Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 28.03.2021
Лютеранское богослужение 28.03.2021

Лютеранское богослужение 28.03.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch März 2021: Jesus antwortete: Ich sage euch: Wenn diese schweigen werden, so werden die Steine schreien. Lukas 19:40

Иисус сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Лк 19:40

28 марта 2021 года, в Шестое воскресенье Страстного времени (Вербное воскресенье; Пальмовое воскресенье; Взяли пальмовые ветви. Ин 12:13) // 6. Sonntag der Passionszeit / Palmsonntag / Palmarum (Sie nahmen die Palmenzweige.Johannes 12:13) – лц фиолетовый – в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения четырнадцатого в этом году богослужения собрались 32 казанских лютеранина немецкой традиции, в т.ч. 16 российских немцев:

  • Артемьева Ирина Николаевна
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Ганский Эдуард Эдмундович
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Гундин Сергей Иванович
  • Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Каневская Мария Олеговна – органистка
  • Келлер Елена Мечеславовна
  • Ламинавичюс Александр Васильевич
  • Ламинавичюс Родион Александрович
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильевна
  • Музафаров (Гесслер) Максим Фердинандович
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • Новикова Анна Олеговна
  • Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна
  • Панкратов (Шультайс) Олег Евгеньевич
  • Петрова (Крамер) Нина Александровна
  • Ризниченко Виктор Витальевич
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Салагаева (Ромберг) Елена Леонидовна
  • Сафиуллина Талия Робертовна
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Утешов Василий Васильевич
  • Фель Татьяна Георгиевна
  • Цайтлер Олег Евгеньевич
  • Япаров Станислав Кашафутдинович
  • Послание: Флп 2:5-11. Читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.
  • Евангелие: Ин 12:12-19. Читал – также по-русски – Виктор Георгиевич Диц.
  • Проповедь: Ис 50:4-9; Евр 11:1-2(8-12:39-40); 12;1-3. Читал – по-русски – пастор Давыд Яковлевич Горн.

В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы – информация об отмечаемых сегодня Днях памяти двух христиан; имя первого из них, Руперта Зальцбургского, епископа, внесено в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender), а имя второй, испанской писательницы, католички Терезы Авильской, многие годы отмечается нашими братьями и партнёрами – североамериканскими лютеранами.

Руперт Зальцбургский, епископ

Имя Руперта Зальцбургского, епископа, внесено в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) c датой Дня памяти 28 марта.

Руперт Зальцбургский — епископ, проповедник, один из основных просветителей Зальцбурга

Епископ и миссионер, св. Руперт также известен – или был известен когда-то – как Рупрехт, Хродпрехт, Рудберт или Роберт. Даты его рождения и смерти неизвестны и остаются предметом спора, но по наиболее известной легенде он скончался в 718 году.

Происходивший из знатного франкского рода, по преданию – из младшей ветви королевской династии Меровингов, он с юности проявил себя добродетелью и простотой нрава. Отказавшись от светского поприща, он был поставлен епископом Вормса и посвятил себя укреплению веры среди германцев.

Будучи епископом германского города Вормс, в 697 году Руперт покинул его и начал свою миссионерскую деятельность в Баварии.

Прибыв в Регенсбург, он обратил в христианство баварского правителя Теодона и получил от него разрешение на миссию в Баварии. Христианство в Баварии уже было проповедано, но глубокие корни ещё не пустило. Св. Руперт начал деятельность с крещения множества вельмож при дворе Теодона, затем святой тотчас же приступил к апостольским трудам. Земли, за которые он теперь отвечал, простирались от Дуная до границ Нижней Паннонии.

Во время одного из своих миссионерских путешествий св. Руперт двинулся от Лорха к безлюдным берегам Валлерзее, где поставил церковь в честь святого апостола Петра, тем самым дав начало позднейшему торговому городу Зеекирхен (ныне район Ноймаркт в Зальцбурге). Здесь св. Руперт получил сведения о старом римском, а до того – кельтском городе Ювавуме (Claudium Juvavum), лежавшем в руинах. Узнав, что в округе Ювавума есть залежи соли, святой счел это добрым знаком, напоминающим о словах Христа, обращённых к Его ученикам: «Вы – соль земли» (Мф 5:13).

Считается, что св. Руперт сам при этом переименовал Ювавум в «Соляной град», Зальцбург. Ему же приписывают и рачительную идею основания соляных копей, позже немало содействовавших процветанию Зальцбурга. В силу всех этих причин св. Руперт часто изображается с сосудом, полным соли, в руках.

Лично осмотрев руины города, св. Руперт исполнился намерения испросить их у герцога Теодона, чтобы превратить это место, всё ещё остававшееся важным торговым перекрёстком, в церковный центр окрестных земель. Герцог охотно удовлетворил это прошение, резонно предполагая, что возрождение некогда славного города послужит как духовному, так и светскому благополучию края. Земли Ювавума были дарованы св. Руперту и его преемникам. У подножия соседней «монашеской горы» (Монхберг), где в 476 г. св. Максим, ученик св. Северина, вместе с товарищами претерпел мученическую кончину, св. Руперт заложил первую церковь Зальцбурга во имя св. Петра, первоверховного апостола, а также монастырь, к которому позже присоединились соборная церковь и школа. На возвышенностях к юго-востоку от города, где когда-то возвышалась римская крепость, святой основал женскую обитель, которую, как и монастырь Монхберга, основал на Правиле св. Бенедикта. По аналогии с «монашеской горой» эта обитель получила название «горы монахинь» (Ноннберг). Первой аббатисой Ноннберга стала племянница св. Руперта, св. Эрентруда (Эрентрауд), тогда как сам святой основатель Зальцбурга возглавил Монхбергскую общину.

Так св. Руперт соединил монастырское управление с епархиальным, воплощая – видимо, под влиянием ирландского духовенства – идеал епископа-аббата. Это единство сохранялось и впоследствии, около трёх столетий.

Помимо отеческого попечения о новой епископской столице, св. Руперт неустанно и самоотверженно объезжал свой диоцез, проповедуя, крестя, основывая церкви и обители и поддерживая клир.

После одной из пастырских поездок измождённый св. Руперт вернулся в Зальцбург праздновать Воскресение Христово и умирать. Он отошёл ко Господу в день Пасхи в основанном им монастыре в 718 году, почитается наряду со своим последователем св. Виргилием покровителем Зальцбурга. Статуи святых Руперта и Виргилия установлены перед входом в кафедральный собор Зальцбурга.

Тело святого было погребено в основанной им церкви св. Петра. Уже 24 сентября 774 преемник и последователь св. Руперта, св. Вигилий, перенёс часть мощей в собор, а в тот же день в 1628 они были положены под алтарём в новом, перестроенном соборе Зальцбурга.

Св. Руперт почитается как первый архиепископ великого диоцеза Зальцбурга, с которым ныне связано достоинство примаса Церкви в германоязычных землях. Кроме того, св. Руперта чтут как просветителя Баварии, а также Каринтии и всей Австрии.

Среди помощников епископа можно назвать ирландца, святого Хуниальда.

Тереза Авильская

Имя этой монахини-кармелитки, первой испанской писательницы, почитается североамериканскими лютеранами в день её рождения, 28 марта.

Тереза Авильская (Тереза Иисусова, Тереса де Аумада, исп. Teresa de Ávila, Teresa de Jesús, имя в миру – Тереса Санчес Сепеда д’Авила-и-Аумада (исп. Teresa Sánchez Sepeda de Ávila-y-Aumada); 28 марта 1515, Авила – 4 октября 1582, Альба-де-Тормес) –испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений, реформатор кармелитского ордена, создательница орденской ветви «босоногих кармелиток». Католическая церковь причисляет её к Учителям Церкви. Считается одним из лучших писателей испанского золотого века и первой испанской писательницей.

Биография

Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды, потомка семьи крещёных евреев. Кроме Терезы, у её матери Беатрис д’Авила-и-Аумады была ещё одна дочь и семеро сыновей. У отца Терезы было также трое детей от первого брака. Полное имя Терезы – Тереса Санчес Сепеда д’Авила-и-Аумада.

Семья Терезы была весьма знатна и богата и состояла в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии.

В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребёнком и отличалась глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать. Любимой её книгой было собрание житий святых и мучеников. Однажды она даже вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа, но беглецов тогда быстро нашли. Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которая лишь укрепилась после смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 12 лет. Несмотря на мысли о монастыре, Тереза в юности не оставалась в стороне от светских увлечений: она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве: знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую и выгодную партию какому-нибудь знатному дворянину. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг: она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Воплощения в Авиле, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус).

В первые годы в монастыре Тереза тяжело заболела: её разбил паралич, и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом. Однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь. Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся, в конце концов, с выбором дочери.

Вторая половина жизни Терезы была посвящена, главным образом, созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Она умерла в 1582 году во время очередного путешествия, в монастыре Альба де Тормес.

Реформа

Тереза Авильская вошла в историю, как преобразовательница испанского кармелитского монашества. Ряд принципов реформирования монашеской жизни Тереза почерпнула у своего духовника, святого Петра Алькантрийского, создателя ветви босоногих францисканцев. Наблюдая за жизнью монастыря, в котором было более 200 сестёр и где она провела более 20 лет жизни, видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашескую жизнь можно было бы лучше организовать в небольших общинах. Терезе пришлось долго бороться за право основать свой монастырь по новому уставу, пока, наконец, она не добилась разрешения от папы Пия IV.

Первый небольшой монастырь, в котором Тереза стала настоятельницей, появился в 1562 году в Авиле, родном городе Терезы, и получил имя св. Иосифа. В нём было всего 12 сестёр, по числу апостолов. Монастырь Святого Иосифа посещал генеральный настоятель кармелитов Х. Рубео, который одобрил реформу. Это позволило продолжить создание реформированных кармелитских монастырей, новые монастыри появились в Медина-дель-Кампо (1567), Малагоне и Вальядолиде (1568), Толедо и Пастране (1569), Саламанке (1570), Альба-де-Тормесе (1571), Сеговии (1574), Ваеасе и Севилье (1575), Караваке (1576). За 20 лет (1562-1582) Тереза Авильская прошла пешком 5600 километров по всей Испании. К моменту смерти Терезы в Испании было уже 16 таких же общин, ставших ядром новой ветви кармелитского монашества – «босоногих кармелиток», ставивших своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля: строгости и простоте. Вскоре появились и мужские монастыри, создание которых стало итогом деятельности святого Иоанна Креста, встречавшегося с Терезой Авильской и считавшего себя последователем её реформаторских принципов.

Реформа св. Терезы сталкивалась с сильным противодействием некоторых представителей церковных властей, папский нунций намеревался уничтожить монастыри босоногих кармелитов, переподчинив их нереформированному ордену, а саму св. Терезу называл «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: „жёны ваши в церквах да молчат“, и основанию монастырей без папского разрешения». Автобиография Терезы была конфискована инквизицией, а запрет на её публикацию был снят только в 1586 году, через четыре года после смерти автора. Тем не менее, в 1580 году папа Григорий XII утвердил разделение ордена кармелитов на две части, тем самым официально признав «босоногих кармелитов».

Литературная деятельность

Как описывала позднее Тереза в своих книгах, жизнь в монастыре подарила ей необычный духовный и мистический опыт. Ей были явлены видения Сына Божия и херувима, пронзившего её сердце огненным копьём. Мистикой проникнуты и сочинения святой Терезы.

Писать Тереза начала более по послушанию, нежели в силу желания. Ко времени начала литературной деятельности ей было уже более 50 лет, но за сравнительно небольшой отрезок времени она сумела оставить после себя большое литературное наследие, фактически став не только первым богословом-женщиной в истории Католической церкви, но и первой испанской писательницей. Под влиянием книг св. Терезы находились многие католические авторы, в том числе Альфонс Лигуори и Франциск Сальский. В значительной мере Терезе Авильской принадлежит заслуга в создании литературного испанского языка, автобиография Терезы Авильской занимает второе место по числу переводов и переизданий на другие языки среди всех испаноязычных книг после Дон Кихота.

Самой значительной книгой Терезы стал «Внутренний замок». В этом мистическом трактате она изображает душу как замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Тот, кто преуспеет в жизни во Христе и в молитве, переходит из одной обители в другую, пока не пройдёт, наконец, в самую сокровенную комнату. При этом каждому переходу из обители в обитель соответствует своя особая молитва.

В «Книге оснований» Тереза описывает свою деятельность по созданию кармелитских монастырей.

Произведения

  • «Автобиография» (или, в других переводах, «Моя жизнь» или «Книга о моей жизни») (La vida, 1562-1565)
  • «Совершенный путь» или «Путь к совершенству» (Camino de Perfección, 1562-1564)
  • «Размышления на Песнь Песней» (Meditaciones sobre los Cantares, 1567)
  • «Книга оснований» (Libro de las Fundaciones, 1573-1582)
  • «Внутренний замок» (El Castillo Interior, другое название Las Moradas, 1577)

Перу Терезы принадлежат также несколько небольших нравоучительных сочинений, около 40 стихотворений и множество писем.

После смерти

Святая Тереза была беатифицирована в 1614 году папой Павлом V и канонизиро-вана в 1622 году папой Григорием XV. В 1970 году была причислена папой Павлом VI к числу Учителей Церкви, и стала (вместе с Екатериной Сиенской) первой женщиной, удостоенной этого титула. День её памяти отмечается Католической Церковью 15 октября. Тереза Авильская – однa из двух главных святых покровителей Испании наряду с апостолом Иаковом. Исключителен вклад святой Терезы в развитие кармелитской духовности, католической богословской мысли и испанской литературы.

В честь святой Терезы назван старинный десерт испанской кухни – Желтки святой Терезы, центром производства которого является город Авила.

Отношение не-католиков к личности и мистике Терезы Авильской

Личность и мистический опыт святой Терезы критикуется рядом русских православных богословов, в частности, святителем Игнатием (Брянчаниновым), диаконом Андреем Вячеславовичем Кураевым, профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым.

Поэт-символист Дмитрий Сергеевич Мережковский в своей книге «Испанские мистики» приводит перевод отрывка из «Автобиографии» святой Терезы, в котором говорится о явлении ей Ангела и трансверберации. Ряд исследователей отмечает, что эта книга Мережковского содержит множество фактических ошибок, спорных суждений и фантастических домыслов.

Американский психолог Вильям Джемс, активно занимавшийся парапсихологичес-кими опытами и спиритизмом, демонстрируя своё полное непонимание образного языка сочинений святой Терезы, сводил её мистический опыт к «бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством».


После богослужения в Сиреневом зале состоялось отчётно-выборное собрание Евангелическо-лютеранской общины св. Екатерины г. Казани немецкой традиции, на котором были избраны – поимённо – 7 (семь) членов Церковного Совета:

  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Ганский Эдуард Эдмундович
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Гундин Сергей Иванович
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич
  • Келлер Елена Мечеславовна

На последовавшем первом заседании Церковного Совета этого состава был единогласно избран его председателем Андрей Анатольевич Деляев.