, в 1731 году формально вошедшему в состав Российской империи. Место это было крайне неспокойным. Кочевники продолжали набеги, прежде всего, для захвата «белых рабов», спрос на которых был особенно высок. Размещение огромного числа западноевропейских переселенцев в непосредственной близости от центров работорговли – Хивы и Бухары – было явно на руку исторически сложившемуся международному альянсу торговцев «живым товаром».

Кроме Кано де Борегарда ключевыми фигурами стали авторитетный французский мореплаватель, исследователь и колониальный администратор Жан-Батист Шарль Буве де Лозье (Jean-Baptiste Charles Bouvet de Lozier; 1705–1786), который имел опыт организации колониального управления островом Маврикий, что в Индийском океане, и был его губернатором с 1750 по 1756 год, и вероятные агенты французского короля, назвавшиеся как Менье де Прекур (Meusnier de Precourt de Saint-Laurent), Кантен Вениамин Кулет де Терива (Quentin Benjamin Coulhette d’Hauterive) и ле Руа (le Roy). Среди них был и некий уроженец Женевы Пикте (Pictet), который еще в 1761 году, по рекомендации Вольтера, был назначен секретарѐм российского посла в Лондоне, а в 1762 году, уже по рекомендации фаворита Григория Орлова, стал секретарѐм Екатерины II по переписке на французском языке. Это была ключевая позиция, поскольку в то время вся дипломатическая переписка велась именно на французском.

Деятельность французских ставленников Екатерины II вызвала «резкий рост государственных затрат на миграционные мероприятия»20, что и понятно, так как нужно было «учесть интересы» и державных особ. Попытки правительственных чиновников каким-то образом поставить под контроль деятельность «ключевых фигур» резко пресекались. Их действия «по вербовке переселенцев выходили из-под контроля русских дипломатов, и постоянно создавали для дипломатических служб России дополнительные проблемы…»21 Как отмечают многие исследователи, основная масса колонистов была набрана с территории современного Гессена. Естественно, не без ведома ландграфов Гессен-Кассельских, их вассалов-крепостников, владевших крепостными, способными «к поселению в земледельческую колонию», и банкирского дома Ротшильдов, умело реализовывавшего «финансовые схемы», позволявшие учитывать пожелания заинтересованных сторон.

Кано де Борегард, «пользуясь благосклонным отношением Екатерины II, за весь 1765 год не прислал ни одной расписки колонистов в получении ими денег на проезд и питание. Ему достаточно было принести извинения, чтобы Канцелярия не только оправдала его, но и посчитала усердным в защите интересов её императорского величества. Большую часть вины за отсутствие расписок возложили не на Борегарда, а на Мусина-Пушкина и переводчика Вихляева»22, который вскоре «покончил жизнь самоубийством». Пойманный государственными чиновниками на откровенном мошенничестве, Борегард смог избежать наказания, пообещав «больше так не делать»23.

Поражает проходящая по отчётам высокая смертность среди переселенцев во время их переезда из Санкт-Петербурга и Ораниенбаума в Поволжье: 12,5 % от общей численности – «убытие» как на войне. Объяснить это можно и «реализацией» «живого товара» по пути следования. «Белые рабы» были в цене. Одним из основных районов сосредоточения переселенцев стало пограничное с Младшим жузом местечко, расположенное в 60 км от Волги, прозванное по действительному или вымышленному титулу Кано де Борегарда Баронском; сейчас это – город Маркс. И сразу же начался угон не защищѐнных переселенцев на невольничьи рынки Средней Азии…

Oskar Aul (1927–2010). Немецкие невольники

Богатый ростовщик Вольтер, ссужавший деньгами аристократов, вероятно из чувства благодарности за успешно проведённые совместные финансовые операции, величал Екатерину II «северной Семирамидой» и утверждал, что «солнце, освещающее мир идей, перешло с Запада на Север». Под её диктовку он написал историю Петра I, вызвавшую насмешки европейских учёных. Позже поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) назовёт взаимоотношения Вольтера с самозваной императрицей «отвратительным фиглярством».

Как род Крейк мог оказаться на Волге

Ну, а как же тогда трактовать архивные свидетельства о «Петере Крейке, землепашце из Изенбурга»? Не исключено, что могла приключиться история, подобная той, которую описал в своём интересном исследовании Алекс Дрегер24.

Весной 1763 года аугсбургская газета «Augspurgische Ordinari-Post-Zeitung» поведала об афере генерала Хорвата (General Horvath), который пообещал заселить тогда безлюдные районы нынешней Украины иноземными землепашцами, преимущественно из Сербии. За каждого переселенца ему полагалось 12 рублей. Через некоторое время генерал отрапортовал об успехе предприятия и получил из казны 50.000 рублей в виде вознаграждения. Проверка же выявила, что Хорват «просто заселил эти пустоши русскими» («Herr Horvath diese Heiden bloß mit Russen besetzt hat»).

Как было написано выше, фамилия Kreik упоминается среди военачальников российской армии времён Великой Северной войны. Логично допустить, что этот Крейк имел в Российской империи семью, наследников и родственников, унаследовавших предприимчивый характер предков-гугенотов. Кому-то из них могла показаться заманчивой возможность получить льготы при переселении на Волгу, тем более, что социальный статус вольного землепашца (Bauer) и поныне является весьма престижным в Германии.

Переезд же свободных граждан непосредственно из преуспевающего Ной-Изенбурга в неведомую им Россию представляется менее вероятным.

Не исключён и вариант, когда для переезда в Россию ловкие «зазыватели» Вольтера могли завлечь «енишей» (нем. Jenische) – «кочующих», «белых цыган» – потомков маргинализировавшихся в XVIII веке групп немецкоязычного населения германских государств и Швейцарии. Они могли регистрироваться, к примеру, в церкви при родовом замке Изенбург под вымышленными или не характерными для конкретной местности фамилиями, – например, аристократическими французскими. В последнем случае можно усмотреть как желание священнослужителей оберечь христианских кочевников от возможных посягательств крепостников на их свободу, так и стремление повысить их социальный статус через звучную фамилию.

История рода Александра Крейка с момента появления на Волге задокументирована на протяжении многих поколений. Учитывая общественную деятельность Александра Крейка, ему может быть присвоен родовой герб с достоинством барона (Freiherr) с указанием волжского родового поселения:

  • на немецком: Alexander Freiherr von Kreik zu Huck an der Wolga
  • на русском (полная форма): Александр барон фон Крейк цу Гукк ан дер Волга
  • на русском (краткая форма): Александр барон фон Крейк

Герб для российских немцев – не только важное документальное свидетельство о преемственности родового прозвания (фамилии), но и возможность сохранения исторической памяти народа.

Описание герба

Вальтер Фризен
(Dr. Walther Freiherr von Friesen zur Zeche Nr. 6/Gebiet Tula)
afz.ethnos(at)gmail.com

  1. https://www.britannica.com/place/Frisia
  2. http://karmic-surfer.blogspot.com/2010/09/portion-of-12th-century-law-text-every.html
  3. На эту тему написана интересная аналитическая работа: Андрей Кондратьев. Герман Феликс Вирт и «Хроника Ура Линда» / Вирт Герман Феликс. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы / Перевод с нем. Кондратьев А.В. – М.: Вече, 2007; стр. 3–96
  4. https://www.br.de/fernsehen/ard-alpha/sendungen/alpha-campus/classics/adel-verpflichtet-100.html
  5. Явно заниженная мною цифра, что «не менее ста тысяч» немцев стали подданными Российской империи, базируется, в частности, на работе эстонского исследователя Раймо Пуллата о развитии городского населения Эстонии в XVIII-м веке (Raimo Pullat: Die Stadtbevölkerung Estlands im 18. Jahrhundert; Mainz: Verlag Philipp von Zabern 1997). Следует учитывать, что население Ливонии, в особенности городское, значительно сократилось в результате эпидемии чумы 1709–1711 гг.
  6. Подробнее об этом: Вальтер Фризен. Империя Знаний. Dortmund-Bodelschwingh: AFZ ETHNOS 2014; ISBN: 978-5-4431-0047-0; Walther Friesen. Die Deutschen – ein Stammvolk Osteuropas. Dortmund: AFZ ETHNOS 2015; ISBN: 978-3-00-051613-9; Вальтер Фризен. Горизонты империи. Dortmund: AFZ ETHNOS 2016; ISBN: 978-3-96103-115-3
  7. Ключевский Василий Осипович: Русская история. Полный курс лекций. Лекция восемьдесят первая; http://bibliotekar.ru/rusKluch/81.htm
  8. Голенищевы-Кутузовы – знатный род, происходящий от «мужа честна» Гавриила, по сказаниям древних родословцев, выехавшего «из Прус» (т. е. Пруссии / Ливонии) в Новгород в княжение Александра Невского в 1-ой половине XIII века. М. И. Кутузов начал свою службу в Ливонии как флигель-адъютант ревельского генерал-губернатора фельдмаршала принца Гольштейн-Бекского (Peter August von Schleswig-Holstein-Sonderburg-Beck; 1696–1775). Дочь Кутузова Елизавета была супругой ливонского немца, штабс-капитана инженерных войск, Фѐдора Ивановича Тизенгаузена (Berend Gregor Ferdinand Graf von Tiesenhausen; 1782–1805), погибшего в ходе битвы под Аустерлицем. Кутузов был членом немецких масонских лож (Freimauer der Logen von Berlin und Frankfurt am Main).
  9. Помимо прочего, имеется ввиду созданная 30 сентября 1783 года альтернативная Императорская Российская академия, которую возглавила Е.Р. Дашкова. Этому учреждению вменялось разработать некий «славяно-российский язык». Научное же сообщество Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (с 1803 года – Императорская академия наук) ратовало за развитие общеимперского языка на основе нормированного языка науки, помимо прочего вобравшего в себя и «понятия западноевропейской культуры», в первую очередь – немецкой. Дашковская же «Российская академия» вступила на путь регресса: откату к ненормированному конгломерату «слов и речений», принадлежащих к разным языковым стилям, региональным и диалектальным формам, что наглядно продемонстрировало еѐ главное научное предприятие – издание «Толкового словаря русского языка»; см. также: Вальтер Фризен. Империя Знаний. Dortmund-Bodelschwingh: AFZ ETHNOS 2014; ISBN: 978-5-4431-0047-0.
  10. Н.Я. Данилевский: Россия и Европа; Глава III. Европа ли Россия?; http://vehi.net/danilevsky/rossiya/03.html
  11. В. Данилевский: Великий русский народ; Сталинград, 1946.
  12. Плеве, Игорь Рудольфович: Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века [Электронный ресурс]; Саратов: СГТУ 2011 стр. 71.
  13. Там же, стр. 76.
  14. Слово гугенот происходит от eyguenot – французского варианта швейцарско-немецкого eitgenôz (совр. нем. Eidgenosse) «собрат, соратник, союзник». Начиная с XIV века Eidgenosse официально обозначает просто гражданина Швейцарской Конфедерации.
  15. Руины родового замка Изенбург находятся на окраине Изенбурга (Isenburg/ Westerwald), что ныне в земельном районе Нойвид (Neuwied) парламентской республики Рейнланд-Пфальц (Rheinland-Pfalz).
  16. Höglund, Lars-Eric & Sallnas, Åke: The Great Northern War 1700–1721: Colours and Uniforms. Karlstad: Acedia Press, 2000.
  17. https://de.wikipedia.org/wiki/James_Craik#/media/File:James_Craik.jpg
  18. Священная Римская Империя (лат. Sacrum Romanum Imperium), с XV века –Священная Римская Империя Немецкого Народа (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae или Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae; нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) существовала с 962 по 1806 год; она объединяла многие государства Европы.
  19. См. примечание 13.
  20. Плеве И.Р., стр. 67
  21. Плеве И.Р., стр. 70.
  22. Плеве И.Р., стр. 71.
  23. Плеве И.Р., стр. 76.
  24. Alex Dreger. Die Auswanderung der Deutschen nach Russland im Spiegel der deutschsprachigen Presse im Jahre 1763; http://scientific-papers.afz-ethnos.org/index.php/2-uncategorised/20-alex-dreger-die-auswanderung-der-deutschen-nach-russland-im-spiegel-der-deutschsprachigen-presse-im-jahre-1763