Юстус Йонас

Юстус Йонас

9 октября исполнилось 470 лет со дня смерти Юстуса Йонаса-старшего — лютеранского богослова, виттенбергского пропста-реформатора, друга и соратника Мартина Лютера.

Начало

4 июня 1493 г. в Тюрингии, в семье нордхаузенского городского советника Йонаса Коха, родился сын, получивший при крещении имя Юстус. Фамилия Кох (Повар) считалась в городе известной и уважаемой, однако никогда не нравилась Юстусу. При первой же возможности он сменил её на Йонас, взяв за псевдоним имя своего отца. Семья Йонаса Коха была обеспеченной, владела роскошным особняком и обладала большими связями в высших политических кругах, что открывало перед юным Юстусом определённые пути для быстрого карьерного роста.

Своё первое образование мальчик получил в лучшей латинской школе родного Нордхаузена, куда его определил отец. По её окончании в 1506 г. Юстус отправился в Эрфурт, где поступил на художественный факультет здешнего университета. К этому времени Эрфуртский университет уже находился под определённым влиянием гуманизма и выступал против устоявшейся схоластической научной традиции. Ещё в 1505 г. известный гуманист Мутиан Руфус и протестантский реформатор Урбан Региус инициировали создание так называемого “Круга друзей” — приверженцев новым идеалам, к которому примкнули Петрей Апербакх, Гелий Эобанус Гесс, Герборд фон дер Мартен и Иоганн Ланге. Твёрдо придерживаясь корпоративных устоев, студенты вступали в бурную полемику с городскими ремесленниками по вопросам гуманизма. Юстус Йонас, с восторгом внимавший лекциям Гелия Эобануса Гесса, незамедлительно втянулся в деятельность “Круга”. В это время именно под влиянием Гесса сформировалась его приверженность идеям Эразма Роттердамского.

В 1507 г. Йонас сдал экзамены на степень бакалавра, а три года спустя — на степень магистра искусств. В 1509-1510 гг. в Эрфурте начались массовые выступления горожан против патрицианского совета, ввергнувшего Тюрингию в глубокий финансово-экономический кризис. Задерживаться в городе, охваченном беспорядками, молодой человек счёл для себя неблагоразумным и направился в Саксонию-Анхальт, где продолжил своё образование на юридическом факультете Виттенбергского университета. 8 января 1513 г. он уже сдал экзамен на степень бакалавра юриспруденции. Тем не менее Юстус Йонас сохранил тесные контакты с Эрфуртом и весной 1515 г. снова вернулся туда. Через год он принял сан священника, что дало ему возможность получить звание каноника в эрфуртской церкви Св. Северия. Здесь он впервые начал самостоятельно проповедовать и параллельно стал читать в университете лекции по церковному праву на тему посланий апостола Павла. 16 августа 1518 г. он получил официальную лицензию на оба вида деятельности и с конца этого года занял должность лектора в церкви Св. Северия, а параллельно был назначен профессором юридического факультета в университете.

Юстус Йонас в роли гуманиста

Вернувшись в Эрфурт, Юстус Йонас снова присоединился к кружку гуманистов, в котором постепенно занял ведущее положение. Мутиан Руфус часто превозносил его в стихах. Решающее значение для формирования мировоззрений Йонаса имел его личный контакт с Иоганном Ланге. Именно Ланге усилил его интерес к теологическим вопросам и познакомил его с идеями Мартина Лютера. Он же побудил Йонаса к изучению греческого языка.

Курфюрст Фридрих Мудрый, получивший протекторат над Эрфуртом по Наумбургскому договору в 1516 году, активно поощрял движение за обновление своего государственного университета. Весной 1519 г. он поручил Йонасу совершить поездку к Эразму Роттердамскому в Лёвенский университет. Цель поездки заключалась в том, чтобы сблизить Мартина Лютера и великого гуманиста, Юстусу Йонасу отводилась при этом роль посредника. Во время его полуторамесячного пребывания в Нидерландах Эразм Роттердамский настойчиво призывал Йонаса обратиться к „истинному богословию» и предостерегал его от „ложных проповедников”, проповедующих не Слово Иисуса Христа, а измышления других людей, равно как и собственные умозаключения.

К моменту возвращения Йонаса в Эрфурт 2 мая 1519 г. его кандидатура уже была утверждена на пост ректора университета. Он сразу же попытался преобразовать учебное заведение, в чём-то всё ещё приверженное схоластическому духу, утвердить в нём принципы гуманизма и повысить его богословский статус. Даже если в ретроспективе эти реформы могут показаться незначительными, в своё время они получили массовое одобрение и были признаны большим успехом молодого ректора. Однако сам Йонас всё глубже погружался в теологию, всё больше и больше отдаляясь от идей гуманизма. Благодаря контактам с виттенбергскими богословами и реформационным событиям в Виттенберге у Йонаса начался, по его собственным словам, “прогрессирующий процесс саморазвития”, который превратил восторженного гуманиста в соратника Мартина Лютера. В 1527 году Юстус Йонас полностью отвернулся от Эразма Роттердамского.

Виттенбергский период

Пропст Замковой церкви

В середине 1520 г. Йонас вступил в тесный контакт с виттенбергскими богословами, завершив тем самым окончательный переход от юриспруденции к теологии и удостоившись похвалы за такой выбор непосредственно от Мартина Лютера. В январе 1521 года освободилось место пропста Виттенбергской Замковой церкви, и Георг Шпалатин, друг Йонаса со времён учёбы в Виттенберге, рекомендовал его кандидатуру курфюрсту Фридриху Мудрому с одобрения Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Последний, правда, хотел поначалу поручить эту должность Мутиану Руфусу, но тот отказался в пользу своего бывшего ученика. Лютер же, с которым Йонас очень сблизился во время совместного пребывания на Вормсском рейхстаге, однозначно настаивал на его кандидатуре. Ординация состоялась 6 июня 1521 г., а через две недели Юстус Йонас заявил курфюрсту, что хочет получить степень доктора богословия. Курфюрст лично освободил Йонаса от обязанностей лектора по каноническому праву. 17-го сентября ему было присвоено звание лиценциата, а 14-го октября — доктора богословия. Через три дня Юстус Йонас был принят на должность преподавателя богословского факультета. Он горячо поддерживал идеи Мартина Лютера, которые тот активно обсуждал со своими последователями во время пребывания в Вартбурге: осуждение частных месс, отмену различных церемоний и злоупотреблений в мессе, совершение Причастия в двух видах, возможность заключения брака для священников.

Наряду с Андреасом Боденштайном (Карлштадтом) Юстус Йонас стал одним из первых евангелических богословов, вступившим в официальный церковный брак и получившим полное одобрение со стороны Лютера. Однако литургия, проводимая Йонасом в Замковой церкви в соответствии со старыми традициями курфюрста, вызывала у него явное недовольство. Поэтому Йонас вместе с Иоганном Бугенхагеном разработал для коллегии Замковой церкви евангелический порядок литургии, в соответствии с которым 1 января 1525 г. там было проведено первое евангелическое богослужение, окончательно утвердившееся в Виттенберге с октября того же года.

Профессор Виттенбергского университета

В 1523 г. Юстус Йонас был назначен деканом богословского факультета и сохранял эту должность в течение десяти лет, искусно перемежая чтение своих лекций на латыни и на немецком языке. За это время ему дважды (в 1530 г. и в 1536 г.) довелось исполнять роль ректора Виттенбергского университета. В своей торжественной речи 17 июня 1533 года, посвящённой получению докторских степеней Иоганном Бугенхагеном, Каспаром Круцигером и Иоганном Эпинусом, он подчеркнул решающее значение теологии в наступившей новой эпохе. Позже он неоднократно возвращался к этому вопросу, называя теологию “наукой, с помощью которой человек учит и учится познавать мудрость и волю Бога”. Пребывание в должности ректора университета грозило Йонасу вовлечением в учёный спор между Каспаром Круцигером и Конрадом Кордатусом, на чём особенно настаивал последний. Однако Йонасу удалось уклониться от участия в прениях. Не исключено, что он уже тогда осознал зарождающееся расхождение между лютеранским и меланхтоновским пониманием богословия и хотел избежать необходимости выбора одной из сторон.

Виттенбергский реформатор

Особые заслуги Юстуса Йонаса проявились не столько за счёт написания собственных богословских трактатов, сколько благодаря его многочисленным переводам сочинений Лютера и Меланхтона с латыни на немецкий язык. Он также сыграл большую роль в создании перевода Библии Лютера, где выступал в роли одного из самых верных его помощников, советников и соратников. Именно переводы Йонаса сделали Писания доступными для широкой аудитории и, таким образом, способствовали широкому распространению реформаторской мысли.

Йонас был в числе тех, кто вместе с Лютером, Меланхтоном и Бугенхагеном разрабатывал планы посещений курфюрстом Иоганном Твёрдым церквей и школ в Саксонской Курляндии в 1528-1530 гг., а также участвовал в их проведении. В октябре 1529 г. он присутствовал на Марбургском диспуте между лютеранами и реформатами, вёл подробные и доверительные переговоры с Мартином Буцером о Символе веры в Триединого Бога, о Первородном грехе и многом другом. Им не удалось достичь взаимопонимания только по вопросу Причастия. Дальнейшие попытки объединения верхненемецких (под руководством Буцера) и виттенбергских реформаторов привели к созданию Книги Согласия в 1536 году, где была достигнута договоренность по формуле Причастия, разработанной Меланхтоном.

Ещё более значительным было его участие в рейхстаге, проходившем в Аугсбурге в 1530 г., и в создании Аугсбургского вероисповедания. Йонас работал над предварительным проектом статей в Торгау, в которых предлагалось обсуждение спорных моментов Символа веры и церковных обрядов. В Аугсбурге работа над окончательной редакцией евангелического Символа веры велась до последней минуты. Йонасу был поручен латинско-немецкий перевод предисловия Грегора Брюка. Обо всём этом он своевременно информировал Мартина Лютера, который вынужден был оставаться в то время в Вест-Кобурге.

Юстус Йонас также принимал активное участие в расширении и организации отдельных поместных церквей и церковных территорий. С 1532 года он поддерживал особенно тесные отношения с анхальтскими князьями. В 1538 году ему было поручено разработать и установить новый церковный порядок в Цербсте. Составленный им церковный Устав стал определяющим для всей последующей церковной организации княжества Анхальт и за его пределами. На основании этого Устава действовали и преемник Йонаса в Наумбурге Николаус Медлер, и курфюрст Иоахим II Гектор Бранденбургский.

Хотя Юстус Йонас и не присутствовал лично на Шмалькальденском сейме 1537 г., под принятыми там статьями стоит и его подпись, что свидетельствует об особой значимости его персоны для Реформации.

Следует также упомянуть его участие в проведении Реформации в 1537-1538 гг. в альбертинской части Саксонии при герцоге Генрихе IV. После смерти Георга Бородатого Йонас с Лютером получили доступ к лейпцигской церкви Святого Николая, где совместно проповедовали в день Пятидесятницы, что положило начало Реформации в Лейпциге.

Особые организаторские способности Юстуса Йонаса проявились в предложении создать консисторию, нацеленную на укрепление вероисповедания протестантской церкви, контроль над священством по всем богословским вопросам и своевременное реагирование в случае нарушений. Первоначально Йонас сам был членом Виттенбергской консистории. Однако по просьбе Лютера он был освобожден от этой обязанности, чтобы иметь возможность в большей мере посвятить себя профессорской деятельности.

Реформация в Галле

К началу Реформации Галле являлся излюбленной резиденцией архиепископа Альбрехта Бранденбургского, решительно выступавшего против всяких протестантских настроений в городе. Однако в обмен на уплату специального налога в размере 22 000 флоринов для погашения долгов землевладельцев галльскому городскому совету 28 марта 1541 г. удалось добиться назначения проповедником представителя Аугсбургского исповедания и пригласить на это место Иоганна Пфеффингера. Но вопреки их ожиданию, Пфеффингер отклонил это предложение, и тогда, по указанию Иоганна Фридриха I Саксонского, в Галле были направлены Юстус Йонас и его капеллан Андреас Поах. 15 апреля 1541 г. Йонас произнёс свою первую проповедь в церкви Св. Марии, а две недели спустя провёл Причастие в обоих видах, несмотря на сопротивление консерваторов во главе с Альбрехтом Бранденбургским. Для укрепления своих позиций Йонас пригласил в Галле известного юриста Килиана Гольдштейна в качестве личного юрисконсульта.

Постепенно приход, руководимый Юстусом Йонасом, настолько разросся, что маленькая церковь Св. Марии уже не вмещала всех прихожан. Йонасу приходилось проповедовать в госпитале, и тогда городской совет принял решение к Рождеству 1541 г. передать в ведение прихода монументальную церковь Св. Ульриха. Однако противники Реформации, в первую очередь доминиканцы и францисканцы, прилагали максимум усилий, чтобы помешать проповедям Йонаса. Для дальнейшего продвижения Реформации он подал в городской совет просьбу об упразднении монастырей. На основании его заключений 15 января 1542 года советом было вынесено предписание, запрещающее монахам вмешиваться в мирские дела. Реакция не заставила себя ждать. Летом 1542 г. во время открытия церкви Св. Морица (Маврикия) на Йонаса набросился монах с топором в руках с явным намерением зарубить его на пороге церкви. Кровопролитию помешали возмущённые прихожане, пришедшие послушать очередную проповедь.

Вскоре во всех трёх городских церквях Галле начали работать евангелические проповедники. Йонас, по примеру Виттенбергского церковного Устава, в 1543 году написал Галльский церковный Устав. Он также провёл реорганизацию системы школьного образования. С 1542 года он уже именовался суперинтендантом Галле, а 3 ноября 1544 г. был возведён в сан епископа. На основании апелляционного свидетельства, выданного 11 декабря, он стал приходским священником в церкви Св. Марии и суперинтендантом с полномочиями по всему Заальскому округу.

Прощание с Лютером

В январе 1546 года Юстус Йонас сопровождал Мартина Лютера в его поездке в Айслебен, куда тот направился по приглашению мансфельдских графов стать посредником в их семейном споре о распределении доходов от шахт и создании новой школы. Переговоры растянулись на три недели. В это время Лютер, уже давно страдавший различными хроническими заболеваниями, окончательно ослабел. Йонас непрестанно находился рядом с ним и в течение нескольких часов поддерживал в нём дух своими молитвами. Однако в понедельник, 18 февраля, в 3 часа утра, ему пришлось засвидетельствовать смерть своего друга и наставника. 19 февраля в айслебенской церкви Св. Андрея он произнёс заупокойную проповедь в адрес Мартина Лютера и по воле курфюрста перевёз его тело через Галле, Биттерфельд и Кемберг в Виттенберг, где оно было похоронено под кафедрой Замковой церкви. Смерть Лютера, с которым Йонас тесно сблизился за последние годы, полностью выбила его из колеи.

Последнее десятилетие

1546 год оказался для Юстуса Йонаса трагически переломным. Он не только лишился друга и покровителя в лице Мартина Лютера, но и полностью утратил своё влияние в Галле в результате печальных событий Шмалькальденской войны. 22 ноября 1546 года город был оккупирован войсками герцога Морица Саксонского, который взял под свой контроль епархии Магдебурга и Хальберштадта. Йонаса немедленно сослали в Морицбург и в присутствии Магдебургского архиепископа Иоганна Альбрехта Бранденбург-Ансбах-Кульмбахского обвинили в разжигании религиозной вражды. Хотя городской совет поддержал Йонаса, он был выслан из Галле в десятидневный срок. Юстус Йонас был вынужден перебраться вместе с семьёй сначала в Айслебен, затем в Мансфельд, а оттуда в Магдебург. И лишь после того, как 1 января 1547 г. Галле вновь перешёл во владение Иоганна Фридриха Великодушного, он смог туда вернуться. Теперь в Галле были упразднены монастыри и изгнаны монахи, во всех городских и пригородных церквях проведена Реформация.

По инициативе Меланхтона 11 июня 1547 г. Юстус Йонас получил назначение суперинтендантом в Хильдесхайм. Он вступил в должность, но пробыл там недолго и в апреле 1548 года вернулся в Галле под бурное одобрение населения. Однако восстановить здесь свою прежнюю должность ему не удалось из-за начавшихся расхождений с Меланхтоном. Йонас к этому времени принял точку зрения гнесиолютеран, которые обвиняли Меланхтона в чрезмерной уступчивости по отношению к католикам, поэтому ему пришлось довольствоваться ролью посредника в вопросах разработки Аугсбургского временного постановления и Лейпцигского интерима.

Йонас оставался в Галле два года, а в июле 1550 г. последовал приглашению герцога Иоганна Эрнста I и перебрался в Кобург, где получил назначение суперинтендантом. Здесь он продолжил борьбу за формирование евангельского учения, несмотря на то, что в это время уже тяжело страдал от желчнокаменной болезни. По поручению Альбрехта I Бранденбург-Ансбахского он вмешался в споры вокруг деятельности Андреаса Озиандера и составил против него экспертное заключение. В результате он на короткое время снова сблизился с Меланхтоном, но уже в ближайшем синергетическом споре относительно идей Маттиаса Флациуса снова занял позицию гнесиолютеран. В октябре 1552 года Иоганн Фридрих I Саксонский поручил Юстусу Йонасу привести в порядок церковные дела в евангелическом Регенсбурге. В течение десяти недель Йонас благополучно справлялся с этой задачей, несмотря на обострение болезни.

В августе 1553 года Йонас направился в Йену, чтобы принять участие в создании городского университета, но вместо этого принял приглашение своего бывшего курфюрста Иоганна Фридриха I и перебрался в Айсфельд в качестве пастора и суперинтенданта всей Кобургской Церкви. Для восстановления разрушенных церквей и школ он учредил консисторию в Регенсбурге.

Последние годы жизни Йонаса протекали тяжело. Его особенно измотали внутрипротестантские столкновения между гнесиолютеранами и филиппистами. Через несколько дней после заключения Аугсбургского религиозного мира Йонас умер на руках жены вечером 9 октября 1555 года. Его последние слова были обращены к Господу: «Господи Иисусе Христе, предаю душу мою в руки Твои, ибо Ты искупил меня!“

Поэтическое наследие

В 1523 г. Мартин Лютер выразил желание поучаствовать в создании немецких общинных песнопений и облёк в песенную форму 130-ый псалом. Год спустя Юстус Йонас последовал его примеру и также внёс свой вклад, отредактировав псалом 124 и связав его текст с другими библейскими отрывками, в частности, с 12-ым псалмом. В таком виде новый хорал вошёл в Сборник Евангельских песнопений.

Предположительно, весной 1545 года он добавил две строфы к трёхстрофному хоралу Мартина Лютера „Даруй нам Слова благодать!“ (К сожалению, до нас хорал дошёл только в первой трёхстрофной редакции, см. Сборник песнопений ЕЛЦ, 236). Для молитва и покаяния Йонас использовал 22-й и 79-й псалмы в переводе Лютера, а 9 июля 1546 года написал большой хорал „Господи Иисусе Христе, Боже мой“, состоявший из 15 строф, положенный на известную мелодию «Наш Отче, сущий в Небесах».

В том же году, когда курфюрст Иоганн Фридрих и герцог Филипп Гессенский участвовали в Шмалькальденской войне, Йонас занялся переложением 20-го псалма и создал хорал «Господь, Сын Божий, Саваоф! Да сохранит он вас в нужде!” Мелодия для хорала использовалась всё та же: “Наш Отче, сущий в Небесах”.

На сегодняшний день известно всего шесть церковных хоралов Юстаса Йонаса, но есть свидетельства создания и других его произведений, например, текст немецкого военного гимна против епископа Михаэля Хельдинга, написанный в 1548 г. Известно также, что ещё в 1539 году Йонас намекнул принцу Иоахиму Анхальтскому, что перевёл с латыни на немецкий язык гимн Аврелия Пруденция Клемента „Бог огня, источник душ”.

Свой эрфуртский “гуманистический” период Юстус Йонас отметил написанием светских стихов. Взяв за основу произведения Гелия Эобана Гесса и Людвига Лондергута на латыни, он в 1509-1510 гг. создал по их сюжетам в общей сложности 25 стихотворений на немецком языке.

Личная жизнь

Юстус Йонас был одним из первых рукоположенных священников, кто под влиянием Виттенбергского реформаторского движения, вступил в брак вопреки действующему каноническому праву.

9 февраля 1522 года он женился на Катарине Фальк, уроженке скромной анхальтской деревушки Бледдин под Кембергом. Лютер, который в то время сам ещё не был женат, поручил Йонасу дать достойный ответ Иоганну Фаберу, католическому богослову, в литературной форме выступившему против такого развития событий.

Йонас в своем ироничном сочинении открыто высмеял обвинения Фабера в якобы наносимом оскорблении достоинству брака и, в частности, брака священников. Он показал, что теологи могут практиковаться в вере, терпении, любви и несении креста, непосредственно погружаясь в трудности супружеской жизни. Йонас также рассматривал опыт брака как важное условие пастырской заботы о супружеских парах и именно в рождении детей видел смысл брака.

Сам Йонас в то время ещё не стал отцом. Супруга Катарина только через два с половиной года после свадьбы подарила ему первенца Иоганнеса, который, к сожалению, в трёхлетнем возрасте скончался от чумы. Катарина рожала ещё неоднократно, но большинство детей также умерло в младенчестве. Из всех выживших детей известна судьба только двоих: их второй сын Юстус Йонас-младший пошёл по пути отца, получил богословское и юридическое образование, стал теологом и дипломатом, был втянут в Грумбахскую ссору, казнён в 1567 г.; седьмая дочь София в марте 1549 г. вышла замуж за галльского магистра Каспара Вильгельма, завела детей и благополучно прожила в Галле всю жизнь. Имя Катарины Йонас часто фигурирует в упоминаниях о её тёзке — Катарине фон Бора, жене Мартина Лютера, с которой женщину связывала крепкая дружба.

В 1528 г. Йонас выкупил в собственность дом напротив Замковой церкви, пять лет назад предоставленный ему в пользование в качестве ректорской резиденции. Однако почти сразу же после покупки дома в городе началось строительство оборонительных укреплений. Строение пришлось частично снести, лишь много позже оно было отстроено заново.

Во время эпидемий чумы, периодически вспыхивающих в крупных городах, семья искала убежища у друга Йонаса Михаэля Мейенбурга в Нордхаузене. Катарина была верной подругой и надёжной опорой своему мужу на протяжении долгих двадцати лет. Однако их семейное счастье закончилось в Галле за два дня до Рождества 1542 г., когда утром 22-го декабря Катарина скончалась от родильной горячки, произведя на свет тринадцатого ребёнка. “Не плачьте, так угодно Господу Христу!” — обратилась она к близким на смертном одре.

Юстус Йонас, сверх головы заваленный разнообразными служебными обязанностями, остался один на один со своим горем в окружении пяти несовершеннолетних детей, нуждающихся в уходе и заботе. Это вынудило его задуматься о повторном браке. Его избранницей стала двадцатидвухлетняя уроженка Галле по имени Магладена.

Лютер, узнав о намерении Йонаса, предостерёг его от скорой женитьбы до истечения траурного года, ибо по законам того времени такой брак мог расцениваться как двоежёнство. Однако Йонас не прислушался к совету друга и в июне 1543 г. обвенчался с Магдаленой. Новая жена родила ему близнецов, из которых выжил только один по имени Мартин. В мае 1547 г., когда семья находилась в бегах во время владычества герцога Морица, Магдалена в Госларе произвела на свет сына Филиппа. К сожалению, здоровье и силы молодой женщины были подорваны потрясениями Шмалькальденской войны, постоянной сменой места жительства и бытовой неустроенностью. Она скончалась, как и Катарина, в Галле 8 июля 1549 года.

Однако пятидесятисемилетний Юстус Йонас, страдавший приступами артрита, подагры и желчекаменной болезни, отягощёнными жестокой депрессией, не представлял своей жизни без надёжной спутницы рядом. В мае 1550 г. он женился на Маргарете Фарнрёдер из Наумбурга (Заале). Она сопровождала Йонаса на его последнем жизненном этапе, ухаживала за ним и всячески старалась облегчить его страдания во время болезни.

Из-за страха оставить Маргарету вдовой без средств к существованию после своей смерти, Йонас обратился к тогдашнему курфюрсту Августу Саксонскому с просьбой выплатить ему пенсию в размере 100 флоринов в год, которую обещал ему Иоганн Фридрих I, но выплата которой с 1547 года была прекращена. Однако курфюрст в восстановлении пенсии ему отказал.

За время бегства из Галле Юстус Йонас практически лишился всего своего состояния. Он всеми силами пытался вернуть себе средства, но почти безуспешно. Ему ничего не оставалось, кроме как писать князьям и друзьям прошения о пожертвованиях. В связи с этим ему также пришлось потребовать в судебном порядке от своего брата выделение причитающейся ему доли отцовского наследства. И лишь после получения последней должности в Айсфельде незадолго до своей кончины Йонаса финансовое положение семьи несколько улучшилось.

Память

Юстус Йонас, без сомнения, принадлежит ко второму звену реформаторов, находясь в одном ряду с Иоганном Бугенхагеном, Каспером Круцигером-старшим, и другими. Известный богослов и историк Лютеранской Церкви Вальтер Делиус называл Юстуса Йонаса третьим по значимости лицом Реформации после Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона, а также “отцом лютеранской ортодоксии”.

В родном городе Йонаса Нордхаузене лютеранско-евангелическая церковь носит сегодня его имя. В Айсфельде — городе, где реформатор Йонас нашёл своё последнее пристанище, перед церковью Св. Троицы в его честь установлен памятник. В музеях Берлина и Вольфенбюттеля висят его портреты работы Лукаса Кранаха-младшего, написанные в 1543 г.

В именном календаре Евангелическо-Лютеранской Церкви 9 октября значится как день памяти Юстуса Йонаса.

Аналитический литературный обзор и перевод с немецкого Ольги Зайтц

Источник

Фото на заставке: Юстус Йонас — друг и помощник Мартина Лютера, профессор богословия и пробст в Виттенберге.