(вспомогательные экзегетические и герменевтические размышления над библейским текстом с Александром Павловичем Лопухиным (10.10.1852-22.08.1904; профессор кафедры древней истории Санкт-Петербургской духовной академии, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания) и со строками ЕДИХРОШа, навеянными древними ветхозаветными иудейскими текстами)
Бытие 3 глава (24 стиха), Лопухин
Змий искуситель
Быт 3:1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости (Мф 10:16) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле (Быт 3:14) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомлённость в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – всё это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбуждён был к этому обману завистью (Прем 2:24), а этим животным (т.е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Иоанн Златоуст).
Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» (Ин 8:44), первовиновником на земле зла (1Ин 3:8; Прем 2:24) и даже прямо «древним змием» (Откр 12:9−10).
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог:
Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду (1Тим 2:14; 1Пет 3:7), в справедливом расчёте легче через неё достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила её уже от мужа и потому знала её менее устойчиво и твёрдо.
не ешьте ни от какого дерева в раю?
Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к её Основоположнику.
Быт 3:2-3. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним,
В ответе Евы обращает на себя внимание недостаточно точная формулировка ею божественной заповеди (ср. Быт 2:17), именно, прибавка к ней слов: «и не прикасайтесь к ним». В этом многие комментаторы усматривают как бы упрёк Богу со стороны Евы за излишнюю суровость и трудность Его заповеди и глухое недовольство этим.
чтобы вам не умереть.
Случайный и внешний мотив для соблюдения заповеди (Быт 2:17) Ева поставляет здесь главным и даже единственным. «Из сего догадываться можно, – справедливо замечает и Филарет, – что мысль о строгости заповеди и о страхе смерти уже начинала затмевать в ней чистое чувствование любви и благоговения к Богу-Законодателю».
Быт 3:4. И сказал змей жене: нет, не умрёте,
Справедливо усматривая из ответа Евы, что в послушании Богу она сдерживается не столько внутренними и нравственными мотивами, чем чисто внешним чувством страха перед смертью, диавол говорит уже чистую ложь: «нет, не умрёте», т.е. ваши опасения лишиться жизни, основанные на божественной угрозе, совершенно неосновательны и напрасны.
Быт 3:5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их,
Видя, что Ева ничего не возражает ему на новую, очевидную ложь (отрицание смерти), диавол употребляет грубую клевету на Бога, рисуя Его завистливым и хитрым тираном первых людей, грубо эксплуатирующим их наивную доверчивость, служащую основанием Его господства над ними.
откроются глаза ваши,
Отверзение очей – обычный библейский образ, служащий обозначением раскрытия способности умственного понимания и нравственной чуткости (Быт 21:19; 4Цар 6:17-20; Деян 26:18).
и вы будете, как боги,
В еврейском тексте последнее слово выражено термином -: Элогим (Elohim), которое служит одним из употребительных названий Бога. Но так как, по филологическому своему составу, это множественная форма и значит собственно «силы», «власти», «начальство», то LXX и перевели её дословно, т.е. множественным числом «боги». Однако правильнее было бы удержать обычное библейское употребление, т.е. перевести словом «Бог»; ибо, во-первых, первые люди ещё не знали других богов, кроме единого истинного Бога, а во-вторых, только при таком переводе и выдерживается то противоположение между Богом и людьми, которое дано в тексте (знал «Бог», что вы будете, как боги). Намёк на это дерзновенное стремление сравняться с Богом в познании дают нам и некоторые другие места Священного Писания (Ис 14:13-14).
знающие добро и зло:
– здесь так же, как и раньше (Быт 2:9), берутся в смысле универсального познания, как бы крайнего его полюса.
Грехопадение прародителей
Быт 3:6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание;
Когда диаволу удалось не только уничтожить в Еве страх смерти, но и пробудить в ней честолюбивые помыслы широкого познания и высокого могущества (как боги), то в душе её, строго говоря, уже совершился процесс мысленного падения; оставалось только, чтобы это греховное настроение обнаружилось вовне, выразилось в преступном деянии. Тут на помощь искусителю пришло непосредственное впечатление от самого запрещённого древа, раздражающе повлиявшее на все её чувства. В этом последнем, так картинно и глубоко-психологично изображённом в Библии, акте грехопадения Евы основательно находят все те три главных типа греха, которые Апостол Иоанн (1Ин 2:16) различает, как похоть плоти (хорошо для пищи), похоть очей (приятно для глаз) и гордость житейская (вожделенно, потому что даёт знание).
и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему,
Прельщённая соблазнительной речью диавола и окончательно отуманенная чувственным раздражением от древа, Ева срывает запрещённый плод и вкушает от него (2Кор 11:3). Павши сама, она спешит приобщить к своему поступку и мужа, делая это, по мнению большинства толковников, без особенного злого умысла, так как яд греха ещё не успел проникнуть в её душу и отравить спокойствие совести.
и он ел.
Если Еву в падении, до некоторой степени, извиняла её сравнительная природная слабость, преувеличенно-формальное и чисто внешнее представление о заповеди, наконец, непосредственно-чувственное впечатление от древа, то Адам, получивший от самого Бога грозную заповедь и на самом себе испытавший столько проявлений божественной любви, не имел никаких смягчающих его вину обстоятельств, так что его грех есть чисто духовное преступление и тяжелее греха Евы (Рим 5:12,14; 1Кор 15:21-22; 1Тим 6:14).
Обличение их Богом
Быт 3:7. И открылись глаза у них обоих,
Таким образом, предсказание искусителя сбылось, – но вместо чувства довольства и радости падение произвело лишь ощутительную скорбь и беспокойство.
и узнали они, что наги,
Поскольку раньше нагота служила синонимом детской невинности и чистоты первых людей (Быт 2:25), постольку теперь мучительное ощущение её стало победным знаком грубой чувственности и греха (Рим 6:12-14,7:4,8; Кол 3:5). «Внешнее око, – по глубокомысленному выражению Оригена, – открылось после того, как закрылось духовное».
и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Такова, по свидетельству Библии, была первая одежда человечества; и это стоит в полном согласии как с универсальной традицией древности, так и с историей человеческой культуры.
Быт 3:8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю:
Очевидно, здесь идёт речь об одном из тех богоявлений, которыми характеризуется первобытная эпоха – время особенной близости и непосредственных сношений Бога с человеком. Что касается самого характера этого богоявления, то, судя по описанию, оно имело доступный внешним чувствам, следовательно, конкретный характер, что подтверждается также и всем последующим контекстом. В этом же, наконец, утверждают нас и аналогичные с данным, другие выражения Библии (Лев 26:12; Втор 23:14-15; 2Цар 5:24; Исх 9:23; Иов 37:4-5; Пс 29:3 и др.).
во время прохлады дня;
или, по более близкому к еврейскому тексту переводу, – «в Веянии, в вечере дня». Одни видят здесь указание на время богоявления – именно на вечернюю прохладу дня, другие – на образ его (Иов 38:1), т.е. на любвеобильную готовность Господа простить падших прародителей в случае их искреннего раскаяния.
и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
Страх больной совести падших людей, утративших свою невинность и чистоту, настолько помрачил их умственные способности, что они думали было скрыться от Всевидящего и Вездесущего (Иер 21:14; Ам 9:3), ища в своем наивном ослеплении убежища от Него под листьями деревьев рая.
Быт 3:9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
В этом вопросе отнюдь не обнаруживается неведение, а слышится лишь призыв божественной любви, обращённой к грешнику для его покаяния. По толкованию святого Амвросия, Бог спрашивает Адама не столько о том, в каком месте, сколько о том, в каком состоянии они находятся.
Быт 3:10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
Вместо искреннего и чистосердечного раскаяния, Адам прибегает к ложным извинениям – самооправданию, чем, конечно, только усиливает тяжесть сей вины.
Быт 3:11. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Божественное милосердие неизреченно: как бы идя навстречу ложной стыдливости и греховной косности человека, Бог сам предположительно называет его вину; последнему оставалось только, подобно блудному сыну евангельской притчи, из глубины сокрушённого сердца воскликнуть: «я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк 15:21). Но человек, по действию греха, оказался неспособным этим непосредственным покаянием восстать от своего падения.
Быт 3:12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Вместо должного раскаяния Адам позволяет себе грубое самооправдание, в котором он дерзает даже как бы укорять самого Бога за дарование ему того, что прежде он считал желанным для себя благом (Быт 2:18,20).
Быт 3:13. Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
В ответе жены, хотя и не отрицается сам факт нарушения заповеди, но точно также слагается ответственность за него и переносится на другого. Это самооправдание падших прародителей – очень характерная черта всех упорных грешников, свидетельствующая об их нравственном огрубении. Сам факт прельщения жены змием удостоверяется в Священном Писании очень легко (2Кор 11:3; 1Тим 2:14).
Проклятие змия
Быт 3:14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;
Так как в лице змия-искусителя соединялись, как мы видели, два отдельных существа – злой дух и естественный змий, то всё это одновременно относится к ним обоим: к змию, как видимому орудию – прямо непосредственно, к диаволу же, как его невидимому деятелю, – опосредовано и путём аналогии. В частности, проклятие естественного змия, преимущественное по сравнению со всей остальной тварью, также подвергшейся работе истления (Рим 7:20), есть как бы справедливое возмездие за его бывшее прежде превосходство над ней (Быт 3:1).
ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
По мнению большинства авторитетных толковников, ползание змия на чреве не являлось каким-либо новым чудом, а составляло природное свойство; но прежде это свойство не имело никакого особенного значения, – теперь же оно становится символом унижения и презрения (Втор 32:24; Мих 7:17) по чувству отвращения к его носителю. Ту же в сущности мысль заключают в себе и последующие слова текста – о снедении праха земли: они дают образное выражение той же самой идеи о пресмыкании змия, поскольку оно неизбежно ведёт за собой вдыхание земной пыли и соприкосновение с различными её нечистотами. В приложении же к диаволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обречённого пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений.
Первообетование Мессии
Быт 3:15. и вражду положу между тобою и между женою,
Данный раздел – величайшей важности. В нём заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (Ин 3:19-20,7:7; 1Ин 2:15), – эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (Откр 12:7-9). «Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион).
Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жён, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения (Откр 12:13,17; Гал 4:4; Ис 7:14; Лк 2:7; Иер 31:22). Взамен погибельной дружбы жены со змием, между ними полагается спасительная вражда. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.
и между семенем твоим и семенем её;
Под семенем змия в ближайшем, буквальном смысле разумеется потомство естественного змия, т.е. все будущие особи этого рода, с которыми потомство жены, т.е. все вообще человечество, ведёт исконную и ожесточённую войну; но в дальнейшем, определённом смысле путём этой аналогии символизируется потомство змия-искусителя, т.е. чада диавола по духу, которые на языке Священного Писания именуются то «порождениями ехидны» (Мф 3:7; 12:34,23:33), то «плевелами на Божьей ниве» (Мф 13:38-40), то прямо «сынами погибели, противления, диавола» (Ин 8:44; Деян 13:10).
Из среды этих чад диавола Священное Писание особенно выделяет одного «великого противника», «человека беззакония и сына погибели», т.е. антихриста (2Фес 2:3-4). В полной параллели с этим устанавливается и толкование семени жены: под ним точно также, прежде всего, разумеется все её потомство – весь человеческий род; в дальнейшем, определяемом контекстом речи, смысле под ним разумеются благочестивые представители человечества, энергично боровшиеся с царившим на земле злом; наконец, из среды этого последнего Священное Писание даёт основание выделить одного Великого Потомка, рождаемого от жены (Гал 4:4; Быт 17:7,19), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием.
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Сам процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову) и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Священного Писания (Рим 16 и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту – всё это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла; эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог «всё во всём» (1Кор 15:28; ср. Ин 12:32). Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (αὺτὸς – местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием – антихристом и поразит последнего на голову (2Фес 2:8-9; Откр 20:10).
Любопытно, что традиция язычества сохранила довольно прочную память об этом важном факте и на различных художественных памятниках запечатлела даже самую картину этой борьбы. Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется «первоевангелием», т.е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу.
Наказание прародителям
Быт 3:16. Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
В этих словах изрекается наказание жене, состоящее в том, что чадородие, величайший акт земной жизни человека, бывший предметом особенного божественного благословения (Быт 1:28), превращается теперь в источник скорби и страданий. Впрочем, эти муки рождения не есть что-либо намеренно посылаемое теперь Богом в наказание жене, а составляют лишь естественное законное следствие общей дряблости физической природы падшего человека, утратившей вследствие падения нормальное равновесие духовных и физических сил и подпавшей болезням и смерти.
и к мужу твоему влечение твоё,
В этих словах ещё яснее выражается весь трагизм положения жены: несмотря на то, что жена при рождении будет испытывать величайшие муки, соединённые с опасностью для самой своей жизни, она не только не будет отвращаться от супружеского общения со своим мужем – этим невольным источником её страданий, но будет ещё более и ещё сильнее, чем прежде, искать его.
и он будет господствовать над тобою.
Новая черта брачных отношений между мужем и женой, устанавливавшая факт полного господства первого над последней. Если и раньше жена, в качестве только помощницы мужа, ставилась в некоторую зависимость от него, то теперь, после того, как первая жена доказала неуменье пользоваться свободой, Бог определённым законом поставляет её действие под верховный контроль мужа. Лучшей иллюстрацией этого служит вся история дохристианского мира, в особенности же древнего Востока с его униженно-рабским положением женщины. И только лишь в христианстве – религии искупления – жене снова возвращены её утраченные в грехопадении права (Гал 3:28; Еф 5:25 и др.).
Быт 3:17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него,
Приговор над последним виновником грехопадения – Адамом – предваряется выяснением его сугубой вины, именно указанием на то, как он, вместо отрезвляющего действия на жену, сам подпал её соблазнительному влиянию.
проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей;
Лучшее объяснение этого факта мы находим в самом же Священном Писании, именно у пророка Исаии, где читаем: «земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (Ис 24:5-6). Следовательно, в этих словах дано лишь частное выражение общебиблейской мысли о тесной связи судьбы человека с жизнью всей природы (Иов 5:7; Еккл 1:2,3, 2:23; Рим 8:20). По отношению к земле это божественное проклятие выразилось в оскудении её производительной силы, что в свою очередь сильнее всего отзывается на человеке, так как обрекает его на тяжёлый, упорный труд для насущного пропитания.
Быт 3:18-19. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
в поте лица твоего будешь есть хлеб,
В этих двух стихах даётся более подробное раскрытие предшествующей мысли об оскудении земного плодородия и о тяжести и непроизводительности человеческого труда. Этим божественным приговором всё земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и обрекается на скорби и страдания, как это гораздо яснее выражает славянский текст «в печалях снеси тую вся дни живота своего» (Быт 3:17) (ср. Иов 5:7; 14:1; Ис 55:2; Еккл 1 и др.).
доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
Ряд божественных наказаний заканчивается определением исполнения той угрозы, которая была возвещена на случай нарушения заповеди, т.е. провозглашением смерти. Этот закон разрушения и смерти, как видно из данного текста, а также и из ряда библейских параллелей (Пс 103:29; 145:4; Иов 34:14-15, Еккл 12:7), касался только физической стороны природы человека, образованной из земли и возвращавшейся в своё первобытное состояние; на душу же человека, имеющую свой высочайший источник в Боге, он не распространялся (Еккл 12:7; Притч 14:32; Ис 57 и др.). Да и по отношению к физической природе человека смерть, если её можно считать наказанием за грехопадение, то не столько в положительном, сколько в отрицательном смысле слова, т.е. не как введение чего-либо совершенно нового и несоответствующего природе человека, а лишь как лишение, отнятие того, что составляло дар сверхъестественной благодати Божией, проводником и символом чего служило древо жизни, уничтожавшее действие физического разрушения в человеческом организме.
В таком смысле следует понимать и известные библейские выражения, что «Бог не сотворил смерти» (Прем 1:13), что «Бог создал (точнее – предназначил) человека для нетления» (Прем 2:23) и что смерть привнесена в мир грехом человека (Рим 5:12).
Быт 3:20. И нарёк Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
До сих пор у неё, как видно из Писания, не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу словом «жена». Имя же, данное ей теперь, евр.: Хавва, означает «жизнь», или, собственно, «производительница жизни» (ζωογόνος – Симмаха). В том обстоятельстве, что даже в самый момент божественного приговора о смерти Адам не усомнился в непреложности божественного обетования о жене (и её Семени), как восстановительнице жизни («Еве»), отцы Церкви справедливо видят доказательство сознательной, живой и горячей веры падших прародителей в обетованного Искупителя (Мессию).
Первые одежды
Быт 3:21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
В этой краткой библейской заметке, по мнению лучших экзегетов, дано молчаливое указание на божественное установление института жертвоприношений, чем прекрасно объясняется и связь контекста, через предположение чего восстанавливается и самая связь текста: как в предыдущем стихе наречение первой жене собственного имени имело ближайшее отношение к мессианской идее, так и заклание жертвенных животных символизировало собою ту же самую идею; кожи же этих жертвенных животных Господь и указал человеку употреблять в качестве одежды. Такова, по данным Библии, равно как и культурной истории человечества, вторая стадия развития в градации человеческих одежд.
Изгнание падших прародителей из рая
Быт 3:22. И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Было бы слишком грубо и недостойно Бога видеть в этих Его словах лишь одну простую иронию над несчастными падшими прародителями. Посему, более правы те, кто усматривает в них сильную антитезу одному из раннейших стихов данного повествования, где говорилось о льстивом обещании искусителя дать людям равенство с Богом (Быт 3:5). «Поскольку, – замечает блаженный Феодорит, – диавол говорит: «вы будете, как боги, знающие добро и зло», преступившему же заповедь изречено смертное определение, то Бог всяческих изрёк сие в укоризну, показывая лживость диавольского обещания». Таким образом, если здесь и есть некоторая ирония, то самих фактов, а не слов.
Быт 3:23-24. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
Заключением всей райской истории служит факт изгнания падших прародителей из рая, с целью, главным образом, лишить их возможности пользования плодами древа жизни.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Чтобы окончательно преградить людям доступ в рай, Бог поставляет одного из небожителей – «херувимов», в качестве стражи при входе в рай, и кроме того – посылает особый небесный огонь, выходивший из недр земли и сверкавший наподобие блестящего клинка у вращаемого меча.
ЕДИХРОШ
(см. далее: A.M. = Anno Mundi = От Сотворения мира; днэ = до нашей эры):
Ветхозаветная хронология
Хронологическая шкала библейских, околобиблейских и связанных с ними секулярных событий от Сотворения мира до начала новой (нашей – по дако-гету Дионисию Малому, или христианской) эры, произошедших в течение 3 761 (трёх тысяч семисот шестидесяти одного) года — по общепринятому иудейско-христианскому темпу и ритму древних лет
1A.M, с 1-го по 6-й день 3761 днэ | Шестоднев. В эти 1-е шесть дней мироздания Бог создал 22 творения – соответственно 22 еврейским буквам, 22 еврейским книгам и, наконец, 22 генерациям социума от Адама до Иакова (эта фраза напоминает о еврейской традиции построения библейской хронологии, когда из списка послепотопных патриархов исключается Каинан, сын Арфаксада, и добавляется в этот список его замыкающим еврейский первопатриарх Авраам; в нашей традиции) |
1 A.M., 1-й день 3761 днэ | В первозданные сутки (в первый день первого месяца Нисана, по еврейскому календарю; в 25-й день марта, по римскому календарю; в 29-й день Фаменофа, по египетскому календарю), в этот день божественный, в первую неделю Бог сотворил небо и землю, мрак и воды, дух и свет, и сутки – всего семь творений. В этот день были сотворены и небесные силы (Книга Юбилеев, глава 2) |
1 A.M., 2-й день 3761 днэ | Во вторые сутки явилась твердь – одно творение |
1 A.M., 3-й день 3761 днэ | В третьи сутки было четыре творения – появление земли и осушение её, рай, многоразличные деревья, травы и семена |
1 A.M., 4-й день 3761 днэ | В четвёртый день Бог сотворил солнце, луну и звёзды |
1 A.M., 5-й день 3761 днэ | В пятый день Бог сотворил пресмыкающихся и всех плавающих, великих морских животных и рыб, и всё, что в водах, а также пернатых – всего три творения |
1 A.M., 6-й день 3761 днэ | В шестой день Бог сотворил четвероногих и пресмыкающихся на земле, зверей и человека – четыре творения (Быт 1:27). Адам – пра(31)дед царя Давида, 1-е лицо в новозаветном Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, отворённое Богом в последний день Шестоднева (в 6-й день Творения; в 6-й день от Сотворения мира) |
1 A.M., переход к 7-му дню Бытия 3761 днэ | «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…» (Быт 2:2), и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих ..» (Быт 2:3) |
1 A.M., дни с 8-го по 13-й 3761 днэ | В шесть дней второй субботы (седмицы; недели) ангелы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и всякий скот, и всех птиц, и всё, что движется на земле, и всё, что движется в воде, по их родам и видам, именно – зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, всё, что движется по земле, в четвёртый, всё, что движется в воде, в пятый день; и Адам дал им всем имена, и как он назвал их, так и было им имя. И в продолжение этих пяти дней Адам видел всё это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником. |
1 A.M., 8-й день 3761 днэ | В третий день от своего сотворения (в восьмой день первого месяца Нисана, в первый день второй недели мироздания, в 1-й день апреля, в 6-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению наименовал диких зверей |
1 A.M., 9-й день 3761 днэ | В четвёртый день от своего сотворения (в 9-й день первого месяца Нисана, во 2-ой день второй недели мироздания, во 2-ой день апреля, в 7-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению дал имена скотам |
1 A.M., 10-й день 3761 днэ | В пятый день от своего сотворения (в 3-й день второй недели мироздания) Адам наименовал пернатых |
1 A.M., 11-й день 3761 днэ | В 4-й день второй недели Адам наименовал пресмыкающихся |
1 A.M., 12-й день 3761 днэ | В 5-й день второй недели Адам наименовал плавающих |
1 A.M., 13-й день 3761 днэ | В 6-й день второй недели (6 апреля по римскому календарю и 11-й Фармуфи по египетскому) Бог, взявши некую часть ребра Адамова, образовал жену. И Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному: создадим ему помощника, подобного ему”. И Господь Бог наш навёл на него усыпление, чтобы он заснул. И Он взял для жены одно из рёбер его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал жену и пробудил Адама от сна. И когда Адам пробудился, поднялся в шестой день, и взял её к себе, и узнал её, и сказал ей: “Это кость от моей кости, и плоть от моей плоти; она назовётся моею женою; ибо от своего мужа она взята. Посему муж и жена да будут одно, и посему он оставит отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут они одною плотью». И в первую седмицу был создан Адам и его жена, и во вторую седмицу Он (Бог) поставил её пред ним. И ради сего дана заповедь – семь дней для мальчика, а для девочки дважды семь дней пребывать женщине в её нечистоте |