Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниBibel- und Gebetstunde 10.08.2022
Bibel- und Gebetstunde 10.08.2022

Bibel- und Gebetstunde 10.08.2022

(вспомогательные экзегетические и герменевтические размышления над библейским текстом с Александром Павловичем Лопухиным (10.10.1852-22.08.1904; профессор кафедры древней истории Санкт-Петербургской духовной академии, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания) и со строками ЕДИХРОШа, навеянными древними ветхозаветными иудейскими текстами)

Бытие. 6 глава (32 стиха), Лопухин

(Быт 6:1) Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,

Контекст речи показывает, что здесь целое берется вместо части – «каинитяне» обозначаются общим понятием «людей», аналогию чему видим и в других местах Писания.

(Быт 6:2) тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, Это – одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого здесь должно разуметь под «сынами Божиими». Одни, преимущественно иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня (Божий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоев. Отсюда, термин «сыны Божии» в араб. тексте переведено – filii illustrium, в таргуме Онкелоса – filii principium, у Симмаха – υἱοὶ των δοναστεύοντων. Но это объяснение не выдерживает положительно никакой критики, будучи совершенно произвольным и не объясняющим дальнейших последствий указанного факта. Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под «сынами Божиими» разумеют Ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры, пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.). Хотя и верно, что под термином «сынов Божиих» Священное Писание иногда, преимущественно в поэтических отделах, разумеет «Ангелов» (Иов 1:6, Иов 2:1, Иов 38:7 и др.), тем не менее, как самый контекст данного повествования и его положительно-исторический характер, так и филологическо-догматические требования не позволяют стать на сторону этого мнения. Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов». На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных учёных экзегетов (во главе с Кейлем). Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор 14:1; Пс 72:15; Прем 16:26; Лк 3:38; Рим 8:19; Гал 3:26 и др.) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Ещё решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт 4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его сынами Божиими». Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключённых между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употреблённого здесь библейского выражения – это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям. что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. Если мы припомним, что при характеристике каинитянок физическая красота и чувственная прелесть стояла на первом плане (Ада, Цилла, Ноема), то станет ясно, что здесь бытописатель говорит именно о каинитянках. При таком понимании «сынов Божиих» и «дочерей человеческих» мы вполне выдерживаем и данное в тексте противопоставление их: как те, так и другие – представители одного и того же первобытного человечества; но, будучи сходны по природе, они противоположны по своему духовно-нравственному настроению: «сыны Божии» были выразителями всего доброго, возвышенного и хорошего; дочери человеческие, ведущие себя соблазнительно – олицетворение земных чувственных интересов. Со временем противоположность нравов исчезает – сыны Божии смешиваются с дочерьми человеческими, чем стирается грань между добром и злом и даётся полный простор господству низших, чувственных интересов плоти в ущерб высшим интересам духа.

(Быт 6:3) И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, Очевидно, тут идёт продолжение предыдущего повествования: там указывался самый факт, здесь даётся соответствующая ему оценка; и если здесь действующие лица ясно названы людьми, то они же (а не Ангелы) разумелись и выше. В частности, слова библейского текста: «Духу Моему» и заключают в себе указание или на внутреннюю, духовную сущность человеческой природы (с глухой ссылкой на историю творения человека), (Быт 2:7), или же, что ещё вероятнее, – на Святого Духа, как зиждительный принцип всякой вообще (Быт 1:2) и религиозно-этической жизни по преимуществу. Пренебрежение к Нему есть именно та хула на Духа Святого, которая, по словам Спасителя, составляет один из самых тяжёлых смертельных грехов (Мк 3:29), поскольку он характеризует собой такую степень греховного ожесточения человека, с которой становится психологически невозможным уже никакое исправление.

потому что они плоть; Вот та причина, в силу которой люди пренебрегли божественным Духом и заслужили наказание. Первое слово этой фразы митрополит Филарет более точно переводит: «в заблуждении своём», – очевидно, библейский автор этим снова указывал на нечестивое сношение сифитов с каинитами. Так как вступая в подобные браки, люди свидетельствовали об упадке у них высших, духовных интересов и о господстве низших, плотских, то и сами они как бы превращались в ту грубую плоть, которая на языке Священного Писания служит синонимом всего низменного, материального и греховного.

пусть будут дни их сто двадцать лет. Этих слов нельзя понимать в смысле сокращения человеческой жизни до пределов ста двадцати лет (как понимал И. Флавий, Древности 1, 3, 2), так как достоверно известно, что ещё долгое время и после потопа человечество жило больше 120 лет, достигая иногда до 500, а следует в них видеть срок, назначенный Богом для покаяния и исправления людей, в течение которого праведный Ной пророчествовал о потопе и делал соответствующие к нему приготовления (1 Пет 3:20).

(Быт 6:4) В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

«В то время были на земле исполины…» Предпотопное человечество именуется «исполинами», в подлинном nephilim – «нефилим». Хотя, действительно, в Писании этот термин иногда и служит обозначением великанов или гигантов (Чис 13:33-34), но основное значение этого корня «разрушать, ниспровергать», а в форме ниф – «заставить падать, соблазнять, развращать». Поэтому в этих первобытных «нефилим» можно видеть людей, не только отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, но и лиц, сознательно попиравших правду и угнетавших слабых. Существовали подобные личности среди каинитов и раньше, вероятно, с эпохи Тувалкаина, изобретшего оружие, и Ламеха, воспевшего ему победный гимн; со времени же смешения сифитов с каинитянами эти «нефилимы» особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных устоев.

«это были сильные, издревле славные люди…» Здесь идёт речь уже о плодах смешанных браков, которые в отличие от «нефилим» в еврейском тексте названы «гибборим» (сильные). Последнее имя по библейскому словоупотреблению означает выдающуюся личность (2 Цар 17:10; Дан 11:3), отборного воина, человека, превосходящего других своей силой (3 Цар 11:28). Отсюда очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) превосходили своих прототипов, как по физическим, так и безнравственным свойствам. Называя этих «гибборим» издревле «славными людьми», бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они, под именем «героев древности» получили мировую известность в универсальных традициях человечества (Вар 3:26-28).

(Быт 6:5) И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

«Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» Корень глубокого развращения предпотопного человечества указывается в повреждении сердца, а так как последнее, по библейскому воззрению, считается центральным средоточием всей сознательной деятельности человека, то и развращение его равносильно заражению самого источника жизни (Мф 15:19).

(Быт 6:6) и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём.

«и раскаялся Господь… и восскорбел в сердце Своём…» Понятие о свойстве приписываемого Богу раскаяния можно заимствовать из повествования о Сауле, где двукратно приписывается Богу раскаяние (1 Цар 15:11, 35) и где, между тем, Самуил говорит о Боге, что Он – не человек, чтобы Ему раскаиваться (1 Цар 15:29). Из сего видно, что когда говорится о Нём, как о человеке, то это потому, что, по выражению Абен Езры, закон говорит языком сынов человеческих, т.е. языком простого, народного смысла (митрополит Филарет). В частности, «раскаяние» Божье – как бы особый способ изменения неизменяемого – есть высшее выражение мысли о крайнем божественном сожалении, доходившем как бы до того, что само неизменяемое Существо, казалось, готово было измениться.

«и восскорбел в сердце Своём…» Подобно предыдущему это – такое же человекообразное выражение. «Скорбь Божия – предвидение невозможности человеку, созданному со свободной волей, сознательно и упорно злоупотребляющему ею, возвратиться на добрый путь; посему там, где говорится о скорби Божией, как, напр., о городах, навлекших на себя гнев Божий (Мф 11:20-26; Лк 10:13), там нужно понимать, что приговор вечной правды Божией совершился, что род этот, или человек, должен погибнуть, чтобы зло не было увековечено» (Властов).

(Быт 6:7) И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

«И сказал Господь: истреблю… ибо Я раскаялся, что создал…» Здесь дано более сильное выражение той же самой мысли – о глубоком несоответствии действий человеческой свободы планам божественного промышления и желаний Всемогущего уничтожить эту дисгармонию. При этом печальную участь человека, по приговору божественного суда, должен был разделить и весь окружающий его мир живых существ, так как между судьбой человека и жизнью природы, по учению Писания, существует самая тесная, нравственная связь; отсюда, падение и восстание человека соответствующим образом отражается и на всей остальной твари. И это не было, строго говоря, истреблением человечества (так как праведный Ной и его семья спаслись и возродили его), а лишь искоренением царившего на земле зла омытием в водах всемирного потопа (3 Езд 3:8-9; 1 Пет 3:20-21).

(Быт 6:8) Ной же обрёл благодать пред очами Господа [Бога].

«Ной же обрёл благодать…» Фраза, совершенно аналогичная с ранее сказанной об Енохе «и угоди Енох Богу» (Быт 5:24) (славян., LXX) и имеющая соответствующие себе параллели в других местах Библии (Лк 1:30; Деян 7:46 и др.).

(Быт 6:9) Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом.

Вот житие Ноя: Это начало нового библейского раздела – история праведного Ноя и всемирного потопа (Быт 6:9 – Быт 9:29). Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; т.е. он был нравственно чистым и цельным (tamim – по-еврейски), выделявшимся из среды своих порочных современников, неприглядную нравственную характеристику которых дают нам сам Иисус Христос и апостолы (Мф 24:37-38 и паралл., ср. 1 Пет 3:20). Самый же отзыв о Ное, почти дословно повторяется в друг. местах Писания (Иез 14:19-20; Сир 44:16; Евр 11:7). Ной ходил пред Богом. Заключением характеристики Ноя служит черта, уже знакомая нам из истории Еноха (Быт. 5:24). На священном языке Библии, это – специальная форма, в которой обыкновенно открывался совершенно нравственный характер в среде грешных современников.

(Быт 6:10) Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иафета.

Заключающиеся в этом разделе четыре стиха (Быт 6:10-13) представляют почти буквальное повторение вышесказанного в стихах (Быт 5:32, Быт 6:5-7). Но это никого не должно смущать: так как в 9 стихе этой главы, как мы отметили, началась новая история – история Ноя и потопа, которая первоначально составляла особое и независимое повествование, то такое повторение более, чем естественно; и удивительное совпадение в содержании является лишь новым доказательством истинности самых событий, служащих предметом рассматриваемых повествований.

(Быт 6:11) Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

Заключающиеся и этом разделе четыре стиха (Быт 6:10-13) представляют почти буквальное повторение вышесказанного в стихах (Быт 5:32, Быт 6:5-7). Но это никого не должно смущать: так как в 9 ст. этой главы, как мы отметили, началась новая история – история Ноя и потопа, которая первоначально составляла особое и независимое повествование, то такое повторение более, чем естественно; и удивительное совпадение в содержании является лишь новым доказательством истинности самых событий, служащих предметом рассматриваемых повествований.

(Быт 6:12) И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

Заключающиеся в этом разделе четыре стиха (Быт. 6:10-13) представляют почти буквальное повторение вышесказанного в стихах (Быт 5:32, Быт 6:5-7). Но это никого не должно смущать: так как в 9 ст. этой главы, как мы отметили, началась новая история – история Ноя и потопа, которая первоначально составляла особое и независимое повествование, то такое повторение более, чем естественно; и удивительное совпадение в содержании является лишь новым доказательством истинности самых событий, служащих предметом рассматриваемых повествований.

(Быт 6:13) И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

Многие комментаторы не без основания предполагают, что здесь речь идёт о конце того сто двадцатилетнего периода, который назначен был Богом для покаяния людей и в течение которого Он тщетно ожидал их исправления (1 Пет 3:19-20; 2 Пет 3:9-15).

(Быт 6:14) Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; В еврейском тексте этот «ковчег» обозначен термином теба, который ещё раз прилагается в Библии к той корзине, в которой спасён был Моисей (Исх 2:5); откуда можно думать, что и ковчег Ноя колоссальных размеров, представляет собою тип подобного примитивного сооружения. Самое дерево «гофер», из которого был построен ковчег, принадлежит к породе лёгких, смолистых деревьев, наподобие кедра или кипариса (Исх 27:1, Исх 30:1). В построении деревянного ковчега, где первобытный мир в лице своих представителей избежал гибели от водной стихии, отцы Церкви усматривают символическое предуказание на древо крестное и воду крещения, путём которых новозаветное человечество находит своё спасение.

Отделения сделай в ковчеге Буквально с еврейского – «гнёзда» (kinnim) или клетки, очевидно, для птиц и зверей, которых, согласно божественному повелению, Ной должен был поместить в ковчеге.

(Быт 6:15) И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

Точного представления о величине и вместимости ковчега, на основании этих показаний, мы всё же получить не можем, главным образом потому, что локоть, как мера длины, была недостаточно устойчивой метрической величиной и размеры его допускали сильные колебания, как это видно из самого Священного Писания (Чис 35:4, 5; 3 Цар 7:15; Иез 40:5, Иез 43:13). По мнению митрополита Филарета, долгота ковчега внутри его равнялась приблизительно 500 фут., ширина – 80 фут. и высота – 50 фут., с чем довольно согласны и вычисления одного французского учёного, определяющего длину ковчега в 156 метров, ширину в 26 метр, и высоту в 16 метр. Вместимость подобного сооружения, по вычислениям специалистов (напр., вице-адмирала Тевенара) вполне достаточна была для своей цели, т.е. для помещения в нём семьи Ноя и минимального количества всех животных родов с запасом необходимого для всех годового продовольствия.

(Быт 6:16) И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё].

Детали постройки ковчега ещё более убеждают нас в том, что он отнюдь не был похож на наши современные корабли, а скорее напоминал большой сундук, или ящик, или громадный плавучий дом, который имел почти плоскую крышу (спускавшуюся с вершины только на один фут) и освещался единственным, более или менее значительным окном наверху его. В 1609 году один нидерландский меннонит, некто Пётр Янсен, построил по типу ковчега, только в уменьшенном масштабе, особое судно, откуда опытно убедился, что, хотя подобный корабль и мало приспособлен к плаванию, но он гораздо поместительнее, чем всякий другой корабль (почти на целую треть) иного типа с тем же кубическим объёмом.

(Быт 6:17) И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; всё, что есть на земле, лишится жизни.

И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; Этими словами впервые определённо называется средство или орудие божественного наказания над первобытным, растленным миром, каковым был всемирный потоп (Ис 54:9).

всё, что есть на земле, лишится жизни. Так как вся земля растлилась и наполнилась беззакониями живущих на ней, то гибнут на ней все виновники её осквернения, во главе с первыми и главными из среды их – людьми. Однако, нельзя считать этот всемирный потоп чем-либо вроде личной мести со стороны Бога человеку: нет, он являлся необходимым следствием духовной смерти первобытного, нравственно выродившегося человечества. Человечество это было исключительной «плотью», как бы навсегда утратившей душу и представлявшей разлагавшийся труп, дальнейшее сохранение которого было бы не только бесполезно, но и положительно вредно для духовно-нравственной атмосферы мира. И вот, первый мир гибнет в волнах потопа, чтобы омыть лежащую на нём скверну и начать жить на новых (возрождённых) началах.

(Быт 6:18) Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою.

Но с тобою Я поставлю завет Мой, Союз Бога с человеком здесь впервые назван своим специальным термином «завет» (берит). Подтверждая существование того завета, который был заключён Богом ещё в первообетовании о семени жены (Быт 3:15), Господь тем самым ясно свидетельствует, что, хотя Он и уничтожает почти всё человечество, но не разоряет Своих вечных заветов (Сир 17:10); погибнет только злое семя змия, семя же жены в лице Ноя будет торжествовать свою победу (Прем 10:4).

(Быт 6:19) И войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою. Вот полный перечень всех членов Ноевой семьи, которые одни только и спаслись от потопа, как подтверждает это и Апостол Пётр в двух своих посланиях (1 Пет 3:20; 2 Пет 3:6).

Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

Для сохранения и последующего возрождения также животной жизни, Бог повелевает Ною взять с собою в ковчег по одной паре каждого из главных родов их. Основываясь на словах Быт 6:20, можно думать, что животные эти, гонимые инстинктом ввиду надвигавшейся грозы потопа, сами подходили к ковчегу и искали в нём спасения, что значительно облегчало задачу Ноя. Что касается того выражения, как могло поместиться такое количество животных в одном ковчеге, то по поводу него должно заметить, что, во-первых, Ной из экономии места и фуража, мог выбирать только самых молодых животных, а во-вторых, и число основных родовых групп, сложившихся к эпохе потопа, не было ещё настолько велико, чтобы создать какое-либо неодолимое препятствие Ною к размещению их в ковчеге.

(Быт 6:20) Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].

Для сохранения и последующего возрождения также животной жизни, Бог повелевает Ною взять с собою в ковчег по одной паре каждого из главных родов их. Основываясь на словах Быт 6:20, можно думать, что животные эти, гонимые инстинктом ввиду надвигавшейся грозы потопа, сами подходили к ковчегу и искали в нём спасения, что значительно облегчало задачу Ноя. Что касается того выражения, как могло поместиться такое количество животных в одном ковчеге, то по поводу него должно заметить, что, во-первых, Ной из экономии места и фуража, мог выбирать только самых молодых животных, а во-вторых, и число основных родовых групп, сложившихся к эпохе потопа, не было ещё настолько велико, чтобы создать какое-либо неодолимое препятствие Ною к размещению их в ковчеге.

(Быт 6:21) Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

(Быт 6:22) И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.

В этих словах дана лучшая похвала Ною, как выясняет это и Апостол Павел, говоря: «Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр 11:7). «Построение ковчега (о котором так просто выражается святой повествователь, передавая это чисто покойное, послушное выполнение воли Божией) было, однако, для Ноя глубоким испытанием его веры в Бога. Кругом был мир развратный и совершенно спокойный насчёт своего будущего (Мф 24:37-38), мир, укорявший Ноя и ругавшийся над ним в продолжение многих лет построения ковчега. Поэтому Ной должен был весь мыслью и душою перенестись в будущее, и эта вера, спасшая его от гибели, и была высшей заслугой его духовной жизни и прообразовала то состояние души человеческой, когда она спасается от вечной гибели верою, принимая святое крещение» (Властов).

ЕДИХРОШ

(см. далее: A.M. = Anno Mundi = От Сотворения мира; днэ = до нашей эры):

Ветхозаветная хронология

Хронологическая шкала библейских, околобиблейских и связанных с ними секулярных событий от Сотворения мира до начала новой (нашей – по дако-гету Дионисию Малому, или христианской) эры, произошедших в течение 3 761 (трёх тысяч семисот шестидесяти одного) года — по общепринятому иудейско-христианскому темпу и ритму древних лет

1A.M, с 1-го по 6-й день 3761 днэШестоднев. В эти 1-е шесть дней мироздания Бог создал 22 творения – соответственно 22 еврейским буквам, 22 еврейским книгам и, наконец, 22 генерациям социума от Адама до Иакова (эта фраза напоминает о еврейской традиции построения библейской хронологии, когда из списка послепотопных патриархов исключается Каинан, сын Арфаксада, и добавляется в этот список его замыкающим еврейский первопатриарх Авраам; в нашей традиции).
1 A.M., 1-й день 3761 днэВ первозданные сутки (в первый день первого месяца Нисана, по еврейскому календарю; в 25-й день марта, по римскому календарю; в 29-й день Фаменофа, по египетскому календарю), в этот день божественный, в первую неделю Бог сотворил небо и землю, мрак и воды, дух и свет, и сутки – всего семь творений. В этот день были сотворены и небесные силы (Книга Юбилеев, глава 2).
1 A.M., 2-й день 3761 днэВо вторые сутки явилась твердь – одно творение.
1 A.M., 3-й день 3761 днэВ третьи сутки было четыре творения – появление земли и осушение её, рай, многоразличные деревья, травы и семена.
1 A.M., 4-й день 3761 днэВ четвёртый день Бог сотворил солнце, луну и звёзды.
1 A.M., 5-й день 3761 днэВ пятый день Бог сотворил пресмыкающихся и всех плавающих, великих морских животных и рыб, и всё, что в водах, а также пернатых – всего три творения.
1 A.M., 6-й день 3761 днэВ шестой день Бог сотворил четвероногих и пресмыкающихся на земле, зверей и человека – четыре творения (Быт 1:27). Адам – пра(31)дед царя Давида, 1-е лицо в новозаветном Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, отворённое Богом в последний день Шестоднева (в 6-й день Творения; в 6-й день от Сотворения мира)
1 A.M., переход к 7-му дню Бытия 3761 днэ«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…» (Быт 2:2), и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих …» (Быт 2:3)
1 A.M., дни с 8-го по 13-й 3761 днэВ шесть дней второй субботы (седмицы; недели) ангелы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и всякий скот, и всех птиц, и всё, что движется на земле, и всё, что движется в воде, по их родам и видам, именно – зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, всё, что движется по земле, в четвёртый, всё, что движется в воде, в пятый день; и Адам дал им всем имена, и как он назвал их, так и было им имя. И в продолжение этих пяти дней Адам видел всё это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником.
1 A.M., 8-й день 3761 днэВ третий день от своего сотворения (в восьмой день первого месяца Нисана, в первый день второй недели мироздания, в 1-й день апреля, в 6-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению наименовал диких зверей.
1 A.M., 9-й день 3761 днэВ четвёртый день от своего сотворения (в 9-й день первого месяца Нисана, во 2-ой день второй недели мироздания, во 2-ой день апреля, в 7-й день египетского месяца Фармуфи) Адам по некоему Божественному благоизволению дал имена скотам.
1 A.M., 10-й день 3761 днэВ пятый день от своего сотворения (в 3-й день второй недели мироздания) Адам наименовал пернатых.
1 A.M., 11-й день 3761 днэВ 4-й день второй недели Адам наименовал пресмыкающихся.
1 A.M., 12-й день 3761 днэВ 5-й день второй недели Адам наименовал плавающих.
1 A.M., 13-й день 3761 днэВ 6-й день второй недели (6 апреля по римскому календарю и 11-й Фармуфи по египетскому) Бог, взявши некую часть ребра Адамова, образовал жену. И Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному: создадим ему помощника, подобного ему”. И Господь Бог наш навёл на него усыпление, чтобы он заснул. И Он взял для жены одно из рёбер его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал жену и пробудил Адама от сна. И когда Адам пробудился, поднялся в шестой день, и взял её к себе, и узнал её, и сказал ей: “Это кость от моей кости, и плоть от моей плоти; она назовётся моею женою; ибо от своего мужа она взята. Посему муж и жена да будут одно, и посему он оставит отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут они одною плотью». И в первую седмицу был создан Адам и его жена, и во вторую седмицу Он (Бог) поставил её пред ним. И ради сего дана заповедь – семь дней для мальчика, а для девочки дважды семь дней пребывать женщине в её нечистоте.
1 A.M., 46-й день 3761 днэВ 4-й день седьмой недели, 14 Пахона, 9 мая, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна против созвездия Скорпиона, в восход Плеяд, Бог ввёл Адама в рай в сороковой день после его сотворения. И после того как Адам пробыл сорок дней в стране, где он был сотворён, приведён он был в сад Едем. Ради сего на небесных скрижалях рождённых предписано: «Если она родила дитя мужеского пола, то должна оставаться в своей нечистоте семь дней, соответственно первой неделе, и тридцать три дня должна оставаться в крови своего очищения, и не должна прикасаться ни к чему святому, не вступать в святилище, пока она не окончит этих дней, та, которая родила мужеского пола. А родившая младенца женского пола должна две недели, соответственно двум первым неделям, пребывать в своей нечистоте и шестьдесят шесть дней в крови очищения; и будет для неё всего восемьдесят дней». И когда жена (Ева) окончила восемьдесят дней, ангелы привели её в сад Едем, ибо он свят во всей земле, и каждое дерево, которое насаждено в нём, свято. Ради сего для рождающей мальчика или девочку установлен закон этих дней, чтобы она не прикасалась ни к чему святому, ни в святилище не входила, пока не окончатся эти дни для мальчика или девочки. Это закон и свидетельство, написанное для израильтян, чтобы они соблюдали это всегда.
1 A.M., 50-й день 3761 днэВ 44-й день от сотворения Адама, день божественный, 18 Пахона, 13 мая, через три дня после входа его в рай, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна в знаке Козерога, Бог заповедал Адаму не вкушать от древа познания.
1 A.M., 93-й день 3761 днэВ 93-й день творения, во второй день четырнадцатой недели, во время летнего поворота Солнца, когда и Солнце, и Луна были в созвездии Рака, в 25-й день июня, первого Епифи, введена была Богом в рай помощница Адама Ева, в восьмидесятый день по сотворении её. Взяв её, Адам дал ей имя – Ева, что значит жизнь. Посему Бог повелел чрез Моисея в книге Левит, именно, ради дней пребывания их вне рая по сотворении, чтобы она (женщина) оставалась нечистою при рождении мальчика сорок, а при рождении девочки восемьдесят дней; посему и Адам в сороковой день по сотворении введён был в рай, ради чего и новорожденных в сороковой день приносят в храм по закону. При рождении же девочки она должна быть нечистою восемьдесят дней, ради того, что она (Ева) вошла в рай в восьмидесятый день, и ради женской нечистоты в отношении к мужу; даже и находящаяся в месячном очищении не входит в храм до семи дней по божественному закону.
1-7 A.M. 3761-3753 днэИ в начале первого юбилея Адам и жена его были в саду Едем семь лет, возделывая и храня его. И ангелы дали ему занятие и научили его всё видимое употреблять в дело, и он трудился. Он же был наг, не зная сего и не стыдясь. И он охранял сад от птиц, и зверей, и скота, и собирал плоды сада и ел, и сберегал остаток для себя и своей жены, и делал запас.
8 A.M. 3753 днэИ по истечении семи лет, которые Адам провёл в Едемском саду, ровно семи лет, во второй месяц в семнадцатый день его пришёл змий и приблизился к жене. И сказал змий жене: «Разве Бог запретил вам все плоды деревьев, которые в раю, чтобы вы не ели от них?» И она сказала ему: «От всех плодов деревьев, которые в раю, сказал нам Бог, можно нам есть, но от плода дерева, которое в средине рая, сказал нам Бог, мы не должны есть и прикасаться к нему, дабы нам не умереть». И змий сказал жене: «Вы не умрёте смертию; напротив, Бог знает, что в день, в который вы вкусите от него, откроются очи ваши, и вы будете как боги и будете знать доброе и злое». И вот жена увидела дерево, что оно было хорошо и приятно для глаза, и его плод хорош для пищи, тотчас взяла его и ела. И она первая покрыла свою срамоту смоковничным листом; и она дала его (плод) Адаму, и он ел, и его глаза открылись, и он увидел, что был наг, и взял смоковничных листьев, и сшил их, и сделал себе препоясание, и покрыл свою срамоту. И Господь проклял змия и разгневался на него навсегда. И на жену также разгневался Он, так как она послушалась голоса змия и ела. И Он сказал ей: «Я умножу твои болезни и твоё страдание; с болезнями ты будешь рождать детей, и у своего мужа будешь находить свою защиту, и он будет твоим господином». И Адаму Он сказал: «Так как ты послушался гласа жены своей и ел от того дерева, от которого Я запретил тебе есть, то земля будет проклята из-за тебя; тернии и волчцы будут произрастать тебе, и свой хлеб ты будешь есть в поте лица твоего, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ибо ты на земле и в землю возвратишься». И Он сделал им кожаные одежды и одел их ими, и изгнал их из рая Едем. И в тот день, когда Адам вышел из рая Едем, он принёс в приятное благоухание жертву благовонную: ладан, и халван, и стакти, и Сенегал, утром с восходом солнца, в день, когда он покрыл свою срамоту. И в тот день заключились уста всех зверей, и скота, и птиц, и того, что ходит (ногами), и того, что движется, так что они не могли более говорить, ибо до сего все они говорили между собою одними устами и одним языком. И Он изгнал из сада Едем всякую плоть, которая была в саду Едем; и рассеялась всякая плоть по своим породам и видам в места, которые для них были созданы (удобны). Только Адаму Он повелел покрывать свою срамоту – ему одному между всеми зверями и скотом. Ради сего Он на скрижалях повелел всем, знающим правду закона, покрывать свою срамоту и не обнажаться, как обнажаются язычники. И в новолуние четвёртого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева. И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года. И после сего он познал её. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Едем
8 A.M. 3753 днэАдам – 1-й допотопный патриарх человечества – познал Еву, жену свою  
70 A.M. 3691 днэУ Адама с Евой родился первородным сын Каин.  
77 A.M. 3684 днэУ Адама с Евой родился праведный Авель.  
85 A.M. 3676 днэУ Адама с Евой родились две дочери-близняшки: Асуам (она же Асавнан, она же Аван, она же Сава, она же Савва, она же Ава, она же Кельмана), ставшая женой старшего брата Каина, и Бельвира, ставшая невестой брата Авеля.
97 A.M. 3664 днэ27-летний Каин приносит Богу жертву (некоторые изводы Писаний называют её принесением плодов).
99 A.M. 3662 днэ22-летний Авель в полнолуние 7-го еврейского месяца тишрея, т.е. в Праздник Кущей, также приносит Богу Жертву (некоторые изводы Писаний называют жертву Каина дарами).
99 A.M. 3662 днэКаин камнем убивает Авеля.  
100-127 A.M. 3661-3634 днэПервозданные в течение четырёх седмин (28 лет) оплакивают погибшего сына Авеля.  
130 A.M. 3631 днэРождение 2-го допотопного патриарха человечества Сифа через 3 года после прекращения Адамом и Евой безутешных скорбей по Авелю. Сиф – пра(30)дед царя Давида, 1-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.  
130-1042 A.M. 3631-3710 днэСиф (ивр. Шет), годы жизни. Сиф прожил 912 лет.  
135 A.M. 2626 днэ65-летний Каин женится на собственной сестре, 50-летней Асуам (она же Асавнан, она же Аван, она же Сава, она же Ава).
140 A.M. 2621 днэРождение Адамом и Евой своего 5-го ребёнка – дочери Азуры.
196 A.M. 3565 днэУ 126-летнего Каина и его жены, 111-летней родной сестры Асуам, через 61 год после их женитьбы рождается первенец Енох.
197 A.M. 3564 днэПервенец Адама и Евы Каин строит в честь сына-первенца Еноха первый город на планете на восток от Едема в земле Нод и называет его именем сына – Енох (Быт 4:16-17).
231 A.M. 3530 днэ101-летний Сиф женится на своей родной сестре, 91-летней Азуре, 2-й дочери Адама и Евы, бывшей их 5-ым ребёнком.
234 A.M. 3527 днэУ 164-летнего Каина и его жены, 149-летней родной сестры Асуам, через 99 лет после их женитьбы рождается дочь Азуран.
235 A.M. 3526 днэУ 105-летнего Сифа и 95-летней Азуры на 5-м году после женитьбы рождается сын Енос, 3-й допотопный патриарх человечества. Енос – пра(29)дед царя Давида, 2-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
235-1140 A.M. 3526-2621 днэЕнос (ивр. Энош), годы жизни. Енос прожил 905 лет.  
315 A.M. 3446 днэ80-летний Енос женится на собственной сестре Ноаме (Ноэм), дочери Сифа и Азуры.
325 A.M. 3436 днэУ 90-летнего Еноса и Ноамы через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Каинан, 4-й допотопный патриарх человечества. Каинан – пра(28)дед царя Давида, 3-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
325-1235 A.M. 3436-2526 днэКаинан (ивр. Кенан, Кейнан) – годы жизни. Каинан прожил 910 лет.
392 A.M. 3369 днэ67-летний Каинан женится на собственной сестре Муалелите (Муалелет), дочери Еноса и Ноамы.
395 A.M. 3366 днэУ 70-летнего Каинана и Муалелиты через 3 года после их женитьбы рождается их первенец, сын Малелеил, 5-й допотопный патриарх человечества. Малелеил – пра(27)дед царя Давида, 4-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
395-1290 A.M. 3366-2471 днэМалелеил (он же Малалел, ивр. Мехалалель), годы жизни. Малелеил прожил 895 лет.  
454 A.M. 3307 днэ59-летний Малелеил женится на своей двоюродной сестре Дине, дочери Боракиэла и сестры своего отца.
460 A.M. 3301 днэУ 65-летнего Малелеила и Дины через 6 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Иаред, 6-й допотопный патриарх человечества. Иаред – пра(26)дед царя Давида, 5-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
460-1422 A.M. 3301-2339 днэИаред (ивр. Яред), годы жизни. Иаред прожил 962 года.  
583 A.M. 3178 днэ123-летний Иаред женится на своей двоюродной сестре Бараке, дочери Разузаила и сестры своего отца.
622 A.M. 3139 днэУ 162-летнего Иареда и Бараки через 39 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Енох, 7-й допотопный патриарх человечества. Енох – пра(25)дед царя Давида, 6-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
622-987 A.M. 3139-2774 днэЕнох (ивр. Ханох), годы жизни. Енох прожил на земле 365 лет, затем Бог забрал праведного Еноха на небо.  
677 A.M. 3139 днэ55-летний Енох женится на своей двоюродной сестре Адни (она же Эдна), дочери Азраела и сестры своего отца.
687 A.M. 3074 днэУ 65-летнего Еноха и Адни через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Мафусал, 8-й допотопный патриарх человечества. Мафусал – пра(24)дед царя Давида, 7-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
687-1656 A.M. 3074-2105 днэМафусал, или Мафусаил (ивр. Метушелах), годы жизни. Мафусал прожил 969 лет.
864 A.M. 2897 днэ177-летний Мафусал женится на своей двоюродной сестре Адине, дочери Азраела и сестры своего отца.
874 A.M. 2887 днэУ 187-летнего Мафусала и Адины через 10 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Ламех, 9-й допотопный патриарх человечества. Ламех – пра(23)дед царя Давида, 8-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
874-1651 A.M. 2887-2110 днэЛамех (ивр. Лемех), годы жизни. Ламех прожил 777 лет.  
930 A.M. 2831 днэСмерть Адама.  
930 A.M. 2831 днэВскоре после смерти Адама погибает под каменьями рухнувшего дома и его первенец Каин, ибо и сам он камнями убил Авеля.
940 A.M. 2821 днэВслед за уходом из жизни Адама умирает Ева, пережив его лишь на 10 лет.
987 A.M. 2774 днэВзятие Богом Еноха на небо.
994 A.M. 2767 днэ120-летний Ламех женится на своей двоюродной сестре Битанос (она же Бетенос), дочери Баракела и сестры своего отца.
1042 A.M. 2739 днэСмерть Сифа.  
1056 A.M. 2705 днэУ 182-летнего Ламеха и Битанос через 62 года после их женитьбы рождается их первенец, сын Ной, 10-й (и последний) допотопный патриарх человечества. Ной – пра(22)дед царя Давида, 9-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
1056-2006 A.M. 2705-1755 днэНой (ивр. Менахем – 1-е, тайное имя; Абанох, Ноах), годы жизни. Ной прожил 950 лет (600 до Потопа и 350 после Потопа).
1140 A.M. 2621 днэСмерть Еноса.  
1235 A.M. 2526 днэСмерть Каинана.  
1290 A.M. 2471 днэСмерть Малелеила.  
1422 A.M. 2339 днэСмерть Иареда.  
1436 A.M. 2325 днэНой приступил к строительству ковчега.  
1556 A.M. 2205 днэ498-летний Ной женится на своей племяннице Эмзараг (она же Эмзара, она же Ноемзара, она же Ноэмзара, она же Ноэма, она же Ноема), дочь Ракиела и своей сестры.
1558 A.M. 2203 днэУ 500-летнего Ноя и Эмзараг через 2 года после их женитьбы рождается их первенец, старший сын Сим, 1-й послепотопный патриарх человечества. Сим – пра(21)дед царя Давида, 10-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
1558-2158 A.M. 2203-1603 днэСим (ивр. Шем, Абашем), годы жизни. Сим прожил 600 лет.  
1560 A.M. 2201 днэУ 502-летнего Ноя и Эмзараг через 4 года после их женитьбы рождается их 2-й сын Хам.
1563 A.M. 2198 днэУ 505-летнего Ноя и Эмзараг через 7 лет после их женитьбы рождается их 3-й сын Иафет (он же Абафет, он же Япет, ивр. Яфет).
1651 A.M. 2110 днэСмерть Ламеха.  
1656 A.M. 2105 днэГод Потопа. Смерть Мафусала.
1656 A.M. 2105 днэВсемирный Потоп Дождь лил, не переставая, сорок дней и ночей. А всего Потоп продолжался около 314 дней (чуть меньше года). Потом вода ушла
1658 A.M. 2103 днэУ 100-летнего Сима и Седукательбаб (она же – при рождении – Дизакзипат, она же – после Потопа – Шалама, т.е. «мирная»), дочери Ракиела, сына Мафусала и Адины, рождается первенец Арфаксад (он же Арфаскад, Арпакшат, ивр. Арпахшад), первый из 12 детей этой пары, 2-й послепотопный патриарх человечества Арфаксад – пра(20)дед царя Давида, 11-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
1658-2096 A.M. 2103-1665 днэАрфаксад (он же Арфаскад, Арпакшат, ивр. Арпахшад), годы жизни. Арфаксад прожил 438 лет (Быт 11:10-12)
1671 A.M. 2090 днэ  У 108-летнего Иафета, 3-го сына Ноя, и Асии, дочери Елиакима, внучки Мафусала и Адины, родился 2-й ребёнок в семье – их старшая дочь Каинара (она же Ара, она же Мелха, она же Разуйа, она же Разуйя, она же Рабуйя, она же Рабуя); всего у Иафета и Асии родилось 17 детей (7 сыновей и 10 дочерей)
1693 A.M. 2068 днэ34-летний симит Арфаксад женится на своей 22-летней двоюродной сестре яфетитке Каинаре, которая рожает ему 11 детей: 6 сыновей, включая указанного евангелистом Лукой в Иисусовом родословии Каинана (Лк 3:36), он же Каинам, и 5 дочерей); Каинара, будучи старшей дочерью Иафета («Ара»), сама получившая имя «Ара», возглавила также тайный женский союз «Аровых дев» – дочерей Иафета, вышедших замуж за других сыновей Сима, который пополнялся и яфетитками последующих генераций
1693-2226 A.M. 2068-1535 днэКаинан (он же Каинам), сын Арфаксада и Каинары, годы жизни. 3-й послепотопный патриарх человечества, предок Иисуса. [Каинан прожил – по левиратной хронологии, согласованной с канонической Библией – 533 года. Даты рождения близнецов, Каинана и Салы, разнятся в 130 лет; в иудейской хронологии Каинан даже потерял своё местоположение на хронологической шкале. Но христиане, воспринимающие послепотопного библейского патриарха Каинана как одного из предков Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, не могут удовлетвориться таким положением дел и предать Каинана забвению. Основываясь на данных канонической Библии, местоположение Каинану на единой хронологической шкале ЕДИХРОШ найдено, причём таким образом, чтобы это не вызывало противоречий с другими хронологическими линиями Бытия. Годы жизни Каинана по ЕДИХРОШу: 1693-2226 A.M.; 2068-1535 днэ.] Каинан был первым человеком, умершим (погибшим) после Всемирного Потопа. Близнецы Сала (Шелах) и Каинан (Каинам), сыновья Арфаксада, постоянно ссорились из-за первенства. Вражда их доходила подчас до того, что один готов был убить другого. Однажды Сала нашёл своего брата-близнеца мёртвым. Ной и три его сына пытались выяснить, кто убил (как они думали) Салу. Так как многие дети других сыновей Ноя враждовали и с Салой, и с Каинаном, они, боясь, что их обвинят в гибели Каинана, стали отпираться и сваливать вину за убийство один на другого. Праотец Ной так и не сумел выяснить, кто всё-таки убил его внука. Тогда он разделил между тремя своими сыновьями мощи Адама и повелел им расселиться по белу-свету. В утешение своему брату Арфаксаду Ассур, чтобы восстановить семя погибшего племянника Каинана, нарёк Сале в жёны своих, только что родившихся, дочерей-двойняшек Суму и Суру. Будущие дети от старшей, Сумы, должны будут считаться детьми Каинановыми, а дети Суры стали считаться собственными детьми Салы. Сура и Сума – двойняшки, дочери Ассура от его родной сестры Уммы. Сума – первенец Ассура – старшая жена Салы, сына Арфаксада, восстановительница семени его погибшего брата, Каинана. Сура – вторая жена Салы (Шелаха). У Ассура от его родной сестры, Уммы, родилась двойня девочек, которых назвали Сума и Сура. Их отец, сразу же после появления двойняшек на свет, наречёт в невесты своему племяннику, Сале, сыну Арфаксада, чтобы восстановить семя его погибшего брата, Каинана, считавшегося первенцем Арпакшата. Младшая, Сура, станет женой Салы (Шелаха), а старшую, Суму, отдадут так же Шелаху для восстановления семени его погибшего брата. Её потомки будут считаться детьми Каинана. Имя Каинана (предположительно – убитого всё же братом Салой) не изгладилось в памяти человечества, и было даже внесено евангелистом Лукой в Родословие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (Лк 3:36). Каинан – пра(19)дед царя Давида, 12-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
1823 A.M. 1938 днэУ Арфаксада и Каинары одновременно с Каинаном рождается его брат Сала, убивший Каинана, но назвавший часть своих детей детьми Каинана, дабы имя брата не изгладилось в памяти человечества. Сала – пра(18)дед царя Давида, 13-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
1823-2256 A.M. 1938-1505 днэСала (ивр. Шелах), годы жизни. 4-й послепотопный патриарх человечества Сала прожил 433 года
1853 A.M. 1908 днэУ 30-летнего Салы и его 1-й (старшей) жены Сумы, дочери Ассура, «суженой Каинана», рождается первенец из 7 их детей Евер, 5-й послепотопный патриарх человечества. Евер – пра(17)дед царя Давида, 14-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа  
1853-2317 A.M. 1908-1444 днэЕвер (он же Ебор, он же Ибрис, ивр. Эвер, Эйвер), годы жизни. Евер прожил 464 года
1887 A.M. 1874 днэУ 34-летнего Евера и его 2-й жены, единокровной сестры Сацуры. рождается их первенец Фалек, старший из рождённых ими 2 сыновей (дочерей у них не было), 6-й послепотопный патриарх человечества. Фалек – пра(16)дед царя Давида, 15-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
1887-2126 A.M. 1874-1635 днэФалек (ивр. Пелег, Пелех), годы жизни. Фалек прожил 239 лет  
1914 A.M. 1847 днэ27-летний Фалек женится на Ломне, дочери Синаара  
1917 A.M. 1844 днэУ 30 летнего Фалека и Ломны через 3 года после их женитьбы рождается их первенец Рагав, 7-й послепотопный патриарх человечества. Рагав – пра(15)дед царя Давида, 16-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
1917-2156 A.M. 1844-1605 днэРагав (ивр. Реу, Регав), годы жизни. Рагав прожил 239 лет  
1943 A.M. 1818 днэ26-летний Рагав женится на Аре, дочери сына Кеседа  
1949 A.M. 1812 днэУ 32-летнего Рагава и Ары через 6 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Серух, 8-й послепотопный патриарх человечества. Серух – пра(14)дед царя Давида, 17-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
1949-2179 A.M. 1812-1582 днэСерух (ивр. Серуг), годы жизни. Серух прожил 230 лет  
1961-2861 A.M. 1800-900 днэИталийский бронзовый век. Эпоха миграции протоиталиков с Балканского полуострова на Аппенинский вдоль Адриатического побережья
1961 A.M. 1800 днэC 1800 днэ Севером Египта управляли гиксосы, завоеватели из Азии (семитская линия), «цари-пастухи»  
ок.1961-2219 A.M. ок.1800-1542 днэГоды властвования гиксосов в Северном Египте  
1979 A.M. 1782 днэ30-летний Серух женится на своей двоюродной сестре по имени Мелка, дочери Кгебера и сестры своего отца Рагава
1979 A.M. 1782 днэУ 30-летнего Серуха и Мелки в год их женитьбы рождается первенец, сын Нахор, 9-й послепотопный патриарх человечества. Нахор – пра(13)дед царя Давида, 18-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
1979-2127 A.M. 1782-1634 днэНахор (он же Накгор), годы жизни. Нахор прожил 148 лет  
2002 A.M. 1759 днэ23-летний Нахор женится на Ийосаке, дочери Нестега Халдейского  
2008 A.M. 1753 днэУ 29-летнего Нахора и Йокосаки через 6 лет после их женитьбы рождается их первенец, сын Фарра, 10-й послепотопный патриарх человечества. Фарра – пра(12)дед царя Давида, 19-й потомок Адама в Родословии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
2008-2213 A.M. 1753-1548 днэФарра (он же Фараг, ивр. Терах), годы жизни. Фарра прожил 205 лет  
2039 A.M. 1722 днэУ Хуша (он же Кус, он же Кут), 2-го сына Хама и Юги (она же Неелатамек, она же Неелтамаук), и Хают, 2-й дочери Хама и Юги, родной сестры и жены Хуша, рождается их 5-й сын Немрод. В 28 лет Немрод стал царём своего родового надела, а с 40-лет и до конца жизни, на протяжении 175 лет, был царём объединённого царства, включающего в свой состав совокупность всех наделов сыновей Хуша
2039-2254 A.M. 1722-1507 днэНемрод (Нимрод, Нимруд, Неврод, Нимврод, Немврод, ивр. «восстанем»), годы жизни. Немрод прожил 215 346лет
2046 A.M. 1715 днэУ 36-летнего Фарры и его жены рождается сын Аран, отец будущей 1-й прародительницы еврейского народа Сарры (Сора, Сара, Иска)
2046-2128 A.M. 1715-1633 днэАран (ивр. Харан, Гаран), годы жизни. Аран прожил 82 года; по навету отца Фарры был сожжён Немродом в Уре Халдейском в царской печи
2072 A.M. 1689 днэ64-летний Фарра женится на своей двоюродной сестре по имени Една, дочери Арема (она же Амтелаи бат-Карнево – согласно Устной Торе, она же Аматлея, она же Аматсула, она же Амкалия, она же Эдна)