Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниБиблейские чтения 7.04.2021
Библейские чтения 7.04.2021

Библейские чтения 7.04.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch April 2021: Christus ist Bild des unsichtbaren Gottes, der Erstgeborene der ganzen Schöpfung. Kolosser 1:15

Христос есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Кол 1:15

Bibelstunde am Mittwoch 7.04.2021: Er hat die Sünden vieler getragen und für die Übeltäter trat er ein. Jesaja 53:12

 Он понёс на Себе грехи многих и за преступников сделался ходатаем. Ис 53:12

Jesus spricht: Segnet, die euch verfluchen; bittet für die, die euch beleidigen. Lukas 6:28

 Иисус говорит: благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Лк 6:28

7 апреля 2021 года в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – в Катеринин день по юлианскому календарю) для проведения десятых в этом году библейских чтений в очном формате, после долгой коронавирусной паузы) собрались 5 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 3 российских немца:

  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Гундин Сергей Иванович
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Черноусов Геннадий Петрович

Тема сегодняшнего собрания – состоящая из 31 стиха 20-я, предпоследняя глава Евангелия от Иоанна (всего оно содержит 21 главу, 879 стихов, 14.429 слов и 62.543 буквы).

Для сравнения (в русском переводе по Синодальному изданию 1876 года):

Новый Завет содержит: 27 книг; 260 глав, 7.955 стихов, 129.596 слов и 612.909 букв.

Каноническая Библия содержит: 66 книг, 1.189 глав, 31.227 стихов, 568.502 слова и 2.672.374 буквы.

Вся Библия с неканоническими книгами состоит из двух частей – Ветхий Завет и Новый Завет – и содержит: 77 книг, 1.361 главу, 37.082 стиха, 669.284 слова, 3.172.512 букв. (Во всей Библии полной вот какое количество знаков: точек – 27.782; запятых – 86.464; точек с запятой – 12.268; двоеточий – 11.012; восклицательных знаков – 2.170; вопросительных знаков – 3.362; кавычек – 2050; скобок – 4.308; пробелов – 710.040). Знак (-) – «чёрточка, дефис» – встречается в Ветхом Завете в канонических книгах 2.952 раза, в Новом Завете – 488 раз. Знак (й) – (звук) йота – встречается в Ветхом Завете 20.809 раз; в Новом Завете – 5.236 раз. Итого в Библии встречаются: черточка (-) – 3.440 раз; йота – 26.055 раз.

Мф 5:18 – «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё».

К сегодняшнему собранию казанских лютеран немецкой традиции Виктором Георгиевичем Дицем были подготовлены четыре историко-теологических материала: общая информация о Евангелисте и Апостоле Иоанне Богослове, статистическая структура Библии и заметки о жизнедеятельности двух видных христиан, чьи имена внесены с Днями их памяти 7 апреля, т.е. сегодня, в (международный) Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) – речь идёт о немецком живописце, гравёре и графике Альбрехте Дюрере и немецком теологе, социальном педагоге и реформаторе тюрем Иоганне Хинрихе Вихерне.


По первому материалу информация уже предлагалась вниманию наших лютеран – к библейским чтениям 17 февраля текущего года, когда она была включена в состав информационного документа «Дополнительные 100 вопросов к библейским викторинам и ответы на них (в этой группе вопросов основной упор сделан на освещение тем «Евангелисты и их Евангелия» и «Александрийская богословская школа»)» (эта информация в формате соответствующей статьи «Библейские чтения 17.02.2021» размещена на сайте Немецкого Дома Республики Татарстан www.nd-rt.ru и может быть прочитана собравшимися, наряду с ознакомившимися с ней на нашем сайте в марте этого года 672 жителями России, 36 – США, 15 – ФРГ, 9 – Казахстана, 8 – Канады, 6 – Украины, 4 – Беларуси, 4 – Китая, 4 – Узбекистана и 3 жителями Таджикистана. В этой – сегодняшней – заметке будут упомянуты только те вопросы викторины (и ответы на них), которые касаются «возлюбленного ученика Иисуса».

Возлюбленный ученик Иисуса – одно из действующих лиц Евангелия от Иоанна, один из ближайших учеников Христа. Текст Евангелия содержит несколько упоминаний ученика Иисуса, которого Господь особенно выделял из числа Двенадцати. В частности, в стихах о Тайной вечере (Ин 13:23-25) говорится об «ученике, которого любил Иисус» и который «возлежал у груди Иисуса». Встречается упоминание о «возлюбленном ученике» и в других отрывках, однако единственное указание на его личность находится в Евангелии от Иоанна: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин 21:24).

Вот эти 20 вопросов (и ответов) из готовящейся нами привязанной к ЕДИХРОШу викторины, вошедшие в состав публикации на нашем сайте от 17.02.2021 (ЕДИХРОШ – Единая хронологическая шкала библейских, околобиблейских и связанных с ними секулярных событий от Сотворения мира до наших дней, рассчитанная по общепринятому иудейско-христианскому темпу и ритму древних лет):

41. В каком галилейском селении родился в рыбацкой семье Заведея и Саломеи родился троюродный брат Иисуса Христа, будущий Апостол и Евангелист Иоанн Богослов?

Вифсаида, Галилея

42. Под каким номером в числе Апостолов из 12-ти проходит Евангелист Иоанн?

Мф 10:1-4 (№ 4), Мк 3:13-19 (№ 3), Лк 6:12-16 (№ 4)

43. Между какими по счёту Иудейскими Пасхами в период общественного служения Иисуса Христа вифсаидский рыбак Иоанн Заведеев был призван к апостольству?

В период служения Иисуса Христа между Первой Пасхой и Второй (между Трипредпоследней Пасхой и Двупредпоследней)

44. Когда наша церковь ЕЛЦР совершает память (отмечает День) Апостола из 12-ти и Евангелиста Иоанна?

27 декабря

45. Как назвал Иисус Христос в Новом Завете (Мк 3:17) сыновей Заведея Иакова и Иоанна?

Воанергес (или Боанергос), то есть «сыны громовы», «Сыновья Грома» – искажённое ивр. ‏bnei raam, с греческим окончанием множественного числа. Относительно происхождения прозвища единого мнения нет.

Слово «Воанергес» происходит, очевидно, из двух слов: «воан» – арамейское слово, соответствующее еврейскому «бней» (от «баним») – «сыновья», и глагола «рагаш». Последний глагол в библейском еврейском языке не имеет значения «греметь», но мог иметь такое значение в простонародном еврейском языке во времена Христа. По крайней мере, в арабском языке есть глагол, близкий к этому, именно «раджаса», означающий «греметь грому». Почему так называл Господь Иакова и Иоанна – евангелист Марк не говорит, так что приходится в этом случае обращаться за разъяснением к Евангелию Луки. У последнего сообщается об одном случае, когда оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище – «сыны грома» (Лк 9:54). Некоторые толкователи видели в этом прозвище намёк на то могущественное впечатление, какое оказывали на слушателей своей проповедью оба брата (Евфимий Зигабен). Ориген называл Иоанна Богослова «мысленным громом».

46. В каком году Апостол и Евангелист Иоанн написал своё Евангелие?

В 98 году

47. Какое время (какие годы) охвачены Апостолом Иоанном Богословом в его Евангелии?

28-31 гг.

48. На какой год правления императора Траяна скончался в Эфесе Апостол и Евангелист Иоанн Богослов?

В третий год правления императора Траяна, то есть в 100 году.

49. При каком императоре Апостол и Евангелист Иоанн Богослов вернулся из ссылки на острове Патмос?

При римском императоре Нерве (96-98 гг.).

50. На каком языке Апостол и Евангелист Иоанн написал своё Евангелие?

На койне

51. Назовите место написания Апостолом Иоанном Богословом своего Евангелия.

Эфес

52. О скольких чудесах Иисуса Христа говорится в Евангелии от Иоанна?

О 8 чудесах, в том числе о 6 оригинальных

53. Какое существо из видения Иоанна Богослова, описанного в его Откровении, стало с VII века символом его как Евангелиста?

Орёл

54. О каких 6 оригинальных чудесах Иисуса Христа идёт речь в Евангелии от Иоанна, в отличие от чудес, описанных иными Евангелистами?

1) Превращение воды в вино (Ин 2:1);

2) Исцеление сына царедворца (от горячки) (Ин 4:46);

3) Исцеление больного у купальни Вифезда (Ин 5:1)

4) Исцеление слепорождённого (Ин 9:1)

5) Воскрешение Лазаря (Ин 11:43)

6) Второй улов рыбы (Ин 21:1)

55. Сколько глав, стихов, слов и букв содержит Евангелие от Иоанна?

В русском переводе по Синодальному изданию 1876 года Евангелие от Иоанна содержит 21 главу, 879 стихов, 14429 слов и 62543 буквы.

56. Сколько лет писался Новый завет?

56 лет

Как это ни удивительно, порядок расположения евангелий в Новом завете совпадает с порядком их написания Евангелистами. Первое евангелие Нового завета – Евангелие от Матфея – было написано в 42-ом году (начато его написание было в 41 н.э.), последнее, четвёртое – Евангелие от Иоанна – в 98-ом. Откровение, замыкающее Новый завет, было написано Иоанном на 3 года раньше Евангелия. А авторы различных посланий, также включённых в канон Нового завета, покинули этот свет (были умерщвлены) раньше Иоанна Богослова, умершего своей смертью в Эфесе в последний год первого столетия нашей эры, уже при императоре Траяне.

98 – 42 = 56

57. Назовите 4 даты празднования Песаха, которые пришлись на период общественного служения Иисуса Христа после его Крещения в Вифаваре в водах Иордана.

28 год – Песах (15 Нисана) 30 марта (вторник)

29 год – Песах (15 Нисана) 18 апреля (понедельник)

30 год – Песах (15 Нисана) 7 апреля (пятница)

31 год – Песах (15 Нисана) 24 марта (суббота)

58. Все ли Ипостаси Пресвятой Троицы участвовали в деле творения? Этот вопрос правомерен, так как в Ветхом Завете ничего не говорится о Сыне и о Святом Духе.

Да, в Сотворении мира участвовали все три Ипостаси Пресвятой Троицы – Бог Отец, Бог Сын и Святой дух

59. Может ли сомневающийся христианин использовать для разрешения трудных вопросов, касающихся его как члена Церкви, ответы, заимствованные из других религиозных учений?

Может, но с рассуждением и осторожностью

60. С какого времени понятие «богослов» входит в постоянное употребление в Церкви Христовой?

Со времён Климента Александрийского (150, Афины – 215, Палестина) и его ученика Оригена Адаманта (185, Александрия – 254, Тир).

В мире до Рождества Христова богословами называли знаменитых эллинских философов, за созданные ими захватывающие теогонические мифы и легенды. Христианский мир начал использовать термин «богослов», начиная с родоначальников Александрийской школы – Климента и Оригена.

61. Кто из христианских философов явился автором термина «Богочеловек»?

Ориген Адамант (185, Александрия – 254, Тир)

62. Назовите имя основателя библейской филологии.

Ориген Адамант (185, Александрия – 254, Тир)

Мы указали здесь только специально выбранные нами 22 вопроса дополнительной «едихрошевской» викторины – с № 41 по № 62.


Статистическая структура Библии

(в русском переводе по Синодальному изданию 1876 года)

Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет – 39 книг канонических и 11 неканонических. Новый Завет содержит 27 книг.

Каждая книга Библии была разделена на главы только в 1236 году католическим кардиналом Хьюго (или Каро); а в 1551 году главы Библии были разделены на стихи библиотекарем французом Робертом Стефаном (Библейский справочник. Генри Геллей. С.-П.: «Библия для всех», 2002).

Канонические книги Ветхого Завета:

  • Бытие: 50 глав, 1.533 стиха, 28.420 слов; 125.411 букв.
  • Исход: 40 глав; 1213 стихов; 24.230 слов; 107.075 букв.
  • Левит: 27; 858; 16.849; 80.063.
  • Числа: 36; 1288; 22.478; 109.246.
  • Второзаконие: 34; 959; 20.946; 95.576.
  • Руфь: 4; 85; 1.908; 8.509.
  • Иисус Навин: 24; 661; 13.540; 63.943.
  • Судей: 21; 618; 13.471; 61.780.
  • 1Царств: 31; 811; 18.609; 83.385.
  • 2Царств: 24; 695; 15.082;68.580.
  • 3Царств: 22; 816; 17.880; 83.294.
  • 4Царств: 25; 719; 16.748; 77.783.
  • 1Парал.: 29; 942; 14.295; 69.773.
  • 2Парал.: 36; 822; 19.033; 90.850.
  • 1Ездры: 10; 280; 5.201; 25.989.
  • Неемия: 13; 406: 7.558; 36.381.
  • Есфирь: 10; 167; 5.773; 28.003.
  • Иов: 42; 1070; 13.581; 61.659.
  • Псалтирь: 150; 2.516; 30.197; 145.771.
  • Притчи Соломона: 31; 918; 10.496; 54.255.
  • Екклесиаст: 12; 222; 4.159; 19.124.
  • Песнь песней: 8; 116; 1.926; 9.645.
  • Исаия: 66; 1.291; 25.734; 123.022.
  • Иеремия: 52; 1.364; 30.410; 142.839.
  • Плач Иеремии: 5; 154; 2.363; 11.594.
  • Иезекииль: 48; 1.273; 28.355; 130.269.
  • Даниил: 12; 424; 9.371; 45.160.
  • Осия: 14; 197; 3.734; 17.045.
  • Иоиль: 3; 73; 1.393; 6.713.
  • Амос: 9; 146; 2.970; 13.965.
  • Авдий: 1; 21; 467; 2.181.
  • Иона: 4; 48; 984; 4.285.
  • Михей: 7; 105; 2.173; 10.393.
  • Наум: 3; 47; 865; 4.387.
  • Аввакум: 3; 56; 1.056; 5.163.
  • Софония: 3; 53; 1.087; 5.477.
  • Аггей: 2; 38; 788; 3.861.
  • Захария: 14; 211; 4.462: 20.715.
  • Малахия: 4; 55; 1.306; 6.301.
  • Неканонические книги Ветхого Завета:
  • Манассиина молитва: 1; 12; 276;1450.
  • 2Ездры. 9; 442; 8.063; 40.287.
  • Товит: 14; 244; 5.192; 23.913.
  • Иудифь: 16; 340; 7.994; 37.912.
  • Премудрость Соломона: 19; 440; 7.059; 37.006.
  • Сирахов: 51; 1.523; 19.296; 95.905.
  • Послание Иеремии: 1; 72; 1.278;5.957.
  • Варух: 5; 141; 2.395; 11.275.
  • Даниил (13 и 14 гл.): 2; 106; 1.862; 8.588.
  • 1Маккавейская: 16; 924; 16.928; 81.795.
  • 2Макк.: 15; 556; 11.178; 60.365.
  • 3Макк.: 7; 180; 4.960; 27.246.
  • 3Ездры.: 16; 875; 14.306; 68.439.
  • Новый Завет:
  • Евангелие от Матфея: 28 глав, 1.071 стих, 16.961 слово, 79.138 букв.
  • Ев. от Марка: 16 глав, 678 стихов, 10.661 слово, 49.398 букв.
  • Ев. от Луки: 24 главы, 1151 стих, 18.212 слов, 84.406 букв.
  • Ев. от Иоанна: 21 глава, 879 стихов, 14.429 слов, 62.543 буквы.
  • Деяния: 28; 1.006; 17.381; 84.359.
  • Иаков: 5; 108; 1.674; 8.368.
  • 1Петра: 5; 105; 1.691; 8.911.
  • 2Петра: 3; 61; 1.076; 5.786.
  • 1Иоанна: 5; 105; 1.965; 8.461.
  • 2Иоанна: 1; 13; 229; 1.066.
  • 3Иоанна: 1; 15; 213; 1.085.
  • Иуда: 1; 25; 436; 2.421.
  • Римлянам: 16; 433; 6.647; 32.919.
  • 1Коринфянам: 16; 437;6.727; 31.874.
  • 2Коринфянам: 13; 255; 4.501; 21.164.
  • Галатам: 6; 140; 2.189; 10.760.
  • Ефесянам: 6; 155; 2.115; 10.737.
  • Филиппийцам: 4; 104; 1.603; 7.718.
  • Колоссянам: 4; 95; 1.444; 7.261.
  • 1Фессалоник.: 5; 89; 1.424;6.616.
  • 2Фессалоник.: 3; 47; 768; 3.721.
  • 1Тимофею.: 6; 113; 1.645; 8.839.
  • 2Тим.: 4; 83; 1.175; 5.984.
  • Титу: 3; 46; 667; 3.631.
  • Филимону: 1: 25; 337; 1.544.
  • Евреям: 13; 303; 4.810; 24.689.
  • Откровение – 22 главы, 404 стиха, 8.616 слов, 39.510 букв.

Ветхий Завет из канонических книг содержит: 39 книг, 929 глав, 23.272 стиха, 438.906 слов и 2.059.465 букв.

В неканонические книги входят также 13 и 14 главы «Книги пророка Даниила» и молитва Манассии (2Паралипоменон, 36 глава); это составляет: 172 главы, 5.855 стихов, 100.787 слов; 500.138 букв.

Новый Завет содержит: 27 книг, 260 глав, 7.955стихов, 129.596 слов, 612.909 букв.

Библия каноническая: 66 книг, 1.189 глав, 31.227 стихов, 568.502 слова, 2.672.374 буквы.

Вся Библия с неканоническими книгами: 77 книг, 1.361 глава; 37.082 стиха, 669.284 слова, 3.172.512 букв. (Во всей Библии полной вот какое количество знаков: точек – 27.782; запятых – 86.464; точка с запятой – 12.268; двоеточие – 11.012; восклицательных знаков – 2.170; вопросительных знаков – 3.362; кавычек – 2050; скобок – 4.308; пробелов – 710.040). Знак (-) – «чёрточка, дефис» встречается в Ветхом Завете в канонических книгах 2.952 раза, в Новом Завете – 488 раз. Знак (й) – (звук) йота встречается в Ветхом Завете 20.809 раз, в Новом Завете – 5.236 раз. Итого в Библии чёрточка (-) встречается 3.440 раз; йота – 26.055 раз.

Мф 5:18 – «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё».


P.S. Пожалуй, стоит ещё сказать о времени написания этих частей Библии. Ветхий завет писался с 1513 днэ по 443 днэ. Новый завет писался с 41 н.э. по 98 н.э.


Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, немецкое произношение: [ˈʔalbʁɛçt ˈdyːʁɐ]; *21.05.1471, Нюрнберг – †6.04.1528, там же) – немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного, оставил заметный след в военно-инженерном деле разработкой теории фортификации. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Семья. Ранние годы. Учёба (1478-1490)

Будущий художник родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбара Холпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 из детей Дюреров были живы только трое – Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó – «дверь») буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря нему, художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру. 

Первое путешествие. Женитьба (1490-1494)

Учёба в 1490 по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre), во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауэром, художником, творчество которого сильно повлияло на юношу, прославленным мастером гравюры на меди. Шонгауэр умер 2 февраля 1491. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг), и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Вероятно, с помощью Людвига Шонгауэра он освоил технику гравюры на меди, которой в то время занимались преимущественно ювелиры. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра – Георгу. Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги). Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным, из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр). (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит).

Некоторое время он провёл в Страсбурге. Здесь он создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город. Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начало нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте.

7 июля 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей. Дюреры породнились с семьёй, занимавшей в Нюрнберге более высокое положение: Ханс Фрей, владелец мастерской по изготовлению точных инструментов, был членом Большого Совета города, а мать Агнес происходила из обедневшего дворянского рода. С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Однако сама семейная жизнь художника, по-видимому, сложилась неудачно: супруги были слишком разными людьми, сохранившиеся письма Дюрера свидетельствуют о том, что между ним и женой не было согласия. Брак был бездетным, известно, что оба брата художника: Эндрес (1484-1555), золотых дел мастер, и Ханс (1490-1538), живописец и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства.

Поездка в Италию (1494-1495)

Считается, что в 1494, через два месяца после женитьбы, Дюрер предпринял путешествие в Италию. В «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке. Автор монографии о Дюрере (1876), М. Таузинг, относил этот визит в Италию к 1492-1494 годам, то есть считал, что художник побывал там в ходе ученической поездки. Однако большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии в 1494-1495 (существует также мнение, что до 1506 Дюрер там не бывал), где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Беллини и других мастеров.

Подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1494-1495 годах, находят в его письме из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру от 7 февраля 1506, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым». Все недатированные пейзажные зарисовки Дюрера, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1494-1495. Позднее Дюрер использует эти мотивы, а также этюды окрестностей Нюрнберга в своих гравюрах.

Начало самостоятельной работы (1495-1505)

В 1495 Дюрер в Нюрнберге открыл собственную мастерскую и в течение последующих десяти лет создал значительную часть своих гравюр. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Так как ремёслами в Нюрнберге, в отличие от других городов, где всё было подчинено гильдиям, управлял Городской совет, мастера здесь пользовались бо́льшей свободой. Дюрер смог испробовать новые приёмы в технике гравюры, отступая от устоявшихся норм, а также открыть продажу первых оттисков. В 1495-1496 Дюрер занялся и гравировкой на меди.

Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелин, Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей – Кобергера, Гольцеля, Пиндара. В 1498 Кобергер издал «Апокалипсис». Для этой книги Дюрер выполнил 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Бригитты», для которой Дюрер создал 30 гравюр, из них лишь часть была, по обычаю того времени, цельнополосными, остальные с помощью сложной вёрстки книжной полосы были органично включены в тексты.

После первой поездки в Италию Дюрер благодаря своему другу Пиркгеймеру вошёл в круг нюрнбергских гуманистов. Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502). Вероятно, Дюрер восполнял пробелы в своём образовании, читая книги из богатейшего собрания Пиркгеймера. Известно, что 14 книг из его библиотеки художник украсил своими рисунками: это были труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия. Несомненно, что труды античных авторов, а также общение с образованнейшими людьми своего времени, позволили художнику найти новые сюжеты для своих произведений.

В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов», написанное для Фридриха III. Несколько ранее Дюрер выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками – «Семь скорбей» (около 1500).

В 1502 году умер Дюрер-старший и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях – Эндресе и Хансе.

Венеция (1505-1507)

В 1505 Дюрер уехал в Италию. Причина поездки неизвестна. Возможно, Дюрер хотел не только заработать, но и собирался решить дело с копированием его гравюр художником Маркантонио Раймонди. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера Виллибальду Пиркгеймеру. В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако-деи-Тедески. Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. По словам самого Дюрера, эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь успешным гравёром, что он также настоящий живописец.

В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне (однако нет данных, что Дюрер встречался с ними), Пальма Веккио и другие. Но «наилучшим в живописи» (pest in gemell) немецкий художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других венецианских мастеров, у него установились дружеские отношения. Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель, нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини. Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини. Творчество Дюрера было высоко оценено в Венеции, а её совет предлагал художнику годовое содержание в размере 200 дукатов с тем, чтобы он задержался.

Дюрер побывал в Болонье, городе, знаменитом своим университетом, где надеялся раскрыть в общении с местными учёными секреты перспективы. Предположительно, он собирался встретиться либо с математиком Лукой Пачоли, либо с архитектором Донато Браманте, либо со Сципионом Дель Ферро. Потом он намеревался посетить Падую, чтобы встретиться с Мантеньей, но получил известие о его смерти, и свидание не состоялось, о чём Дюрер впоследствии очень сожалел. Исследователи, основываясь на анализе картин Дюрера, считают, что художник ездил в Рим: в то время предполагалась, что туда прибудет император Максимилиан. С апреля по август 1506 переписка с Пиркгеймером не велась, возможно, что тогда Дюрер находился в Тироле.

Италию Дюрер покинул в 1507, и, видимо, неохотно: в одном из последних венецианских писем Пиркгеймеру он замечает: «Здесь [в Венеции] я – господин, в то время как дома – всего лишь паразит». Биографы Дюрера дают разные объяснения этим словам: одни считают, что так он обозначил разницу в отношении к художнику в Италии и в его родном Нюрнберге, другие видят в них отражение его сложных семейных отношений.

Нюрнберг (1507-1520)

В 1509 Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу, художник, тем не менее, осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер писал алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы, и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует бо́льшего времени для исполнения. Геллер в итоге остался доволен работой, но вознаграждение, полученное за неё Дюрером, едва покрыло стоимость затраченных материалов.

Дюрер сосредоточил свои усилия на достижении высочайшего мастерства в гравировании, видя в этом более надёжный путь к признанию и материальному благополучию. Ещё до поездки в Венецию основной доход Дюрера составляли средства, вырученные от продажи гравюр. Реализацией занимались мать и жена художника на ярмарках в Нюрнберге, Аугсбурге и Франкфурте-на-Майне. В другие города и страны гравюры Дюрера отправлялись вместе с товарами купцов Имгофов и Тухеров.

С 1507 по 1512 Дюрер выполняет множество гравюр на заказ, а также серии религиозных гравюр («Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти», «Страсти на меди»), предназначенные для продажи. В 1515-1518 годах Дюрер пробует работать в новой на то время технике – офорте (сохранились шесть). Так как в то время ещё не были известны кислоты для травления меди, Дюрер выполнял офорты на железных досках. Несколько ранее, в 1512, Дюрер выполнил «сухой иглой» три гравюры, но более не обращался к этому виду графики.

В 1512 Дюрер по заказу императора Священной Римской империи Максимилиана I создал иллюстрированную «Книгу фехтования» («Das Fechtbuch»), состоящую из 35 листов, содержащих приёмы борьбы в 120 рисунках, и приёмы фехтования в 80 рисунках. Этот труд примечателен ещё и тем, что художник сам изучал и владел приёмами борьбы и фехтования.

Летом 1518 Дюрер представлял город Нюрнберг на рейхстаге в Аугсбурге, где выполнил графические портреты Максимилиана I, Альбрехта Бранденбургского, живописный – Якоба Фуггера и других знаменитых участников съезда.

Работы для Максимилиана I

С 1512 главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3,5×3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция, задуманная и осуществлённая в честь Максимилиана, предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трайтцзаурвайном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее. В 1513 художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Финансовые трудности, постоянно испытываемые императором, не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером. Максимилиан предложил художнику освобождение от городских налогов, однако против этого выступил Совет Нюрнберга. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. В 1515, по ходатайству Дюрера, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну.

Дюрер и Реформация

В 1517 Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли» (der mir aus großen engsten geholfen hat), вероятно, произошло около 1518 года. Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом, Меланхтоном, Николасом Кратцером. Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине». В начале 1518 Дюрер послал Лютеру свои гравюры, художник надеялся выгравировать его портрет, однако их личная встреча так и не состоялась. В 1521, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О Боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие?»

Религиозные и политические потрясения коснулись ближайших сотрудников художника. В начале 1525 года три его ученика – братья Ханс Себальд и Бартель Бехамы и Георг Пенц – были обвинены в безбожии и изгнаны из Нюрнберга, а один из лучших резчиков, работавших с Дюрером, Иероним Андреа, за связь с восставшими крестьянами был заключён в тюрьму. Однако так и не известно, как воспринял Дюрер процесс «трёх безбожных художников» и арест Андреа.

В поздних работах Дюрера некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением солидарности с каликстинцами, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению.

Дюрер разделял взгляды «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению…», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей. Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523, но отпечатанной только в 1526, возможно, произошла из-за сомнений, испытываемых Дюрером в отношении изображений святых; даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке.

Поездка в Нидерланды (1520-1521)

В 1520 художник, уже обретший европейскую славу, вместе с женой предпринимает путешествие в Нидерланды. Со смертью своего покровителя, императора Максимилиана, Дюрер лишился годовой пенсии: нюрнбергский Совет отказался без указания нового императора продолжать выплату. Главной (но не единственной) целью Дюрера была встреча с Карлом V, коронация которого должна была состояться в Нидерландах.

«Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. Художник фиксирует всё, что привлекает его внимание, описывает произведения искусства и достопримечательности, которые ему довелось увидеть, обычаи и нравы местного населения, отмечает имена тех, с кем познакомился в это время. Дюрер познакомился с работами знаменитых нидерландских художников: Хуберта и Яна ван Эйков (Гентский алтарь), Рогира ван дер Вейдена, Хуго ван дер Гуса, Дирка Баутса, Мемлинга.

Путешествие началось 12 июня, путь Дюреров пролегал через Бамберг, Франкфурт, Кёльн в Антверпен и другие нидерландские города. Художник активно работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и даже помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. По его словам, магистрат Антверпена, надеясь удержать художника в городе, предлагал ему годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку и, кроме того, уплату всех его налогов. Аристократия, послы иностранных государств, учёные, в том числе Эразм Роттердамский, составляли круг общения Дюрера в Нидерландах.

4 октября 1520 Карл V подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов в год. Записи в «Дневнике» на этом заканчиваются. 12 июля 1521 Дюреры отправились в Нюрнберг. Обратный путь, судя по зарисовкам в путевом альбоме, художник проделал по Рейну и Майну.

Последние годы (1521-1528)

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством. Одна из важнейших картин последних лет – диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха – некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером, выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов, другие – отклик мастера на события (религиозные разногласия, крестьянская война), потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности».

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания – в том числе сильное увеличение селезёнки – он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит».

До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге, где был похоронен на кладбище Иоанна с сохраняемой до наших дней могилой.

Личность

По словам Иоахима Камерария, внешний облик Дюрера соответствовал его «благородному духу». Он был приятным собеседником, с речью «сладостной и остроумной». Все знавшие художника считали его достойным, «превосходнейшим» человеком, он стремился к добродетели, но не был ни мрачным, ни высокомерным. Дюрер умел наслаждаться жизнью «и даже в старости пользовался благами музыки и гимнастики в той мере, в какой они доступны этому возрасту».

Живопись

С детства мечтавший заниматься живописью, Альбрехт настоял на том, чтобы отец отдал его в обучение художнику. После первого путешествия в Италию он ещё не вполне воспринял достижения итальянских мастеров, но в его работах уже чувствуется художник, который мыслит нестандартно, всегда готов к поиску. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера. На молодого художника обратил внимание Фридрих Мудрый, поручивший ему, кроме прочего, написать свой портрет. Вслед за курфюрстом Саксонским иметь свои изображения пожелали и нюрнбергские патриции – на рубеже веков Дюрер много работал в портретном жанре. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично.

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец. В 1505 Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи Дюрера в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художник сделал ставку на исполнение амбициозных живописных проектов, принимая заказы на многофигурные алтарные образы. Произведения 1507-1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков. Принятый императором Максимилианом на службу, он получил некоторую материальную независимость и, оставив на время живопись, обратился к научным исследованиям и гравюрным работам.

Автопортреты

С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Живописный автопортрет для Дюрера – средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.

Рисунки

Сохранилось около тысячи (Джулия Бартрум говорит о 970) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке.

Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях. В то же время ещё Г. Вёльфлин отмечал, что Дюрер почти ничего не перенёс из подлинно новаторских находок, сделанных им в пейзажной акварели, в свои живописные работы.

Графика Дюрера выполнена различными материалами, часто он использовал их в комбинации. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию.

Гравюры

Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него верным средством заработка. Кроме того, не связанный требованиями, которые предъявляли заказчики живописных произведений, Дюрер мог свободно воплотить все свои замыслы именно в гравюре. В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. Для художника она была не только средством тиражирования произведений и иллюстрирования книг, доступной широким слоям населения, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Помимо традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.

Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры – на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы и использовав технические приёмы, сложившиеся в гравюре на металле. До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, он же передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, всё это усложняло задачу резчика. Дюрер имел возможность пользоваться услугами лучших резчиков Нюрнберга, а, по мнению части исследователей, некоторые гравюры он резал сам. В конце 1490-х Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров – серию из пятнадцати гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), воплощение эсхатологических переживаний конца века, в которой удачно сочетались позднеготический художественный язык и стилистика итальянского Возрождения.

Со временем страстные образы в творчестве Дюрера сменяются спокойным повествованием: экспрессия, резкие контрасты уступают плавным переходам, достигаемым более плотной штриховкой. Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы, такова, например, серия гравюр «Жизнь Марии». Художник изобразил типичных представителей городской среды, в «Жизни Марии» любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его; серия была очень популярна у современников. Под влиянием произведений Дюрера, ставших образцом для современных ему художников, многие немецкие мастера обратились к искусству ксилографии.

Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры. В 1513-1514 Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Объединяет эти произведения, не связанные между собой единым сюжетом, близкие размеры, виртуозное исполнение и то, что до настоящего времени они представляют загадку для искусствоведов, предлагающих для них самые различные толкования.

В своём диалоге «О правильном произношении в греческом и латинском языках» Эразм Роттердамский напоминает, что Дюрера часто сравнивают с Апеллесом, но у последнего были краски:

«Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью».

Как художник эстампа, Дюрер оказал сильнейшее влияние на всех современных мастеров, а также мастеров последующих поколений. Его работы копировались, мотивы и сюжеты, композиционные находки Дюрера широко использовались другими гравёрами. Ещё при жизни он столкнулся с подделкой своей печатной графики и был вынужден обратиться в Нюрнбергский городской совет за помощью. 3 января 1512 Дюрер получил привилегии на издание своих гравюр, фальсификаторам его произведений грозило наказание.

Экслибрисы

В первые годы XVI века художник занялся изготовлением печатных книжных знаков, всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера, из них – 7 в проекте и 13 готовых. Первый экслибрис Дюрер делал для своего друга, литератора и библиофила Виллибальда Пиркгеймера, работа не была завершена, эскиз в настоящее время хранится в библиотеке Варшавского университета. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера – геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы, часто встречающиеся в южнонемецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

Витражи

Неизвестно, принимал ли Дюрер личное участие в работах по стеклу. Он оставил весомый вклад в витражное дело как дизайнер: по его схемам и наброскам создавали витражи другие стекольщики. Предположительно, он ознакомился с витражным делом ещё у Михаэля Вольгемута. Учитель Дюрера руководил мастерской, доставшейся ему после женитьбы на вдове Ганса Плейденвурфа, занимавшегося также и витражами.

Незадолго до начала обучения Дюрера (1486) в мастерской был выполнен один из крупнейших витражных заказов в Нюрнберге: оформление церкви Святого Лаврентия. Одним из наилучших образцов работы мастерской Вольгемута может считаться окно Конхофера, оплаченное Конрадом Конхофером в 1479 для установки в крытой галерее хоров. Оно включает в себя 36 отдельных композиций, изображающих святых и сцены из легенды про четырнадцать святых помощников. Однако работы Дюрера ближе по композиции к другому витражу – одному из так называемых Страсбургских окон (нем. Stroßpurg finster) работы страсбургского мастера Петера Хеммеля фон Андлау и его коллег по гильдии, заказанного Питером Фолкамером для хоров церкви Святого Лаврентия. Оно изображает древо Иессея, по разные стороны которого изображены мученичество Св. Себастьяна и битва Св. Георгия с драконом. Каждая из этих сцен занимает более четырёх панелей и украшена пейзажем на заднем плане. Сам Дюрер тесно сотрудничал с мастерской Фейта Хиршфогеля (1461-1525), обучавшегося у страсбургских мастеров.

Первым эскизом витража, выполненным Дюрером, считается «Святой Георгий, убивающий дракона», нарисованный между 1496 и 1498 годами. Соответствующий витраж не дошёл до наших дней и неизвестно, существовал ли он вообще. Следующая его работа, витраж высотой более 3-х метров – Моисей, получающий десять заповедей – была реализована в стекле в мастерской Хиршфогеля в 1500 для церкви Святого Якоба в Штраубинге. Обе этих работы объединяет выход за пределы традиционной компоновки витража из множества отдельных композиций. Заказчики обеих работ неизвестны, дарственная надпись на витраже с Моисеем была удалена в поздние времена. Предположительно, сохранившийся витраж был выкуплен семейством Хаберкоферов из Штраубинга, которые в прошлом уже делали заказы у Плейденвурфа.

Сохранилось одиннадцать из, по крайней мере, двадцати шести рисунков для «Бенедиктинской серии», выполненной по заказу бенедиктинского монастыря Св. Эгидия (витражи, восхищавшие Якоба Лохера, были разрушены во время пожара в 1696.

По эскизу Дюрера выполнен парный витраж, заказанный для оформления дома известного нюрнбергского гуманиста Сикста Тухера (нем. Sixtus Tucher), ставшего настоятелем церкви Святого Лаврентия в 1496. На левой панели изображена смерть в виде всадника с луком, целящаяся в настоятеля, изображённого на правой панели. На панелях присутствуют эпиграммы, написанные Тухером о вере в победу христианина над смертью.

Так называемое Бамбергское окно отличается от других Дюреровских витражей, являясь явной данью традициям поздней готики. Оно состоит из шестнадцати блоков, каждый из которых представляет собой отдельную композицию. Дюрер создал изображения четырёх бамбергских епископов, святых Килиана, Петра, Павла и Георгия, а также императорской четы Генриха и Кунигунды в окружении гербов. Стиль завершённого витража контрастирует с общей композицией, что указывает на работу разных стекольщиков над одной концепцией. Любой витраж всегда плод совместных усилий художника-дизайнера и стекольщика, которому часто приходилось выполнять повторный рисунок в полный размер будущего окна перед началом работы. Отличием витража в Бамберге является изначальная прорисовка Дюрером композиции в полный размер, о чём свидетельствует сохранившийся эскиз фигуры Святого Петра.

Математика

Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач), изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. Полученные им результаты высоко оценивались в трудах последующих веков, а во второй половине XIX века был сделан их научный анализ. По словам Иоганна Ламберта, более поздние труды по теории перспективы не достигли дюреровских высот. В истории математики Дюрер ставится в один ряд с известными учёными своего времени и считается одним из основателей теории кривых и начертательной геометрии.

Дюрер не учился в университете. Его первоначальные познания в математике, возможно, были ограничены знакомством с «Бамбергской арифметикой» или «Быстрым и красивым счётом для купечества». Известно, что во втором итальянском путешествии он приобрёл «Начала» Евклида – эта работа лежала в основе университетского курса геометрии. «Начала» были детально изучены художником, однако, не без проблем: вероятно, Дюреру не хватало познаний в латыни, и он обращался за помощью к Николасу Кратцеру, который переводил книгу Евклида на немецкий язык. Дюрер читал также «Десять книг о зодчестве» Витрувия, работы Архимеда и других античных авторов, чему способствовали знакомства, завязанные во время итальянских путешествий и дружба с немецкими гуманистами (в частности, Пиркгеймер и Шедель обладали богатыми библиотеками, к которым Дюрер имел доступ). Знания, почерпнутые у Витрувия, были использованы для изображения человеческого тела, архитектурных элементов и орнаментов, в трудах по фортификации. Он интересовался также трудами современников, в частности Альберти и Пачоли, переписывался с Вернером, Черте и другими известными математиками и инженерами того времени.

Магический квадрат Дюрера

Дюрер составил так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых совершенных его гравюр – «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так расположить чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получается не только при их сложении по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении чисел из четырёх угловых клеток. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17. Дюрер нашёл место в таблице и для года создания гравюры «Меланхолия» (1514).

«Магический квадрат» Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения – цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой «магический квадрат» такими деталями, которые нельзя не заметить.

Звёздная и географическая карты Дюрера

В 1515 Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Работа над гравюрами проходила совместно с видными немецкими учёными Иоганном Стабием, который был инициатором проекта, и Конрадом Хейнфогелем (нем. Konrad Heinfogel).

На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве со Стабием и Хейнфогелем, изображён «Старый Свет» – Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем.

Теоретические работы

С 1507 художник начал работу над созданием учебника живописи. В сохранившихся рукописях остался план этого труда, судя по нему, Дюрер намеревался написать книгу, по полноте охвата проблем, стоящих перед живописцем, не имевшую аналогов. Возможно, именно из-за своей обширности, замысел так и не был воплощён в жизнь, тем не менее, Дюрер создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных.

«Руководство к измерению циркулем и линейкой»

Дюреровский труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», впервые вышедший из печати в 1525, предназначался автором в первую очередь для художников. «Руководство…» впоследствии переводилось на латинский язык и выдержало многочисленные издания в течение последующих столетий. Его важной особенностью было использование разговорного немецкого языка, а не латыни: таким образом, оно стало первым учебником геометрии на немецком языке, а введённая Дюрером терминология положена в основу современной.

«Руководство…» состоит из четырёх книг, которые обобщают достижения античности и средневековья (иногда Дюрер ссылается на неопределённых предшественников или упоминает ремесленников, использующих те или иные приёмы), а также включают личные открытия Дюрера. В первой даются определения простейших геометрических понятий в планиметрии и стереометрии и рассматриваются задачи на построение, связанные с окружностями и отрезками. Во второй книге обсуждаются методы построения правильных многоугольников точными методами и приближёнными для тех фигур, точное построение которых только с помощью циркуля и линейки невозможно. Впоследствии Кеплер опирался на них в своих работах. Третья книга представляет руководство по использованию астролябии и якобштаба, рассматриваются солнечные часы. В заключении третьей книги трактата Дюрер коснулся вопроса надписей на архитектурных сооружениях, а также подробно и в то же время доступно описал построение шрифтов: капитального латинского (антиквы), получившего наименование «шрифт Дюрера» и готического. В четвёртой книге излагаются начала теории перспективы, к которой Дюрер проявлял особый интерес. Дюрером впервые была решена задача изображения трёхмерной фигуры на плоскости: было предложено применять ортогональное проектирование на три взаимно перпендикулярные плоскости, как это делается в современном черчении. Ссылаясь на «древних», Дюрер строил кривые второго порядка как конические сечения.

Конхоида Дюрера

Построение конхоиды Дюрера (левая кривая с пронумерованными точками) из «Руководства к измерению циркулем и линейкой». Расстояние между числами на двух перпендикулярных прямых равно единице. Точки с соответствующими числами соединены отрезками длиной в 16 единиц.

В «Руководстве к измерению циркулем и линейкой» Дюрером была построена кривая, впоследствии получившая название конхоиды или раковины Дюрера (англ. Dürer’s conchoid или англ. Dürer’s shell curve соответственно). Второе название связано с тем, что хотя сам Дюрер называл её Muschellinie (что в переводе с немецкого означает «конхоида»), эта кривая не является настоящей конхоидой.

«Четыре книги о пропорциях»

Ещё в 1500 венецианский художник Якопо Барбари, работавший в то время в Нюрнберге, по словам Дюрера, показал ему фигуры, нарисованные при помощи измерений, однако не пожелал объяснить способа их создания. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Серия многочисленных рисунков показывает его опыты в построении человеческой фигуры, занимался он также изучением пропорций лошади. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Один из результатов исследований художником строения тела человека – известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501-1502, Британский музей, Лондон), создана в соответствии с рекомендациями Витрувия – полный рост человека равен восьми головам.

Известен план более краткого варианта книги, в котором Дюрер собирался рассмотреть пропорции человеческого тела, животного (лошади) и ряд вопросов, имевших прямое отношение к работе художника. В 1512-1513 и этот план был им пересмотрен: Дюрер решил начать с описания пропорций человека, а позднее перейти к «другим вещам». Свой труд он завершил лишь в последние годы жизни, а в свет «Четыре книги о пропорциях» (нем. Vier Bücher von Menschlicher Proportion) вышли уже после смерти художника.

В первую книгу автор включил обмеры пяти человеческих фигур при помощи делителя. Во второй книге, вслед за Альберти, для измерения человеческой фигуры Дюрер использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь). В третьей книге трактата он описывает способы построения реальной фигуры человека с применением искажений пропорций. Завершает третью книгу «Эстетический экскурс», в котором художник раскрывает свои художественные принципы.

Часть других разделов краткого плана (проблемы изображения архитектуры, перспективы и светотени) вошла в трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (нем. Vnderweysung der messung mit dem zirckel vnd richtscheyt, издан в 1525, второе издание с поправками и дополнениями Дюрера вышло в 1538).

Фортификация

В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия, в результате которого многие средневековые сооружения стали неэффективными. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». По мнению Дюрера, сооружение укреплений даст работу обездоленным и спасёт их от голода и нищеты. В то же время он отмечал, что главное в обороне – стойкость защитников.

Наследие и влияние

Через мастерскую Дюрера прошли все сколько-нибудь значительные местные художники (самым выдающимся из его учеников стал Ганс Бальдунг Грин). Однако ни один из них не стал таким многогранным мастером, как сам учитель, признанный современными исследователями настоящим универсальным человеком, «северным Леонардо да Винчи». Тем не менее, каждый из учеников Дюрера продолжил одно из направлений изобразительного искусства, в которых работал последний.

В области печатной графики Дюрер не знал себе равных. Его новаторские приёмы в ксилографии приблизили по средствам художественной выразительности этот вид гравюры к гравюре на металле. Гравюры Дюрера имели широкое распространение и создали художнику уже при жизни общеевропейскую известность. Вместе с тем, как отмечает Ф. Дзери, точные границы, в которых имели хождение эстампы Дюрера, в настоящее время определить невозможно, поэтому невозможно понять истинный масштаб его влияния на развитие изобразительного искусства того времени.

Живописное творчество Дюрера повлияло на формирование и развитие дунайской школы. Ученики и последователи Дюрера, работавшие в области книжной иллюстрации, орнаментики, шрифтов, заставок и виньеток, получили прозвание: «мастера малого формата», или кляйнмайстеры.

Память

В честь Дюрера и Пиркгеймера на площади Максплатц в Нюрнберге в 1821 по проекту архитектора Хайделофа был возведён фонтан. К 400-летию со дня смерти Дюрера немецким медальером Фридрихом Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль. Нюрнбергский Дом Дюрера в Циссельгассе (сейчас – улица Альбрехта Дюрера, 39), где он жил и работал с 1509 до своей смерти (1528), был приобретён городом в 1826. Первоначально в нём была оборудована мемориальная комната художника. В 1871, к его юбилею, дом был передан Обществу дома Альбрехта Дюрера, с этого времени в нём работает музей. Во время Второй мировой войны дом сильно пострадал, но был восстановлен. В музее экспонируются копии важнейших произведений художника. Начало этому собранию было положено в 1627, когда Нюрнберг безуспешно предлагал баварскому курфюрсту Максимилиану копию «Четырёх апостолов» взамен подлинника, хранившегося в его мюнхенской коллекции. Впоследствии коллекция пополнилась и другими копиями картин Дюрера. Здесь же хранится Графическое собрание города. В Доме Дюрера также проходят временные выставки оригинальных работ художника. Площадь Тиргертнерторплатц, рядом с которой он расположен, носит неофициальное название «площадь Дюрера».

Рядом с Кьюзой, на том месте, откуда художник в 1494 рисовал панораму города, установлен Камень Дюрера. Рисунок с видом на Кьюзу был использован позднее в гравюре «Немезида» (ок. 1501). Во Франкфурте-на-Майне установлена статуя Карла Великого, созданная по картине Дюрера с изображением императора (1513) для Городского совета Нюрнберга. 23 августа 1843 в честь тысячелетия подписания Верденского договора статуя, выполненная Иоганном Непомуком Цвергером, была установлена на Старом мосту. В 1914, после сноса моста, памятник был перемещён в Исторический музей. В Ландау-Нуссдорф в 2002 был возведён мемориал в память о Крестьянской войне, разработанный Питером Браухле по мотивам чертежа «Крестьянской колонны» Дюрера (ок. 1528).

В 2003 немецкий скульптор-концептуалист Оттмар Хёрль по случаю 500-летия Альбрехта Дюрера создал инсталляцию под названием «Das große Hasenstück» из 7000 тысяч трёхмерных зелёных зайцев на главной рыночной площади Нюрнберга в Германии. Инсталляция заняла территорию в 2500 квадратных метров. В 2014 гигантская розовая копия зайца Дюрера от Хёрля была установлена на улицах Вены.

Изучение биографии и творчества

Самыми ранними биографиями Дюрера стали работы Нейдёрфера, Штрейля и Камерария, которые зафиксировали события его жизни, однако практически не дали оценок его произведениям. Первым, кто обратился к творчеству художника и, в первую очередь, его гравюрам, стал Вазари. Зандрарт в своей работе «Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste» (1674-1679) создал идеализированный образ художника. Изучение биографии и творчества Дюрера на научной основе началось в XIX веке.

Первый каталог с описанием гравюр Дюрера выпустил Адам фон Барч (Вена, 1808). Несмотря на некоторые ошибки, допущенные в этом издании, все последующие каталоги гравюр художника опирались на труд Барча. Один из наиболее полных каталогов с копиями гравюр издал в Лейпциге Геллер (1827-1831).

В 1860 в Париже вышла четырёхтомная монография Эмиля Галишона (фр. Emile Galishon) «Альбрехт Дюрер: его жизнь и творчество». В этом же году в Нёрдлингене была опубликована работа Августа фон Эйе «Leben und Wirken Albrecht Dürers». В своём двухтомном труде (Лейпциг, 1876; второе издание – 1884) М. Таузинг сделал попытку связать жизненный и творческий путь художника с событиями современной ему эпохи. Во второй половине XIX века было положено начало переизданию трактатов Дюрера и публикации его эпистолярного наследия, дневниковых записей, черновиков научных сочинений. Лучшими изданиями его литературных трудов на немецком языке стали издания К. Ланге и Ф. Фузе (Dürers schriftlicher Nachlass, Halle, 1893) и Э. Гейдриха (Albrecht Dürers schriftlicher Nachlass, Berlin, 1910).

В историографии творчества художника в XIX веке оформилось два направления. Одна часть исследователей (в том числе Г. Дехио, Б. Хендке) считала, что в Германии не было периода Возрождения, и Дюрер и его современники относились к художникам поздней готики. Другие (Г. Вёльфлин, В. Вейсбах, К. Бурдах) начинали отсчёт эпохи Возрождения в Германии с конца XV века и считали Дюрера её представителем. Г. Вёльфлин в своей работе («Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса») проследил на примере его творчества, как складывалось немецкое культурное сознание под воздействием идей итальянского Возрождения. Э. Панофский, следуя методу «скрытого символизма», изучал связь формы и содержания в произведениях художника. В монографиях Э. Флехзига и В. Вэтцольда особое внимание обращается на проблемы отношения Дюрера к Реформации, крестьянам.

К пятисотлетию со дня рождения Альбрехта Дюрера вышли в свет несколько сборников со статьями о его контактах с современниками-гуманистами, влиянии художника на развитие европейского искусства, происхождении его семьи. В конце XX века исследователи Ф. Винцингер, Ф. Анцелевский, Э. Ульманн реконструировали его жизнь и творчество, опираясь на документы, письма, рассказы о своей жизни, оставленные самим художником. На рубеже веков широкое распространение получило изучение отдельных изобразительных тем, использовавшихся Дюрером, в том числе с гендерной точки зрения.


Иоганн Хинрих Вихерн (нем. Johann Hinrich Wichern; *21.04.1808, Гамбург –†7.04.1881, Гамбург) – немецкий богослов, лютеранский пастор, общественный деятель, деятель социальной сферы, реформатор пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы Германии.

Известен своими трудами по делам внутренней миссии (деятельности, направленной на утверждение и укрепление веры и нравственности между христианами), важнейшим выразителем и распространителем которой, соединяемой с благотворением, он был.

Родился в семье переводчика и клерка у нотариуса. После ранней смерти отца, вынужден был оставить учёбу и заниматься репетиторством.

С 1828 по 1831 изучал богословие в Берлине и Гёттингене. После окончания учёбы, в 1832 работал в качестве старшего преподавателя в воскресной школе Святого Георгия, рабочем пригороде Гамбурга.

Затем, принял на себя заведование воскресной школой для бедных детей, где в скором времени собрал вокруг себя 400-500 учеников и около 40 добровольных учителей и учительниц. Особенную известность он снискал основанием в сентябре 1833 близ Гамбурга школы-приюта для покинутых и неблагополучных детей, носящего название «Das Rauhe Haus». Добивался хорошего уровня образования своих подопечных. Стремился к созданию семейной атмосферы в приюте. В скором времени такие же приюты были учреждены не только в Германии, но Франции и других странах.

На праздник Рождества Христова в 1839 придумал украшать помещения и первым стал применять, традиционный в наше время, Рождественский венок.

В 1844 году он основал ежемесячный журнал «Fliegende Blätter des Rauhen Hauses».

Благодаря его стараниями, протестантский синод в Виттенберге в 1848 создал центральный комитет по внутренней миссии. Во время поездок по Германии Вихерн словом и делом способствовал основанию разного рода учреждений для воспитания детей, призрения больных, нищих и заключённых. Благотворно также было его влияние на аристократические кружки, в которых с воцарением Фридриха Вильгельма IV вошёл в моду интерес к нравственным задачам церкви.

В 1851 прусское правительство назначило его инспектором тюрем и исправительных домов, а 1858 он занял место в прусском министерстве внутренних дел, по тюремному отделению. В том же году стал членом Высшего Церковного совета, исполнительного органа государственной Евангелической церкви в Пруссии.

Под конец жизни вновь принял на себя заведование своим излюбленным детищем «Fliegende Blätter des Rauhen Hauses» и умер в 1881.

С 1844 издавал «Fliegende Blätter aus dem Rauhen Haus». Кроме того, написал книгу «Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche» (Гамбург 1849; 3 издания 1889), в которой были изложены его основные воззрения на христианскую благотворительность и его отношение к церковным и социальным вопросам современности.

Избранные труды

  • «Der Dienst der Frauen in der Kirche» (1848)
  • «Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche» (1849)
  • «Die Behandlung der Verbrecher und entlassenen Sträflinge» (1853)
  • «Festbüchlein des Rauhen Hauses» (3 тома, 1856)
  • «Der Dienst der Frauen in der Kirche» (1858)
  • «Unsere Lieder» (4 издания, 1870)