Мы разместили на сайте Немецкого Дома Республики Татарстан – основные темы материалов которого относятся к немецко-лютеранскому сообществу – информацию о наступающем у православных христиан России празднике «Прощёное воскресенье», вызывающем у населения неослабевающий интерес. Вот и наши российские немцы-лютеране спрашивают у руководства сайта: «А как же мы, лютеране, отмечаем этот праздник?»
Вообще говоря, мы его – официально, в современной лютеранской традиции – не отмечаем. Но ниже некоторой информацией мы по этому поводу всё же поделимся.
В традиции западных христиан такой праздник как Прощёное Воскресенье – последний день перед Великим Постом, когда все просят друг у друга прощение – отсутствует. Точнее, ранее такой день – Эстомихи (Estomihi) – существовал, но ныне, после литургической реформы 2-го Ватиканского Собора – исключён.
В последнее пред-постовое воскресение западные христиане обычно празднуют карнавалы – аналог Масленицы.
Великий же Пост начинается у западных христиан (включая лютеран) не в понедельник, а в среду — в Пепельную Среду (Попелец), за 46 календарных дней до Пасхи, когда всем католикам (а также лютеранам, англиканам и некоторым иным протестантам) священники в постных фиолетовых одеяниях посыпают голову пеплом (или рисуют пеплом крест на лбу) – в знак того, что «из праха ты вышел – в прах и вернёшься».
В католической литургической традиции есть аналог Прощёного воскресенья, называемой на латыни «Quinquagesimae» (буквально «пятидесятый [день]» до Пасхи). Это название появилось в VI веке. Кроме того, это воскресенье также называлось Estomihi (esto mihi – буквально «будь мне») – по первым словам входного песнопения (Пс. 30:2). До реформы Римского календаря в 1969 году это воскресенье входило в подготовительный период перед Великим постом, но после было отнесено к рядовому времени и утратило свои названия.