Home АналитикаО христианизации Руси
О христианизации Руси

О христианизации Руси

Занимаясь изучением истории родной страны, я имел возможность познакомиться с достаточным количеством материалов, которые в разных аспектах освещают далекое прошлое России. В печатной литературе имеется большое количество трактовок зарождения и эволюции русского народа и появления первой государственности на русской земле. Это естественный процесс, когда исследователи пытаются докопаться до истины. Значит, многих из них не устраивает существующее положение вещей в российской истории, значит, есть достаточно фактов, которые не укладываются в предлагаемую академической наукой версию истории государства Российского. А что же такого предлагает наша наука? Ярчайшим образцом академической точки зрения на российскую историю является книга «История. Полный курс» (мультимедийный репетитор подготовки к ЕГЭ, издание 2013 г.).

     Представляя данную книгу, я просто процитирую несколько отрывков из нее, которые позволят Вам читатель понять суть академической концепции истории Россиикоторую предлагает наша наука. Я бы добавил, не только предлагает, но и отстаивает свою точку зрения всеми имеющимися у науки административными ресурсами. Итак, цитирую….

«Древнейшая история славян содержит много ЗАГАДОК (выделено автором и далее), но с позиций современных историков сводится к следующему. Сначала в III – середине II тыс. до н.э. НЕКАЯ праиндоевропейская общность из НЕЯСНЫХ районов вокруг Чёрного моря (возможно, с полуострова Малая Азия) переместилась в Европу».

И далее.

«Существуют несколько версий историков по поводу места, где же именно сформировалась славянская общность (теории возникновения славян): первой была выдвинута Карпато-Дунайская теория (родина славян – район между Карпатами и Дунаем), в XX в. родилась и стала основной Висло-Одерская теория (славяне возникли севернее Карпат), затем академик Б. Рыбаков выдвинул компромиссную теорию, согласно которой славяне возникли ГДЕ-ТО в Восточной Европе – от Эльбы до Днепра. Наконец, существует версия, что прародиной славян было Восточное Причерноморье, а их предки – одна из ветвей скифов – скифы-пахари». И т.д. К этому необходимо также добавить производимое в книге объяснение названия славян – «происходит от слов «слово» и «ведать», то есть означает людей, язык которых понятен, в отличие от «немцев» (как бы немых) – так славяне называли иностранцев». Согласитесь, все это очень интересно и даже занимательно.

Не знаю, как Вас, уважаемый читатель, но меня все эти доводы типа – ЗАГАДКИ, НЕКАЯ, НЕЯСНЫХ, ГДЕ-ТО, не просто не удовлетворяют, но и наталкивают на мысль, что это какое-то намеренное извращение имеющихся фактов.

Я исхожу из того, что у академической науки должны же быть силы и средства, чтобы разобраться и внести ясность и определенность в нашу историю. Судя по выше отмеченному, никакой ясности, и никакой определенности нет. Почему у науки нет, а у меня есть, хоть и не полная, но обширная информация о древнейшей истории русского народа. И свою концепцию Русской истории я изложил в рукописи «О древнейшей истории России».

Неужели среди наших российских ученых-историков нет ни одного патриота, ни одного порядочного человека, который бы раскритиковал бы ту ложь, навязываемую нам всем уже около 300 лет, и занялся бы профессионально распутывать поставленные наукой «загадки»Иначе, это не наука.

То, что я вам представил выше нельзя назвать наукой. Где в слове СЛАВЯНЕ есть или просматривается значение «слово»??? Откуда можно сделать вывод о наличии в слове СЛАВЯНЕ значения «ведать»??? СЛАВЯНЕ – значит «славные». Это прямой и самый правильный посыл, который приходит на ум, и этому значению уже около 5 тысяч лет (если не больше). А вот почему «славные», с этим надо разбираться. Но у нас есть ответ на этот вопрос.

Там же в книге «История. Полный курс» объясняются ВЕРСИИ происхождения слова «Русь»: «…либо от названия реки Рось – правого притока Днепра (данная версия предложена академиком Б. Рыбаковым, но сегодня считается устаревшей), либо от названия варягов (по летописи Нестора), либо от слова «roots», что означает «корабельные гребцы», которое затем преобразовалось в «ruotsi» (современная версия)».

Уважаемые господа учёные – да побойтесь Бога! О таких вещах говорить в XXI веке. И что самое страшное, этим всем забивают голову нашим детям, намеренно формируя у них комплекс неполноценности и зависимости от Запада.

В представленной книге далее отмечается. «Важнейший источник о событиях русской истории с древнейших времен до начала XII в. – первая русская летопись (древнейшая из сохранившихся) – «Повесть временных лет», первую редакцию которой создал монах Киево-Печорского монастыря Нестор приблизительно в 1113 г.».

И на этом «документе» (почему в кавычках будет ясно чуть позже) академическая наука строит свою концепцию истории России.

Да есть много и других интереснейших документов, которые освещают нашу древнейшую историю. Но почему-то именно летопись Нестора у академиков главная.

Посмотрим, на что опираются в своём заблуждении историки. Основной посыл официальной науки таков. Русская княжеская династия зародилась в Новгороде. В 859 году северные славянские племена изгнали за море варяг-норманнов («северных людей»), выходцев из Скандинавии, которые незадолго до того навязали им уплату дани. Однако в Новгороде начинаются междоусобные войны. Чтобы прекратить кровопролитие, в 862 году по приглашению новгородцев пришёл «княжить» варяжский князь Рюрик. Норманнская дружина со своим предводителем явилась стабилизирующим фактором в борьбе за власть между боярскими родами». На такую точку зрения мы выдвигаем здесь свои контраргументы, опровергающие догмы академической науки:

1. Русская княжеская династия зародилась задолго до появления Рюрика в Новгороде. Там правил до этого Гостомысл, который был 19-м (!!!) по счету князем от известного князя Вандала (Вандаларий – 365 г. рождения)

2. Рюрик был внуком Гостомысла (сын средней дочери Гостомысла), а это значит, что Рюрик был русским по крови.

3. Никаких междоусобных войн в Новгороде не было. После смерти Гостомысла там сел на княжение старший его внук Вадим. А Рюрика приглашали всего лишь на княжение в Ладогу.

4. Дружина Рюрика была дестабилизирующим фактором на Руси, с помощью которой Рюрик и его родня захватила силой власть в Новгороде.

5. Ни одному здравомыслящему человеку не придет в голову пригласить на княжение человека незнакомого, не имеющего отношения к действующей династии князей, а уж тем более из каких-то там норманнов, которых только что выгнали из страны за море и которым платили дань.

Все представленные аргументы будут раскрыты чуть позже. Но и этого достаточно для того, чтобы продемонстрировать – «важнейший источник» академической науки не соответствует по своему содержанию реальным событиям. К этому также можно пока кратко добавить, что Дир и Аскольд никакого отношения к Рюрику не имели, они не были варягами и тем более братьями, как нам преподносит наша историческая наука.

Что же собой представляет «Повесть временных лет»?

Это, скорее всего, литературное произведение, а не хроника. Центром внимания летописца Нестора является крещение Руси князем Владимиром из рода Рюриковичей. Все события до крещения готовят читателя к этой кульминации, все последующие – напоминают о ее важности.

Русь как бы появляется из тьмы прошлого небытия незадолго до своего крещения. Автора «Повести…» мало интересует дохристианское прошлое славян, хотя в его распоряжении тогда, за 1000 лет до нас, наверняка имелись исторические сведения, различные мифы и сказания, а возможно и рукописи, доставшиеся от языческой эпохи.

Именно на таких материалах и сведениях, которые сохранились с тех времен, далее мы выстроим реальную история древнейшей Руси. Получается, что Нестор намеренно исказил история русского народа, а иными словами выполнял чей-то заказ.

Идем дальше. Раз в летописи говорится о событиях XII века, то автор жил не ранее. Но при этом встает вопрос: каким образом автор, живя в киевском монастыре в XII веке, мог знать то, что было в IX веке в Великом Новгороде, — при огромных трудностях тогдашних дорог и «безграмотности» всей страны? Ответ только один – никак не мог!!! А потому вся Несторова летопись есть простое сочинительство со слов других лиц или по слухам и времен более поздних. И это убедительно доказано в книге С. Валянского и Д. Калюжного «Забытая история Руси».

Там говорится, что «древнейший из всех списков «Повести временных лет» — Радзивиловский – был изготовлен лишь в начале XVII века.

Его страницы содержат следы грубой работы фальсификатора, вырвавшего один лист, вставившего лист о призвании варягов и подготовившего место для вставки потерянного «хронологического листа».

И этот материал, кем-то сфабрикованный, принимается за источник знаний???

А для читателя еще более удивительным будет узнать при этом, что нашел этот список, т.е. предъявил всему миру, царь наш Петр Алексеевич, про которого в известных кругах давно ходили слухи, что царь-то «не настоящий». Я имею в виду момент «подмены» настоящего царя Петра, который уехал учиться в Голландию в сопровождении 20-ти (!!!) дворянских детей, а возвратился оттуда только с одним Меньшиковым, в то время как все остальные либо умерли, либо исчезли в расцвете лет в Голландии. Интересно, не правда ли?

В своем исследовании С. Валянский и Д. Калюжный высветили еще один интересный факт в летописи, который касается половой зрелости наших предков.

Оказывается, по сравнению с другими княжескими династиями, например, Германии и Англии, «наши князья в промежуток от X до XII века достигали половой зрелости только на тридцатом году своей жизни». Это настолько поздно в сравнении с другими династиями, что «поверить такой хронологии невозможно, а значит нельзя считать достоверными и летописи, живописующие деятельность представителей этих династий».

Есть и другие немаловажные моменты, связанные с содержанием летописи.

Например, в летописи Нестора не отмечены или были сдвинуты по времени сведения о кометах, затмениях луны и солнца. Также в летописи отсутствуют какие-либо сведения о Крестовых походах и, особенно об «освобождении Гроба Господня из рук неверных».

«Какой монах не возликовал бы по этому поводу и не посвятил бы этому дню не одну, а многие страницы как радостному событию для всего христианского мира?»

Но если летописец не видел небесных затмений, происходивших на его глазах, и не знал о событиях, гремевших на весь мир при его жизни, то как же он мог знать что-нибудь о князе, призванном за 250 лет до него? Во всяком случае, так называемая «начальная летопись» переходит целиком на положение позднего апокрифа», т.е. сочинения, авторство которого не подтверждено и маловероятно. Вот такие вот дела.

Сошлемся также на мнение первого нашего историка В. Татищева. Он отмечал, что «все русские историки почитали за первейшего и главного писателя Нестора – летописца». Но В. Татищев не понимал, почему сам Нестор никаких древних авторов не упомянул, в том числе и об Иоакиме епископе. В. Татищев был уверен, и по сказаниям это было видно, что древние истории письменные были, но до нас не дошли.

Историк полагал однозначно, что задолго до Нестора были писатели, например, Иоаким новгородский. Но его история почему-то осталась безызвестной для Нестора. И весьма несомненно, по мнению В. Татищева, что Иоакимова история у польских авторов была (т.е. существовала), так как многие дела у Нестора не упоминались, а у северных (польских) авторов имелись.

Также В. Татищев отмечал, что «все манускрипты, которые он имел, хоть и начало от Нестора имели, но в продолжении, ни один с другим точно не сходились, в одном то, в другом другое прибавлено или сокращено».

Е. Классен обстоятельно анализировал вопрос, на чем же основано убеждение о начале самостоятельности русского народа или о его государственности только со времен призвания Рюрика. На летописи Нестора или на заключении о его сказании Л. Шлецера. Из летописи, считал сам автор, ясно и несомненно видно, что племена, призвавшие варягов, вели жизнь политическую, государственную, так как составляли уже союз, общину из 4 племен – Руси, Чуди, Славян, Кривичей, занимавших до 1 миллиона квадратных верст в северо-восточном углу Европы и имевших города – Новгород, Старую Ладогу, Старую Русу, Смоленск, Ростов, Полоцк, Белозерск, Изборск, Любечь, Псков, Вышгород, Переяславль.

Баварским географом было насчитано 148 (!) городов у восточных славян. У дикарей, полагал Е. Классен, и с ним мы согласны, на таком протяжении живущих, нельзя даже предполагать и взаимных отношений, а тем еще менее единства мыслей, что выразилось у Руси, Чуди, Славян и Кривичей относительно вызова к себе князей на престол. И самое главное, дикари не имеют городов!

О Несторе упоминал также в своих исследованиях С. Лесной. Он отмечал, что «Нестор писал не столько историю Руси или южной Руси, сколько династии Рюрика. Как показывает сравнение с Иоакимовской и 3-й Новгородской летописями, Нестор совершенно намеренно сузил свою историю. Историю северной, т.е. Новгородской Руси он почти обошел молчанием. Он был летописцем рюриковской династии, и в его задачи вовсе не входило описание других династий, поэтому он опустил и историю южной Руси, никакого отношения к рюриковской династии не имеющей.

И самое главное, сведения о доОлеговской Руси могли быть сохранены языческими жрецами или лицами, явно враждебно настроенными против христианства. Но именно монахи, подобные Нестору, уничтожали малейшие следы, напоминающие о язычестве».

А также: «Нестор умолчал об этом княжении (Гостомысла), лишь упомянув сам факт. И можно понять почему: он писал летопись южной, Киевской, Руси, и история северной его не интересовала. Это уводило его в сторону от задач, поставленных перед ним церковью. Это видно из того, что первым князем на Руси он считал Олега. Рюрика русским князем он не считает, ибо Новгород тогда русским не назывался, а назывался словенским. Возможно, Нестор и вовсе не упомянул бы Рюрика, если бы не его сын Игорь: нельзя было не сказать, кто был его отцом».

Вот такое фактическое положение дел с нашей древней историей.

Первоосновой нашей государственной истории по академической науке является «Повесть временных лет», которая, по сути, является сфальсифицированным документом – подделкой.

Закрепили такое положение дел с нашей историей далее иностранцы, призванные государями, для написания Российской истории. Мало того, что они не знали русский язык, так они открыто презирали все русское, ту страну, в которой они жили. Ярчайшим примером может служить академик Л. Шлецер (1735-1809). Представим одно из шлёцеровских «умозаключений» относительно древнейшей русской истории (речь идет о VII веке!!!):

«Повсюду царствует ужасная пустота в средней и северной России. Нигде не видно ни малейшего следа городов, которые ныне украшают Россию. Нигде нет никакого достопамятного имени, которое бы духу историка представило превосходные картины прошедшего. Где теперь прекрасные поля восхищают око удивленного путешественника, там прежде сего были одни темные леса и топкие болота. Где теперь просвещенные люди соединились в мирные общества, там жили прежде сего дикие звери и полудикие люди». (прим. как напоминает слова нашего патриарха Гундяева?)

Коротко подытожим сказанное.

Нестор был идеологом рюриковских князей, воплотителем их интересов. Признать, что новгородские князья древнее Рюриковичей, что русская княжеская династия существовала задолго до Рюрика, – считалось недопустимым.

Это подрывало право Рюриковичей на первородную власть, а потому это беспощадно искоренялась. Вот почему в «Повести временных лет» нет ни слова о Словене и Русе, которые положили начало русской государственности на берегах Волхова. Точно так же игнорирует Нестор и последнего князя дорюриковской династии — Гостомысла, лицо, абсолютно историческое и упоминаемое в других первоисточниках, не говоря уж о сведениях из устных народных преданий. Вот поэтому «Повесть временных лет» никоим образом нельзя считать источником о нашей древности, и наша историческая наука обязана признать этот факт и в кротчайшие сроки создать реальную правдивую историю нашего государства. Это так нужно нашему обществу, это сильно поможет в нравственном воспитании нашей молодежи, не говоря уже о фундаментальном положении — не зная прошлого, не построишь будущее!

До прихода Рюрика Русь, как северная – Словенская, так и южная – Полянская существовали уже значительное время, порядка 500 лет каждая. При этом жизнь в этих государствах была организована. Управление в Полянской Руси шло через выборное княжение. Вече на этой русской территории существовало 1500 лет. Две Руси взаимодействовали и жили по-братски между собой, никаких противоречий между ними не было. А до возникновения Словенской Руси и Полянской Руси существовала Русколань, которая образовалась в VII веке до н.э. и просуществовала 1000 (тысячу) лет. Поэтому начинать нашу историю со времён Рюрика не совсем корректно и просто неправильно. К тому же саму эту историю надо исправлять, так как она создана руками лжеучёных, преследовавших единственную цель – опорочить древнюю историю русов, принизить значимость русского народа в мировой истории. Иначе мы обманываем самих себя.

О христианизации Руси

Ещё одним фактором, говорящим в пользу достоверности излагаемых в Будинском Изборнике событий, и раскрывающим одну из главных страниц нашей истории, является вопрос о христианизации Руси. Это важный момент в понимании реальной древней истории Руси. Как увидим, в этом вопросе академическая наука также имеет неверную точку зрения, приписывая акт введения новой религии на Руси князю Владимиру. Христианизацию начал не Владимир, он был лишь одним из князей, которые принесли Христианство на Русь. Его значимость состояла лишь в том, что его отец не хотел креститься и был язычником, поэтому его действия по христианизации выделились значимо на фоне бездействия в этом его отца язычника Святослава. Действия Владимира связаны с рюриковской династией русских князей, которая захватила власть в Киеве, хотя задолго до этого в Полянской Руси три поколения князей уже были христианами и строили христианские храмы. Возвеличивая заслуги рюриковской династии в целом, норманисты и иные с ними намеренно замолчали имеющиеся факты о христианизации задолго до Владимира, тем самым поведя историю Руси в ложном направлении.

В БИ представлены следующие факты по данному вопросу. В 796 году молодой князь Мезислав был посажен в качестве посла от полянского князя Воеслава (своего отца) в Царьграде. Был он в великой чести у цезаря Константина и жены его Ирины и установил мир между Русью и Византией. Иными словами, Мезислав окунулся целиком в жизнь Византии и наблюдал, находясь в непосредственной близости к императору, за существовавшими там традициями и обрядами местного общества. Там же в Царьграде в 797 году Мезислав после своего крещения женился на гречанке Ирине. Была в Царьграде их свадьба богатая и великолепная, так как Ирина была племянницей царицы Ирины. Скорее всего, там же в Царьграде в 798 году родился Гордимир (летописный Дир), сын Мезислава и внук Воеслава. В 807 году умер великий князь Воеслав, храбрый и сильный князь из рода Кия (сама династия уже существовала более 400 лет), и пришёл к власти великий князь Мезислав, в крещении Михаил, единственный сын Воеслава и первый христианский князь на Руси. В 826 году женился Гордимир на гречанке Ирине, красивой пленнице, дочери иерея из честных христиан, и очень полюбил её Гордимир и через жену свою принял в сердце своём учение Христа и Евангелие. В 830 году пошёл Гордимир на греков в Амастриду, и вошёл в этот город, и увидел христианский храм, который был очень красив. Он вошёл в этот храм и увидел иконостас золотой, а в нём лик Божий, и в этот же миг услышал Гордимир некий голос, говорящий ему: «Если вошёл в дом Мой, то поклонись и помолись честно о даровании добра роду твоему и трём возлюбленным женщинам твоим, Ирине (жена), Анастасии и Иулианне (две дочери Дира), и ты есть их муж и отец Андрей, и крестись в этом имени, и добро обретёшь в жизни рода твоего». И воспринял святое крещение князь Гордимир в апреле-месяце в 830 году от святого Георгия Амастридского и нарёкся именем Aндрей. Так принял князь Гордимир, в народе прозываемый Диром, веру Христову и стал вторым христианским правителем Полянской Руси. В 842 году после кончины Мезислава, пришёл от Руси Словенской, от князя Гардмунда (Гостомысл), на помощь Гордимиру внук Гардмунда Аскольд – очень ладный юноша, с сильной дружиной для служения в охране князя Гордимира, который полюбил Аскольда, потому что сам был другом Гостомысла, так как они оба были князьями одного словенского рода. Аскольд же – сын Сигурда (старший сын Гостомысла), который был убит норманнским ярлом Гунульдом в 826 году на озере Варяжском, когда погибли все четыре сына Гостомысла. В 850 году сильно заболел Гордимир – стали незрячи оба глаза его от греческого огня, и врачи не смогли вылечить князя Гордимира. Поставил Гордимир сына названого своего и зятя Аскольда на великое княжение на Руси и у полян. В тот же год крестился Аскольд в Киеве, в храме Святой Ирины, и принял веру Христа и наречён греческим архиереем Арсеникосом Николаем. Тем самым мы видим уже третьего великого князя в Полянской Руси, который принял христианство. Более того, существовал храм, где служил греческий архиерей. В БИ ничего не говорится об отношении народа к новой религии, но можно предположить, что при существовании киевской династии достаточно продолжительное время в самом государстве Полянской Руси было спокойствие, и народ верил своим князьям и подчинялся им. В этой связи народ мог и должен был следовать за своими князьями и спокойно принимать новую для себя веру. Причём никаких насилий, судя по всему, в этом плане со стороны власти по отношению к народу не совершалось. В 872 году умер великий князь Киевский Гордимир, и был он последним в роде великого князя Кия, первого князя Полянского. Гордимир – он же у полян Гордир, а в народе Дир, принял схиму перед своей кончиной и был назван Ильёй, потому что умер в день святого Ильи Пустынника Египетского. Крещение он принял 15 апреля 830 года как Андрей, а по окончании жизни принял схиму как Илья 8 января 872 года. Всех лет его жизни было 74. Видим, что более 40 лет при своей жизни Гордимир исповедовал христианство. За этот период его ближайшее окружение, да и народ должны были бы приобщиться к новой вере. Христианская традиция была уже сильна, так как и Аскольд, вступая на княжение, крестился. В 876 году цезарь Василий заключил мир с Аскольдом и прислал Игнатия, греческого архиерея, в землю Киевскую для крещения полян и русичей-словутичей, а от патриарха Фотия были присланы христианские книги и Евангелие, и многие иереи, знающие языки словенские. По-видимому, этот момент и нужно считать фактом начала христианизации Руси, который произошёл на более чем сто лет ранее известных действий Владимира.

Хронология начала христианизации Руси

796 – молодой князь Мезислав был посажен в качестве посла от полянского князя Воеслава (своего отца) в Царьграде. Был он в великой чести у цезаря Константина и жены его Ирины и установил мир между Русью и Византией.

797 – Мезислав после своего крещения женился на гречанке Ирине. Была в Царьграде их свадьба богатая и великолепная, так как Ирина была племянницей царицы Ирины.

798 – в Царьграде родился Гордимир (летописный Дир), сын Мезислава и внук Воеслава.

807 – умер великий князь Воеслав, храбрый и сильный князь из рода Кия (сама династия уже существовала более 400 лет), и пришёл к власти великий князь Мезислав, в крещении Михаил, единственный сын Воеслава и первый христианский князь на Руси.

826 – женился Гордимир на гречанке Ирине, красивой пленнице, дочери иерея из честных христиан. Очень полюбил её Гордимир и через жену свою принял в сердце своём учение Христа и Евангелие.

830 – пошёл Гордимир на греков в Амастриду, и вошёл в этот город, и увидел христианский храм, который был очень красив. Он вошёл в этот храм и увидел иконостас золотой, а в нём лик Божий, и в этот же миг услышал Гордимир некий голос, говорящий ему: «Если вошёл в дом Мой, то поклонись и помолись честно о даровании добра роду твоему и трём возлюбленным женщинам твоим, Ирине (жена), Анастасии и Иулианне (две дочери Дира), и ты есть их муж и отец Андрей, и крестись в этом имени, и добро обретёшь в жизни рода твоего».

830, 15 апреля – князь Гордимир принял святое крещение от святого Георгия Амастридского и нарёкся именем Aндрей. Так принял князь Гордимир, в народе прозываемый Диром, веру Христову и стал вторым христианским правителем Полянской Руси.

830-872 – более 40 лет при своей жизни Гордимир исповедовал христианство. За этот период его ближайшее окружение, да и народ должны были бы приобщиться к новой вере. Христианская традиция была уже сильна, поскольку и Аскольд, вступая на княжение, крестился.

842 – после кончины Мезислава пришёл от Руси Словенской, от князя Гардмунда (Гостомысл), на помощь Гордимиру внук Гардмунда Аскольд – очень ладный юноша, с сильной дружиной для служения в охране князя Гордимира, который полюбил Аскольда, потому что сам был другом Гостомысла, так как они оба были князьями одного словенского рода. (Аскольд же – сын Сигурда (старший сын Гостомысла), который был убит норманнским ярлом Гунульдом в 826 году на озере Варяжском, когда погибли все четыре сына Гостомысла.)

850 – Гордимир сильно заболел – стали незрячи оба глаза его от греческого огня, и врачи не смогли вылечить князя Гордимира.

850 – Гордимир поставил сына названого своего и зятя Аскольда на великое княжение на Руси и у полян.

850 – Аскольд крестился в Киеве, в храме Святой Ирины, и принял веру Христа и наречён греческим архиереем Арсеникосом Николаем.

850 – тем самым мы видим уже третьего великого князя в Полянской Руси, который принял христианство.

(Более того, существовал храм, где служил греческий архиерей. В БИ ничего не говорится об отношении народа к новой религии, но можно предположить, что при существовании киевской династии достаточно продолжительное время в самом государстве Полянской Руси было спокойствие, и народ верил своим князьям и подчинялся им. В этой связи народ мог и должен был следовать за своими князьями и спокойно принимать новую для себя веру. Причём никаких насилий, судя по всему, в этом плане со стороны власти по отношению к народу не совершалось.)

872 – умер великий князь Киевский Гордимир, и был он последним в роде великого князя Кия, первого князя Полянского.

(Гордимир – он же у полян Гордир, а в народе Дир, принял схиму перед своей кончиной и был назван Ильёй, потому что умер в день святого Ильи Пустынника Египетского.)

872, 8 января – Гордимир (Гордир, Дир) по окончании жизни принял схиму как Илья 8 января 872 года. Всех лет его жизни было 74 (798-872).

876 – цезарь Василий заключил мир с Аскольдом и прислал Игнатия, греческого архиерея, в землю Киевскую для крещения полян и русичей-славутичей, а от патриарха Фотия были присланы христианские книги и Евангелие, и многие иереи, знающие языки словенские. По-видимому, этот момент и нужно считать фактом начала христианизации Руси, который произошёл на более чем сто лет ранее известных действий Владимира.

Автор: Юрий Максименко