Seniorentreff 28.04.21

Seniorentreff 28.04.21

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch April 2021: Christus ist Bild des unsichtbaren Gottes, der Erstgeborene der ganzen Schöpfung. Kolosser 1:15

Христос есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Кол 1:15

Russlanddeutsche ethnokulturelle Veranstaltung am Mittwoch 28.04.2021

Ich hatte Ephraim laufen gelehrt und sie auf meine Arme genommen. Aber sie merkten nicht, dass ich sie heilte. Hosea 11:3

Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Ос 11:3

Seid euch bewusst, dass die Langmut unseres Herrn eure Rettung bedeutet. 2 Petrus 3:15

И долготерпение Господа нашего почитайте спасением. 2Пет 3:15

28 апреля 2021 года, в среду, в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения второго в текущем календарном году (первая встреча сеньоров прошла в последнюю среду предыдущего месяца 31 марта 2021 года) этнокультурного немецкоязычного мероприятия данного формата собрались (библейские чтения в эту среду были отменены, точнее, перенесены на следующую среду) в целях сохранения и совершенствования немецкого языка и традиций немецкой кухни, а также для поздравления родившихся в апреле месяце братьев и сестёр с днями их рождения 19 представителей немецко-лютеранского сообщества Казани, в т.ч. 10 российских немцев:

  • Артемьева Ирина Николаевна
  • Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна
  • Баталов Камиль Фаритович
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна
  • Ламинавичюс Александр Васильевич
  • Ламинавичюс Родион Александрович
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Садыков (Вайс) Родион Александрович
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Усенкова Лариса Николаевна

Собравшиеся выслушали вначале основательный доклад регента и кантора нашей лютеранской общины Ксении Михайловны Зубаревой о жизни и творчестве отечественного композитора, пианиста, дирижёра, музыкального писателя, шахматиста первой категории Сергея  Сергеевича Прокофьева (11 [23] апреля 1891, Сонцовка, Екатеринославская губерния, Российская империя – 5 марта 1953, Москва, СССР).

Этот выбор кантором темы доклада был обусловлен, в частности, тем обстоятельством, что Сергей Прокофьев тоже оказался «апрельским именинником». Кстати, он скончался в один день с Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

С.С. Прокофьев – Народный артист РСФСР (1947), Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 – трижды, 1947, 1952).

Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балет «Ромео и Джульетта» (1935), Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), музыка к кинофильму «Поручик Киже» (1934), «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и другие фортепианные пьесы. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.

Затем взяла слово Лариса Николаевна Усенкова. Она выступила перед собравшимися ветеранами немецко-лютеранского сообщества со своими рассказами о растениях нашего города, о их судьбе и увлекательной истории их многообразных названий.

После обращённых к Господу молитв собравшихся и заочных поздравлений пяти «апрельских именинников» (Васильев Андрей Юриевич, род. 26.04.1988; Грен Наталья Геннадьевна, род. 15.04.1958; Петрова Ольга Александровна, род. 12.04.1977; Смирнова (Венгель) Валерия Владимировна, род. 2.04.1935; Япаров Станислав Кашафутдинович, род. 10.04.1946) казанскими лютеранами немецкой традиции было спето более десятка хоралов, гимнов и псалмов из сборника лютеранских песнопений.


В.Г. Дицем были к этому мероприятию были подготовлены дополнительные историко-теологические материалы – информация об отмечаемом сегодня Дне памяти немецкого пастора, теолога, учителя, гуманиста, реформатора и лютеранского лидера Иоганна Граманна, чьё имя внесено в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днём памяти 28 апреля, т.е. сегодня.

Иоганн Граман, или Граманн, или Грауман (нем. Johann Gramann; *5.07.1487 – †29.04.1541), также известный под своим псевдонимом Йоханнес Полиандер, родился в Нойштадте-на-Айше, Средняя Франкония. Он работал ректором Thomasschule в Лейпциге. Полиандер был секретарём Иоганна Майера фон Экка на Лейпцигских дебатах 1519, где он встретил Мартина Лютера и присоединился к протестантской реформации. Полиандер стал пастором Альтштадтской церкви в 1525 в Кёнигсберге (ныне Калининград), столице нового Прусского герцогства (феодальное владение польской короны). Гуманист пользовался уважением среди своих сверстников, в том числе католика Иоганна Дантиска. Он писал светские и религиозные стихи на немецком и латыни. Он был решительным сторонником Альберта, герцога Прусского, и ратовал за создание Кёнигсбергского университета. Полиандер пожертвовал свою личную коллекцию из 1000 книг совету Альтштадта; это стало основой более поздней Кёнигсбергской публичной библиотеки. Умер в Кёнигсберге.

Гимн Граманна «Nun lob, mein Seel, den Herren» был использован несколькими композиторами, в частности, Иоганн Себастьян Бах использовал его в кантатах и органных прелюдиях.

P.S. В настоящее время 7.8 миллиардов проживающих в 300 странах (государства и территории) представителей 7139 разделённых по языковому принципу народов (это разделение началось в год смерти скончавшегося на 240-ом году жизни 6-го послепотопного патриарха человечества Фалека в 1635 днэ, или в 2126 году от Сотворения мира (Anno Mundi),  когда Всевышний  в год акме прожекта царя Нимрода в строительстве Вавилонской башни вмешался в этот процесс, направив на стройплощадку 70 ангелов со спецзаданием, в результате чего последовали дивергенция языков и рассеяние народов); за год до смерти в 1634 днэ (в 2127 A.M.) сына Серуха и Мелки, 9-го послепотопного патриарха человечества Нахора, скончавшегося на 49-м году жизни своего внука Аврама, наречённого Всевышним через 51 год Авраамом) разделены ещё и по духовному принципу на последователей примерно 20 тысяч конкретных религий (начиная от 2 484 172 183 христиан, 1 941 018 638 мусульман и 1.208.013.562 нерелигиозных людей и атеистов планеты и кончая крохотными группами в несколько последователей той или иной племенной религии или свежесозданной секты), а также на по расовым (биологическим) признакам на 4 расовых (или надрасовых) ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный; внутри тропического ствола выделяются африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного – континентальная и древнеиндонезнийская, внутри западного – кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного – уральская, сибирская, южноазиатская и американская.


Древний Славянский календарь

Сегодня 28.04.2021

Лето от С.М.З.Х.:7529Число Месяц:17 Элетъ
Лето в Круге Жизни:9День недели:Осьмица
Круголет:ЗмейЧертог:Тур
Стихия:ДревоПокровитель:Крышень
Цвет:ЗеленыйДерево:Осина

По народно-православному календарю  28 апреля в России отмечают Пудов День (дата по старому стилю: 15 апреля).

В этот день церковь отмечает память апостолов от семидесяти Аристарха, Пуда и Трофима. По преданию, они были учениками и последователями святого Павла и вместе с ним проповедовали слово Божие.

В этот день пчеловоды осматривали пасеки и омшаники, проверяли: здоровы ли пчёлы, хорошо ли пережили зиму. Если весна была ранней, и к концу апреля появлялись первые цветы, ульи вынимали и выставляли на свежий воздух. «На день святого Пуда вынимай пчёл из-под спуда», – говорили знающие люди. А все остальные соглашались: «У кого медок и маслице – у того и праздничек».

На Пуда обычно распускали почки калина и рябина. Из них в старину готовили целебные настои. Говорили также, что рябина обладала способностью исцелять от зубной боли. Для этого нужно было подойти к дереву и погрызть его, приговаривая: «Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь – я тебя всю изгрызу». Был и другой вариант заговора: «Рябина, рябина, возьми мою зубную болезнь, отныне и до веку не буду тебя есть».

Однако, после этого употреблять ягоды с дерева было уже нельзя, иначе боль могла вернуться.

Именины в этот день:

  • Александр
  • Анастасия
  • Андрей
  • Аристарх
  • Василиса
  • Виктор
  • Кондрат
  • Леонид
  • Лукьян
  • Савва
  • Севастьян
  • Трофим
  • Фёдор

Лютеране США, Канады и Швейцарской Конфедерации 28 апреля чтут также память швейцарского христианина XVI века Никлауса Мануэля.

Никлаус Мануэль (по прозвищу Дойч) (нем. Niklaus Manuel Deutsch) (*≈1484, Берн – 28.04.1530, Берн) – швейцарский живописец, график, поэт, памфлетист, ландскнехт и чиновник.

В его стиле живописца и резчика по дереву чувствуется влияние Ренессанса и Альбрехта Дюрера. Наряду с Гольбейном он считается самым значимым представителем Ренессанса в Швейцарии. Он создавал эскизы для ювелиров, алтари, портреты и другие полотна. Его насыщенные цветами полотна изображают в основном мифологические и библейские сцены.

Родился в 1484 в Берне в богатой бюргерской семье. После женитьбы на Катарине Фришинг (1509) он взял в качестве родового имени фамилию её отца, Эммануила Аллеманна, аптекаря из Кьери, Пьемонт, и сохранил немецкий перевод своего имени только в монограмме: кинжал под инициалами N.M.D.

С 1512 он является депутатом Большого совета.

В 1513-1520 работает в Берне как живописец.

Одновременно, в 1516-1522 участвует в итальянских походах как ландскнехт, не оставляя занятий живописью. В 1522 присоединяется к армии Альбрехта фон Штайна. После ранения руки при осаде Новары и участия в проигранной битве при Ла Бикок он окончательно возвращается в Швейцарию.

В 1523, став наместником в Эрлахе, он бросается в политические, дипломатические и конфессиональные распри и постепенно оставляет свои занятия живописью.

В 1528 он входит в Малый совет Берна.

1528-1530. Последние годы жизни посвятил преимущественно политической деятельности и обязанностям выборного члена городского совета Берна.

Обучался живописи по стеклу, затем – приёмам живописи и графики.

Из-за отсутствия документов, предшествующих его брачному контракту, нам ничего не известно о его художественном образовании, но, вероятно, его обучение носило самый общий характер. Около 1508 он создает первые известные нам произведения: несколько рисунков и живопись на стекле на военные сюжеты в манере Урса Графа (Базель, Художественный музей).

По возвращении в Берн он начинает активную творческую деятельность, пишет ряд своих наиболее значимых произведений: «Святую Анну с Мадонной и младенцем» (1513-14), «Пирам и Фисба» (1513-14), «Триптих святой Анны» (святая Анна с Мадонной и младенцем (на обороте Рождество Марии)) (1515), «Триптих святых Луки и Элигия» (1515), «Призвание апостола Петра» (1516-1518), «Отсечение главы Иоанна Крестителя» (1517), «Суд Париса» (1517-18), «Демоны, терзающие святого Антония» (1520), «Автопортрет» (на пергаменте) (1520). Произведения, созданные в 1513-1520, открывают самый плодотворный этап его короткой художественной карьеры. Изобретательный и чуткий поэт, он страдал от недостаточности своего образования и никогда не был по-настоящему независимым. Тем не менее, постепенно он отходит от использования разных приёмов и начинает работать в единой стилистике.

Одно из ранних произведений мастера – алтарь бернского братства святых Луки и Элигия (1515, Берн, Художественный музей). На внешних створках изображены патроны этого братства художников за работой: Лука пишет Мадонну, а Элигий занят чеканкой. Дойч выступает здесь опытным бытописателем: в подробностях он воспроизводит атмосферу, в которой работали современные ему мастера – живописцы и ремесленники. Художник строит свои композиции по ренессансному образцу: по законам перспективы он пишет интерьер, полный любопытных деталей, и располагает в нём в естественной позе человеческую фигуру. На заднем плане в открытом окне виден великолепный пейзаж, полный безмятежной поэзии. Но подобные настроения вообще редки в творчестве Дойча. Их скоро сменяют бурный драматизм и экспрессивная жёсткость формы. Это связано с влиянием Бальдунга Грина, немецкого мастера, покорившего умы всех швейцарских художников этого времени.

Свои работы 1516-1520 годов Никлаус исполнил в манере, близкой экспрессивной готике Ханса Фриса («Св. Лука, рисующий Мадонну», на обороте – «Рождество Марии», 1515, Берн, Художественный музей). Композиция, цвет, передача пространства напоминают манеру Ханса Фриза, но вместо традиционного резного декора Мануэль вводит итальянские мотивы (амуры, крылатые головы, гирлянды), становясь в некотором роде новатором.

Бесспорным шедевром художника является картина «Отсечение главы Иоанна Крестителя» (1517, Базель, музей). Картина не имеет ни дидактического, ни морализирующего смысла. Это скорее свидетельство драматического восприятия художником действительности, так как сцена трактована как современное художнику событие (об этом свидетельствуют и детали пейзажа, и, в большей степени, одежды персонажей – костюм ландскнехта на палаче и костюмы знатных немецких дам на Иродиаде и Саломее). Особой экспрессии художник добивается в изображении вечернего неба с пробивающимися сквозь тучи лучами и радугой. Световые блики как бы выхватывают из темноты детали архитектуры и пейзажа, фигуры действующих лиц. От этого сцена наполняется ещё большим драматизмом и загадочностью. С трепетом зритель вглядывается в персонажей, уносящих носилки с телом Иоанна, ужас охватывает при виде фигуры палача с головой казнённого в руках. Диссонансом, призванным подчеркнуть трагизм композиции, звучат фигуры двух роскошно одетых дам, стоящих рядом. Всё это написано с огромным мастерством, достойным большого художника. Стихийная ночная атмосфера, пронизанная кровавыми вспышками, соответствует драматичному напряжению сцены. Мануэль достигает здесь духовности Дюрера или Грюневальда.

Как и у Ханса Лея, пейзаж имеет огромное значение в творчестве Мануэля: сочетание реализма и фантазии в картине «Пирам и Фисба» (1513-14, Базель, Художественный музей) опоэтизировано свежестью темперы. Его пейзажи передают скорее атмосферу, чем топографию местности. Пространство, детали и даже персонажи в неловких позах нюансированы светотенью, одновременно нежной и дикой. Впрочем, неловкость художника в изображении перспективы придаёт его произведениям характер гобеленов, особенно поразительный в картине «Суд Париса» (1517, Базель, Художественный музей), где на декоративном плоском фоне, созданном тёмной листвой, выделяются светлые и цветные фигуры первого плана.

Важное место в творчестве Мануэля занимают рисунки, вдохновлённые Дюрером и Бальдунгом Грином, особенно рисунки на религиозные и ренессансные темы, фигуры простых людей и солдат, пейзажи, наброски с натуры, исполненные с большой свободой и юмором, иногда напоминающие непринуждённую каллиграфию Урса Графа. Из его ксилографий сохранилась только серия иллюстраций к притче «Девы разумные и неразумные» (ок. 1518, Базель, музей).

В 1523 Мануэль оставляет живопись, ликвидирует мастерскую и полностью отдаётся поэзии, получив известность как пылкий защитник и страстный пропагандист Реформации. Будучи ярым сторонником Реформации, он пишет в 1520-х несколько пьес с резкой критикой Римской церкви. («Папа и его духовенство», карнавальная мораль, сыгранная в 1522; «О противоположности между папой и Христом»; сатира «Рихард Малис – торговец индульгенциями»).

Скорее всего, именно протестантское иконоборчество повлияло на его решение оставить живопись и стало причиной его тоски, что видно в «Жалобе бедных идолов, выдворенных из церквей и часовен и сожжённых» – произведении, выражающем одно из многочисленных противоречий той эпохи насилия и поэзии, раздираемой между нравственным и эстетическим наследием готики и Ренессансом, болезненного перехода от одного времени к другому, героически воплощённого Хансом Лёем, Урсом Графом, Хансом Бальдунгом «Грином», Матиасом Грюневальдом и Никлаусом Мануэлем Дойчем.