1 августа – 213-й день года по григорианскому календарю. До конца года остаётся 152 дня. До 15 октября 1582 года – 1 августа по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года – 1 августа по григорианскому календарю. В XX и XXI веках соответствует 19 июля по юлианскому календарю.
9. Sonntag nach Trinitatis-2021
Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36
Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36
Monatsspruch August 2021: Neige, Herr, dein Ohr und höre! Öffne, Herr, deine Augen und sieh her! 2. Könige 19:16
Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри. 4Цар 19:16
Gottesdienst des neunten Sonntags nach Trinitatis 01.08.2021
Wem viel gegeben ist, bei dem wird man viel suchen; und wem viel anvertraut ist, von dem wird man umso mehr fordern. Lukas 12:48b
И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Лк 12:48
1 августа 2021 года, в Девятое воскресенье после Троицы // 9. Sonntag nach Trinitatis – лц зелёный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения тридцать третьего в этом году богослужения собрались 14 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 9 российских немцев:
- Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна
- Вальц Вальтер Эдуардович
- Горн Валентина Демидовна
- Горн Давид Яковлевич – пастор
- Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
- Данилова Зоя Леонидовна
- Деляев Андрей Анатольевич – председатель Церковного совета
- Деляева Алёна Владимировна
- Диц Виктор Георгиевич
- Муртазина Эльмира Исхаковна
- Каневская Мария Олеговна – органистка
- Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
- Теплова Елена Ильинична
- Хуснутдинов Айдар Файзрахманович
Послание: Флп 3:4б-14. Читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.
Евангелие: Мф 13:44-46. Читал – также по-русски – Андрей Анатольевич Деляев.
Проповедь: Иер 1:4-10; Мф 7:24-27. Читал – по-русски – Давид Яковлевич Горн.
N.B. Мы, верующие христиане, уважающие достижения и открытия науки, которыми мы благополучно пользуемся (и на которые мы с благоговением опираемся в этой заметке), конечно же, исходим из того, что всё в этом созданном Им мире происходило, происходит и будет происходить по Его воле – по воле Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И мы приветствуем дальнейший прогресс науки, позволяющий нам погрузиться в глубины и детали грандиозного плана Божьего по устроению этого мира. Наука служит одновременно Богу и нам, его творениям.
Мы и Вселенная
Вселенная – огромный и удивительный мир, полный тайн и загадок.
Звёздное небо издавна будоражило человеческое воображение. Наши далёкие предки пытались понять, что за странные мерцающие точки висят у них над головами. Сколько их, откуда они взялись, влияют ли на земные события? Человек с глубокой древности пытался осмыслить, как устроена Вселенная, в которой он обитает.
О том, как древние люди представляли себе Вселенную, сегодня мы можем узнать разве что из сказок и легенд, дошедших до нас. Понадобились века и тысячелетия, чтобы возникла и окрепла наука о Вселенной, изучающая её свойства и этапы развития, – космология. Краеугольными камнями данной дисциплины являются астрономия, математика и физика.
Сегодня мы гораздо лучше понимаем устройство Вселенной, но каждое полученное знание лишь рождает новые вопросы. Исследование атомных частиц в коллайдере, наблюдение за жизнью в дикой природе, высадку межпланетного зонда на астероиде также можно назвать изучением Вселенной, ибо данные объекты входят в её состав. Человек тоже часть нашей прекрасной звёздной Вселенной. Изучая Солнечную систему или далёкие галактики, мы больше узнаём о самих себе.
Само понятие Вселенная не имеет чёткого определения в астрономии. В разные исторические периоды и у различных народов оно имело целый ряд синонимов, таких как «космос», «мир», «мироздание», «универсум» или «небесная сфера». Нередко, говоря о процессах, происходящих в глубинах Вселенной, применяют термин «макрокосмос», противоположностью которому является «микрокосмос» мира атомов и элементарных частиц.
На нелёгком пути познания космология нередко пересекается с философией и даже теологией, и в этом нет ничего удивительного. Наука об устройстве Вселенной пытается объяснить, когда и как возникло мироздание, разгадать тайну зарождения материи, понять место Земли и человечества в бесконечности космоса.
У современной космологии две наибольшие проблемы. Во-первых, объект её изучения – Вселенная – уникален, что делает невозможным применение статистических схем и методов. Говоря кратко, мы не знаем о существовании других Вселенных, их свойствах, структуре, поэтому не можем сравнивать. Во-вторых, длительность астрономических процессов не даёт возможность проводить прямые наблюдения.
Космология исходит из постулата, что свойства и строение Вселенной одинаковы для любого наблюдателя, за исключением редких космических феноменов. Это означает, что вещество во Вселенной распределено однородно, и она имеет одинаковые свойства во всех направлениях. Из этого следует, что физические законы, работающие в части Вселенной, вполне можно экстраполировать на всю Метагалактику.
Теоретическая космология разрабатывает новые модели, которые затем подтверждаются или опровергаются наблюдениями. Например, была доказана теория возникновения Вселенной в результате взрыва.
Масштабы Вселенной потрясают: они намного больше, чем мы могли представить двадцать или тридцать лет назад. Ученые уже обнаружили около пятисот миллиардов галактик, и это число постоянно увеличивается. Каждая из них вращается вокруг собственной оси и удаляется от других на огромной скорости из-за расширения Вселенной.
Квазар 3C 345 – один из самых ярких объектов во Вселенной – расположен от нас на удалении в пять миллиардов световых лет. Человеческий разум даже представить не может подобные расстояния. Космическому кораблю, движущемуся со световой скоростью, понадобится тысяча лет, чтобы облететь наш Млечный путь.
До галактики Андромеды ему пришлось бы добираться 2,5 тыс. лет. А ведь это наша ближайшая соседка.
Говоря о размерах Вселенной, мы имеем в виду её видимую часть, называемую еще Метагалактикой. Чем больше результатов наблюдений мы получаем, тем дальше раздвигаются границы Вселенной. Причём происходит это одновременно по всем направлениям, что доказывает её сферическую форму.
Наш мир появился около 13,8 млрд лет назад в результате Большого взрыва – события, породившего звёзды, планеты, галактики и другие объекты. Эта цифра является реальным возрастом Вселенной.
Исходя из скорости света можно предположить, что её размеры также составляют 13,8 млрд световых лет. Однако на самом деле они больше, ибо с момента рождения Вселенная непрерывно расширяется. Часть движется со сверхсветовой скоростью, из-за чего значительное количество объектов во Вселенной останутся невидимыми навеки. Данный предел называются сферой или горизонтом Хаббла.
Диаметр Метагалактики составляет 93 млрд световых лет. Мы не знаем, что находится за пределами известной Вселенной. Может быть, существуют и более далёкие объекты, недоступные сегодня для астрономических наблюдений. Значительная часть учёных верит в бесконечность Вселенной.
Возраст Вселенной неоднократно проверялся с использованием различных методик и научных инструментов. Последний раз его подтвердили с помощью орбитального телескопа «Планк». Имеющиеся данные полностью соответствуют современным моделям расширения Вселенной.
Из чего состоит Вселенная? Водород – самый распространённый элемент во Вселенной (75%), на втором месте находится гелий (23%), на остальные элементы приходятся ничтожные 2% от общего количества вещества. Средняя плотность — 10-29 г/см3, значительная часть которой приходится на так называемую тёмную энергию и материю. Зловещие названия не говорят об их ущербности, просто тёмная материя, в отличие от обычной, не взаимодействует с электромагнитным излучением. Соответственно, мы не можем наблюдать её и делаем свои заключения только по косвенным признакам.
Исходя из вышеуказанной плотности, масса Вселенной составляет примерно 6*1051 кг. Следует понимать, что в эту цифру не входит тёмная масса.
Структура мироздания: от атомов до галактических скоплений
Космос – это не просто огромная пустота, в которой равномерно рассеяны звезды, планеты и галактики. Структура Вселенной довольно сложна и имеет несколько уровней организации, которые мы можем классифицировать в соответствии с масштабом объектов:
Астрономические тела во Вселенной обычно группируются в системы. Звёзды нередко образуют пары или входят в состав скоплений, которые содержат десятки, а то и сотни светил. В этом отношении наше Солнце довольно нетипично, так как оно не имеет «двойника»;
Следующей ступенью организации являются галактики. Они могут быть спиральными, эллиптическими, линзовидными, неправильными. Ученые пока не до конца понимают, почему галактики обладают разной формой. На этом уровне мы обнаруживаем такие чудеса Вселенной, как чёрные дыры, тёмную материю, межзвёздный газ, двойные звёзды. Кроме звёзд, в их состав входит пыль, газ, электромагнитное излучение. В известной Вселенной обнаружено несколько сотен миллиардов галактик. Они нередко сталкиваются друг с другом. Это непохоже на автомобильную аварию: звёзды просто перемешиваются и меняют свои орбиты. Такие процессы занимают миллионы лет и приводят к образованию новых звёздных скоплений;
Несколько галактик образуют Местную группу. В нашу, кроме Млечного пути, входят Туманность Треугольника, Туманность Андромеды и ещё 31 система. Скопления галактик – самые крупные из известных устойчивых структур Вселенной, их удерживает воедино гравитационная сила и ещё какой-то фактор. Учёные подсчитали, что одного лишь притяжения явно недостаточно для поддержания стабильности этих объектов. Научного обоснования данного феномена пока не существует;
Следующим уровнем структуры Вселенной являются сверхскопления галактик, каждая из которых содержит десятки, а то и сотни галактик и скоплений. Однако тяготение их уже не удерживает, поэтому они следуют за расширяющейся Вселенной;
Последним уровнем организации мироздания являются ячейки или пузыри, стенки которых формируют сверхскопления галактик. Между ними находятся пустотные области, именуемые войдами. Эти структуры Вселенной имеют масштабы около 100 Мпк. На этом ярусе наиболее заметны процессы расширения Вселенной, также с ним связано реликтовое излучение – отголосок Большого взрыва.
Как возникло мироздание
Как появилась Вселенная? Что было до этого момента? Как она превратилась в то бесконечное пространство, известное нам сегодня? Было ли это случайностью или закономерным процессом?
После десятилетий дискуссий и яростных споров, физики и астрономы практически пришли к консенсусу относительно того, что мироздание появилось в результате взрыва колоссальной мощности. Он не только породил всё вещество во Вселенной, но и определил физические законы, по которым существует известный нам космос. Это называется теорией Большого взрыва.
Согласно этой гипотезе, когда-то вся материя каким-то непостижимым образом была собрана в одной небольшой точке с бесконечной температурой и плотностью. Она получила название сингулярности. 13,8 млрд лет назад точка взорвалась, образовав звёзды, галактики, их скопления и другие астрономические тела Вселенной.
Почему и как это произошло – непонятно. Ученым приходится выносить за скобки множество вопросов, связанных с природой сингулярности и её происхождением: законченной физической теории этого этапа истории Вселенной пока не существует. Следует отметить, что есть и другие теории возникновения Вселенной, но они имеют гораздо меньше приверженцев.
Термин «Большой взрыв» вошёл в оборот в конце 40-х годов после публикации работ британского астронома Хойла. Сегодня данная модель досконально проработана – физики могут уверенно описать процессы, происходившие через доли секунды после этого события. Ещё можно добавить, что данная теория позволила определить точный возраст Вселенной и описать основные этапы её эволюции.
Главным доказательством теории Большого взрыва является наличие реликтового излучения. Оно было открыто в 1965 году. Данный феномен возник в результате рекомбинации атомов водорода. Реликтовое излучение можно назвать основным источником информации о том, как была устроена Вселенная миллиарды лет назад. Оно изотропно и равномерно заполняет космическое пространство.
Ещё одним аргументом в пользу объективности данной модели является сам факт расширения Вселенной. Собственно говоря, экстраполируя этот процесс в прошлое, учёные и пришли к подобной концепции.
Есть в теории Большого взрыва и слабые места. Если бы мироздание образовалось мгновенно из одной небольшой точки, то должно было существовать неоднородное распределение вещества, чего мы не наблюдаем. Также данная модель не может объяснить, куда подевалась антиматерия, количество которой в «момент творения» не должно было уступать обычной барионной материи. Однако сейчас число античастиц во Вселенной мизерно. Но самый весомый недостаток данной теории – её неспособность объяснить феномен Большого взрыва, он просто воспринимается как свершившийся факт. Мы не знаем, как выглядела Вселенная до момента сингулярности. Мы не знаем, как выглядел Большой взрыв и что было до него.
Существуют и другие гипотезы зарождения и дальнейшей эволюции мироздания. Долгие годы была популярна модель стационарной Вселенной. Ряд учёных придерживались мнения, что в результате квантовых флуктуаций она возникла из вакуума. В их числе был и знаменитый Стивен Хокинг. Ли Смолин выдвинул теорию о том, что наша, как и другие Вселенные, образовались внутри чёрных дыр.
Предпринимались попытки улучшить существующую теорию Большого взрыва. Например, существует гипотеза о цикличности Вселенной, согласно которой, рождение из сингулярности – не более чем её переход из одного состояния в другое. Правда, такой подход противоречит второму закону термодинамики.
Эволюция мироздания или что происходило после Большого взрыва
Теория Большого взрыва позволила учёным создать точную модель эволюции Мироздания. И сегодня мы неплохо знаем, какие процессы происходили в молодой Вселенной. Исключение составляет лишь самый ранний этап творения, который по-прежнему остаётся предметом яростных обсуждений и споров. Конечно, для достижения подобного результата одной теоретической основы было недостаточно, понадобились годы исследований Вселенной и тысячи экспериментов на ускорителях.
Сегодня наука выделяет следующие этапы после Большого взрыва:
Самый ранний из известных нам периодов называется Планковской эрой, он занимает отрезок от 0 до 10-43 секунд. В это время вся материя и энергия Вселенной была собрана в одной точке, а четыре основных взаимодействия были едины;
Эпоха Великого объединения (с 10−43 по 10−36 секунд). Она характеризуется появлением кварков и разделением основных видов взаимодействий. Главным событием этого периода считается выделение гравитационной силы. В эту эру начали формироваться законы Вселенной. Сегодня мы имеем возможность для подробного описания физических процессов этой эпохи;
Третий этап творения называется Эпохой инфляции (с 10−36 по 10−32). В это время началось стремительное движение Вселенной со скоростью, значительно превосходящей световую. Она становится больше, чем современная видимая Вселенная. Начинается охлаждение. В данный период окончательно разделяются фундаментальные силы мироздания;
В период с 10−32 по 10−12 секунды появляются «экзотические» частицы типа бозона Хиггса, пространство заполнила кварк-глюонная плазма. Промежуток с 10−12 по 10−6 секунды называется эпохой кварков, с 10−6 по 1 секунду – адронов, в 1 секунду после Большого взрыва начинается эра лептонов;
Фаза нуклеосинтеза. Она длилась примерно до третьей минуты от начала событий. В этот период во Вселенной из частиц возникают атомы гелия, дейтерия, водорода. Продолжается охлаждение, пространство становится прозрачным для фотонов;
Через три минуты после Большого взрыва начинается эра Первичной рекомбинации. В этот период появилось реликтовое излучение, которое астрономы изучают до сих пор;
Период 380 тыс. – 550 млн лет называют Тёмными веками. Вселенная в это время заполнена водородом, гелием, различными видами излучения. Источников света во Вселенной не было;
Через 550 млн лет после Сотворения появляются звезды, галактики и прочие чудеса Вселенной. Первые звёзды взрываются, освобождая материю для образования планетных систем. Данный период называется Эрой реионизации;
В возрасте 800 млн лет во Вселенной начинают образовываться первые звёздные системы с планетами. Наступает Эра вещества. В этот период формируется и наша родная планета.
Считается, что интерес для космологии представляет период с 0,01 секунды после акта творения и по наши дни. В этот временной отрезок сформировались первичные элементы, из них возникли звёзды, галактики, Солнечная система. Для космологов особо важным периодом считается эра рекомбинации, когда возникло реликтовое излучение, с помощью которого продолжается изучение известной Вселенной.
P.S.1. Русское слово «Вселенная» является заимствованием из ст.‑слав. въсел҄енаꙗ], что являлось калькой с древнегреческого слова οἰκουμένη, от глагола οἰκέω «населяю, обитаю», и в первом значении имело смысл лишь обитаемой части мира. Поэтому русское слово «Вселенная» родственно существительному «вселение» и лишь созвучно определительному местоимению «всё». Самое общее определение для «Вселенной» среди древнегреческих философов, начиная с пифагорейцев, было τὸ πᾶν (всё), включавшее в себя как всю материю (τὸ ὅλον), так и весь космос (τὸ κενόν).
P.S.2. Облик Вселенной
Химический состав | Средняя температура реликтового излучения | Плотность материи во Вселенной | Уравнение состояния |
H – 75 % He – 23 % O – 1 % C – 0,5 % | 2,725 К | 10−29г/см3. Из них: Тёмная энергия – 68,3 % Тёмная материя – 2,8 % Барионное в-во – 4,9 % | -1,1±0,4 |
Представляя Вселенную как весь окружающий мир, мы сразу делаем её уникальной и единственной. И вместе с этим лишаем себя возможности описать её в терминах классической механики: из-за своей уникальности Вселенная ни с чем не может взаимодействовать, она – система систем, и поэтому в её отношении теряют свой смысл такие понятия, как масса, форма, размер. Вместо этого приходится прибегать к языку термодинамики, употребляя такие понятия как плотность, давление, температура, химический состав.
P.S.3. Недавняя эволюция ближнего космоса (Гья = миллиардов лет назад):
— через 8,8 млрд лет после Большого Взрыва (5 Гья, z = 0,5) в нашей Вселенной начинается эра с преобладанием тёмной энергии, следующая за эрой с преобладанием материи, в течение которой космическое расширение замедлялось. С этого момента расширение нашей Вселенной ускоряется по так называемому закону Хаббла. Скорость расширения сегодня известна как постоянная Хаббла (около 72 км в секунду на мегапарсек, равная 1 парсек = 31 триллион километров или 206 265 раз расстояния между Землей и Солнцем; 1 мегапарсек = 1 миллион парсек);
— через 9,13 млрд лет после Большого Взрыва (4,67 Гья) образуется ближайшая к нам ныне звезда Проксима Центавра, завершая тройную систему Альфа Центавра;
— через 9,2 млрд лет после Большого Взрыва (4,6-4,57 Гья) первичная сверхновая, возможно, запускает формирование Солнечной системы;
— через 9,2318 млрд лет после Большого Взрыва (4,5682 Гья) формируется Солнце – планетарная туманность начинает аккрецию планет;
— через 9,23283 млрд лет после Большого Взрыва (4,56717-4,55717 Гья) четыре газовых гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) начинают эволюционировать вокруг Солнца;
— через 9,257 млрд лет после Большого Взрыва (4,543-4,5 Гья) Солнечная система включает уже 8 планет (из них 4 – земного типа: Меркурий, Венера, Земля, Марс) развиваются вокруг Солнца. Из-за аккреции многие планеты меньшего размера образуют орбиты вокруг протосолнца, некоторые из них имеют конфликтующие орбиты – начинается поздняя тяжёлая бомбардировка. На Земле начинаются Докембрийский Супереон и Хадейский эон. На Марсе начинается доконоахийская эра. Дотолстовский период начинается на Меркурии – большой планетоид ударяется о Меркурий, снимая с него внешнюю оболочку первоначальной коры и мантии и оставляя обнажённым ядро планеты (содержание железа в Меркурии заметно велико). Образуется Вега, пятая по яркости звезда в нашем районе Галактики. Многие из галилеевых спутников, возможно, сформировались в это время, включая Европу и Титан, которые в настоящее время могут быть гостеприимными для некоторых форм живых организмов
— через 9,266 млрд лет после Большого Взрыва (4,533 Гья) образуется система Земля-Луна – в результате гигантского удара гипотетического планетоида Тейя (планета). Гравитационное притяжение Луны помогает стабилизировать колеблющуюся ось вращения Земли. На Луне начинается донектарианский период;
— через 9,271 млрд лет после Большого Взрыва (4,529 Гья) крупное столкновение с планетоидом размером с Плутон устанавливает марсианскую дихотомию на Марсе – формируется Северный полярный бассейн Марса;
— через 9,3 млрд лет после Большого Взрыва (4,5 Гья) Солнце становится жёлтой звездой главной последовательности; происходит формирование Облака Оорта и пояса Койпера, из которого поток комет, таких как комета Галлея и Хейла-Боппа, начинает проходить через Солнечную систему, иногда сталкиваясь с планетами;
— через 9,396 млрд лет после Большого Взрыва (4,404 Гья) жидкая вода уже может существовать на поверхности Земли, вероятно, из-за парникового потепления из-за высоких уровней метана и углекислого газа, присутствующих в атмосфере;
— через 9,4 млрд лет после Большого Взрыва (4,4 Гья) образуется Kepler 438b, одна из наиболее похожих на Землю планет, из протопланетной туманности, окружающей её родительскую звезду;
— через 9,5 млрд лет после Большого Взрыва (4,3 Гья) массивный удар метеорита создаёт на Луне Южный полюс Эйткенской котловины – огромную цепь гор, расположенную на южном краю Луны, иногда называемую горами Лейбница;
— через 9,6 млрд лет после Большого Взрыва (4,2 Гья) обширная область вулканизма на Выпуклости Фарсиды становится активной на Марсе. В зависимости от интенсивности вулканической активности на Земле, магмы Фарсиды, возможно, образовали атмосферу CO2 с давлением 1,5 бар и глобальный слой воды глубиной 120 м. Усиление парникового эффекта в климате и повышение уровня грунтовых вод Марса. Фиксируется возраст самых старых образцов лунной материи;
— 9,7 млрд лет после Большого Взрыва (4,1 Гья) резонанс в орбитах Юпитера и Сатурна перемещает Нептун в пояс Койпера, вызывая разрушение среди астероидов и комет там. В результате поздняя тяжёлая бомбардировка обрушивается на внутреннюю часть Солнечной системы. На спутнике (луне) Сатурна Мимасе образовался Кратер Гершеля. Удар метеорита создает на Марсе Hellas Planitia, крупнейшую однозначную структуру на планете. Ансерис Монс – изолированный массив (гора) на южном высокогорье Марса, расположенный на северо-восточном краю Эллада Планиция, поднялся в результате падения метеорита;
— через 9,8 млрд лет после Большого Взрыва (4 Гья) формируется HD 209458b, первая планета, обнаруженная во время её прохождения. В Мессье 85, линзовидной галактике, нарушенной взаимодействием галактик, наблюдается сложная внешняя структура оболочек и рябь. Галактики Андромеды и Треугольника испытывают близкое столкновение; высокий уровень звездообразования в Андромеде, в то время как внешний диск Треугольника искажен;
— через 9,861 млрд лет после Большого Взрыва (3,938 Гья) наступает основной период столкновений с Луной: образуется Mare Imbrium;
— через 9,88 млрд лет после Большого Взрыва (3,92 Гья) образуется – в результате большого столкновения – Бассейн Нектариса; выбросы Нектариса образуют верхнюю часть густо покрытого кратерами Лунного нагорья; на Луне начинается Эра Нектариса;
— через 9,9 млрд лет после Большого Взрыва (3,9 Гья) на Меркурии образуется кратер Толстой и формируется Бассейн Калорис, что приводит к созданию «странной территории» – сейсмическая активность вызывает на Меркурии глобальную вулканическую активность. На Меркурии образуется кратер Рембрандт и начинается калорический период. Argyre Planitia образуется в результате удара астероида на Марс: окружён неровными массивами, которые образуют концентрические и радиальные узоры вокруг бассейна – несколько горных хребтов, включая Charitum и Nereidum Montes, поднимаются вслед за ним;
— через 9,95 млрд лет после Большого Взрыва (3,85 Гья) начинается поздний дуплексный период на Луне. Самое раннее появление материалов Procellarum KREEP Mg suite;
— через 9,96 млрд лет после Большого Взрыва (3,84 Гья) происходит образование Восточного бассейна в результате удара астероида о поверхность Луны; столкновение вызывает рябь на коре, в результате чего образуются три концентрических круговых объекта, известных как Монтес Рук и Монтес Кордильера;
— через 10 млрд лет после Большого Взрыва (3,8 Гья). После поздних тяжелых бомбардировок на Луне на её поверхности преобладают большие впадины расплавленных кобыл – начинается основной период лунного вулканизма (до 3 млрд лет). На Земле начинается архейский эон;
— через 10,2 млрд лет после Большого Взрыва (3,6 Гья) на Марсе образуется Альба Монс, крупнейший по площади вулкан;
— через 10,4 млрд лет после Большого Взрыва (3,5 Гья) обнаруживаются самые ранние ископаемые следы жизни на Земле (строматолиты);
— через 10,6 млрд лет после Большого Взрыва (3,2 Гья) на Марсе начинается амазонский период; марсианский климат становится более тонким до нынешней плотности: подземные воды, хранящиеся в верхней коре (мегареголите), начинают замерзать, образуя толстую криосферу (сухие льды, состоящие из замороженного углерод – форма диоксида), перекрывающую более глубокую зону жидкой воды. На Луне начинается эратосфенский период – главной геологической силой на Луне становится ударный кратер;
— через 10,8 миллиарда лет после Большого Взрыва (3 Гья) на Меркурии формируется бассейн Бетховена. В отличие от многих бассейнов аналогичного размера на Луне, Бетховен не является многослойным, а выбросы закапывают край кратера и почти не видны;
— через 11,2 млрд лет после Большого Взрыва (2,6 Гья): начало протерозоя;
— через 11,6 млрд лет после Большого Взрыва (2,2 млрд лет назад) наступает последний великий тектонический период в геологической истории Марса: формируется Валлес Маринер, крупнейший комплекс каньонов в Солнечной системе. Хотя есть некоторые предположения о термокарстовой активности или даже водной эрозии, предполагается, что Валлес Маринерис является рифтовым разломом.
P.S.4. Краткая хронология геобиоэволюции (Ма – мегааннум – «миллионов лет назад», ka – «тысяч лет назад» и лн – «лет назад»):
4,5 Ма – время жизни LUCA (Последний универсальный общий предок (англ. last universal common ancestor, LUCA, или last universal ancestor, LUA) – последняя популяция организмов, от которой произошли все организмы, ныне живущие на Земле. Таким образом, LUCA является общим предком всей жизни на Земле. Последнего универсального общего предка не следует путать с первым живым организмом на Земле. Считается, что LUCA жил 3,48-4,28 миллиарда лет назад (в палеоархейскую эру), или возможно даже 4,5 млрд лет назад (в катархее).)
(Первыми известными формами жизни на Земле считают окаменелые микроорганизмы, найденные в осадках гидротермальных источников. Время, когда могли появиться самые первые формы жизни на Земле, неизвестно. Считается, что они могли возникнуть более 3,77 Ма, возможно, даже 4,28 Ма, вскоре после формирования океанов 4,41 Ма и вскоре после формирования Земли 4,54 Ма.)
(При помощи анализа предполагаемых потомков LUCA было показано, что он был маленьким одноклеточным организмом, вероятно, имевшим кольцевую ДНК, свободно плавающую в клетке, как у современных бактерий. Однако Карл Вёзе, который предложил трёхдоменную систему живого мира на основе последовательностей рРНК бактерий, архей и эукариотов, утверждает, что LUCA был организован проще, чем предки трёх современных доменов жизни.
В то время как строение LUCA можно описать лишь в самых общих чертах, молекулярные механизмы его функционирования можно реконструировать более детально на основании свойств современных организмов.
Носителем наследственности у LUCA, скорее всего, была ДНК. Некоторые исследователи полагают, что ДНК у него могла отсутствовать, а его геном был представлен только РНК, что в частности подтверждается тем, что ДНК-полимеразы архей, бактерий и эукариотов неродственны друг другу. Если ДНК имелась, то она состояла из тех же четырёх нуклеотидов (дезоксиаденозин, дезоксицитидин, дезокситимидин и дезоксигуанозин), что и у современных организмов. Вторая цепь ДНК достраивалась матрицезависимым ферментом ДНК-полимеразой. Целостность ДНК поддерживалась группой ферментов, включая ДНК-топоизомеразу, ДНК-лигазу и прочие ферменты репарации ДНК. ДНК была защищена ДНК-связывающими белками наподобие гистонов. Генетический код состоял из трёхнуклеотидных кодонов, всего было возможно 64 различных кодона; поскольку для построения белков использовалось только 20 аминокислот, некоторые аминокислоты кодировались несколькими кодонами. Экспрессия генов осуществлялась через промежуточное образование одноцепочечной РНК. РНК синтезировалась ферментом ДНК-зависимой РНК-полимеразой с использованием рибонуклеотидов, похожих на нуклеотиды ДНК, за исключением тимидина, который в РНК замещён на уридин.
Гены экспрессировались в виде белков, собиравшихся из аминокислот посредством трансляции матричной РНК (мРНК) при помощи рибосом, транспортной РНК (тРНК) и группы других белков. Рибосомы состояли из двух субъединиц: 30S (малой) и 50S (большой). Каждая субъединица состояла из рибосомной РНК (рРНК), окружённой рибосомными белками. Оба типа молекул РНК (тРНК и рРНК) играли важную роль в каталитической активности рибосом. Для построения белков использовались только 20 аминокислот, причём исключительно их L-изомеры. В качестве энергоносителя использовались молекулы АТФ. Существовало несколько сотен белковых ферментов, которые катализировали химические реакции, высвобождающие энергию из жиров, сахаров и аминокислот, а также реакции биосинтеза жиров, сахаров, аминокислот и азотистых оснований, входящих в состав нуклеиновых кислот.
Клетка содержала цитоплазму, в основном состоящую из воды, которая была окружена мембраной, представленной липидным бислоем. Внутри клетки концентрация ионов натрия была ниже, а калия – выше, чем снаружи. Этот градиент поддерживался ионными каналами, также известными как ионные насосы. Клетка размножалась посредством дупликации содержимого перед делением. Для образования энергии клетка использовала хемиосмос. Она также образовывала CO2 и окисляла H2 (метаногенез или ацетогенез) через ацетильные тиоэфиры.
Клетка предположительно жила в глубоководных гидротермальных источниках, образуемых при взаимодействии морской воды с магмой под океанским дном.)
(В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою книгу «Происхождение видов», в которой дважды формулировал гипотезу, что все формы жизни на Земле имеют одного общего предка. Когда была высказана гипотеза LUCA, кладограммы, построенные на основе генетического расстояния между живущими видами, показали, что археи отделились очень рано от остальной жизни. Это утверждение было сформулировано на основе того, что археи, известные в то время, были очень устойчивы к экстремальным условиям внешней среды, таким как высокая солёность, температура и кислотность. Это натолкнуло некоторых учёных на мысль, что LUCA жил в местообитаниях, похожих на глубоководные гидротермальные источники. Однако в дальнейшем археи были обнаружены в менее враждебных средах, и сейчас считается, что они более родственны к эукариотам, чем бактерии, хотя многие детали неизвестны.
В 2010 году на основании последовательностей ДНК организмов различных доменов было установлено, что существовал единственный предок всего живого. Однако это не означает, что LUCA был единственным организмом тех древних времён: он был одним из нескольких ранних микробов. Однако из того, что наряду с используемыми всеми современными формами жизни несколькими нуклеотидами ДНК и РНК возможны и другие нуклеотиды, почти точно следует, что все организмы имеют одного общего предка. Невероятно, чтобы все организмы, произошедшие от разных предков, в которых органические молекулы объединились с образованием похожих на клетку структур, способных к горизонтальному переносу генов, не портили при этом гены друг друга, превращая их в некодирующие участки. Кроме того, химически возможно гораздо больше аминокислот, чем те, которые используются современными организмами для синтеза белка. Эти химические доказательства свидетельствуют, что от клеток LUCA произошли все остальные организмы, причём только потомки LUCA пережили палеоархейскую эру.
В 1998 году Карл Вёзе предположил, что LUCA не был одним-единственным организмом, и генетический материал всех ныне живущих организмов есть результат горизонтального переноса генов между сообществами древних микроорганизмов. На заре жизни родство было не таким линейным, как сейчас, потому что для появления современного генетического кода потребовалось время.
Учёные из Бристольского университета в Великобритании рассчитали, что общий предок всех современных представителей жизни на Земле (Last Universal Common Ancestor, LUCA), чьи следы сохранились в ДНК абсолютно всех ныне существующих организмов, жил у горячих источников на суше и был экстремофилом 4,52-4,47 млрд лет назад, ещё до того, как началась поздняя тяжелая бомбардировка Земли 3,9 Ма – вскоре после столкновения зародыша Земли с Тейей – «прабабушкой» Луны.)
4100 Ма – появление (общепринятая дата) – в результате абиогенеза – древнейших известных признаков жизни;
(Древнейшими свидетельствами жизни на Земле являются биогенный графит, обнаруженный в метаморфизированных осадочных породах из Западной Гренландии возрастом 3,7 миллиарда лет, а также ископаемые остатки бактериальных матов, найденные в песчанике в Западной Австралии возрастом 3,48 миллиарда лет. В 2015 году было описано обнаружение углерода потенциально биогенного происхождения в древних камнях возрастом 4,1 миллиарда лет, однако эта находка может свидетельствовать о других, нежели принято считать сейчас, условиях на Земле в тот период и указывает на более раннее происхождение жизни. В 2017 году было опубликовано описание предполагаемых ископаемых остатков микроорганизмов возрастом по меньшей мере 3,77 миллиарда лет, а, возможно, и 4,28 миллиарда лет, из ржавчинных осадочных пород в Квебеке, Канада.)
4000-3900 Ма – возникновение доядерных клеток – безъядерных организмов, напоминающих прокариоты;
3500 Ма – самые ранние следы появления фотосинтеза и первый случай увеличения доли кислорода в атмосфере Земли;
3000 Ма – появление первых организмов, использующих кислород. Около 2400 Ма, в ходе кислородной катастрофы, большинство анаэробных форм жизни было вытеснено аэробными конкурентами;
1600-2100 Ма – появление более сложных клеток – эукариотов – и первых многоклеточных организмов;
1200 Ма – возникает половое размножение, приводящее к более быстрой эволюции, при котором гены смешиваются в каждом поколении и это даёт большее разнообразие для последующего отбора;
900 Ма – вероятное время жизни общего предка всех животных;
(Последний универсальный общий предок (англ. last universal common ancestor, LUCA, или last universal ancestor, LUA) – последняя популяция организмов, от которой произошли все организмы, ныне живущие на Земле. Таким образом, LUCA является общим предком всей жизни на Земле. Последнего универсального общего предка не следует путать с первым живым организмом на Земле. Считается, что LUCA жил 3,48-4,28 Ма (в палеоархейскую эру), или возможно даже 4,5 млрд лет назад (в катархее).
Ископаемых остатков LUCA не сохранилось, поэтому его можно изучать только путём сравнения геномов. С помощью этого метода в 2016 году был определён набор из 355 генов, точно имевшихся у LUCA.
Гипотеза о существовании последнего универсального общего предка была впервые предложена Чарльзом Дарвином в его книге «Происхождение видов» 1859 года.)
570 Ма появились первые членистоногие – предки насекомых, паукообразных, ракообразных и ряда других групп;
500 миллионов лет назад появились рыбы и протоамфибии;
475 миллионов лет назад появились наземные растения;
400 миллионов лет назад появились насекомые и семена;
360 миллионов лет назад появились первые земноводные, из которых позже выделились амниоты;
320 миллионов лет назад амниоты разделились на завропсидных и синапсидных;
300 миллионов лет назад появились первые пресмыкающиеся (рептилии) и синапсиды (предки млекопитающих);
230 миллионов лет назад появились первые динозавры, из отряда ящеротазовых динозавров, в дальнейшем выделился класс птицы;
200 миллионов лет назад появились первые млекопитающие;
150 миллионов лет назад появились первые птицы;
130 миллионов лет назад появились первые цветковые растения;
66 миллионов лет назад появляются первые приматы;
66 миллионов лет назад вымерли нептичьи динозавры;
6,5 миллиона лет назад появился род Homo;
500 тысяч лет назад люди обрели современный вид (антропогенез);
160-180 тысяч лет назад появились кроманьонцы, то есть современные люди подвида Homo sapiens sapiens;
25 тысяч лет назад вымерли последние неандертальцы.
P.S.5. Эволюция первых живых существ на Земле (Ма – мегааннум – миллионов лет назад):
4100 Ма – появление древнейших известных признаков жизни;
3900 Ма – возникновение клеток, напоминающих прокариоты;
3500 Ма – самые ранние следы появления фотосинтеза и первый случай увеличения доли кислорода в атмосфере Земли;
2500 Ма – появление первых организмов, использующих кислород. Около 2400 Ма, в ходе кислородной катастрофы, большинство анаэробных форм жизни было вытеснено аэробными конкурентами;
2100 Ма – появление более сложных клеток – эукариот;
1200 Ма – возникает половое размножение, приводящее к более быстрой эволюции, при котором гены смешиваются в каждом поколении и это даёт большее разнообразие для последующего отбора;
900 Ма – вероятное время жизни общего предка всех животных.
P.S.6. Эволюция рода Homo:
2,6-2,5 Ма – Человек умелый (Homo habilis);
2,0-1,78 Ма – Человек рудольфский (Homo rudolfensis);
2,0-0,03 Ма – Человек прямоходящий (Homo erectus);
1,8 Ма – Человек Дманисский (Homo georgicus);
1,8-1,4 Ма – Человек работающий (Homo ergaster);
1,2-0,8 Ма – Человек-предшественник (Homo antecessor);
0,9-0,8 Ма – Человек из Чепрано (Homo cepranensis);
0,8-0,345 Ма – Гейдельбергский человек (Homo habilis);
0,3-0,12 Ма – Родезийский человек (Homo habilis);
0,35-0,04 Ма – Неандерталец (Homo neanderthalensis);
0,2-по н. в. – Человек разумный разумнейший (Homo sapiens sapiens);
0,16-0,15 Ма – Человек разумный старейший (Homo sapiens idaltu);
0,10-0,012 Ма – Человек флоресский (Homo floresiensis);
P.S.7. В настоящее время 7.83 млрд проживающих в 300 странах (государства и территории: 206 обычно указываемых государств можно разделить на три категории в зависимости от членства в системе Организации Объединённых Наций: 193 государства-члена, 2 государства-наблюдателя и 11 других государств. В отношении споров о суверенитете 188 государств обладают неоспоримым суверенитетом (188 государств), 16 государств имеют оспариваемый суверенитет (из них 6 государств-членов, 1 государство-наблюдатель и 9 других государств); 2 государства имеют особый статус) представителей 7139 разделённых по языковому принципу народов (это разделение началось в год смерти скончавшегося на 240-ом году жизни 6-го послепотопного патриарха человечества Фалека в 1635 днэ, или в 2126 году от Сотворения мира (Anno Mundi), когда Всевышний в год акме прожекта царя Нимрода в строительстве Вавилонской башни вмешался в этот процесс, направив на стройплощадку 70 ангелов со спецзаданием, в результате чего последовали дивергенция языков и рассеяние народов); за год до смерти в 1634 днэ (в 2127 A.M.) сына Серуха и Мелки, 9-го послепотопного патриарха человечества Нахора, скончавшегося на 49-м году жизни своего внука Аврама, наречённого Всевышним через 51 год Авраамом) разделены ещё и по духовному принципу на последователей примерно 20 тысяч конкретных религий (начиная от 2 484 172 183 христиан, 1 941 018 638 мусульман и 1.208.013.562 нерелигиозных людей и атеистов планеты и кончая крохотными группами в несколько последователей той или иной племенной религии или свежесозданной секты), а также на по расовым (биологическим) признакам на 4 расовых (или надрасовых) ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный; внутри тропического ствола выделяются африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного – континентальная и древнеиндонезийская, внутри западного – кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного – уральская, сибирская, южноазиатская и американская.
В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы: информация об отмечаемом сегодня Дне памяти Густава Вернера), чьё имя внесено в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днём памяти 1 августа, т.е. сегодня; о других памятных и праздничных днях, отмечаемых сегодня в России и в мире; о соответствующем дне календаря народа Божьего 23 ава 5781 A.M., первом дне недельной главы Торы «Ръэ»; о соответствующем дне древнеславянского (славяно-арийского, ведического) календаря 7529 лета от СМЗХ (31-го хейлета – четверикъ – один из 6 трудовых дней 9-дневной недели) (ведь российские немцы России существенным образом связали свою жизнь – и культурой, и даже кровью – с русскими, то есть со славянами; во всяком случае, большинство браков российских немцев – смешанные, как раз – иронично следуя названию календаря – «славяно-арийские»).
Густав Альберт Вернер (*12.03.1809, Цвифальтен – †2.08.1887, Ройтлинген) был протестантским пастором и основателем Фонда Густава Вернера.
Густав Вернер был старшим из шести детей будущего финансового директора Ройтлингена Йоханнеса фон Вернера и его жены Фридерике Кристиан (урождённой Фишер). С 1815 по 1817 он жил с бабушкой и дедушкой в Мюнзингене, затем переехал к своему дяде в Геппинген. С 1823 по 1827 Густав Вернер окончил евангелическую семинарию (гимназию) в монастыре Маульбронн и изучал богословие в аббатстве Тюбинген с 1827 по 1832. Затем он отправился в Страсбург в качестве частного репетитора. Там он познакомился с творчеством Иоганна Фридриха Оберлина в социальной диаконической жизни, которую взял за образец.
В 1834 Вернер стал священником в Вальддорфе, где он основал первый детский центр помощи сиротам, так называемую школу для детей ясельного возраста и промышленную школу. Он собирал пожертвования для этого учреждения на лекционных поездках. Произошёл конфликт с церковным руководством. Вслед за этим Вернер переехал в 1840 году с двумя сотрудниками и десятью детьми в 5-комнатную квартиру в Ройтлингене, названную Gottes-Hilfe, и основал там «спасательный дом». 8 ноября 1841 он женился на Альбертине Цвисслер. Ещё в 1848 в спасательном центре находилось около 80 детей-сирот: «В компании этих детей отец Вернер мог излучать тепло своего любящего нрава, и, работая с ними, он преображался и очищался, что по своей природе было чем-то женским, нежным, материнской заботой, чем дольше, тем сильнее. Он стремился фактически заменить семью своим детям. Он сказал, что «юридическое существо», которое в основном преобладает в институциональном образовании, слишком часто оказывает парализующее, даже убивающее действие на божественный зародыш жизни, о котором только родительская любовь в ребёнке знает, как заботиться и воспитывать достаточно тщательно.
«Главное, что я хотел бы позволить в работе над детьми, – это солнце материнства, потому что под его влиянием дети лучше всего развиваются».
Вскоре он добавил к своему «дому спасения» ремесленный бизнес. В 1855 это заведение было впервые названо Bruderhaus, до того, как в 1881 был составлен учредительный акт Фонда Густава Вернера для Bruderhaus. За три года до смерти Густав Вернер стал почётным гражданином города Ройтлинген в 1884 году. Машинный завод и бумагоделательный станок для Брудерхауса также были построены в Ройтлингене. Кроме того, в 1861 году в Деттингене-на-Эрмсе была открыта бумажная фабрика Bruderhaus, которая в 1981 году была продана компании Arjowiggins. В 2004 году Фонд Густава Вернера объединился в Bruderhaus с Haus am Berg GmbH, Бад-Урах, и с тех пор действует как Bruderhaus-Diakonie. Фонд Густава Вернера и Haus am Berg из Ройтлингена.
«То, что не превратилось в поступок, не имеет ценности!» – Густав Вернер
Древнеславянский (славяно-арийский, ведический) календарь
Сегодня 1.08.2021, вс
Лето от С.М.З.Х.: | 7529 | Число Месяц: | 31 Хейлетъ |
Лето в Круге Жизни: | 9 | День недели: | Четверикъ |
Круголет: | Змей | Чертог: | Орёл |
Стихия: | Древо | Покровитель: | Перун |
Цвет: | Зелёный | Дерево: | Дуб |
31 Хейлетъ 7529 лета от СМЗХ, четверикъ
Старославянский календарь
Сегодня 1 августа (липня, сенозарника, сеностава, сенокосника, сенокосца, косача, косеня, страдника, грозовика, грозника, приберихи, вершины лета, макушки лета, серёдки лета, красы лета, перелома лета, земли-именинницы, зелёного пиршества года, ягодника, пика года, румянца года, краснолетья, летней межени, жарника, серпня, сладкоежки, червеца, червленого, червня) 7529 лета от Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Народно-православный (народный) календарь
1 августа. День Макриды. Макринин день. Мокрины. Месяц открывается днём Макриды – указательницы осени. Смотри осень по Макриде: Макрида мокра и осень мокра. Мокрида снаряжает осень, а Анна (7/VIII) – зиму. Исследователь народного погодоведения К.Ф. Агринский на основе многолетних наблюдений утверждал в конце прошлого века, что подобная взаимосвязь проявляется довольно часто.
Именины в этот день
Арсений, Вероника, Гавриил, Иван, Мария, Михаил, Симон, Теодор, Фёдор, Ян
Календарь народа Божьего
Григорианская дата 1.08.2021 соответствует дате 23-го ава 5781 года от Сотворения мира по календарю народа Божьего (еврейский день начинается накануне вечером)..
Это первый день недельной главы Торы «Ръэ»
Содержание главы
Недельная глава «Ръэ» («Смотри») содержит пятьдесят четыре заповеди, многие из которых предписаны евреям, когда они живут в Эрец Исраэль: необходимо уничтожить всех идолов; приносить жертвы только в Храме; не подражать обрядам язычников; не есть маасер шени (вторую десятину) вне Иерусалима; не требовать возвращения долгов по истечении года шмита и др.
Глава ещё раз напоминает о видах животных, которые разрешены и запрещены в пищу, требует резать скот по правилам и строго соблюдать законы о чистой и нечистой пище.
Взаимовыручка
Среди заповедей, содержащихся в этой главе, есть такой приказ: не допускать, чтобы люди, живущие рядом с нами, бедствовали. Мы должны поддерживать их, как только можем.
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из ворот твоих на твоей земле… не ожесточай своё сердце и не сжимай руку свою перед твоим неимущим братом. Но раскрой ему свою руку и дай ему взаймы по мере его нужды, чего ему недостаёт. Береги себя, чтобы не было в твоём сердце злого умысла: мол, приближается седьмой год, год прощения [долгов]… и не дашь ему, и [он] возопит [в обиде] на тебя к Г-споду, и будет на тебе грех. Давать ты должен ему, и пусть не досадует твоё сердце, когда даешь ему, ибо за это благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком твоём деле и во всяком начинании твоём. Ибо не переведутся нуждающиеся на земле, поэтому я заповедую тебе так: раскрывай твою руку брату твоему, твоему нищему и твоему нуждающемуся на твоей земле» (15:7-11).
В главе «Беар» книги «Ваикра» мы говорили о заповеди «если обеднеет твой брат, и придёт в упадок у тебя, то поддержи его…» (25:35), которая касается той же темы помощи нуждающемуся. Заповедь эта подразумевает, что в том случае, если с благополучным человеком вдруг стряслась беда, лишившая его средств к существованию, мы обязаны оказать ему поддержку, помочь встать на ноги, прежде чем он обнищает совершенно.
В связи с ней мы цитировали отрывки из 10-й главы «Законов о подарках бедным» Рамбама.
Как вы, наверно, заметили, «Законы о подарках бедным» охватывают гораздо более широкий круг ситуаций, в которых мы обязаны помочь ближнему материально, чем подразумеваемый заповедью.
Вот о них-то и говорит отрывок из «Ръэ», которым мы начали нашу главу. Здесь имеются в виду все ситуации «по мере нужды» человека, всё, «чего ему недостает»: надо помочь и старику, которому не хватает хлеба, и юноше, который не может по бедности жениться, и больному, у которого нет денег на лечение…
Но представьте себе, что вас просят о помощи два человека, а помочь вы можете только одному. Кому из бедняков отдать предпочтение? Тора говорит «один из братьев твоих», указывая этим, что брат имеет преимущество перед всеми остальными и – шире – что родственник имеет преимущество перед всяким другим человеком (если они в равном положении). Слова «в одних из ворот твоих» велят нам после наших родственников помогать беднякам нашего города и уже потом – беднякам других городов в нашей стране, «на твоей земле».
Таким образом, Тора учит, что в оказании помощи должен присутствовать определённый порядок, и устанавливает очередность, в какой мы должны эту помощь оказывать.
Общий принцип такого порядка очевиден: мы должны руководствоваться не нашими симпатиями и антипатиями, а степенью объективной близости – сперва заботиться о «ближних» ближних, а потом – о «дальних» ближних. Мы обязаны помогать нашим родственникам, какими бы ни были отношения между нами. А это, кстати, очень помогает полюбить человека.
Запрет «Не ожесточай сердце»
Указав нам этот принцип, Тора почему-то вслед за ним даёт нам не заповедь асэ – «сделай» (в нашем случае – «дай»), как мы могли бы ожидать, а заповеди ло таасэ («не ожесточай своё сердце», «не сжимай руку свою»). Почему?
Сначала попробуем понять смысл этих заповедей – заповедей ло таасэ.
Зная особенности человеческой психологии, Тора предписывает нам не ожесточать своё сердце – чтобы не колебаться, не мучиться сомнениями: дать – не дать, – а давать охотно, с готовностью. И вторая заповедь ло таасэ приказывает нам: если уж ты проявил такую готовность, протянул человеку руку помощи – не сжимай руку свою снова. Эти два запрета завершаются словами «перед твоим неимущим братом». Они означают, что все мы, дети Яакова, – братья. Но есть в них и оттенок предупреждения: если ты ожесточишь сердце, сожмёшь руку, не будешь относиться к бедняку как к брату, то смотри, как бы тебе не стать его собратом по несчастью.
Раби Хия говорил жене (Шабат, 151 б): «Если бедный попросит что-нибудь, быстро неси ему навстречу то, что он попросил, – так будут нести и твоим детям». Жена ответила ему: «Зачем проклинаешь наших детей?» Сказал ей раби Хия: «Жизнь – это колесо. Иногда мы на колесе, иногда – под колесом, это неизбежно».
О том, что жизнь – вертящееся колесо, надо помнить всегда. Может быть, и нам когда-нибудь придётся прибегнуть к помощи людей, а если не нам, то нашим детям или внукам. Нельзя рассуждать так: зачем я буду отдавать другим то, что заработал тяжёлым трудом? Всё, что у тебя есть, Всевышний дал тебе как своему кассиру: в первую очередь – на расходы семьи (но не на роскошь и кутежи!), а потом – на то, что истинный Хозяин этих денег считает нужным. Даже бедный человек обязан давать хоть что-нибудь.
Только вслед за заповедями ло таасэ Тора даёт нам заповедь асэ: «Раскрой ему свою руку и дай ему взаймы». Так построен весь отрывок. «Чтобы не было в твоём сердце злого умысла», «пусть не досадует твоё сердце» чередуются с «давать ты должен ему», «раскрывай свою руку твоему брату».
Это не единственный случай, когда Тора подкрепляет приказ запретом и запрет приказом. Как запрет работать в субботу подкрепляется предписанием отдыхать в этот день, так и в главе «Ръэ» предписание помогать подкрепляется запрещением жадничать.
Заповеди запретительные и повелительные
Отвлечёмся немного от нашей темы. Почему мы всё время отмечаем характер заповеди – асэ или ло таасэ? Потому что между этими двумя категориями мицвот [заповедей] есть различие, и оно действует на всех уровнях: от доступных пониманию до скрытых (ведь не просто так у нас 248 заповедей асэ – столько же, сколько частей тела, и 365 заповедей ло таасэ – столько, сколько дней в году, как мы уже говорили в главе «Эмор» книги «Ваикра»).
Вполне, например, понятно, что заповедь «делай» нельзя нарушить действием, правда? Но можно упустить случай её выполнить. А заповедь «не делай» – наоборот, действием нарушается. Не поддавшись соблазну нарушить, только укрепляешься в хорошем.
За нарушение запрета Б-г нас строго наказывает, но мы можем поправить это раскаянием. За упущенное асэ наказание меньше, но, как ни раскаивайся, награду, полагающуюся за выполнение асэ, уже не получишь. Выходит, что, с одной стороны, хуже для человека нарушить ло таасэ, с другой – хуже не выполнить асэ. Это как рубашка грязная и рубашка без рукавов. Первую, бывает, можно и отстирать, а со второй как быть?
Помощь бедным
Так же, как мы просим Б-га прислушаться к нашим нуждам, веря, что Он услышит наши молитвы, так и мы сами должны прислушиваться к просьбам бедных. Того, кто жалеет других, пожалеет Б-г. Цдака – безвозмездное пожертвование – удлиняет жизнь и отменяет суровые приговоры Высшего суда.
Единственное, что будет у нас на том свете, – это то, что мы отдали на этом: «И пойдёт впереди тебя добродетель твоя» (Йешаяу, 58:8).
Слова «раскрой ему свою руку и дай ему взаймы» говорят о двух действиях: первая часть стиха подразумевает безвозмездное пожертвование, а вторая – ссуду, то есть то, что должно быть возвращено. Но разница между пожертвованием и ссудой заключается не только в этом. Если первое мы обязаны дать безусловно (естественно, имея такую возможность), то одалживать деньги мы обязаны при условии, что должник нам их вернёт. А если мы знаем, что он этого не сделает, мы не обязаны давать взаймы.
Но при этом Тора предупреждает:
«Береги себя, чтобы не было в твоём сердце злого умысла: мол, приближается седьмой год, год прощения [долгов]… и не дашь ему, – а [он] возопит [в обиде] на тебя к Г-споду, и будет на тебе грех».
Как вы знаете, по закону Торы раз в семь лет, в год шмита, прощались все долги. Так вот, специальная заповедь называет человека, который не хочет давать взаймы еврею из опасения, что тот не вернёт долг до этого срока, злоумышленником.
А ведь еврей, как мы только что говорили, не обязан давать в долг в случае, если ему его не вернут. Почему же Тора обязывает нас незадолго до года шмита давать в долг, не беспокоясь о возврате?
Во-первых, надо сказать, что шмита аннулирует не все долги, но только те, которые человек должен был вернуть до конца года, но не сделал этого. А позднее великий еврейский мудрец Гилель, член Санедрина и его глава, дополнительно установил порядок, позволяющий человеку, который, тем не менее, хотел (или хочет) взыскать долг, сделать это путем специальной процедуры – Прозбуль. Для этого он должен в присутствии трёх судей написать особое заявление о том, что поручает им взыскать долги. Гилель ввёл такое установление, заметив, что его современники в известные периоды не хотят одалживать друг другу деньги и тем самым нарушают запрет «чтобы не было в твоем сердце злого умысла». Как говорят наши мудрецы, установление Гилеля – это помощь и богатым, и бедным: оно избавляет богатых от потерь и обеспечивает бедным поддержку.
Тогда о чём же говорит нам эта заповедь? Когда все условия оговорены, мы не должны нервничать и терзаться вопросом: зачем мне рисковать? А вдруг должник не сможет уплатить вовремя и деньги пропадут? Тора предписывает нам не заботиться чересчур о своём душевном покое, не думать о себе слишком много, а о других – слишком мало.
Песах – всегда весной
«Соблюдай месяц весенний и празднуй Песах [во Имя] Г-спода, Б-га твоего, ибо в весенний месяц вывел тебя Г-сподь, Б-г твой, из Египта ночью» (16:1).
Почему стих подчёркивает, что это весенний месяц, причём дважды?
Заповедь предписывает нам праздновать Песах обязательно весной – «соблюдай месяц весенний», и напоминает: «в весенний месяц вывел… Г-сподь» нас из Египта – то есть в самое удобное для похода время – ни дождей, ни жары.
Требуя, чтобы мы праздновали Песах весной, Тора, тем не менее, не называет конкретный месяц. Ясно только, что имеется в виду тот, в который евреи вышли из Египта. Но мы-то ведь не знаем, как он называется. И глава нам об этом не сообщает.
Это должен быть один из месяцев весеннего сезона? Но во времена, предшествовавшие получению Торы, евреи, начиная от Авраама, пользовались, как и мы сегодня, лунным календарём. А при следовании лунному циклу месяцы «кочуют» из сезона в сезон. Египтяне же, среди которых жили тогда евреи, пользовались солнечным календарём, при котором положение месяцев относительно сезонов стабильно. По какому же календарю указан месяц – по лунному или по солнечному?
Содержит ли стих ответ на наши вопросы? Нет. И нигде в главе «Ръэ» это не уточняется.
Обратимся к главе «Бо» книги «Шмот», где речь идёт об исходе из Египта. Там мы читаем: «Месяц этот для вас – начало месяцев…» (12:2). Сказано безоговорочно: этот месяц. Получая заповедь, евреи знают, о каком месяце данного года идёт речь, потому что для них он связан с определённым событием. Но мы, читая Тору, информации ни о названии месяца, ни о том, по какой календарной системе вести дальнейший отсчёт от него, не получаем.
Говоря исключительно о месяцах, а не о годах, Тора указывает ясно, что в основе нашего календаря должен лежать лунный цикл. Однако, заметил Ибн-Эзра, «у Луны нет года, а у Солнца нет месяца». Как же сделать, чтобы Песах всегда приходился на весну?
Вернёмся к главе «Мишпатим» книги «Шмот»: «Праздник мацот соблюдай: семь дней ешь мацот, как Я повелел тебе, в назначенное время весеннего месяца, ибо в этом месяце ты вышел из Египта» (23:15).
Та же неопределённость. Никаких указаний, кроме, правда, слов «Как Я повелел тебе». Но как именно повелел?
Интересно, что с этой формулой – каашер цивитиха («как Я повелел тебе») – мы встречаемся и в главе «Ръэ», но уже применительно к другой заповеди – правилам убоя скота: «…заколи [животных] из твоего крупного и мелкого скота, который дал тебе Г-сподь, как я повелел тебе, и ешь… сколько угодно душе твоей» (12:21). При этом во всей Торе нет и намёка на то, как надо резать скот!
Ответы в Устной Торе
Скорее всего, вы знаете, что вместе с Письменной Торой Всевышний дал евреям Тору Устную. Вот там-то и содержатся ответы на наши вопросы.
Приведём, для примера, рассказ из воспоминаний рава Ицхака Зильбера.
Однажды мы, несколько евреев, разговорились об Устном учении. Как доказать сегодня, что оно дано Всевышним вместе с Письменной Торой?
Я предположил, что надо рассуждать так. Если разумный человек даёт какое-то серьёзное указание (скажем, выписывает рецепт для больного или составляет инструкцию по пользованию прибором), оно должно быть ясным и недвусмысленным, не допускающим разночтений.
Давайте, сказал я, раскроем Тору наугад в трёх-четырёх местах и посмотрим, ясно она выражается или нет.
Первые слова, на которые мы наткнулись: «Месяц этот для вас – начало месяцев…» – вам уже известны. И какие вопросы они вызывают – тоже. Как мы ни пытались разобраться в них, к единому мнению не пришли и открыли другое место в Торе.
«И да будет тебе это знаком на твоей руке и напоминанием между глазами твоими… что крепкой рукой вывел тебя Г-сподь из Египта» (Шмот, 13:9). В память об исходе мы, по-видимому, должны носить какой-то «знак на руке». Какой он, из чего сделан, в каком месте руки расположен? Что значит – «между глазами?» Помучились мы с полчаса и снова не пришли к общему мнению. Открыли третье место в Торе.
«Не режь над квасным кровь Моей жертвы, и да не переночует до утра жертва праздника Песах…» (Шмот, 34:25).
Тут мы совсем запутались. Как понять слова «не режь над квасным?» Значит ли это, что жертвенное животное стоит на ломтях хлеба и его надо убрать? Или что когда мы режем жертву, нельзя подставлять под струю крови посуду, в которой лежит хлеб? И какая жертва называется «Моя?» И вообще, как это – «резать кровь?»
Мы долго и горячо спорили, но ничего не решили.
— Попробуем ещё раз, – сказал кто-то.
Теперь мы прочли приведённые выше слова из недельной главы – «заколи из… скота…». Вот мы и нашли что-то – «как Я повелел тебе».
— Значит, в Торе есть где-то инструкция, как резать скот, – сказал кто-то из собеседников.
Я заметил, что до сих пор никому этого указания в тексте Торы найти не удалось, и предложил тысячу долларов тому, кто сумеет это сделать в течение месяца. Месяц давно миновал, а ко мне за выигрышем так никто и не явился.
Но если мы верим, что Тора дана нам Всевышним, смешно думать, что Он чего-то не договорил и оставил нас без точных указаний. Значит, «инструкции» должны быть.
И они действительно есть, но содержатся не в Письменной, а в Устной Торе, – учении, подробнейше рассматривающем все детали заповедей. Всевышний, дав нам Тору, не пренебрёг ни одной мелочью. Все эти детали впоследствии были зафиксированы в Талмуде.
Ответ на наш первый вопрос: как сделать, чтобы Песах всегда приходился на весну, – применение лунно-солнечного календаря, принципы построения которого подробно излагаются в трактатах «Санедрин» и «Рош а-Шана»; на второй – о правилах убоя скота – отвечает трактат «Хулин».
В Устном учении можно найти ответы на все те вопросы, которые поставили в затруднение меня и моих собеседников.
А теперь поговорим о еврейском календаре.
Принципы еврейского календаря
Как известно, пока существовал Санедрин, начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны. Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял рош ходеш – начало нового месяца.
С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош а-Шана» (25а) сказано:
«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить рош ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа (половина дня – это полсуток, а в сутках – двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” – в отличие от луны. Поэтому я не принимаю свидетелей – облачко им показалось луной”.
В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, – в новомесячие не говорят траурных речей».
Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.
Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 793 1080 часа (23 + 73 1080 = 793 1080).
Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет), Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого учёного, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчётов).
На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.
Каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определённая дата календаря еврейского. Так, каждые 19 лет первый день тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т.п.). Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы всё время оперируем долями суток, а в действительности живём полными сутками. По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины – не 29 дней с дробью, а 29 ровно – в одном месяце и 30 — в другом.
Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев. Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных – по 13 месяцев. 144 (12612) и 91 (7613) в сумме – 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.
Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?
Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) – около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 1166=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.
Так евреи и поступили – третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И Песах всегда остается весенним месяцем. Я делал расчёты на шеститысячный год по еврейскому календарю – всё в порядке, Песах – весной!
Но если мы можем пользоваться такими расчётами, зачем нам свидетели? Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчёты – всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санедрином. Согласно Рамбану, тот, основанный на расчётах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утверждён последним действовавшим судом.
Точность еврейского календаря
Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, – обобщённая, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29, 25 и 29, 83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчётах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.
Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность. Учёные воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).
Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н.э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221, 9 дня, или 31568 месяцев. Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.
Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 – в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили учёные, рассчитывая полёт на Луну!
Листая эту книгу, я поразился: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!
У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.
Из современных календарей более или менее точен григорианский.
А вот несколько мнений о еврейском календаре.
Пишет раби Йеуда а-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе её – пророчество».
Пишет дон Ицхак Абраванель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге«Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счёте времени, он изумился и произнёс: Это доказывает, что было пророчество у евреев».
Праздники паломничества
В конце главы «Ръэ» сказано: «Три раза в году пусть явятся все твои мужчины пред лицо Г-спода, Б-га твоего, в месте, которое Он изберёт: в праздник мацот, и в праздник Шавуот, и в праздник Сукот» (16:16).
В книге «Шмот», где также говорится об этой заповеди, сказано ещё: «… и никто не пожелает твоей земли, когда пойдёшь являться пред лицо Г-спода…» (34:24).
Раби Моше Софер (Хатам Софер) пишет: эта заповедь доказывает, что Тора дана Б-гом. В праздники Песах, Шавуот и Сукот все мужчины обязаны быть в Храме. Во времена Храма они так и поступали. Границы оставались практически без солдат. Однако за всю историю нашего народа не зафиксировано ни одно вражеское нападение в дни этих праздников. А войн в нашей истории было достаточно много!
23 ава в истории народа Божьего
23 Ава 2448 (-1312) года (2532 года A.M. по Едихрошу) – тридцать пятый из 40 дней пребывания Моше на горе Синай (во второй раз).
23 Ава 4913 (15 августа 1153) года жертвой крестоносцев стала еврейская община города Аскалон (Ашкелон).
За три года до этого король Иерусалима Балдуин III возглавил крупную военную экспедицию в район Аскалона. В этом же году южнее Аскалона по приказу короля за короткий срок был построен замок Гадр (Ѓаза), охрану которого Балдуин поручил тамплиерам. С возведением Гадра арабский Аскалон оказался замкнутым в кольцо оборонительных укреплений христиан, что заставило египетский гарнизон, охранявший город, прекратить вылазки на территорию христианского королевства и запереться в крепости.
Штурм города длился два дня, обе стороны действовали весьма активно, но потери мусульман оказались значительнее. Предложено было перемирие для погребения убитых. Во время перемирия арабские жители Аскалона решили сдать город христианам и отправили с этим делегацию к Иерусалимскому королю. Когда послы сообщили христианам о желании сдать им город, те, уже потерявшие надежду на овладение Аскалоном, с радостью согласились на условия мусульман.
Арабским жителям Аскалона христиане дали три дня, чтобы покинуть город со всем своим имуществом, иудеям же город покидать не дозволялось. Практически все они были уничтожены крестоносцами.
23 Ава 5586 (26 августа 1826) года резолюция императора России Николая I о Велижском деле: «Так как оное происшествие доказывает, что жиды оказываемою им терпимостью их веры употребляют во зло, то в страх и в пример другим – жидовские школы (синагоги) в Велиже запечатать впредь до повеления, не дозволяя служить ни в самых сих школах, ни при них».
23 Ава 5671 (17 августа 1911) года родился М. Ботвинник – шестой чемпион мира по шахматам.
23 Ава 5702 (6 августа 1942) года в Треблинке погиб Я. Корчак вместе с детьми из его Детского дома.
23 Ава 5702 (6 августа 1942) года – Начало ликвидации гетто Радома, города в центральной Польше. В течение 11 дней около 17000 были отправлены в Треблинку.
Знаменательные события 1 августа
Праздники 1 августа
• День железнодорожника
• Международный день прощения (International Forgiveness Day)
• Международная неделя клоунов (International Clown Week)
• День бумажных салфеток
• День тыла Вооружённых сил РФ
• День обретения мощей преподобного Серафима Саровского
• День памяти жертв Первой мировой войны
• Международный день консервирования (International Can-It-Forward Day)
• Международный день «чайлдфри» (International Childfree Day)
•День памяти святых отцов шести Вселенских Соборов
• Праздник Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление»
• День экстрасенсорики (Psychic Day)
• Международный флешмоб женственности
• Всемирный день борьбы с раком лёгких (World Lung Cancer Day)
• День памяти благоверного князя Романа Олеговича Рязанского
• День работника технической поддержки
• День основания Службы специальной связи РФ
• День рождения ВСХВ-ВДНХ
• Международный день игры «Маджонг» (International Mahjong Day)
• Всероссийский день инкассатора
• Международный день вина «Альбариньо» (International Albarino Day)
• Собор Курских святых
• День планировщика (Planner Day)
• Всемирная неделя грудного вскармливания (World Breastfeeding Week)
• Всемирный день скаутского галстука (World Scout Scarf Day)
• Праздник Девятнадцатого Дня месяца Камал
• Rounds Resounding Day
• День репатрианта в Республике Адыгея
• День подруги (National Girlfriends Day) – США
• День сестры (National Sister`s Day) – США
• День дружбы (National Friendship Day) – США
• День уважения к родителям (Respect for Parents Day) – США
• День домашнего пирога (Homemade Pie Day) – США
• День Воздушных сил Вооружённых сил – Украина
• День человека-паука (Spider-Man Day) – США
• День приютских собак (Universal Birthday for Shelter Dogs) – США
• День куклы (National Doll Day) – США
• Детский день (National KidsDay) – США
• День тайских женщин (Thai Women`s Day) – Таиланд
• День родителей – Конго
• День кремового пирога с малиной (National Raspberry Cream Pie Day) – США
• День работников транспорта – Казахстан
• День американской семьи (American Family Day) – США
• Праздник Матери-Земли (Pachamama Raymi) — Перу, Эквадор
• День Йоркшира (Yorkshire Day) – Великобритания
• День азербайджанского алфавита и языка – Азербайджан
• День эмансипации (Emancipation Day) — Ямайка, Барбадос, Тринидад и Тобаго
• День осведомлённости доноров национальных меньшинств (National Minority Donor Awareness Day) – США
• День независимости – Бенин
• День народно-освободительной армии (People`s Liberation Army Day) – Китай
• День конфедерации (Swiss Confederation Day) – Швейцария
• День социального сопротивления — Северный Кипр
• День победы (Victory Day) — Камбоджа, Лаос
• День провинции Гуадалканал (Gualdalcanal Province Day) — Соломоновы острова
• День памяти жертв Варшавского восстания – Польша
• День вооружённых сил (Armed Forces Day) – Ливан
• День основания Сирийской Арабской армии – Сирия
• День Миндена (Minden Day) – Великобритания
• Праздник урожая «Лугнасад», День Ламмас (Lughnasadh, Lammas Day) – Ирландия
• День святого Доминика (Saint Dominic Day) – Никарагуа
• День государственности штата Колорадо (Colorado Statehood Day) – США
• Именины у Романа, Серафима, Евгении, Дмитрия, Степана
• День Макриды (Законник осени)
СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ 1 АВГУСТА
• 1 августа 1774 года в Англии открыт химический элемент – кислород
• 1 августа 1927 года в СССР образована Ленинградская область
• 1 августа 1939 года в Москве состоялось открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ)
• 1 августа 1964 года каждые полчаса в радиоэфире начали передаваться позывные радиостанции «Маяк»
• 1 августа 1981 года в США начал вещание музыкальный телеканал «MTV»
• 1 августа 2010 года учёные Лидского университета обнаружили подводную реку в Чёрном море
1 августа 2021 года – (ЕЛО2019:)День памяти Вечного союза, заключённого лесными кантонами Швейцарии в 1291 году
1 августа 2021 года – Всероссийский день инкассатора
1 августа 2021 года – День тыла вооружённых сил РФ
1 августа 2021 года – День железнодорожника в России 2021
1 августа 2021 года – (NK2016:)Erste Ausgabe der Luther-Bibel (1534)
1 августа 2021 года – (NK2016:)Beginn des Ersten Weltkrieges (1914)
Притча дня на 1 августа
Пришёл богач к мудрецу и говорит:
– Я дам тебе тысячу золотых, если покажешь мне, где Бог.
Мудрец:
– Я дам тебе две, если покажешь, где его нет.
Gott befohlen!
Gott geholfen!