Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 6.10.2019
Лютеранское богослужение 6.10.2019

Лютеранское богослужение 6.10.2019

Праздник благодарения за урожай

Литургический цвет: зелёный

И на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф. (Агг 2:9)

Павел пишет: Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами. (Флп 4:9)

Ich will Frieden geben an dieser Stätte, spricht der Herr Zebaoth. (Haggai 2:9)

Paulus schreibt: Was ihr gelernt und empfangen und erhört und gesehen habt an mir, das tut; so wird der Gott des Friedens mit euch sein. (Philipper 4:9)

В Шестнадцатое воскресенье после Троицы (16-е из 23 зелёных воскресений 2019 года); День благодарения за урожай // Der sechszehnte Sonntag nach Trinitatis (Erntedankfest); День памяти  Уильяма Тиндейла (†1536);; 6 октября 2019 года – воскресенье, календарный выходной день; ближайший рабочий день – 7 октября, понедельник; ближайшие длинные выходные: 2 ноября, суббота – 4 ноября, понедельник (3 дня); 6 октября 2019 года – это 279-й день года и 39-я неделя года по григорианскому календарю; до конца месяца остаётся 25 дней, до конца года – 86 дней; это 309-й день нового церковного 2018/2019 года) – в Большом молельном зале старинной Лютеранской кирхи (К. Маркса, 26) с 10:00 на богослужении присутствовали 43 казанских лютеранина немецкой традиции, в т.ч. 13 русских, 3 татарина, 1 исландец, 1 уральский швед, 2 литовца, 2 таджички и 21 российский немец:

  • Аверкиева Ирина Валентиновна
  • Артемьева Ирина Николаевна
  • Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна
  • Банзен Артур Тимурович
  • Бурганов Ринат Ризаевич
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Габдулханова Асия Назиповна
  • Ганский Эдуард Эдмундович
  • Голубцова (Бетхер) Ольга Викторовна
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – проповедник
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Дынник (Бух) Владимир Геннадьевич
  • Жарова (Зимон) Валентина Андреевна
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Ламинавичюс Александр Васильевич
  • Ламинавичюс Родион Александрович
  • Лидер Тамара Вольдемаровна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна – проповедница
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Новикова Анна Олеговна
  • Нуруллоева Фарида Содиковна – органистка
  • Нуруллоева Нигора Содиковна – скрипачка
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Реш Елена Андреевна
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Салагаева (Ромберг) Елена Леонидовна
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Торстенссон Халлдор
  • Утешов Василий Васильевич
  • Центревич Людмила Владимировна
  • Черноусов Геннадий Петрович
  • Черноусова Ольга Валентиновна
  • Шиллер Дмитрий Августович
  • Шиллер Серафима Дмитриевна
  • Шиллер София Дмитриевна
  • Шиллер София Исаковна
  • Штерн Василий Анатольевич
  • Штерн Марк Васильевич

С пятого века Церковь празднует день благодарения за урожай. Это один из немногих праздников, которые прямо связывают естественный год с церковным годом. Зачастую этот день совпадал с днём архангела Михаила (29 сентября), так как в этот день задумывались о том, как действуют ангельские силы и как их сила проявляется в природе. Другие реформаторские календари связывали этот праздник с днем Варфоломея (24 августа), воскресеньем после дня св. Эгидия (1 сентября) или после дня св. Мартина (11 ноября). В некоторых регионах ещё есть отголоски этих старых традиций. Но потом этот день перенесли на воскресенье после дня архангела Михаила. В странах/местностях, в которых время урожая расходится с этим временем, имеет смысл не ориентироваться по дню архангела Михаила, а праздновать во время/после урожая.

Ветхозаветное чтение ставит день благодарения за урожай под знак готовности делиться. При этом речь идёт не только о хлебе, но и – как показывает этот текст – о ночлеге, одежде, о справедливости, об ответственности за других людей вообще. С этим связано великое обетование: «и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды не иссякают». Поэтому новое чтение для дня урожая, которое уже встречалось нам в 15-е воскресенье после Троицы (Матфей 6:25-34), имеет смысл толковать в контексте этого чтения: если мы так делимся всем необходимым для жизни в горизонте Царства Божьего и его праведности, то мы освобождаемся от всякой боязливой, эгоистичной заботы о завтрашнем дне.

Чтение из Послания тоже говорит о том, чтобы делиться жизненно необходимым – апостол Павел собирает пожертвования для общины в Иерусалиме.

Если выбрать старое чтение из Евангелия – притчу о безрассудном богаче (Лука 12:[13-14]15-21), то мы усиливаем акцент на моменте покаяния и ожидания последних времён, которые, как кажется на первый взгляд, хуже сочетаются с радостным настроением дня благодарения за урожай. Но нельзя забыть о том, что и ветхозаветное чтение по сути является призывом к покаянию.

Богослужение сопровождалось чтениями из Библии 2Kor 9:6-15 и Mk 8:1-9. На русском языке их прочитали Артур Тимурович Шарыпов (Банзен) и Виктор Георгиевич Диц, на немецком – Светлана Конрадовна Балобанова (Вельш). Проповедь – по материалам 58-ой главы Книги Исайи (стихи 7-12) прочитал пастор Давыд Яковлевич Горн.

Книга Исайи – 23-я книга Ветхого Завета Библии. В библейском каноне – номер 23. Содержит 66 глав, 1.291 стих, 25.734 слова, 123.022 буквы.

Об авторе. Исаия принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. По преданию, пророк Исаия умер мученической смертью во время правления царя Манассии, сменившего на престоле царя Езекию (ср. Евр 11:37).

О времени и обстоятельствах написания Книги. Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 днэ. Служение пророка приходится на период правления четырёх иудейских царей: Озии (ум. в 740 днэ), Иоафама (750-735 гг. днэ), Ахаза (735-715 гг. днэ) и Езекии (729-686 гг. днэ). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734-732 гг. днэ – гл.7-9); восстания против ассирийского владычества (713-711 гг. днэ – гл. 10-23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705-701 гг. днэ – гл. 28-32, 36-39).

Исаия видел отступничество царей и нечестие народа, и в гневных пророчествах, обличая язвы Иудеи и Израиля, предупреждал о бедах, которые постигнут народ Божий.

На протяжении второй половины VIII века днэ пророк обличал лицемерных (1:10-15), алчных (5:18), потакающих своим прихотям (5:11), циничных (5:19) правителей, которые своей развращённостью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6:1-10), так и судьбу всего народа (5:26-30). В 722 днэ Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36:1 – 37:37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведён в Вавилон (39:6-7), стало основой дальнейшего служения Исаии, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40:1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исаия предсказал падение языческого Вавилона (46:1 – 47:15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божьим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44:26 – 45:13). Исаия предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесёт народам праведный суд (42:1-4), установит новый завет с Господом (42:5-7), станет светом для язычников (49:1-7), возьмёт на Себя грехи всего мира и воскреснет из мёртвых (52:13 – 53:12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.

Пророк призывал израильский народ, возвратившийся в свою землю, вспомнить о верности Господу; в грядущем Царстве Божием проявится слава Господня в избавленных и спасённых Им, и они узрят новое небо и новую землю (65:1-25).

Lutherbibel 2017 / Die Epistel: 2Kor 9:6-15

Der Segen des Gebens

6. Ich meine aber dies: Wer da kärglich sät, der wird auch kärglich ernten; und wer da sät im Segen, der wird auch ernten im Segen.

7. Ein jeder, wie er’s sich im Herzen vorgenommen hat, nicht mit Unwillen oder aus Zwang; denn einen fröhlichen Geber hat Gott lieb.

8. Gott aber kann machen, dass alle Gnade unter euch reichlich sei, damit ihr in allen Dingen allezeit volle Genüge habt und noch reich seid zu jedem guten Werk;

9. wie geschrieben steht (Psalm 112,9): »Er hat ausgestreut und den Armen gegeben; seine Gerechtigkeit bleibt in Ewigkeit.«

10. Der aber Samen gibt dem Sämann und Brot zur Speise, der wird auch euch Samen geben und ihn mehren und wachsen lassen die Früchte eurer Gerechtigkeit.

11. So werdet ihr reich sein in allen Dingen, zu geben in aller Lauterkeit, die durch uns wirkt Danksagung an Gott.

12. Denn der Dienst dieser Sammlung füllt nicht allein aus, woran es den Heiligen mangelt, sondern wirkt auch überschwänglich darin, dass viele Gott danken.

13. Um dieses treuen Dienstes willen preisen sie Gott für euren Gehorsam im Bekenntnis zum Evangelium Christi und für die Lauterkeit eurer Gemeinschaft mit ihnen und allen.

14. Und in ihrem Gebet für euch sehnen sie sich nach euch wegen der überschwänglichen Gnade Gottes bei euch.

15. Gott aber sei Dank für seine unaussprechliche Gabe!

Lutherbibel 2017 / Das Evangelium: Mk 8:1-9

Die Speisung der Viertausend

1. Zu der Zeit, als wieder eine große Menge da war und sie nichts zu essen hatten, rief Jesus die Jünger zu sich und sprach zu ihnen:

2. Mich jammert das Volk, denn sie harren nun schon drei Tage bei mir aus und haben nichts zu essen.

3. Und wenn ich sie hungrig heimgehen ließe, würden sie auf dem Wege verschmachten; denn einige sind von ferne gekommen.

4. Seine Jünger antworteten ihm: Woher nehmen wir Brot hier in der Einöde, dass wir sie sättigen?

5. Und er fragte sie: Wie viele Brote habt ihr? Sie sprachen: Sieben.

6. Und er gebot dem Volk, sich auf die Erde zu lagern. Und er nahm die sieben Brote, dankte, brach sie und gab sie seinen Jüngern, dass sie sie austeilten, und sie teilten sie unter das Volk aus.

7. Sie hatten auch einige Fische; und er sprach den Segen darüber und ließ auch diese austeilen.

8. Und sie aßen und wurden satt. Und sie sammelten die übrigen Brocken auf, sieben Körbe voll.

9. Es waren aber etwa viertausend; und er ließ sie gehen.

Если же мы вспомним выпадавшие именно на этот день – 6 октября – события из истории России, европейской цивилизации и отечественного православного христианства, то не преминем упомянуть нижеследующее:

Воскресение, 6 октября 2019 года (23 сентября 2019 по ст. ст.)

  • Слово на зачатие честного и славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
  • Память святых мучеников Андрея, Иоанна, Петра и Антонина (IX)
  • Память святой мученицы Ираиды (ок. 308)
  • Житие преподобной Поликсении (109)
  • Словенская икона Божией Матери (1635)

В 1781 г. родилась Великая Княгиня Анна Федоровна, супруга Великого Князя Константина Павловича, в Готе

В 1860 г. умер философ, основатель славянофильства, поэт Алексей Степанович Хомяков (род. 1 мая 1804 г.)

В 1991 г. убит перед выступлением на концерте в Ленинграде талантливый певец-патриот Игорь Владимирович Тальков. Подозреваемый в убийстве Шляфман скрылся в Израиле


Ряд единоверческих (лютеранских) церквей России в частности, ЕЛЦИ и СЕЛЦ, отмечает ежегодно 6 октября также канун Дня памяти Генриха Альберта (†6.10.1651).

Текст: В.Г. Диц
Фото: В.Я. Музафарова (Ильчер)