Okuli-2021
Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36
Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36
Monatsspruch März 2021: Jesus antwortete: Ich sage euch: Wenn diese schweigen werden, so werden die Steine schreien. Lukas 19:40
Иисус сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Лк 19:40
7 марта 2021 года, в Третье воскресенье Страстного времени (Очи мои всегда к Господу. Пс 24:15) // 3. Sonntag der Passionszeit / Okuli (Meine Augen sehen stets auf den Herrn.Psalm 25:15) – лц фиолетовый – в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения одиннадцатого в этом году богослужения собрались 16 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 7 российских немцев:
- Бурганов Ринат Ризаевич
- Вальц Вальтер Эдуардович
- Ганиев Реваль Рафаэльевич
- Горн Валентина Демидовна
- Горн Давыд Яковлевич – пастор, председатель Совета ЕЛО
- Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
- Дакинов Виталий Михайлович
- Деляева Алёна Владимировна
- Диц Виктор Георгиевич
- Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
- Нуруллоева Фарида Содиковна – органистка
- Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
- Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
- Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
- Теплова Елена Ильинична
- Утешов Василий Васильевич
- Послание: Еф 5:1-9. Читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.
- Евангелие: Лк 9:57-62. Также читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.
- Проповедь: 3Цар 19:1-13а. Читал – по-русски – пастор Давыд Яковлевич Горн.
В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы – библейские тексты из 19-ой главы Третьей книги Царств (о пророках Илии и Елисее), на которых была построена проповедь пастора, и рассказ о жизни ветхозаветного пророка Илии и проникновенном почитании этого пророка в стране, в которой мы живём.
Третья книга Царств. Глава 19:
1. И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. (3Цар 18:40)
2. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душою каждого из них. (3 Цар 2:23; 3 Цар 20:10)
3. Увидев это, он встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою, и пришёл в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. (Быт 21:31)
4. А сам отошёл в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. (Суд 16:30; Иак 5:17; Иов 7:16)
5. И лёг и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей].
6. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печёная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.
7. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою.
8. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. (Исх 3:1; Исх 24:18; Мф 4:2)
9. И вошёл он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? (3Цар 18:9)
10. Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её. (Рим 11:3)
19.11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; (Исх 33:22; Иов 38:1; Деян 2:2)
12. после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь].
13. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? (Исх 3:6)
14. Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её. (3Цар 19:10; Пс 68:10; Рим 11:3)
15. И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придёшь, то помажь Азаила в царя над Сириею,
16. а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; (4Цар 9:1-2; Сир 48:8)
17. кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасётся от меча Ииуева, того умертвит Елисей. (4Цар 9:24; 2 Пар 22:8)
18. Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. (Рим 11:4)
19. И пошёл он оттуда, и нашёл Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. (4Цар 1:8; Зах 13:4)
20. И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо, что сделал я тебе?
21. Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажёгши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошёл за Илиею, и стал служить ему. (1Цар 6:14)
P.S. 1. Если бы вознёсшийся на небо пророк Илия оставил на земле дочь, то в России ей бы присвоили отчество Илиеевна, а сын, соответственно, имел бы в России отчество Илиеевич.
P.S. 2. Гора Кармил (ивр. Кармель; теперь араб. Джебель-Map-Элиас) – гора пророка Илии, одна из известнейших палестинских гор, связанных с библейско-историческими событиями. Это, собственно, не отдельная гора, а целый кряж, тянущийся на протяжении более 25 верст от равнины Ездрилонской к Средиземному морю, где он заканчивается, у залива Акко мысом, высящимся на 542 фута над уровнем моря. Вид горы чрезвычайно живописен, хотя от древнего могучего леса на ней остались только кустарники. Подступы к горе изрыты пещерами, в которых скрывались беглецы и жили отшельники, и между последними знаменитейшим был пророк Илия, имя которого тесно связано с этой горой, так как именно здесь происходило его состязание со служителями Ваала по вопросу о силе молитвы (3Цар 18).
Христианские пустынники избирали с IV века Кармил своим местопребыванием, но лишь в 1156 пилигримы под руководством Бертольда Калабрийского основали общину для жизни на Кармиле, из которой произошли кармелиты. Монастырь их был не раз разрушен, в последний раз в 1821 Абдалла-пашой, но снова выстроен в 1828. Пещеру пророка Илии указывают как под монастырём, так и на западном склоне Кармила, при Аинэс-Си.
Пророк Илия
Память святого славного пророка Илии Фезвитянина, сына Совахова, совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. Пророку Илие молятся о даровании дождя во время засухи.
Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского (ум. 403), когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнём и питали пламенем огненным. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (3Цар 18:36) – ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.
Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава (ум. 852 днэ), когда его жена финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар 17-20 и 4Цар 1-3).
Когда нечестие Ахава достигло предела, пророк Илия возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3Цар 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и были казнены пророком (3Цар 18:40). Это ещё более разгневало Иезавель, которая поклялась убить Илию. По указанию Божию, пророк Илия скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему пищу.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершил ещё одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины. (Этим вдовьим сыном, был будущий ветхозаветный пророк Иона.)
На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадёт огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжёг жертву пророка Илии. Народ воскликнул: «Воистину Господь есть Бог Един, и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов Вааловых. Илия скрылся в пустыни.
В это время пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались ещё люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.
По преданию, пророк Илия был взят на Небо живым:
Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо (4Цар. 2:11).
Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт 5:24). В книге Премудрости Исуса, сына Сирахова, событие вознесения Илии описывается так:
Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его (Сирах 48:12).
Согласно Четвёртой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её ему уже с огненной колесницы (4Цар. 2:11-13).
В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлёт пророка Илию назад на землю:
Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного (Мал 4:5).
Здесь идёт речь о Втором Пришествии. Перед Вторым Пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лже-Мессию и обратить остаток Израиля к истинному Богу.
Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Исуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Исус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк 6:28).
Во время Преображения Господня пророк Илия явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». Предполагается, что он есть один из двух светильников, предстоящих перед Богом, и должен явиться пред Вторым пришествием Христа на землю (Откр 11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.
Чудеса святого пророка Илии
По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3Цар 17:1), из-за чего случился голод. По слову Бога, пищу ему приносили вороны (3Цар 17:6) и Ангел (3Цар 19:5-6). По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3Цар 17:13-16). Пророк Илия воскресил отрока сарептской вдовы (3Цар 17:21-22). Пророк Илия низвёл огонь на жертвенник (3Цар 18:36-38). По молитве пророка Бог дал дождь на землю после трёхлетнего «заключения» неба (3Цар 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3Цар 19:9-14). Пророк Илия низводил огонь с небес, как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4Цар 1:10-12). Пророк Илия разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4Цар 2:8). Пророк Илия был вознесён живым на небо за особую праведность перед Богом (4Цар 2:11).
Почитание пророка Илии на Руси
Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его ещё при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки о том, чтобы выйти замуж.
День памяти пророка Илии совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. По месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фезвитянин.
Святой пророк Илия. Иконы
Изображения пророка Илии были так же широко распространены, как и образы святителя Николы Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии пророка Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. Слова святителя Иоанна Златоуста содержат яркую образную характеристику пророка:
«Представим… Илию, пророка, земного ангела и небесного человека, ходившего по земле и управлявшего небесной колесницей, бывшим ростом в три локтя и достигавшего до великой высоты, поднявшегося до самых сводов небесных, повелителя вод, которого язык был хранилищем вод и ключом небес» (Иоанн Златоуст, свт. Слово об ап. Петре и прор. Илии // Творения. 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 776).
В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка Илии, но отдельные сцены из его Жития. При почитании Илия наделялся разными функциями. Для иноков его жизнь являлась образцом аскетических подвигов. В императорской среде его чтили как покровителя воинской доблести. Император Василий I Македонянин ежегодно в день памяти Илии посещал богослужение в Новой церкви Большого императорского дворца, где хранились милоть и пояс Илии. В народном восприятии Илия был покровителем стихий. Роль пророка-боговидца в божественной икономии, эсхатологические ожидания Илии как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.
Известны изображения пророка Илии в иудейской синагоге в Дура-Европос (249-250). В сцене с царём, судя по фрагментам ног, пророк был представлен фронтально. У полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры полководца Авдия, приведшего Илию к Ахаву. В сцене воскрешения сына сарептской вдовы Илия возлежит на ложе, на руках у него младенец, которого он протягивает к руке Господа, изображённой вверху, слева – предваряющее действие – вдова в чёрных одеждах подаёт Илии тело мёртвого сына, справа – вдова в светлых праздничных одеждах держит на руках веселящегося младенца.
Самое раннее изображение пророка Илии представлено в иконографии «Вознесение пророка Илии, или Огненное восхождение» и находится в капелле Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 370). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) в сцене «Преображение Господне» (фигура Христа замещена крестом с Его ликом в средокрестье, апостолы Пётр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, кресту в позе оранта предстоит епископ Аполлинарий, по сторонам которого – 12 апостолов в виде агнцев) полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева) представлены в облаках. Илия – старец с длинными, седыми волосами, разделёнными посередине прямым пробором и спадающими на спину, седая длинная борода заострена книзу.
Самое раннее известное иконное изображение Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображён седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука – в пророческом жесте, в опущенной левой – развёрнутый свиток.
В византийском искусстве сохранились редкие примеры единоличных изображений Илии. Одной из ранних является большого размера икона (1180-1200 гг., Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облачённого в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развёрнутый свиток. На медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Исуса Христа (кон. X — нач. XI в., Национальная библиотека св. Марка, Венеция) Илия представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей.
В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития Илии. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной церкви Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение пророка Илии».
Особое почитание пророка Илии на Синае, недалеко от которого, на горе Хорив, он сподобился видеть Бога, привело к широкому распространению его изображений в составе разных икон, происходящих из монастыря великомученицы Екатерины или созданных для него.
Наибольшее распространение в монументальном искусстве и в иконописи получили сюжеты «Пророк Илия в пустыне» и «Огненное восхождение пророка Илии».
Развёрнутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII века. Один из ранних дошедших циклов расположен на северной стене юго-восточного компартимента храма в Ахтале (1205-1216) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармил», «Пророк Илия в пустыне», «Вознесение пророка Илии».
Первый христианский храм, возведённый в Киеве, был освящён во имя пророка Илии. Вместе с традиционным корпусом Житий Илии и Похвальных слов на Руси рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских индексах, начиная с Изборника князя Святослава 1073 года, встречается указание на апокриф «Ильино обавление» (Хождение Агапия в рай), где проводником старца Агапия по райскому саду был Илия. В «Слове и видении апостола Павла» («Хождение апостола Павла по мукам») речь идёт о встрече в раю апостола Павла с Илией и Елисеем. Эти сочинения, несмотря на внесение их в разряд запрещённых книг, в разное время были востребованы и стали источником новых иконографий пророка Илии.
В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особенности. Сопоставление Илии с архангелом Михаилом, рано проявившееся в различных иконографических изводах, характерно для древнерусской культуры и несвойственно для Византии. Одной из причин сочетания образов Илии и архангела Михаила послужило то, что оба имеют власть над огненной и водной стихиями, а также почитаются как заступники за человеческий род на Страшном Суде. Ранний пример изображений Илии сохранился в Кондакаре Типографского устава (кон. XI – нач. XII в., ГТГ).
Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи святой Софии Киевской, где седовласый Илия представлен в рост, со свёрнутым свитком в руке в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе.
Многоплановость иконографии «Пророк Илия в пустыне», содержащей евхаристическую тему и выражающей идеал монашеской жизни, в русском искусстве была дополнена мотивами покорности Божией воле, углублённой молитвы и одновременно дерзновенного и ревностного общения с Богом. Немногочисленные памятники XV века изображают Илию сидящим на камне вполоборота вправо, левой рукой он подпирает голову, в правой – свиток.
Очевидно, ещё в домонгольской Руси прослеживались параллели между Илией, в огненном столпе взятом на небо, и образом Божией Матери «Неопалимая Купина», которые объединяет тема божественного огня, преображающего, но не опаляющего.
В XVI веке иконография «Огненное восхождение» стала насыщаться изображением предшествующих событий из Жития Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI века присутствуют два сюжета: «Ангел побуждает Илию» и «Переход через Иордан посуху». В результате иконография, в которой сочетается несколько композиций без распределения их по клеймам, получила большое распространение и оформилась в особого вида житийные иконы. Этот феномен присущ только иконографии Илии. Специального названия эти «комплексные» композиции не получили и именуются, как правило, по сюжету, выделенному масштабом.
В русском искусстве сохранился самый ранний иконный житийный цикл пророка Илии – образ «Пророк Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (нач. XIII в., ГТГ). В среднике изображен Илия в пустыне, в апостольских одеждах – хитоне и гиматии, без ворона.
Развитие житийной иконографии активно продолжалось в XVI веке. Особое внимание к образу Илии объяснялось распространением его почитания. Известны многочисленные «обыденные» церкви во имя пророка Илии.
Небольшие по размеру житийные иконы Илии предназначались для аналоя либо для домашней молитвы. Некоторые из них имели индивидуальный подбор клейм, включающих редкие сюжеты. Для ярославской церкви святителя Николы Чудотворца Семёном Спиридоновым Холмогорцем была написана икона «Пророк Илия, с житием в 26 клеймах» (1678, ЯХМ). Илия изображён в рост, со свитком в руке, в молении к Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция средника заключена в арку на фоне изысканных трав. Архитектура и пейзаж в клеймах необычайно сложны и разнообразны.
Храмы Илии пророка на Руси
Во имя святого пророка Илии освящена церковь на погосте Выбуты Псковской области. Каменная Ильинская церковь построена из плиты в XV веке. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. Престолов в церкви два: главный – во имя святого пророка Божия Илии, придельный – во имя святителя Николы. Близ церкви находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновлены богослужения.
Храм во имя святого пророка Илии на погосте Выбуты
Во имя пророка Илии был освящён храм близ д. Конечек (быв. погост Кривовичи) Псковской области. Когда и кем построена церковь – сведений не имеется. В 1877 году с правой стороны главного храма устроен придел во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь окружает кладбище, обнесённое каменною оградою. Ильинская церковь бывшего погоста Кривовичи сильно пострадала во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Её развалины находятся возле деревни Конечек Псковской области.
Храм пророка Илии в Теплых рядах (Москва)
Во имя пророка Илии был освящён храм в Тёплых рядах в Москве. Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила название улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, «а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило». Церковь горела в 1547 году, пострадала при пожаре 1626 года. Восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка, сделанного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднён, храм стал приходским, и в 1676 году его вместе с церковной землёй передали Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхним храмом, куда переносят престол в честь пророка Илии. Древний нижний храм освятили во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.
Ильинский храм в с. Пруссы
В честь пророка Илии освящён храм в с. Пруссы Коломенского района Московской области. Селом Пруссы владели бояре Шереметевы. В середине XVI века его приобрёл Коломенский епископ. Тогда же была сооружена шатровая Ильинская церковь. Она упоминается каменной в писцовых книгах 1578 года. Здание частично переделывалось в 1660-х гг. В первой половине XIX века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).
Ильинская церковь на погосте Выя
Также во имя пророка Илии освящена церковь на погосте Выя Архангельской области, которая была построена в 1600 году.
Ильинская церковь в д. Часовенская (Задняя Дуброва)
Ильинская церковь существовала в д. Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построена и освящена около 1622 года. В 1879 она разобрана, и на каменном основании сооружён новый храм. В 1884 колокольня разобрана до основания и переустроена на каменном фундаменте. В советские годы отпилили алтарь и обрушили шатёр. Находится в аварийном состоянии.
Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии
В честь пророка Илии освящён храм РПсЦ в деревне Ёлкино Воскресенского района Московской области. Деревянная одноглавая церковь с шатровой колокольней, выстроенная в 1907-1909 путём реконструкции старой деревянной моленной первой пол. XIX века, была закрыта в 1937 и позже сломана. В 2005 вновь создана община верующих, в 2007-2008 построен новый деревянный одноглавый храм.
Ильинские храмы РПсЦ также существуют в Гомеле (Белоруссия), в с. Замульта Усть-Коксинского района Алтайского края, в станице Кавказской Краснодарского края, в с. Тойкино Пермской области, в г. Великом Новгороде, в г. Набережные Челны, в с. Прагури и в г. Констанца (Румыния).
Также храм РДЦ во имя пророка Илии строится в д. Пласкинино Раменского района Московской области. Храм во имя святого пророка Илии Фезвитянина имеется в г. Тбилиси Тбилисской епархии Грузинской Древлеправославной Церкви.
В г. Минске (Белоруссия) существует единоверческая община во имя св. пророка Илии Фезвитянина, основанная в 2002 году.
Святой пророк Илия. Картины
Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие:
Пророк Илия и ангел в пустыне. Питер Пауль Рубенс. 1626-1628 гг. Музей Бонна, Байонна;
Ворон, кормящий пророка Илию в пустыне. Гиллис ван Конингсло. Конец XVI в. Королевский музей изящных искусств. Брюссель;
Вознесение пророка Илии. Поль Гюстав Доре. Ок. 1855–1866 гг.;
Вознесение пророка Илии. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ок. 1852–1860 гг.;
Пророк Илия, воскрешающий сына Сарептской вдовы. А.М Волков. 1854 г. Таганрогская картинная галерея;
Воскрешение сына Сарептской вдовицы. П. Плешанов. 1854 г. Государственный Русский музей, СПб;
Вознесение Илии Пророка на небо. П.И. Нерадовский. Трапезная с церковью Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Лавры. 1948 г.
Народные традиции в Ильин день
На огненной колеснице могучий седой старец с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвёздной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших закон Божий сынов человеческих. Куда ни появится этот грозный старик, он всюду несёт с собою огонь, ужас, смерть и разрушение. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны поражённых, и взор его грозных очей не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице всё дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри, да по ветру развевается белая, серебристая борода. Таков, по воззрениям народа, пророк Илия, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси он именовался «грозным», и повсюду день, посвящённый его памяти, считался одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постились всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, сёла и скотину. Самый же день праздника крестьяне называли «сердитым» и проводили его в полнейшей праздности, так как даже пустая работа считалась великим грехом. Если в этот день на небе появились тучки, народ с боязнью следил за ними глазами; если дело доходило до грозы, то боязнь эта переходила в панический страх: всё население пряталось в дома, затворяли наглухо двери, занавешивали окна и, зажигая перед образом четверговые свечи, молили пророка сложить гнев на милость. В некоторых регионах, например, в Никольске Вологодской губернии, крестьяне ещё с вечера окуривали свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркальца и тому подобных или закрывали полотном, или же вовсе выносили из избы, на том основании, что будто бы пророк Илия считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту. В Вятской губернии пророка Илию умилостивляли дарами: крестьяне в этот день приносили в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного мёду, пиво, колосьев свежей ржи и зелёного гороха. Но по вопросу о том, что из этих предметов всего более угодно Илье, происходило разногласие. Одни стояли за пчелиный мёд, другие доказывали преимущество баранины.
Самым надёжным средством для предотвращения гнева Ильи считались общественные молебствия, совершаемые в поле. Во многих деревнях такие молебствия совершались ежегодно. Приписывая пророку Илье власть производить гром и молнию и направлять тучи по своему усмотрению, т. е. отдавая в его руки самые страшные и вместе самые благодетельные силы природы, наш народ твёрдо верил, что плодородие земли есть дело пророка, и что без его воли не может быть урожая. Поэтому народ представлял себе Илью не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу. По народному поверью, для нечистой силы страшен не только сам Илия, но даже дождь, который проливался в его день, имеет великую силу: ильинским дождём умывались от вражьих наветов, от напусков и чар. Сам же Илия наводил на бесов панический, беспредельный ужас: как только на небе раздавался грохот его колесницы, черти толпами бежали на межи, прятались за спины людей или укрывались под шляпки ядовитых грибов, известных в народе под именем «яруйки».
О пророке Илие сложилось много легенд и преданий. Почти в каждой деревне можно выслушать рассказ о каком-нибудь исключительном проявлении гнева или милости пророка, о каком-нибудь чуде или небесном знамении: почти в каждой волости, в каждом уезде и губернии можно было встретить новые варианты старых преданий или натолкнуться на совершенно оригинальную легенду местного происхождения. Вот, например, что рассказывали о земной жизни пророка Илии крестьяне Орловского уезда и губернии: «До 33-х лет пророк Илия сидел сиднем и не мог ходить. Родители его были люди бедные и корчевали пни, прокармливая этой работой калеку-сына. Однажды шёл по земле Господь с Николой-угодником и, увидев Илию, сказал: «Поди, подай нам напиться». – «Я бы рад подать, да не могу идти», – отвечал Илия. Господь взял его за руку, и он приподнялся с земли сам. Тогда Господь почерпнул в колодце полное ведро воды и велел выпить Илье, потом почерпнул ещё одно и половину третьего и спросил у него: «Ну, как ты теперь? – «Я могу поворотить весь свет по-иному, – отвечал Илия, – если бы был столб средь неба и земли, то разрушил бы я всю землю». Услышав эти слова, Бог испугался и поспешил сбавить Илие силы наполовину и, сверх того, велел ему посидеть под землёю 6 недель. Но затем, когда Илия, просидевши под землёю, снова вышел на свет (вместе с пророком Онуфрием), то первое, что он увидел, была гробница. Илия вошёл в эту гробницу, и тотчас же с неба спустилась огненная колесница с ангелами, которые и умчали Илию на небо, представив его пред лицем Господа. «Ты, Илия, – сказал Господь, – владей этой колесницей, пока я не приду на землю, и пусть в твоих руках отныне будет гром и молния». По народному поверью, на этой колеснице Илия перед кончиной мира спустится на землю и три раза объедет из одного конца земли в другой, предупреждая всех о Страшном суде. Это орловское предание в некоторых местах уже варьируется, и крестьяне передают, что Господь возложил на голову Илии камень в 40 десятин, чтобы убавить ему силы. Камень этот и сейчас цел и стоит на небе перед престолом Божиим.
Считая пророка Илию властителем ветров и дождевых туч, крестьяне связывают с днём этого святого множество календарных примет. «До Илии, – говорят они, – облака –ходят по ветру, а с Илии начинают ходить против ветра». «До Илии поп дождя не умолит, – после Илии баба фартуком нагонит». «После Ильина дня, – говорят вологжане, – в поле сива коня не увидишь – вот до чего темны ночи». «С Ильина дня ночь длинна: работник просыпается, а кони наедаются». «С Ильина дня вода стынет». В Пошехонском уезде Ярославской губернии причину охлаждения речных вод после Ильина дня объясняли так: «Пророк Илия ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет».
Земледельческие приметы также связываются с днём Илии: «Если в этот день с утра облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень – средний сев, а если вечером – сев поздний и урожай плохой».