Home Deutsche KücheWelsch-Gruppe 2.04.2021
Welsch-Gruppe 2.04.2021

Welsch-Gruppe 2.04.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch April 2021: Christus ist Bild des unsichtbaren Gottes, der Erstgeborene der ganzen Schöpfung. Kolosser 1:15

Христос есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Кол 1:15

2 апреля 2021 года, в Страстную пятницу / в Великую пятницу (Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин 3:16) // Karfreitag (Also hat Gott die Welt geliebt, dass er seinen eingeborenen Sohn gab, auf dass alle, die an ihm glauben, nicht verloren werden, sondern das ewige Leben haben.Johannes 3:16) – лц чёрный – в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения первого – в связи с коронавирусной пандемией – в этом году этнокультурного немецкоязычного мероприятия данного формата собрались 6 представителей немецко-лютеранского сообщества Казани, в т.ч. 4 российских немца, в целях сохранения и совершенствования немецкого языка и традиций немецкой кухни и немецкого театра:

  • Абулханова Асия Назиповна
  • Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильевна
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна

Собравшиеся под руководством Светланы Конрадовны Балобановой Вельш провели репетицию своего выступления в рамках пасхальной концертной программы театральной группы «Schlösschen» («Теремок»), которая на этот раз была представлена в основном немецкоязычными стихами.

В.Г. Дицем были к этому мероприятию подготовлены дополнительные историко-теологические материалы – информация об отмечаемом сегодня Дне памяти немецкого пастора и теолога Фридриха «Фрица» фон Бодельшвинга, чьё имя внесено в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днём памяти 2 апреля, сегодня (это имя чествуется нашими единоверцами – североамериканскими лютеранами).

Фридрих «Фриц» фон Бодельшвинг ( нем.: [ˈFʁiːdʁɪç fɔn ˈbodl̩ʃvɪŋ]; *14.08.1877, Вефель – †4.01.1946), также известный как Фридрих фон Бодельшвингх Младший, – немецкий пастор, теолог и защитник общественного здоровья. Его отец Фридрих фон Бодельшвинг Старший (6.03.1831, Текленбург – 2.04.1910, Вефиль) является основателем благотворительного фонда v. Bodelschwinghsche Anstalten Bethel.

Деятельность в области общественного здравоохранения

Фридрих был сыном преподобного Фридриха Кристиана Карла фон Бодельшвинга и его жены Иды Фридериз Каролины Луизы Вильгельмин фон Бодельшвинг. Иногда его называют Фридрихом фон Бодельшвингом Младшим, чтобы отличить его от отца. Преподобный Фридрих фон Бодельшвинг основал и в течение многих лет руководил Вефильским учреждением фон Бодельшвингх, которое предлагает медицинские услуги и другие преимущества бедным. После смерти своего отца в 1910 Бодельшвинг-младший взял на себя эту работу. И он, и его отец были близкими друзьями и коллегами Эрнста фон Добшютца. В 1921 он расширил услуги института по уходу за детьми-сиротами; мальчикам, не знавшим дату своего рождения, дарили 6 марта в честь преподобного фон Бодельшвингха, а девочкам – 20 февраля в честь Фриды фон Бодельшвинг.

Оба Бодельшвинга были обеспокоены наследственными дефектами и выражали беспокойство по поводу увеличения числа инвалидов в Германии. В своей речи 29 января 1929 он упомянул о «катастрофическом развитии» «растущего числа слабых телом и духом».

Епископ Рейха в начале борьбы церквей

После прихода к власти правительство нацистского рейха стремилось упорядочить протестантские региональные церковные органы , признав Движение веры немецких христиан (нем. Glaubensbewegung Deutsche Christen, округ Колумбия) как средство для этого. 4 и 5 апреля 1933 представители немецких христиан собрались в Берлине и потребовали увольнения всех членов исполнительных органов тогдашних 28 протестантских региональных церковных органов в Германии, тогда довольно слабо связанных друг с другом в Deutscher Evangelischer Kirchenbund (нем. Конфедерация протестантских церквей). Немецкие христиане требовали окончательного слияния в единую протестантскую имперскую церковь, получившую название Немецкая протестантская церковь (нем. Deutsche Evangelische Kirche ), возглавляемая согласно нацистскому Führerprinzip епископом Рейха (нем. Reichsbischof), отменив любое демократическое участие прихожан в пресвитерии и соборах. Немецкие христиане объявили о назначении епископа Рейха в день 31 октября 1933 года, высоко символический День Реформации – государственный праздник.

В состоянии чрезвычайной ситуации из-за надвигающегося нацистского переворота функционеры тогдашних исполнительных органов 28 протестантских региональных церковных организаций напали на немецких христиан. Функционеры и активисты торопливо работали над переговорами между 28 протестантскими региональными церковными структурами о юридически несомненном объединении. 25 апреля 1933 года собрались трое мужчин: Герман Каплер, президент старопрусского евангелического Высшего церковного совета, представляющий объединённый протестантизм, Август Мараренс, государственный епископ евангелическо-лютеранской государственной церкви Ганновера (для лютеран) и реформатская церковь и Герман-Альберт Клюгкист Гессе, директор проповеднической семинарии в Вуппертале , подготовил конституцию объединенной церкви, которую они также назвали Немецкой протестантской церковью. Это вызвало более позднее замешательство, когда обтекаемая церковь Рейха и Исповедующая церковь идентифицировали себя как законную церковь с таким названием. Нацистское правительство вынудило переговорщиков включить в эту группу своего представителя, бывшего армейского капеллана Людвига Мюллера, набожного немецкого христианина, сделавшего ставку на его превосходство. Планы состояли в том, чтобы распустить Немецкую конфедерацию евангелических церквей и 28 региональных церковных органов и заменить их единой протестантской церковью Рейха.

27 мая 1933 представители 28 церковных органов собрались в Берлине и против меньшинства, голосовавшего за Людвига Мюллера, Фридрих фон Бодельшвинг-младший, член евангелической церкви старого прусского Союза, был избран епископом Рейха (недавно созданная должность. Немецкие христиане выступили против такого выбора, потому что Bodelschwingh не был их представителем. Таким образом, нацисты, которые постоянно нарушали закон, вмешались, используя компетентное рационализированное прусское правительство во главе с Германом Герингом, и заявили, что функционеры превысили свои полномочия.

Как только нацистское правительство выяснило, что протестантские церковные органы не будут оптимизированы изнутри с помощью немецких христиан, они отменили конституционную свободу религии и религиозных организаций, заявив, что избрание Бодельшвинга создало ситуацию, противоречащую конституциям протестантских регионов. И на этом основании 24 июня нацистский министр по делам культуры, Bernhard Rust назначил Августа Jäger’а государственным уполномоченным по прусских церковным делам (на немецком языке: Staatskommissar für preußischen kirchlichen Angelegenheiten).

Этот акт явно нарушил статус протестантских региональных церквей как законодательных органов (нем. Körperschaften des öffentlichen Rechts), подчиняя их приказам Егера. Бодельшвинг ушёл в отставку с поста епископа Рейха в тот же день. 28 июня Егер назначил Мюллера новым епископом Рейха, а 6 июля – лидером Евангелической церкви Старопрусского Союза.

Оппозиция другой нацистской политике

Бодельшвингх обсуждал эвтаназию и принудительную стерилизацию как возможные решения проблемы, но в заключение твёрдо отверг эвтаназию как жизнеспособный вариант, который поставил его в противоречие с нацистским режимом. Хотя он принёс присягу на верность Гитлеру в 1938 году это было обычным делом для протестантских пасторов в Третьем рейхе), он не скрывал своего решительного противодействия нацистской политике стерилизации и эвтаназии. Гестапо закрыло Вефильскую Духовную школу в марте 1939 и в апреле 1940 организовало учреждение и дом, чтобы начать перемещение своих пациентов в коллективных посылках без уведомления ближайших родственников.

В мае 1940 пастор Пауль Браун, вице-президент Центрального совета по внутренним миссиям немецких протестантских церквей и глава Hoffnungstal Institutions, встретился с Бодельшвингом в Вефиле, чтобы обсудить нацистские «зелёные формы», которые ему было поручено использовать и заполнять, разрешив перевод «слабоумных» девушек из Hoffnungstal Institutions. Двое мужчин были глубоко обеспокоены тревожными сообщениями о смерти бывших пациентов, которые были отправлены, и появившимися странными некрологами. В феврале 1941, когда в Вефиль прибыла врачебная комиссия, чтобы заставить Бодельшвинга заполнить зелёные бланки, он отказался. Сотрудники выразили готовность оказать сопротивление любым попыткам насильственной перевозки больных, и в конечном итоге комиссия уехала. Через месяц нацистский режим запретил институтскую прессу.

21 сентября 1940 военный корреспондент Уильям Ширер записал в своём Берлинском дневнике, что «Икс» рассказал ему «странную историю». Он сказал, что гестапо «систематически уничтожает» умственно отсталых людей Рейха и что нацисты называют это «смертью от милосердия». По словам X, пастор Бодельшвинг, глава большой больницы для различных видов слабоумных детей в Вефиле, был арестован за то, что отказался передать некоторых из своих пациентов с более серьёзными психическими заболеваниями секретной полиции. Вскоре после этого его больница была разбомблена «британцами». 25 ноября 1940 Ширер написал, что, по всей видимости, после того, как Бодельшвинг отказался передать своих пациентов властям, он выразил протест через друга-хирурга. Гитлер сказал, что ничего не поделаешь. Затем двое мужчин связались с министром юстиции, который согласился пожаловаться Гитлеру по этому поводу. Когда Бодельшвинг вернулся в Вефиль, гауляйтер приказал ему доставить некоторых своих пациентов. Он снова отказался. Поэтому Берлин приказал его арестовать. Однако гауляйтер отказался арестовать его, аргументируя это тем, что он был самым популярным человеком в своей провинции и что его арест доставил бы много ненужных хлопот во время войны. Вскоре после этого Вефильский приют подвергся бомбардировке.

Согласно мемуарам известного психиатра Карла Стерна «Огненный столп», «был знаменитый лютеранский пастор Бодельшвинг, который построил огромную колонию слабоумных, идиотов и эпилептиков в Вефиле в Западной Германии. Во время войны, когда нацисты устроили резню всех душевнобольных, пастор Бодельшвингх настаивал на том, что он будет убит вместе со своими сокамерниками. Только на основе его международной известности политики позволили ему уйти от наказания, и он и сокамерники его колонии выжили. Это было своего рода последней опорой христианства».

Смерть и посмертное признание

После войны Бодельшвинг и Вефильский институт создали Службу поиска Вефиля, чтобы помочь найти пропавших без вести членов семьи. Бодельшвинг умер в январе 1946 года и был похоронен в церкви Сиона в Вефиле.

Фридрих фон Бодельшвингх трижды появлялся на немецких почтовых марках: в 1967 году, когда Федеральное почтовое отделение Германии отмечало 100-летие вефильских больниц, в 1977 году в ознаменование 100-летия Бодельшвинга и в 1996 году в ознаменование 50-летия его смерти.

Фонды фон Бодельшвинга сегодня

Фонды фон Бодельшвинга в Вефиле всё ещё действуют, помогая более чем 14 000 человек в клиниках, домах, школах, детских садах, группах проживания, лечебных учреждениях и магазинах для инвалидов.