Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 15.05.2022
Лютеранское богослужение 15.05.2022

Лютеранское богослужение 15.05.2022

15 мая – 135-й день года (136-й в високосные годы) по григорианскому календарю. До конца года остаётся 230 дней.

До 15 октября 1582 года – 15 мая по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года – 15 мая по григорианскому календарю.

В XX и XXI веках соответствует 2 мая по юлианскому календарю.

Die Jahreslosung 2022: Jesus Christus spricht: Wer zu mir kommt, den werde ich nicht abweisen. Johannes 6:37

Иисус Христос говорит: И приходящего ко Мне не изгоню вон. Ин 6:37

Monatsspruch Mai 2022: Ich wünsche dir in jeder Hinsicht Wohlergeben und Gesundheit, so wie es deiner Seele wohlergeht. 3Johannes 2

Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя. 3Ин 2

Gottesdienst der Cantate-15.05.2022

Singet dem Herrn ein neues Lied, denn er tut Wunder.  Psalm 98:1

Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Пс 97:1

15 мая 2022 года, в семьдесят шестой день весны и восемьдесят первый день международного суверенитета России; в Международный день семей; в Международный день климата; в Международный день сознательных отказчиков от военной службы; в День семьи в Армении; в День персидского языка в Иране; в День учителя в Республике Корея; в День осетинского языка и литературы в Осетии; в День Накба (День памяти о палестинских беженцах в Государстве Палестин; в День независимости в Парагвае; (катол.): в День памяти христианской мученицы Софии Римской; в День памяти святого Исидора, покровителя Мадрида; (правосл.) в День памяти святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373); в День памяти о перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115); в День памяти святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654); в День памяти мученика Еспера, мученицы Зои и чад их, мучеников Кириака и Феодула (II); в День памяти благоверного и равноапостольного царя Бориса (во Святом Крещении Михаила) (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болгарская православная церковь); в День празднования в честь Путивльской иконы Божией Матери (1635); в День празднования в честь Вутиванской иконы Божией Матери; в день католических именин Иоланты; в день православных именин Афанасия, Бориса, Глеба, Зои, Михаила, Романа и Давида; в день, когда в

1157 на пиру у киевского боярина Петрилы был отравлен князь Суздальский и Киевский Юрий Долгорукий; в день, когда в 1252 Папа Римский Иннокентий IV огласил буллу «Ad extirpanda», разрешающую инквизиции пытать подозреваемых в ереси; в день, когда в 1484 в Московском Кремле заложен был Благовещенский собор; в день, когда в 1525 восставшие крестьяне, ведомые Томасом Мюнцером, были разбиты в битве при Франкенхаузене, что положило конец Крестьянской войне в Священной Римской Империи германской нации; в день, когда в 1536 Анна Болейн и её брат лорд Джордж Рочфорд обвинены супругом Анны, королём Генрихом VIII, в любовной связи. Оба будут казнены; в день, когда в 1567 Мария Стюарт, королева Шотландии, вышла замуж за Джеймса Хепберна, 4-го графа Ботвелла. Свадьба послужила поводом к восстанию шотландской знати и стала для них обоих началом конца; в день, когда в 1618 немецкий астроном Иоганн Кеплер открыл законы движения планет; в день, когда в 1648 был подписан Вестфальский мир, завершивший Тридцатилетнюю войну; в день, когда в 1673 Корнелиус и Роза Барль получают премию за выведенный ими чёрный тюльпан; в день восстания стрельцов в Москве в 1682, когда были убиты Ю.А. Долгоруков и Г.Г. Ромодановский; в день, когда в 1718 английский юрист Джеймс Пакл запатентовал первый в мире пулемёт — ружьё Пакла; в день, когда в 1730 король Георг II утверждает в качестве первого в истории Великобритании премьер-министра Роберта Уолпола (Robert Walpole), лидера партии вигов, который до этого 9 лет занимал должность лорда-канцлера; в день, когда в 1756 Англия объявила войну Франции, положив начало Семилетней войне; в день, когда в 1768 Франция купила Корсику у итальянской Генуи; в день, когда в 1770 состоялась свадьба 14-летней Марии-Антуанетты и 15-летнего будущего короля Франции Людовика XVI; в день, когда в 1800 король Георг III пережил покушение стрелявшего в него Джеймса Хадфилда, позднее признанного невменяемым; в день провозглашения в 1811 независимости Парагвая от Испании; в день, когда в 1813 в ходе Чилийской войны за независимость произошла Битва при Сан-Карлосе; в день, когда в 1829 в Санкт-Петербурге открылась первая выставка промышленных и кустарных изделий, произведённых в Российской Империи; в день, когда в 1846 в Санкт-Петербурге основано Императорское Русское археологическое общество; в день, когда в 1851 была проведена первая железная дорога, соединяющая Нью-Йорк и Великие озёра; в день, когда в 1858 в японском городе Хакодате открылось первое консульство Российской империи; в день, когда в 1860 состоялась битва при Калатафими между неаполитанцами под командованием генерала Ланди и войском Джузеппе Гарибальди; в день, когда в 1867 в России императором Александром II утверждён устав Общества попечения о раненых и больных воинах (с 1879 года — Российское общество Красного Креста); в день, когда в 1883 в России принят закон о раскольниках-старообрядцах; в день, когда в 1891 Папа римский Лев XIII издал энциклику, обязывающую работодателей заботиться о благосостоянии рабочих; в день, когда в 1897 в Санкт-Петербурге вышел в свет первый номер журнала «Русское экономическое обозрение» под редакцией М.М. Фёдорова; в день, когда в 1902 Португалия объявляет себя банкротом; в день основания в 1905 города Лас-Вегас в штате Невада, США; в день, когда в 1910 английский грузовой пароход «Skerryworth» близ Гастингса сталкивается с германским пятимачтовым барком «J. С. Vinnen» и тонет. Из его экипажа спасается только 1 человек; в день, когда в 1910 свой первый матч провела сборная Италии по футболу; в день, когда в 1911 Верховный суд США признал нефтяную компанию «Стандард ойл» монополистом и вынес постановление разделить её на пять корпораций; в день, когда в 1918 в Москве открывается первая народная музыкальная школа; в день, когда в 1918 начала работать первая авиапочта между столицей Соединённых Штатов Вашингтоном, городами Филадельфией и Нью-Йорком; в день окончания в 1918 гражданской войны в Финляндии; в день, когда в 1921 Конгресс штата Нью-Йорк дал право местным властям вводить цензуру на танцы и танцевальные костюмы; в день, когда в 1922 Германия уступила Верхнюю Силезию Польше; в день, когда в 1922 Марина Цветаева с дочерью прибыли в Берлин; в день, когда в 1922 вышел первый номер журнала «Физкультура и спорт»; в день, когда в 1928 в мультфильме «Plane Crazy» впервые появился мультипликационный герой Микки Маус, но вначале он ещё не имел голоса и мало походил на себя будущего; в день, когда в 1929 была основана Газодинамическая лаборатория – Опытно-конструкторское бюро (НПО «Энергомаш» им. В.П. Глушко); в день, когда в 1930 Валериан Куйбышев и Генрих Ягода подписали «Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединённого государственного политического управления» об «использовании на производствах специалистов, осуждённых за вредительство». Циркуляр положил начало так называемым «шарашкам», что формулировалось несколько витиевато: «Использование вредителей следует организовать таким образом, чтобы работа их проходила в помещениях органов ОГПУ.»; в день, когда в 1930 американка Эллен Черч стала первой в мире стюардессой; в день, когда в 1932 произошла попытка государственного переворота в Японии, предпринятая группой экстремистов – молодыми офицерами армии и флота, группой боевиков из Айкёдзюку (Школы любви к родной земле), Дзиммукай (Общества императора Дзимму) и Кэцумэйдан (Лиги кровавого братства), недовольными ратификацией Лондонского договора 1930 года об ограничении морских вооружений; в день, когда в 1934 вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР» (вновь открылась русская история); в день переворота в Латвии в 1934, организованного премьер-министром Карлисом Улманисом и военным министром Янисом Балодисом; в день, когда в 1935 открылась первая линия Московского метрополитена – от станции Сокольники до станции Парк культуры; в день, когда в 1939 на даче в Переделкино сотрудниками НКВД был арестован писатель Исаак Бабель; в день, когда в 1939 В Советском Союзе состоялся первый полёт шестимоторного пассажирского самолёта АНТ-20 бис; в день, когда в 1940 в США в продаже появились нейлоновые чулки; в день, когда в 1941 состоялся первый полёт первого английского реактивного самолёта Gloster E.28/39.  Великобритания стала третьей, после Германии и Италии, страной, запустившей свой реактивный самолёт; в день, когда в 1941 немецкий самолёт «Junkers 52» вторгся в советское воздушное пространство и, незамеченным, приземлился на центральном аэродроме в Москве возле стадиона «Динамо»; в день, когда в 1942 на аэродроме Кольцово (Свердловская область, СССР) состоялся первый испытательный полёт советского ракетного самолёта БИ-1. Самолёт пилотировал лётчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи; в день, когда в 1943 началась Битва на Сутьеске – самое большое и кровавое партизанское сражение Второй мировой войны в Европе; в день, когда в 1943 был официально распущен Коминтерн (Третий Интернационал); в день, когда в 1946 президент США Трумэн подписал кредит на $3,75 миллиардов для Британии; в день, когда в 1948 состоялось первое выступление женского хореографического ансамбля «Берёзка» под руководством Надеждиной; в день, когда в 1948 СССР заявил о признании государства Израиль; в день, когда в 1948 пять арабских государств (Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания) напали на Израиль на следующий день после провозглашения его независимости, начав тем самым второй этап Арабо-израильской войны (1947-1949); в этот день в 1954 самолёт-прототип «367-80» фирмы «Boeing» вышел из ворот завода в Рентоне (штат Вашингтон). 15 июля начались его лётные испытания. Для отличия от предыдущих авиалайнеров, номерной ряд которых начинался с 3XX, новый самолёт получил обозначение 707, символизируя тем самым переход к новым скоростям; в день, когда в 1955 состоялось Подписание СССР, США, Англией, Францией и Австрией Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии; в день, когда в 1955 французы Жан Кузи и Лионель Террай совершили первовосхождение на Макалу;4 в день, когда в 1969 Пол Маккартни впервые встретился со своей будущей женой Линдой Истман; в день, когда в 1969 в Канаде смягчены наказания за аборты, запрещённые законом; в день, когда в 1970 Международный олимпийский комитет исключил ЮАР из соревнований за проводимую там политику апартеида; в день, когда в 1970 произошла катастрофа Ан-10 в Кишинёве, погибли 11 человек; в день, когда в 1973 в США в продаже появился первый номер журнала «Playgirl» (тираж 600000); в день, когда в 1975 группа Pink Floyd дала гала-представление в парке Кристал Пэлэс с фейерверком и 15-метровым надувным осьминогом; в день, когда в 1975 США провели военную операцию по освобождению захваченного «красными кхмерами» у берегов Камбоджи торгового судна «Маягуэс»; в день, когда в 1976 произошла катастрофа Ан-24 под Черниговом, погибли 52 человека; в день, когда в 1988 начался вывод ОК советских войск из Афганистана; в день, когда в 1989 на учредительной ассамблее в Москве было провозглашено создание Всемирной Ассоциации Операторов Атомных Электростанций (англ. WANO); в день, когда в 1992 на основании подписанного в Ташкенте договора (ДКБ) создана Организация Договора о коллективной безопасности; в день, когда в 1992 произошёл государственный переворот в Азербайджане (свержение Аяза Муталибова политической оппозицией); в день, когда в 1996 в Петербурге на Левашовской пустоши открылся мемориал-памятник жертвам сталинских репрессий; в день, когда в 1998 в Бирмингеме была открыта встреча большой семёрки, на которой впервые на правах официального члена присутствовала Россия (в формате «7+1»); в день, когда в 1999 в российской Госдуме состоялось голосование по вопросу об импичменте президенту Борису Ельцину. Ни по одному из пунктов депутаты не набрали нужного количества голосов; в день, когда в 2001 произошёл «Инцидент с CSX 8888»: в штате Огайо никем не управляемый поезд, среди грузов которого были и опасные химикаты, за без малого 2 часа проследовал 66 миль (106 км) со средней скоростью 47 миль/ч (76 км/ч). В 2010 году был экранизирован в фильме «Неуправляемый»; в день, когда в 2009 президент Таджикистана Эмомали Рахмон запретил чиновникам появляться на одних с ним портретах; в день, когда родился в 1625 Карло Маратта (ум. 1713), итальянский художник и архитектор эпохи барокко; в день, когда родился в 1628 – Карло Чиньяни (ум. 1719), итальянский живописец, представитель болонского академизма; в день, когда родился в 1773 Клеменс фон Меттерних (ум. 1859), австрийский дипломат, министр иностранных дел (1809-1848), князь; в день, когда родился в 1798 Иван Пущин (ум. 1859), русский поэт, мемуарист, декабрист, лицейский друг А.С. Пушкина; в день, когда родился в 1834 Валерий Якоби (ум. 1902), российский живописец, академик, один из учредителей Товарищества передвижников, старший брат революционера и врача-психиатра Павла Якоби; в день, когда родился в 1838 Николае Григореску (ум. 1907), крупнейший румынский художник; в день, когда родился в 1845 Илья Мечников (ум. 1916), русский и французский биолог и иммунолог, основатель научной геронтологии, нобелевский лауреат (1908); в день, когда родился в 1845 Иван Черский (наст. имя Ян Черский; ум. 1892), белорусский палеонтолог и географ, исследователь Сибири; в день, когда родился в 1848 Виктор Васнецов (ум. 1926), русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты («Три богатыря», «Алёнушка», «Царь Иван Грозный» и др.); в день, когда родился в 1848 Карл Вернике (ум. 1905), немецкий невропатолог, автор психоморфологического направления в психотерапии; в день, когда родился в 1856 Лаймен Фрэнк Баум (ум. 1919), американский писатель, «создатель» волшебной страны Оз; в день, когда родился в 1859 Пьер Кюри (ум. 1906), французский физик, лауреат Нобелевской премии (1903); в день, когда родился в 1859 Панас Саксаганский (ум. 1940), украинский актёр и режиссёр театра, драматург, педагог, народный артист СССР; в день, когда родился в 1862 Артур Шницлер (ум. 1931), австрийский писатель-прозаик и драматург; в день, когда родился в 1873 Павел Скоропадский (ум. 1945), украинский военный и политический деятель, гетман Украины (в 1918); в день, когда родился в 1873 Николай Черепнин (ум. 1945), русский композитор, дирижёр и педагог; в день, когда родился в 1877 Иван Рукавишников (ум. 1930), русский писатель-прозаик, поэт-символист Серебряного века, переводчик; в день, когда родился в 1880 Ян Штурса (ум. 1925), чешский скульптор; в день, когда родилась в 1890 Кэтрин Энн Портер (ум. 1980), американская журналистка, писательница, общественный деятель; в день, когда родился в 1891 Михаил Булгаков (ум. 1940), русский советский прозаик, драматург («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» и др.), сценарист, театральный режиссёр; в день, когда родился в 1891 Константин Гамсахурдия (ум. 1975), грузинский писатель-классик, академик АН Грузинской ССР, отец бывшего президента Грузии Звиада Гамсахурдии; в день, когда родилась в 1898 Арлетти (наст. имя Арлетт Леони Батиат; ум. 1992), французская актриса театра и кино, певица, модель; в день, когда родился в 1900 Николай Охлопков (ум. 1967), режиссёр и актёр театра и кино, педагог, народный артист СССР; в день, когда родился в 1905 Абрахам Запрудер (ум. 1970), американский бизнесмен, заснявший на киноплёнку убийство президента Дж. Кеннеди; в день, когда родился в 1905 Джозеф Коттен (ум. 1994), американский актёр театра и кино; в день, когда родилась в 1906 Ирина Мурзаева (ум. 1988), советская актриса театра и кино; в день, когда родился в 1909 Джеймс Мейсон (ум. 1984), английский актёр театра, кино и телевидения, сценарист и продюсер, обладатель премии «Золотой глобус»; в день, когда родился в 1910 Раззак Хамраев (ум. 1981), узбекский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, народный артист СССР; в день, когда родился в 1911 Макс Фриш (ум. 1991), швейцарский писатель и драматург; в день, когда родился в 1914 Тенцинг Норгэй (ум. 1986), шерпский альпинист, в 1953 вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари впервые в мире покоривший высочайшую вершину мира Эверест; в день, когда родился в 1915 Леонид Агранович (ум. 2011), советский драматург, сценарист и кинорежиссёр; в день, когда родился в 1915 Марио Моничелли (ум. 2010), итальянский комедиограф и кинорежиссёр; в день, когда родилась в 1916 Нина Тарас (ум. 2006), белорусская писательница, поэтесса; в день, когда родился в 1923 Ричард Аведон (ум. 2004), американский фотограф, мастер документальной и модельной фотографии4 в день, когда родился в 1925 Игорь Гостев (ум. 1994), кинорежиссёр, сценарист, народный артист РСФСР; в день, когда родилась в 1925 Людмила Касаткина (ум. 2012), актриса театра и кино («Укротительница тигров», «Большая перемена», «Принцесса цирка» и др.), народная артистка СССР; в день, когда родился в 1925 Владимир Фёдоров (ум. 1998), русский советский писатель, поэт и драматург, участник войны; в день, когда родился в 1925 Андрей Эшпай (ум. 2015), композитор, пианист, педагог, общественный деятель, народный артист СССР; в день, когда родился в 1926 Владимир Трошин (ум. 2008), певец, актёр театра и кино, народный артист РСФСР; в день, когда родился в 1926 Питер Шеффер (ум. 2016), английский драматург и сценарист, обладатель «Золотого глобуса» и «Оскара»; в день, когда родился в 1930 Джаспер Джонс, американский современный художник, представитель поп-арта; в день, когда родился в 1931 Александр Дулов (ум. 2007), советский и российский химик, доктор химических наук и бард, композитор, автор песен; в день, когда родился в 1932 Аркадий Вольский (ум. 2006), советский и российский государственный и общественный деятель; в день, когда родился в 1932 Джон Глен, английский кинорежиссёр и монтажёр, автор пяти фильмов о Джеймсе Бонде; в день, когда родился в 1933 Дзюдзо Итами (погиб в 1997), японский кинорежиссёр, сценарист, актёр и эссеист; в день, когда родился в 1935 — Радна Сахалтуев, советский и украинский художник, книжный график, карикатурист, режиссёр-мультипликатор; в день, когда родилась в 1937 Мадлен Олбрайт (при рожд. Мария Яна Корбелова; ум. 2022), государственный секретарь США в 1997-2001 гг.; в день, когда родилась в 1938 Мирей Дарк (ум. 2017), французская актриса кино и телевидения, сценарист, режиссёр и фотомодель; в день, когда родился в 1940 Дон Нельсон, американский баскетболист и тренер; в день, когда родилась в 1940 Светлана Светличная, актриса кино, телевидения и озвучивания, заслуженная артистка РСФСР; в день, когда родился в 1948 Брайан Ино, английский музыкант, композитор, один из основателей группы «Roxy Music»; в день, когда родилась в 1948 Татьяна Калинина, советская и российская поэтесса, автор текстов песен, переводчица; в день, когда родился в 1949 Ашот Казарян, армянский певец, актёр театра и кино, юморист; в день, когда родился в 1949 Фрэнк Ли Калбертсон-мл, американский астронавт и лётчик-испытатель; в день, когда родилась в 1951 Евгения Сабельникова, советская киноактриса; в день, когда родился в 1953 Майк Олдфилд, английский рок-музыкант, мультиинструменталист; в день, когда родилась в 1956 Надежда Павлова, российская артистка балета, педагог, народная артистка СССР; в день, когда родился в 1956 Мирек Тополанек, чешский политик и государственный деятель, экс-премьер-министр Чехии (2006-2009); в день, когда родился в 1960 Римас Куртинайтис, советский и литовский баскетболист и тренер, олимпийский чемпион (1988); в день, когда родилась в 1967 Мадхури Дикшит, индийская актриса; в день, когда родился в 1970 Рональд де Бур, нидерландский футболист; в день, когда родился в 1970 Франк де Бур, нидерландский футболист и тренер; в день, когда родилась в 1977 Лика Кремер, российская актриса театра и кино, телеведущая); в день, когда родился в 1980 Адам Анджей Островский (псевдоним O.S.T.R.), польский рэп-исполнитель, музыкант, композитор; в день, когда родилась в 1980 Слава (наст. имя Анастасия Сланевская), российская певица, киноактриса, автор песен; в день, когда родился в 1986 Лим Дон Хён, южнокорейский стрелок из лука, двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира; в день, когда родилась в 1987  Анаис Бескон, французская биатлонистка; в день, когда родился в 1987 сэр Энди Маррей, британский теннисист, двукратный олимпийский чемпион, экс-первая ракетка мира, победитель 3 турниров Большого шлема; в день, когда родилась в 1989 Сюннёве Сулемдал, норвежская биатлонистка, 6-кратная чемпионка мира в эстафетах; в день, когда умер в 1157 Юрий Долгорукий, князь суздальский и великий князь киевский, основатель Москвы; в день, когда умер в 1461 Доменико Венециано (р. 1410), итальянский художник; в день, когда умер в 1481 Евфросин Псковский (р. 1386), преподобный Русской церкви, основатель Спасо-Елеазаровского монастыря; в день, когда умер в 1634 Хендрик Аверкамп (р. 1585), нидерландский художник, один из основателей национальной нидерландской школы живописи; в день, когда умер в 1682 Юрий Долгоруков (р. 1602), князь, русский государственный деятель, воевода; в день, когда умер в 1682 Григорий Ромодановский, князь, боярин, русский государственный и военный деятель; в день, когда скончалась в 1728 Анна Петровна (р. 1708), цесаревна, вторая дочь Петра I и Екатерины I; в день, когда умер в 1734 Себастьяно Риччи (р. 1659 год), итальянский художник; в день, когда умер в 1782 Ричард Уилсон (р. 1714), британский художник-пейзажист; в день, когда умер в 1833 Эдмунд Кин (р. 1787), английский актёр-трагик$ в день, когда умер в 1857 Василий Тропинин (р. 1776), русский художник; в день, когда умер в 1863 Зыгмунт Падлевский (р. 1836), польский революционер, один из руководителей восстания 1863 года; в день, когда умер в 1879 Готфрид Земпер (р. 1803), немецкий архитектор, теоретик искусства; в день, когда умер в 1885 Константин Кавелин (р. 1818), русский историк, правовед и социолог, публицист; в день, когда умерла в 1886 Эмили Дикинсон (р. 1830), американская поэтесса; в день, когда умер в 1901 Лудольф Христоф Эренфрид Крель (р. 1825), немецкий востоковед; в день, когда умер в 1904 Этьен-Жюль Маре (р. 1830), французский физиолог и изобретатель, президент Французской академии наук; в день, когда умер в 1913 Адольф Вармунд (р. 1827), австрийский и немецкий востоковед и педагог; в день, когда умер в 1916 Ирадион Евдошвили (р. 1873), грузинский поэт; в день, когда умерла в 1916 Лидия Зверева (р. 1890), первая русская женщина-пилот; в день, когда умер в 1924 Эмануэль Райхер (р. 1849), немецкий театральный актёр и режиссёр; в день, когда умер в 1935 Казимир Малевич (р. 1878), российский и советский художник-авангардист; в день, когда умер в 1944 Сергий (р. 1867), патриарх Московский и всея Руси (с 1943); в день, когда умер в 1955 Владимир Уральский (р. 1887), советский киноактёр; в день, когда умер в 1967 Эдвард Хоппер (р. 1882), американский художник; в день, когда умер в 1968 Владимир Честноков (р. 1904), актёр театра и кино, театральный педагог, народный артист СССР; в день, когда умер в 1974 Фриц Бааде (р. 1893), немецкий экономист и политический деятель; в день, когда умер в 1974 Борис Волчек (р. 1905), советский кинорежиссёр, сценарист и оператор; в день, когда умер в 1988 Билл Стейнметз (р. 1899), американский конькобежец, участник Первой Зимней Олимпиады; в день, когда умер в 1990 Порфирий Крылов (р. 1902), народный художник СССР, участник творческого коллектива «Кукрыниксы»; в день, когда умер в 1998 Юрий Мозжорин (р. 1920), учёный, один из организаторов и руководителей работ в области советской ракетно-космической науки; в день, когда умер в 2001 Саша Верни (р. 1919), французский кинооператор; в день, когда умерла в 2002 Татьяна Окуневская (р. 1914), актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР; в день, когда умерла в 2005 Наталья Гундарева (р. 1948), актриса театра и кино, народная артистка России; в день, когда умер в 2008 Уиллис Юджин Лэмб (р. 1913), американский физик, лауреат Нобелевской премии (1955); в день, когда умер в 2012 Карлос Фуэнтес (р. 1928), мексиканский писатель-романист и эссеист; в день, когда умер в 2015 Рудольф Фрунтов (р. 1942), советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер; в день, когда умер в 2017 Олег Видов (р. 1943), советский и американский киноактёр, режиссёр и продюсер; в день, когда умер в 2021 Александр Потапов (р. 1948), советский и российский нейрохирург, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН; в Четвёртое воскресенье после Пасхи / Cantate (Воспойте Господу новую песнь. Пс 97:1) //4. Sonntag nach Ostern / Cantate (Singet dem Herrn ein neues Lied! Psalm 98:1) – лц белый – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в прошедшем году исполнилось 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения девятнадцатого в этом календарном году и двадцать шестого в текущем 2021/2022 церковном году богослужения собрались 16 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 9 российских немцев:

  • 1) Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ
  • 2) Воронщиков Юрий Юрьевич
  • 3) Ганский Эдуард Эдмундович – заместитель Председателя и член Совета ЕЛО
  • 4) Горн Валентина Демидовна
  • 5) Горн Давыд Яковлевич – пастор и член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ
  • 5) Данилова Зоя Леонидовна – член Совета ЕЛО
  • 6) Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К.Ф. Фукса, директор Немецкого Дома РТ, Почётный член Совета ЕЛО
  • 7) Кадырова Лилия Александровна
  • 8) Лутфуллин Саит Ирекович
  • 9) Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • 10) Муртазина Эльмира Исхаковна
  • 11) Нуруллоева Фарида Ситдиковна – органистка ЕЛО
  • 12) Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • 13) Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • 14) Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • 15) Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • 16) Теплова Елена Ильинична

Послание (Epistel): Кол 3:12-17. Читал – по-русски – Виктор Диц

Евангелие (Evangelium): Лк 19:37-40. Читал – также по-русски – Саит Лутфуллин

Проповедь (Predigt) на стихи: 1Цар 16:14-23, Кол 3:12-17. Читал – по-русски – Давид Горн


Древнеславянский (славяно-арийский, ведический) календарь

Сегодня 15.05.2022, вск

Лето от С.М.З.Х.:7530Число Месяц:34 Элетъ
Лето в Круге Жизни:10День недели:Тритейникъ
Круголет:ОрёлЧертог:Лось
Стихия:ДревоПокровитель:Лада
Цвет:ЗелёныйДерево:Берёза

Сегодня, как и каждый из дней 40-дневного сороковника Элетъ (Месяца Посева и Наречения), – День Наречения.


Это 3-й день 9-дневной древнеславянской недели (день отдыха), покровителем которого является Земля Индры (Юпитер).

Славянский земледельческий (народный) календарь

Весна

15 мая – Борис-день. Борис и Глеб. Соловьиный день. Поспела земля. Борис и Глеб сеют хлеб. Разгар пахоты. Соловьиный день.


Календарь народа Божьего

Сегодня 14 ияра 5782 года Anno Mundi (от Сотворения мира), 29-й день Омера, Песах Шени; первый день недельной главы Торы «Бехукотай» (вне Израиля «Беар»).

Благословение за соблюдение законов

В главе «Бехукотай» («По законам Моим») Всевышний обещает евреям заботиться о них, если они будут соблюдать Его законы, и предупреждает о бедах, которые их ожидают, если они отступят от Торы. Подробно объясняется, в чём будет заключаться забота Всевышнего и каковы будут наказания. Этой теме посвящены почти две трети главы. Заключительная часть её содержит законы о выкупе переданного Храму имущества и о статусе жертвенных животных.

«Если по законам Моим будете поступать и Мои заповеди соблюдать и исполнять их, то Я дам вам дожди в [нужное] время, и земля даст свой урожай, и деревья полевые дадут свой плод. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сойдётся с севом, и будете есть свой хлеб досыта, и будете жить спокойно на вашей земле. И водворю Я мир в стране…» (26:3-6).

Прочтите внимательно этот отрывок. В нём перечислено много жизненно важных для человека вещей.

«И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сойдётся с посевом» – так много будет зерна, что молотьба затянется до сбора винограда, и так много будет винограда, что сбор его продлится до посева зерновых.

«И водворю Я мир в стране». Кроме обильных урожаев, своевременных дождей и благословенной пищи, которая насыщает и в небольшом количестве («будете есть… досыта»), Б-г обещает евреям мир, без которого невозможно никакое благополучие. Никто не посягнёт на них войной, никто не пройдёт через их землю даже для ведения войны в другой стране, их неприятели будут губить один другого, а самые слабые из евреев всегда окажутся сильнее даже самого сильного врага.

Так будет – «если по законам Моим будете поступать».

Наказания за несоблюдение

Дальнейшие стихи представляют собой развёрнутое предсказание того, что с нами произойдёт, если мы ослушаемся Всевышнего: изгнание из страны, запустение её в наше отсутствие, лишения, которым мы подвергнемся в чужих землях. Завершая его, Г-сподь твёрдо обещает евреям: они будут сохранены как народ и вернутся в свою страну.

«Но и при всём этом, когда они в земле своих врагов, Я ими не пренебрёг и не возгнушался ими, чтобы их истребить и нарушить Мой завет с ними, ибо Я – Г-сподь, их Б-г. И вспомню для них союз с предками…» (26:44, 45).

Трижды клялись евреи быть верными Б-гу – и за самих себя, и за все грядущие поколения: у горы Синай, где был заключён союз со Всевышним; перед смертью Моше, когда народ готовился войти в Эрец Исраэль; в стране Израиля – в Шхеме, между горами Гризим и Эйваль.

Исполняют евреи клятву – посылает им Творец благословение, нарушают – строго карает их: И если скажут [евреи]: «За что Г-сподь, Б-г наш, Ты сделал с нами всё это?» – ответишь им: «За то, что вы оставили Меня и стали служить другим богам в вашей собственной стране, будете служить чужим в стране не вашей» (Ирмеяу, 5:19).

Исторический опыт доказывает

Исторический опыт нашего народа – прямое свидетельство тому, что в периоды, когда евреи жили по законам Торы, с ними была милость Всевышнего. В такие времена они с честью выходили из любых испытаний. Достаточно вспомнить годы правления царя Давида с их победоносными войнами и затем сорок лет мира и процветания при царе Шломо.

После смерти Шломо страна раскололась на два царства: десять северных колен – Израиль – отделились от двух южных – Иудеи. Сын Шломо Рехавам, наследовавший власть, «оставил Тору Г-спода, и весь Израиль – с ним [вместе]» (Диврей-а-ямим II, 12:1). Тогда в страну вторгся с огромным войском египетский царь Шишак и осадил Иерусалим.

А Шмая, пророк, явился к Рехаваму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалиме, [спасаясь] от Шишака, и сказал им: «Так сказал Г-сподь: “Вы оставили Меня, за это и Я оставил вас, [отдав] в руки Шишака”». И смирились князья Израиля и царь, и сказали: «Праведен Г-сподь!» И когда увидел Г-сподь, что они покорились, было слово Г-спода к Шмае: «Они смирились, [поэтому] не истреблю их…» (там же, 12:5-7).

В периоды правления царей Йеошафата, Хизкияу, Йотама, Узияу народ возвращался к своему Б-гу, и это были годы мира и процветания.

Стоило оказаться у власти царям-идолопоклонникам – начинались войны и голод. Такова история десяти северных колен Израиля: династии в их государстве непрерывно сменялись, народ не знал покоя от постоянных войн, и в конце концов они были изгнаны из страны ассирийцами.

Правивший в Иудее царь Ахаз насаждал в еврейском народе идолопоклонство и запретил изучение Закона. Великому Йешаяу, спасавшемуся от властей, приходилось обучать детей Торе тайно. И что же? Правление Ахаза – сплошная цепь военных поражений.

Лишь в одной из его неудачных войн погибли сто двадцать тысяч евреев, в том числе один из сыновей самого Ахаза.

Но вот умер царь, и его сын Хизкияу наследовал отцу. Новый правитель обратился к народу с призывом помнить печальные уроки истории, немедленно ввёл всеобщее обучение Торе в разрушенной стране и очистил Иудею от поставленных отцом идолов. Результат возвращения раскаявшегося народа к своему Б-гу не замедлил сказаться: ассирийский царь Санхерив, захвативший многие города в Эрец-Исраэль, обложивший страну данью и намеревавшийся взять Иерусалим в первый день праздника Песах, ночью накануне штурма потерял под стенами города всю свою армию в сто восемьдесят пять тысяч воинов. И для еврейского народа, освободившегося от ассирийских захватчиков, вновь наступили годы покоя и процветания.

Связь между поступками и событиями жизни

Как это понять? Встречаем ли мы ещё где-нибудь в Торе информацию о «системе мер и весов», какими взвешиваются наши поступки? Знаем ли мы, чего они конкретно стоят? Нет.

Всё, происходящее с человеком, не случайно и имеет глубокий смысл. И рядовые события, и радости и беды нашей земной, конечной жизни – это одновременно урок и испытание, награда и наказание, которые даёт нам Всевышний. От того, как мы воспринимаем и выдерживаем эти уроки, зависит наш духовный рост и наша жизнь в бесконечном будущем мире.

Очевидно, что между поступками человека и той судьбой, которая выпала на его долю, существует связь. Но какая? Ведь на этом свете нет полного расчёта ни за грехи, ни за добрые дела. Каждому из людей полностью воздаётся за его поступки, как правило, лишь после того, как душа его покидает этот мир. А в земной жизни если человек и получает воздаяние, то частичное, так сказать, аванс, как мы уже говорили в беседе о главе «Итро» книги «Шмот», анализируя заповедь о почитании родителей.

Именно этим мы можем объяснить, например, тот факт, что явные злодеи, случается, благоденствуют (получая при жизни конечное, а значит, ограниченное воздаяние за свои немногие добрые дела), хорошие же люди подчас страдают, искупая уже здесь свои немногие прегрешения (эта ситуация называется «цадик ве-ра ло» – праведник, которому плохо).

Мы знаем, что в основе Высшего суда лежит принцип «мида ке-негед мида» – «мера за меру». Но нигде Всевышний не говорит прямо о том, что ждёт человека в случае, если он поступит так или иначе.

И всё же сынам Израиля, живущим в Эрец Исраэль, Творец объяснил, какие именно последствия будет иметь на этом свете соблюдение ими заповедей Торы и какова будет расплата за нарушение Его воли.

В молитве «Шма», которую религиозный еврей обязан читать дважды в день, говорится: «Берегите себя, чтобы не соблазнились ваши сердца; и [если] вы развратитесь и станете служить другим богам и поклоняться им, разгневается на вас Г-сподь и замкнёт небеса, и не будет дождя, и земля не даст своих плодов. И пропадёте вы вскоре с благодатной земли, которую Г-сподь даёт вам» (Дварим, 11:16, 17).

Сказано абсолютно ясно: за такое-то поведение – такая-то кара. Если перестанете жить по законам Торы, начнутся неурожаи, наступят голодные годы. В результате – не хватит у вас сил защититься от захватчиков и «пропадёте вы вскоре с благодатной земли».

Так дважды и случилось: в первый раз евреев покорили и изгнали из страны вавилоняне, во второй раз – римляне.

Любопытно, что «станете служить» на иврите – «ве-авадтем» с буквой «аин», а «пропадёте» («исчезнете», «сгинете») – «ве-авадтем» с буквой «алеф». Оба слова, как видите, звучат почти одинаково. И это весьма символично: станете служить идолам – пропадёте…

Почему евреи?

Рамбан говорит, что и благословения, и проклятия еврейскому народу, живущему на своей земле, – из области скрытых чудес, ибо в законах природы нет прямой зависимости между следованием заповедям Торы и, скажем, пролившимся в срок дождём, благодаря которому человеку удаётся снять с поля богатый урожай. Следовали евреи Торе – исполнялось пророчество: «И увидят все народы мира, что Имя Г-спода изречено над тобой, и устрашатся тебя» (Дварим, 28:10), сходили с её путей – сбывалось предсказанное: «И будут [проклятия] на тебе как знак и как чудо, и на потомстве твоём [будут они] вовек» (Дварим, 28:46).

В такой явной форме воздаяние действует только в Эрец Исраэль. Значит, если в нашем обществе происходит что-то нерадостное, надо подумать, в чём дело.

Возникает вопрос: почему именно евреям Всевышний дал такое обещание? И почему именно евреев Он карает так жестоко? Разве остальные народы менее грешны?

Тора даёт на это простой ответ: народ Израиля призван быть святым народом, несущим всему человечеству веру в единого Б-га, правду и справедливость. Г-сподь называет Израиль Своей армией: «И выведу Мои воинства, Мой народ из Египта…» (Шмот, 7:4); «В тот самый день вышли все воинства Г-спода из страны Египет» (Шмот, 12:41).

А уж если написано тебе на роду быть солдатом – служи как положено, знай свой долг; днём и ночью, в жару и в метель – если услышишь приказ, не говори: «Я устал, я замёрз, я боюсь» – отвечай одно: «Будет исполнено!» Таким должен быть, по замыслу Всевышнего, каждый еврей. И точно так же, как наказывают солдат и офицеров за невыполнение приказа, наказывает Г-сподь свой народ.

Вот что сказал пророк, обращаясь от имени Б-га к евреям: «Только вас Я знаю из всех земных племён, поэтому и взыщу с вас за все ваши грехи» (Амос, 3:2). В главе «Беар», цитируя раздел «Законы о подарках бедным» из книги Рамбама «Зраим», мы отметили, что слово «знаю» говорит об особом расположении Всевышнего. Именно поэтому евреи наказываются на этом свете чаще, чем другие народы. Это не только наказание, но и помощь. Наказание смывает с нас грех ещё в этом мире, и потомство Израиля существует вечно. А все остальные племена приходят в этот мир и уходят; они смертны, как смертен и любой человек. Когда переполняется чаша грехов – народ исчезает; так сгинули с лица земли жители Сдома, вавилоняне и многие другие.

Особое, пристрастное отношение Всевышнего к избранному Им народу, с которым Он заключил Свой союз, явилось причиной и невиданных милостей, и особо суровых кар. Ничего подобного не было в мировой истории: народ, в течение почти двух тысяч лет подвергавшийся бесконечным гонениям, народ, который уничтожали физически и преследовали духовно, выжил и продолжает существовать. Он разбросан по всем странам мира, но сохранил при этом свою неповторимую индивидуальность.

Слова мыслителей из народов мира

Никто из историков не в состоянии объяснить, почему мы до сих пор не исчезли, смешавшись с народами, среди которых жили. Эта загадка не давала покоя и русским писателям и философам.

Широко известны и нередко цитируются размышления на эту тему русского философа Николая Бердяева. Приведём и мы одно из его высказываний.

«Я вспоминаю, что в дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах других народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с точки зрения материалистической судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указует, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, – всё это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!» (Н. Бердяев. Смысл истории).

В дневниках Ф. Достоевского, никогда не отличавшегося особой любовью к евреям, мы читаем:

«Приписывать статус ин стату одним лишь гонениям и чувству самосохранения – недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнести своего последнего слова» (Ф. Достоевский. Дневник писателя за 1877 год).

О том же говорит и А. Куприн в своём рассказе «Жидовка»:

«Удивительный, непостижимый еврейский народ… что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошёл он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своём сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пёстрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далёкой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, всё ещё живет, точно выполняя чьё-то сверхъестественное предопределение».

Завет праотцов

Итак, награды и наказания народу Израиля, само его пребывание в Эрец Исраэль связаны с его поведением в этой стране.

Всевышний завещал праотцам еврейского народа Аврааму, Ицхаку и Яакову, что земля Кнаан, которая позже стала называться Страной Израиля, будет отдана их потомкам в вечное владение. Мы уже не раз говорили об этом в наших беседах о Торе и не раз приводили стихи Торы, которые вы прочтёте ниже, но теперь у нас есть возможность увидеть в них и новый смысл.

«И пал Авраам ниц, и говорил с ним Б-г: “…отдам тебе и потомкам твоим… всю страну Кнаан во владение вечное”» (Берешит, 17:3-8).

А после смерти Авраама – «И явился ему [Ицхаку] Б-г и сказал: “…тебе и потомкам твоим отдам Я все эти земли и выполню клятву, которую дал Аврааму, отцу твоему”» (там же, 26:2, 3).

«И сказал [Б-г Яакову]: “Землю, на которой ты лежишь, – тебе отдам её и твоему потомству”» (там же, 28:13).

И тем не менее, как вы уже знаете, в этой недельной главе предсказывается, что евреям предстоит изгнание из страны – как наказание за нарушение союза с Б-гом. Все эти предсказания исполнились с поразительной точностью.

Цветущим садом, плодороднейшим уголком мира была страна Израиля, «земля, текущая молоком и мёдом» (Шмот, 3:8). О ней сказано: «Б-г ведёт тебя в землю благодатную, в землю водных потоков, ключей и источников… В землю, где… не будет тебе… недостатка ни в чём…» (Дварим, 8:7-9); «земля, о которой Б-г твой печётся…» (Дварим, 11:12).

Отданная еврейскому народу земля связана с ним неразрывно. Её судьба неотделима от судьбы народа.

Изгнание и законы шмиты

В главе много говорится о лишениях, предстоящих Израилю. И если за пренебрежение законами Торы мучится в изгнании еврейский народ, то страдает и земля, став пустыней: «И будет ваша земля пустынна, и города ваши будут руинами. Тогда возместит земля свои субботы… Во все дни своего запустения будет она отдыхать столько, сколько не отдыхала в ваши субботние [годы], когда вы жили на ней» (26:33-35).

Интересно отметить, что за восемьсот пятьдесят лет пребывания в Эрец Исраэль евреи семьдесят раз нарушили заповедь о годах шмита и йовель – и ровно семьдесят лет пробыли в вавилонском изгнании.

И это же предсказывал пророк Ирмеяу (см. Книга Ирмияу, 29:10): «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и сдержу для вас доброе Моё слово о возвращении вас на это место».

В предыдущем стихе также говорится о запустении Эрец Исраэль в период изгнания евреев: «Я опустошу страну вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся в ней» – и действительно, во время первого изгнания пятьдесят два года не ступали по этой земле ни человек, ни домашнее животное (Талмуд, Шабат, 145б).

А после победы римлян Эрец Исраэль пребывала в запустении почти две тысячи лет. Страна, некогда столь плодородная, превратилась в дикую степь.

Страна Израиля в последнем изгнании

Подавив восстание Бар Кохбы, римляне разрушили города и сёла, перепахали вдоль и поперёк Храмовую гору, полностью разрушили развитую систему гидротехнических сооружений в Стране Израиля.

В седьмом веке арабы-бедуины, кочевавшие по осиротевшей земле, скормили своим козам последнюю траву, которую ещё была способна давать истощённая земля.

Турки, захватившие Эрец Исраэль в шестнадцатом веке, вырубили леса, извели под корень знаменитый когда-то на весь мир ливанский кедр.

Все попытки пришельцев возродить в стране земледелие ни к чему не привели: пшеница давала нищенские урожаи, гораздо меньшие, чем собирали в соседних странах – Сирии и Египте. Разработка полезных ископаемых практически прекратилась. Рыболовством почти никто не занимался.

Пришла в упадок плодороднейшая страна, лежавшая на перекрестке торговых путей, соединяющих Европу, Азию и Африку, страна, являвшаяся святыней для двух господствовавших в этой части света религий – мусульманской и христианской, страна, за право владеть которой сложили головы во время крестовых походов сотни тысяч воинов европейских и арабских армий.

Немало неевреев – учёных, писателей и просто искателей приключений – побывало в Палестине в годы турецкого владычества; до нас дошли воспоминания некоторых из них.

Известный французский востоковед К. Вольней, посетивший Эрец Исраэль в конце восемнадцатого века, пишет: «Я ездил по городам, знакомясь с обычаями и нравами их жителей. Я добирался до далёких деревень, где изучал положение людей, занятых обработкой земли. Повсюду я видел лишь разбой и опустошение, тиранию и нищету. Каждый день я встречал на своём пути заброшенные поля, опустевшие деревни, города, лежащие в развалинах…

Сравнение далёкого прошлого с современным состоянием этой страны порождает высокие думы. Перед моим духовным взором оживала история прошедших времён…

Что стало с этой страной изобилия и бурной деятельности? Где пахари и возделанная ими земля, где стада, где всё то, что составляло гордость и украшение этой страны?

Увы! Я объехал всю эту пустыню, посетил места, где некогда пышно цвела жизнь, и не видел ничего, кроме запустения и безлюдья… Великий Б-же! Отчего произошли столь роковые перемены? По каким причинам так разительно изменилась судьба этой страны?.. В чём причина проклятья Небес, тяготеющего над нею?»

К. Базили, русский дипломат на Ближнем Востоке, живший в прошлом столетии, отмечает в своих воспоминаниях ужасающую безнравственность обитателей Палестины, алчность сборщиков налогов, от которых люди прятались в горах, покинув своё жильё. Он говорит о почти полном отсутствии в стране промышленности, об упадке сельского хозяйства, о коррупции турецких властей – «самой безнравственной администрации в мире».

Как тут не вспомнить слова Торы: «И скажут все народы: “За что поступил так Б-г с этой страной?”» (Дварим, 29:23).

Не удивительно ли это? Богатейшая страна, оставленная ушедшим в изгнание еврейским народом, так и не стала родиной ни для кого иного, на протяжении девятнадцати веков отвергая пришельцев!

Вот что говорит по этому поводу Рамбан в комментарии к нашей главе «Бехукотай» книги «Ваикра» (26:16):

«Пророчество о том, что в отсутствие народа Израиля страна будет пустынной, – добрый знак для всех евреев, находящихся в рассеянии. Это говорит о том, что страна не примет никого другого, и убедительно доказывает, что намерение Б-га вернуть еврейский народ в Эрец Исраэль будет исполнено. Ибо не найти во всём мире благодатной и просторной страны, густонаселённой в прошлом, которая остаётся в запустении несмотря на то, что многие народы пытались прибрать её к рукам. Ничего у них не получилось: никого не приняла страна после нашего ухода».

Это написано более семисот лет назад.

14 ияра в истории народа Божьего

14 Ияра 2449 (-1311) года в пятницу еврейский народ впервые отмечал праздник Песах Шени (Второй Песах) в пустыне (См. Бемидбар 9:6).

Тем, кто не смог совершить Пасхальные жертвоприношения по уважительным причинам, Тора предоставила возможность сделать это через месяц. Поэтому этот день получил название Второй Песах.

В наши дни существует обычай в этот день за трапезой съесть кусочек мацы.

14 Ияра 3881 (121) года ушла из этого мира душа Рабби Меира Бааль аНес («Чудотворца»).

Существует традиция устраивать шумные празднества в Тверии у его гробницы и синагоги наподобие тех, что устраивают на горе Мерон, где похоронен РаШБИ, в праздник Лаг ба-Омер, когда его душа покинула этот мир.

14 Ияра 5642 (3 мая 1882) года по инициативе министра внутренних дел Игнатьева Александром Третьим утверждены «Временные правила» – законы, ещё более ущемляющие права евреев России, например, евреи черты оседлости были лишены права селиться в сельской местности, тем, кто уже жил там, запрещалось покупать или арендовать землю (старый стиль).

14 Ияра 5675 (28 апреля 1915) года из Курляндской губернии, как прифронтовой, военным командованием России высланы все евреи.

14 Ияра 5693 (10 мая 1933) года на площадях немецких городов публично сожжены книги еврейских авторов.

14 Ияра 5696 (6 мая 1936) года во Франции в результате выборов к власти пришёл Народный фронт, премьер-министром стал еврей Л. Блюм. Его правительство ввело 40-часовую рабочую неделю, национализировало Банк Франции и военную промышленность и приняло перспективную программу социальных реформ. Однако, столкнувшись с проблемой гражданской войны в Испании, Блюм решил вести политику «невмешательства», которую его критики считали политикой уступок международному фашизму. Его социальные реформы вызвали недовольство промышленных кругов, открыто отказавшихся сотрудничать с правительством. 21 июня 1937 года, после того как парламент отверг законопроект о чрезвычайных полномочиях правительству для проведения мероприятий по финансовым вопросам, Блюм подал в отставку. Правительство Народного фронта было преобразовано, и Блюм занял в нём пост заместителя премьер-министра. В 1938 во время нацистского вторжения в Австрию Блюм был снова премьером в течение одного месяца. После падения Франции в 1940 правительство Виши признало его виновником войны и отдало под суд. В мае 1945 американские войска освободили Блюма из немецкого концлагеря.

14 Ияра 5703 (19 мая 1943) года – Шоа. По распоряжению Генриха Луитпольда Гиммлера в пределах Германии и на оккупированных территориях начато распространение книги «Ритуальное убийство» – ещё одно повторение «кровавого навета».

14 Ияра 5723 (8 мая 1963) года президент Д. Кеннеди заявил о поддержке США израильской концепции безопасности и готовности защитить Израиль в случае необходимости.

14 Ияра 5750 (9 мая 1990) года произошло надругательство над 34 могилами на еврейском кладбище в г. Карпантра (Прованс). Оно вызвало массовую манифестацию протеста в Париже, в которой приняли участие не только евреи, но и христианские и мусульманские лидеры, а также президент Франсуа Миттеран (первый случай участия президента Франции в уличной манифестации после 1944 года).

14 Ияра 5356 (2 мая 1596) года по вздорному обвинению в Ковно (Каунас) были арестованы двое братьев – р. Моше и р. Йеуда – сыновья р. Йекутиеля. Их подвергли страшным пыткам с тем, чтобы заставить их сознаться в том, что они «пили вино, смешанное с христианской кровью», а также «замесили на этой крови мацу»… Они умерли под пытками 14-го и 15-го Ияра. Их судьбе посвящена ламентация, вошедшая в сборник Слихот, составленный согласно обычаю литовского еврейства.

Притча дня на 15 мая 2022 года

Однажды Паисия Святогорца спросили: можно ли считать монашескую жизнь выше, чем жизнь семейную? На что старец ответил короткой притчей:

– Предположим, два человека отправляются в паломничество. Один идет по наезженной дороге, другой – по тропинке. Однако оба идущих имеют одну и ту же цель. Бог радуется первому и любуется вторым. Будет плохо лишь в том случае, если идущий по тропинке станет осуждать в своем сердце того, кто идёт по шоссе, или наоборот. Оба пути благословенны, и если выбравшие их живут по Богу, то оба эти пути могут привести в рай.


15 мая: Народный календарь, приметы и фольклор Руси

Святые Борис и Глеб Сеятели, Барыш-день, соловьиный праздник.

С этого дня начинают петь соловьи.

Соловей запел – весна на убыль пошла, а лето на прибавку.

Соловей поёт всю ночь – будет солнечный день.

Соловей запел на голые деревья – неурожай на садовину.

Соловей запел – вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

Обычно перед посевом произносили краткую молитву, а во время самого сева молчали.

Если соловья услышишь раньше кукушки – счастливо проведёшь лето.

Сев в этот день полагалось заканчивать: <Не отсеялся на Бориса – с Бориса и сам боронися>.

Если вам сегодня удастся что-то выгодно продать – весь год с барышом будете.


Gott befohlen!
Gott geholfen!