Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниБиблейские чтения 31.03.2021
Библейские чтения 31.03.2021

Библейские чтения 31.03.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch März 2021: Jesus antwortete: Ich sage euch: Wenn diese schweigen werden, so werden die Steine schreien. Lukas 19:40

Иисус сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Лк 19:40

Bibelstunde am Mittwoch 31.03.2021:

Dein Herz eifre nicht gegen die Sünder, sondern jederzeit nach der Furcht des Herrn. Sprüche 23:17

Да не завидует сердце твоё грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем. Пртч 23:17

Jesus sprach: Vater, vergib ihnen; denn sie wissen nicht, was sie tun. Lukas 23:34

 Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.  Лк 23:34

31 марта 2021 года в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – в Катеринин день по юлианскому календарю) для проведения девятых в этом году библейских чтений в очном формате, после долгой коронавирусной паузы) собрались 12 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 7 российских немцев:

  • Артемьева Ирина Николаевна
  • Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Габдулханова Асия Назиповна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильевна
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна

В основном встреча казанских лютеран немецкой традиции прошла на этот раз в формате встречи сеньоров («Seniorentreff») – с днём рождения была поздравлена 81-летняя российская немка Инна Александровна Петрова (Крамер), единственная из собравшихся сеньоров «мартовская именинница (она родилась 15 июля 1940 года); собравшиеся традиционно спели до десятка псалмов и хоралов на русском и немецком языках и поговорили о нуждах нашего немецко-лютеранского сообщества: о возобновлении по пятницам (уже с завтрашнего дня) с 15:00 занятий по разговорному немецкому языку для сеньоров под руководством Светланы Конрадовны Балобановой (Вельш); по подготовке к возможной встрече за пасхальным чаепитием 4 апреля с клубом «Plauderhaus» под руководством Анны Святославовны Деттерер; по поздравлению с пасхальными празднествами по западнохристианскому календарю детей из Молодёжного клуба «Perlenkette» при Немецком Доме РТ и Детского и Семейного клубов НДРТ под руководством Марты Юрьевны Галицкой (Зименс) с вручением им пасхальных яиц; по предположительной встрече в мае этого года актива Казанского немецкого общества имени Карла Фукса с известной современной российской писательницей Гузель Шамильевной Яхиной во время её приезда в Казань в этот период (и организованной совместной покупкой к этой встрече и прочтением её последнего романа «Эшелон на Самарканд»), о репетиции сегодня, а также 2 апреля немецкоязычных стихов к пасхальному концерту после богослужения в Органном зале в преддверии чаепития в Сиреневом зале и др.

В.Г. Дицем, вернувшимся из командировки в Армавир на рабочую встречу 20-23 марта 2021 года руководителей и активистов российских немцев регионов Поволжья и Юго-Запада России, были к этой встрече подготовлены дополнительные историко-теологические материалы, посвящённые памяти христианского епископа Акатиуса из Мелитены, столицы риской провинции «Вторая Армения» (нем. Akazius von Melinene; англ. Acathius of Melitene; †ок. 251), чьё имя занесено в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днём памяти 31 марта (т.е. сегодня).

Акатиус из Мелитены пострадал во время гонений на христиан в Римской империи при императоре Деции (Гай Мессий Квинт Траян Деций; лат. Gaius Messius Quintus Traianus Decius), более известный в римской историографии как Деций Траян или Деций – римский император в 249-251).

Деций происходил из Паннонии (*ок. 201, Будалия, Паннония, Римская империя – †1.07.251, Абриттус, Мёзия, Римская империя; супруга: Герения Этрусцилла из знатного этрусского рода; дети: Гостилиан и соправитель отца Геренний Этруск, погибший вместе с ним в битве с готами и скифами, возглавляемыми готским королём Книвой; предшественник Деция на посту императора Филипп Араб; преемник – Требониан Галл и Гостилиан). Будучи сенатором, в 249 он был послан императором Филиппом Арабом в Паннонию и Мёзию, где восстали местные гарнизоны, для восстановления порядка и поддержания дисциплины, однако вскоре подчинёнными ему войсками был провозглашён императором. Выступивший против Деция Филипп был разбит при Вероне.

Получив власть, Деций организовал во всём государстве первое систематическое преследование христиан. 1 июля 251 года он погиб в битве с племенами карпов и готов у Абриттуса (современный болгарский город Разград) в Мёзии вместе с сыном и соправителем Гереннием Этруском.

Деций Траян носил следующие победные титулы: «Дакийский Величайший», «Парфянский Величайший», «Восстановитель Дакии», «Германский Величайший» с 250 года.

Император Деций – единственный римский император, решивший уничтожить всех христиан.

Контроль над религиозной жизнью общества стал одним из важнейших направлений внутренней политики Деция. В древнеримском религиозном сознании важное место занимало представление о «pax deorum» – божьем мире: римляне почитали богов согласно традиционным ритуалам, принося им жертвоприношения, а боги, в свою очередь, не только охраняли Рим, но и гарантировали ему власть над всем миром. Нарушение pax deorum, то есть пренебрежение богами, якобы влекло за собой катастрофические последствия. Поэтому Деций решил восстановить почитание традиционных богов и возродить древние культы. Так, многие надписи этого периода называют императора «восстановителем святынь». В некоторых случаях, как это было в этрусском городе Козе, это почётное звание подразумевало, что Деций провёл реконструкцию храмов. В других случаях оно означало, что по его приказу были построены новые святилища. Например, по велению Деция жители Аквилеи отреставрировали статую Нептуна. Кроме того, император подчёркивал необходимость почитания именно отеческих богов – так, в послании к жителям Афродисиаса он просил отметить молитвами и жертвоприношениями его правление ради «богини», в честь которой был назван город.

Другим нарушением «pax deorum» было пренебрежение традиционными жертвоприношениями – вплоть до полного отказа от них. Начали появляться язычники, не совершавшие жертвоприношений. Наибольшую опасность для «pax deorum» представляли христиане, общины которых распространились почти по всей империи, а Церковь стала приобретать чёткую структуру. Христиане отказывались приносить жертвы и поклоняться богам римского пантеона. С точки зрения римских консерваторов, к которым относился и сам император, это следовало немедленно прекратить. По всей видимости, была и ещё одна важная причина обращения Деция к восстановлению «божьего мира»: политика веротерпимости предшественника Деция Филиппа Араба, по мнению императора, могла оскорбить богов. Установление «pax deorum» отвечало интересам довольно широких кругов римского общества, особенно сенаторской знати – консервативные предпочтения всегда были достаточно сильными.

Есть несколько точек зрения относительно истинных причин антихристианской религиозной кампании Деция. По мнению Евсевия Кесарийского, император начал гонения из-за ненависти к своему предшественнику на троне Филиппу, который якобы был тайным христианином. По сообщению Иоанна Зонары, императора подстрекал к гонениям Валериан. Известно, что Деций не ставил своей целью ни уничтожение христианства как религии, ни Церкви как организации. Многим арестованным христианам даже разрешалось принимать единоверцев, в том числе пресвитеров, или вести переписку. В отличие от поздних императоров, Деций не требовал выдавать священные книги.

Эдикт

Не позже января 250 года (скорее всего, ещё в конце предыдущего года) Деций издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ (лат. libellus), удостоверявший этот акт. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь. Оригинальный указ Деция утерян, но в распоряжении историков есть свидетельства Евсевия Кесарийского и Лактанция, сохранившиеся до нашего времени, а папирологисты обнаружили ряд «libelli». Из «libelli» удалось многое узнать о природе указа, что дало историкам возможность представить цель Деция. Вот пример либелла:

«Комиссариям, призванным к наблюдению за (правильностью) принесения жертв. От Аврелия Асесиса, сына Серена, из деревни Феадельфии, что в Египте. Я всегда и беспрестанно приносил жертвы богам, и ныне в присутствии вашем в соответствии с буквой указа совершил возлияние, и принёс жертву и отведал часть от жертвенного (животного), что прошу вас ныне засвидетельствовать. Прощайте. Я, Асесис, 32 лет от роду, раненый…»

До открытия «libelli» предполагалось, что указ применялся только к христианам или, возможно, людям, подозреваемым в приверженности к христианству. В результате исследования было выяснено, что слово «христианин» не появляется ни в одном из известных «libelli», равно как и имя императора. Последнее указывает, что жертвы и молитвы не следует рассматривать как возношение непосредственно в его пользу. Кроме того, в «libelli» ни разу не было упомянуто конкретное божество. Таким образом, вероятнее всего, Деций просил что-то сродни римскому «supplicatio», где молитвы и жертвы предлагались от имени всех богов, имевших свои храмы в столице. Тексты «libelli», по-видимому, были основаны на стереотипных формулировках. Они, по существу являются ходатайствами, которые утверждаются подписью и датой. Если лицо, получавшее «libellus», было неграмотным, документ заверялся писцом или, возможно, членом комиссии. Так как Римская империя была крупным государством, условия выполнения приказа были разными. Возможно, составлялись списки лиц, которые должны были в определённый день принести жертвы во избежание длинных очередей.

Сразу же после издания эдикта началось первое крупное гонение на христиан. Оно оказалось для последних полной неожиданностью. Пострадали не только христиане, приговорённые к тюремному заключению, но и многие другие из их числа, которые покинули свои дома и стали жертвами бандитов, голода или варваров. Во время гонений погиб римский папа Фабиан, а некоторые епископы, например, Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский, бежали и руководили христианами из укрытий. Ещё одной проблемой для Церкви стало большое количество христиан, которые либо выполнили указ, либо получили «libellus» при помощи взяток, но потом раскаялись. Эта ситуация привела к расколу в Церкви – представители партии во главе с религиозным лидером Новацианом утверждали, что поклонение идолам было непростительным грехом и что Церковь не имеет права на повторное обращение в христианство людей, один раз отказавшихся от него. Положение дел осложнилось ещё сильнее, когда Новациан провозгласил себя Папой, противостоя официальному Папе Корнелию, преемнику Фабиана. Новациан был объявлен еретиком, но его учение продолжало существовать вплоть до VII века. Неизвестно точно, когда действия против христиан закончились. Пик репрессий, по всей видимости, пришелся на июнь-июль 250 года. Скорее всего, Деций прекратил гонения, потому что столкнулся с серьёзными проблемами в балканских провинциях. Неизвестно, распространялся ли указ Деция на иудеев и манихеев.

Мученики

Известными мученики времён правления Деция Траяна стали епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, епископ Евдемон, Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский, епископ Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, Парамон Вифинский с 370 мучениками, Максим из Малой Азии, Агата, и многие другие.


Третий период гонения на христиан (период Великого гонения), связан с именами императоров Деция и Диоклетиана. Именно тогда их преследования стали наиболее системными и жестокими. К счастью, однако, правления Деция Траяна, решившего вообще уничтожить всех христиан,  оказалось, например, совсем недолгим – оно длилось всего лишь около двух лет (по сообщению Хронографа 354 года – 1 год, 11 месяцев и 18 дней). После восхождения на престол целью императора стало возрождение былой мощи Римского государства, а также возвращение к старинным традициям. По всей видимости, получив власть, Деций приступил к реализации некой программы, направленной на восстановление славы Рима.

Несмотря на то, что римский император Деций правил столь недолго, он прославился как жестокий гонитель христиан. Так, он заставлял их приносить жертву языческим богам, а отказавшихся жестоко пытал.

Кроме казней и мучений, упомянутый антихристианский указ императора, принятый им на рубеже 250 года, ещё и стал причиной раскола в христианстве. Дело в том, что некоторые малодушные стали покупать такой документ. Наиболее ревностные верующие призывали изгонять таких отступников из христианских общин. Этот принципиальный раскол в христианстве сгладился, угас лишь к VII веку. Фактически же он не угасал никогда, и продолжается – в неочевидных формах – до сего дня.

P.S. О войне с готами и гибели Деция.

Зимой 250 года, возможно, воспользовавшись заледенением Дуная и ослаблением гарнизонов (существенная часть римских войск ещё находилось у Вероны), племена карпов и готов под предводительством короля Книвы вторглись в Мёзию. Затем они разделились на две армии – одна, численностью 70 тысяч, осадила Новы, а вторая двинулась на юг и осадила наместника Мёзии Луция Приска в Филиппополе (примерно в 160 км к северу от Эгейского моря). Деций, получив сообщение о нашествии варваров, отправил своего сына Геренния Этруска, возведённого в ранг цезаря, в Мёзию во главе армии, а затем и сам начал собирать войска. Отъезд императора был отмечен чеканкой монет с легендами «EXERCITU ILLLYRICUS» (рус. Иллирийские войска) и «GENIUS EXERCITUS ILLYRICIANA ET PANNONIAE» (рус. Гений иллирийских и паннонских войск).

Тем временем силы Книвы были отброшены Требонианом Галлом, наместником Верхней и Нижней Паннонии. Готы повернули на юг, к Никополю. В конце весны 250 года карпы и даки совершили набег на Мёзию. В разгар войны (в июне или июле 250 года) Деций поспешил покинуть Рим, чтобы присоединиться к армии. Перед отъездом он назначил будущего императора Валериана на неизвестный пост, связанный с финансами и внутренними делами государства. Прибыв на место событий, Деций успешно повёл военные действия и вскоре обеспечил стабильность в регионе. Никополь был освобождён, а карпы выбиты из провинции; в честь победы были отчеканены монеты с легендами «Dacicus Maximus» (рус. Дакийский Величайший) и «Restitutor daciarum» (рус. Восстановитель Дакии). Кроме того, император восстановил воинскую дисциплину и основал военные поселения в Паннонии и Мёзии, а также приказал отремонтировать дороги в придунайских провинциях. На западе было подавлено некое восстание и одержана победа над варварами. Известно, что в это время был завершён грандиозный проект восстановления дорог, мостов и пограничных укреплений. Многие мильные камни из провинций Британия, Африка, Галатия, Палестина, Сирия, Паннония свидетельствуют об этой работе.

В конце 250 года, после всех этих успехов, Деций решил атаковать войско Книвы. Подробности дальнейших событий неизвестны. Возможно, император проявил излишнюю самоуверенность или допустил иную ошибку. Так или иначе, когда римская армия расположилась на отдых у Августы Траяны Берое, воины Книвы напали на неё и почти полностью уничтожили. Деций с остатками армии отступил и присоединился к Требониану Галлу. В это время Приск (возможно, находившийся в сговоре с готами) провозгласил себя императором в Филиппополе. Неизвестно, пытался ли Приск использовать готов для своей поддержки или, напротив, готы использовали Приска, но в результате Филиппополь был взят штурмом, а его население вырезано. С этого момента Приск сходит со страниц истории. Известно, что сенат объявил Приска «врагом отечества». В то же время другой мятеж вспыхнул в Риме, где сенатор Юлий Валент Лициниан, заручившись поддержкой плебса и, возможно, некоторой части сената, предпринял попытку государственного переворота. Однако восстание было быстро подавлено (вероятно, Валерианом). Весной 251 года Деций и Галл решили возобновить кампанию против Книвы, который отступал к Дунаю. В самом начале поход казался успешным для римлян. Однако в ходе боевых действий Геренний Этруск, возведённый в ранг августа, был убит стрелой. По рассказу Иордана, после этого император обратился к павшим духом солдатам со словами: «Пусть никто не печалится; потеря одного воина не есть ущерб для государства». Зосим сообщает, что во время этих событий Требониан Галл замыслил заговор против Деция и обратился к готам за помощью в его реализации. Готы охотно согласились. Они разделили своё войско на три части и стали у болотистой местности неподалёку от Абритта. Битва состоялась 1 июля. Когда Деций разгромил два корпуса вражеской армии и углубился в болота, на римлян напала третья часть готского войска; в сражении при Абритте римляне потерпели сокрушительное поражение и понесли значительные потери. Деций тоже погиб, по сообщению Аммиана Марцеллина император Деций во время бегства утонул в болоте, и его тело так и не было найдено:

«Подобная несчастная судьба постигла, как известно, Цезаря Деция, который в жестокой сече с варварами был сброшен на землю падением взбесившейся лошади, удержать которую он не смог. Попав в болото, он не мог оттуда выбраться, и потом нельзя было отыскать его тело».

Он стал первым римским императором, погибшим в бою во время войны с внешним врагом. После гибели Деция Требониан Галл, провозглашённый императором, заключил позорный мир с готами и поспешил вернуться в Рим, где в течение короткого времени правил совместно с Гостилианом, единственным выжившим сыном Деция. Вскоре Гостилиан скончался от чумы. Интересна посмертная память Деция: его сначала обожествили, затем предали проклятию памяти, а после снова обожествили.

Псевдо-Аврелий Виктор писал о Деции Траяне следующее:

«Он обладал разнообразными знаниями и многими добродетелями, в мирных условиях был мягок и общителен, в военных – очень энергичен».

На известном мраморном бюсте из Капитолийского музея в Риме Деций изображён в состоянии неуверенности и тревоги, словно он обеспокоен обстановкой, сложившейся в Римской империи во время его правления. Скульптор подчеркнул морщины и складки на лице, глубоко сидящие глаза, тоскливо смотрящие вперёд, и старческий рот.

Итоги правления

Возможно, Деций хотел восстановить цензуры как орган, обеспечивавший связь между императором, сенатом и народом, однако эти попытки окончились крахом из-за полного их несоответствия нуждам быстро изменяющегося государства.

По мнению историка Ю.Б. Циркина, все начинания императора «оказались столь же утопичными, как и попытка сената в 238 году вернуть себе почти полную власть». У античных историков мнения о Деции разделяются: христианские авторы относятся к нему отрицательно, а язычники – положительно. Ему было суждено принять правление империей в трудный для Рима период, но даже за короткий срок своего правления Деций показал себя деятельным и энергичным монархом. В то же время, по мнению христианских историков его религиозная политика нанесла ущерб стране, однако подобные оценки должны рассматриваться непредвзято.