Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниBibel- und Gebetstunde 6, 13.07.2022
Bibel- und Gebetstunde 6, 13.07.2022

Bibel- und Gebetstunde 6, 13.07.2022

(вспомогательные экзегетические и герменевтические размышления над библейским текстом с Александром Павловичем Лопухиным (10.10.1852-22.08.1904; профессор кафедры древней истории Санкт-Петербургской духовной академии, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания) и со строками ЕДИХРОШа, навеянными древними ветхозаветными иудейскими текстами)

Бытие 4 глава (26 стихов), Лопухин

1 Адам познал Еву, жену свою… и родила Каина. Вот первое по времени библейское известие о чадорождении, на основании чего многие склонны думать, что в раю не существовало общения и что оно возникло лишь со времени грехопадения в качестве одного из его следствий. Но такое мнение ошибочно, так как оно стоит в противоречии с божественным благословением о размножении, преподанном самим Богом первозданной чете ещё при самом её сотворении (Быт 1:26). Самое большее, что можно предположительно выводить отсюда, это то, что райское состояние, вероятно, продолжалось очень недолго, так что первые люди, всегда поглощённые высшими духовными запросами, ещё не имели времени отдать дань физической, низшей стороне своей природы.

– И родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. Отсюда видно, что Ева смотрела на своего первенца-сына, как на дар от Бога, или как на наследие, полученное от Него; этим самым она, с одной стороны, исповедывала свою веру в Бога, нарушенную прослушанием грехопадения, с другой – выражала надежду на получение от Бога благословенного Потомка, имеющего сокрушить власть диавола.

2 Авель – имя второго, известного из Библии, сына Адама, толкуют и переводят различно: «дыхание, ничтожество, суета» или, как думает Иосиф Флавий – «плач». Подобно предыдущему имени и оно, по всей вероятности, точно также имело связь с идеей первообетования. «Сколько радовалась Ева первому сыну, от которого ждала видеть великое для себя утешение, столько же сокрушалась она по рождении второго, как это видно из наречения ему имени Авель, что значит «суета, ничтожество». Ева хотела, вероятно, сим наименованием выразить, что как в первом сыне она не нашла, чего ожидала, так и от второго она уже не чает себе радости» (Виссарион).

– И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Следовательно, в недрах первобытной же семьи возникают представители двух изначальных занятий человечества, прототипы бедуина (кочевник – Авель) и феллаха (земледелец – Каин). «Мы совершенно отрицаем теорию, что человечество прошло через все пути состояния первобытных занятий, т.е. что сначала оно занималось охотой, потом перешло к жизни пастушеской, наконец, сделалось оседлым и занялось земледелием. Теория эта не подтверждается ни одним примером, по крайней мере в течение тех двух тысяч лет, о которых мы имеем достоверные известия» (Властов).

3 Спустя несколько времени. Так переводит наш русский текст хронологическое указание подлинника, которое дословно означает: «в конце дней». Проникая в мысль библейского автора, экзегеты различно определяют тот период времени, в конце которого произошло описываемое событие: одни думают, что здесь разумеется «год» (точнее – «время новолетия»), другие видят указание на конец месяца, или окончание недели, именно на «субботу» в частности – на установление «богослужебных времён», освящавшихся принесением жертвы.

– Каин принёс от плодов земли. Авель от первородных стада и от тука. Хотя значение этих жертв определялось, по толкованию ап. Павла, не достоинством приносимого, а внутренним расположением приносившего (Евр 11:4), однако, поскольку все внутреннее находит соответственное выражение и вовне, не без значения, разумеется, оставались и самые дары. Св. Иоанн Златоуст по сему поводу замечает: «Более проницательные умы уже из самого чтения понимают сказанное… Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое намерение Авеля и то, что он принёс не просто от овец, но от «первородных», т.е. дорогих, отборных: далее – что от этих отборных самое драгоценнейшее: и «от туков» сказано, т.е. из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принёс от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

4-5 И призрел Господь на Авеля… а на Каина и на Дар его не призрел. Различные по своему достоинству, характеру и особенно по внутреннему расположению (настроению) приносившего, жертвы двух братьев сопровождались совершенно различным успехом: Господь «призрел» на жертву Авеля, т.е., как толкует это Златоуст, «принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был, так сказать, доволен тем, что совершено». И в другом месте тот же знаменитый толкователь говорит: «так как Авель принёс с надлежащим расположением и от искреннего сердца, то «призре», сказано, Бог, т.е. принял, одобрил, похвалил… Безрассудство же Каина отвергнул» (Иоанн Златоуст). Такое же освещение этого факта даётся и ап. Павлом (Евр 11:4), которой говорит, что жертва Авеля была полнее (πλείονα), совершеннее жертвы Каина, т.е. больше отвечала основной идее жертвы, так как была проникнута живой и действенной верой, под которой, прежде всего, разумеется вера в обетованного Мессию. Жертва же Каина, в противоположность этому, носила в себе дух гордости, тщеславия, высокомерия и внешней обрядности, создавшей вполне понятные препятствия её успеху. Так как, судя по контексту, различный успех этих жертв стал известен и самим приносившим их, то несомненно, что вышеозначенное божественное отношение к ним было выражено Каином очевидным, внешним знаком. Основываясь на подходящих сюда библейских аналогиях, думают, что таким знамением были или небесный огонь, устремившийся на принятую жертву, или высокий столб, восходившей от неё к самым небесам (Лев 9:24; Суд 6:21; 1Пар 21:26; 3Цар 18:38 и др.).

– Каин сильно огорчился, и поникло лице его. Всего точнее мысль подлинника и передаёт латинский перевод, где вместо «огорчился» стоит iratus – «разгневался»; именно «разгневался и на брата младшего, перед ним предпочтённого Богом, и на самого Бога, как будто Он нанёс ему обиду, явив знамение Своего благоволения не ему, а его брату» (Виссарион).

– И поникло лице его, т.е. черты лица его, под влиянием зависти и злобы, прибрели угрюмое и мрачное выражение. Не печаль, яже по Бозе, не покаянные чувства или сердечная скорбь о грехе омрачили лицо Каина, а дух беспокойной зависти и глухой затаённой вражды к предпочтённому брату.

6 И сказал Господь. Велико милосердие Божие, не хотящее смерти грешника, но изыскивающее все пути и средства к его вразумлению и наставлению (Иез 18:23)!

7 Если делаешь доброе… у дверей грех лежит. Это – одно из трудных для истолкования мест Библии, благодаря, главным образом, тому, что оно совершенно различно читается в русской и славянской Библии. Последняя, руководясь переводом LXX, имеет это место в такой форме, которая сообщает ему совершенно новый смысл, не имеющий для себя никакой опоры в контексте. Это недоразумение объясняется, по всей вероятности, тем, что греческие переводчики недостаточно точно поняли здесь смысл основного термина евр. глагола – naschat и уже затем, допустив одну неточность, должны были приспособительно к ней переделать несколько и всю остальную фразу. Русский же текст гораздо ближе к подлиннику, мысль которого более ясно и понятно может быть выражена в следующей фразе: так как лицо есть зеркало души, то мрачный вид и понурый взор служит отражением тёмных мыслей и настроений. Когда ты поступаешь хорошо и совесть твоя чиста, то ты испытываешь приятно-лёгкое состояние духа, радостно и весело поднимаешь своё лицо. Когда же ты делаешь что-либо дурное, то ощущение духовной тяготы гнетёт твоё сердце и заставляет тебя опускать вниз свои взоры. Коль скоро последнее случилось, то знай, что у дверей твоего сердца лежит грех и ты близок к падению; поэтому, пока ещё не совсем поздно, собери все свои силы и постарайся отразить предстоящий греховный соблазн.

– Он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним. Заканчивая предыдущее вразумление Каину, Бог как бы так говорил ему: «тебя искушает злая склонность, но ты бодрствуй и подавляй её, не допускай, чтобы злоба, гнездящаяся в тебе и олицетворённая здесь в виде лежащего при дверях сердца зверя, созрела до решимости на злодеяние». Во всём этом библейском разделе дан, таким образом, глубокий анализ психологии человека и художественно-верное изображение его внутренних сокровенных процессов с драматической борьбой различных побуждений, результаты которой неизбежно отражаются и на внешнем виде человека.

8 И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого насилия и разрушения богоучреждённого порядка, так и первый опыт этой смерти был самым типическим выражением всех этих её свойств. Повторяя историю братоубийства, Иерусалимский таргум добавляет, что ближайшим предлогом к злодеянию Каин избрал спор с Авелем о вечной жизни, божественном провидении, об обетованном Потомке, ввиду чего и древнехристианская традиция, основанная на словах самого Господа Иисуса Христа (Мф 23:31,35; Лк 11:49-51; Евр 12:24), сохранила память об Авеле, как о первом праведнике, запечатлевшем исповедание своей веры в Бога-Творца и Его Сына-Искупителя мученической кончиной. Это был первый взрыв предвозвещённой Богом вражды между семенем жены и змия, проходящей через всю историю человечества, как это прекрасно выясняет и И. Богослов в одном из своих посланий (1Ин 3:12).

9 Где Авель, брат твой? По примеру суда над падшими прародителями (Быт 3:9) и суда над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании.

– Разве я сторож брату своему? Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и даёт дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос.

10 Показал (Господь): что ты сделал? Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие.

– Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога (Быт 18:20-21; Быт 19:13; Исх 3:9; Иов 12:22; Иак 5:4; Евр 12:24). «Кровь Авеля вопиет, т.е. требует отмщения (Откр 6:7-8), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль её доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою (Евр 11:4), поставляющей его в благодатном присутствии Бога» (Филарет). В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть всё глухим молчанием.

11 И ныне проклят ты от земли. Здесь мы имеем первый пример божественного проклятия, направленного непосредственно на человека. При осуждении, напр., Адама проклинались только диавол и земля (Быт 3:17), последняя ради человека (Быт 3:17); теперь же сама земля, обагрённая кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров (Лев 18:28; Иов 31:38-40; Втор 28:39-42).

12 Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. Вместо этих слов русского перевода славянский текст имеет: «стеняй и трясыйся будеши на земли» (στένων καὶ τρέμων – LXX). «Сей последний перевод, – по справедливому замечанию митр. Филарета, – сделан, кажется, для загадочного изъяснения знамения, положенного на Каина (15 ст.), а первый подтверждается ясными словами самого Каина, который в наказании Божием находит изгнание от лица земли» (14 ст.). Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом жилища, то и проклятие от неё имеет, в соответствии с этим, два вида: оно состоит в бесплодии почвы и в бездомном скитании по лицу земли. И действительно, на примере Каина мы несём наглядное подтверждение известной мысли Премудрого: «бегает нечестивый, ни единому же гонящу» (Притч 28:1).

13 Наказание мое больше, нежели снести можно. Славянский текст, следующий греческому переводу LXX, имеет и здесь свою вариацию: «вящшая вина моя, еже оставится ми». Происхождение её объясняется тем, что евр. термин – авон, имеющий два значения: грех и наказание за него, одними был принят в первом смысле (LXX), другими – во втором. Но по связи контекста речи первое чтение, имеющееся в русской Библии, гораздо предпочтительнее: оно представляет нам это восклицание Каина, как вопль отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину.

14 Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли. Под лицом земли в тексте подлинника (hadama – населённая людьми и культивированная) разумеется, очевидно, страна Едем, бывшая первообиталищем человечества: Адам изгонялся из рая или сада земли Едем, Каин же изгоняется и из всей этой земли. Этим, конечно, не исключается возможность видеть здесь и сравнение с прахом, возметаемым с лица земли ветром (Пс 1:4; Ос 8:3).

– И от лица Твоего я скроюсь. Это параллель той же самой мысли об изгнании из Едема, как страны, освящённой особым благодатным присутствием Бога и ознаменованной дарованными Им обетованиями.

– И всякий, кто встретится со мной, убьёт меня. «Так всякий, вносящий грех в мир, инстинктивно чувствует, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое он внёс в общество» (Властов). Кого же боялся Каин? Самым разумным и правдоподобным ответом на это будет то предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже и ко времени братоубийства Каина, относимого к 130 году (а по LXX – 230 году) жизни прародителей, семья их не исчерпывалась только двумя этими, названными в Библии, сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей (Быт 5:4).

15 Отомстится всемеро. В ответ на малодушный ропот грешника, Бог даёт торжественное удостоверение его неприкосновенности, обещая воздать всемеро всякому, кто самовольно будет покушаться на его жизнь. Число семь, по свойству священного языка, употребляется в неопределённом знаменовании, для возвышения понятия (Ис 11:7; Притч 25:25; Филарет). Этим самым Бог, с одной стороны, обнаруживает всю крайнюю преступность человекоубийства и всю тяжесть ответственности за него, с другой – являет неистощимое богатство Своего милосердия, не хотящего смерти грешника, но открывающего ему возможность искупить свой грех в течение всей последующей жизни.

– И сделал Господь… Каину знамение. По вопросу о «знаке», положенном Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, в экзегетической литературе царит полное разнообразие мнений и в громадном большинстве неудовлетворительных: все они объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать. Опираясь на библейские аналогии, позволительно видеть в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности, по подобию того, как, напр., впоследствии радуга послужила знамением неповторяемости потопа (Быт 9:13), несгораемая купина – свидетельством божественного посланничества Моисея (Исх 3:2,12), возвращение солнца на пятнадцать ступеней – знамениям выздоровления царя Езекии (Ис 38:5-7). Блаж. Феодорит в своём толковании на это место говорит: «самое определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его», полагая тем самым, вместе и с некоторыми другими новейшими экзегетами, что это определение было всем известно или в силу особого божественного внушения, или – что ещё гораздо проще – потому, что оно полностью было начертано на его челе. Несколько аналогичный этому случай имеется, по-видимому, в книге пророка Иез 9:4-6.

16 И пошел Каин… и поселился в земле Нод, на восток от Едема. В силу божественного повеления, Каин принуждён был оставить ту отечественную землю, где Бог благоволил наиболее осязательным образом обнаруживать Своё присутствие, и превратиться в бездомного (бесприютного) скитальца. Место нового, кочевого обитания Каина и его потомства называется землёю Нод и определяется словами на восток от Едема. По мнению некоторых толковников, земля Нод – это не собственное имя какой-либо страны, а нарицательное обозначение всего вообще кочевья каинитов, как земли изгнания и страны бедствия, расположенной, действительно на восток от Едема, «страны блаженства».

17 И познал Каин жену свою. Невольно рождается вопрос: кто же была жена Каина? Очевидно одна из сестёр, разъясняют Иоанн Златоуст и блаж. Феодорит, «так как это было вначале, и между тем, роду человеческому надо было размножаться, то и позволено было жениться на сёстрах». Вероятно, она состояла с ним в браке ещё до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина рискнула соединить свою судьбу с заведомым братоубийцей. Позднейшее раввинское предание приписывает Каину в качестве жены, рожденную одновременно с ним сестру, называя её то Азурой, то Савой.

– И она зачала и родила Еноха. Отсюда начинается краткая история новой, обособлявшейся ветви первобытного человечества или точнее – генеалогия каинитов. Она состоит почти из одного только перечня главных имён, лишь изредка сопровождаемого небольшими пояснительными замечаниями. Но, принимая во внимание особое свойство древнебиблейских имён выражать отличительные особенности и положение каждой личности в патриархальной фамилии, – мы должны находить (читать) историю их жизни в анализе самых их имён. Так, напр., имя первого сына Каинова Енох – значит «освятитель, начинатель, обновитель» – могло быть дано ему, как первенцу (ср. Исх 6:14; Числ 26:5) и как «инициатору» новой формы жизни – «городской», взамен прежнего беспокойного скитания. Нарекая своего сына именем «начинателя, обновителя», Каин, очевидно, выражал ту свою заветную мечту, что с рождением сына в момент начатой им постройки города как некоторого культурно-оседлого жилища, если не для него самого лично, то для его потомства наступает новый, более светлый период жизни, что Енох, родившийся уже не бесприютным скитальцем, а оседлым горожанином, откроет собой новую, более счастливую эру истории каинитов.

– И построил он город, или, точнее, с еврейского – «и он был строящим город», т.е. положил основание, сделал его закладку, предоставил самую постройку города Еноху и дальнейшим генерациям. Этот город должно представлять себе лишь в виде простого укреплённого пункта, вероятно, опоясанного рвом и огороженного тыном для защиты от нападения диких зверей. С точки зрения материальной культуры, постройка первогорода – событие чрезвычайной важности, так как оно знаменует переход от кочевого быта к оседлому и говорит даже о значительном прогрессе последнего.

18 У Еноха родился Ирад, названный в славянской Библии ошибочно «Гаидад», вследствие смешения ещё в греческом переводе LXX двух сходных по начертанию начальных букв этого имени и перестановки их. Филологически имя Ирад означает «город» и там самым указывает на него, как на жителя города по преимуществу, как на первого истинного горожанина. Отсюда должно заключать, что постройка города, начатая Каином, продолженная Енохом, была относительно закончена лишь при рождении у последнего сына, которого он, для увековечения сего достопамятного события, и называет «Ирадом».

– Ирад родил Мехиаеля. Имя сына Ирадова, по словопроизводству с еврейского, означает «поражённый, уничтоженный Богом» и, по догадке толковников, заключает в себе намёк на какое-то особенно божественное вразумление забывшихся каинитов. Но в чём же именно состояло это вразумление, нельзя сказать ничего определённого: может быть, здесь увековечено было воспоминание о каком-либо страшном стихийном бедствии, в котором каиниты познали небесную кару.

– Мехиаель родил Мафусала. Имя этого нового каинитского родоначальника, по более правдоподобному его толкованию, значит: «человек, муж Божий», т.е. испрошенный у Бога, данный Им; в нём, равно как и предшествующем имени, не без основания усматривают следы некоторого смирения горделивых потомков Каина и их временного обращения к Богу, бывшего следствием обрушившегося на них небесного наказания.

– Мафусал родил Ламеха. На личности самого Ламеха и на истории его семьи бытописатель останавливается с некоторою подробностью, давая этим самым знать, что семья Ламеха особенно типична для характеристики всего каинитского племени. Обращает на себя внимание, прежде всего, уже самое имя «Ламех», которое, по толкованию одних, значит «сильный, крепкий», а по мнению других – и вовсе «разрушитель, неприятель».

19 И взял себе Ламех две жены. Ламех позорно увековечил своё имя тем, что первый ввёл многожёнство, этим самым он извратил богоучреждённый характер брака (Быт 2:24) и обнаружил свою нравственную разнузданность и плотоугодие.

– Имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. О таковом именно характере Ламехова брака могут говорить и имена его жён, из которых первое означает – «украшение, привлечение», второе – «тень, ширма»; следовательно, оба имени указывают на внешнюю, физическую красоту этих женщин, послужившую соблазнительной приманкой для похотливого Ламеха.

20-22 Три первых имени этого раздела истолкованы в самом тексте, что значительно облегчает установку их филологического смысла. Так, первый сын Ады Иавал значит «кочевник, ведущий стада», и в Библии он называется «отцом живущих в шатрах со скотом», т.е. родоначальником или, точнее, только устроителем пастушеско-кочевого образа жизни. Имя второго сына Ады – Иувала, происходящее от слова jobel (юбилей) – протяжный музыкальный звук, издаваемый трубою, – указывает на него, как на изобретателя «струнных и духовых» инструментов, о чём прямо говорится и в самом библейском тексте. Наконец, третий сын Ламеха, рождённый уже от другой жены, носил имя Тувалкаина (по греч. LXX – Фовела). Библия не объясняет нам значение имени этого патриарха, но она прекрасно определяет его роль, как изобретателя разного рода медных и железных инструментов, потребных для земледелия, скотоводства, охоты, войны и музыки. Краткая заметка бытописателя обо всём этом служит попутным указанием на весьма важный культурно-исторической момент, знаменующей переход из каменного века в металлический, при этом обращает на себя особенное внимание и та любопытная подробность, что и Библия, в полном согласии с позитивной историей культуры, обработку «меди» ставит раньше выработки «железа».

– И сестра Тувалкаина Ноема. Вот теперь Писание в первый раз упоминает отдельно о женщине, – говорит Златоуст: «не просто и не беспричинно поступил так блаженный пророк, но чтобы доказать нам нечто сокровенное». И так как имя «Ноема» означает «миловидная, прекрасная», то учёные экзегеты и строят догадку, что Ноема, наряду со своими братьями, тоже была своего рода изобретательницей, именно положила начало известному общественному институту, особенно характеристичному для развращённых каинитов. Полагают даже, что именно она стояла во главе тех «дщерей человеческих», которые вовлекали в падение «сынов Божьих» и тем самым насадили на земле вообще нечестие.

22-23 Эти два библейских стиха, известные под именем «песни Ламеха», представляют собой древнейший памятник семитической поэзии, так как в нём мы впервые встречаемся с характеристическим её признаком – параллелизмом мыслей и строф. «Во всей всемирной литературе нет памятника древнее данного отрывка семитической поэзии», – говорит один учёный полуотрицательного направления (Ленорман).

23 Послушайте голоса моего… внимайте словам моим – вот типичный для еврейской поэзии пример параллелизма мыслей, т.е. повторения одной и той же мысли, только в разных словах. – Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Здесь точно также повторяется одна и та же мысль, хотя и с некоторыми вариациями. Гораздо труднее вопрос о том, в каком смысле следует понимать всю эту речь Ламеха перед своими жёнами о каком-то будто бы совершённом им убийстве. Говорится ли всё это только в вопросительной форме, т. е. в смысле того – «разве я убил мужа… и юношу», или в положительной – как уже о совершившемся факте только двойного убийства, или же, наконец, лишь в предположительной – именно, что я убью всякого, кто станет на моей дороге, будет ли то зрелый муж, или юный отрок? Большинство современных экзегетов склоняются на сторону последнего решения вопроса, находя, что здесь прошедшее время глагола «убил» употреблено вместо будущего, для выражения несомненности исполнения выражаемого им действия: «я несомненно убью, всё равно, как бы уже убил», дерзко и хвастливо заявляет о себе Ламех. В зависимости от такого взгляда на характер текста и вся песнь Ламеха получает значение победного гимна мечу. Восхищённый кровавым изобретением своего сына Тувалкаина, Ламех как бы подходит к своим жёнам и, потрясая грозным оружием, надменно хвалится перед ними этой новой культурной победой, создающей ему положение деспота и властелина. «Я убью всякого, будет ли то почтенный, зрелый муж или легкомысленный отрок, раз он осмелится нанести мне хотя бы малейшее оскорбление. И если Бог за смерть Каина обещался воздать всемеро, то я, вооружённый грозным изобретением своего сына, сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя сам!» Таким образом, «самый древний из дошедших до нас памятников поэзии – воспроизведённая в Библии кровавая Песнь Каинова внука Ламеха, дышит не материальной нуждой, а дикой злобой и свирепым высокомерием», – замечает, вопреки позитивистам, наш известный философ-богослов В.С. Соловьёв.

25 И познал Адам еще жену свою… и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф. На место двух старших детей Адама и Евы, из коих один не оправдал возлагавшихся на него надежд (Каин), другой – безвременно погиб (Авель), хранителем истинной веры и благочестия Бог дарует им третьего сына – по имени Сифа. Значение его имени объяснено в самом тексте, в смысле «утверждения, основания» истинной веры, или «подстановки, возмещения» той утраты, которая нанесена была погибелью Авеля. «Все сие показывает, что в Сифе Ева надеется на восстановление и сохранение благословенного Семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее» (Филарет). И действительно, будучи родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), Сиф явился тем столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная религия и церковь. В этом отношении Сиф как бы является прототипом самого Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор 3:11).

26 Енос. Имя этого патриарха в буквальном переводе с еврейского означает: «слабый, хилый, немощный, смертный», откуда – в качестве производного существительного: «человек», характеризуемый именно со стороны вышеуказанных свойств его природы (Пс 8:5; Пс 80:3). Уже одно это имя достаточно свидетельствует о том духе смиренной покорности пред Богом, который отличал благочестивых сифитов, в противоположность горделивому самомнению и высокомерию каинитов.

– Тогда начали призывать имя Господа (Бога). Славянский текст здесь имеет свою вариацию, именно вместо слов «тогда начали» – «сей упова»; произошло это от смешения двух фонетически сходных еврейских слов, из которых одно значит «начинать», а другое – «подняться, уповать»; предпочтение здесь должно быть отдано русскому переводу. Что касается до смысла этой библейской фразы, то она прежде всего говорит о торжественном призывании во дни Еноса имени Бога, как Иеговы, т.е. о начале общественного богослужения (Исх 34:5; 3 Цар 18:24; Иер 10:25). Во-вторых, как думают многие из отцов Церкви (Златоуст, Феодорит, Ефрем Сирин), – она указывает на то, что благочестивые сифиты за свою ревность Иегове, торжественное его прославление, начали называться «во имя Иеговы» «иеговистами» (Ис 45:3). Всё это особенно выделяло благочестивых сифитов, ревностней Иеговы, и давало им право на то наименование «сынов Божиих», с которым мы встречаемся позднее (Ис 7:2). И вот в то время, как поколение каинитов через основание города, изобретение светских ремёсел и искусств клало первый камень мирового могущества, племя сифитов, совокупным призыванием Бога, полагает основание Царству Божиему на земле – Церкви, как обществу людей, объединённых между собой верой в Искупителя (Иегову) и надеждой на избавление через Него.

ЕДИХРОШ
(см. далее: A.M. = Anno Mundi = От Сотворения мира; днэ = до нашей эры):

Ветхозаветная хронология

Хронологическая шкала библейских, околобиблейских и связанных с ними секулярных событий от Сотворения мира до начала новой (нашей – по дако-гету Дионисию Малому, или христианской) эры, произошедших в течение 3 761 (трёх тысяч семисот шестидесяти одного) года — по общепринятому иудейско-христианскому темпу и ритму древних лет

1A.M, с 1-го по 6-й день 3761 днэШестоднев. В эти 1-е шесть дней мироздания Бог создал 22 творения – соответственно 22 еврейским буквам, 22 еврейским книгам и, наконец, 22 генерациям социума от Адама до Иакова (эта фраза напоминает о еврейской традиции построения библейской хронологии, когда из списка послепотопных патриархов исключается Каинан, сын Арфаксада, и добавляется в этот список его замыкающим еврейский первопатриарх Авраам; в нашей традиции).
1 A.M., 1-й день 3761 днэВ первозданные сутки (в первый день первого месяца Нисана, по еврейскому календарю; в 25-й день марта, по римскому календарю; в 29-й день Фаменофа, по египетскому календарю), в этот день божественный, в первую неделю Бог сотворил небо и землю, мрак и воды, дух и свет, и сутки – всего семь творений. В этот день были сотворены и небесные силы (Книга Юбилеев, глава 2).
1 A.M., 2-й день 3761 днэВо вторые сутки явилась твердь – одно творение.
1 A.M., 3-й день 3761 днэВ третьи сутки было четыре творения – появление земли и осушение её, рай, многоразличные деревья, травы и семена.
1 A.M., 4-й день 3761 днэВ четвёртый день Бог сотворил солнце, луну и звёзды.
1 A.M., 5-й день 3761 днэВ пятый день Бог сотворил пресмыкающихся и всех плавающих, великих морских животных и рыб, и всё, что в водах, а также пернатых – всего три творения.
1 A.M., 6-й день 3761 днэВ шестой день Бог сотворил четвероногих и пресмыкающихся на земле, зверей и человека – четыре творения (Быт 1:27). Адам – пра(31)дед царя Давида, 1-е лицо в новозаветном Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, отворённое Богом в последний день Шестоднева (в 6-й день Творения; в 6-й день от Сотворения мира)
1 A.M., переход к 7-му дню Бытия 3761 днэ«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…» (Быт 2:2), и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих …» (Быт 2:3)
1 A.M., дни с 8-го по 13-й 3761 днэВ шесть дней второй субботы (седмицы; недели) ангелы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и всякий скот, и всех птиц, и всё, что движется на земле, и всё, что движется в воде, по их родам и видам, именно – зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, всё, что движется по земле, в четвёртый, всё, что движется в воде, в пятый день; и Адам дал им всем имена, и как он назвал их, так и было им имя. И в продолжение этих пяти дней Адам видел всё это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником.
1 A.M., 8-й день 3761 днэВ третий день от своего сотворения (в восьмой день первого месяца Нисана, в первый день второй недели мироздания, в 1-й день апреля, в 6-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению наименовал диких зверей.
1 A.M., 9-й день 3761 днэВ четвёртый день от своего сотворения (в 9-й день первого месяца Нисана, во 2-ой день второй недели мироздания, во 2-ой день апреля, в 7-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению дал имена скотам.
1 A.M., 10-й день 3761 днэВ пятый день от своего сотворения (в 3-й день второй недели мироздания) Адам наименовал пернатых.
1 A.M., 11-й день 3761 днэВ 4-й день второй недели Адам наименовал пресмыкающихся.
1 A.M., 12-й день 3761 днэВ 5-й день второй недели Адам наименовал плавающих.
1 A.M., 13-й день 3761 днэВ 6-й день второй недели (6 апреля по римскому календарю и 11-й Фармуфи по египетскому) Бог, взявши некую часть ребра Адамова, образовал жену. И Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному: создадим ему помощника, подобного ему”. И Господь Бог наш навёл на него усыпление, чтобы он заснул. И Он взял для жены одно из рёбер его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал жену и пробудил Адама от сна. И когда Адам пробудился, поднялся в шестой день, и взял её к себе, и узнал её, и сказал ей: “Это кость от моей кости, и плоть от моей плоти; она назовётся моею женою; ибо от своего мужа она взята. Посему муж и жена да будут одно, и посему он оставит отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут они одною плотью». И в первую седмицу был создан Адам и его жена, и во вторую седмицу Он (Бог) поставил её пред ним. И ради сего дана заповедь – семь дней для мальчика, а для девочки дважды семь дней пребывать женщине в её нечистоте.
1 A.M., 46-й день 3761 днэВ 4-й день седьмой недели, 14 Пахона, 9 мая, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна против созвездия Скорпиона, в восход Плеяд, Бог ввёл Адама в рай в сороковой день после его сотворения. И после того как Адам пробыл сорок дней в стране, где он был сотворён, приведён он был в сад Едем. Ради сего на небесных скрижалях рождённых предписано: «Если она родила дитя мужеского пола, то должна оставаться в своей нечистоте семь дней, соответственно первой неделе, и тридцать три дня должна оставаться в крови своего очищения, и не должна прикасаться ни к чему святому, не вступать в святилище, пока она не окончит этих дней, та, которая родила мужеского пола. А родившая младенца женского пола должна две недели, соответственно двум первым неделям, пребывать в своей нечистоте и шестьдесят шесть дней в крови очищения; и будет для неё всего восемьдесят дней». И когда жена (Ева) окончила восемьдесят дней, ангелы привели её в сад Едем, ибо он свят во всей земле, и каждое дерево, которое насаждено в нём, свято. Ради сего для рождающей мальчика или девочку установлен закон этих дней, чтобы она не прикасалась ни к чему святому, ни в святилище не входила, пока не окончатся эти дни для мальчика или девочки. Это закон и свидетельство, написанное для израильтян, чтобы они соблюдали это всегда.
1 A.M., 50-й день 3761 днэВ 44-й день от сотворения Адама, день божественный, 18 Пахона, 13 мая, через три дня после входа его в рай, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна в знаке Козерога, Бог заповедал Адаму не вкушать от древа познания.
1 A.M., 93-й день 3761 днэВ 93-й день творения, во второй день четырнадцатой недели, во время летнего поворота Солнца, когда и Солнце, и Луна были в созвездии Рака, в 25-й день июня, первого Епифи, введена была Богом в рай помощница Адама Ева, в восьмидесятый день по сотворении её. Взяв её, Адам дал ей имя – Ева, что значит жизнь. Посему Бог повелел чрез Моисея в книге Левит, именно, ради дней пребывания их вне рая по сотворении, чтобы она (женщина) оставалась нечистою при рождении мальчика сорок, а при рождении девочки восемьдесят дней; посему и Адам в сороковой день по сотворении введён был в рай, ради чего и новорожденных в сороковой день приносят в храм по закону. При рождении же девочки она должна быть нечистою восемьдесят дней, ради того, что она (Ева) вошла в рай в восьмидесятый день, и ради женской нечистоты в отношении к мужу; даже и находящаяся в месячном очищении не входит в храм до семи дней по божественному закону.
1-7 A.M. 3761-3753 днэИ в начале первого юбилея Адам и жена его были в саду Едем семь лет, возделывая и храня его. И ангелы дали ему занятие и научили его всё видимое употреблять в дело, и он трудился. Он же был наг, не зная сего и не стыдясь. И он охранял сад от птиц, и зверей, и скота, и собирал плоды сада и ел, и сберегал остаток для себя и своей жены, и делал запас.
8 A.M. 3753 днэИ по истечении семи лет, которые Адам провёл в Едемском саду, ровно семи лет, во второй месяц в семнадцатый день его пришёл змий и приблизился к жене. И сказал змий жене: «Разве Бог запретил вам все плоды деревьев, которые в раю, чтобы вы не ели от них?» И она сказала ему: «От всех плодов деревьев, которые в раю, сказал нам Бог, можно нам есть, но от плода дерева, которое в средине рая, сказал нам Бог, мы не должны есть и прикасаться к нему, дабы нам не умереть». И змий сказал жене: «Вы не умрёте смертию; напротив, Бог знает, что в день, в который вы вкусите от него, откроются очи ваши, и вы будете как боги и будете знать доброе и злое». И вот жена увидела дерево, что оно было хорошо и приятно для глаза, и его плод хорош для пищи, тотчас взяла его и ела. И она первая покрыла свою срамоту смоковничным листом; и она дала его (плод) Адаму, и он ел, и его глаза открылись, и он увидел, что был наг, и взял смоковничных листьев, и сшил их, и сделал себе препоясание, и покрыл свою срамоту. И Господь проклял змия и разгневался на него навсегда. И на жену также разгневался Он, так как она послушалась голоса змия и ела. И Он сказал ей: «Я умножу твои болезни и твоё страдание; с болезнями ты будешь рождать детей, и у своего мужа будешь находить свою защиту, и он будет твоим господином». И Адаму Он сказал: «Так как ты послушался гласа жены своей и ел от того дерева, от которого Я запретил тебе есть, то земля будет проклята из-за тебя; тернии и волчцы будут произрастать тебе, и свой хлеб ты будешь есть в поте лица твоего, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ибо ты на земле и в землю возвратишься». И Он сделал им кожаные одежды и одел их ими, и изгнал их из рая Едем. И в тот день, когда Адам вышел из рая Едем, он принёс в приятное благоухание жертву благовонную: ладан, и халван, и стакти, и Сенегал, утром с восходом солнца, в день, когда он покрыл свою срамоту. И в тот день заключились уста всех зверей, и скота, и птиц, и того, что ходит (ногами), и того, что движется, так что они не могли более говорить, ибо до сего все они говорили между собою одними устами и одним языком. И Он изгнал из сада Едем всякую плоть, которая была в саду Едем; и рассеялась всякая плоть по своим породам и видам в места, которые для них были созданы (удобны). Только Адаму Он повелел покрывать свою срамоту – ему одному между всеми зверями и скотом. Ради сего Он на скрижалях повелел всем, знающим правду закона, покрывать свою срамоту и не обнажаться, как обнажаются язычники. И в новолуние четвёртого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева. И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года. И после сего он познал её. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Едем
8 A.M. 3753 днэАдам – 1-й допотопный патриарх человечества – познал Еву, жену свою  
70 A.M. 3691 днэУ Адама с Евой родился первородным сын Каин.  
77 A.M. 3684 днэУ Адама с Евой родился праведный Авель.  
85 A.M. 3676 днэУ Адама с Евой родились две дочери-близняшки: Асуам (она же Асавнан, она же Аван, она же Сава, она же Савва, она же Ава, она же Кельмана), ставшая женой старшего брата Каина, и Бельвира, ставшая невестой брата Авеля.
97 A.M. 3664 днэ27-летний Каин приносит Богу жертву (некоторые изводы Писаний называют её принесением плодов).
99 A.M. 3662 днэ22-летний Авель в полнолуние 7-го еврейского месяца тишрея, т.е. в Праздник Кущей, также приносит Богу Жертву (некоторые изводы Писаний называют жертву Каина дарами).
99 A.M. 3662 днэКаин камнем убивает Авеля.  
100-127 A.M. 3661-3634 днэПервозданные в течение четырёх седмин (28 лет) оплакивают погибшего сына Авеля.  
130 A.M. 3631 днэРождение 2-го допотопного патриарха человечества Сифа через 3 года после прекращения Адамом и Евой безутешных скорбей по Авелю. Сиф – пра(30)дед царя Давида, 1-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.  
130-1042 A.M. 3631-3710 днэСиф (ивр. Шет), годы жизни. Сиф прожил 912 лет.  
135 A.M. 2626 днэ65-летний Каин женится на собственной сестре, 50-летней Асуам (она же Асавнан, она же Аван, она же Сава, она же Ава).
140 A.M. 2621 днэРождение Адамом и Евой своего 5-го ребёнка – дочери Азуры.
196 A.M. 3565 днэУ 126-летнего Каина и его жены, 111-летней родной сестры Асуам, через 61 год после их женитьбы рождается первенец Енох.
197 A.M. 3564 днэПервенец Адама и Евы Каин строит в честь сына-первенца Еноха первый город на планете на восток от Едема в земле Нод и называет его именем сына – Енох (Быт 4:16-17).
231 A.M. 3530 днэ101-летний Сиф женится на своей родной сестре, 91-летней Азуре, 2-й дочери Адама и Евы, бывшей их 5-ым ребёнком.
234 A.M. 3527 днэУ 164-летнего Каина и его жены, 149-летней родной сестры Асуам, через 99 лет после их женитьбы рождается дочь Азуран.
235 A.M. 3526 днэУ 105-летнего Сифа и 95-летней Азуры на 5-м году после женитьбы рождается сын Енос, 3-й допотопный патриарх человечества. Енос – пра(29)дед царя Давида, 2-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
235-1140 A.M. 3526-2621 днэЕнос (ивр. Энош), годы жизни. Енос прожил 905 лет.  
315 A.M. 3446 днэ80-летний Енос женится на собственной сестре Ноаме (Ноэм), дочери Сифа и Азуры.