Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 25.08.2019
Лютеранское богослужение  25.08.2019

Лютеранское богослужение 25.08.2019

Литургический цвет: зелёный

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света. (Еф 5:8-9)

Wandelt als Kinder des Lichts; die Frucht des Lichts ist lauter Güte und Gerechtigkeit und Wahrheit. (Eph 5:8-9)

В Десятое воскресенье после Троицы (10-е из 23 зелёных воскресений 2019 года); Воскресенье Израиля // Der zehnte Sonntag nach Trinitatis (Israelsonntag); День памяти короля Людовика Святого (†1270); 25 августа 2019 года – воскресенье, календарный выходной день; ближайший рабочий день – 26 августа, понедельник; ближайшие длинные выходные: 2 ноября, суббота – 4 ноября, понедельник (3 дня); 25 августа 2019 года – это 237-й день года и 33-я неделя года по григорианскому календарю; до конца месяца остаётся 6 дней, до конца года – 128 дней; это 267-й день нового церковного 2018/2019 года) – в Большом молельном зале старинной Лютеранской кирхи (К. Маркса, 26) с 10:00 на богослужении присутствовали 22 казанских лютеранина немецкой традиции, в т.ч. 7 русских, 3 татарина, 1 исландец, 1 уральский швед и 10 российских немцев:

  • Артемьева Ирина Николаевна
  • Буева (Гейзер Ольга Вячеславовна
  • Бурганов Ринат Ризаевич
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Горбанова Карина – органистка
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Голубцова (Бетхер) Ольга Викторовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – проповедник
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Кузнецов Игорь Геннадьевич
  • Лидер Тамара Вольдемаровна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна – проповедница
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Реш Елена Андреевна
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Торстенссон Халлдор
  • Утешов Василий Васильевич
  • Фларит Зариф
  • Шарыпов (Банзен) Артур Тимурович

«Слушай, Израиль…» – так начинается «шма», основное исповедание израильского народа (см. ветхозаветное чтение на Первое воскресенье после Троицы). Десятое воскресенье после Троицы посвящено Израилю. Речь об отношениях между Израилем и Церковью. Какие здесь открываются проблемы, видно по тому, что новая немецкая Евангелическая Богослужебная Книга предлагает альтернативную возможность чтения из Евангелия – Марк 12:28-34: книжник, соединяющий «шма» с заповедями любви к Богу и к ближнему, согласно Иисусу «недалеко от Царствия Божия». Вероятно, этот текст выбран, чтобы высветить общие корни и общую основу веры. В старом чтении из Евангелия Иисус плачет о разрушении Иерусалима, которое Он предвидит, и толкует его как последствие недостатка «познания времени». Вовсе не обязательно понимать этот текст как обращённый против Израиля – слёзы Иисуса показывают Его любовь к Своему народу, а Церковь слишком часто в своей истории была слепа на оба глаза, когда речь шла о том, чтобы опознать знамения, которые Бог вписывал в её «время».

Апостол Павел, как мы читаем в чтении из Послания, тоже испытывает «великую печаль и непрестанное мучение сердцу», думая о своих «братьях»; ибо Израилю принадлежит – неизменно – «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования».

Ветхозаветное чтение подтверждает это высказывание и указывает на его место в истории народа: «вы будете Моим уделом из всех народов» или, в другом переводе, «прежде всех народов».

Богослужение сопровождалось чтениями из Библии Röm 11: 25-32 и Mk 12:28-34. На русском языке их прочитали Артур Тимурович Шарыпов (Банзен) и Андрей Анатольевич Деляев, на немецком – Виктор Георгиевич Диц.

Проповедь – по материалам 12-ой главы Евангелия от Марка (стихи 28-34) прочитал пастор Давыд Яковлевич Горн.

Евангелие от Марка – 2-я книга Нового Завета Библии. В библейском каноне – номер 41. В русском переводе Библии по Синодальному изданию 1876 года Евангелие от Марка содержит 16 глав, 678 стихов, 10.661 слово и 49.338 букв.

ОБ АВТОРЕ. Авторство Марка обосновывается некоторыми соображениями, лежащими за пределами евангельского текста. Во-первых, название «Евангелие от Марка», хотя и не является оригинальным, встречается во всех древних канонических списках и во многих древних рукописях, и потому полагают, что оно принадлежит, к очень раннему преданию. Во-вторых, ранние церковные авторитеты, такие, как Папий, который писал, что Марк был переводчиком апостола Петра, Иустин Мученик (150 г.), Ириней (185 г.) и Климент Александрийский (195 г.), единодушно утверждают, что автором второго Евангелия является Марк. Наконец, достоверность этих утверждений подкрепляется тем фактом, что на протяжении II и III вв. по Р.Х. неканонические книги всегда приписывали хорошо известным апостолам, а не таким малоизвестным лицам, как Иоанн Марк.

Также и само Евангелие содержит признаки, свидетельствующие в пользу авторства Марка: это и таинственное упоминание о юноше, который бежал от воинов, пришедших арестовать Иисуса, и упрощённая хронология событий, как бы иллюстрирующая проповедь Петра, изложенную в книге Деяния святых апостолов (Деян 3:13,14; 10:36-43).

О ВРЕМЕНИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НАПИСАНИЯ. Если считать, что Марк написал своё Евангелие при жизни Петра (со слов которого он описывал события, не будучи их свидетелем), то сделать это он мог не позднее 64-68гг.

Если же согласиться с тем, что Матфей и Лука пользовались Евангелием от Марка, то это Евангелие окажется самым ранним из синоптических Евангелий, поскольку Евангелие от Луки предшествует книге Деяния, которая является вторым томом солчинений Луки, а Деяния были закончены около 62 г. (когда обрывается их рассказ). Принято считать, что Марк писал своё Евангелие для Римской церкви или для христиан всей Италии. Это подтверждается тесным сотрудничеством Марка с Петром, который в 1Пет 5:13 обращается к христианам в «Вавилоне» (вероятно, подразумевая под «Вавилоном» Рим), многими «латинизмами» в греческом тексте Евангелия и упоминаниями возможных членов Римской церкви (15:21; ср. Рим 16:13). Кроме того, перевод семитских выражений (3:17; 5:41; 15:22) и объяснение иудейских обычаев (7:2-4; 15:42 свидетельствуют о том, что автор предполагал, что его читатели будут неевреи.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕМЫ. Целью Марка было представить письменное свидетельство двенадцати апостолов о фактах жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Именно в этом заключается для него вся суть евангельской вести (1:1). Он не ставил себе задачи написать биографию Иисуса Христа или полный отчёт о Его общественном служении. Историческая хроника сокращена у него до минимума и «подогнана» под «проповедническую» структуру: пролог (посвящение Иисуса на служение Иоанном Крестителем), общественное служение Иисуса в «языческой» (Мф 4:15) Галилее и прилегающих областях и, наконец, заключительное путешествие Иисуса в Иерусалим для того, чтобы принести Себя в жертву на кресте Голгофы. Из Евангелия от Иоанна следует, что Иисус, как минимум, пять раз посещало Иерусалим. Матфей и Лука гораздо полнее излагают учение Иисуса, но цель Марка, очевидно, иная. Используя исторические детали, он просто пытается дать изложение апостольской проповеди о значении креста Христова (Деян 1:21-22; 2:22-24; 1Кор 2:2).

Марк показывает Божественность Иисуса как Сына Божия и Сына Человеческого (1611; 2:10,28; 3:11; 5:7; 9:7; 14:62; 15:39), привлекая внимание читателей к желанию Иисуса скрыть Свою истинную природу Мессии и Сына Божия (так называемый «мессианский секрет») от тех, кто неизбежно истолковал бы полученное знание внимательно (1:34,44;3:12; 5:43; 7:36,37; 8:26,30; 9:9).

Марк подчёркивает важность проповеди и изучения евангельской вести не только как богословской истины, но как «силы Божьей» (12:24; ср. Рим 1:16).

Марк также пишет об отношении Иисуса к язычникам и тем самым обосновывает закономерность проповеди благой вести неиудеям. Эта идея видна в основной структуре Евангелия, в объяснении иудейских выражений и обычаев, в наличии в тексте «латинизмов», в заявлении о том, что храм предназначен быть «домом молитвы для всех народов» (11:17) и в заключительном (в этом Евангелии) возвышенном христологическом исповедании, которое прозвучало именно из уст язычника (15:39).

Lutherbibel 2017 / Die Epistel: Röm 5:25-32

Ganz Israel wird gerettet werden

25. Ich will euch, Brüder und Schwestern, dieses Geheimnis nicht verhehlen, damit ihr euch nicht selbst für klug haltet: Verstockung ist einem Teil Israels widerfahren, bis die volle Zahl der Heiden hinzugekommen ist.

26. Und so wird ganz Israel gerettet werden, wie geschrieben steht (Jesaja 59,20; Jeremia 31,33): »Es wird kommen aus Zion der Erlöser; der wird abwenden alle Gottlosigkeit von Jakob.

27. Und dies ist mein Bund mit ihnen, wenn ich ihre Sünden wegnehmen werde.«

28. Nach dem Evangelium sind sie zwar Feinde um euretwillen; aber nach der Erwählung sind sie Geliebte um der Väter willen.

29. Denn Gottes Gaben und Berufung können ihn nicht gereuen.

30. Denn wie ihr einst Gott ungehorsam gewesen seid, nun aber Barmherzigkeit erlangt habt wegen ihres Ungehorsams,

31. so sind auch jene jetzt ungehorsam geworden wegen der Barmherzigkeit, die euch widerfahren ist, damit auch sie jetzt Barmherzigkeit erlangen.

32. Denn Gott hat alle eingeschlossen in den Ungehorsam, damit er sich aller erbarme.

Lutherbibel 2017 / Das Evangelium: Mt 12:28-34

Die Frage nach dem höchsten Gebot

28. Und es trat zu ihm einer der Schriftgelehrten, der ihnen zugehört hatte, wie sie miteinander stritten. Als er sah, dass er ihnen gut geantwortet hatte, fragte er ihn: Welches ist das höchste Gebot von allen?

29. Jesus antwortete: Das höchste Gebot ist das: »Höre, Israel, der Herr, unser Gott, ist der Herr allein,

30. und du sollst den Herrn, deinen Gott, lieben von ganzem Herzen, von ganzer Seele, von ganzem Gemüt und mit all deiner Kraft« (5.Mose 6,4-5).

31. Das andre ist dies: »Du sollst deinen Nächsten lieben wie dich selbst«(3.Mose 19,18). Es ist kein anderes Gebot größer als diese.

32. Und der Schriftgelehrte sprach zu ihm: Ja, Meister, du hast recht geredet! Er ist einer, und ist kein anderer außer ihm;

33. und ihn lieben von ganzem Herzen, von ganzem Gemüt und mit aller Kraft, und seinen Nächsten lieben wie sich selbst, das ist mehr als alle Brandopfer und Schlachtopfer.

34. Da Jesus sah, dass er verständig antwortete, sprach er zu ihm: Du bist nicht fern vom Reich Gottes. Und niemand wagte mehr, ihn zu fragen.

Если же мы вспомним выпадавшие именно на этот день – 25 августа  – события из истории России, европейской цивилизации и отечественного православного христианства, то не преминем упомянуть нижеследующее:

Воскресение, 25 августа 2019 года (12 августа 2019 по ст. ст.)

Святые мученики Фотий и Аникита (305-306)

Память святого священномученика Александра, епископа Команского (III)

Память святых мучеников Памфила и Капитона (?)

В 1479 г. митрополитом Геронтием был освящён новый Успенский Собор в Московском Кремле (заложен Великим Князем III Васильевичем (род. в 1440, правил в 1462-1505) в 1475 вместо обветшавшего старого. Для строительства Собора был приглашен итальянский мастер Аристотель Фиоравенти)/ Удовлетворённый удачным опытом строительства, Иоанн III стал приглашать к себе художников из Италии, построив церковь Благовещения на великокняжеском дворе, а за ней на площади в 1491 г. была возведена Грановитая палата, новые кремлёвские стены и башни над Боровицкими и Константино-Еленскими воротами, а также Свибловская, Беклемишевская и Фроловская башни, а затем новый Архангельский собор, а в 1488 г. была отлита Царь-пушка

В 1906 г. революционеры взорвали дачу П.А. Столыпина на Аптекарском о-ве в Петербурге. Сам премьер не пострадал. Убитых и умерших от ран – 32 и около 30 раненых


Ряд единоверческих (лютеранских) церквей Росси, в частности, ЕЛЦИ и СЕЛЦ, отмечает ежегодно 25 августа также канун Дня памяти Ульфилы, апостола готов (†381)

Текст: В.Г. Диц
Фото: В.Я. Музафарова (Ильчер)