Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 1.05.2022
Лютеранское богослужение 1.05.2022

Лютеранское богослужение 1.05.2022

1 мая — 121-й день года (122-й в високосные годы) по григорианскому календарю. До конца года остаётся 244 дня.

До 15 октября 1582 года — 1 мая по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года — 1 мая по григорианскому календарю.

В XX и XXI веках соответствует 18 апреля по юлианскому календарю.


Die Jahreslosung 2022: Jesus Christus spricht: Wer zu mir kommt, den werde ich nicht abweisen. Johannes 6:37

Иисус Христос говорит: И приходящего ко Мне не изгоню вон. Ин 6:37

Monatsspruch Mai 2022: Ich wünsche dir in jeder Hinsicht Wohlergeben und Gesundheit, so wie es deiner Seele wohlergeht. 3Johannes 2

Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя. 3Ин 2

Gottesdienst des Miserikordias Domini 1.05.2022

Christus spricht: Ich der gute Hirte. Meine Schafe hören meine Stimme, und ich kenne sie, und sie folgen mir; und ich gebe ihnen das ewige Leben.  Johannes 10:11a, 27-28a

Христос говорит: Я есмь пастырь добрый. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за мною; и Я даю им жизнь вечную. Ин 10:11а, 27-28а

1 мая 2022 года, в шестьдесят второй день весны и шестьдесят седьмой день международного суверенитета России; в день празднования нашими православными братьями (РПЦ) Фомина воскресенья (Антипасхи); в День международной солидарности трудящихся (Праздник Весны и Труда и др.); в день Праздника Майос (Festa dos Mayos, Испания, Галисия); в День единства народа Казахстана; в День лояльности (США); в День детского здравоохранения (США); День права (США); в День Леи (праздник гавайских танцев; США, Гавайские острова ); в День ландыша (Франция); в День торжества Иосифа Труженика (катол.); в православии: в день памяти преподобного Иоанна Солунского (Фессалоникийского), ученика преподобного Григория Декаполита (820-850), в День памяти мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303), в День памяти святителя Космы, исповедника, епископа Халкидонского и преподобного Авксентия (815-820), в День памяти мученика Иоанна Нового из Янины (1526), в День памяти священномученика Виссариона Селинина, пресвитера (1918), в День памяти преподобномученицы Тамары (Сатси), игуменьи (1942), в День Празднования в честь Максимовской иконы Божией Матери; в день православных именин: Антон, Василий, Виктор, Григорий, Ефим, Иван, Кузьма, Михаил; в день католических именин (Иосиф); в день отказа от власти в 305 древнеримскими правителями Диоклетианом и Максимианом; в день вспышки в 1006 сверхновой звезды SN 1006; в день битвы при Форли в 1282, при которой гибеллины вырезали армию французских наёмников; в день признания Англией независимости Шотландии в

1328 по мирному договору 1328 года; в день  битвы при Аркингольме в 1455, неподалёку от Лангольма в Шотландии, во время царствования короля Якова II Шотландского, и хотя это было небольшое сражение, в котором принимало участие несколько сотен человек, оно стало решающей битвой в гражданской войне между королём и Чёрными Дугласами, наиболее могущественной аристократической фамилией Шотландии (поскольку победа досталась сторонникам короля, это был важный шаг в установлении относительно прочной централизованной шотландской монархии); в день торжественного открытия в 1682 Людовиком XIV Парижской Обсерватории; в день основания в 1699 Пьером ле Мойном первой  колонии европейцев в долине реки Миссисипи; в день объединения в 1707 Шотландии с Англией (Англо-шотландская уния) и образования Великобритании; в день публикации в 1753 работы «Species Plantarum» («Виды растений») Карла Линнея (эта дата принята за исходный пункт ботанической номенклатуры); в день основания в  1776 Адамом Вайсгауптом  в Баварии тайного общества иллюминатов; в день успешной премьеры в 1786 в Вене оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Женитьба Фигаро»; в день объявления в 1808 в Баварии единой для всех конституции с представительным собранием, основанном на имущественном цензе; в день упразднения в 1832 рескриптом Николая I Виленского университета; в день премьеры в 1836 в Александринском театре Санкт-Петербурга пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»; в день появления в 1840 в Англии  в продаже первых в мире почтовых марок: чёрная однопенсовая («Чёрный пенни») и синяя двухпенсовая с профилем королевы Виктории; в день открытия в 1851 в Лондоне, в Хрустальном дворце, первой Всемирной выставки, посвящённой достижениям техники и культуры; в день кораблекрушения в 1855 недалеко от города Фалмут британского парусника John (погибли 196 человек); в первый день в 1863 сражения при Чанселорсвилле (сражение при Чанселорсвилле (англ. Battle of Chancellorsville) – крупное сражение американской Гражданской войны, которое произошло 30 апреля – 5 мая 1863 года на территории округа Спотсильвейни у плантации Джорджа Чанселлора (известной как Чанселорсвилл) между Потомакской армией Джозефа Хукера и Северовирджинской армией Роберта Ли. Вошло в историю как самое успешное сражение генерала Ли, который в наступательном бою разбил вдвое превосходящие его войска. Однако победа Конфедерации была серьёзно омрачена гибелью генерала Джексона Каменной Стены. Историк Стивен Сирс писал, что Чанселорсвилл уникален в списке сражений Гражданской войны: это сражение отличается своей сложностью и напряжённостью боевых действий, оно стало самой яркой победой генерала Ли и самым тяжёлым поражением федеральной армии. Генерал Хукер начал это сражение, имея в своём распоряжении хорошо подготовленную армию, правильно поставленную разведку, численное преимущество и грамотно продуманный план. Его противник, генерал Ли, был в те дни ослаблен на две дивизии, и наступление Хукера было для него почти неожиданностью. И всё же Хукер был разбит, а сражение 3 мая стало вторым по кровопролитности (после Энтитема) однодневным сражением американской Гражданской войны); в день начала строительства в 1884 в Чикаго 10-этажного дома – первого небоскрёба; в день зажигания в 1885 первые в Оттаве электрических фонарей; в день включения в 1886 Бирмы в состав Британской Индии; в день забастовки в США в 1886, в результате которой погибли 3 и были казнены 4 представителя рабочего класса США. В память о казнённых рабочих в США Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями; в день основания в 1887 Общества Красного Креста Японии; в день проведения в 1890 (впервые) международного первомайского праздника рабочими Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании и других стран Европы; в день первой маёвки в 1891 в Санкт-Петербурге, организованной социал-демократической группой М.И. Бруснева; в день битвы при Кавите в 1898 (испано-американская война); в день создания в Германии в 1899 футбольного клуба «Айнтрахт» (Франкфурт); в день появления впервые в продаже аспирина; в день проведения в 1902 Сормовской демонстрации рабочих судоремонтного завода; в день проведения в 1907 во многих европейских столицах демонстраций трудящихся по случаю праздника Первого мая, а в Варшаве в этот день была объявлена всеобщая забастовка; в день вступления в силу в 1909 в канадской провинции Онтарио «сухого закона»; в день, когда в 1912 была впервые напечатана купюра в 5 канадских долларов; в день, когда в 1912 Э.В. Роу на аэроплане Type Е совершил первый полёт на аэроплане с полностью закрытой пилотской кабиной; в день, когда в 1917 впервые в России праздник 1 Мая отмечался свободно (активное участие в праздничных демонстрациях и митингах наряду с рабочими принимали солдаты); в день, когда в 1918 впервые над Красной площадью пролетел советский самолёт «Ньюпор-XXI», лётчик И.Н. Виноградов; в день парада на Ходынском поле 1 мая 1918 года; в день, когда в 1919 на Красной площади состоялось торжественное открытие деревянного памятника Степану Разину («Разин с ватагой»): на открытии с речью выступил Владимир Ленин; памятник простоял на площади всего 25 дней, после чего был перенесён в музей; в день поражения в 1919 баварской Красной Армии и падение Баварской Советской Республики; в день проведения в 1920 по решению 9-го съезда РКП(б) первого в истории Всероссийского субботник; по этому поводу на Театральной площади в Москве при участии Владимира Ленина состоялась закладка памятника Карлу Марксу; первоначальный план не был реализован, и долгие годы на Театральной площади стоял гранитный блок с текстом: «Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу»; в день открытия в 1921 первой почтово-пассажирской авиалинии Москва-Орёл-Харьков на самолётах «Илья Муромец»; в день премьеры в 1921 «Мистерии-Буфф» Владимира Маяковского (вторая редакция) в Первом театре РСФСР; постановщиками были Всеволод Мейерхольд и Валерий Бебутов; в день открытия в 1922 первой в России международной воздушной линии Москва-Кёнигсберг (авиакомпания Дерулюфт – нем. Deutsche Russian Luftverkehr); в мае 1926 года авиалиния продлена до Берлина; в день выпуска в 1924 в Харькове выпущен первого советского гусеничного трактора «Коммунар» серии «Фордзон-Путиловец»; в день массовой инсценировки «Всемирная революция» в 1924 на Введенской площади (ныне Площадь Журавлёва) Москвы; в день объявления Кипра в 1925 британской коронной колонией (остров не впервые оказался под английским владычеством: в 1191 году его завоевал Ричард Львиное Сердце); в день выполнения в 1926 авиакомпанией Deutsche Luft Hansa первого в мире ночного регулярного пассажирского рейса Берлин-Кёнигсберг на самолёте Junkers G-24; в день опубликования в 1930 имени открытой 18 февраля девятой планеты Солнечной системы Плутон (сейчас это уже не планета); в день создания в 1930 Московского государственного геологоразведочного университета; в день начала работы в 1932 в Тушино планёрного завода Осоавиахима; в день установления в 1933  телефонной связи между Британией и Индией; в день выпуска в 1935 первого серебряного канадского доллара; в день сборки в 1936 в Комсомольске-на-Амуре первого серийного Р-6 (АНТ-7); в день завершения в 1937 строительства канала Москва-Волга; в день официального объявления в 1940 об отмене Олимпиады 1940 года – в связи с войной; в день высадки в 1943 советского десанта на косу Вербяная; в день убийства в 1944 200 первомайцев – заключённых коммунистов в Греции; в день водружения в 1945 в Берлине над Рейхстагом Знамени Победы; в день, когда в 1946 австралийские аборигены устроили свою первую промышленную забастовку; в день провозглашения в 1948 создания КНДР; в день, когда в 1950 в Китайской Народной Республике были запрещены полигамия, детоубийство и браки в детском возрасте; в день начала вещания в 1951 в Мюнхене на страны Восточной Европы «Радио „Свобода“», финансируемого конгрессом США; в день основания в Сеуле в 1954 преподобным Муном Церкви Объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение всемирного христианства) (в настоящее время у Муна имеются миллионы последователей в 150 странах мира; в день, когда в 1960 в районе Свердловска был сбит американский самолёт-разведчик U-2, пилотировавшийся Фрэнсисом Пауэрсом; в день, когда в 1961 Фидель Кастро объявил, что на Кубе отныне не будет выборов; в день передачи Индонезии в 1963 бывшей голландской колонии Западный Ириан, находившейся под управлением Временной администрации ООН; в день свадьбы в 1967 Элвиса и Присциллы Пресли; в день освобождения в 1974 в Португалии политических заключённых и отмены цензуры в средствах массовой информации; в день, когда в 1978 в Великобритании впервые Первое мая отмечалось как государственный праздник; в день, когда в 1978 японец Наоми Уэмура впервые в мире в одиночку достиг Северного полюса на собачьей упряжке после 54-дневного пути к цели; в день получения в 1979 Гренландией права на самоуправление; в день выступления в 1978 Элтона Джона первым из звёзд эстрады мирового масштаба в Израиле; в этот день в 1984 вышел первый выпуск комикса Черепашки-ниндзя; в этот день в 1992 – нападение ИРА на блокпост в Клоходже; в этот день в 1993 в результате теракта в Коломбо убит президент Шри-Ланки Ранасингхе Премадаса; в этот день в 1993 основана Национал-большевистская партия; в этот день в 1993 массовая протестная акция в Москве, столкновения с милицией и внутренними войсками; в этот день в 1996 – начало вещания Муз-ТВ; в этот день в 1999 на телеканале Nickelodeon вышла первая серия мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны»; в этот день в 2003 в Монголии началась приватизация земли; в соответствии с принятым парламентом страны законом, каждая монгольская семья, проживающая в городе, может получить бесплатно 0,07 га земли; в этот день в 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония вошли в состав Европейского союза; это расширение было самым крупным в истории ЕС; в этот день в 2009 в Швеции были легализованы однополые браки; в этот день родился в 1633 Себастьен Ле Претр де Вобан (ум. 1707), маршал Франции, военный инженер, писатель; в этот день родился в 1672 Джозеф Аддисон (ум. 1719), английский публицист, драматург, поэт, политик, просветитель, зачинатель английской журналистики; в этот день родился в 1764 Бенджамин Латроб (ум. 1820), британо-американский архитектор, основной дизайнер вашингтонского Капитолия; в этот день родился в 1769 Артур Веллингтон (ум. 1852), британский фельдмаршал, участник наполеоновских войн, победитель в битве при Ватерлоо, 25-й и 28-й премьер-министр Великобритании (1828-1830 и 1834); в этот день родился в 1794 Фёдор Семёнов (ум. 1860), астроном-любитель, удостоенный Золотой медали Русского географического общества; в этот день родился в 1827 Жюль Бретон (ум. 1906), французский художник («Возвращение крестьян» и др.); в этот день родился в 1830 Гвидо Гезелле (ум. 1899), фламандский поэт, филолог, фольклорист; в этот день родился в 1851 Христоф Эберхард Нестле (ум. 1913), немецкий протестантский богослов, лингвист и педагог; в этот день родился в 1852 Сантьяго Рамон-и-Кахаль (ум. 1934), испанский физиолог, гистолог, лауреат Нобелевской премии (1906); в этот день родился в 1853 Яков Гордин (ум. 1909), еврейский прозаик и драматург («Еврейский король Лир», «Бог, человек и дьявол» и др.); в этот день родился в 1873 Константин Игумнов (ум. 1948), пианист, педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР; в этот день родился в 1881 Пьер Тейяр де Шарден (ум. 1955), французский католический священник, иезуит, богослов, философ, биолог, антрополог, геолог, археолог, палеонтолог, первооткрыватель синантропа; в этот день родился в 1891 Александр Разумный (ум. 1972), советский кинорежиссёр; в этот день родился в 1895 Николай Ежов (расстрелян в 1940), советский государственный и партийный деятель, второй нарком внутренних дел; в этот день родился в 1900 Александер Ват (наст. фамилия Хват; ум. 1967), польский поэт, писатель-прозаик и переводчик; в этот день родился в 1900 Иньяцио Силоне (наст. имя Сегондино Транквилли; ум. 1978), итальянский писатель, публицист и политический деятель; в этот день родился в 1903 Георгий Шубников (ум. 1965), Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-технической службы, начальник строительства космодрома Байконур; в этот день родился в 1905 Александр Борисов (ум. 1982), актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, певец, народный артист СССР; в этот день родился в 1906 Юрий Толубеев (ум. 1979), актёр театра и кино, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда; в этот день родился в 1909 — Яннис Рицос (ум. 1990), греческий поэт, переводчик, лауреат Международной Ленинской премии (1977); в этот день родилась в 1910 Сурая Каджар (ум. 1992), азербайджанская советская певица (меццо-сопрано); в этот день родился в 1913 Флориян Бобич (погиб в 1942), югославский политический деятель, Народный герой Югославии; в этот день родился в 1913 Балрадж Сахни (ум. 1973), индийский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и писатель; в этот день родился в 1916 Гленн Форд (ум. 2006), американский киноактёр; в этот день родилась в 1917 Даниэль Дарьё (ум. 2017), французская актриса и певица, обладательница премии «Сезар»; в этот день родился в 1917 Фёдор Хитрук (ум. 2012), режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино, народный артист СССР; в этот день родился в 1919 Мохаммед Карим Ламрани (ум. 2018), премьер-министр Марокко (1971-1972, 1983-1986 и 1992-1994); в этот день родилась в 1921 Нина Архипова (ум. 2016), актриса театра и кино, народная артистка РСФСР; в этот день родился в 1923 Ион Попеску-Гопо (ум. 1989), румынский режиссёр игрового и анимационного кино, художник, сценарист; в этот день родился в 1923 Джозеф Хеллер (ум. 1999), американский писатель-романист; в этот день родился в 1924 Давид Абашидзе (ум. 1990), актёр театра и кино, кинорежиссёр, народный артист Грузинской ССР; в этот день родился в 1924 Виктор Астафьев (ум. 2001), русский писатель, эссеист и драматург, сценарист, Герой Социалистического Труда; в этот день родилась в 1927 Лаура Бетти (ум. 2004), итальянская киноактриса; в этот день родился в 1928 Виталий Мельников, советский и российский кинорежиссёр и сценарист, народный артист РСФСР; в этот день родился в 1929 Станислав Микульский (ум. 2014), польский актёр театра и кино; в этот день родилась в 1936 Дильбар Абдурахманова (ум. 2018), узбекская женщина-дирижёр, скрипачка, педагог, народная артистка СССР; в этот день родился в 1937 Хазрет Совмен, российский государственный и политический деятель, президент Республики Адыгея (2002-2007); в этот день родился в 1938 Валериу Гажиу (ум. 2010), советский и молдавский кинорежиссёр и сценарист, народный артист Молдовы; в этот день родилась в 1939 Джуди Коллинз, американская фолк- и поп-певица; в этот день родился в 1939 Виталий Шаповалов (ум. 2017), актёр театра и кино, народный артист РСФСР; в этот день родился в 1942 Эльёр Ишмухамедов, кинорежиссёр и сценарист, народный артист Узбекской ССР; в этот день родилась в 1944 Рита Кулидж, американская певица и автор песен, дважды лауреат «Грэмми»; в этот день родился в 1946 Джон Ву, гонконгский и американский кинорежиссёр и сценарист; в этот день родилась в 1949 Ядвига Поплавская, белорусская певица, участница первого состава ансамбля «Верасы», народная артистка Беларуси; в этот день родился в 1950 — Сергей Захаров (ум. 2019), советский и российский эстрадный певец и актёр, народный артист РФ; в этот день родился в 1951 Александр Ефремов, советский и белорусский киноактёр, режиссёр и сценарист, народный артист Беларуси; в этот день родился в 1954 Рэй Паркер-младший, американский гитарист, композитор и музыкальный продюсер, автор песни «Ghostbusters»; в этот день родился в 1960 Стив Котен, американский жокей, самый молодой обладатель Тройной короны; в этот день родилась в 1962 Елена Ханга, российская журналистка, теле- и радиоведущая; в этот день родился в 1962 Рихард Эйгим, латвийский политик; в этот день родилась в 1964 Ивонн ван Геннип, нидерландская конькобежка, трёхкратная олимпийская чемпионка (1988); в этот день родился в 1968 Оливер Бирхофф, немецкий футболист, чемпион Европы (1996); в этот день родилась в 1968 Д’арси Рецки, американская бас-гитаристка, бывшая солистка рок-группы «The Smashing Pumpkins»; в этот день родилась в 1971 Амира Казар, французская актриса театра и кино; в этот день родился в 1973 Оливер Нёвилль, немецкий футболист, серебряный призёр чемпионата мира (2002) и Европы (2008); в этот день родилась в 1975 Светлана Чуйкина, российская актриса театра и кино; в этот день родился в 1979 Ларс Бергер, норвежский биатлонист и лыжник; в этот день родился в 1979 Паули Рантасалми, гитарист и композитор, участник финской рок-группы «The Rasmus»; в этот день родился в 1982 Джейми Дорнан, британский актёр кино и телевидения, модель и музыкант; в этот день родился в 1983 Ален Бернар, французский пловец, двукратный олимпийский чемпион; в этот день родился в 1987 Леонардо Бонуччи, итальянский футболист, чемпион Европы (2020); в этот день родилась в 1992 Мадлен Брюэр, американская актриса; в этот день скончался в 408 Аркадий, восточноримский император; в этот день скончался в 1555 Марцелл II (в миру Марчелло Червини; р. 1501), 222-й папа римский; в этот день скончался в 1572 Пий V (в миру Антонио Микеле Гизлиери; р. 1504), 225-й папа римский (1566-1572); в этот день скончался в 1797 Иоганн Батист Альксингер (род. 1755), немецкий поэт; в этот день скончался в 1813 Жан Батист Бессьер (р. 1768), маршал Франции при Наполеоне I; в этот день скончался в 1813 Жак Делиль (р. 1738), французский поэт, переводчик Вергилия; в этот день скончалась в 1841 Варвара Асенкова (р. 1817), русская актриса, «королева водевиля»; в этот день скончался в 1842 Михаил Каченовский (р. 1775), российский историк; в этот день скончался в 1850 Анри-Мари Дюкроте-де-Блэнвиль (р. 1777), французский зоолог и анатом, автор термина «палеонтология»; в этот день скончался в 1869 Александр Меншиков (р. 1787), адмирал, морской министр Российской империи, генерал-губернатор Финляндии; в этот день скончался в 1870 Габриель Ламе (р. 1795), французский математик, физик и инженер; в этот день скончался в 1873 Давид Ливингстон (р. 1813), английский исследователь Африки; в этот день скончался в 1900 — Михай Мункачи (р. 1844), венгерский художник; в этот день скончался в 1904 Антонин Дворжак (р. 1841), чешский композитор; в этот день скончался в 1904 Вильгельм Гис (р. 1831), швейцарский анатом, гистолог, эмбриолог; в этот день скончался в 1917 — Уильям Нокс Д’Арси (р. 1849), британский предприниматель и адвокат, пионер в области разведки и добычи нефти в Иране; в этот день скончался в 1934 Александр Давиденко (р. 1899), советский пролетарский поэт; в этот день в 1945 покончили с собой нацистские преступники: Пауль Йозеф Геббельс (р. 1897), немецкий государственный и политический деятель, министр пропаганды при Гитлере; Генрих Мюллер (р. 1900), группенфюрер СС, начальник IV отдела РСХА (гестапо); в этот день скончался в 1946 Пиль Ютци (р. 1896), немецкий режиссёр; в этот день скончался в 1948 Давид Петрович Штеренберг (р. 1881), живописец и график; в этот день скончалась в 1960 Лия Мара (р. 1897), немецкая актриса немого кино; в этот день скончался в 1964 Николай Духов (р. 1904), советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, трижды Герой Социалистического Труда; в этот день скончался в 1973 Асгер Йорн (род. 1914), датский художник; в этот день скончался в 1978 Арам Хачатурян (р. 1903), армянский композитор, народный артист СССР; в этот день скончался в 1979 Виль Липатов (р. 1927), советский писатель; в этот день скончался в 1982 Рубен Аванесов (р. 1902), советский лингвист, один из основателей московской фонологической школы; в этот день скончался в 1982 Владимир Стенберг (р. 1899), советский художник-график, конструктивист, мастер киноплаката и сценографии; в этот день скончался в 1983 Джозеф Руттенберг (р. 1889), американский оператор; в этот день скончался в 1988 Паоло Стоппа, (р. 1906), итальянский актёр; в этот день скончался в 1994 Айртон Сенна (р. 1960), бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира в классе «Формула-1»; в этот день скончался в 1997 Бу Видерберг (р. 1930), шведский кинорежиссёр; в этот день скончался в 2001 Георгий Менглет (р. 1912), актёр театра и кино, народный артист РСФСР; в этот день скончался в 2005  Сергей Сартаков (р. 1908), писатель, лауреат Государственной премии СССР; в этот день скончался в 2006 Рауно Лехтинен (р. 1932), финский дирижёр и композитор; в этот день скончался в 2006 Кирилл Кондратьев (р. 1920), советский и российский геофизик, академик АН СССР и РАН; в этот день скончался в 2017 Анатолий Алексин (р. 1924), советский и российский писатель и драматург, автор книг для детей и юношества; во Второе воскресенье после Пасхи // Miserikordias Domini (Мудрости Господней полна земля. Пс 32:5) – лц белый – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в прошедшем году исполнилось 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения восемнадцатого в этом календарном году и двадцать пятого в текущем 2021/2022 церковном году богослужения собрались 15 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. один германский и 9 российских немцев:

  • 1) Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна – член Совета НКАНТ, зампредседателя и член Совета КНО имени Карла Фукса, руководитель немецкоязычного театрального сообщества «Welsch-Gruppe»
  • 2) Берггольц Никита Константинович – помощник Председателя НКАНТ, заместитель председателя Совета МК «Perlenkette» при Немецком Доме РТ, ведущий Киноклуба российских немцев Немецкого Дома РТ
  • 3) Брёмель Йозеф Карл-Фридрих, германский студент ИМО КФУ
  • 4) Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ
  • 5) Горбанова Карина Тимофеевна – органистка ЕЛО
  • 6) Горн Валентина Демидовна
  • 7) Горн Давыд Яковлевич – пастор ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ
  • 8) Данилова Зоя Леонидовна – член Совета ЕЛО
  • 9) Деляев Андрей Анатольевич – Председатель Совета и ординированный проповедник ЕЛО
  • 10) Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К.Ф. Фукса, директор Немецкого Дома РТ, Почётный член Совета ЕЛО
  • 11) Диц Лариса Георгиевна17) Котляров Павел Геннадьевич
  • 12) Муртазина Эльмира Исхаковна
  • 13) Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • 14) Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • 15) Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна

Послание (Epistel): 1Пет 2:21б-25. Читал – по-русски – Виктор Диц

Евангелие (Evangelium): Ин 10:11-16, 27-30. Читал – также по-русски – Андрей Деляев

Проповедь (Predigt) на стихи: Ин 21:15-19. Читал – по-русски – Давыд Горн

Древнеславянский (славяно-арийский, ведический) календарь

Лето от С.М.З.Х.:7530Число Месяц:20 Элетъ
Лето в Круге Жизни:10День тыждня:Седьмица
Круголет:ОрёлЧертог:Тур
Стихия:ДревоПокровитель:Крышень
Цвет:ЗелёныйДерево:Осина

Сегодня 01.05.2022, вск

Сегодня, как и каждый из дней 40-дневного сороковника Элетъ (Месяца Посева и Наречения), – День Наречения.


Это 1-й день 9-дневной древнеславянской недели (день труда), покровителем которого является Земля Хорса (Меркурий).

Славянский земледельческий (народный) календарь

Май – третий месяц весны. Названия: Травень. Травник. Травный. Светозарник. Розовоцвет. Розацвет. Цветень.

Бывает май – и под кустиком рай, а то май – коню сена дай, а сам на печь полезай.

Ай да месяц май – не холоден, да голоден.

Май холодный – год хлебородный.

Май обманет, да в лес уйдёт.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Одна майская роса коням лучше овса.

Дождь в мае – хлеба подымает.

Где проходит граница чистой и мутной воды – лучше всего клюет рыба.

О прекращении холодных утренников говорит регулярная и длинная песня кукушки.

В рубахах пахать – в шубах сеять.

Как зацветёт рябина – наступит продолжительное тепло.

Зацвели яблони – земля согрелась.

1 мая – Кузьма. Козьма-огородник. Крестьяне говаривали: «На Козьму сей морковь и свёклу». С весенних полей пахучим ветерком тянет.

Май холодный – год хлебородный. Дождь в мае – хлеба поднимает.

Зацвела фиалка – сей морковь и петрушку.

Без дождя не сей.


Календарь народа Божьего

Сегодня 30 нисана 5782 года Anno Mundi (от Сотворения мира), Рош ходеш Ияр 1, 15-й день Омера, первый день недельной главы Торы «Эмор» (вне Израиля «Кдошим»).

Глава «Эмор» («Скажи») рассматривает законы святости коаним, запрещающие им оскверняться контактом с трупом и жениться на определённых категориях женщин (как об этом упоминалось во введении к книге «Ваикра»), а также святости священнослужения, запрещающие приносить в жертву животное с изъяном, коэну с физическим недостатком – служить в Храме и т.д.

В этой главе подробно излагаются законы праздников Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Сукот, Шмини Ацерет.

Всего в недельной главе содержатся шестьдесят три заповеди: тридцать девять запретов – «ло таасэ», например, запрещение работать в Песах и другие праздники, и двадцать четыре предписания – «асэ», например, приказ освящать Имя Б-га своими поступками. Это вторая по количеству содержащихся в ней заповедей глава в Торе после «Ки теце» книги «Дварим». В связи с этой её особенностью поговорим немного о заповедях в целом.

Вся Тора содержит 613 мицвот: 365 – «ло таасэ» (число их соответствует числу дней в году), 248 – «асэ» (что, согласно Талмуду, соответствует числу частей тела человека; д-р Й.-Л. Кацнельсон в своей книге «Медицина в Талмуде», изданной ещё до революции, уточняет: числу частей тела мужчины в возрасте семнадцати-восемнадцати лет, поскольку в дальнейшем возможно срастание некоторых суставов).

Есть заповеди, обязательные для всех в любом месте и в любое время (например, не служить идолам), есть обязательные только для мужчин (надевать тфилин), есть такие, исполнение которых действительно только в определённое время, и такие, которые связаны с исполнением в определённом месте.

Тот, кто выполняет заповеди, получает награду от Б-га, иногда и в этой жизни, но в основном – в будущем мире. А самое главное – выполнение каждой заповеди освящает человека и приближает его ко Всевышнему. Не случайно во всех благословениях перед исполнением заповедей мы говорим: …ашер кидшану бе-мицвотав… – «…Который освятил нас Своими заповедями…». Нарушение мицвы в какой-то мере удаляет человека от Б-га, не говоря уже о том, что его ждёт наказание за проступок.

После разрушения Храма исполнимыми практически для нас остались только 271 заповедь (см. Хафец Хаим. Краткое собрание заповедей). Некоторые из них связаны с определёнными ситуациями. Может случиться, что мы никогда в жизни в них не окажемся, так что у нас не будет и обязанности их выполнить: например, если у вас нет собственного виноградника в Эрец Исраэль, на вас не распространяется мицва оставить урожай по его краям для бедных; если у вас, слава Б-гу, нет повода расстаться с женой, вас не касается заповедь развода; если вы честный человек и никогда не прикасались к чужому, не вам адресована мицва вернуть награбленное – и т.д.

Но 270 заповедей человек обязан выполнять всегда, из них шесть – связанные не с действием, а с внутренними убеждениями – ежесекундно: мы обязаны верить во Всевышнего; верить в то, что нет другого Б-га; в то, что Г-сподь – един; любить Его, исполнять Его заповеди с любовью; бояться Его – то есть знать, что Он наказывает за грехи; не увлекаться чуждыми Торе идеями.

Не следовать за сердцем и глазами

Последняя заповедь звучит так: «…и не следуйте за вашим сердцем и вашими глазами» (Бемидбар, 15:39). Что это значит?

«Не следовать за сердцем» означает не увлекаться такими вещами, как преходящие политические веяния, вроде коммунизма, захватившего поколение начала века, или модные «духовные искания», кружащие голову нашим современникам, и т.п. Эта мицва охватывает более широкий круг вещей, чем заповедь «не обращайтесь к идолам», о которой мы говорили в предыдущей главе – «Кдошим».

«Не следовать за глазами» означает не соблазняться запрещёнными Торой удовольствиями, не романтизировать принятые в наши дни отношения, которые с точки зрения Торы попросту разврат.

Законы святости Священников

И Г-сподь сказал Моше: «Обратись [скажи] к коаним, сынам Аарона, и скажи им: «Да не осквернится [коэн] прикосновением к умершему из народа своего. Только ближайшим родственником своим – матерью своей, и отцом своим, и сыном своим, и дочерью своей, и братом своим, и сестрой своей, девицей близкой ему, которая не была замужем, – можно ему оскверниться”» (21:1-3).

Эта глава начинается сообщением о том, что коэн не должен оскверняться прикосновением к трупу еврея. «Прикосновение» означает здесь не только непосредственное касание. Человек оскверняется контактом с трупом, если нёс его на носилках и даже если находился с ним под одной крышей. Оскверниться – значит стать ритуально нечистым. А такой человек не имеет права войти в Храм и есть мясо жертвы и труму (часть урожая, отделяемую для коаним).

Дважды повторённое в первом стихе слово «скажи» обращено к взрослым: они должны не только сами соблюдать запрет, но и заботиться о его соблюдении детьми. Слова «коаним, сынам Аарона» указывают на то, что запрет касается всех мужчин – потомков Аарона, как тех, кто служит в Храме («коаним»), так и тех, кто в Храме не служит («сынам Аарона»). По каким причинам есть такие, которые не служат, мы скажем чуть ниже.

Закон Торы, таким образом, запрещает коэну участвовать в похоронах, посещать кладбище и т.п., но обязывает его заниматься делами, связанными со смертью семи категорий родственников: отца и матери, сына и дочери, брата, сестры-девицы и жены – о последней говорят слова в начале перечня: «ближайшим родственником своим». В этих ситуациях коэн обязан оскверниться. Первосвященнику же запрещено прикасаться к телу и находиться в одном помещении даже с умершим отцом.

Говоря «к умершему из народа своего», Тора имеет в виду, что умерший находится среди евреев и о погребении позаботятся. Для случая, когда умер еврей, а позаботиться о теле некому, запрет делает исключение. Заповедь похоронить мертвеца, о погребении которого некому позаботиться, называется мет мицва. Она обязывает всякого человека, будь то простой еврей, коэн или даже первосвященник, если он оказался рядом, заняться похоронами.

Коэн не имеет права жениться на разведённой или на женщине, что была близка с человеком, с которым ей нельзя было сближаться, например, изменяла мужу или сожительствовала с неевреем. Первосвященник же ограничен ещё и запретом жениться на вдове, он должен взять в жены девственницу.

Священник с физическим недостатком (слепой, хромой и т.п.) не должен служить в Храме. Смысл этого запрета очевиден: в Храме не место изъянам, здесь всё должно быть прекрасно. Увечный коэн не служит в Храме, но ест мясо жертвы, как и все священники. Это его, так сказать, «пособие».

Коэн не имеет права выполнять службу в одежде, которая ему мала или велика, в грязном или порванном платье (см. гл. «Тцаве» книги «Шмот»). Служба в таком виде оказывается недействительной. Кроме того, запрещена служба священнику, не стригшему более месяца волос.

Как уже сказано в аннотации к этой главе, не годится для принесения в жертву животное с изъяном. В Храм надо приносить лучшее из лучшего. Рассматривая законы о том, чего нельзя возлагать на жертвенник, Рамбам делает вывод: если строишь синагогу – сделай её красивее своего дома, если даёшь еду голодному или делишься одеждой с нагим – дай из лучшего, что у тебя есть.

Далее глава «Эмор» переходит к законам праздничных дней. Но прежде она подытоживает запреты, связанные с Храмом, таким стихом:

«И не хулите Моё святое Имя, да буду Я освящён среди сынов Израиля, Я – Г-сподь, освящающий вас» (22:32).

Освящение имени Б-га

Этот стих содержит две заповеди: по одной из категорий «ло таасэ» и «асэ». Первая запрещает унижение Имени Всевышнего, на иврите – хилуль а-Шем. Вторая предписывает освящать Его, что на иврите называется кидуш а-Шем.

Рамбам объясняет эти заповеди так:

«Весь дом Израиля обязан освящать Всевышнего, как сказано: “Да буду Я освящён среди сынов Израиля”. И предписано не хулить Его, как сказано: “И не хулите Моё святое Имя”. Как это понимать?

Если какой-то насильник заставит еврея нарушить одну из заповедей Торы, угрожая в противном случае смертью, то [еврей] должен нарушить [её] и остаться в живых, ибо сказано о заповедях: “…которые будет исполнять человек и которыми будет жить” (Ваикра, 18:5) — но не умирать за них. И если [еврей] умер из-за того, что не нарушил заповедь [при такой угрозе], то на нём вина за свою [погубленную] жизнь. Это относится к [нарушению] всех заповедей, кроме трёх: об идолопоклонстве, разврате и убийстве» (Законы об основах Торы, гл. 5).

Итак, как вы видите, освящать Имя Всевышнего и не допускать Его осквернения означает прежде всего соблюдать Его заповеди. Три из них – запрет поклоняться идолам, развратничать и убивать – должны быть соблюдены при любых условиях, даже ценой жизни.

Откуда мы знаем, что именно эти три мицвот [заповеди] требуют такого самоотверженного соблюдения?

Сказано: «Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь един. И люби Г-спода, Б-га твоего, всем твоим сердцем, и всей твоею душой, и всем твоим достоянием» (Дварим, 6:4, 5). Эти слова Торы категорически исключают для нас идолопоклонство. Любить Б-га «всей душой» – значит, быть готовым отдать жизнь за веру. Веру в кого? В единого Б-га – «Г-сподь един».

Нерушимость запрета убивать обоснована логически. Один человек обратился к Раве: «Хозяин долины сказал мне: “Убей этого еврея, а если не убьёшь, я убью тебя”». Сказал Рава: «Пусть тебя убьют, но ты не убей. Разве твоя кровь краснее его крови?» (Санхедрин, 74а). Нельзя спасать свою жизнь ценой чужой жизни. Вывод: жизнь другого человека неприкосновенна.

Тора уподобляет разврат убийству. Вывод: он так же недопустим, как убийство.

Что касается остальных заповедей, то требование Торы нарушить их при опасности для жизни подразумевает случаи, когда насильник применяет насилие, имея целью извлечь пользу для себя, например, под страхом смерти заставляет еврея работать на него в субботу или в Йом Кипур. Но если от еврея требуют нарушить закон Б-га не для житейских выгод, а лишь потому, что деспот под страхом смерти хочет принудить его именно пренебречь заповедью Всевышнего, то – при наличии одного из двух условий, о которых мы скажем ниже, – надо идти на смерть, о какой бы заповеди ни шла речь.

Первое условие: если нарушение должно произойти публично, то есть в присутствии десяти евреев (если не публично – надо нарушить и сохранить жизнь).

Второе условие: если насильник отдаст приказ, чтобы евреи отказались от своей религии. Тогда надо идти на смерть, но не нарушить ни одну заповедь, даже если отказаться требуют не публично, не при десяти евреях.

Во времена Макабим (см. главу «Беаалотха» книги «Бемидбар») на трибуну вызвали девяностолетнего мудреца Эльазара, держали там речи об отмирании «устаревшей» еврейской религии – и для убедительности пожелали продемонстрировать: вот, мол, сейчас перед вами Эльазар съест некашерное (здесь принуждение нарушить закон Б-га ради самого нарушения сочеталось и с публичностью, и с требованием властей, чтобы евреи отказались от своей религии). Эльазар ответил категорическим отказом. Его отвели в сторону и шепнули: «Мы принесём тебе кашерное мясо из твоего дома, а ты съешь его на трибуне так, чтобы евреи подумали, что ты поел трефное». Он во весь голос заявил: «Вы хотите, чтобы евреи сказали: Эльазар, знающий Тору, ел трефное, так нам тем более можно. Для чего мне это? Чтобы немного продлить жизнь? От суда Б-га никуда не уйду». И Эльазара зверски замучили.

Так поступали наши предки во все времена. Сотни тысяч евреев со словами «Шма, Исраэль» шли в огонь и воду во времена крестоносцев, отказывались принять христианство во времена Богдана Хмельницкого. Путь нам проложил праотец Авраам, который был брошен в огонь (и вышел живым оттуда), но не отказался от веры в единого Б-га. Так поступил Йосеф: он был готов принять смерть за отказ вступить в связь с женой хозяина. Были и ещё герои, всех их не перечесть.

Тот, кто погиб, но не отказался от веры в Творца, не пошёл на разврат или убийство, освятил этим Имя Всевышнего, а если это произошло при десяти евреях, то он освятил Имя Б-га публично, что усиливает действие его поступка. Кидуш а-Шем совершили Хананья, Мишаэль и Азарья, отказавшиеся поклониться идолу и брошенные в огонь по приказу Невухаднецара, императора Вавилонии, Даниэль, автор одной из книг ТаНаХа, раби Акива, убитый за обучение Торе. В брошюре «Я принадлежу другу моему, а мой друг – мне» я привожу много примеров кидуш а-Шем – история нашего народа содержит их неисчислимое множество.

Если же человек нарушил закон, не пошёл на смерть, когда это было необходимо, то он предал хуле Имя Б-га и не выполнил заповедь освятить Его Имя.

Однако люди не имеют права наказать его. Это прерогатива Всевышнего. Такой еврей согрешил из-за смертельной опасности, угрожавшей ему. Такова одна из заповедей Торы: не наказывать того, кто преступил закон из-за опасности для жизни.

И уж, конечно, всякий, нарушающий заповеди Торы сознательно, по собственной воле, абсолютно не считающийся с ними, оскверняет Имя Б-га. А если он поступает так публично, это ещё более тяжкий грех.

Хилуль а-Шем – это и поступки верующего человека, которые вызывают осуждение окружающих. Что скажут простые люди, если человек, знающий и соблюдающий Тору, занимает деньги и не отдаёт их вовремя, имея возможность отдать, если он груб и резок, часто гневается? Они скажут: «Что дала ему Тора? Чем он выше нас?»

Тот, кто совершает мицву, кто удерживается от греха не из страха перед людьми и не ради похвал, но только ради Всевышнего, тот освящает Имя Б-га.

Если знающий Тору и соблюдающий её законы человек ведёт себя достойно, со всеми добр и приветлив, занимается благотворительностью, живёт так, что у многих вызывает расположение и желание ему подражать, то он освящает Имя Б-га. И о нём сказано: «И [Б-г] сказал мне: “Ты Мой раб, Израиль, которым Я прославлюсь”» (Йешаяу, 49:3).

Заповеди о праздниках и счёт Омера

Мы уже говорили в аннотации к этой главе, что в ней содержатся заповеди обо всех праздниках. Рассмотрим только одну из них. Она связана с переходом от праздника Песах к празднику Шавуот.

«И отсчитайте себе назавтра после праздника… семь полных недель» (23:15).

Ночью на исходе первого дня праздника Песах евреи жали ячмень, мололи его и из полученной муки назавтра приносили в Храм жертву, которая называется омер – «мера». В этот же вечер, на второй день праздника, начинают отсчитывать семь недель до Шавуот – это называется Сфират аОмер. Мы и сейчас отсчитываем эти семь недель.

Каков смысл отсчёта?

Сказано: дерех эрец кадма ле-Тора – «[Обучение] правилам поведения предшествует [обучению] Торе». Народ, который принудительно работал в лагерях фараона, был ещё не готов вести себя как народ Б-га. Трудно приобрести в рабстве такие качества, как вежливость, доброта, решительность, честность, трудолюбие, терпение, скромность. А без этого нельзя по-настоящему принять Тору.

Мидраш приводит такое сравнение. Царь обходил тюрьмы, и ему приглянулся один молодой заключенный. Царь сказал: «Я тебя выпускаю сегодня, познакомлю с моей дочерью, и если вы понравитесь друг другу, то через семь недель – свадьба».

Зачем нужны эти семь недель, если парень понравился царю уже теперь?

Но согласитесь, надо же недавнему узнику освоить хотя бы дворцовый этикет!

Царь – это Б-г. Исход из Египта – это выход евреев из тюрьмы. Свадьба с дочерью царя – получение Торы.

Почему Всевышний не дал евреям Тору сразу после их исхода из Египта? Он предоставил им время для подготовки. Вот Моше-рабейну и трудился семь недель, воспитывал народ, чтобы сделать его достойным получения Торы.

Израиль вышел из тюрьмы, он считает дни и недели: вот три дня, а вот уже восемь дней – неделя и день, и так далее – до конца сорока девяти дней. И в каждый из этих дней он развивает и укрепляет в себе необходимые ему качества.

Какие это качества? В первую неделю евреи воспитывали в себе милосердие – развивали качество хесед, во вторую – учились побеждать свои страсти, обуздывать их (гвура), дальше идут тиферет (сочетание свойств хесед и гвура, равновесие между ними) и другие, о которых можно говорить только на уровне кабалы.

Как сказано в Пасхальной Агаде, человек обязан смотреть на себя так, будто он сам вышел из Египта. Не только наших отцов Б-г вывел из рабства, но и нас с ними. Так что мы тоже, отсчитывая недели до праздника Шавуот, должны готовиться ко дню, когда наши отцы стояли у горы Синай и слушали десять заповедей, должны стараться стать лучше, помня, что дерех эрец кадма ле-Тора.


В главе «Кдошим» («Святы») говорится, что каждый еврей обязан быть святым. Она содержит пятьдесят одну заповедь и насыщена предписаниями и запретами: слушаться (букв. «бояться») родителей, не проявлять интерес к обычаям идолопоклонников, не есть мясо жертвенных животных в неположенное время, не употреблять в пищу плоды дерева в первые три года после посадки, уважать пожилых людей и мудрецов (знатоков Торы), соблюдать точность в мере и весе… Мы остановимся лишь на некоторых.

Итак, предыдущая глава закончилась требованием «не оскверните себя… Я – Г-сподь, ваш Б-г». Новая начинается предписанием: «Будьте святы, ибо свят Я, Г-сподь, ваш Б-г» (19:2).

Какая разница между словами «не оскверните себя» и «будьте святы?» Вроде бы это одно и то же, как призывы «не пачкайтесь» и «будьте чисты». Но так же, как существует разница в оттенках во второй паре выражений, есть и разница в уровнях – в первой.

«Не оскверните себя» – это нижняя граница святости. «Будьте святы» – это указание на то, что в святости можно подниматься всё выше и выше. Существуют разные уровни святости, и им нет конца.


30 нисана в жизни народа Божьего

30 нисана 4374 (15 апреля 614) года объединённые персидско-еврейские силы под командованием Шахрабараза («вепря государства») Росмиозанa начали осаду Иерусалима.

30 Нисана 5270 (10 апреля 1510) года у еврейской общины Франкфурта-на-Майне, одной из крупнейших в Германии, конфискованы все священные книги. Сделано это было в соответствии с указами императора Священной Римской империи Максимилиана I от 19 августа и 12 ноября 1509 года, ставшими результатом «антиеврейских сочинений – «Еврейское зеркало», «Еврейское вероисповедание», «Пасхальная книга» и «Враг евреев» – выкреста Иоханна Пфефферкорна, которые вышли почти одновременно на немецком языке и в латинском переводе». В них Пфеффекорн требовал запретить Талмуд, пресечь ростовщичество, обязать евреев посещать христианские проповеди, а в случае их отказа – изгнать их из тех германских городов. К счастью, в дело вмешался Йосель бен Гершон Лоанц, человек умный, инициативный, неравнодушный к делам соплеменников. Он смог убедить выступить в пользу евреев архиепископа Майнца, ответственного за политику в отношении евреев в Германии, гебраиста Иоганна Рейхлина, добился аудиенции по тому же вопросу у самого императора. В итоге Максимилиан 23 мая 1510 приостановил действие своего указа от 10 ноября 1509, а затем и вовсе приказал вернуть книги евреям, что и было сделано 6 июня. Впрочем, этим вопрос исчерпан не был, и в Германии развернулся так называемый «Спор о еврейских книгах» между «гуманистом» Рейхлиным и «консерватором» Пфефферкорном, за спиной которого стояли монахи-доминиканцы. Историки называют этот эпизод одним из первых и явных признаков надвигающейся Реформации. Но непосредственно евреев спор не касался. Их судьба не волновала ни ту, ни другую сторону.

30 Нисана 5353 (22 апреля 1593) года первая группа марранов, изгнанных из Испании, поселилась в Амстердаме.

30 Нисана 5583 (11 апреля 1823) года указ Александра Первого о том, чтобы евреи Белоруссии прекратили к 1 января 1824 года все винные промыслы, а к 1 января 1825 года переселились в города и местечки.

30 Нисана 5665 (5 мая 1905) года на пьедестале Статуи Свободы в Нью-Йорке (США) появилась бронзовая табличка с сонетом Эммы Лазарус «Новый колосс», посвящённым статуе Свободы, и датами рождения и смерти поэтессы.

30 Нисана 5671 (28 апреля 1911) года в Триполи (Тунис) сгорела подожжённая бедуинами синагога, погибли старые и ценные рукописи и книги.

30 Нисана 5674 (26 апреля 1914) года письмо военного министра В.А. Сухомлинова председателю Совета министров России, в котором он «с полной определённостью высказывается за прекращение доступа евреев в армию».

30 Нисана 5682 (28 апреля 1922) года родился И. Куперман – многократный чемпион мира по стоклеточным шашкам.

Притча дня на 1 мая 2022 года

Что ответишь Богу?

Что спросит у тебя Господь? И что ответишь ты Ему?

Бог не спросит, какую машину ты водил, – Он спросит, сколько людей ты на ней подвёз.

Бог не спросит, большой ли был у тебя дом, – Он спросит, скольким людям ты давал в нём приют.

Бог не спросит, стильным ли был твой гардероб, – Он спросит, скольких людей ты одел.

Бог не спросит, как много у тебя было собственности, – Он спросит, что из этой собственности владело тобой.

Бог не спросит, какая у тебя была зарплата, – Он спросит, каким способом ты добился такой зарплаты.

Бог не спросит, какую должность ты занимал, – Он спросит, честно ли и старательно ты исполнял свои обязанности.

Бог не спросит, сколько у тебя было друзей, – Он спросит, сколько людей считали тебя своим другом.

Бог не спросит, сколько раз ты говорил правду, – Он спросит, сколько раз ты солгал.


1 мая: Народный календарь, приметы и фольклор Руси

Кузьма (Козьма). Если начало мая тёплое – в конце будут холода, и наоборот.


Gott befohlen!
Gott geholfen!