Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниBibel- und Gebetstunde 20.07.2022
Bibel- und Gebetstunde 20.07.2022

Bibel- und Gebetstunde 20.07.2022

(вспомогательные экзегетические и герменевтические размышления над библейским текстом с Александром Павловичем Лопухиным (10.10.1852-22.08.1904; профессор кафедры древней истории Санкт-Петербургской духовной академии, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания) и со строками ЕДИХРОШа, навеянными древними ветхозаветными иудейскими текстами)

Бытие 5 глава (32 стиха), Лопухин

Генеалогия сифитов

Быт 5:1−2. Вот родословие Адама:

Это – заглавие целого нового раздела (toldoth), подобно предшествующему (Быт 2:4) и целому ряду последующих за ним (Быт 10:1; 11:10,27,25:12,19,36:1; 37:1). Переводя этот заголовок истории сифитов на язык современных понятий, мы должны были бы сказать: «вот перечень потомков Адама». А так как дальше всё время идет речь только о сифитах, то, очевидно, этот перечень касается не всех, а только ближайших к нему потомков, родственных с ним не столько по плоти, сколько по духу.

когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их.

Приступая к перечислению потомков, бытописатель не без цели упоминает о создании родоначальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел внушить читателю, что перечисляемые потомки Адама через него ведут свой род как бы от самого Бога; что Бог, создавший Адама по образу своему и подобию, есть как бы первый член родословия (Лк 3:38), (Виссарион).

Быт 5:3. Адам жил сто тридцать [230] лет

В изложении самой родословной таблицы, библейский автор, начиная с Адама, придерживается всё время одного и того же порядка: назвав имя известного патриарха, он указывает на его возраст в момент рождения у него следующего члена генеалогии, затем определяет количество лет остальной жизни этого патриарха, подводит общий итог его долголетию и заканчивает всё это упоминанием о его смерти.

В некоторых хронологических датах, главным образом в относящихся ко времени рождения у того или другого патриарха сына, замечается несогласие между русским и славянским текстами, происходящее из-за различия в еврейской и греческой Библиях. Различие это, по всей вероятности, случайного происхождения (внесено каким-либо переводчиком или переписчиком) и во всяком случае никакого серьёзного значения для существа веры не имеет, наглядно доказывая только ту очевидную истину, что в Библии нет точной хронологии, а имеющаяся – довольно условна и относительна, и, по крайней мере, в некоторых своих отделах, по всей вероятности, внесена в неё позднее.

Другой, ещё более важный вопрос, имеющий отношение к этой допотопной генеалогии, это вопрос о поразительном долголетии её членов, достигавшем почти целого тысячелетия. В противоположность тенденциозности и неосновательности рационалистических попыток подорвать веру в патриархальное долголетие, признание его располагает целым родом действительных доказательств. За него, прежде всего, говорит факт предыдущего райского бессмертия человека: хотя через грехопадение человек и утратил этот божественный дар, однако зараза смертности могла лишь постепенно сокрушать первобытную крепость организма. О том же, далее, свидетельствует аналогия патриархального периода с детством человека: патриархально-допотопный период был своего рода эпохой младенчества в жизни человечества, т.е. временем особенного богатства, целостности, продуктивности и свежести всех его как духовных, так и физических сил.

Справедливость этого, до известной степени, подтверждается целым рядом параллельных преданий других древних народов, записанных египетским жрецом Манефоном, финикийским – Мохом, халдейским – Берозом и др. Наконец, важным подтверждением, а вместе и лучшим объяснением факта патриархального долголетия служит очевидное действие божественного Промысла, осуществлявшего путём его высокие религиозные цели: хранение религиозной истины, распространение человеческого рода и утверждение основных элементов религии, морали и культуры (подробнее об этом смотри у И. Спасского, «Библейская хронология», Пластова, «Священная летопись» и А. Покровского, «Библейское учение о первобытной Религии»).

и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

Данными словами довольно выразительно устанавливается прирождённость основных духовно-физических свойств человеческой природы; в силу этого, на потомство Адама перешли как черты заложенного в его природу образа Божия, так и свойства того греховного подобия, которое помрачило этот божественный образ в факте грехопадения (Быт 1:26; 3:19; Рим 5:12).

Быт 5:4. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.

Трёх сыновей Адама и Евы Библия называет по имени и одну дочь – предположительно жену Каина (Быт 4:17); но помимо этих у них, как видно из приведённых слов, были, вероятно, ещё сыновья и, несомненно, ещё дочери, которые не упоминаются здесь потому, что они не имели существенного значения в истории божественного домостроительства. Совершенно аналогичные им известия имеем мы и о семьях других патриархов этой генеалогии (Быт 5:7-26 и др.), откуда ещё раз убеждаемся, что эта генеалогия не представляет собой полного списка всех сифитских родов, а отмечает только избранных личностей, чем-либо особенно выделившихся в истории человеческого спасения.

Быт 5:9. Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.

Филологический анализ имени этого патриарха открывает тождество его значения с именем «Каина», т.е. «приобретение, владение»; и это, разумеется, не набрасывает на сего благочестивого сифита никакой неблаговидной тени, так как и самое имя Каина, по заключённой в ней идее, было знаменательным и светлым (Быт 4:1).

Быт 5:12. Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.

, что в переводе означает: «хвала, слава Богу, или хвалящий, прославляющий Его». Этим самым указывается, очевидно, на процветание религиозных интересов при Каинане, сыне Еноса – первого организатора служения Богу, в составе которого видное место занимало торжественное призывание и прославление Творца (Быт 4:26), Промыслителя мира и Искупителя человечества.

Быт 5:15. Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.

Происходя от евр. глагола jarad – означающего «спускаться, нисходить», имя этого нового патриарха указывает на него, как на человека, откуда-то «нисходящего, спускающегося, падающего». Удерживая как буквальный, так и переносный смысл этого слова, мы вправе предполагать, что здесь идёт речь как о физическом нисхождении сифитов с какой-то высоты, так и об их нравственном упадке. Так как поколение Иареда, пятого от Адама через Сифа, было современно поколению Ламеха, пятого от Адама через Каина, и так как, с другой стороны, существует предание, что первоначально сифиты жили на высотах, а каиниты в низменных долинах, то не лишено правдоподобия и то мнение, по которому сифиты, увлёкшись в век Иареда красотой современных им каинитянок (во главе которых стояла прекрасная Ноема) (Быт 4:22), спустились со своих высот в долины каинитян, вступили с ними в преступные связи и через то нравственно пали. Это мнение, исходя из филологии, опирается и на древнеиудейскую традицию, занесённую, между прочим, в кн. Еноха.

Быт 5:18. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

Имя этого патриарха, известное нам уже из генеалогии каинитов, указывает на его носителя, как на обновителя, начинателя, освятителя, словом – на нечто новое и, в качестве начаток, посвящённое Богу. Но в то время, как Енох-каинитянин был началом мирского могущества и культурного господства их (выразив в постройке соимённого ему первого города), Енох-сифитянин, наоборот, явился типичным представителем первобытной веры, надежды и благочестия, словом – всего того, что объединено в понятии ветхозаветной «праведности».

Быт 5:21. Енох жил шестьдесят пять [165] лет родил Мафусала.

В дословном переводе с еврейского это имя, по мнению авторитетных гебраистов, значит: «муж стрелы, человек оружия». Так как, по более вероятному вычислению, Мафусал погиб в самый год потопа, то и находят возможным видеть в его имени символическое предуказание его смерти от этой стрелы божественного гнева, т.е. от потопа. И это тем более вероятно, что отец Мафусала – праведный Енох, по словам Апостола Иуды (Иуд 1:14-15), пророчествовал о потопе и, следовательно, в духе этого прозрения легко мог дать соответствующее имя и своему сыну.

Быт 5:22. И ходил Енох пред Богом

Подобное выражение встречается в Библии неоднократно (Быт 6:9; Мих 6:8; Мал 2 и пр.) и везде оно означает высшую степень нравственного направления жизни человека, когда он стал глубоко проникаться благоговейным чувством божественного вездеприсутствия, что очами веры как бы постоянно видит Бога пред собою, и в строгом соответствии с этим согласует весь образ своего поведения и каждый шаг своей жизни. Данное выражение даже ещё несколько шире – именно, заключает в себе намёк и на следствия такого благоповедения, в форме особенной и исключительной близости к Богу, как это и передаётся на славянском тексте: «и угоди… Енох Богу», также и Апостолы Павел (Евр 11:5) и Иуда (Иуд 1:14).

Благочестие Еноха и взятие его живым на небо.

Быт 5:24. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

«И не обреташеся» (LXX, славян.) – Енох, т.е. он не абсолютно уничтожился, а таинственно исчез из среды людей. Уже это одно отступление библейского автора от обычного у него образа выражения о смерти патриархов показывает, что конец земной жизни Еноха не походил на смерть остальных патриархов, не был, следовательно, обычным. Дальнейшие слова текста «потому что Бог взял его» и раскрывают именно эту самую мысль, хотя быть может тоже недостаточно подробно и ясно, обращаясь за выяснением этой фразы к библейским параллелям, мы находим, что они буквально повторены ещё раз относительно пророка Илии (4Цар 2:11), из истории которого положительно известно, что он чудесным образом был взят живым на небо. То же самое, по толкованию Апостола Павла, произошло ещё раньше с Енохом (Евр 11:5; ср. Сир 49:16).

Посему-то, вероятно, и в Священном Писании Илия и Енох выставляются вместе, в качестве предтеч страшного второго пришествия Господа на землю (Откр 11:3, ср. Мф 17:11; Мк 9:12; Лк 9:8). Такое понимание кончины Еноха вполне, наконец, отвечает и контексту, где эта кончина выставляется наградой праведнику за его благочестие; так как смерть есть «оброк греха» (Рим 6:23), а Енох своим «хождением пред Богом» достаточно искупил свою вину, то он и переселяется в загробную жизнь, не видя истления плоти (Пс 15:10), которая подверглась мгновенному преобразованию по подобию того, что ожидает, согласно обетованию апостола, и тела верующих – современников второго славного пришествия Господня (1Кор 15:20-23; 2Кор 5:4; 1Фес 4:17).

Быт 5:25. Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.

Из генеалогии каинитов нам уже известно, что имя «Ламех» значит «свирепый человек, муж войны и разрушения». Трудно только с точностью определить, как мысль сифитов символизируется таким, по-видимому, неподходящим для них именем. Всего вероятнее, что в нём должно усматривать след воинственного и боговраждебного духа каинитов, начавшего с этой генерации заметно сильно ощущаться и в среде сифитов.

Быт 5:27. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.

Это – самый долговечный из всех десяти допотопных патриархов (а вместе – и всех исторически известных людей), лета или век которого вошли у нас в пословицу (лета, век Мафусала).

Ной и три сына

Быт 5:28-29. Ламех жил сто восемьдесят два [188] года и родил сына,

и нарёк ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог].

Последним допотопным патриархом был сын Ламеха – Ной. Значение этого имени истолковано в самом библейском тексте, именно в смысле «успокоения, утешения» в трудах и работе по возделыванию земли. Полагают, что сам Ламех, не отличавшийся благочестием, давая такое имя своему сыну, соединял с ним богопротивную мысль, именно – выражал надежду на скорое уничтожение силы божественного проклятия над землёй, благодаря культурным успехам, насадителем которых он и мнил видеть своего новорождённого сына. Но, по толкованию Иоанна Златоуста, Ламех, подобно первосвященнику Каиафе в суде над Иисусом Христом (Ин 11:49-52), помимо своей воли выразил здесь и другую великую идею: ставя указание библейского текста на ослабление суеты и работы в связь со словами божественного суда по грехопадении и с объяснениями их у Апостола Павла (Быт 3:13; Рим 8:20), отцы Церкви справедливо усматривают в имени Ноя пророчественное предуказание того, что через Ноя и его потомство будет ослаблена сила божественного наказания за грехопадение и после бури нечестия (насилия исполинов), (Быт 6:4) и грозы небесной кары за него (потоп при Ное) настанет новое, относительно мирное и покойное течение общественно-религиозной жизни.

Быт 5:32. Ною было пятьсот лет и родил Ной [трёх сынов]: Сима, Хама и Иафета.

Большую часть своей жизни Ной прожил в допотопную эпоху и под конец её успел уже иметь трёх сыновей; но уже деятельность этих последних принадлежит послепотопной эпохе, когда, по ходу повествования, скажем о них и мы. Что касается того, почему у Ноя, сравнительно с прочими патриархами, так поздно родились эти дети (Ною уже было 500 лет), то лучшим ответом является то предположение, чтобы дети Ноя до эпохи потопа не успели бы сами стать родителями, или настолько испортиться и развратиться, что и им пришлось бы разделить печальную участь всего первобытного мира.

ЕДИХРОШ

(см. далее: A.M. = Anno Mundi = От Сотворения мира; днэ = до нашей эры):

Ветхозаветная хронология

Хронологическая шкала библейских, околобиблейских и связанных с ними секулярных событий от Сотворения мира до начала новой (нашей – по дако-гету Дионисию Малому, или христианской) эры, произошедших в течение 3 761 (трёх тысяч семисот шестидесяти одного) года — по общепринятому иудейско-христианскому темпу и ритму древних лет

1A.M, с 1-го по 6-й день 3761 днэШестоднев. В эти 1-е шесть дней мироздания Бог создал 22 творения – соответственно 22 еврейским буквам, 22 еврейским книгам и, наконец, 22 генерациям социума от Адама до Иакова (эта фраза напоминает о еврейской традиции построения библейской хронологии, когда из списка послепотопных патриархов исключается Каинан, сын Арфаксада, и добавляется в этот список его замыкающим еврейский первопатриарх Авраам; в нашей традиции).
1 A.M., 1-й день 3761 днэВ первозданные сутки (в первый день первого месяца Нисана, по еврейскому календарю; в 25-й день марта, по римскому календарю; в 29-й день Фаменофа, по египетскому календарю), в этот день божественный, в первую неделю Бог сотворил небо и землю, мрак и воды, дух и свет, и сутки – всего семь творений. В этот день были сотворены и небесные силы (Книга Юбилеев, глава 2).
1 A.M., 2-й день 3761 днэВо вторые сутки явилась твердь – одно творение.
1 A.M., 3-й день 3761 днэВ третьи сутки было четыре творения – появление земли и осушение её, рай, многоразличные деревья, травы и семена.
1 A.M., 4-й день 3761 днэВ четвёртый день Бог сотворил солнце, луну и звёзды.
1 A.M., 5-й день 3761 днэВ пятый день Бог сотворил пресмыкающихся и всех плавающих, великих морских животных и рыб, и всё, что в водах, а также пернатых – всего три творения.
1 A.M., 6-й день 3761 днэВ шестой день Бог сотворил четвероногих и пресмыкающихся на земле, зверей и человека – четыре творения (Быт 1:27). Адам – пра(31)дед царя Давида, 1-е лицо в новозаветном Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, отворённое Богом в последний день Шестоднева (в 6-й день Творения; в 6-й день от Сотворения мира)
1 A.M., переход к 7-му дню Бытия 3761 днэ«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…» (Быт 2:2), и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих …» (Быт 2:3)
1 A.M., дни с 8-го по 13-й 3761 днэВ шесть дней второй субботы (седмицы; недели) ангелы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и всякий скот, и всех птиц, и всё, что движется на земле, и всё, что движется в воде, по их родам и видам, именно – зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, всё, что движется по земле, в четвёртый, всё, что движется в воде, в пятый день; и Адам дал им всем имена, и как он назвал их, так и было им имя. И в продолжение этих пяти дней Адам видел всё это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником.
1 A.M., 8-й день 3761 днэВ третий день от своего сотворения (в восьмой день первого месяца Нисана, в первый день второй недели мироздания, в 1-й день апреля, в 6-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению наименовал диких зверей.
1 A.M., 9-й день 3761 днэВ четвёртый день от своего сотворения (в 9-й день первого месяца Нисана, во 2-ой день второй недели мироздания, во 2-ой день апреля, в 7-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению дал имена скотам.
1 A.M., 10-й день 3761 днэВ пятый день от своего сотворения (в 3-й день второй недели мироздания) Адам наименовал пернатых.
1 A.M., 11-й день 3761 днэВ 4-й день второй недели Адам наименовал пресмыкающихся.
1 A.M., 12-й день 3761 днэВ 5-й день второй недели Адам наименовал плавающих.
1 A.M., 13-й день 3761 днэВ 6-й день второй недели (6 апреля по римскому календарю и 11-й Фармуфи по египетскому) Бог, взявши некую часть ребра Адамова, образовал жену. И Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному: создадим ему помощника, подобного ему”. И Господь Бог наш навёл на него усыпление, чтобы он заснул. И Он взял для жены одно из рёбер его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал жену и пробудил Адама от сна. И когда Адам пробудился, поднялся в шестой день, и взял её к себе, и узнал её, и сказал ей: “Это кость от моей кости, и плоть от моей плоти; она назовётся моею женою; ибо от своего мужа она взята. Посему муж и жена да будут одно, и посему он оставит отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут они одною плотью». И в первую седмицу был создан Адам и его жена, и во вторую седмицу Он (Бог) поставил её пред ним. И ради сего дана заповедь – семь дней для мальчика, а для девочки дважды семь дней пребывать женщине в её нечистоте.
1 A.M., 46-й день 3761 днэВ 4-й день седьмой недели, 14 Пахона, 9 мая, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна против созвездия Скорпиона, в восход Плеяд, Бог ввёл Адама в рай в сороковой день после его сотворения. И после того как Адам пробыл сорок дней в стране, где он был сотворён, приведён он был в сад Едем. Ради сего на небесных скрижалях рождённых предписано: «Если она родила дитя мужеского пола, то должна оставаться в своей нечистоте семь дней, соответственно первой неделе, и тридцать три дня должна оставаться в крови своего очищения, и не должна прикасаться ни к чему святому, не вступать в святилище, пока она не окончит этих дней, та, которая родила мужеского пола. А родившая младенца женского пола должна две недели, соответственно двум первым неделям, пребывать в своей нечистоте и шестьдесят шесть дней в крови очищения; и будет для неё всего восемьдесят дней». И когда жена (Ева) окончила восемьдесят дней, ангелы привели её в сад Едем, ибо он свят во всей земле, и каждое дерево, которое насаждено в нём, свято. Ради сего для рождающей мальчика или девочку установлен закон этих дней, чтобы она не прикасалась ни к чему святому, ни в святилище не входила, пока не окончатся эти дни для мальчика или девочки. Это закон и свидетельство, написанное для израильтян, чтобы они соблюдали это всегда.
1 A.M., 50-й день 3761 днэВ 44-й день от сотворения Адама, день божественный, 18 Пахона, 13 мая, через три дня после входа его в рай, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна в знаке Козерога, Бог заповедал Адаму не вкушать от древа познания.
1 A.M., 93-й день 3761 днэВ 93-й день творения, во второй день четырнадцатой недели, во время летнего поворота Солнца, когда и Солнце, и Луна были в созвездии Рака, в 25-й день июня, первого Епифи, введена была Богом в рай помощница Адама Ева, в восьмидесятый день по сотворении её. Взяв её, Адам дал ей имя – Ева, что значит жизнь. Посему Бог повелел чрез Моисея в книге Левит, именно, ради дней пребывания их вне рая по сотворении, чтобы она (женщина) оставалась нечистою при рождении мальчика сорок, а при рождении девочки восемьдесят дней; посему и Адам в сороковой день по сотворении введён был в рай, ради чего и новорожденных в сороковой день приносят в храм по закону. При рождении же девочки она должна быть нечистою восемьдесят дней, ради того, что она (Ева) вошла в рай в восьмидесятый день, и ради женской нечистоты в отношении к мужу; даже и находящаяся в месячном очищении не входит в храм до семи дней по божественному закону.
1-7 A.M. 3761-3753 днэИ в начале первого юбилея Адам и жена его были в саду Едем семь лет, возделывая и храня его. И ангелы дали ему занятие и научили его всё видимое употреблять в дело, и он трудился. Он же был наг, не зная сего и не стыдясь. И он охранял сад от птиц, и зверей, и скота, и собирал плоды сада и ел, и сберегал остаток для себя и своей жены, и делал запас.
8 A.M. 3753 днэИ по истечении семи лет, которые Адам провёл в Едемском саду, ровно семи лет, во второй месяц в семнадцатый день его пришёл змий и приблизился к жене. И сказал змий жене: «Разве Бог запретил вам все плоды деревьев, которые в раю, чтобы вы не ели от них?» И она сказала ему: «От всех плодов деревьев, которые в раю, сказал нам Бог, можно нам есть, но от плода дерева, которое в средине рая, сказал нам Бог, мы не должны есть и прикасаться к нему, дабы нам не умереть». И змий сказал жене: «Вы не умрёте смертию; напротив, Бог знает, что в день, в который вы вкусите от него, откроются очи ваши, и вы будете как боги и будете знать доброе и злое». И вот жена увидела дерево, что оно было хорошо и приятно для глаза, и его плод хорош для пищи, тотчас взяла его и ела. И она первая покрыла свою срамоту смоковничным листом; и она дала его (плод) Адаму, и он ел, и его глаза открылись, и он увидел, что был наг, и взял смоковничных листьев, и сшил их, и сделал себе препоясание, и покрыл свою срамоту. И Господь проклял змия и разгневался на него навсегда. И на жену также разгневался Он, так как она послушалась голоса змия и ела. И Он сказал ей: «Я умножу твои болезни и твоё страдание; с болезнями ты будешь рождать детей, и у своего мужа будешь находить свою защиту, и он будет твоим господином». И Адаму Он сказал: «Так как ты послушался гласа жены своей и ел от того дерева, от которого Я запретил тебе есть, то земля будет проклята из-за тебя; тернии и волчцы будут произрастать тебе, и свой хлеб ты будешь есть в поте лица твоего, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ибо ты на земле и в землю возвратишься». И Он сделал им кожаные одежды и одел их ими, и изгнал их из рая Едем. И в тот день, когда Адам вышел из рая Едем, он принёс в приятное благоухание жертву благовонную: ладан, и халван, и стакти, и Сенегал, утром с восходом солнца, в день, когда он покрыл свою срамоту. И в тот день заключились уста всех зверей, и скота, и птиц, и того, что ходит (ногами), и того, что движется, так что они не могли более говорить, ибо до сего все они говорили между собою одними устами и одним языком. И Он изгнал из сада Едем всякую плоть, которая была в саду Едем; и рассеялась всякая плоть по своим породам и видам в места, которые для них были созданы (удобны). Только Адаму Он повелел покрывать свою срамоту – ему одному между всеми зверями и скотом. Ради сего Он на скрижалях повелел всем, знающим правду закона, покрывать свою срамоту и не обнажаться, как обнажаются язычники. И в новолуние четвёртого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева. И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года. И после сего он познал её. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Едем
8 A.M. 3753 днэАдам – 1-й допотопный патриарх человечества – познал Еву, жену свою  
70 A.M. 3691 днэУ Адама с Евой родился первородным сын Каин.  
77 A.M. 3684 днэУ Адама с Евой родился праведный Авель.  
85 A.M. 3676 днэУ Адама с Евой родились две дочери-близняшки: Асуам (она же Асавнан, она же Аван, она же Сава, она же Савва, она же Ава, она же Кельмана), ставшая женой старшего брата Каина, и Бельвира, ставшая невестой брата Авеля.
97 A.M. 3664 днэ27-летний Каин приносит Богу жертву (некоторые изводы Писаний называют её принесением плодов).
99 A.M. 3662 днэ22-летний Авель в полнолуние 7-го еврейского месяца тишрея, т.е. в Праздник Кущей, также приносит Богу Жертву (некоторые изводы Писаний называют жертву Каина дарами).
99 A.M. 3662 днэКаин камнем убивает Авеля.  
100-127 A.M. 3661-3634 днэПервозданные в течение четырёх седмин (28 лет) оплакивают погибшего сына Авеля.  
130 A.M. 3631 днэРождение 2-го допотопного патриарха человечества Сифа через 3 года после прекращения Адамом и Евой безутешных скорбей по Авелю. Сиф – пра(30)дед царя Давида, 1-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.  
130-1042 A.M. 3631-3710 днэСиф (ивр. Шет), годы жизни. Сиф прожил 912 лет.  
135 A.M. 2626 днэ65-летний Каин женится на собственной сестре, 50-летней Асуам (она же Асавнан, она же Аван, она же Сава, она же Ава).
140 A.M. 2621 днэРождение Адамом и Евой своего 5-го ребёнка – дочери Азуры.
196 A.M. 3565 днэУ 126-летнего Каина и его жены, 111-летней родной сестры Асуам, через 61 год после их женитьбы рождается первенец Енох.
197 A.M. 3564 днэПервенец Адама и Евы Каин строит в честь сына-первенца Еноха первый город на планете на восток от Едема в земле Нод и называет его именем сына – Енох (Быт 4:16-17).
231 A.M. 3530 днэ101-летний Сиф женится на своей родной сестре, 91-летней Азуре, 2-й дочери Адама и Евы, бывшей их 5-ым ребёнком.
234 A.M. 3527 днэУ 164-летнего Каина и его жены, 149-летней родной сестры Асуам, через 99 лет после их женитьбы рождается дочь Азуран.
235 A.M. 3526 днэУ 105-летнего Сифа и 95-летней Азуры на 5-м году после женитьбы рождается сын Енос, 3-й допотопный патриарх человечества. Енос – пра(29)дед царя Давида, 2-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
235-1140 A.M. 3526-2621 днэЕнос (ивр. Энош), годы жизни. Енос прожил 905 лет.  
315 A.M. 3446 днэ80-летний Енос женится на собственной сестре Ноаме (Ноэм), дочери Сифа и Азуры.
325 A.M. 3436 днэУ 90-летнего Еноса и Ноамы через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Каинан, 4-й допотопный патриарх человечества. Каинан – пра(28)дед царя Давида, 3-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
325-1235 A.M. 3436-2526 днэКаинан (ивр. Кенан, Кейнан) – годы жизни. Каинан прожил 910 лет.
392 A.M. 3369 днэ67-летний Каинан женится на собственной сестре Муалелите (Муалелет), дочери Еноса и Ноамы.
395 A.M. 3366 днэУ 70-летнего Каинана и Муалелиты через 3 года после их женитьбы рождается их первенец, сын Малелеил, 5-й допотопный патриарх человечества. Малелеил – пра(27)дед царя Давида, 4-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
395-1290 A.M. 3366-2471 днэМалелеил (он же Малалел, ивр. Мехалалель), годы жизни. Малелеил прожил 895 лет.  
454 A.M. 3307 днэ59-летний Малелеил женится на своей двоюродной сестре Дине, дочери Боракиэла и сестры своего отца.
460 A.M. 3301 днэУ 65-летнего Малелеила и Дины через 6 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Иаред, 6-й допотопный патриарх человечества. Иаред – пра(26)дед царя Давида, 5-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
460-1422 A.M. 3301-2339 днэИаред (ивр. Яред), годы жизни. Иаред прожил 962 года.  
583 A.M. 3178 днэ123-летний Иаред женится на своей двоюродной сестре Бараке, дочери Разузаила и сестры своего отца.
622 A.M. 3139 днэУ 162-летнего Иареда и Бараки через 39 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Енох, 7-й допотопный патриарх человечества. Енох – пра(25)дед царя Давида, 6-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
622-987 A.M. 3139-2774 днэЕнох (ивр. Ханох), годы жизни. Енох прожил на земле 365 лет, затем Бог забрал праведного Еноха на небо.  
677 A.M. 3139 днэ55-летний Енох женится на своей двоюродной сестре Адни (она же Эдна), дочери Азраела и сестры своего отца.
687 A.M. 3074 днэУ 65-летнего Еноха и Адни через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Мафусал, 8-й допотопный патриарх человечества. Мафусал – пра(24)дед царя Давида, 7-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
687-1656 A.M. 3074-2105 днэМафусал, или Мафусаил (ивр. Метушелах), годы жизни. Мафусал прожил 969 лет.
864 A.M. 2897 днэ177-летний Мафусал женится на своей двоюродной сестре Адине, дочери Азраела и сестры своего отца.
874 A.M. 2887 днэУ 187-летнего Мафусала и Адины через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Ламех, 9-й допотопный патриарх человечества. Ламех – пра(23)дед царя Давида, 8-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
874-1651 A.M. 2887-2110 днэЛамех (ивр. Лемех), годы жизни. Ламех прожил 777 лет.  
930 A.M. 2831 днэСмерть Адама.  
930 A.M. 2831 днэВскоре после смерти Адама погибает под каменьями рухнувшего дома и его первенец Каин, ибо и сам он камнями убил Авеля.
940 A.M. 2821 днэВслед за уходом из жизни Адама умирает Ева, пережив его лишь на 10 лет.
987 A.M. 2774 днэВзятие Богом Еноха на небо.
994 A.M. 2767 днэ120-летний Ламех женится на своей двоюродной сестре Битанос (она же Бетенос), дочери Баракела и сестры своего отца.
1042 A.M. 2739 днэСмерть Сифа.  
1056 A.M. 2705 днэУ 182-летнего Ламеха и Битанос через 62 года после их женитьбы рождается их первенец, сын Ной, 10-й (и последний) допотопный патриарх человечества. Ной – пра(22)дед царя Давида, 9-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
1056-2006 A.M. 2705-1755 днэНой (ивр. Менахем – 1-е, тайное имя; Абанох, Ноах), годы жизни. Ной прожил 950 лет (600 до Потопа и 350 после Потопа).
1140 A.M. 2621 днэСмерть Еноса.  
1235 A.M. 2526 днэСмерть Каинана.  
1290 A.M. 2471 днэСмерть Малелеила.  
1422 A.M. 2339 днэСмерть Иареда.  
1436 A.M. 2325 днэНой приступил к строительству ковчега.  
1556 A.M. 2205 днэ498-летний Ной женится на своей племяннице Эмзараг (она же Эмзара, она же Ноемзара, она же Ноэмзара, она же Ноэма, она же Ноема), дочь Ракиела и своей сестры.
1558 A.M. 2203 днэУ 500-летнего Ноя и Эмзараг через 2 года после их женитьбы рождается их первенец, старший сын Сим, 1-й послепотопный патриарх человечества. Сим – пра(21)дед царя Давида, 10-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
1558-2158 A.M. 2203-1603 днэСим (ивр. Шем, Абашем), годы жизни. Сим прожил 600 лет.  
1560 A.M. 2201 днэУ 502-летнего Ноя и Эмзараг через 4 года после их женитьбы рождается их 2-й сын Хам.
1563 A.M. 2198 днэУ 505-летнего Ноя и Эмзараг через 7 лет после их женитьбы рождается их 3-й сын Иафет (он же Абафет, он же Япет, ивр. Яфет).
1651 A.M. 2110 днэСмерть Ламеха.  
1656 A.M. 2105 днэГод Потопа. Смерть Мафусала.