Home ХроникаДень памяти и скорби российских немцев

День памяти и скорби российских немцев

28 августа 2006 года  на старинном немецком кладбище на Арском поле у захоронения семьи Банк собрались представители лютеранско-немецкого сообщества Казани.

Принудительное выселение немцев, проживавших в Поволжье, было санкционировано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года. В этом указе, отмененном в 1964 году из-за содержащихся в нем огульных обвинений в отношении немецкого населения, утверждалось, что «среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья». «В связи с этим Государственному комитету обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья…»

В городах и селах Поволжья их к тому времени проживало около 360 тысяч человек. Причем основная масса находилась в селах, крестьянствовала. Если иметь в виду, что это число «360 тысяч» включало детей и стариков, о каких десятках тысяч диверсантов и шпионов можно было вести речь?

Между тем ликвидационные мероприятия проводились в полном объеме. С помощью внутренних войск в максимально короткие сроки началась тотальная депортация и одновременно ограбление немецких граждан российского государства. Переселенцам разрешалось брать с собой личное имущество, мелкий бытовой инвентарь и продовольствие на десять дней. Первыми были сорваны с мест немцы Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей. В сентябре 1941 года Государственным комитетом обороны было принято решение о переселении немцев из Азербайджанской, Грузинской, Армянской, Туркменской, Таджикской, Киргизской ССР и других мест.

Всего предлагалось переселить 302288 человек. Руководство переселением было возложено на НКВД СССР. Эта депортация по сталинскому рецепту была с явными чертами геноцида. Из 1,8 миллиона немцев, живших в СССР, в ходе депортации было убито, заморено голодом около 1 миллиона.

В одном из постановлений читаем: «В дни проведения операций НКВД надлежало выставить милицейские заслоны на перекрестках дорог для задержания лиц, которые пытаются укрыться от переселения». Немцев рекомендовалось снимать с любой умственной работы и переводить на тяжелую физическую.

За примерами не надо далеко ходить, достаточно познакомиться с историей Челябинского металлургического комбината. «Там немцев направляли работать только на коксохим или в железнодорожный цех на ремонт путей», — говорит Фридрих Генрихович Шнайдер, бывший работник комбината. «На Челябинском мясокомбинате женщину-бухгалтера уволили с работы только за то, что она немка, хотя руководство комбината защищало ее как исключительно добросовестную, трудолюбивую работницу», — рассказывает бывший главный инженер мясокомбината Серафим Никитич Миронов.

После «черного» указа от 28 августа 1941 года вышел приказ N 35105 от 8 сентября 1941 года — «Об отчислении граждан немецкой национальности из армии, в том числе и из действующей». Они направлялись во внутренние округа в строительные части (в трудармию НКВД), за колючую проволоку. Многие получали пожизненный срок без разбирательства и суда.

В 1948 году Президиум Верховного Совета CCCР принял указ, запрещающий немцам возвращаться к прежним местам жительства. В случае нарушения был установлен срок — 20 лет заключения на каторжных работах. Лишь после смерти Сталина были отменены многие правовые ограничения, ликвидирована система спецучёта.

В настоящее время день 28 августа отмечается как День памяти и скорби российских немцев.

28 августа 2006 года к 17.00 на старинном немецком кладбище на Арском поле у захоронения семьи Банк собрались представители лютеранско-немецкого сообщества Казани. В возжигании свечей на немецких могилах и проведении краткого траурного молебна на Арском кладбище приняли участие 18 человек.

Затем все направились в лютеранскую кирху, где были организован вечер памяти, с чаепитием и концертом траурной музыки, исполненной камерным оркестром духовной музыки «Wiedergeburt» и вокальной группой «Freude».

В. Г. Диц


Добавить комментарий