(вспомогательные экзегетические и герменевтические размышления над библейским текстом с Александром Павловичем Лопухиным (10.10.1852-22.08.1904; профессор кафедры древней истории Санкт-Петербургской духовной академии, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания) и со строками ЕДИХРОШа, навеянными древними ветхозаветными иудейскими текстами)
Бытие. 7-я и 8-я главы (24 и 22 стиха), Лопухин
Вход Ноя в ковчег
Быт 7:1. И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег
Вот положительное повеление Божие о предварительном размещении Ноя в ковчеге, которое было последним предостережением для всех и последним призывом грешного мира к покаянию.
Быт 7:2-3. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
также из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,
В этих словах мы имеем первый случай разделения животных на чистых и нечистых; к первым относились все те животные и птицы, которые или только употреблялись в пищу (Лев 11:1−47), или, кроме того, приносились в жертву (Лев 1:2,10,14; Быт 8:20). Хотя точное разграничение всех этих видов и принадлежит уже позднейшей эпохе – дано в законодательстве Моисея, – однако, на практике оно существовало гораздо раньше, восходя, как мы видим отсюда, ещё ко времени потопа, хотя Ноево выделение животных и птиц чистых для жертвы (Быт 8:20) и не совпадало с постановлениями закона Моисеева о принесении в жертву только 3-х пород скота и двух пород птиц. Закон же впоследствии в данном случае, как и в других, ему аналогичных, подтвердил, точно формулировал и узаконил то, что раньше было лишь установившимся обычаем. Всего чистого заповедано было взять всемеро больше, во-первых, с тем расчётом, чтобы обеспечить их лучшее сохранение и большее распространение после потопа, а во-вторых, быть может, и для продовольствия людей, заключённых в ковчеге.
Быт 7:4. ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю
Последняя неделя была назначена, очевидно, для окончательного размещения всех людей и животных в ковчеге. Само по себе это указание на неделю, в связи с другими, имеющимися в той же истории потопа (Быт 7:10; 8:12), может говорить за глубокую древность недельного цикла и за первобытное происхождение семидневной недели и затем субботы.
сорок дней и сорок ночей;
Точно такой же срок был впоследствии назначен для покаянной проповеди пророка Ионы жителям Ниневии (Ион. 3:4), столько же пробыл Моисей на горе Синае (Исх 24:18), пророк Илия постился в пустыне Вирсавийской по дороге к горе Хорив (3Цар 19:8), Господь Иисус Христос постился в пустыне и готовился к своему мессианскому служению (явления миру) (Мф 4:2), и, наконец, столько же Он благоволил пребывать на земле и явиться Своим ученикам по воскресении Своем до вознесения на небо (Деян 1:3). Отсюда можно заключать, что число сорок представляет одно из важных, священных чисел Библии.
Быт 7:6. Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел не землю.
Таков был возраст самого Ноя в момент потопа; возраст же его сыновей, как это видно из сопоставления с предыдущим (Быт 5:32), был около ста лет.
Быт 7:8. И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле
Слов этого стиха, заключённых в скобки, не имеет современный еврейский текст; но то обстоятельство, что они сохранились почти во всех древних переводах и стоят в полном соответствии с контекстом, дают им полное право на существование.
Быт 7:9. по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.
Это не значит по одной паре, а вообще, попарно, причем самое количество также прежде уже было определено выше (Быт 7:2).
Начало, возрастание и продолжение потопа
Быт 7:11. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [] день месяца,
У евреев было два года: один – священный, начинавшийся с месяца нисана (март-апрель), другой – гражданский, начинавшийся с месяца тишри (сентябрь-октябрь). Более определённые указания на существование первого начинаются лишь с эпохи Моисеева законодательства (Исх 12:2; 13:4,23:15; Втор 16:1), почему учёные обычно и думают, что в раннейшую эпоху существовало лишь одно, гражданское время исчисления, начинавшееся со времени осеннего равноденствия (Иос. Флав., раввин Кимхи, Розенмюллер, Кейль и др.). Основываясь на этом, можно полагать, что потоп начался семнадцатого мархешвана, что, по нашему исчислению, падает на самые первые числа ноября-месяца.
в сей день разверзлись все источники великой бездны,
Этим именем, очевидно, обозначена вода, заключённая внутри земной коры, которая, вероятно, особым действием вулканических сил в громадном количестве вышла на поверхность.
и окна небесные отворились;
Это – наглядный и сильный образ ниспадения обильных дождевых потоков, находящийся в полном соответствии с библейским воззрением на самую небесную твердь, которую семиты представляли себе в форме сплошного шатра или крова, распростёртого над землёй (Быт 1:7).
Быт 7:12. и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
Исполнение того, что предсказано раньше (Быт 7:4.).
Быт 7:13. В сей самый день вошёл в ковчег Ной
То есть в тот день, о котором бытописатель только что сказал и который мы определили, как один из первых дней нашего ноября-месяца (когда в Палестине, обыкновенно, бывает период сильнейших дождей).
Быт 7:14-16. Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог.
Весь данный раздел представляет собой сжатое повторение того, что уже неоднократно по частям было сказано раньше. Поступая так, бытописатель очевидно, хочет обратить особенное внимание читателей на важность этого факта и на великость божественной любви к спасаемым.
И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].
(Снаружи). Трогательный образ божественного промышления о спасаемых от потопа, прекрасно заключающий всю картину их спасения от гибели. Некоторые, впрочем, усматривает здесь аллегорию, имеющую тот смысл, что Господь, долготерпеливо ожидавший покаяния от грешного мира, положил конец теперь этому ожиданию и решил привести в осуществление Свой грозный приговор о гибели первого мира. «И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег]» и тем самым как бы отрезал путь к покаянию (Лк 13:24−25,28).
Быт 7:17-20. И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
В этих стихах с большой последовательностью воображается постепенное возрастание и усиление потопа: «постепенность сия, – говорит митрополит Филарет, – с точностью и напряжённой силой, показывающей великость описываемого действия: «бысть потоп», «умножися вода», «возмогать вода», «умножалась зело», «возмогание зело зело».
И продолжалось на земле наводнение сорок дней
Если теперь какой-либо выдающийся ливень, проходящий в течение 1-2 часов, производит иногда страшное наводнение и разрушение, то легко себе представить, какую же массу воды должен был образовать подобный ливень, идя в течение целых сорока суток. А если прибавить, что приблизительно такую массу воды дала из себя и внутренность земной коры, то картина необъятного водного океана будет совершенно готова.
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись высокие горы, какие есть под всем небом;
на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.
Пятнадцать локтей составляют около 25 футов. По мнению большинства современных ученых экзегетов, не следует понимать эти слова в абсолютном смысле, т.е. что воды было так много, что она на 25 футов превышала и такие высочайшие вершины, как Гималаи и Кордильеры. Нельзя этого допустить, главным образом потому, что мы не можем себе представить, на чём же держалась подобная глубина. По опыту мы знаем, что какова бы ни была глубина известного водного бассейна, всегда, однако, линия суши, проходящая по его краям, должна быть несколько выше уровня воды, чтобы последняя не перелилась через край. Следовательно, воображая себе картину всемирного потопа, мы не в силах представить себе такого положения земной поверхности, когда бы она положительно вся, без всяких исключений, была залита водой. Притом в Библии довольно нередки примеры того, когда целое берётся вместо части – вся земля, вместо того или другого её пункта (Быт 41:57; Исх 9:25; 10:15; 3Цар 10:24; Деян 2:5). Вполне можно бы допустить, что и здесь под термином «вся земля» и «все горы» разумеются земля и горы того самого округа, который служил местом обитания первобытного человечества и был расположен в бассейне рек Тигра и Евфрата, высшим пунктом которого была гора Арарат. Однако, Библия и, в частности, Новый Завет считает бывший при Ное потоп «всемирным» (поскольку он потопил все известное Бытописателю человечество, хотя нет основания считать, что потоп покрыл материки Африки, Америки, Австралии, Гренландии, где населённость была очень малая, не погрязшая в грехах, как насельники Месопотамии), сопоставляя его, в отношении космической универсальности, с всемирной катастрофой, ожидающей мир в конце времен – с погибелью мира от огня перед явлением «нового неба и новой земли» (Мф 24:37-39 и паралл. 2Пет 3:5-7; 1Пет 3:20).
Быт 7:21-23. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных – всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Весь этот библейский раздел выразительно и сильно показывает, в каком смысле должно понимать всемирность или универсальность потопа; она состояла именно в том, что воды потопа истребили буквально всё живое «на поверхности земли» – от человека до скота и гадов и птиц, – кроме, разумеется, спасённых в ковчеге. Следовательно, рассматривая библейский потоп с точки зрения его результатов, мы должны признать его всемирным, так как он уничтожил всю жизнь всего мира.
Быт 7:24. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
Возрастание и усиление вод потопа продолжалось в течение ста пятидесяти дней или пяти с лишком месяцев, считая в том числе и те сорок дней, с которых начался сам потоп (Быт 7:17). Следовательно, если начало потопа положить в первых числах ноября, то высшая точка его усиления придется на седьмой день седьмого месяца, т.е. на последние числа нашего апреля-месяца.
Уменьшение вод потопа
Быт 8:1. И вспомнил Бог о Ное,
«Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощной нашей природе», – говорит относительно них святой Иоанн Златоуст: «что значит помянул? Умилосердился, то есть, Бог над праведником, жившим в ковчеге, сжалился над ним, когда он был в столь тесном и трудном положении, и не знал, чем окончатся его бедствия». Самое же «воспоминание» Богом Своих рабов, на языке Священного Писания, означает исполнение обетований и раздаяние им наград (Быт 19:29; Исх 2:24; 32:13; Пс 131:1).
и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.
Сильный ветер, разгонявший дождевые тучи, был в руках божественного всемогущества посредствующей или естественной причиной прекращения потопа. В данном случае, как и в других ему подобных (Исх 10:13-19,14:21), Бог употребляет естественные явления и законы, Им установленные в качестве орудий Своей воли.
Быт 8:2. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
Причина прекращения потопа стоит в полном соответствии с причиной его происхождения (Быт 7:11).
Быт 8:3. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.
В параллель картине постепенного возрастания потопа (Быт 7:17-20), этот раздел даёт не менее художественное изображение его постепенного прекращения.
Отметив самый факт ухода воды в свои обычные водовместилища, бытописатель указывает и на детали – во-первых, уменьшение количества воды, во-вторых, остановка ковчега на вершине горы Арарат и освобождение из-под воды вершин других гор.
Остановка ковчега на горе Арарат
Быт 8:4. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца,
Полагая наиболее достоверной датой начала потопа семнадцатый день месяца мархешвана (первые числа ноября), остановку ковчега на вершине Араратских гор мы должны отнести на семнадцатый день месяца нисана, что будет соответствовать началу нашего апреля. А так как, по указанию бытописателя, между двумя вышеуказанными хронологическими терминами протекло сто пятьдесят дней (Быт 7:24), то, следовательно, на каждый из пяти этих месяцев приходится по 30 дней, откуда многие не без основания заключают, что в первобытную эпоху год был солнечным, а не лунным, как он стал у евреев позднее, в период подзаконный.
Должно отметить, что в указании самого числа обоих месяцев между русским и греко-славянским текстом есть некоторая разница – в первом 17-ое, а во втором 27-ое число. Надо полагать, что эта разница произошла, вероятно, по вине переводчиков, которые легко могли перепутать буквенное обозначение еврейских чисел.
на горах Араратских.
Уже одно то, что вместо единственного числа употреблено здесь множественное (горы Араратские) свидетельствует о том, что речь идёт не об одной какой-либо определённой горной вершине, а о целой цепи гор, или вообще о гористой местности. И действительно, Библия знает целую страну Араратскую, которую она отождествляет с Арменией, как это особенно ясно из сопоставления (4Цар 19:37) с (Ис 37:38) (по LXX). Подобным же именем – Urarda или Urtu – обозначается Армения и в клинообразных памятниках ассирийских царей. На одной из гор этой Армении, вероятно, на самой высокой, называемой Кара-Дага, или «Великой Армении» (16254 ф. над уровнем моря), и остановился ковчег Ноя.
Быт 8:5. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
Так как Великий Арарат – лишь одна из вершин целой горной цепи, то вполне понятно, что по мере убыли воды открылись и верхи других гор. Это произошло, как видно из текста, в первый день 10-го месяца таммуза, т.е. приблизительно в половине нашего июля.
Быт 8:6. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега.
Эти сорок дней, очевидно, должно считать с момента остановки ковчега на горах Араратских, т.е. после 270 дней.
Выпуск из ковчега ворона и голубя
Быт 8:7.
Весь этот раздел говорит о средствах, путём которых Ной удостоверялся в прекращении потопа. Так как ковчег Ноя, как мы видели выше (Быт 6:16), не имел боковых окон, открывавших перспективу потопа, а освещался единственным отверстием сверху, то Ной, чтобы освидетельствовать состояние земли, прибег к выпуску птиц: сначала ворона, а потом голубя.
и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
Или, как ещё выразительнее сказано в еврейском тексте, «вышел, отлетая и прилетая». Этим даётся знать, что хищный ворон, живя вне ковчега, отлетал на трупы людей и животных и снова садился на верх ковчега, не давая, таким образом, никакого указания на состояние земли.
Быт 8:8. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,
Новый выпуск Ной сделал через семь дней после первого (10 ст.); на этот раз он выпустил голубя, что больше отвечало цели, так как голубь питается зёрнами и боится влаги.
Быт 8:9. но голубь не нашёл места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была ещё на поверхности всей земли; и он простёр руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
Картинное изображение факта, из которого Ной убеждался, что земля ещё непригодна для жительства на ней не только людей, но даже и птиц.
Быт 8:10. И помедлил ещё семь дней других, и опять выпустил голубя из ковчега.
Это частое повторение семидневного периода может служить доказательством того, что недельное счисление времени было ещё тогда уже хорошо известно.
Быт 8:11. Голубь возвратился к нему в вечернее время,
Это было свидетельством того, что земля уже несколько пообсохла, так что открывалась возможность провести на ней целый день, до захода солнца.
и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
Лучшее доказательство того, что на земле уже начала пробуждаться новая жизнь. Кроме того, масличное дерево, из которого добывается елей и который служит в Священном Писании символом радости и мира и давало Ною успокоительное указание на прекращение божественной кары (наказания).
Быт 8:12. Он помедлил ещё семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
На этот раз голубь уж не вернулся, чем доказал, что на земле свободно можно жить и человеку.
Быт 8:13. Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле;
Вот хронологические даты окончания потопа, которое, таким образом, падало на первый день нового года, т.е. на начало месяца тишри (сентябрь-октябрь).
Быт 8:14. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
Но полное осушение земли произошло только в конце второго месяца, ровно через год и десять дней после его начала (Быт 7:11). Объединяя теперь все имеющееся в Библии хронологические даты потопа, мы получим, что общая продолжительность его обнимала собой 364 дня (220 † 88 † 56), что составляет целый солнечный год. Бытописатель же даёт ясно понять, что потоп продолжался год и десять дней; отсюда с большой вероятностью можно заключать, что в эпоху потопа, древнейшую эпоху существовало ещё солнечное счисление и что лишь позднее, со времени Авраама или даже Моисея, оно было переведено на лунное.
Быт 8:15-16. И сказал [Господь] Бог Ною:
выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою;
Как некогда входил в ковчег Ной по особому божественному повелению, так и выходит из него не прежде, как получает об этом специальное божественное откровение. Воспоминание о потопе составляет одну из самых распространённых традиций древнего мира, причём самые детали этих сказаний нередко поразительно близко совпадают с библейской историей потопа. В особенности это должно сказать о знаменитой халдейской поэме об Издубаре или Гилгамете, открытой в древнейших клинообразных текстах, входящих в состав так называемого «халдейского генезиса». Параллельное сопоставление этой халдейской поэмы с библейским сказанием не оставляет никакого сомнения в их тесной родственной связи, а глубокая древность и документальность клинообразных текстов даёт сильное оружие библейской апологетике в борьбе с рационалистической критикой. Более подробно см. об этом у С.С. Глаголева, «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание» и о «Происхождении человеческого рода».
Быт 8:17. выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, и пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
По поводу этих слов божественного повеления, непосредственно относящихся к животным, но касающихся также и человека, святой Иоанн Златоуст говорит, например, следующее: «смотри, как этот праведник, снова получает то благословение, которое получил Адам до преступления. Как тот, тотчас по сотворении своём, услышал: их благослови и Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт 1:28), так и этот теперь растится и множится на земле, потому, что как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваскою, началом и корнем всех после потопа» (святой Иоанн Златоуст, Беседа XXVI).
Выход из ковчега
Быт 8:18-19. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним;
все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
Здесь говорится о быстром и точном исполнении божественного повеления, чем Ной ещё раз свидетельствовал своё полное послушание божественной воле.
Построение жертвенника и жертвоприношение Ноя
Быт 8:20. И устроил Ной жертвенник Господу;
Это, строго говоря, первое библейское упоминание о священном алтаре или жертвеннике; еврейское наименование его -: мизбеах – указывает на него, как на место заклания жертвенных животных.
и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике.
Из числа тех чистых животных, которые находились в ковчеге в нарочито увеличенном количестве (Быт 7:2), Ной по выходе из ковчега и принёс Господу жертву. Эти жертвы названы здесь жертвой всесожжения; при ней жертвенное животное сжигалось всё без остатка (Лев 1:1-17), что и служило символом полного совершенного сознания греховной немощи и глубокого сердечного покаяния. Отсюда, жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиною потопа, с другой – изъявлением благодарности Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле.
Завет Бога с Ноем
Быт 8:21. И обонял Господь приятное благоухание,
«Не соблазняйся грубостью выражения», – говорит по сему поводу Златоуст, – но, причиной такого снисхождения в словах признав собственную твою слабость, уразумей отсюда, что приношение праведника было приятно Богу… Вот почему и Апостол Павел сказал в послании своём: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор 2:15-16). Слова «приятное благоухание», по более точному переводу с еврейского – reach hannichoach должны быть переведены так: «запах удовлетворения, успокоения», причём в самом анализе понятий находят сходство с именем Ноя, что значит «успокоение» (Быт 5:29) и откуда видят как бы исполнение того самого пророчества, которое было вложено в данное ему имя. Эта жертва Ноя, подобно тому, как и раннейшая жертва Авеля, без сомнения, была приятна Богу не по материи самого приношения, но по выраженным в нём чувствам веры, благочестия и смиренной покорности Творцу. Подобным же образом молитве и милостыни верных приписывают сладкий вкус (приятное благоухание) (Флп 4:18; Откр 5:8; 8:3-4; Пс 140:2).
и сказал Господь [Бог] в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
В этих словах, очевидно, даётся торжественное удостоверение самого Бога о неповторяемости подобного общемирового (в смысле универсальном для всего человечества и всех живых тварей) наказания; но самая мотивировка его представляется на первый взгляд несколько непонятной: по-видимому, она представляет повторение того мотива, который послужил главной причиной потопа (Быт 6:5,12-13); и здесь тот же самый факт берётся в качестве мотива для противоположного отношения к миру.
Но более внимательное сличение этих двух параллелей, произведённое на почве контекста речи, открывает существенное различие между ними.
В первом случае сказано гораздо общее и сильнее – именно, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6:5), чем характеризуется не столько наследственная, сколько, главным образом, постоянная личная греховная настроенность, переходящая, как это видно из контекста, в горделивое попрание нравственных устоев и в нераскаянное упорство (Быт 6:11).
В рассматриваемом же нами стихе речь идёт почти исключительно лишь о наследственной греховной порче, за которую человек сравнительно менее ответственен, чем за сознательную, личную греховность. Принесением же жертвы, о которой только что перед тем говорилось, человек как нельзя лучше доказал, что его личная настроенность значительно улучшилась, что хотя он, в силу греховной немощи своей природы, и продолжал грешить, но каждой раз в сознании своего падения и часто с глубокой скорбью об этом и с просьбой к Богу о помиловании, выражением чего и служили различные жертвы. Такая перемена в настроении человеческого сердца создавала вполне достаточные основания и для перемены к нему божественного отношения. «Прежде правосудие открывалось всеобщим, а милосердие особенным действователем (история потопа и Ноя): отныне правосудие будет являться в частном, как например, над Содомом, над фараоном, а милосердие во всеобщем» (Филарет). Отсюда, становится вполне естественным и понятным указание на наследственную греховную порчу человека, как на мотив для снисходительного отношения к его греховности, с которой человек выражает (путём жертв) желание бороться по мере своих слабых сил.
Быт 8:22. впредь во все дни земли
Т.е. до тех пор, пока земля существует и когда «дни земли» должны будут уступить своё место «дням неба» (Пс 88:30).
сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
Три времени года названы здесь по имени: весна, лето и зима, а четвёртое – описательно: «жатвы», как время сбора хлебных злаков и плодов.
Впрочем, следует отметить, что мазоретский текст и некоторые из переводных текстов не называют также и весны, а дают лишь повторное обозначение двух основных сезонов или целых полугодий, это – «хлад и зной» или, что то же, «лето и зима», в соответствии с чем стоит и третья пара контрастов «день и ночь». И последнее чтение предпочтительнее, так оно встречается и в других местах Библии (Пс 73:17).
Что касается до заключённой здесь мысли, то она служит более подробным разъяснением и развитием только что выраженной выше – о не повторяемости подобного потопу страшного стихийного бедствия, соединённого с неизбежным нарушением основных Законов природы (Иер 33:20-25, Иез 34:25-29,37:26). «Добрейший Господь обыкновенно обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет, или отвергает наши жертвы» (Иоанн Златоуст, 27:273).
Заключая историю потопа, считаем своим долгом сжато указать и на то прообразовательное значение, которое отцы Церкви находили в нём. Основание такому взгляду положено ещё самим Господом нашим Иисусом Христом и Его апостолами. Так, Господь в прошлой истории потопа видит предсказание будущей истории Своего второго грозного пришествия: как тогда люди были крайне развращены и беспечны относительно своего спасения, так же точно будет и перед вторым пришествием; и как тогда совершился грозный приговор божественного суда над всем грешным миром, точно то же повторится и в момент страшного суда (Мф 24:37-39; Лк 17:25-27).
Апостол Пётр в одном из своих посланий сравнивает купель крещения с Ноевым ковчегом (1Пет 3:20-21), указывая, что как то, так и другое одинаково спасает нас от греховной смерти. Его мысль развивает и Апостол Павел, говоря, что мы «погреблись с Ним крещением в смерть» и одновременно тем же самым действием вводимся в Его Церковь и начинаем ходить в обновление жизни (Рим 6:4-6).
ЕДИХРОШ
(см. далее: A.M. = Anno Mundi = От Сотворения мира; днэ = до нашей эры):
Ветхозаветная хронология
Хронологическая шкала библейских, околобиблейских и связанных с ними секулярных событий от Сотворения мира до начала новой (нашей – по дако-гету Дионисию Малому, или христианской) эры, произошедших в течение 3 761 (трёх тысяч семисот шестидесяти одного) года — по общепринятому иудейско-христианскому темпу и ритму древних лет
1A.M, с 1-го по 6-й день 3761 днэ | Шестоднев. В эти 1-е шесть дней мироздания Бог создал 22 творения – соответственно 22 еврейским буквам, 22 еврейским книгам и, наконец, 22 генерациям социума от Адама до Иакова (эта фраза напоминает о еврейской традиции построения библейской хронологии, когда из списка послепотопных патриархов исключается Каинан, сын Арфаксада, и добавляется в этот список его замыкающим еврейский первопатриарх Авраам; в нашей традиции). |
1 A.M., 1-й день 3761 днэ | В первозданные сутки (в первый день первого месяца Нисана, по еврейскому календарю; в 25-й день марта, по римскому календарю; в 29-й день Фаменофа, по египетскому календарю), в этот день божественный, в первую неделю Бог сотворил небо и землю, мрак и воды, дух и свет, и сутки – всего семь творений. В этот день были сотворены и небесные силы (Книга Юбилеев, глава 2). |
1 A.M., 2-й день 3761 днэ | Во вторые сутки явилась твердь – одно творение. |
1 A.M., 3-й день 3761 днэ | В третьи сутки было четыре творения – появление земли и осушение её, рай, многоразличные деревья, травы и семена. |
1 A.M., 4-й день 3761 днэ | В четвёртый день Бог сотворил солнце, луну и звёзды. |
1 A.M., 5-й день 3761 днэ | В пятый день Бог сотворил пресмыкающихся и всех плавающих, великих морских животных и рыб, и всё, что в водах, а также пернатых – всего три творения. |
1 A.M., 6-й день 3761 днэ | В шестой день Бог сотворил четвероногих и пресмыкающихся на земле, зверей и человека – четыре творения (Быт 1:27). Адам – пра(31)дед царя Давида, 1-е лицо в новозаветном Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, отворённое Богом в последний день Шестоднева (в 6-й день Творения; в 6-й день от Сотворения мира) |
1 A.M., переход к 7-му дню Бытия 3761 днэ | «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…» (Быт 2:2), и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих …» (Быт 2:3) |
1 A.M., дни с 8-го по 13-й 3761 днэ | В шесть дней второй субботы (седмицы; недели) ангелы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и всякий скот, и всех птиц, и всё, что движется на земле, и всё, что движется в воде, по их родам и видам, именно – зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, всё, что движется по земле, в четвёртый, всё, что движется в воде, в пятый день; и Адам дал им всем имена, и как он назвал их, так и было им имя. И в продолжение этих пяти дней Адам видел всё это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником. |
1 A.M., 8-й день 3761 днэ | В третий день от своего сотворения (в восьмой день первого месяца Нисана, в первый день второй недели мироздания, в 1-й день апреля, в 6-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению наименовал диких зверей. |
1 A.M., 9-й день 3761 днэ | В четвёртый день от своего сотворения (в 9-й день первого месяца Нисана, во 2-ой день второй недели мироздания, во 2-ой день апреля, в 7-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению дал имена скотам. |
1 A.M., 10-й день 3761 днэ | В пятый день от своего сотворения (в 3-й день второй недели мироздания) Адам наименовал пернатых. |
1 A.M., 11-й день 3761 днэ | В 4-й день второй недели Адам наименовал пресмыкающихся. |
1 A.M., 12-й день 3761 днэ | В 5-й день второй недели Адам наименовал плавающих. |
1 A.M., 13-й день 3761 днэ | В 6-й день второй недели (6 апреля по римскому календарю и 11-й Фармуфи по египетскому) Бог, взявши некую часть ребра Адамова, образовал жену. И Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному: создадим ему помощника, подобного ему”. И Господь Бог наш навёл на него усыпление, чтобы он заснул. И Он взял для жены одно из рёбер его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал жену и пробудил Адама от сна. И когда Адам пробудился, поднялся в шестой день, и взял её к себе, и узнал её, и сказал ей: “Это кость от моей кости, и плоть от моей плоти; она назовётся моею женою; ибо от своего мужа она взята. Посему муж и жена да будут одно, и посему он оставит отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут они одною плотью». И в первую седмицу был создан Адам и его жена, и во вторую седмицу Он (Бог) поставил её пред ним. И ради сего дана заповедь – семь дней для мальчика, а для девочки дважды семь дней пребывать женщине в её нечистоте. |
1 A.M., 46-й день 3761 днэ | В 4-й день седьмой недели, 14 Пахона, 9 мая, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна против созвездия Скорпиона, в восход Плеяд, Бог ввёл Адама в рай в сороковой день после его сотворения. И после того как Адам пробыл сорок дней в стране, где он был сотворён, приведён он был в сад Едем. Ради сего на небесных скрижалях рождённых предписано: «Если она родила дитя мужеского пола, то должна оставаться в своей нечистоте семь дней, соответственно первой неделе, и тридцать три дня должна оставаться в крови своего очищения, и не должна прикасаться ни к чему святому, не вступать в святилище, пока она не окончит этих дней, та, которая родила мужеского пола. А родившая младенца женского пола должна две недели, соответственно двум первым неделям, пребывать в своей нечистоте и шестьдесят шесть дней в крови очищения; и будет для неё всего восемьдесят дней». И когда жена (Ева) окончила восемьдесят дней, ангелы привели её в сад Едем, ибо он свят во всей земле, и каждое дерево, которое насаждено в нём, свято. Ради сего для рождающей мальчика или девочку установлен закон этих дней, чтобы она не прикасалась ни к чему святому, ни в святилище не входила, пока не окончатся эти дни для мальчика или девочки. Это закон и свидетельство, написанное для израильтян, чтобы они соблюдали это всегда. |
1 A.M., 50-й день 3761 днэ | В 44-й день от сотворения Адама, день божественный, 18 Пахона, 13 мая, через три дня после входа его в рай, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна в знаке Козерога, Бог заповедал Адаму не вкушать от древа познания. |
1 A.M., 93-й день 3761 днэ | В 93-й день творения, во второй день четырнадцатой недели, во время летнего поворота Солнца, когда и Солнце, и Луна были в созвездии Рака, в 25-й день июня, первого Епифи, введена была Богом в рай помощница Адама Ева, в восьмидесятый день по сотворении её. Взяв её, Адам дал ей имя – Ева, что значит жизнь. Посему Бог повелел чрез Моисея в книге Левит, именно, ради дней пребывания их вне рая по сотворении, чтобы она (женщина) оставалась нечистою при рождении мальчика сорок, а при рождении девочки восемьдесят дней; посему и Адам в сороковой день по сотворении введён был в рай, ради чего и новорожденных в сороковой день приносят в храм по закону. При рождении же девочки она должна быть нечистою восемьдесят дней, ради того, что она (Ева) вошла в рай в восьмидесятый день, и ради женской нечистоты в отношении к мужу; даже и находящаяся в месячном очищении не входит в храм до семи дней по божественному закону. |
1-7 A.M. 3761-3753 днэ | И в начале первого юбилея Адам и жена его были в саду Едем семь лет, возделывая и храня его. И ангелы дали ему занятие и научили его всё видимое употреблять в дело, и он трудился. Он же был наг, не зная сего и не стыдясь. И он охранял сад от птиц, и зверей, и скота, и собирал плоды сада и ел, и сберегал остаток для себя и своей жены, и делал запас. |
8 A.M. 3753 днэ | И по истечении семи лет, которые Адам провёл в Едемском саду, ровно семи лет, во второй месяц в семнадцатый день его пришёл змий и приблизился к жене. И сказал змий жене: «Разве Бог запретил вам все плоды деревьев, которые в раю, чтобы вы не ели от них?» И она сказала ему: «От всех плодов деревьев, которые в раю, сказал нам Бог, можно нам есть, но от плода дерева, которое в средине рая, сказал нам Бог, мы не должны есть и прикасаться к нему, дабы нам не умереть». И змий сказал жене: «Вы не умрёте смертию; напротив, Бог знает, что в день, в который вы вкусите от него, откроются очи ваши, и вы будете как боги и будете знать доброе и злое». И вот жена увидела дерево, что оно было хорошо и приятно для глаза, и его плод хорош для пищи, тотчас взяла его и ела. И она первая покрыла свою срамоту смоковничным листом; и она дала его (плод) Адаму, и он ел, и его глаза открылись, и он увидел, что был наг, и взял смоковничных листьев, и сшил их, и сделал себе препоясание, и покрыл свою срамоту. И Господь проклял змия и разгневался на него навсегда. И на жену также разгневался Он, так как она послушалась голоса змия и ела. И Он сказал ей: «Я умножу твои болезни и твоё страдание; с болезнями ты будешь рождать детей, и у своего мужа будешь находить свою защиту, и он будет твоим господином». И Адаму Он сказал: «Так как ты послушался гласа жены своей и ел от того дерева, от которого Я запретил тебе есть, то земля будет проклята из-за тебя; тернии и волчцы будут произрастать тебе, и свой хлеб ты будешь есть в поте лица твоего, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ибо ты на земле и в землю возвратишься». И Он сделал им кожаные одежды и одел их ими, и изгнал их из рая Едем. И в тот день, когда Адам вышел из рая Едем, он принёс в приятное благоухание жертву благовонную: ладан, и халван, и стакти, и Сенегал, утром с восходом солнца, в день, когда он покрыл свою срамоту. И в тот день заключились уста всех зверей, и скота, и птиц, и того, что ходит (ногами), и того, что движется, так что они не могли более говорить, ибо до сего все они говорили между собою одними устами и одним языком. И Он изгнал из сада Едем всякую плоть, которая была в саду Едем; и рассеялась всякая плоть по своим породам и видам в места, которые для них были созданы (удобны). Только Адаму Он повелел покрывать свою срамоту – ему одному между всеми зверями и скотом. Ради сего Он на скрижалях повелел всем, знающим правду закона, покрывать свою срамоту и не обнажаться, как обнажаются язычники. И в новолуние четвёртого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева. И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года. И после сего он познал её. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Едем |
8 A.M. 3753 днэ | Адам – 1-й допотопный патриарх человечества – познал Еву, жену свою |
70 A.M. 3691 днэ | У Адама с Евой родился первородным сын Каин. |
77 A.M. 3684 днэ | У Адама с Евой родился праведный Авель. |
85 A.M. 3676 днэ | У Адама с Евой родились две дочери-близняшки: Асуам (она же Асавнан, она же Аван, она же Сава, она же Савва, она же Ава, она же Кельмана), ставшая женой старшего брата Каина, и Бельвира, ставшая невестой брата Авеля. |
97 A.M. 3664 днэ | 27-летний Каин приносит Богу жертву (некоторые изводы Писаний называют её принесением плодов). |
99 A.M. 3662 днэ | 22-летний Авель в полнолуние 7-го еврейского месяца тишрея, т.е. в Праздник Кущей, также приносит Богу Жертву (некоторые изводы Писаний называют жертву Каина дарами). |
99 A.M. 3662 днэ | Каин камнем убивает Авеля. |
100-127 A.M. 3661-3634 днэ | Первозданные в течение четырёх седмин (28 лет) оплакивают погибшего сына Авеля. |
130 A.M. 3631 днэ | Рождение 2-го допотопного патриарха человечества Сифа через 3 года после прекращения Адамом и Евой безутешных скорбей по Авелю. Сиф – пра(30)дед царя Давида, 1-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
130-1042 A.M. 3631-3710 днэ | Сиф (ивр. Шет), годы жизни. Сиф прожил 912 лет. |
135 A.M. 2626 днэ | 65-летний Каин женится на собственной сестре, 50-летней Асуам (она же Асавнан, она же Аван, она же Сава, она же Ава). |
140 A.M. 2621 днэ | Рождение Адамом и Евой своего 5-го ребёнка – дочери Азуры. |
196 A.M. 3565 днэ | У 126-летнего Каина и его жены, 111-летней родной сестры Асуам, через 61 год после их женитьбы рождается первенец Енох. |
197 A.M. 3564 днэ | Первенец Адама и Евы Каин строит в честь сына-первенца Еноха первый город на планете на восток от Едема в земле Нод и называет его именем сына – Енох (Быт 4:16-17). |
231 A.M. 3530 днэ | 101-летний Сиф женится на своей родной сестре, 91-летней Азуре, 2-й дочери Адама и Евы, бывшей их 5-ым ребёнком. |
234 A.M. 3527 днэ | У 164-летнего Каина и его жены, 149-летней родной сестры Асуам, через 99 лет после их женитьбы рождается дочь Азуран. |
235 A.M. 3526 днэ | У 105-летнего Сифа и 95-летней Азуры на 5-м году после женитьбы рождается сын Енос, 3-й допотопный патриарх человечества. Енос – пра(29)дед царя Давида, 2-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
235-1140 A.M. 3526-2621 днэ | Енос (ивр. Энош), годы жизни. Енос прожил 905 лет. |
315 A.M. 3446 днэ | 80-летний Енос женится на собственной сестре Ноаме (Ноэм), дочери Сифа и Азуры. |
325 A.M. 3436 днэ | У 90-летнего Еноса и Ноамы через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Каинан, 4-й допотопный патриарх человечества. Каинан – пра(28)дед царя Давида, 3-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
325-1235 A.M. 3436-2526 днэ | Каинан (ивр. Кенан, Кейнан) – годы жизни. Каинан прожил 910 лет. |
392 A.M. 3369 днэ | 67-летний Каинан женится на собственной сестре Муалелите (Муалелет), дочери Еноса и Ноамы. |
395 A.M. 3366 днэ | У 70-летнего Каинана и Муалелиты через 3 года после их женитьбы рождается их первенец, сын Малелеил, 5-й допотопный патриарх человечества. Малелеил – пра(27)дед царя Давида, 4-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
395-1290 A.M. 3366-2471 днэ | Малелеил (он же Малалел, ивр. Мехалалель), годы жизни. Малелеил прожил 895 лет. |
454 A.M. 3307 днэ | 59-летний Малелеил женится на своей двоюродной сестре Дине, дочери Боракиэла и сестры своего отца. |
460 A.M. 3301 днэ | У 65-летнего Малелеила и Дины через 6 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Иаред, 6-й допотопный патриарх человечества. Иаред – пра(26)дед царя Давида, 5-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
460-1422 A.M. 3301-2339 днэ | Иаред (ивр. Яред), годы жизни. Иаред прожил 962 года. |
583 A.M. 3178 днэ | 123-летний Иаред женится на своей двоюродной сестре Бараке, дочери Разузаила и сестры своего отца. |
622 A.M. 3139 днэ | У 162-летнего Иареда и Бараки через 39 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Енох, 7-й допотопный патриарх человечества. Енох – пра(25)дед царя Давида, 6-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
622-987 A.M. 3139-2774 днэ | Енох (ивр. Ханох), годы жизни. Енох прожил на земле 365 лет, затем Бог забрал праведного Еноха на небо. |
677 A.M. 3139 днэ | 55-летний Енох женится на своей двоюродной сестре Адни (она же Эдна), дочери Азраела и сестры своего отца. |
687 A.M. 3074 днэ | У 65-летнего Еноха и Адни через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Мафусал, 8-й допотопный патриарх человечества. Мафусал – пра(24)дед царя Давида, 7-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
687-1656 A.M. 3074-2105 днэ | Мафусал, или Мафусаил (ивр. Метушелах), годы жизни. Мафусал прожил 969 лет. |
864 A.M. 2897 днэ | 177-летний Мафусал женится на своей двоюродной сестре Адине, дочери Азраела и сестры своего отца. |
874 A.M. 2887 днэ | У 187-летнего Мафусала и Адины через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Ламех, 9-й допотопный патриарх человечества. Ламех – пра(23)дед царя Давида, 8-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
874-1651 A.M. 2887-2110 днэ | Ламех (ивр. Лемех), годы жизни. Ламех прожил 777 лет. |
930 A.M. 2831 днэ | Смерть Адама. |
930 A.M. 2831 днэ | Вскоре после смерти Адама погибает под каменьями рухнувшего дома и его первенец Каин, ибо и сам он камнями убил Авеля. |
940 A.M. 2821 днэ | Вслед за уходом из жизни Адама умирает Ева, пережив его лишь на 10 лет. |
987 A.M. 2774 днэ | Взятие Богом Еноха на небо. |
994 A.M. 2767 днэ | 120-летний Ламех женится на своей двоюродной сестре Битанос (она же Бетенос), дочери Баракела и сестры своего отца. |
1042 A.M. 2739 днэ | Смерть Сифа. |
1056 A.M. 2705 днэ | У 182-летнего Ламеха и Битанос через 62 года после их женитьбы рождается их первенец, сын Ной, 10-й (и последний) допотопный патриарх человечества. Ной – пра(22)дед царя Давида, 9-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
1056-2006 A.M. 2705-1755 днэ | Ной (ивр. Менахем – 1-е, тайное имя; Абанох, Ноах), годы жизни. Ной прожил 950 лет (600 до Потопа и 350 после Потопа). |
1140 A.M. 2621 днэ | Смерть Еноса. |
1235 A.M. 2526 днэ | Смерть Каинана. |
1290 A.M. 2471 днэ | Смерть Малелеила. |
1422 A.M. 2339 днэ | Смерть Иареда. |
1436 A.M. 2325 днэ | Ной приступил к строительству ковчега. |
1556 A.M. 2205 днэ | 498-летний Ной женится на своей племяннице Эмзараг (она же Эмзара, она же Ноемзара, она же Ноэмзара, она же Ноэма, она же Ноема), дочь Ракиела и своей сестры. |
1558 A.M. 2203 днэ | У 500-летнего Ноя и Эмзараг через 2 года после их женитьбы рождается их первенец, старший сын Сим, 1-й послепотопный патриарх человечества. Сим – пра(21)дед царя Давида, 10-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. |
1558-2158 A.M. 2203-1603 днэ | Сим (ивр. Шем, Абашем), годы жизни. Сим прожил 600 лет. |
1560 A.M. 2201 днэ | У 502-летнего Ноя и Эмзараг через 4 года после их женитьбы рождается их 2-й сын Хам. |
1563 A.M. 2198 днэ | У 505-летнего Ноя и Эмзараг через 7 лет после их женитьбы рождается их 3-й сын Иафет (он же Абафет, он же Япет, ивр. Яфет). |
1651 A.M. 2110 днэ | Смерть Ламеха. |
1656 A.M. 2105 днэ | Год Потопа. Смерть Мафусала. |
1656 A.M. 2105 днэ | Всемирный Потоп Дождь лил, не переставая, сорок дней и ночей. А всего Потоп продолжался около 314 дней (чуть меньше года). Потом вода ушла |
1658 A.M. 2103 днэ | У 100-летнего Сима и Седукательбаб (она же – при рождении – Дизакзипат, она же – после Потопа – Шалама, т.е. «мирная»), дочери Ракиела, сына Мафусала и Адины, рождается первенец Арфаксад (он же Арфаскад, Арпакшат, ивр. Арпахшад), первый из 12 детей этой пары, 2-й послепотопный патриарх человечества Арфаксад – пра(20)дед царя Давида, 11-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
1658-2096 A.M. 2103-1665 днэ | Арфаксад (он же Арфаскад, Арпакшат, ивр. Арпахшад), годы жизни. Арфаксад прожил 438 лет (Быт 11:10-12) |
1671 A.M. 2090 днэ | У 108-летнего Иафета, 3-го сына Ноя, и Асии, дочери Елиакима, внучки Мафусала и Адины, родился 2-й ребёнок в семье – их старшая дочь Каинара (она же Ара, она же Мелха, она же Разуйа, она же Разуйя, она же Рабуйя, она же Рабуя); всего у Иафета и Асии родилось 17 детей (7 сыновей и 10 дочерей) |
1693 A.M. 2068 днэ | 34-летний симит Арфаксад женится на своей 22-летней двоюродной сестре яфетитке Каинаре, которая рожает ему 11 детей: 6 сыновей, включая указанного евангелистом Лукой в Иисусовом родословии Каинана (Лк 3:36), он же Каинам, и 5 дочерей); Каинара, будучи старшей дочерью Иафета («Ара»), сама получившая имя «Ара», возглавила также тайный женский союз «Аровых дев» – дочерей Иафета, вышедших замуж за других сыновей Сима, который пополнялся и яфетитками последующих генераций |
1693-2226 A.M. 2068-1535 днэ | Каинан (он же Каинам), сын Арфаксада и Каинары, годы жизни. 3-й послепотопный патриарх человечества, предок Иисуса. [Каинан прожил – по левиратной хронологии, согласованной с канонической Библией – 533 года. Даты рождения близнецов, Каинана и Салы, разнятся в 130 лет; в иудейской хронологии Каинан даже потерял своё местоположение на хронологической шкале. Но христиане, воспринимающие послепотопного библейского патриарха Каинана как одного из предков Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, не могут удовлетвориться таким положением дел и предать Каинана забвению. Основываясь на данных канонической Библии, местоположение Каинану на единой хронологической шкале ЕДИХРОШ найдено, причём таким образом, чтобы это не вызывало противоречий с другими хронологическими линиями Бытия. Годы жизни Каинана по ЕДИХРОШу: 1693-2226 A.M.; 2068-1535 днэ.] Каинан был первым человеком, умершим (погибшим) после Всемирного Потопа. Близнецы Сала (Шелах) и Каинан (Каинам), сыновья Арфаксада, постоянно ссорились из-за первенства. Вражда их доходила подчас до того, что один готов был убить другого. Однажды Сала нашёл своего брата-близнеца мёртвым. Ной и три его сына пытались выяснить, кто убил (как они думали) Салу. Так как многие дети других сыновей Ноя враждовали и с Салой, и с Каинаном, они, боясь, что их обвинят в гибели Каинана, стали отпираться и сваливать вину за убийство один на другого. Праотец Ной так и не сумел выяснить, кто всё-таки убил его внука. Тогда он разделил между тремя своими сыновьями мощи Адама и повелел им расселиться по белу-свету. В утешение своему брату Арфаксаду Ассур, чтобы восстановить семя погибшего племянника Каинана, нарёк Сале в жёны своих, только что родившихся, дочерей-двойняшек Суму и Суру. Будущие дети от старшей, Сумы, должны будут считаться детьми Каинановыми, а дети Суры стали считаться собственными детьми Салы. Сура и Сума – двойняшки, дочери Ассура от его родной сестры Уммы. Сума – первенец Ассура – старшая жена Салы, сына Арфаксада, восстановительница семени его погибшего брата, Каинана. Сура – вторая жена Салы (Шелаха). У Ассура от его родной сестры, Уммы, родилась двойня девочек, которых назвали Сума и Сура. Их отец, сразу же после появления двойняшек на свет, наречёт в невесты своему племяннику, Сале, сыну Арфаксада, чтобы восстановить семя его погибшего брата, Каинана, считавшегося первенцем Арпакшата. Младшая, Сура, станет женой Салы (Шелаха), а старшую, Суму, отдадут так же Шелаху для восстановления семени его погибшего брата. Её потомки будут считаться детьми Каинана. Имя Каинана (предположительно – убитого всё же братом Салой) не изгладилось в памяти человечества, и было даже внесено евангелистом Лукой в Родословие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (Лк 3:36). Каинан – пра(19)дед царя Давида, 12-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
1823 A.M. 1938 днэ | У Арфаксада и Каинары одновременно с Каинаном рождается его брат Сала, убивший Каинана, но назвавший часть своих детей детьми Каинана, дабы имя брата не изгладилось в памяти человечества. Сала – пра(18)дед царя Давида, 13-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
1823-2256 A.M. 1938-1505 днэ | Сала (ивр. Шелах), годы жизни. 4-й послепотопный патриарх человечества Сала прожил 433 года |
1853 A.M. 1908 днэ | У 30-летнего Салы и его 1-й (старшей) жены Сумы, дочери Ассура, «суженой Каинана», рождается первенец из 7 их детей Евер, 5-й послепотопный патриарх человечества. Евер – пра(17)дед царя Давида, 14-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
1853-2317 A.M. 1908-1444 днэ | Евер (он же Ебор, он же Ибрис, ивр. Эвер, Эйвер), годы жизни. Евер прожил 464 года |
1887 A.M. 1874 днэ | У 34-летнего Евера и его 2-й жены, единокровной сестры Сацуры. рождается их первенец Фалек, старший из рождённых ими 2 сыновей (дочерей у них не было), 6-й послепотопный патриарх человечества. Фалек – пра(16)дед царя Давида, 15-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
1887-2126 A.M. 1874-1635 днэ | Фалек (ивр. Пелег, Пелех), годы жизни. Фалек прожил 239 лет |
1914 A.M. 1847 днэ | 27-летний Фалек женится на Ломне, дочери Синаара |
1917 A.M. 1844 днэ | У 30 летнего Фалека и Ломны через 3 года после их женитьбы рождается их первенец Рагав, 7-й послепотопный патриарх человечества. Рагав – пра(15)дед царя Давида, 16-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
1917-2156 A.M. 1844-1605 днэ | Рагав (ивр. Реу, Регав), годы жизни. Рагав прожил 239 лет |
1943 A.M. 1818 днэ | 26-летний Рагав женится на Аре, дочери сына Кеседа |
1949 A.M. 1812 днэ | У 32-летнего Рагава и Ары через 6 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Серух, 8-й послепотопный патриарх человечества. Серух – пра(14)дед царя Давида, 17-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
1949-2179 A.M. 1812-1582 днэ | Серух (ивр. Серуг), годы жизни. Серух прожил 230 лет |
1961-2861 A.M. 1800-900 днэ | Италийский бронзовый век. Эпоха миграции протоиталиков с Балканского полуострова на Аппенинский вдоль Адриатического побережья |
1961 A.M. 1800 днэ | C 1800 днэ Севером Египта управляли гиксосы, завоеватели из Азии (семитская линия), «цари-пастухи» |
ок.1961-2219 A.M. ок.1800-1542 днэ | Годы властвования гиксосов в Северном Египте |
1979 A.M. 1782 днэ | 30-летний Серух женится на своей двоюродной сестре по имени Мелка, дочери Кгебера и сестры своего отца Рагава |
1979 A.M. 1782 днэ | У 30-летнего Серуха и Мелки в год их женитьбы рождается первенец, сын Нахор, 9-й послепотопный патриарх человечества. Нахор – пра(13)дед царя Давида, 18-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
1979-2127 A.M. 1782-1634 днэ | Нахор (он же Накгор), годы жизни. Нахор прожил 148 лет |
2002 A.M. 1759 днэ | 23-летний Нахор женится на Ийосаке, дочери Нестега Халдейского |
2008 A.M. 1753 днэ | У 29-летнего Нахора и Йокосаки через 6 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Фарра, 10-й послепотопный патриарх человечества. Фарра – пра(12)дед царя Давида, 19-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа |
2008-2213 A.M. 1753-1548 днэ | Фарра (он же Фараг, ивр. Терах), годы жизни. Фарра прожил 205 лет |
2039 A.M. 1722 днэ | У Хуша (он же Кус, он же Кут), 2-го сына Хама и Юги (она же Неелатамек, она же Неелтамаук), и Хают, 2-й дочери Хама и Юги, родной сестры и жены Хуша, рождается их 5-й сын Немрод. В 28 лет Немрод стал царём своего родового надела, а с 40-лет и до конца жизни, на протяжении 175 лет, был царём объединённого царства, включающего в свой состав совокупность всех наделов сыновей Хуша |
2039-2254 A.M. 1722-1507 днэ | Немрод (Нимрод, Нимруд, Неврод, Нимврод, Немврод, ивр. «восстанем»), годы жизни. Немрод прожил 215 346лет |
2046 A.M. 1715 днэ | У 36-летнего Фарры и его жены рождается сын Аран, отец будущей 1-й прародительницы еврейского народа Сарры (Сора, Сара, Иска) |
2046-2128 A.M. 1715-1633 днэ | Аран (ивр. Харан, Гаран), годы жизни. Аран прожил 82 года; по навету отца Фарры был сожжён Немродом в Уре Халдейском в царской печи |
2072 A.M. 1689 днэ | 64-летний Фарра женится на своей двоюродной сестре по имени Една, дочери Арема (она же Амтелаи бат-Карнево – согласно Устной Торе, она же Аматлея, она же Аматсула, она же Амкалия, она же Эдна) |