Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 21.03.2021
Лютеранское богослужение 21.03.2021

Лютеранское богослужение 21.03.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch März 2021: Jesus antwortete: Ich sage euch: Wenn diese schweigen werden, so werden die Steine schreien. Lukas 19:40

Иисус сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Лк 19:40

21 марта 2021 года, в Пятое воскресенье Страстного времени (Суди меня, Боже. Пс 42:1) // 5. Sonntag der Passionszeit (Schaffe mir Recht, Gott!Psalm 43:1) – лц фиолетовый – в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения тринадцатого в этом году богослужения собрались 14 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 7 российских немцев:

  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Ламинавичюс Александр Васильевич
  • Ламинавичюс Родион Александрович
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильевна
  • Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна
  • Нуруллоева Фарида Содиковна – органистка
  • Панкратов (Шультайс) Олег Евгеньевич
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Послание: Евр 5:1-10. Читал – по-русски – Андрей Анатольевич Деляев.
  • Евангелие: Мк 10:35-45. Читал – также по-русски – Андрей Анатольевич Деляев.
  • Проповедь: Быт 22:1-19. Читал – по-русски – пастор Давыд Яковлевич Горн.

В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы – информация об отмечаемых сегодня по календарю нашей общины Днях памяти трёх христиан; имена первых двух из них, Николая из Флюэ и Бенедикта Нурсийского, отшельников, внесены в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender), а имя третьего, архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, зафиксировано в этот день, 21 марта, как День памяти в календарях Евангелическо-лютеранской церкви в Америке и Англиканской церкви.


Николай (Никлаус) из Флюэ (нем. Niklaus von Flüe; *1417, кантон Обвальден – †21.03.1487, Флюэли-Ранфт, Обвальден) – швейцарский отшельник, аскет и мистик, святой (с 1947) патрон-покровитель Швейцарии.

Николай из Флюэ родился в крестьянской семье. В 1440-1444 он офицером участвовал в Старой Цюрихской войне. После её окончания Николай женился на Доротее Висс, с которой родил десятерых детей. Он был состоятельным крестьянином, входил в Совет кантона Швиц и исполнял должность судьи в своей общине. В 1467, когда его старший сын стал уже совершеннолетним и мог содержать семью, Николай, с согласия своей жены, покинул их дом и стал эремитом-отшельником. Сначала Никлаус совершил паломничество на северо-запад, вдоль верхнего течения Рейна, однако в районе Листаля его посетило святое видение, и отшельник вернулся в ущелье Ранфт, где поселился и вёл аскетический образ жизни, всего в часе пути от своего родного дома. Современники изображали Никлауса худым, измождённым и бородатым, с посохом в руке и чётками Bätti в руке (от нем. beten – молиться), состоящими из шнура с нанизанными на него 50 камешками.

Брат Клаус, как называли его местные крестьяне, проводил своё время в длительных молениях и благочестивых размышлениях, в первую очередь о муках и мученичестве Христа. Его постоянно посещали различного рода мистические видения; первые из них, по утверждению Никлауса, он видел ещё в чреве матери, до своего рождения. Другим святым подвигом отшельника были его голодания, так как кроме евхаристии он в течение последних 19 лет своей жизни не принимал никакой пищи. Жажду же Николай из Флюэ утолял лишь чистой водой из родника. Всё это было подтверждено учреждённой местным епископом комиссией. Многие из детей и потомков «брата Клауса» позднее занимали важные посты и стали известными личностями в швейцарской истории [например, его внук Конрад Шойбер (1481-1559) – судья, крупный землевладелец и эремит].

Никлаус из Флюэ занимался также политикой, будучи советником некоторых европейских правителей XV столетия. Так, его посещал специальный представитель миланского герцога Лодовико Сфорца и вёл с Никлаусом долгие политические беседы, после которых герцог письменно благодарил эремита. Важную роль он также сыграл в так называемом Станском соглашении, когда в 1481 начался раздор между городами Люцерн, Цюрих и Берн с одной стороны, и сельскими кантонами Ури, Швиц, Унтер-вальден, Гларус и Цуг – с другой. Разногласия зашли так далеко, что ожидался скорый развал Конфедерации. В ночь на 22 декабря станский пастор посетил брата Клауса, и долго беседовал с ним. Получив нужный совет, пастор вернулся в Станс, собрал враждующих представителей городов и общин и изложил решение, доверенное ему Никлаусом. После двухчасовых переговоров обе стороны пришли к соглашению и выработали новый «союзный договор», к которому присоединились кантоны Фрибур и Золотурн. Одним из главных руководящих принципов брата Клауса в отношении швейцарской политики были: держаться подальше от интересов крупных держав и не впутываться в чужие дела.

Канонизация

Вскоре после смерти брата Клауса его могила и скит стали местом паломничества, одним из важнейших в Швейцарии. В 1669 он был причислен к числу блаженных, а 15 мая 1947 – святых. Так как день смерти св. Никлауса (21 марта) совпал с празднованием дня патрона Европы, св. Бенедикта Нурсийского, папой Пием XII был определён день св. Никлауса 25 сентября. Брат Клаус считается святым патроном-защитником кантона Обвальден и всей Швейцарии.

Рецепция

Николаю из Флюэ посвятил свою одноимённую ораторию Артюр Онеггер, на текст «драматической легенды» Дени де Ружмона. Партитура была закончена в 1939, сценическая премьера состоялась в Невшателе в 1941.


Бенедикт Нурсийский (Венедикт Нурсийский; лат. Benedictus Nursiae; Святой Бенедикт; *2.03.480, Норча, Умбрия – 21.03.547 или 23.03.547, Монтекассино, Кассино) – ре-форматор западноевропейского монашества, основатель первого в Европе монастырского ордена (на горе Кассино; 529 год) со строгим уставом, скоро получившим широкое распространение в Западной Европе (монахи-бенедиктинцы), святой католической и православной церквей (в православной традиции причислен к лику преподобных). Небесный покровитель Европы.

Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого, папы Римского.

Художественно-символически изображается либо в одеянии чёрного цвета бенедиктинцев, либо в белом одеянии монахов-камальдулов, и держащим розги, орудие изгнания бесов и наказания монахов.

Бенедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но, не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде (совр. Аффиле), местечке в горах, расположенном неподалеку от Субиако. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу.

По прошествии некоторого времени Бенедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из монашеской общины, расположенной рядом с Субьяко, помогла ему. Монах показал Бенедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился и физически и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монашеских поселений, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть это место и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.

Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.

Около 530 года зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Бенедикта переселиться на юг, на гору близ Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино, который впоследствии был признан первым в Европе официальным монастырём. Монастыри, существовавшие до этого, представляли собой лишь спонтанные монашеские поселения и общины, лишенные какой-либо организации, структуры и правил. Бенедикт же впервые создал монастырь как системное учреждение, имевшее чёткую структуру, регламент, устав. Существовавшее на горе языческое святилище он превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство. Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.

По преданию, Бенедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю.

Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орденом бенедиктинцев, Бенедикт около 540 года составил свой знаменитый «Устав Святого Бенедикта», который стал фундаментом не только для бенедиктинцев, но и для всего западного монашества. Устав во многом базировался на восточных уставах Пахомия Великого и Василия Великого, однако содержал ряд специфических черт.

Умер св. Бенедикт в 547 в основанном им монастыре Монте-Кассино. В 1964 папа Павел VI провозгласил св. Бенедикта покровителем Европы. День его памяти в католической церкви – 11 июля, в православной церкви (под именем св. Венедикта) – 27 марта.

Устав св. Бенедикта

Устав св. Бенедикта (лат. Regula Benedicti) творчески вбирает в себя традицию древнегалльского монашества, монашества св. Августина и восточного монашества, с которым св. Бенедикт познакомился через сочинения св. Василия Великого и св. Иоанна Кассиана. Одним из источников для Устава святого Бенедикта служил также анонимный монашеский устав «Правила Учителя» (лат. Regula magistri). В целом, устав св. Бенедикта очень практичен, в нём сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности. «Должны мы учредить отряд божественной службы» – «Constituenda est ergo a nobis dominici schola servitii». Поэтому и деятельность монаха выражается словом «militare» – «служить»; и устав не что иное, как «lex, sub qua militare vis» – закон, ненарушимый и непреложный, как непреложен закон воинской дисциплины. «Святой устав» содержит всё нужное для воина Господня; это – «устав-наставник». Устав Бенедикта предназначается для большинства, для средних людей, ставя себе целью воспитание их в духе монашеского идеала. Очень сильно подчёркнут в уставе принцип киновии (общежительского монашества) и принцип монастырской автономии. Сильно подчёркивается в уставе необходимость воспитания смирения, которое, по Бенедикту, важнее суровой аскезы. Уход от мира, понимается, в том числе, и как материальная  независимость  монастыря от внешнего мира, таким образом, личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря. Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Св. Писания и творений Отцов Церкви, но главная часть молитв до мелочей определена уставом, а индивидуальная работа стеснена до крайних пределов: полагаться на свои силы может только испытанный анахорет.

Уставу св. Бенедикта до сегодняшнего времени следуют бенедиктинцы, цистерцианцы, трапписты, оливетанцы и, в основных чертах и духе, также картезианцы, имеющие при этом свои особые правила.

Широко известны 72 правила из Устава:

  • Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.
  • Любить ближнего, как самого себя.
  • Не убивать.
  • Не предаваться блуду.
  • Не красть.
  • Не завидовать.
  • Не лжесвидетельствовать.
  • Уважать всех людей.
  • Не делать другим того, чего бы мы не желали себе.
  • Отвергаться самого себя.
  • Умерщвлять свою плоть.
  • Не привязываться к тому, что приятно чувствам.
  • Любить пост.
  • Облегчать участь бедных.
  • Одевать нагих.
  • Посещать больных.
  • Хоронить мёртвых.
  • Поддерживать находящихся в испытании.
  • Утешать печальных.
  • Чуждаться мирских нравов.
  • Не предпочитать ничего любви Христовой.
  • Не предаваться гневу.
  • Не помышлять о мщении.
  • Не хранить в сердце лукавства.
  • Не давать ложного мира.
  • Не оставлять милосердия.
  • Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником.
  • Быть правдивым сердцем, также как и устами.
  • Не воздавать злом за зло.
  • Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, что будет сделана нам.
  • Любить своих врагов.
  • Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением.
  • Терпеть гонение за правду.
  • Не быть надменным.
  • Не быть пристрастным к вину.
  • Не быть жадным к еде.
  • Не быть любителем поспать.
  • Не быть ленивым.
  • Не роптать.
  • Не клеветать.
  • Полагать надежду на Бога.
  • Приписывать Богу то доброе, что найдёшь в себе.
  • В зле всегда обвинять самого себя.
  • Помнить о судном дне.
  • Страшиться ада.
  • Всеми силами души стремиться к жизни вечной.
  • Всегда помнить о смерти.
  • Всегда следить за своими поступками.
  • Быть уверенным, что Бог видит нас везде.
  • Разбивать о Христа все недобрые мысли, как только они возникают в сердце.
  • И открывать их старцу, опытному в делах духовных.
  • Хранить уста от всякого злого слова.
  • Не любить многословия.
  • Не говорить праздных слов.
  • Не любить слишком часто и громко смеяться.
  • Охотно внимать духовному чтению.
  • Часто предаваться молитве.
  • Каждый день в молитве со слезами исповедовать Богу прошедшие прегрешения и впредь от них исправляться.
  • Не исполнять пожеланий плоти.
  • Ненавидеть свою волю. Во всем повиноваться наставлениям игумена, даже если – избави Бог – он противоречит себе делами, помня завет Господень: «Что они говорят, то делайте, по делам же их не поступайте».
  • Не стараться прослыть святым, прежде чем станешь им.
  • Каждый день исполнять жизнью заветы Господа.
  • Любить чистоту.
  • Избегать ненависти.
  • Не ревновать и не поддаваться зависти.
  • Не любить споров.
  • Избегать почестей.
  • Почитать старших.
  • Любить младших.
  • Молиться за врагов, в любви Христовой.
  • До захода солнца мириться с теми, с кем разделила нас распря.
  • Никогда не отчаиваться в милосердии Божием.

Иконография

Св. Бенедикт изображается в чёрном монашеском облачении. Иконографические символы: устав, жезл аббата, пучок розг, треснувший кубок или кубок со змеёй (указание на попытку отравления), ворон с куском хлеба в клюве. Первые изображения св. Бенедикта датируются VIII веком.

Богослужебное почитание

Папа Павел VI нарёк Бенедикта покровителем Европы в 1964 году. В 1980 году папа Иоанн Павел II объявил его со-покровителем Европы вместе с Кириллом и Мефодием. Кроме того, он является покровителем спелеологов.

В «Общем римском календаре» до 1970 года его праздник отмечается 21 марта, в день его смерти, согласно некоторым рукописям Martyrologium Hieronymianum и Беде. Поскольку в этот день его день всегда затруднён соблюдением Великого поста, в редакции «Общего римского календаря» 1969 года его день перенесен на 11 июля, дату, которая появляется в некоторых галльских литургических книгах конца 8-го века как праздник в честь его рождения. Есть некоторая неуверенность в происхождении этого праздника. Соответственно, 21 марта римский мартиролог в полторы строки упоминает, что это день смерти Бенедикта и что его поминовение отмечается 11 июля, а 11 июля в семи строках говорится о нём и упоминается традиция, он умер 21 марта.

У англиканской церкви нет единого универсального календаря, но свой календарь святых публикуется в каждой провинции. Почти во всех из них день святого Бенедикта отмечается 11 июля.

Православная церковь

В Православной церкви память преподобного Бенедикта совершается 14 марта (27 марта) и выпадает всегда на период Великого поста, поэтому служба Венедикту совмещается со службой из Постной Триоди. Память Венедикта относится к числу вседневных праздников. Сама служба непосредственно Венедикту состоит из трёх стихир второго гласа на «Господи воззвах», и канона второго гласа, написанного в IX веке преподобным Иосифом. Краегранесие канона: «Песнь принесу мудрому Венедикту» («Ὕμνον προσάξω τῷ σοφῷ Βενεδίκτῳ»). Тропарь отсутствует. В мартовской славянской Минеи есть кондак шестого гласа, в современной греческой Минеи кондак отсутствует.

Медаль святого Бенедикта

Эта религиозная медаль изначально произошла от креста в честь святого Бенедикта. На одной стороне медали изображен Святой Бенедикт, держащий Священное Правило в левой руке и крест в правой. С одной стороны от него ворон, с другой – чаша. На внешнем поле медали есть слова «Да укрепит нас его присутствие в час нашей смерти» (лат. Eius in obitu nostro praesentia muniamur). На другой стороне медали есть крест с инициалами CSSML на вертикальной полосе, означающий «Да будет Святой Крест моим светом» (лат. Crux Sacra Sit Mihi Lux), а на горизонтальной полосе – инициалы NDSMD, которые обозначают «Пусть не дракон будет моим проводником» (лат. Non Draco Sit Mihi Dux). Инициалы CSPB обозначают «Крест Святого Отца Бенедикта» (лат. Crux Sancti Patris Benedicti) и расположены на внутренних углах креста. В большинстве случаев вверху креста можно найти надпись «PAX» (мир) или христограмму «IHS». На краю медали с этой стороны расположены инициалы Vade retro, Satana VRSNSMV, которые означают «Беги, сатана, не искушай меня своим тщеславием» (лат. Vade Retro Satana, Nonquam Suade Mihi Vana), затем пробел, за которым следует инициалы SMQLIVB, которые означает «Зло то, что ты предлагаешь, выпей этот яд сам» (лат. Sunt Mala Quae Libas, Ipse Venena Bibas).

Эта медаль была впервые отчеканена в 1880 в ознаменование четырнадцатого столетия со дня рождения Бенедикта и также называется Юбилейной медалью; однако её точное происхождение неизвестно. В 1647 во время судебного процесса по делу о колдовстве в Наттернберге возле аббатства Меттен в Баварии обвиняемые женщины показали, что у них нет власти над Меттеном, который находился под защитой креста. В ходе расследования было обнаружено несколько раскрашенных крестов на стенах аббатства с буквами, которые теперь можно найти на медалях Святого Бенедикта, но их значение было забыто. В конце концов, была найдена рукопись, написанная в 1415 году, с изображением Бенедикта, держащего свиток в одной руке и посох, заканчивающийся крестом в другой. На свитке и посохе были написаны полные слова инициалов, содержащихся на крестах. Затем медали начали чеканить в Германии, которые затем распространились по всей Европе. Эта медаль была впервые утверждена папой Бенедиктом XIV в его буллах от 23 декабря 1741 и 12 марта 1742.

Бенедикт был также целью многих коллекционеров-нумизматов по всему миру. Одной из них является австрийская монета из серии «Христианские религиозные ордена» за 50 евро, выпущенный 13 марта 2002.

Влияние

Раннее средневековье было названо «столетиями бенедиктинцев». В апреле 2008 папа Бенедикт XVI прокомментировал влияние святого Бенедикта на Западную Европу. Папа сказал, что «своей жизнью и работой святой Бенедикт оказал фундаментальное влияние на развитие европейской цивилизации и культуры» и помог Европе выйти из «тёмной ночи истории», последовавшей за падением Римской империи.

Бенедикт внёс больше, чем кто-либо другой, в развитие монашества на Западе. Его «Устав» был основополагающим документом для тысяч религиозных общин в средние века. По сей день «Устав» Святого Бенедикта является наиболее распространённым и влиятельным Правилом, используемым монастырями и монахами более чем через 1400 лет после его написания. Сегодня бенедиктинское семейство монашества представлено ​​двумя ветвями: бенедиктинской федерацией и цистерцианцами.

На месте рождения Бенедикта и Схоластики в 1400-х годах была построена базилика. Руины их семейного дома были выкопаны из-под церкви и сохранены. Землетрясение 30 октября 2016 полностью разрушило структуру базилики, в результате чего остались стоять только передний фасад и алтарь.


Томас Кранмер (*2.07.1489, Аслоктон, Ноттингемшир – † 21.03.1556,Оксфорд) – английский архиепископ Кентерберийский (1533-1556), реформатором.

Кранмер учился в Кембридже и в 1515 получил степень магистра и стипендию в колледже Иисуса. В 1523 получил докторскую степень по теологии и звание профессора богословия в своём университете. Поддерживая Генриха VIII в расторжении брака с Екатериной Арагонской, он завоевал расположение короля, который 22 августа 1532 года объявил его преемником Уильяма Уорхэма. Томас Кранмер был рукоположён в сан архиепископа Кентерберийского 30 марта 1533 года. Он объявил брак Генриха VIII с Анной Болейн, который был заключён в январе 1533, действительным, а, следовательно, и развод с Екатериной Арагонской – законным. Тем самым он вызвал гнев Ватикана, который ответил папской угрозой запрета, а через год – запретом. Генрих VIII объявил об отделении английской церкви от Рима и сам стал главой англиканской церкви. В 1547 Кранмер составил «Книгу общей молитвы», которая до сих пор остаётся в повестке дня англиканской церкви. После смерти Генриха и его преемника Эдуарда VI к власти пришла старшая дочь Генриха Мария Католичка (Кровавая Мария). С помощью Реджинальда Поула она попыталась перекатолизировать Англию. Томас Кранмер был арестован 8 сентября 1553 и заперт в лондонском Тауэре. В ходе последующего судебного разбирательства против него, столкнувшись с угрозой пыток, он сначала отказался от своих англиканских признаний, но затем отказался от них и в публичном заявлении в церкви Святой Марии в Оксфорде. 21 марта 1556 он был отстранён от должности и приговорён к смертной казни на костре. Мемориал викторианских мучеников в Оксфорде посвящён его кремации и предыдущей кремации двух других англиканских епископов, Николаса Ридли и Хью Латимера.

День памяти

21 марта – в календаре Евангелическо-лютеранской церкви в Америке;

21 марта – в календаре Англиканской церкви.