Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 14.02.2021
Лютеранское богослужение 14.02.2021

Лютеранское богослужение 14.02.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch Februar 2021: Freut euch darüber, dass eure Namen im Himmel verzeichnet sind! Lukas 10:20

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах- Лк 10:20

Estomihi

14 февраля 2021 года, в Воскресенье перед Страстным временем (Sonntag vor der Passionszeit – Estomihi) в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения восьмого в этом году богослужения собрались 20 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 11 российских немцев, и 5 слушателей воскресно-субботних концертов органной музыки в кирхе:

  • Банзен Артур Тимурович – кюстер, пономарь
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор, председатель Совета ЕЛО
  • Гундин Сергей Иванович
  • Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
  • Гундина (Эльберг) Олеся Сергеевна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • Новикова Анна Олеговна
  • Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна
  • Нуруллоева Фарида Содиковна – органистка
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Салагаева (Бромберг) Елена Леонидовна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Федушкина Анна Степановна
  • Шаймурзин Дамир Маратович

5 слушателей органной музыки

  • Послание: Евр 4:12-13. Читал – по-русски – Андрей Анатольевич Деляев.
  • Евангелие: Лк 8:4-15. Читал – по-русски – Артур Тимурович Банзен.
  • Проповедь: Лк 8:4-15. Читал – по-русски – Давыд Яковлевич Горн, пастор.

В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены вспомогательныё тематические материалы:

Сыропустное воскресенье (к ж ɪ ŋ к ж ə dʒ ɛ s ɪ м ə) является одним из имён, используемых в западнохристианских Церквях США в воскресенье перед Пепельной средой. Его также называют Quinquagesima Sunday, Quinquagesimae, Estomihi, Масленичное воскресенье или воскресенье, следующее перед Великим постом.

Название «Quinquagesima» происходит от латинского «quinquagesimus» («пятидесятый»). Это относится к пятидесяти дням до дня Пасхи с использованием инклюзивного подсчёта, который учитывает оба воскресенья (при обычном подсчёте учитывается только одно из них). Поскольку сорок дней Великого поста не включают воскресенья, первый день поста, Пепельная среда, следует за воскресеньем Квинквадесима всего через три дня. Название Estomihi происходит от Incipit (или вводных слов Introit) на воскресенье, на латыни: «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» (Пс 30:3б).

Самое раннее воскресенье Quinquagesima может наступить 1 февраля, а самое позднее – 7 марта. Последние и предстоящие даты: 3 марта 2019, 23 февраля 2020, 14 февраля 2021, 27 февраля 2022, 19 февраля 2023, 11 февраля 2024.

Римская католическая церковь. В Римско-католической церкви сроки этого воскресенья (и двух непосредственно перед ним – Сексагесима и Септуагесима ) были отменены в ходе реформ, последовавших за Вторым Ватиканским собором, и эти воскресенья являются частью обычного времени. Согласно реформированному римско-католическому календарю, это воскресенье теперь известно под номером в обычном времени – с четвёртого по девятое, в зависимости от даты Пасхи. Ранняя форма римского обряда со ссылками на воскресенье Quinquagesima, а также на воскресенья Sexagesima и Septuagesima по-прежнему соблюдается в некоторых общинах. В традиционных лекционарах воскресенье концентрируется на Лк 18:31-43: «Иисус отвёл двенадцать в сторону и сказал: « Вот, мы идем в Иерусалим, и всё, что написано пророками о Сыне Человеческом, сбудется»… Ученики, однако, ничего из этого не поняли, за чем из стиха 35 следует версия Луки об исцелении слепых близ Иерихона. Отрывок предвещает темы Великого поста и Страстной недели. В большинстве церквей пальмы, освящённые в Вербное воскресенье прошлого года, сжигают в этот день после последней Мессы, пепел этих сожжённых пальм используется для литургии Пепельной среды.

Англиканская община. Это воскресенье имеет разные названия в двух календарях, используемых в англиканской церкви: в календаре Книги общих молитв (1662) это воскресенье известно как Quinquagesima, а в календаре общего поклонения (2000) оно известно как воскресенье, следующее перед Великим постом. В этом последнем календаре это часть периода Обычного Времени, который приходится на праздники Сретения Христа в Храме (конец сезона Крещения) и Пепельную Среду.

Пересмотренный Common Lectionary. В пересмотренном Общем лекционарии воскресенье перед Великим постом обозначено как «воскресенье Преображения», а чтение Евангелия – это история Преображения Иисуса от Матфея, Марка или Луки. Некоторые церкви, чьи лекционеры происходят из RCL, например, из Англиканской церкви, используют эти чтения, но не называют воскресенье «воскресеньем Преображения Господня».

Eine Sache noch:

Воскресенье перед Страстным временем (Будь мне каменною твердынею. Пс 30:3) // Quinquagesimae / Estomihi / Esto mihi (Sei mir ein starker Fels! Ps 31:3)

Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом! (Лк 18:31)

Seht, wir gehen hinauf nach Jerusalem, und es wird alles vollendet werden, was geschrieben ist

durch die Propheten von dem Menschensohn. (Lk 18:31)

Название Estomihi произошло из латинских слов антифона к вступительному псалму: esto mihi in lapidem fortissimum et in domum munitam ut salves me (Пс 30:3б «будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня»).

В это воскресенье напряжение снова возрастает, так как делается акцент на страдании как на важной части Спасения и следования за Иисусом. Чтение из Евангелия на это воскресенье содержит два важных высказывания: предсказание Иисуса о Своих страданиях и призыв к следованию за Иисусом под Крестом: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк 8:35б).

Чтение же из Послания – гимн о любви (1 Кор 13). Конечно, любовь и ученичество тесно связаны друг с другом, но молитвы по-разному акцентуируют эти две темы.

А ветхозаветное чтение добавляет ещё критику культа, ставя важный акцент перед Великим Постом.

В эту неделю важно то, что в Пепельную среду начинается Великий Пост.

Какие праздничные и памятные дни ожидают казанских лютеран – членов Евангелическо-лютеранской общины св. Екатерины г. Казани немецкой традиции в марте 2021 года (с учётом продолжающегося развития общелютеранского литургического календаря на базе календарей наиболее «теологически и практически продвинутых» (например, в сравнении с приостановившимися в своём развитии европейскими лютеранскими деноминациями) 15 североамериканских лютеранских Церквей (Евангелическо-лютеранская церковь в Америке – ЕЛЦА (9100 конгрегаций, 3,8 млн. членов), англ. Evangelical Lutheran Church in America – ELCA, нем. Die Evangelisch-Lutherische Kirche in Amerika – ELKA; Лютеранская церковь – Миссурийский синод, ЛЦМС (6046 конгрегаций, 2,1 млн. членов), англ. The Lutheran Church – Missouri Synod, LCMS, нем. Lutherische Kirche – Missouri-Synode, LC-MS; Висконсинский евангелический лютеранский синод – ВЕЛС (1276 конгрегаций, 0,35 млн. членов), нем. Die Evangelisch-Lutherische Wisconsin-Synode – ELWS, англ. Wisconsin Evangelical Lutheran Synod – WELS, Евангелическо-лютеранский синод – ЕЛС (130 конгрегаций, 19, 4 тыс. членов), англ. Evangelical Lutheran Synod – ELS, нем. Evangelisch-Lutherische Synode – ELS, и ещё 11 активных до настоящего времени деноминационных объединений лютеран); ниже указана – на английском языке – выдержка из действующего в наши дни литургического календаря ЕЛЦА – самой многочисленной лютеранской Церкви в США:

March

  • 1 George Herbert, hymnwriter, 1633 W
  • 2 John Wesley, 1791; Charles Wesley, 1788; renewers of the church W
  • 7 Perpetua and Felicity and companions, martyrs at Carthage, 202 S/R
  • 10 Harriet Tubman, 1913; Sojourner Truth, 1883; renewers of society W
  • 12 Gregory the Great, Bishop of Rome, 604 W
  • 17 Patrick, bishop, missionary to Ireland, 461 W
  • 19 JOSEPH, GUARDIAN OF JESUS W
  • 21 Thomas Cranmer, Bishop of Canterbury, martyr, 1556 S/R
  • 22 Jonathan Edwards, teacher, missionary to American Indians, 1758 W
  • 24 Oscar Arnulfo Romero, Bishop of El Salvador, martyr, 1980 S/R
  • 25 ANNUNCIATION OF OUR LORD W
  • 29 Hans Nielsen Hauge, renewer of the church, 1824 W
  • 31 John Donne, poet, 1631 W

März

Jesus antwortete: Ich sage euch: Wenn diese schweigen werden, so werden die Steine schreien. (Lukas 19:40)

Иисус сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. (Лк 19:40)

1 марта, понедельник

ELCA: День памяти Джорджа Герберта, англиканского священника, автора гимнов (†1.03.1633)

Джордж Херберт, также Джордж Герберт (англ. George Herbert; 3 апреля 1593, Монтгомери, Уэльс – 1 марта 1633, Бимертон, Уилтшир) – английский поэт-метафизик, автор духовной лирики, англиканский священник.

День памяти св. Дэвида, апостола Уэльса (†1.03.589)

День святого Дэвида (Saint David’s Day), покровителя Уэльса – один из важных праздников для жителей Уэльса; празднуется как патриотический и культурный фестиваль Уэльса во всём мире. Чествуют святого Дэвида не только валлийцы, но и жители других стран, предки которых жили в Уэльсе. В Нью-Йорке небоскрёб Эмпайр Стейт Билдинг в этот день подсвечен в зелёно-красно-белые цвета.

Многие пророки говорили, что при рождении Дэвида ему предрекалось много чудес. 1 марта является днём смерти Дэвида. День святого Дэвида отмечается как религиозный фестиваль в Протестантской Реформации с XVI столетия. В XVIII столетии этот день стал национальным фестивалем Уэльса и является таковым по сей день.

Сведения о святом Дэвиде, церковном деятеле второй половины VI века, дошли до наших дней из работы некоего Ригифарка, жившего в конце XI века. Как гласит легенда, за 30 лет до рождения Дэвида к святому Патрику снизошёл ангел и сообщил ему, что в Уэльсе родится великий святой. В этот день повсюду видны изображения святого Дэвида.

Отец святого Дэвида был князем по имени Санд. Мать, которую звали Нонна (по-валлийски Нон), тоже имела дворянские корни. Существует версия, что она приходилась племянницей знаменитому бриттскому королю Артуру. Санд просил руки Нон, ему было отказано, но он не смог сдержать своего влечения к девушке. Согласно легенде, когда мальчик родился, небо пронзила молния и разбила скалу пополам.

Монах по имени Павлиний был учителем святого Дэвида. Монах был слеп. Дэвид исцелил монаха, осенив того крестным знамением. Павлиний благословил Дэвида проповедовать христианскую веру на территории Британии, просвещать древних кельтов. Считается, что за годы странствий Дэвид основал 12 монастырей. Святой Дэвид призывал монахов вести скромную жизнь и усердно работать.

Слава о святом Дэвиде ещё при жизни разлетелась по всей Британии. Его хижина стала местом паломничества. Одна из самых известных легенд о святом Дэвиде рассказывает о том, что во время его обращения к пастве земля под его ногами поднялась, образуя холм. В 640 году между валлийцами под предводительством короля Уэльса Кадвалладера (Cad-wallader) и саксами произошла битва, во время которой святой Дэвид предложил валлийцам прикрепить к шляпам стебли лука-порея, чтобы отличить себя от врагов. Битва была выиграна.

Святой Дэвид в 1120 году был канонизирован римской церковью как первосвященник, обращавший в христианство кельтские племена, а лук-порей стал эмблемой славы Уэльса.

В этот день повсюду видны изображения святого Дэвида с голубкой на плече – символом святого духа. Многие валлийцы прикрепляют к одежде национальные символы – нарцисс или лук-порей. В Кардиффе, столице Уэльса, проходят праздничные мероприятия, а на столах в каждой валлийской семье бывает традиционный суп из лука-порея – Cawl Cennin. Дети приходят в этот день в школу одетыми в национальные костюмы. А подростки обычно устраивают конкурсы хорового пения.

LW: День памяти Германа Самуила Реймаруса (†1.03.1768)

Герман Самуил Реймарус (22 декабря 1694 – 1 марта 1768) – немецкий историк и философ, представитель деизма, почётный член Петербургской академии наук.

Реймарус верил в Бога как первопричину, но отрицал истинность Библии и возможность Откровения. Он считается одним из родоначальников библейской критики, поскольку одним из первых стал подмечать противоречия в Библии (главным образом, относительно событий Исхода).  В Иисусе Христе Реймарус видел простого галилейского бунтаря, чья миссия закончилась провалом и чью легенду создали его ученики.

При жизни Реймаруса его сочинения выходили анонимно.

2 марта, вторник

ELCA: День памяти английских братьев-священников Джона (†1.02.1791) и Чарльза Уэсли (†29.03.1788)

Джон Уэсли (17 июня 1703, Эпворт, графство Линкольншир, Англия – 2 марта 1791, Лондон, Англия) – английский протестантский проповедник и основатель (совместно с Джорджем Уайтфильдом (1714-1770) методизма. Он вошёл в историю Церкви как классик и вдохновитель ревивализма – реформации жизни, а не учения, так как его деятельность была направлена на поднятие духовного и морального уровня церкви, а не на перестройку богословского учения.

Уэсли родился в семье нонформистов, но позже их отец стал служителем в официальной англиканской церкви в Линкольншире. Их семья славилась образованностью и одарённостью, отец и мать отличались глубоким благочестием и духовностью. В семье Уэсли было девятнадцать детей. Джон Уэсли был пятнадцатым, а его брат, Чарльз, – восемнадцатым ребёнком в семье. Когда Джону было всего пять лет, их дом загорелся, и он оказался в ловушке, но в последнюю минуту его всё же удалось вытащить из окна второго этажа. За это мать часто называла его «головнёй, вытащенной из огня» (Зах 3:2) и сохранённой для особого предназначения».

Поскольку целью методизма было – оживить церковь, а не реформировать её учение, то методисты не сильно отличались от англиканской церкви (они не хотели официально отделяться), то есть многое у них было заимствовано из государственной церкви. Также, в общении допускалось проповедничество женщин. «Каждый методист был членом поместной общины. Общины далее разделялись на группы, дабы лидеры имели возможность беседовать с людьми об их духовности и поведении. Другие особые группы были созданы для того, чтобы оказывать помощь членам, которые желали окрепнуть духовно или обрести более полную победу. Члены этих групп были подотчётны друг другу, а также наставляли друг друга, чего нельзя было достичь используя другие средства». Также, одним из направлений методизма была социальная работа. Члены общества посещали тюрьмы, больных и помогали бедным. Помимо всего прочего, методизм вёл энергичную борьбу за прекращение рабства и торговли неграми.

Чарльз Уэсли (18 декабря 1707, Северный Линкольншир, Йоркшир и Хамбер, Англия – 29 марта 1788, Лондон) – младший брат богослова Джона Уэсли, основателя методизма, автор более 5500 евангельских гимнов, многие из которых до сих пор исполняются в протестантских церквях.

3 марта, среда

LW: День памяти Иоганна Фридриха Великодушного (†3.03.1554)

Иоганн Фридрих Великодушный (1503-1554), курфюрст Саксонии (Дом Веттинов) – прямой предок (по мужской линии) английской королевы Елизаветы II, её пра(11)дед.

Иоанн Фридрих I, Иоанн Фредерик I (нем. Иоганн Фридрих I; 30 июня 1503, Торгау – 3 марта 1554, Веймар), прозванный Великодушным, был курфюрстом Саксонии (1532-1547) и главой Шмалькальдской лиги.

4 марта, четверг

LW: День памяти Карла Рудольфа Хагенбаха (†7.06.1874)

Карл Рудольф Хагенбах (4 марта 1801, Базель – 7 июня 1874, Базель) был швейцарским церковным богословом и историком. Его особенно интересовала протестантская Реформация и ее деятели.

Жизнь. Хагенбах родился в Базеле, где его отец был практикующим врачом и профессором анатомии и ботаники в университете. Его предварительное образование было в песталоцкой школе, а затем в гимназии, откуда он со временем перешёл в недавно реорганизованный местный университет. Он рано посвятил себя богословским исследованиям и служению церкви, в то же время лелея и развивая широкие «гуманистические» тенденции, которые находили выражение во многих отношениях и особенно в восторженном восхищении трудами Гердера. Годы 1820-1823 были проведены сначала в Бонне, где G. C. F. Lucke (1791-1855) оказал сильное влияние на его мысли, а затем в Берлине, где Шлейермахер и Неандер стали его хозяевами. Вернувшись в 1823 году в Базель, где В. М. Л. де Ветте был недавно назначен на кафедру теологии, он очень отличился своей пробной диссертацией «Observationes Historical-hermeneuticae circa Origenis methodum Interferenceten-dae sacrae Scripturae»; в 1824 году он стал экстраординарным профессором, а в 1829 году ординарным профессором богословия. Помимо своих академических трудов, связанных с историей догматов и церкви, он прожил жизнь огромной и разнообразной полезности как теолог, проповедник и гражданин; и на его юбилее в 1873 году не только университет и город Базель, но и различные церкви Швейцарии объединились, чтобы воздать ему честь. Он умер в Базеле 7 июня 1874 года.

Хагенбах был объёмным писателем, известным как писатель по истории церкви. Хотя его лекции ни столь образованы и сжаты, как вклады Гизелера, ни столь оригинальны и глубоки, как у Неандера, они ясны, привлекательны и свободны от узких сектантских предрассудков. В догматике, хотя он открыто был сторонником теологии посредничества (нем. Vermittelungstheologie ), основанной на фундаментальных концепциях Гердера и Шлейермахера, он был гораздо менее революционен, чем многие другие представители его школы. Он стремился сохранить старые конфессиональные документы и сделать так, чтобы объективность преобладала над чисто субъективным подходом к теологическим вопросам. Но сам он осознавал, что в своём стремлении сделать это не всегда ему удавалось, и что его очерчивание христианской догмы часто показывало колеблющуюся и неуверенную руку.

Его работы включают:

  • Tabellarische Übersicht der Dogmengeschichte (1828 г.).
  • Encyclopädie u. Methodologie der theol. Wissenschaften (1833/1889; англ. пер., 1884/1891).
  • Vorlesungen über Wesen u. Geschichte der Reformation u. des Protestantismus (1834-1843; т. 1–2 ; т. 3 ; т. 4 ; англ. пер., т. 1, 1878 ; т. 2, 1879).
  • Lehrbuch der Dogmengeschichte (1840-1841, 5 изд., 1867; англ. Пер., Т. 1, 1850 , т. 2, 1861). Die Kirchengeschichte des 18. und 19. Jahrhunderts: Aus dem Standpunkte des evangelischen Protestantismus ( Часть I, 1848 ; англ. Пер., Т. 1, 1870 ; т. 2, 1870).
  • Vorlesungen über die Geschichte der alten Kirche (1853-1855).
  • Vorlesungen über die Kirchengeschichte des Mittelalters (1860-1861).
  • Немецкий рационализм в его подъёме, прогрессе и упадке в отношении теологов, учёных, поэтов, философов и народа (1865).
  • Grundlinien der Homiletik u. Литургик (1863) Иоганн Эколампад и Освальд Миконий, реформатор Базель.
  • Leben und ausgewählte Schriften (1859). Geschichte der theologische Schule Basels (1860).
  • Предигтен («Проповеди», Базель, 1858-1875).
  • Luther und seine Zeit, сборник стихов («Лютер и его время», 1838 г.)
  • Гедихте («Стихи», Базель, 1846).

В лекции по церковной истории под общим названием Лекций по теории «Über Kirchengeschichte von дер ältesten Zeit bis zum 19-ten Jahrhundert» были переизданы в семи томах (1868-1872).

Он отредактировал Kirchenblatt für die remierte Schweiz (с 1845 по 1868 год), а также серию биографий реформаторов реформатской церкви с отрывками из их сочинений (Leben und Schriften der Väter und Begründer der regierten Kirche, Elberfeld, 1857-1857). 1862, 10 томов), в которую он вложил жизни Эколампадия и Освальда Микония (1859, см. выше).

5 марта, пятница

Всемирный день молитвы (ВДМ) / Всемирный день женской молитвы //

Ökumenischer Weltgebetstag / Weltgebetstag der Frauen vom Vanuatu / Frauen laden ein

Всемирный День молитвы (ВДМ) проходит каждую первую пятницу марта. ВДМ – это существующее более 100 лет всемирное движение христианок различных конфессий, которые ежегодно собираются на общую молитву. В движении участвуют христианки более 170 стран. В ЕЛЦ этот день празднуется с 1993 года: впервые в Киеве, а затем, с 1995 года – в Санкт-Петербурге. С 2002 года регулярно проводятся подготовительные семинары к ВДМ.

Текст ежегодной общей молитвы пишут поочередно представительницы какой-либо одной страны. Готовясь к ВДМ, участницы повсюду основательно знакомятся с соответствующей страной и жизнью её женщин. Творческое воплощение молитвы и глубокое толкование предложенных библейских текстов позволяет лучше понять жизненную ситуацию женщин конкретной страны. Женщины готовят богослужение для всей общины, всех женщин и мужчин, внося тем самым активный вклад в её духовную жизнь. ВДМ  празднуется с воодушевлением и творчески, во многих случаях он собирает вместе представительниц разных конфессий, внося важный вклад в развитие межцерковного сотрудничества. Общая молитва укрепляет солидарность христианок разных стран и народов.

Собранные пожертвования используются для женских проектов во всём мире и способствуют более справедливому положению женщин.

Символом ВДМ является крест на фоне круга, обозначающего земной шар. Четыре прямоугольных угла, составляющие крест, символизируют коленопреклонённых женщин, молящихся Богу, оборотившись на четыре разные стороны света.

Страна 2021 года – Вануату. Название страны в переводе означает ««эта земля навсегда». Вануату – тихоокеанское государство в Меланезии. Граничит на севере с водами Соломоновых Островов, на западе – с экономической зоной Австралии, на юго-западе – с территориальными водами Новой Каледонии, на востоке – с территориальными водами Фиджи.  Женщины Вануату подготовили порядок богослужения и некоторые материалы о своей стране. Мы будем публиковать информацию из Вануату и собственные материалы о Вануату на сайте Немецкого Дома Республики Татарстан в преддверии и после праздника 5 марта 2021 года.

LW: День памяти Германа Фридриха Кольбрюгге (†5.03.1875)

Герман Фридрих Кольбрюгге (15 августа 1803, Амстердам – 5 марта 1875, Эльберфельд) вырос в Амстердаме. Его родной отец был немцем; он и его семья посещали лютеранскую церковь в Нидерландах. Герман хорошо учился в школе и был допущен к изучению искусств в Утрехтском университете. Вскоре после смерти отца он выполнил обещание, данное отцу, и посвятил себя изучению теологии. В конце концов, Кольбрюгге получил высшее образование и написал диссертацию по 45-му Псалму, назвав этот Псалом свадебной песней для Христа и Его народа.

6 марта, суббота

LW: День памяти св. Фридолина, легендарного ирландского миссионера, апостола Верхнего Рейна (†6.03.650)

Святой Фридолин (иначе Фридолин Сэкингенский) – легендарный ирландский миссионер, апостол Алеманнии и основатель Сэкингенского аббатства на Верхнем Рейне. Он также является покровителем швейцарского кантона Гларус. Его самая старая биография датируется X или XI веком. Более поздняя традиция помещает начало его миссии во время правления Хлодвига I (годы правления 509-511) и его смерть во время правления Теудеберта I (годы правления 533-548). Датой его смерти традиционно считается 6 марта либо 538, либо 540 года. Современная историография имеет тенденцию относить основателя аббатства Сэкинген (Зекинген) к VII, а не VI веку, предварительно предполагая существование исторического святого Фридолина при Хлодвиге II (639-657), а не Хлодвиге I.

Святой Фридолин изображён на знамени Гларуса, использованном в битве при Нефельсе (1388).

Покровитель: (Франция – Эльзас, Швейцария – город и кантон Гларус.

Умер в Зекингене (Германия).

7 марта, воскресенье лц фиолетовый

Третье воскресенье Страстного времени (Очи мои всегда к Господу. Пс 24:15) // 3. Sonntag der Passionszeit – Oculi (Meine Augen sehen stets auf den Herrn. Psalm 25:15)

Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия. (Лк 9:62)

Wer die Hand an den Pflug legt und sieht zurück, der ist nicht geschickt für das Reich Gottes. (Lukas 9:62)

Название этого воскресенья – от начала латинского антифона: «Oculi mei semper ad Dominum, quoniam ipse evellet de laqueo pedes meos» (Пс 24:15 «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои»). В сочетании с этим стихом из псалма из Евангелия снова читается жёсткий текст. Кто оглядывается на узы, которые привязывают его к прошлому, тот негоден для Царства Божьего. Сын Человеческий – «бездомный» на земле, и кто хочет за Ним следовать, должен оставить свой «дом» – безопасность, порядок, тепло – без всяких оглядок. Это одна из самых жёстких формулировок призыва к следованию за Иисусом – неудивительно, что отклик в молитвах дня скорее робок. Чтение из послания идет на шаг дальше – там формулируются новые «правила дома» для Божьих детей – однако с предостережением от домашнего общения неверного характера. О том, с чем человек рискует встретиться на этом пути, рассказывает ветхозаветное чтение: Илие пришлось бежать в пустыню без домов.

LW: День памяти св. Фомы Аквинского (†7.03.1274)

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d’Aquino; родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино – умер 9 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) – итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схо-ластики, учитель Церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего – в сверхъестественном откровении.

СЕЛЦ: Свв. Перпетуя и Фелиция (Фелицитата), мученицы, и мученики Сатир (Сатур), Секунд, Ревокат и Саторнил (Сатурнил) (Карфаген, провинция Африка, †203)

Свя­тая му­че­ни­ца Пер­пе­туя про­ис­хо­ди­ла из ро­да пат­ри­ци­ев и жи­ла в Кар­фа­гене. Тай­но от сво­е­го от­ца, убеж­дён­но­го языч­ни­ка, она при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние, уве­ро­вав в Спа­си­те­ля, и спо­до­би­лась му­че­ни­че­ской кон­чи­ны вме­сте со сво­им бра­том Са­ти­ром, слу­жан­кой Фили­ци­та­той и юно­ша­ми Ре­во­ка­том, Са­тор­ни­лом и Се­кун­дом, ко­то­рые так­же го­то­ви­лись стать хри­сти­а­на­ми. Несмот­ря на уго­во­ры от­ца, на­стой­чи­во взы­вав­ше­го к её ма­те­рин­ско­му чув­ству, ра­но ов­до­вев­шая 22-лет­няя свя­тая Пер­пе­туя пре­одо­ле­ла зем­ную при­вя­зан­ность к лю­би­мо­му сво­е­му груд­но­му мла­ден­цу ра­ди Жиз­ни Небес­ной. Пе­ред каз­нью свя­тая име­ла от Бо­га ви­де­ние, укре­пив­шее её ду­шев­ные си­лы. Свя­той Се­кунд скон­чал­ся в тем­ни­це, а осталь­ные му­че­ни­ки бы­ли от­да­ны на рас­тер­за­ние зве­рям. Од­на­ко зве­ри не кос­ну­лись осуж­дён­ных, и то­гда все они бы­ли умерщ­вле­ны ме­чом. Это про­изо­шло око­ло 203 го­да.

8 марта, понедельник

Internationaler Frauentag

Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек. (2Пар 14:11)

Herr, du bist unser Gott, gegen dich vermag kein Mensch etwas. (2Chr 14:10)

Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. (2Кор 12:9)

Ich will mich am allerliebsten rühmen meiner Schwachheit, auf dass die Kraft Christi bei mir wohne. (2Kor 12:10)

День памяти Захарии Урсина (†1583)

Захария Урсин (лат. Zacharius Ursinus, собственно Bär,) (* 18 июля 1534, Бреслау — † 6 марта 1583, Нойштадт) – немецкий реформатор.

Захария Урсин родился 18 июля 1534 года в городе Бреслау. Образование получил сначала в Виттенберге (1550-1557), где его учителем был Меланхтон. Затем в Женеве и Париже.

В 1558 году был назначен ректором Гимназии в Бреслау, но за свои кальвинистские убеждения подвергся преследованиям со стороны лютеран и бежал в Цюрих. В 1561 году сделался профессором богословия в Гейдельбергском университете и по приглашению курфюрста пфальцского Фридриха III занялся школьным делом и церковным устройством в Пфальце в духе кальвинизма. В сотрудничестве с Олевианом Урсин составил «Гейдельбергский катехизис», принятый всеми немецкими кальвинистами.

Преемник Фридриха III, Людвиг, стал преследовать кальвинистов. Урсин был изгнан (1577) и нашел приют под защитой пфальцграфа Иоганна Казимира в городе Нойштадте, где сделался учителем.

Собрание его сочинений издано в Нойштадте в 1587 году и в Гейдельберге в 1612 году.

9 марта, вторник

День памяти Кирилла (†869) и Мефодия (†885)

10 марта, среда

ELCA: День памяти Гарриет Табмен (†10.03.1913) и Соджорнер Трут (†26.11.1883)

Гарриет Табмен (1820 – 10 марта 1913) родилась в рабстве в графстве Дорчестер, штат Мэриленд. За десять лет она освободила более 300 рабов за 19 поездок. Работая с агентами ЕР, она смогла вывести их на свободу. Она общалась с ними, используя закодированные песни и секретный код UR . Во время Гражданской войны она работала поваром, медсестрой, разведчиком и шпионом. Она выступала за гражданские права чернокожих и женщин и основала Дом Харриет Табмен для пожилых людей. Она всю жизнь работала, помогая афроамериканцам встать на ноги.

Соджорнер Трут (англ. Sojourner Truth; 1797, Сварткилл, штат Нью-Йорк, США – 26 ноября 1883 года, Бэтл-Крик, штат Мичиган, США), урождённая Изабелла Бомфри (англ. Isabella Baumfree) – американская аболиционистка и феминистка, рождённая в рабстве.

Родившись в рабстве в Сварткилле, штат Нью-Йорк, она в 1826 году сбежала с маленькой дочерью на свободу. После обращения в суд, чтобы вернуть сына в 1828 году, она стала первой чернокожей женщиной, выигравшей такое дело против белого мужчины. Она дала себе имя Соджорнер Трут в 1843 году после того, как убедилась, что Бог призвал её покинуть город и отправиться в сельскую местность, «свидетельствуя о надежде, которая была в ней». Её самая известная речь была произнесена в 1851 году на съезде по правам женщин Огайо в Акроне, штат Огайо. Речь стала широко известна во время Гражданской войны под названием «Разве я не женщина?», вариацией оригинальной речи, переписанной кем-то другим с использованием стереотипного южного диалекта, в то время как Соджорнер Трут была из Нью-Йорка и выросла со знанием голландского языка (она говорила на нём как на своём родном языке). Во время Гражданской войны Соджорнер Трут помогала набирать чернокожих солдат для армии Союза; после войны она безуспешно пыталась добиться от федерального правительства земельных наделов для ранее порабощённых людей (резюмированное как обещание «сорока акров и мула»). Мемориальный бюст Соджорнер Трут был открыт в 2009 году в Зале Эмансипации в Центре для посетителей Капитолия США. Она первая афроамериканская женщина, у которой есть статуя в здании Капитолия. В 2014 году Truth была включена в список журнала Smithsonian «100 самых выдающихся американцев всех времён».

День памяти 40 мучеников Севастийских (†320)

Сорок Севастийских мучеников – воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при императоре Лицинии. Православная церковь отмечает их память 9 (22) марта.

Воины родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) были в составе римского XII Молниеносного легиона (лат. Legio XII Fulminata), стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам, они отказались. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако, забежав туда, сразу умер. Как показывает сличение имён, приведенных в «Завещании» святых Сорока мучеников Севастийских, и имён, приведённых в Святцах, имя этого воина было Мелетий. Один из римлян, Аглаий, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Обугленные кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Согласно житию, спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Останки светились в воде ярким светом. Епископ с несколькими клириками ночью собрал их останки и с честью похоронил.

Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память Сорока мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого поста и совершается литургия преждеосвящённых Даров.

День памяти Сорока мучеников севастийских, по благочестивому обычаю, празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который празднуется в Неделю (в воскресенье) жён-мироносиц.

11 марта, четверг

День памяти Вильгельма Хосеуса, мученика (†1566)

12 марта, пятница

День памяти Григория Великого (†604)

Григорий I Великий (лат. Gregorius PP. I), называемый в православной традиции Григорий Двоеслов (лат. Gregorius Dialogus) (ок. 540 – 12 марта 604) – 64-й Папа Римский с 3 сентября 590 года по 12 марта 604 года. Один из латинских великих учителей (отцов) Церкви.

Почитается Православной (день памяти – 12 (25) марта) и Католической (день памяти – 3 сентября) Церквями, Англиканским сообществом и некоторыми Лютеранскими церквями. Протестантский реформатор Жан Кальвин восхищался Григорием и считал его последним хорошим папой.

Художественно-символически изображается с папской тиарой и с голубем, символом Святого Духа, порхающим на уровне его уха.

13 марта, суббота

LW: День памяти Георга Гезского (†1559)

14 марта, воскресенье лц розовый

Четвёртое воскресенье Страстного времени (Возвеселитесь с Иерусалимом. Ис 66:10) // 4. Sonntag der Passionszeit – Lätare (Freut euch mit Jerusalem! Jesaja 66:10)

Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. (Ин 12:24)

Wer die Hand an den Pflug legt und sieht zurück, der ist nicht geschickt für das Reich Gottes. (Johannes 12:24)

Название этого воскресенья – от начала латинского антифона: «Laetare cum Jerusalem, et exsultate in ea, omnes qui diligitis eam» – «возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его!» (Ис 66:10). Этому духу соответствуют чтения из Послания («Бог, утешающий нас во всякой скорби») и из Ветхого Завета («если даже горы сдвинутся…»).

Воскресенье Laetare находится в середине Великого Поста. Тут мы как бы останавливаемся, переводим дыхание на тяжёлом пути «восхождения в Иерусалим». Призыв к следованию за Иисусом не отменяется и не откладывается, в этом не оставляет сомнение чтение из Евангелия («где Я, там и слуга Мой будет»). Но уже ясно встаёт перед глазами цель: слава, радость, плод. Образ пшеничного зерна становится притчей, описывающей следование за Христом. В то же время он напоминает рассказ об умножении хлебов, который раньше читали в это воскресенье, и на тексты для проповеди о хлебе жизни. С 16 века есть свидетельства об обычае заменить на это воскресенье фиолетовый литургический цвет розовым – как бы разбавить его белым цветом грядущей Пасхи. В это «розовое воскресенье» папа римский освящал золотую розу и вручал её выдающимся личностям. В древней Церкви на 4-е воскресенье Поста совершался над крещаемыми обряд «еффафа» («отверзитесь, уши и уста»).

LW: День памяти Фридриха Готтлиба Клопштока (†1803)

Фридрих Готтлиб Клопшток (нем. Friedrich Gottlieb Klopstock; 2 июля 1724, Кведлинбург – 14 марта 1803, Гамбург) – один из важнейших немецких поэтов.

Сын кведлинбургского чиновника. Религиозное настроение было для него и отечественным, и семейным преданием: в Кведлинбурге была в то время сильная партия пиетистов, а о его отце рассказывают, что, находясь однажды в обществе людей, слишком вольно говоривших о религии, он ударил рукой по шпаге и сказал: «Господа, кто намерен говорить против Бога, тот будет иметь дело со мной». Он был также восторженным поклонником Фридриха II.

15 марта, понедельник

LW: День памяти Каспара Олевиана (†1583)

Каспар Олевиан (лат. Caspar Olevianus; 10 августа 1536, Трир – 15 марта 1587, Херборн) – немецкий реформатор.

Получил образование в разных французских университетах. В 1559 году начал читать лекции в Трире и основал здесь евангелическую общину, вследствие чего подвергся гонению и должен был перейти в Гейдельберг. Вместе с Урсином при покровительстве Фридриха III Олевиан был организатором Евангелической Церкви в Пфальце, в которой ввёл строгий кальвинизм. Соавтор «Гейдельбергского катехизиса».

В 1576 году Олевиан был выслан из Пфальца, после чего вводил реформацию, по кальвиновскому образцу, в областях графов Нассау-Зиген, Сольмс и Вид и основал школу в Херборне, где и умер.

16 марта, вторник

LW: День памяти Сельмы Лагерлёф (†16.03.1940)

Сельма Оттилия Ловиза Лагерлёф (швед. Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf) (20 ноября 1858 года, Морбакка, лен Вермланд, Швеция – 16 марта 1940 года, там же) – шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909), и третья, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри и Берты Зуттнер).

17 марта, среда

Св. Патрик, епископ, просветитель Ирландии (†461)

Святой Патрик (Патрикий) (англ. Saint Patrick; лат. Sanctus Patricius, Sanctus Patricus; ирл. Naomh Padraig) — христианский святой, покровитель Ирландии и Нигерии. Почитание распространено в католицизме, в отдельных протестантских церквях (например, в англиканской, пресвитерианской, лютеранской) и Русской православной церкви.

Святому Патрику посвящено множество соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых – собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1191 году. Настоятелем собора в XVIII веке был писатель и философ Джонатан Свифт.

Единственным источником сравнительно надёжных биографических сведений о Патрике являются его собственные произведения – «Исповедь» (Confessio) и «Послание к воинам короля Коротика» (Epistola ad Coroticum). Как автор «Исповеди», написанной на латинском языке, святой Патрик считается родоначальником ирландской литературы.

LW: День памяти Исаака Изелина (род. 1728 †16.03.1940)

Исаак Изелин (Isaak Iselin; 7 марта 1728, Базель – 15 июля 1782) – швейцарский философ, мыслитель и публицист, работавший в период эпохи Просвещения. Специализировался на философии истории.

18 марта, четверг

LW: День памяти Кирилла, епископа Иерусалимского (†18.03.386)

Кирилл Иерусалимский (315-386) – один из Отцов Церкви, епископ Иерусалимский (350-386), аскет, проповедник, который пытался поднять значение Иерусалима в качестве центра всей христианской церкви. Память этого святителя совершается в Православной церкви 18 (31) марта, в Католической церкви – 18 марта.

19 марта, пятница

Святой Иосиф, обручник пресвятой Девы Марии (3669-3780 A.M., 92 днэ – 19.03.19)

Иосиф Плотник (Обручник) прожил 111 лет.

LW: День памяти Дэвида Ливингстоуна (род. 1813 †386)

Давид Ливингстон (Дэйвид Ливингстоун; англ. David Livingstone; 19 марта 1813, Блантайр, графство Ланарк, Шотландия – 1 мая 1873, Читамбо, к югу от оз. Бангвеулу (ныне Замбия)) – шотландский миссионер, исследователь Африки.

Член Лондонского королевского общества (1858), корреспондент Парижской академии наук (1869).

20 марта, суббота

Frülingsanfang / Tagundnachtgleiche

Равноденствие – астрономическое явление. В этот день траектория видимого движения Солнца пересекает небесный экватор. В 2021 году по мировому времени весеннее равноденствие произойдет 20 марта в 9:37. По московскому– в 12:37

LW: День памяти Николая Флюэйского (†21.03.1487)

Николай (Никлаус) из Флюэ (нем. Niklaus von Flüe; 1417, кантон Обвальден – 21 марта 1487, Флюэли-Ранфт, Обвальден) – швейцарский отшельник, аскет и мистик, святой (с 1947) патрон-покровитель Швейцарии.

21 марта, воскресенье лц фиолетовый

Пятое воскресенье Страстного времени (Суди меня, Боже. Пс 42:1) // 5. Sonntag der PassionszeitJudica (Schaffe mit Recht, Gott! Psalm 43:1)

Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мф 20:28)

Der Menschensohn ist nicht gekommen, dass er sich dienen lasse, sondern dass er diene und gebe sein Leben als Lösegeld für viele. (Matthäus 20:28)

Название этого воскресенья – от начала латинского антифона: «Judica me, Deus, et discerne causam meam de gente non sancta» (Пс 42:1 «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым»). Тему этого воскресенья задаёт прежде всего чтение из Послания: Иисус в Своей жизни и деятельности отдавал Себя Богу и людям – речь открытым текстом идёт о «днях Его земной жизни» – и эта самоотдача достигает своего пика и завершения в страдании и крестной смерти. Евангелие – о споре учеников о том, кто из них больший, на который Иисус даёт соответствующий ответ о самоотдаче и служении. Ветхозаветное соответствие создаёт большое напряжение – речь идёт о том, как Авраам приносит в жертву своего сына Исаака, а Бог в последнюю минуту предотвращает это жертвоприношение. Все три текста объединяет лозунг на неделю. 50 Согласно более старому порядку, с этого воскресенья начиналось Страстное время в узком смысле. Алтарные крест и изображения завешивались платками – глаза тоже должны были «поститься» в знак покаяния. По традиции, начиная с этого воскресенья, до Великой субботы уже не поют и строфу «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», которая обычно добавляется к каждому псалму. По старому обычаю, с этого воскресенья начинается Страстное время в узком смысле. Однако в новой агенде Gloria Patri умолкает лишь на Страстную неделю, начиная с Вербного воскресенья.

День памяти Томаса Кранмера (†1556)

Томас Кранмер (англ. Thomas Cranmer) (2 июля 1489 – 21 марта 1556) – лидер английской Реформации и архиепископ Кентерберийский во время правления Генриха VIII, Эдуарда VI и, на короткое время, Марии I. Он помогал в обосновании аннулирования брака Генриха с Екатериной Арагонской, который был одной из причин отделения англиканской церкви от католической. Вместе с Томасом Кромвелем он поддерживал принцип королевского верховенства, в соответствии с которым король в своём королевстве считался главой церкви.

За время пребывания Кранмера на посту архиепископа Кентерберийского, он создал первые доктринальные и литургические структуры реформированной англиканской церкви. Во время правления Генриха Кранмер не произвёл почти никаких радикальных реформ в церкви из-за борьбы за власть между религиозными консерваторами и реформаторами. Он опубликовал первый официально разрешённый вернакуляр – Увещевание и Литанию.

Когда Эдуард взошел на трон, Кранмеру удалось произвести важные реформы. Он написал и составил первые два издания «Книги общих молитв», полной литургии для английской церкви. С помощью нескольких реформаторов с континента, которым он предоставил убежище, он изменил учение по таким вопросам, как евхаристия, целибат священников, роль изображений в местах поклонения и почитание святых. Кранмер проповедовал новые доктрины в «Молитвеннике», «Проповедях» и других публикациях.

После воцарения католички Марии I Кранмер предстал перед судом за измену и ересь. Пробыв в тюрьме более двух лет под давлением церковных властей, он несколько раз отрекался и, очевидно, примирился с католической церковью. Хотя в обычных обстоятельствах это оправдало бы его, Мария хотела, чтобы он был казнён, и в день казни он отозвал своё отречение, чтобы умереть еретиком для католиков и мучеником за принципы английской Реформации. Смерть Кранмера была увековечена в «Книге мучеников» Фокса, а его идеи продолжают жить в англиканской церкви через «Книгу общей молитвы» и «Тридцать девять статей», англиканское исповедание веры, основанное на его трудах.

LW: День памяти Бенедикта Нурсийского (†547)

Бенедикт Нурсийский (Венедикт Нурсийский; лат. Benedictus Nursiae; Святой Бенедикт; 2 марта 480, Норча, Умбрия – 21 марта 547 или 23 марта 547, Монтекассино, Кассино) – реформатор западноевропейского монашества, основатель первого в Европе монастырского ордена (на горе Кассино; 529 год) со строгим уставом, скоро получившим широкое распространение в Западной Европе (монахи-бенедиктинцы), святой католической и православной церквей (в православной традиции причислен к лику преподобных). Небесный покровитель Европы.

Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого, папы Римского.

Художественно-символически изображается либо в одеянии чёрного цвета бенедиктинцев, либо в белом одеянии монахов-камальдулов, и держащим розги, орудие изгнания бесов и наказания монахов.

22 марта, понедельник

ELCA: День памяти Джонатана Эдвардса, проповедника и учителя, миссионера америндов (†22.03.1758)

Джонатан Эдвардс (Jonathan Edwards; 5 октября 1703 – 22 марта 1758) – американский конгрегационалист-проповедник из города Нортгемптон, который отстаивал возвращение к пуританскому образу жизни первых колонистов. Считается величайшим богословом и проповедником эпохи Великого пробуждения.

LW: День памяти преподобного Германа Куттера (†1931)

Герман Куттер (Hermann Kutter) родился 12 сентября 1863 года в Берне, Швейцария. Был швейцарским протестантом-теологом. Вместе с Леонардом Рагазом он был одним из основателей христианского социализма в Швейцарии. Он находился под сильным влиянием Кристофа Блюмхардта. Сочетал ожидание Блюмхардтом грядущего Царства Бога с верой в социалистический прогресс. Он видел социал-демократию как «инструмент» живого Бога, а её последователей – как невольных слуг Бога. Им написано 11 книг.

Куттер родился в семье бернского инженера Вильгельма Рудольфа Куттера (1818-1888) и Мари Альбертины Кениг (1833-1923). Он женился на Лидии Ронер (1868-1936) в 1892 году. Он вырос в пиетистской семье и изучал богословие в Базеле, Берне и Берлине. В 1894 году стал пастором в Винельце (Билерзее), в 1898 в Цюрихе (Ноймюнстер). Умер 31 марта 1931 года в г. Галле в возрасте 67 лет.

23 марта, вторник

LW: День памяти Вольфганга, князя Ангальтского (†1603)

Вольфганг Регенсбургский (нем. Wolfgang von Regensburg; 924, Пфуллинген, Нижняя Швабия – 31 октября 994, Пуппинг, Верхняя Австрия) – миссионер и епископ Регенсбурга. Почитается в православной и католической церкви (канонизирован в 1052 году). Считается одним из трёх самых великих немецких святых.

24 марта, среда

LW: День памяти Елизаветы Английской (†24.03.1603)

Елизавета I (англ. Elizabeth I; 7 сентября 1533 – 24 марта 1603), Добрая королева Бесс, Королева-дева – королева Англии и Ирландии с 17 ноября 1558 года, последняя из династии

Тюдоров. Дочь короля Англии Генриха VIII Тюдора от брака с Анной Болейн.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии» в связи с расцветом культуры (т.н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.) и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).

25 марта, четверг лц белый

Праздник Благовещения / Благовещение Пресвятой Богородицы // Tag der Ankündigung der Geburt des Herrn / Tag der Verkündigung der Geburt des Herrn / Auskündigung der Geburt des Herrn

Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог. (Мф 1:23)

Siehe, eine Jungfrau wird schwanger sein und einen Sohn gebären, und sie werden ihm den Namen Immanuel geben«, das heißt übersetzt: Gott mit uns. (Mt 1:23)

Название этого воскресенья – от начала латинского антифона: «Oculi mei semper ad Dominum, quoniam ipse evellet de laqueo pedes meos» (Пс 24:15 «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои»). В сочетании с этим стихом из псалма, из Евангелия снова читается жёсткий текст. Кто оглядывается на узы, которые привязывают его к прошлому, тот негоден для Царства Божьего. Сын Человеческий – «бездомный» на земле, и кто хочет за Ним следовать, должен оставить свой «дом» – безопасность, порядок, тепло – без всяких оглядок. Это одна из самых жёстких формулировок призыва к следованию за Иисусом – неудивительно, что отклик в молитвах дня скорее робок. Чтение из послания идет на шаг дальше – там формулируются новые «правила дома» для Божьих детей – однако с предостережением от домашнего общения неверного характера. О том, с чем человек рискует встретиться на этом пути, рассказывает ветхозаветное чтение: Илие пришлось бежать в пустыню без домов.

СЕЛЦ: Благовещение Пресвятой Богородицы

LW: День памяти Фридриха фон Харденберга (Новалиса) (†25.03.1801)

Барон Георг Фридрих Филипп фрайхерр фон Харденберг (нем. Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg) (2 мая 1772, Видерштедт – 25 марта 1801, Вайсенфельс) – немецкий натурфилософ, писатель, поэт мистического мироощущения, один из йенских романтиков. Публиковался под псевдонимом Новалис (нем. Novalis).

26 марта, пятница

День рождения пророка Заратустры

Заратуштра (также распространено Заратустра от авест. Zaraθuštra, перс. ‎, Zartošt, тадж. Зардушт, курд. Zerdeşt; греч Ζωροάστρης (Зороастр), лат. Zoroaster) – основатель зороастризма (маздеизма) – второй из известных монотеистических религий; жрец и пророк, которому приписывается авторство Авесты – священного писания зороастризма.


Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии, названной зороастризмом. Несмотря на легендарный характер сведений о пророке, его мифологизацию и значительные разногласия в датировке биографии, исследователи не сомневаются в реальности существования Заратустры.

В интерпретациях исследователей жизни пророка разнятся и даты его рождения, и указания мест, где он появился. По одной версии, Заратустра родился в Восточном Иране, в пригороде Тегерана Радесе между VII и первой половиной VI века до н.э. Но анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности реформатора к XII-X вв. до н.э.

Авторы античного мира указывают, что Заратустра жил во времена царя Гистаспа, правление которого приходится на 522-486 днэ, но национальность пророка называют разную: перс, индиец, персомидиец, эллин, ассириец. По иным сведениям, Заратустра — халдей, пэмфилиец или еврей из рода жрецов Самарии.

Старинные мусульманские источники (историки Аль-Хамави и Аль-Бируни) твердят, что место рождения святого – Атропатены, древнее государство, находящееся на территории Южного Азербайджана. А британка Нора Бойс, учёная-иранистка и исследовательница зороастризма, уверена, что жрец родился в городище Синташта – ныне Челябинская область России.

Если верить Гатам (17 гимнов пророка, обращенных к Богу), Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Родители пророка – отец Порушаспа и мать Дугдова – произвели на свет пятерых сыновей. Но младенец Заратустра отличался от братьев: родившись, он не заплакал, а засмеялся, убив смехом 2 тысячи демонов.

По традиции новорожденного омыли мочой коровы и запеленали в шкуру овцы. После появления на свет Заратустры вокруг него свершилось немало чудес. Темные силы позавидовали могуществу мальчика, но уничтожить его не смогли: на защиту младенца встала Божественная сила.

Имя пророка – типичное для древнего Ирана, распространенное у простых крестьян, обозначает «обладатель старого верблюда». Имя матери – Дугдова (Дайдай) – переводится как «божественная рыба». Впрочем, перевод из греческого дает иную трактовку имени: Зороастр обозначает «золотой свет» или «золотая звезда».

С 7 лет Заратустру приобщали к священству. Учение передавалось посредством рассказов, так как в тот период иранцы не умели писать. Мальчик изучал обряды и мантры (заклинания), которые оставили мудрецы предыдущих поколений.

В 15 лет (возраст зрелости) Заратустра стал священником, мантраном – составителем мантр и заклинаний. Юноша обладал поэтическим даром и сочинял гимны и песнопения.


Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.

Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.

В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.

Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.

После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.

Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.

Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.

Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.

Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением Платона. После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.


В юности родители будущего пророка подыскали сыну невесту, но Заратустра проявил характер и отверг предлагаемых невест. Причиной отказа жениться на одной из девушек назвал нежелание невест смотреть в глаза – красавицы отворачивали лицо и отводили взгляд. Юноша отправился в странствия.

После встречи с Творцом и его откровений пророк исполнил данный завет, по которому человек обязан оставить после себя потомство, иначе он грешен и несчастен. Дети даруют бессмертие до свершения последнего суда.

Заратустра женился дважды (по иной версии – трижды). Первой супругой стала вдова. Таких жен называли «служащими». Она подарила проповеднику двоих сыновей. Первенец стал скотоводом, второй сын – воином.

Второй женой пророка стала девственница – «правящая» жена. Молодая женщина родила Заратустре сына и трех дочерей. Этот сын – Исад-вастра – стал верховным жрецом зороастризма. По другой версии, четырех детей проповеднику родили две «правящие» жены.

По существующему верованию, после воскрешения святого с ним осталась жена «правящая», ведь вдова после смерти оказывается рядом с первым супругом.


Убийцей Заратустры оказался человек по имени Брат-реш Тур. Первая попытка убить пророка увенчалась неудачей: Брат-реш Тур с сообщником – колдуном Дурасробом – приходил уничтожить святого в младенчестве. Убийца повторил попытку через 77 лет, будучи дряхлым стариком.

Брат-реш Тур пробрался в дом пророка, когда тот молился. Убийца не посмел посмотреть в глаза Заратустре и убил его ударом меча в спину. В тот же момент Брат-реш Тур скончался.

Заратустра предвидел насильственную смерть и готовился к ней последние 40 дней жизни, проведя время в затворничестве и молитвах. Исследователи не исключают, что позже эти 40 дней молитв Заратустры превратились в религиозных традициях иных народов в посмертные 40 дней. Во многих религиях верят, что душа покойника остается в мире людей 40 суток после кончины.


  • В опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.
  • У немецкого писателя-философа Фридриха Ницше есть произведение «Так говорил Заратустра».
  • В 1896 году под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» немецкий композитор Рихард Штраус написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра».
  • Этой же книге, по признанию лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, посвящена песня «Красное на черном».
  • В экранизации Леонида Гайдая романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» Остап Бендер, представившись пожарным инспектором, сказал Паше, продавшему стул: «Эх, набил бы я тебе рыло, да только Заратустра не позволяет».

LW: День первой публикации Книги Мормона (26.03.1830)

Книга Мормона (англ. The Book of Mormon) – священный текст движения святых последних дней, который, по мнению верующих, содержит писания древних пророков, живших на Американском континенте приблизительно с 2200 днэ по 421 год н.э. Впервые опубликована в марте 1830 года Джозефом Смитом-младшим под названием «Книга Мормона: Слова, написанные рукой Мормона на листах, взяты из листов Нефия» (The Book of Mormon: An Account Written by the Hand of Mormon upon Plates Taken from the Plates of Nephi).

По словам Смита (и об этом также говорится в самом тексте) Книга Мормона была написана на золотых листах так называемыми «изменёнными египетскими» знаками. Смит утверждал, что Мороний, последний пророк, работавший над книгой, скрыл её в холме на территории современного штата Нью-Йорк, а затем вернулся на землю в 1827 году в виде ангела, открыв местонахождение книги Смиту и наставив его, как перевести и распространить книгу как свидетельство восстановления истинной церкви Христа в последние дни. Критики считают, что она была написана самим Смитом с опорой на материал и идеи современных ему произведений, а вовсе не переведена из древней летописи.

Книга Мормона содержит ряд оригинальных и специфических доктринальных рассуждений на такие темы, как падение Адама и Евы, природа искупления, эсхатология, спасение от физической и духовной смерти, а также организация церкви в последние дни. Центральным событием книги является приход Иисуса Христа на Американский континент вскоре после воскресения.

Книга Мормона – наиболее раннее из уникальных писаний движения святых последних дней, разные ответвления которого обычно относятся к ней не только как к священному тексту, но и как к исторической записи отношений между Богом и древними обитателями Америки. Книга Мормона делится на более мелкие книги, названные по именам людей, указанных в качестве основных авторов, и в большинстве версий разделена на главы и стихи. Она написана на английском языке, очень похожем на ранний современный английский язык и стиль Библии короля Якова, и с тех пор полностью или частично переведена на 108 языков. По состоянию на 2011 год, опубликовано более 150 млн экземпляров Книги Мормона.

27 марта, суббота

День памяти о 910-летии победы русских над половцами (27.03.1111)

Сал(ь)ницкая битва – главное сражение в завершающей фазе большого похода южнорусских князей против половцев в марте 1111 года на реке Салнице (Сальнице, Сольнице) – правый приток Северского Донца. В этом бою половецкое войско было наголову разбито русскими князьями во главе с великим князем киевским Святополком Изяславичем, черниговским князем Давыдом Святославичем и князем южного Переяславля Владимиром Мономахом.

28 марта, воскресенье лц чёрный/фиолетовый

Вербное воскресенье (Взяли пальмовые ветви. (Ин 12:13)) // Palmsonntag / Palmarum (Sie nahmen Palmzweige und gingen hinaus ihm entgegen. Joh 12:13)

Должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:14-15)

So muss der Menschensohn erhöht werden, auf dass alle, die an ihn glauben, das ewige Leben haben. (Joh 3:14-15)

Вход Господень в Иерусалим, Пальмовое воскресенье – христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («Неделю»), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.

Праздник назван так в честь встречи Иисуса Христа, согласно христианской традиции – Сына Божия, при вхождении в Иерусалим ликующей пальмовой процессией. Поскольку пальмы растут не везде, то жители средних и умеренных широт используют вместо пальмовых ветвей другие растения: в России – вербу, в Германии и других европейских странах – иву, можжевельник, бук, грушу, яблоню.

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами, о нём повествуют и Марк (в 11-й главе своего Евангелия), и Лука (в 19-й главе), и Иоанн (в 12-й главе). Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им). Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21:9).

Описание событий, которое дают Марк и Лука, во многом очень похоже на описание, приведённое евангелистом Матфеем, хотя и отличается отдельными деталями. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы, рядом с Виффагией и Вифанией, посылает двоих своих учеников за молодым ослом, которого те находят, отвязывают и приводят к Нему. Будучи научены Иисусом, на вопрос «зачем отвязываете?» они отвечают, что он (ослёнок) надобен Господу.

Иудеи ожидали, что Мессия – Спаситель Израиля – явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства. Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны).

Упоминание о празднике встречается ещё у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник был установлен к VII веку. Предполагается, что впервые он был учреждён в Иерусалиме. Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.

Лютеране для празднования используют не только вербу, которую украшают раскрашенными бумажными яйцами, яичной скорлупой. Чтобы воспроизвести пышность пальмовых ветвей, немцы-лютеране связывают ветви самых разных растений в пучок (так называемый «пальмовый пучок»).

При этом, в соответствии со старинной германской традицией лютеранства, выдерживается требование отбора трёх видов пород деревьев: трёх веток распустившейся ивы, трёх веток бука и трёх веток можжевельника. Пучки могут быть украшены также птицами, выпеченными из теста, выпечкой или сладостями для детей, спрятанными внутри пучка.

Латинское название этого воскресенья – Palmarum – от обычая приветствовать царя или воеводу, въезжающего в город, пальмовыми ветвями.

Даже если пророчество из книги Захарии 9:9 известно, всё равно въезд в город на осле остаётся противоречивым жестом. «Ученики Его сперва не поняли этого», говорится в Евангелии (Ин 12:16). А мы поняли?

Чтение из Послания – великий гимн Христу (Флп 2:5-11) – даёт нам возможность для толкования: «Царский» путь Сына Божьего ведёт через глубочайшее унижение к славе, к прославлению всеми людьми.

Ветхозаветное чтение – песнь страдающего Раба Божьего – придаёт унижению конкретные черты. Речь о позоре и плевках, об ударах в спину и в щёки – но и о близости Судьи, перед которым мучители распадутся, как одежда, поражённая молью.

Крестный ход (процессия) в Вербное воскресенье сначала стал обычаем в Иерусалиме, а с 8 века и в Европе. Люди брали с собой зеленеющие ветви, предварительно благословлённые. В католической Церкви и сейчас Великая Неделя начинается с благословения пальмовых веток и процессии.

От Вербного воскресенья до Великой Субботы опускаются не только «Аллилуйя» и «Слава в вышних Богу», но и «Слава Отцу…».

LW: День памяти Терезы Авильской (род. 1515)

Тереза Авильская (Тереза Иисусова, Тереса де Аумада, исп. Teresa de Avila, Teresa de Jesus, имя в миру — Тереса Санчес Сепеда д’Aвила-и-Аумада (исп. Teresa Sanchez Sepeda de Avila-y-Aumada); 28 марта 1515, Авила – 4 октября 1582, Альба-де-Тормес) – испанская

 монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений, реформатор кармелитского ордена, создательница орденской ветви «босоногих кармелиток». Католическая церковь причисляет её к Учителям Церкви. Считается одним из лучших писателей испанского золотого века и первой испанской писательницей.

29 марта, понедельник

LW: День памяти Ханса Нильсена Хауге (†29.03.1824)

Ханс Нильсен Хауге (Хёуге; норв. Hans Nielsen Hauge; 3 апреля 1771, Хёуге, Эстфолл, Норвегия – 29 марта 1824, Бредтвельдт, Христиания, Норвегия) – норвежский лютеранский проповедник, основатель хаугеанства.

Родился в крестьянской семье. Испытав влияние пиетизма, в 1796 году начал проповедническую деятельность. Выступал с критикой государственной лютеранской церкви, призывая к религиозному обновлению. Его сочинения стали известны в Норвегии, но идеи получили распространение в основном среди норвежского крестьянства.

Помимо религиозной деятельности, успешно занимался предпринимательством, привлекая средства сторонников. За организацию запрещённых вне государственной церкви религиозных собраний несколько лет провёл в заключении. Умер в 1824 году в усадьбе Бредтвельдт, ставшей к тому времени центром хаугеанского религиозного движения.

После его смерти хаугеанство продолжало оказывать влияние на религиозную и политическую жизнь Норвегии в течение XIX века. В США идеи хаугеанства сыграли роль в становлении современной Евангелической лютеранской церкви в Америке.

В Норвегии в деревне Рольвсёй недалеко от места его рождения открыт музей Ханса Хауге, его именем названы улицы в нескольких городах. В 1961 году о его жизни был снят фильм «Hans Nielsen Hauge». Ежегодно 29 марта память Ханса Хауге чтят в ЕЛЦА – Евангелической лютеранской церкви в Америке.

Сын Ханса Нильсена Хауге Андреас Хауге (1815-1892) и внук Ханс Хауге (1853-1931) были политиками и лютеранскими священниками.

30 марта, вторник

LW: День памяти Франсуа Сезара де ля Арп (†30.03.1838)

Фредерик-Сезар де ла Арп – Frederic-Cesar de La Harpe – Лагарп (6 апреля 1754, Ролле, кантон Во, Швейцария – 30 марта 1838, Лозанне, Швейцария) – швейцарский политический деятель, учёный и патриот кантона Во (является одним из 26 кантонов, входящих в Швейцарскую Конфедерацию), самый известный за его ключевую роль в формировании Гельветической Республики и за работу в качестве члена Helvetic Directory. Он был личным учителем российского императора Александра I, которого он воспитал в идеалах Люмьера.

31 марта, среда

День патриарха Иосифа (2330-2439 A.M., 1431-1322 днэ)

Иосиф (Йосеф бен Яаков) – одиннадцатый сын праотца Иакова, один из родоначальников народа Израиля. Годы жизни: 2199-2309 гг./ 1561-1451 гг. до н.э.

Родился в Харане 27 Тамуза 2330 года от Сотворения мира; первенец Рахили, любимой жены Иакова.

Появился на свет «обрезанным» – без крайней плоти.

При рождении ребенка Рахиль произнесла: «Бог снял (“асаф”) моё унижение» – ведь этот сын появился у неё после восьми лет бесплодного супружества. А затем она попросила: «Да прибавит (“йосеф”) мне Бог ещё сына» – и назвала новорожденного Йосеф (в Синодальном переводе – Иосиф).

Иосиф удивительным образом сочетал в себе черты обоих родителей: его лицо было лучезарным, как у отца, а черты лица напоминали изумительную красоту матери.

В 2336 году от Сотворения мира (1437 днэ), когда Иосифу было шесть лет, семья переселилась из Харрана в страну Ханаан, на родину Иакова. Первые два года они жили возле города Сихема и в Бейт-Эле (в Вефиле), а затем отправились в Хеврон.

2293 – 2338 A.M.

1468 – 1423 днэ

11 Хешвана 2338 года от Сотворения мира (1423 днэ), на пути в Хеврон умерла при родах мать Иосифа Рахиль, а новорожденного брата назвали Биньямин (в Синодальном переводе – Вениамин).

(Рахиль (ивр. Рахель – «овечка»), младшая дочь Лавана, сестра Лии, 2-я жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина. 4-я прародительница еврейского народа. Рахиль прожила 45 лет, родив Иакову (он её любил) только двух детей.)

Мать похоронили у дороги, возле города с названием на иврите Бейт-Лехем, и отец поставил над её могилой памятный камень.

С тех пор Иосифа растила служанка Рахили – Валла (ивр. Била), которая старалась заменить ему мать. И поэтому Иосиф особенно дружил с детьми Валлы – Даном и Неффалимом, а также с сыновьями служанки другой жены Иакова Лии, Зелфы, – Гадом и Асиром.

Когда семья достигла Хеврона, восьмилетний Иосиф впервые встретился со своим праведным дедом – Исааком, сыном праотца Авраама. Дед и внук быстро сблизились: в течение девяти последующих лет Иосиф ухаживал за Исааком и изучал под его руководством основы Божественной мудрости.

В то же время Иосиф учился и у отца, который выделял его из всех братьев: хотя Иосиф был младшим среди них, он занимался с ними как учитель, разъясняя законы, услышанные из уст отца. Во время совместного изучения священных книг Иаков восхищался мудростью этого юноши, постигавшего глубочайшие тайны так, будто он был старцем, прожившим долгую жизнь. И именно ему отец вверил сокровенные знания, полученные от Сима и Эвера.

Когда Иаков состарился и ослаб, Иосиф трогательно заботился о нём, и при ходьбе отец обычно опирался на его руку. Этот сын был особенно дорог Иакову ещё и потому, что своей красотой напоминал ему горячо любимую Рахиль…

LW: День памяти ландграфа Филиппа фон Гессена (†1567)

Филипп I Гессенский (нем. Philipp I. von Hessen, также Филипп I Великодушный (нем. Philipp I. Großmütige); 13 ноября 1504, Марбург, ландграфство Гессен – 31 марта 1567, Кассель, ландграфство Гессен) – ландграф Гессенский с 11 июля 1509 года, самый ревностный среди германских правителей сторонник Реформации и почитатель Мартина Лютера. Сын Вильгельма II и Анны Мекленбургской. Наследовал отцу в 1509 году, под опекой матери; в 14 лет (1518 год) объявлен (императором Максимилианом I) совершеннолетним из желания лишить Саксонию того могущественного положения, которое она заняла в Северной Германии.

ELCA: День памяти Джона Донна, английского поэта и проповедника (†31.03.1631)

Джон Донн (англ. John Donne; 12 февраля 1572 года, Лондон – 31 марта 1631 года, там же) – английский поэт и проповедник, настоятель лондонского собора Святого Павла, крупнейший представитель литературы английского барокко («метафизическая школа»). Автор ряда любовных стихов, элегий, сонетов, эпиграмм, а также религиозных проповедей.

** Joseph, patriarch (Commemoration) W – LCMS