Литургический цвет: зелёный
Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света. (Еф 5:8-9)
Wandelt als Kinder des Lichts; die Frucht des Lichts ist lauter Güte und Gerechtigkeit und Wahrheit. (Eph 5:8-9)
В Девятое воскресенье после Троицы (9-е из 23 зелёных воскресений 2019 года) // Der neunte Sonntag nach Trinitatis; День памяти святой Клары Сцеффи (Ассизской), девы (†1253); 11 августа 2019 года – воскресенье, календарный выходной день; ближайший рабочий день – 12 августа, понедельник; ближайшие длинные выходные: 2 ноября, суббота – 4 ноября, понедельник (3 дня); 21 июля 2019 года – это 2023-й день и 31-я неделя года; до конца месяца остаётся 20 дней, до конца года – 152 дня; это 244-й день нового церковного 2018/2019 года) – в Большом молельном зале старинной Лютеранской кирхи (К. Маркса, 26) с 10:00 на богослужении присутствовали 24 казанских лютеранина немецкой традиции, в т.ч. 10 русских, 4 татарина, 2 литовца, 1 уральский швед и 7 российских немцев:
- Аверкиева Ирина Валентиновна
- Вальц Вальтер Эдуардович
- Гончарова Алина Игоревна
- Данилова Зоя Леонидовна
- Диц Виктор Георгиевич
- Еремеев Олег Юрьевич
- Золотухин Максим Романович
- Каневская Марина Олеговна – органистка
- Кузнецов
- Кузнецова Алсу Абделкутдусовна
- Ламинавичюс Александр Васильевич
- Ламинавичюс Родион Александрович
- Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна – проповедница
- Муртазина Эльмира Исхаковна
- Сабиров Ильдар Хаерзянович
- Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
- Салагаева (Ромберг) Елена Леонидовна
- Смирнова (Венгель) Валерия Владимировна
- Утяшов Василий Васильевич
- Хусаинов Ильдар Гарифович
- Цайтлер Олег Евгеньевич – проповедник
- Центревич Людмила Владимировна
- Черноусов Геннадий Петрович
- Шарыпов (Банзен) Артур Тимурович
Соль земли, свет мира: чтение из Евангелия на это воскресенье стоит непосредственно после Заповедей Блаженства. И оно выдвигает стандарт, которому ученики Иисуса своими силами вряд ли могут соответствовать и от которого они снова и снова пытаются уходить. Но община Иисуса Христа – не один из многих «религиозных клубов». На земле не может быть жизни без света и без соли.
Чтение из Послания показывает, что из этого следует для «чад света»: уже невозможно участие в «бесплодных делах тьмы» – а где мы их встречаем-то в наши дни? А как выглядит плод Духа – благость, праведность и истина?
Ветхозаветное чтение говорит очень конкретно: «и перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпии … и не будут более учиться воевать».
Вторая молитва дня тоже метко говорит о готовности нести в тьму ясный свет Бога.
Богослужение сопровождалось чтениями из Библии Eph 5:8b-14 и Mt 5:13-16. На русском языке их прочитал Артур Тимурович Шарыпов (Банзен), на немецком – Виктор Георгиевич Диц.
Проповедь – по материалам 2-ой главы Книги Исайи (стихи 1-5) прочитал пастор Давыд Яковлевич Горн.
Книга Исайи – 23-я книга Ветхого Завета Библии. В библейском каноне – номер 23.
Об авторе. Исаия принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. По преданию, пророк Исаия умер мученической смертью во время правления царя Манассии, сменившего на престоле царя Езекию (ср. Евр 11:37).
О времени и обстоятельствах написания Книги. Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 днэ. Служение пророка приходится на период правления четырёх иудейских царей: Озии (ум. в 740 днэ), Иоафама (750-735 гг. днэ), Ахаза (735-715 гг. днэ) и Езекии (729-686 гг. днэ). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734-732 гг. днэ – гл.7-9); восстания против ассирийского владычества (713-711 гг. днэ – гл. 10-23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705-701 гг. днэ – гл. 28-32, 36-39).
Исаия видел отступничество царей и нечестие народа, и в гневных пророчествах, обличая язвы Иудеи и Израиля, предупреждал о бедах, которые постигнут народ Божий.
На протяжении второй половины VIII века днэ пророк обличал лицемерных (1:10-15), алчных (5:18), потакающих своим прихотям (5:11), циничных (5:19) правителей, которые своей развращённостью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6:1-10), так и судьбу всего народа (5:26-30). В 722 днэ Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36:1 – 37:37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведён в Вавилон (39:6-7), стало основой дальнейшего служения Исаии, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40:1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исаия предсказал падение языческого Вавилона (46:1 – 47:15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божьим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44:26 – 45:13). Исаия предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесёт народам праведный суд (42:1-4), установит новый завет с Господом (42:5-7), станет светом для язычников (49:1-7), возьмёт на Себя грехи всего мира и воскреснет из мёртвых (52:13 – 53:12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.
Пророк призывал израильский народ, возвратившийся в свою землю, вспомнить о верности Господу; в грядущем Царстве Божием проявится слава Господня в избавленных и спасённых Им, и они узрят новое небо и новую землю (65:1-25).
Lutherbibel 2017 / Die Epistel: Eph 5:8b-14
Das Leben im Licht
8. Denn ihr wart früher Finsternis; nun aber seid ihr Licht in dem Herrn. Wandelt als Kinder des Lichts;
9. die Frucht des Lichts ist lauter Güte und Gerechtigkeit und Wahrheit.
10. Prüft, was dem Herrn wohlgefällig ist,
11. und habt nicht Gemeinschaft mit den unfruchtbaren Werken der Finsternis; deckt sie vielmehr auf.
12. Denn was von ihnen heimlich getan wird, davon auch nur zu reden ist schändlich.
13. Das alles aber wird offenbar, wenn’s vom Licht aufgedeckt wird;
14. denn alles, was offenbar wird, das ist Licht. Darum heißt es: Wach auf, der du schläfst, und steh auf von den Toten, so wird dich Christus erleuchten.
Lutherbibel 2017 / Das Evangelium: Mt 5:13-16
Salz und Licht
13. Ihr seid das Salz der Erde. Wenn nun das Salz nicht mehr salzt, womit soll man salzen? Es ist zu nichts mehr nütze, als dass man es wegschüttet und lässt es von den Leuten zertreten.
14. Ihr seid das Licht der Welt. Es kann die Stadt, die auf einem Berge liegt, nicht verborgen sein.
15. Man zündet auch nicht ein Licht an und setzt es unter einen Scheffel, sondern auf einen Leuchter; so leuchtet es allen, die im Hause sind.
16. So lasst euer Licht leuchten vor den Leuten, damit sie eure guten Werke sehen und euren Vater im Himmel preisen.
Если же мы вспомним выпадавшие именно на этот день – 11 августа – события из истории России, европейской цивилизации и отечественного православного христианства, то не преминем упомянуть нижеследующее:
Воскресение, 11 августа 2019 года (29 июля 2019 по ст. ст.)
- Страдание святой мученицы девицы Серафимы (117-138)
- Страдание святого мученика Каллиника (III-IV)
- Святой мученик Евстафий Мцхетский (589)
- Преподобномученик Михаил Эдесский (IX)
- Преподобный Константин и сподвижник его Косма (XIII)
- Рождение Ея Императорского Высочества Великой Княжны Александры Павловны
В 1514 г. Вел. Князем Василием III гор. Смоленск был отвоёван у литовцев и возвращён в состав Русского государства
В 1566 состоялось посвящение игумена Соловецкого монастыря Филиппа в митрополита Московского и Всея Руси. Будущий святитель обещал, что отныне духовенство не будет вмешиваться в дела опричнины и мешать ей. Митрополит Филипп дал также своё пастырское благословение Царю Ивану IV Грозному на продолжение начатого дела и дал ему право именоваться игуменом опричных земель. Этим своим указом митрополит сразу нажил себе очень много смертельных врагов среди духовенства. Прошло чуть более 2 лет, когда заговорщикам всё-таки удалось его низложить
Ряд единоверческих (лютеранских) церквей Росси, в частности, ЕЛЦИ и СЕЛЦ, отмечает ежегодно 11 августа также канун Дня памяти о Павла Сперата (†1557)
Текст: В.Г. Диц
Фото: В.Я. Музафарова (Ильчер)