Богослужение (без причастия) в Евангелическо-лютеранской общине (ЕЛО) св. Екатерины г. Казани немецкой традиции 02.03.2025
2 марта 2025 года – 61-й день года по григорианскому календарю. До конца года остаётся 304 дня.
До 15 октября 1582 года – 2 марта по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года – 2 марта по григорианскому календарю. В XX и XXI веках соответствует 17 февраля по юлианскому календарю.
Die Jahreslosung 2025:
Prüft alles und behaltet das Gute! 1 Thessalonicher 5:21
Всё испытывайте, хорошего держитесь. 1 Фесс 5:21
Monatsspruch März 2025:
Wenn bei dir ein Fremder in eurem Land lebt, soll ihr ihn nicht unterdrücken. 3 Mose 19:33
Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Лев 19:33
Zum Gottesdienst 2.03.2025 – zum Sonntag vor der Passionszeit (Estomihi) / Sei mir ein starker Fels! Psalm 31:3) // в Воскресенье перед Страстным временем / в девятое воскресенье нового календарного года
Sehе, wir gehen hinauf nach Jerusalem, und es wird alles vollendet werden, was geschrieben ist durch die Propheten von dem Menschensohn. Lukas 18:31
Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом. Лк 18:31
2 марта 2025 года, во второй день календарной весны и тысяча сто третий день СВО (международного суверенитета России); в четырнадцатое воскресенье наступившего церковного года / в марте 2025 года отмечается 66 православных церковных праздников / у наших православных братьев сегодня Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье; Заговенье на Великий пост; Поста нет; вмч. Фео́дора Ти́рона (ок. 306); сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1612); прп. Фео́дора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прав. Мариа́мны (Мари́и), сестры апостола от 12-ти Фили́ппа (I); обре́тение мощей мч. Ми́ны Калликела́да (867-889) – лц зелёный (зелёный цвет, цвет всходов – у лютеран и большинства иных протестантов является литургическим цветом воскресенья после Праздника Богоявления и трёх последующих воскресений) – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в 2021 году исполнилось 250 лет после её освящения и открытия 24 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения девятого в этом календарном году и пятнадцатого в новом 2025/2026 церковном году богослужения собрались 22 лютеранина (16 взрослых и 6 детей) немецкой традиции (в т. ч. 11 российских немцев):
1. Аболинь Гюзель Сайфулловна
2. Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна – член Совета НКАНТ, зампред КНО им. К. Ф. Фукса, член Совета старейшин народов и этногрупп РТ в формате АНТ
3. Галаутдинов (Зименс) Лев
4. Галицкая (Зименс) Кира
5. Гузельбаев Айдар Яхиевич
6. Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
7. Данилова Зоя Леонидовна – член Совета ЕЛО
8. Деляев Андрей Анатольевич – председатель Совета и ординированный проповедник ЕЛО
9. Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К. Ф. Фукса, Почётный член Совета ЕЛО, член Совета Ассамблеи народов Татарстана (АНТ)
10. Емельянцева Надежда Михайловна
11. Маслов Семён
12. Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
13. Кошель Никита Сергеевич – кантор ЕЛО
14. Никитин Антон Андреевич
15. Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна
16. Петрова (Крамер) Инна Александровна
17. Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
18. Стариков Евгений
19. Старикова Алиса
20. Шёнберг Арсений
21. Щербинин Роман
22. Щёлкова (Адам) Наталья Ивановна
Библейские чтения, литургия и проповедь:
die Liturgie: Провёл Андрей Деляев
die Epistel: 1 Korinther 13:1-13. Читал Виктор Диц
das Evangelium: Markus 8:31-38. Читала Светлана Вельш
das Predigt: Apostelgeschichte 16:9-15. Читал Андрей Деляев
В среду 26 февраля в Сиреневом зале (in der Fliederhalle) нашей Кирхи с 14:00 прошла встреча сеньоров нашего немецко-лютеранского сообщества (Seniorentreff) с приглашением выступившего у нас актива открытой в 2004 году Галереи-студии народного художника РФ Ильдара Зарипова (лауреата Государственной премии РТ имени Г. Тукая, чьи работы находятся в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (С.-Петербург) и других крупных художественных музеях России и СНГ) в составе (помимо гостей):
1. Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна – член Совета НКАНТ, зампред КНО им. К. Ф. Фукса, член Совета старейшин народов и этногрупп РТ в формате АНТ
2. Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ
3. Габдулханова Асия Назиповна
4. Данилова Зоя Леонидовна – член Совета ЕЛО
5. Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К. Ф. Фукса, Почётный член Совета ЕЛО, член Совета Ассамблеи народов Татарстана (АНТ)
6. Зубарева Ксения Михайловна – регент ЕЛО
7. Келлер Елена Мечеславовна – член Советов ЕЛО и НКАНТ, заместитель Председателя КНО им. К. Ф. Фукса (КНО), директор Центра немецкой культуры Республики Татарстан (ЦНКРТ)
8. Мигазетдинова (Бромберг) Елена Леонидовна
9. Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
10. Муртазина Эльмира Исхаковна
11. Петрова (Крамер) Инна Александровна
12. Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
13. Теплова (Кёрмик) Елена Ильинична
14. Щёлкова (Адам) Наталья Ивановна
В пятницу 28 февраля с 14:00 в написании тотального диктанта по немецкому языку (чтец – Светлана Вельш) приняли участие нижеследующие члены нашего немецко-лютеранского сообщества:
1. Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна – член Совета НКАНТ, зампред КНО им. К. Ф. Фукса, член Совета старейшин народов и этногрупп РТ в формате АНТ
2. Габдулханова Асия Назиповна
3. Данилова Зоя Леонидовна – член Совета ЕЛО
4. Лотфуллина Нурия Газимовна
5. Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
6. Никитин Антон Андреевич
7. Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна
8. Петрова (Крамер) Инна Александровна
9. Усенкова Лариса Николаевна
10. Фролова Нурия Мукадасовна
11. Янбекова Гузель Хафизовна
Притча 2 марта 2025 года
Свеча воровская
(Николины притчи)
Жил-был один человек, а время было трудное, вот он и задумал себе промыслить добра да недобрым делом: что у кого плохо лежит – не обойдёт, припрячет, а то накупит дряни какой, выйдет купцом на базар и так заговорит ловко, так выкрутит, совсем тебя с толку собьёт и втридорога сбудет, – одно слово, вор. И всякий раз, дело своё обделав, Николе свечку несёт.
Понаставил он свечей, только его свечи и видно.
И пошла молва про Ипата, что по усердию своему первый он человек и в делах его Никола ему помощник. Да и сам Ипат-то уверился, что никто, как Никола.
И однажды хапнул он у соседа, да скорей наутёк для безопаски. А там, как на грех, хватились, да по следам за ним вдогонку.
Бежал Ипат, бежал, выбежал за село, бежит по дороге – вот-вот настигнут, – и попадает ему навстречу старичок, так, нищий старичок, побиральщик.
– Куда бежишь, Ипат?
– Ой, дедушка, выручи, не дай пропасть, схорони: настигнут, живу не бывать!
– А ложись, – говорит старичок, – вона в ту канавку.
Ипат – в канаву, а там – лошадь дохлая. Он под лошадь, в брюхо-то ей и закопался.
Бегут по дороге люди и прямо по воровскому следу, а никому и невдомёк, да и мудрено догадаться: канавка хоть и не больно глубока, да дохлятину-то разнесло, что гора.
Так и пробежали.
Ипат и вышел.
А старичок тут же на дороге стоит.
– Что, Ипат, хорошо тебе в скрыти-то лежать?
– Ой, дедушка, хорошо, – чуть не задохнулся!
– Ну, вот, видишь, задохнулся! – сказал старичок и стал такой строгий, – а мне, как думаешь, от твоих свечей слаще? Да свечи твои, слышишь, мне, как эта падаль! – и пошёл такой строгий.
С. А. Есенин
P. S. 1. Западнохристианские конфессии в этот день отмечают:
- память Агнессы Чешской;
- память Карла I Доброго;
- память Чеда Мерсийского.
События этого дня в отечественной истории:
1809 год. В Санкт-Петербурге создана Духовная академия.
1855 год. Восшествие на Российский престол императо-ра Александра II Николаевича Освободителя.
Народный календарь, приметы и фольклор Руси
Фёдор Тирон
- Великомученику Фёдору молились в этот день, чтобы он помог найти пропавших людей и утерянные (украденные) вещи.
- На Руси подмечали, что с этого дня ворона начинает строить гнездо.
- В старину верили, что смотреть вечером на небо не стоит, ибо увиденная на Фёдора падающая звезда может означать тяжелую болезнь или смерть.
- Какова погода на Фёдора, такова она и летом.
- Коли на Фёдора вечером играет месяц, то обещает хороший урожай.
- Коли на Фёдора идёт дождь, будет хороший урожай хлебов и льна.
Прощёное воскресенье
Неделя сыропустная, у православных – последнее воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова изгнания».
В конце вечерни совершается чин прощения. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая её половина (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.
После вечернего входа и «Свете Тихий» поётся особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в чёрном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер.
Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце великого повечерия.
После этой молитвы обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем все с земными поклонами просят прощения друг у друга.
Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники после чина прощения уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие до возвращения не доживали. Для них при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…» Их можно услышать и в наше время. Они ободряют немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней строгого поста, и как бы приближают светлое торжество Воскресения Христова.
P. S. 2 Мы разместили как-то на сайте Немецкого Дома Республики Татарстан – основные темы материалов которого относятся к немецко-лютеранскому сообществу – информацию о наступающем у православных христиан России празднике «Прощёное воскресенье», вызывающем у населения неослабевающий интерес. Вот и наши российские немцы-лютеране спрашивают у руководства сайта: «А как же мы, лютеране, отмечаем этот праздник?».
Вообще говоря, мы его – официально, в современной лютеранской традиции – не отмечаем. Но ниже некоторой информацией мы по этому поводу всё же поделимся.
В традиции западных христиан такой праздник как Прощёное Воскресенье – последний день перед Великим Постом, когда все просят друг у друга прощение – отсутствует. Точнее, ранее такой день – Эстомихи (Estomihi) – существовал, но ныне, после литургической реформы 2-го Ватиканского Собора – исключён.
В последнее пред-постовое воскресение западные христиане обычно празднуют карнавалы – аналог Масленицы.
Великий же Пост начинается у западных христиан (включая лютеран) не в понедельник, а в среду – в Пепельную Среду (Попелец), за 46 календарных дней до Пасхи, когда всем католикам (а также лютеранам, англиканам и некоторым иным протестантам) священники в постных фиолетовых одеяниях посыпают голову пеплом (или рисуют пеплом крест на лбу) – в знак того, что «из праха ты вышел – в прах и вернёшься».
В католической литургической традиции есть аналог Прощёного воскресенья, называемой на латыни «Quinquagesimae» (буквально «пятидесятый [день]» до Пасхи). Это название появилось в VI веке. Кроме того, это воскресенье также называлось Estomihi (esto mihi – буквально «будь мне») – по первым словам входного песнопения (Пс 30:2). До реформы Римского календаря в 1969 году это воскресенье входило в подготовительный период перед Великим постом, но после было отнесено к рядовому времени и утратило свои названия.
Gott befohlen


