Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниBibel- und Gebetstunde 25.05, 1.06.2022
Bibel- und Gebetstunde 25.05, 1.06.2022

Bibel- und Gebetstunde 25.05, 1.06.2022

(вспомогательные экзегетические и герменевтические размышления над библейским текстом с Александром Павловичем Лопухиным (10.10.1852-22.08.1904; профессор кафедры древней истории Санкт-Петербургской духовной академии, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания) и со строками ЕДИХРОШа, навеянными древними ветхозаветными иудейскими текстами)

Бытие 2 глава (25 стихов), Лопухин

Божественный покой седьмого дня

Быт 2:1.

Три первых стиха второй главы по своему содержанию всецело примыкают к предшествующей главе, являясь естественным завершением изложенной в ней истории творения мира.

Так совершены небо, и земля,

Таким образом, закончено, исполнено было дело сотворения всей вселенной.

и всё воинство их.

т.е. воинство неба и воинство земли.

Первое выражение довольно употребительно в Библии и служит обозначением или ангелов, окружающих небесный престол Бога-Вседержителя, очевидно, по аналогии со стражей вокруг трона земных владык (Нав 5:14; 3Цар 22:19), или же – звёзды, горящие на небесном своде и правильностью своего распорядка напоминающие стройные ряды войск (Втор 4:19; 17:3; 4Цар 17:16; Ис 40:26; Иер 8:2; Дан 8 и др.). Выражение же «воинство земли» больше не встречается в Писании, хотя некоторая аналогия ему и имеется в кн. Неемии (Неем 9:6) и у пророка Исаии (Ис 34:1), где идёт речь о высших представителях земли, т. е. о людях и животных.

Таким образом, под «воинством неба и земли» разумеется всё то, что есть высшего и лучшего в той и другой области и что, следовательно, служит как бы украшением каждой из них. Эту последнюю мысль прекрасно и выражают греческий LXX и латинский переводы Библии, где еврейское слово: zeba (воинство) передано соответствующими ему синонимами: κόσμος и ornatus, означающими «украшение».

Быт 2:2. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал,

Этот день неодинаково называется в наших русской и славянской Библиях: в первой стоит седьмой, а во второй шестой день. Произошло это от разности подлинников, в которых сделаны эти переводы: именно в еврейском тексте, равно как в Вульгате и арабском переводе, указывается «седьмой» день, но в греческом переводе LXX (за исключением некоторых стихов), а также у И. Флавия и в сирском переводе и самаритянском тексте, поставлен «шестой» день. Контекст речи, в котором лишь дальше идёт речь о «седьмом дне» и где, по-видимому, отличается день окончания творения от дня начала, наиболее благоприятствует последнему чтению, за что ручается и авторитетность древнего самаритянского текста.

и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

Почил в еврейском тексте выражено словом: sabat. Отсюда, седьмой день недели, посвящённый воспоминанию этого божественного покоя, сохранил за собой у евреев название субботы (у нас же значение этого дня перешло на воскресенье, причем заменено и само содержание воспоминания).

Как же понять этот «покой» Божий, когда сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5:17)?

Ответ на это имеется в самом рассматриваемом нами тексте, где ясно указано то дело, от которого Бог почил в седьмой день: это, именно, Его творчески-образовательная деятельность шести предшествующих дней; «Бог почил от всего дела, которое Он делал» и речь о котором только что шла всё время перед этим, — «перестал творить вещи, подобные только что сотворённым», как поясняет текст Библии арабский перефраз её. «Бог почил, – говорит блаженный Августин, – от создания новых видов твари, потому что Он уже не творил больше какого-либо нового рода её». «Почил, – говорит святой Иоанн Златоуст, – значит перестал творить и производить из небытия в бытие». Но, прекратив творчество, Бог никогда не оставлял Своей промыслительной деятельности по отношению к миру и человеку (Пс 103:28; Еккл 12:7; Ис 57:16; Иер 38:16; Неем 9:6; Ин 5:17; Евр 4:9-10).

Быт 2:3. И благословил Бог седьмой день,

«Когда день благословляется, – говорит м. Филарет, – тогда он поставляется причастным особого некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени», разумеется, добавим мы от себя, в силу важности и знаменательности соединённого с ним воспоминания.

и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Первое значение стоящего здесь в мазоретском тексте еврейского глагола заключает в себе мысль «об отделении» для какого-либо высшего предназначения и уже отсюда – об освящении, т.е. о назначении для святилища и Бога. В частности, освящение времён, по библейскому употреблению, есть назначение их для богослужения (4Цар 10:20; Неем 8:9). Это благословение и выделение седьмого дня, как дня благодарственно-радостного покоя, посвящённого воспоминаю творения и прославления Творца, имело значение только для разумно-одарённых существ, т.е. людей, которые, вероятно, с этого времени начали соблюдение субботы, в подражание творческому покою Бога. Хотя, строго говоря, суббота характер определённой заповеди получила лишь в законодательстве Моисея (Исх 20:8; Втор 5:12), но существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение её в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории (доказательства см. в диссертации А. Покровского «Библейское учение о первой религии», с. 49-53).

Творение первого человека.

Быт 2:4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их,

Это не что иное, как общий заголовок целого нового раздела библейской первоистории, начинающегося отсюда (Быт 2:4) и простирающегося до следующего подобного же заголовка (Быт 5:1). Доказательством этого служит как филологический анализ стоящего здесь еврейского слова: toldoth, так и его библейское употребление, о чём у нас уже была речь выше (см. введение к кн. Бытия).

в оньже день, когда Господь Бог создал землю и небо,

«День», о котором говорится здесь (славян. Библ.), это не обычные астрономические сутки, ибо здесь нет необходимого указания на утро и вечер, – а весь шестидневный период творения мира, как это ясно из контекста, в котором идёт речь о творении всей вселенной, объединённой в понятиях «неба и земли». Лучший перевод этого места дает сирийская версия (Пешито), которая просто говорит «в то время», когда созданы были небо и земля…

Быт 2:5. и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

Всё это вводное предложение служит к определению момента сотворения человека – специального предмета данного повествования. Таким путём бытописатель имеет в виду доказать глубокую древность человека и полное отсутствие всяких следов человеческого существования на земле раньше сотворения первой четы – Адама и Евы.

Эту свою мысль он проводит через общее изображение картины новосозданной земли перед моментом появления на ней человека, в которой он отмечает два главных признака: а) отсутствие всяких следов человеческой культуры и вообще продуктов возделывания поля и б) наличие неблагоприятных атмосферических условий, делавших даже немыслимой никакую культуру и никакое человеческое существование. Всё это, по мысли бытописателя, решительно устанавливало тот факт, что на земле, до сотворения Адама, не было культуры, а, следовательно, не существовало и человека. Вот лучшее библейское опровержение рационалистических теорий преадамизма, т. е. мнения о существовании людей, предшествовавшем сотворению Адама.

Господь Бог

Здесь мы впервые в еврейском тексте встречаемся со словом «Иегова», более правильный перевод которого будет «Сущий» (Исх 3:14). Это – преимущественное название Бога Завета, Бога Промыслителя и Искупителя (Быт 4:6; 6:3,5, 8,9:12,26,24:40; 30:30; Исх 6:20; Чис 26 и в предпочтительном употреблении у всех пророков). В этом смысле оно отличается от другого употребительного слова «Элогим», означающего Бога как всемогущего Творца вселенной. На основании этого различия божеских имён отрицательная критика («гипотеза записей», «фрагментарная теория», «гипотеза восполнений» и др.) хочет установить различие во времени происхождения различных отделов Библии (древнейших элогистических от позднейших иеговистических) и тем самым подорвать веру в подлинность Моисеева Пятикнижия. Но в настоящее время библейская наука всё сильнее и твёрже устанавливает факт глубокой древности сего божественного имени и тех отделов Библии, в которых оно употребляется; особенно драгоценную услугу в этом отношении оказывают библейские апологетические данные «халдейского генезиса» (см. об этом в диссертации А. Покровского «Библейское учение о первобытной религии», с. 424-427).

Быт 2:6. но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли

В славянской Библии, следующей тексту LXX, стоит «источник»; но в еврейском тексте находится слово: эд, более точный перевод которого и даётся нашим русским текстом – «пар, туман», как толкуют его и таргумы Ионафана и Онкелоса.

Быт 2:7.

Чтобы яснее установить связь этого стиха с предыдущими следует в начале его поставить слово «тогда», после чего весь этот период примет вполне законченный и определённый вид в следующей форме: «в то время, когда были уже созданы небо и земля, но ещё не появлялось никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало ещё человека, но над всей землёй висел густой туман, – тогда-то Господь Бог и сотворил человека».

Господь Бог

Здесь, как и во многих последующих отделах Библии (Быт 3:1,9 и др.), оба спорных (конечно, только с точки зрения рационалистов) величания Бога Иегова и Элогим (с евр. яз.) соединены вместе, чем устраняется всякая мысль об их коренном различии, как то силятся доказать враги Библии (т. е. представители отрицательной, рационалистической критики).

И создал Господь Бог человека из праха земного,

Факт создания человека уже упоминался раньше (Быт 1:27) в истории творения мира, но именно только упоминался в этой общей истории мироздания, в качестве составной её части; здесь же он подробно передаётся в виде особого, самостоятельного предмета повествования. «Упомянув в начале II гл. о том, что было уже сказано, Моисей обширно излагает то, чего не было досказано», – говорит святой Ефрем Сирин в своём толковании на это место.

Самая мысль о создании человека, – собственно внешней оболочки человека, или его тела, из земли, или по более близкому к подлиннику – «из праха земли», обща многим местам как ветхозаветного, так и новозаветного Священного Писания (Быт 3:19; 18:27; Иов 10:9; 25:6; Пс 29:10; 102:14, 118:73; 138:14-16; Еккл 3:20; 12:7; Сир 17:1; 1Кор 15:47-49; 2Кор 5:1-4 и пр.). В создании тела человека из земной персти заключена идея о сродстве человека со всей видимой природой, ближайшим образом с животным царством, возникшим по творческому мановению из той же самой земли (Быт 1:24).

С другой стороны, в признаке материальности физической природы человека дана мысль о её разрушимости или смертности. Всё это, по словам Иоанна Златоуста, преподаёт прекрасный нравственный урок смирения: «чтобы в самом образе нашего творения преподать нам всегдашний урок не мечтать о себе выше меры, для этого Моисей и повествует обо всём с такою тщательностью и говорит: «создал Господь Бог человека из праха земного» (Беседа на кн. Бытия XIII, Спб. 1898 г., 103 с.).

и вдунул в лице его дыхание жизни,

Или, по более точному переводу с еврейского, – «вдунул в ноздри его дыхание жизней». Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что сначала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял её в руки и дунул на неё. Все подобные места, по совету блаженного Феодорита, должно истолковывать «богоприлично» (θεοπρεπως), т. е. сообразно с величием, святостью и духовностью Бога. В частности, и настоящее место надлежит изъяснять так, что внешний облик человека возник из земли по творческому глаголу Всемогущего. Идея, лежащая в основе всего библейского рассказа о творении человека, состоит в намерении выставить человека как связь двух миров – мира видимого, физического и невидимого, духовного, и представить его как царя природы и образ самого Бога на земле, и утвердить истину бессмертия человеческой души; язык же, которым выражена такая отвлеченно-возвышенная идея, – это язык образов и картин, на котором только в подобных случаях и мыслило древнейшее человечество. Самая же мысль о том, что человек причастен к божественной жизни, находит себе параллели и в других местах Священного Писания (Иов 33:4; Еккл 12:7; Деян 17 и др.).

и стал человек душею живою.

Соединение высшего божественного начала (дыхания Божья) с низшим материальным (прахом от земли) дало в результате человека как живую душу, т.е. как сознательную личность, одарённую разумом и свободной волей. Но вместе с тем человек, эта «живая душа» бесконечно отличается от Бога, Который есть «дух животворящий» (1Кор 15:45) и относится к нему, как бледная копия – к своему несравненному оригиналу.

Описание рая

Быт 2:8. И насадил Господь Бог рай в Едеме

Сотворив первого человека, Бог не оставляет его на произвол судьбы, а промышляет о нём; это прежде всего и выражается в том, что Он водворяет его в особо приготовленном, лучшем пункте земли, «в саду Едемском» gan Eden по-еврейски), или в «раю сладости» по греческому и славянскому текстам. Такая разница произошла от того, что LXX еврейское слово Eden, означающее собственное имя страны, приняли за созвучное с ним нарицательное, которое и перевели словом «удовольствие или сладость». Равным образом и еврейское слово: gan, что значит место, огороженное решёткой, оттуда «сад» (Втор 11:10; Ис 51:3; Иер 31:12), LXX заменили греческим словом παράδεισος, взятым в свою очередь из персидского языка и означающим земляной или каменный вал, окружающий место прогулки, оттуда и самое это место, т. е. «сад или парк». В других местах Библии рай называется «садом Божиим» (Быт 13:10; Иез 28:13; Иез 31:8), или «садом Едема» (Быт 2:15; 3:23-24; Иоиль 2:3), или же, наконец, – просто «Едем» (Иез 31 и др.).

на востоке,

Некоторые из библейских переводов это географическое указание заменяют хронологическим, переводя еврейский термин: миккедем (miqqedem) словом «в начале» (Вульгата, Акита, Симмах, Феодотион). Но греческий, сирийский и оба наших перевода правильнее передают – «на востоке», ибо и в других местах Библии данный термин обычно обозначает собою место, а не время (Быт 3:24; 4:16). Страна Едем, которую, по указанию других священных книг (Ис 37:12; Иез 27:23), должно искать вблизи Месопотамии в бассейне Тигра и Евфрата, действительно лежала на востоке от Палестины, место, в котором жил и действовал автор Пятикнижия, где он записал и это божественное откровение о рае.

и поместил там человека, которого создал.

Следовательно, первый человек был сотворён вне рая, куда он был введён лишь впоследствии.

Быт 2:9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни, посреди рая,

Посреди всех райских деревьев, услаждавших взор и питавших тело человека, стояло одно, обладавшее чудодейственной силой – сообщать бессмертие тому, кто вкушал от его плодов (Быт 3:22), за что и получило свое имя «дерева жизни». Указанная особенность этого дерева не была, без сомнения, его естественным свойством, но представляла один из видов особого, сверхъестественного действия божественной благодати, связанной с вкушением его плодов, как со своим внешним символическим знаком. Помимо своего действительного исторического существования (Откр 2:7; 22:2), дерево жизни, как в самом Писании, так и у отцов Церкви получило таинственно-прообразовательное значение, указывая главным образом на дерево крестное, которым Господь возвратил нам жизнь духовную, и на таинство евхаристии как спасительный плод этой крестной жертвы (Ин 6:51-58 и др.), ведущей в жизнь вечную.

и дерево познания добра и зла.

Это было другое знаменитое райское дерево, стоявшее по соседству с первым (Быт 3:3; 2:9), но обладавшее, как открылось впоследствии, прямо противоположными ему свойствами (Быт 3:17). Бог избрал это дерево в качестве средства испытать веру и любовь Адама, а также и его благодарность к небесному Отцу, для целей чего Он и дал ему заповедь не вкушать от плодов данного дерева. От этой-то заповеди оно, по всей вероятности, и получило свое название. «Древо познания, – говорит митрополит Филарет, – быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрерывно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой – познание и ощущение зла в преслушании». Так как, вообще, заповедь, приуроченная к этому древу, имела в виду развитие высших способностей человека как существа разумного, то и на самое это древо легко могло перейти название «дерева разумения» или «дерева познания». А так как, по ветхозаветному воззрению, всё вообще познание носило моральный характер, то «добро и зло» и берутся здесь как два противоположных полюса всего вообще познания.

Быт 2:10-12.

Общий довольно загадочный характер библейского сказания о рае, в частности – существование в нём каких-то таинственных деревьев и в особенности дерева познания, служили как для древних еретиков, так и для новых рационалистов поводом считать всё библейское повествование о нём сплошной аллегорией. Как бы предупреждая самую возможность подобного ложного перетолкования фактов, бытописатель не без цели указывает точную и довольно подробную топографию рая, удостоверяя тем самым его некогда действительное существование на земле (факт его полной реальности).

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

Вот первый существенный географический признак рая. В еврейском тексте эта река не названа по имени, так как слово: нагар означает вообще большую реку, целый водный бассейн, почему иногда оно прилагается даже к океану (Иов 22:16; Пс 23:2,45 и т.д.). А так как из больших рек евреи эпохи Моисея лучше всего знали ближайшую к ним реку Евфрат, то неудивительно, что именем «нагар» они преимущественно её и называли, со всеми впадающими в неё и из неё вытекающими притоками и рукавами (Быт 15:18; Исх 23:31; Мих 7 и др.). Эта река, беря своё начало в земле Едем (т.е. на севере Месопотамии или на южном склоне гор Армении), проходила через весь рай и уже по выходе из него разветвлялась на четыре главных рукава.

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

– таково было имя первого из этих рукавов. Древняя география не сохранила нам имени этой реки, как и далее указываемой, но современные нам учёные, по-видимому, напали на некоторые следы её: мы разумеем открытие в ассирийских клинообразных надписях слова «писану», означающего «русло, ложе, канал» (Делич и проф. Якимов). А так как созвучное этому древнеассирийское Библейское имя «Фисон» в буквальном переводе означает «полноводный», то те же учёные и строят остроумную догадку, что под именем первой райской реки разумеется не что иное, как один из самых больших и полноводных каналов древней Месопотамии, служивший для отвода воды из Евфрата прямо в море и более известный у древних греческих авторов под именем Паллокопаса.

Тем же обстоятельством, что здесь в библейское описание рая вводится канал, т.е. уже искусственное сооружение человека особенно смущаться не следует, так как Моисей, судя по всему контексту речи, описывал не первобытную, а современную ему топографию бывшего рая. И это тем более, что самый канал Паллокопас, по заключению одного авторитетного географа (Риттера), был проведён по высохшему руслу одной действительно бывшей, но высохшей реки. Ближе определяя положение реки Фисон, Моисей указывает, что она обтекает всю землю Хавила, славившуюся своим высокопробным золотом, благовонной смолой (бдолах) (Чис 11:7) и драгоценными каменьями. Библия знает две страны с этим именем: одну – хамитскую (т. е. населённую хамитами) в северо-восточном углу Египта (Быт 10:7), другую – семитскую, расположенную на северо-западе от Месопотамии, иначе называвшуюся также Иектанидой (Быт 10:29). Основываясь на контексте, мы должны признать, что здесь речь идёт именно об этой последней, семитской Хавиле, тем более, что с этим совпадают и данные новейших научных изысканий, открывших в клинообразных текстах созвучное библейскому наименование «песчаной земли» Ард-ел-Хавилот, или Халат, лежащей по соседству с Персидским заливом.

Быт 2:13. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

Местоположение второй райской реки точно также довольно спорно и поэтому лучше начать с определения страны, которую она обтекала. В еврейском подлиннике страна эта называется «землёй Куш», т.е. местожительством кушитов, потомков младшего сына Хамова – Куша или Хуса (Быт 10:5-8). LXX перевели это словом «Эфиопия», чем подали многим повод искать самую страну в северо-восточном углу Африки, по соседству с Гислом, куда, действительно, впоследствии и переселились хамиты (Иер 2:18). Но первоначальной родиной этих кушитов, по свидетельству генеалогической таблицы Библии (Быт 10:6-10) и памятников клинообразной литературы (Kasdim), был восточный берег нижнего течения Тигра и северо-восточный угол Персидского залива, именно та самая долина Сеннаар, в которой, по сказанию Библии, осели потомки разных народностей, оставшихся после вавилонского столпотворения; сплотившись в один культурно-гражданский союз под преобладающим влиянием кушитов, они и образовали особую народность, известную в науке под названием суммерийско-аккадийской, а в клинообразных текстах под именем Kassu, что очень созвучно с библейским «Куш». «Если же Куш то же, что Kassu, говорит проф. Делич, то и Гихон представляется возможным отожествить с Гуханом, месопотамским рукавом Евфрата».

Быт 2:14. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат.

Имена двух последних рек не представляют уже никаких трудностей, так как под теми же самыми названиями они известны и в настоящее время. Тут только может возбуждать некоторое недоумение направление Тигра, указанное на восток (или как неточно переводят LXX, а за ними и наш славянский – «напротив») от Ассирии, тогда как сама-то Ассирия чуть ли не вся лежит на восток от Тигра! Недоумение это легко устраняется тем предположением, что под «Ассирией» здесь разумеется не столько вся страна, сколько самый тот город, имя которого она носила и развалины которого в настоящее время открыты, действительно, на восточном берегу Тигра (местечко Килет-Шерга).

Таким образом, сопоставляя данные Библии с открытиями новейшей ассириологии, положение библейского рая уместнее всего определить в южной части месопотамской равнины, между Вавилоном на север и Персидским заливом на юг. По заключению целого ряда выдающихся учёных (Ролинсона, Шрадера, Делича, Якимова и др.), библейский ган-Эден тождественен с gan-idimi – ассирийских клинообразных текстов, и, следовательно, лежал в области южного Вавилона. Несомненная реальность земного рая устанавливается также многими местами самого Священного Писания (Быт 13:10; Иез 31:8-9 и др.).

Быт 2:15. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Лучшее толкование этого места даёт святой Иоанн Златоуст, который говорит: «так как райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, принося и удовольствие от созерцания («красоты рая»), и приятность от вкушения («снедей райских»); то, чтобы человек от чрезмерного удовольствия не развратился («праздность, – сказано, – научила многому худому» (Сир 33:28) ), Бог повелел ему делать и хранить рай, т е. возделывать его почву и культивировать на ней разные растения, а также и оберегать его от неразумных животных, которые, забегая в сад, могли вносить в него беспорядок и повреждения. Это – первая божественная заповедь о труде человека, исключающая языческую идеализацию так называемого «золотого века» и осмысливающая существование человека. Лёгкий, необременительный и приятный труд был прекрасным средством для упражнения физического, а отчасти и умственных сил человека.

Быт 2:16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

Для развития же нравственных сил (высших) человека Бог даровал ему специальную заповедь, состоявшую в воздержании от плодов уже известного нам древа познания. Это воздержание Бог назначил служить символом повиновения и покорности Ему со стороны человека, в силу чего соблюдение этой заповеди выражало со стороны человека чувство любви, благодарности и преданности Богу; тогда как нарушение её, совершенно наоборот, свидетельствовало о недоверии к Богу, пренебрежении к Его словам и чёрной неблагодарности к Творцу, вместе с желанием жить по своей воле, а не по заповедям Бога. Вот почему такое, по-видимому, ничтожное преступление получало такое огромное моральное значение!

Первая заповедь в раю

Быт 2:17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

Слово «день» здесь, как и раньше (Быт 2:1), должно понимать в смысле неопределённого указания времени и переводить словами: «в то время, когда». «Смертью умрёшь» – один из употребительных в еврейском языке способов усиливать мысль, равный нашему выражению «непременно умрёшь». Этой угрозы смертью (за нарушение заповеди) нельзя понимать в смысле (виде) мгновенного поражения, имевшего наступить тотчас же за грехопадением, а должно понимать её в смысле начавшегося вследствие грехопадения медленного процесса умирания: Бог послал смерть (точнее, лишил бессмертия) в тот самый момент, когда человек пал; но эта смерть лишь постепенно подтачивала его силы, ощутительно выражаясь в скорбях духа и болезнях тела. Но кроме этой физической смерти Священное Писание и отцы Церкви видят здесь указание и на духовную смерть, состоявшую в том, что актом своего падения человек нарушил свой первый завет с Богом, порвав свою связь с величайшим источником жизни и тем самым с этого момента обрёк себя на духовную смерть (Рим 5:12,17,21; Еф 4:18).

Быт 2:18. И сказал Господь Бог:

Нетрудно видеть здесь довольно близкую аналогию со словами божественного совета перед сотворением первого человека (Быт 1:26) и точно также, следовательно, находить здесь доказательство важности того акта, о котором они говорят.

не хорошо быть человеку одному;

Слова эти отнюдь не означают того, что Бог будто бы сознаётся в несовершенстве своего творения и как бы вносит в него поправку, – в планах божественного промышления, без сомнения, всё это было уже заранее предусмотрено и преднамечено: но они указывают лишь на тот факт, что одиночество тяжело и нехорошо для человека, ибо лишает его самых близких и удобных средств к всестороннему развитию своей личности, успешнее всего происходящему, как известно, в общении с себе подобными.

сотворим ему помощника, соответственного ему.

В этих словах, с одной стороны, указывается на высокое достоинство жены, ибо она подобна мужу, т.е. так же, как и он, носит в себе образ Божий, с другой – отмечается и её, несколько как бы зависимое от мужа, положение, поскольку всякий помощник стоит в общественном смысле ступенью ниже своего непосредственного начальника.

Прежде чем перейти к подробному изложению самой истории творения первой жены, бытописатель кратко отмечает ещё один факт, послуживший ближайшим поводом к этому творению.

Наречение имён животным

Быт 2:19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных,

Образовал, разумеется, гораздо раньше, именно в пятый и шестой дни творения (Быт 1:21,25), если же здесь бытописатель снова возвращается к этому факту, то он делает это лишь для общей связи повествования.

и привёл [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

Этим указанием бытописателя сам Бог поставляется в роли наблюдателя и верховного руководителя первым опытом человеческой речи. «Авторитет Ж.-Ж. Руссо и великого филолога и философа Вильгельма Гумбольдта согласны с тою мыслью, что для человечества и не было другого исхода из младенческого неразумного лепета, как божественное Откровение, давшее ему готовую форму для выражения его мысли, или, лучше сказать, давшее ему мысль и форму вместе» (Властов, «Священная Летопись», I, с. 30).

Быт 2:20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым;

Так как это наречение не было случайным, а основывалось на знакомстве с природой нарекаемых существ и по большей части заключало в своей основе указание на более характерное свойство будущего носителя того или другого имени, то оно свидетельствует о сравнительно высоком состоянии умственного развития первого человека. Кроме того, по толкованию святого Иоанна Златоуста, наречение Адамом животных указывало на его господство над ними (Пс 8:6-7): «у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена; так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным» (Иоанн Златоуст).

но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

В этих словах звучит как бы тихая грусть первого человека, возбуждённая сознанием своего полного одиночества на земле, и слышится явное и сильное желание его к восполнению недостающего, что милосердый Господь и не замедлил вскоре же осуществить.

Сотворение первой женщины

Быт 2:21. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон;

Что сон, наведённый Богом на Адама (по-еврейски: тардема), не был обыкновенным и естественным, а вдохновенным и экстатическим (έκστασις – LXX), об этом говорит как контекст речи, так и библейское употребление этого слова (Быт 15:12; 1Цар 26:12; Ис 29:10).

Быт 2:22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.

Эта библейская деталь многим кажется соблазнительной и на основании её одни весь данный рассказ о творении первой жены считают мифом (рационалисты), другие толкуют его аллегорически (некоторые даже из отцов и учителей Церкви). Но самый характер данного библейского повествования, отмечающий с такою тщательностью все его детали, исключает здесь возможность аллегории. Что же касается ссылки на якобы очевидную невероятность и неестественность данного процесса, то там, где идёт дело не об обычном явлении, а чудесном, сверхъестественном событии, она, по меньшей мере, неуместна. Начало человечества было экстраординарной эпохой. Духовный смысл этого повествования раскрывается в нескольких местах Священного Писания (1Тим 2:11-13; Еф 5:25-26), а именно, факт единства природы мужа и жены, а через то и всего человечества, основание их обоюдного влечения и характер их должного взаимоотношения.

Установление брака

Быт 2:23. И сказал человек:

По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова.

вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей;

Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее своё начало именно от этого первобытного факта (Быт 29:14; Суд 9:2; 2Цар 5:1; 1Пар 11 и др.).

она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

Еврейское слово «жена» (иша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намёк на историю её происхождения.

Быт 2:24. Потому оставит человек отца своего и мать свою

Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. В виду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев (Исх 21:1-11; Втор 21:11-17,24:1-5) и автору книги Бытия, или же, что ещё лучше, основываясь на словах Иисуса Христа (Мф 19:5) – самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему ему основоположение на будущее время. Заключённая в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучреждённость брака, с другой – провозглашает два основных его закона – единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф 19:4-5; Мал 2:14-15; 1Кор 6:16; Еф 5 и др.).

и прилепится к Жене своей; и будут [два] одна плоть.

Слово «прилепится» по-еврейски выражено глаголом дабак, означающим «поглощаться», «ассимилироваться», «уподобляться» (Втор 10:20; 3Цар 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф 5:30-31), Иоанн Златоуст, Августин и др.

Быт 2:25. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

До грехопадения первые люди не имели нужды в одежде и не были знакомы с ощущением стыда, который есть уже плод греха (Быт 3:7; Рим 6:21).

Все духовные и физические силы первых людей находились в такой чудной гармонии и были так уравновешены, что естественный вид телесной наготы не пробуждал в них никаких нечистых мыслей и грязных пожеланий; а их физическая природа была настолько вынослива и крепка, что не нуждалась ни в каких средствах защиты от атмосферических влияний.

ЕДИХРОШ

(см. далее: A.M. = Anno Mundi = От Сотворения мира; днэ = до нашей эры):

Ветхозаветная хронология

Хронологическая шкала библейских, околобиблейских и связанных с ними секулярных событий от Сотворения мира до начала новой (нашей – по дако-гету Дионисию Малому, или христианской) эры, произошедших в течение 3 761 (трёх тысяч семисот шестидесяти одного) года — по общепринятому иудейско-христианскому темпу и ритму древних лет

1A.M, с 1-го по 6-й день 3761 днэШестоднев. В эти 1-е шесть дней мироздания Бог создал 22 творения – соответственно 22 еврейским буквам, 22 еврейским книгам и, наконец, 22 генерациям социума от Адама до Иакова (эта фраза напоминает о еврейской традиции построения библейской хронологии, когда из списка послепотопных патриархов исключается Каинан, сын Арфаксада, и добавляется в этот список его замыкающим еврейский первопатриарх Авраам; в нашей традиции)
1 A.M., 1-й день 3761 днэВ первозданные сутки (в первый день первого месяца Нисана, по еврейскому календарю; в 25-й день марта, по римскому календарю; в 29-й день Фаменофа, по египетскому календарю), в этот день божественный, в первую неделю Бог сотворил небо и землю, мрак и воды, дух и свет, и сутки – всего семь творений. В этот день были сотворены и небесные силы (Книга Юбилеев, глава 2)
1 A.M., 2-й день 3761 днэВо вторые сутки явилась твердь – одно творение
1 A.M., 3-й день 3761 днэВ третьи сутки было четыре творения – появление земли и осушение её, рай, многоразличные деревья, травы и семена
1 A.M., 4-й день 3761 днэВ четвёртый день Бог сотворил солнце, луну и звёзды
1 A.M., 5-й день 3761 днэВ пятый день Бог сотворил пресмыкающихся и всех плавающих, великих морских животных и рыб, и всё, что в водах, а также пернатых – всего три творения
1 A.M., 6-й день 3761 днэВ шестой день Бог сотворил четвероногих и пресмыкающихся на земле, зверей и человека – четыре творения (Быт 1:27). Адам – пра(31)дед царя Давида, 1-е лицо в новозаветном Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, отворённое Богом в последний день Шестоднева (в 6-й день Творения; в 6-й день от Сотворения мира)
1 A.M., переход к 7-му дню Бытия 3761 днэ«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…» (Быт 2:2), и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих ..» (Быт 2:3)
1 A.M., дни с 8-го по 13-й 3761 днэВ шесть дней второй субботы (седмицы; недели) ангелы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и всякий скот, и всех птиц, и всё, что движется на земле, и всё, что движется в воде, по их родам и видам, именно – зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, всё, что движется по земле, в четвёртый, всё, что движется в воде, в пятый день; и Адам дал им всем имена, и как он назвал их, так и было им имя. И в продолжение этих пяти дней Адам видел всё это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником.
1 A.M., 8-й день 3761 днэВ третий день от своего сотворения (в восьмой день первого месяца Нисана, в первый день второй недели мироздания, в 1-й день апреля, в 6-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению наименовал диких зверей
1 A.M., 9-й день 3761 днэВ четвёртый день от своего сотворения (в 9-й день первого месяца Нисана, во 2-ой день второй недели мироздания, во 2-ой день апреля, в 7-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению дал имена скотам
1 A.M., 10-й день 3761 днэВ пятый день от своего сотворения (в 3-й день второй недели мироздания) Адам наименовал пернатых
1 A.M., 11-й день 3761 днэВ 4-й день второй недели Адам наименовал пресмыкающихся
1 A.M., 12-й день 3761 днэВ 5-й день второй недели Адам наименовал плавающих
1 A.M., 13-й день 3761 днэВ 6-й день второй недели (6 апреля по римскому календарю и 11-й Фармуфи по египетскому) Бог, взявши некую часть ребра Адамова, образовал жену. И Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному: создадим ему помощника, подобного ему”. И Господь Бог наш навёл на него усыпление, чтобы он заснул. И Он взял для жены одно из рёбер его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал жену и пробудил Адама от сна. И когда Адам пробудился, поднялся в шестой день, и взял её к себе, и узнал её, и сказал ей: “Это кость от моей кости, и плоть от моей плоти; она назовётся моею женою; ибо от своего мужа она взята. Посему муж и жена да будут одно, и посему он оставит отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут они одною плотью». И в первую седмицу был создан Адам и его жена, и во вторую седмицу Он (Бог) поставил её пред ним. И ради сего дана заповедь – семь дней для мальчика, а для девочки дважды семь дней пребывать женщине в её нечистоте