Часть 3
Обновление христианства в Европе (начало Реформации и Контрреформация)
Самый серьёзный раскол, который уже было не погасить усилиями инквизиции, случился с 1517 года, когда священник Мартин Лютер во всеуслышание заявил 95 тезисов против католичества. Здесь было неприятие произвола Папы, возмущение практикой «отпущения грехов за деньги», так называемых индульгенций.

А ещё протестанты отказываются от большинства таинств, не признают священства, отвергают тысячелетний опыт св. отцов – Предание. Парадоксально, что, выступая против сухого, рационального богословия, они приходят… к ещё большему рационализму, отходу от духа раннего христианства до полной его утраты.
Эпоха Ренессанса
Реформация, как именуют протестантское движение, вскоре приводит к развитию философии, гуманистического мышления. В духовных поисках писатели, учёные, художники обращаются к Риму, Древней Греции. Так возникает «Возрождение» – движение за «новые старые» идеалы античности, соединённые с христианской этикой, богословием.
Видя себя со-творцом Бога, человек, носитель Его образа, претендует создавать собственные миры, видение Священной истории, образов святых. У художников Ренессанса они натуралистичны, эстетически прекрасны и… являются ли плодом молитвенного труда художника? Действительно изображают духовный мир, или всё же здешний, материальный?
Ответ очевиден, хотя «обмирщившимся» христианам уже не очень важен.
Философия религии в трудах ученых XIX–XX вв.
Рационализм католических схоластов, протестантских богословов имеет, конечно, не одни отрицательные черты. Велик их вклад не только в становление светской науки, но также развитие философии религии – как на Западе, так на Востоке:
- например, трудами протестантского пастора Фридриха Шлейермахера с конца XIX века возникла герменевтика – не только как истолкование Библии, но как искусство понимания вообще текстов прошлого; ныне она широко используется историками, философами;
- уникальны работы русских философов; они соединяют богословие святых отцов, опыт православия, с философией, продолжая святоотеческую традицию, помогая прийти к вере множеству образованных людей даже до наших дней; это работы С. Л. Франка, о. Сергия Булгакова, Е. П. Трубецкого, В. Н. Лосского, И. А. Ильина, и, конечно, П. Л. Флоренского.
В первый послереволюционный год о. Павел Флоренский положил начало новому направлению философии религии – философии культа. Его лекции, прочитанные уже в революционной Москве 1918 года, бережно записанные, сохранённые слушателями, были опубликованы только в 2005 году трудами игумена Андроника (Трубачёва).
Православие в Византии после XI века
После раскола сложности начались также у христиан Востока – но поначалу скорее внешние. Византия пережила:
- военную экспансию мусульман, для борьбы с которой обратилась к Папе Римскому; несколько крестовых походов вернули христианам Иерусалим, Эдессу, но привели к образованию на территории Византии государств крестоносцев;
- образование так называемой Латинской империи, когда во время 4-го крестового похода западные рыцари 12 апреля 1204 года захватили уже Константинополь.
Пытаясь противостоять экспансии ислама, Византия ещё не раз обратится к Папе, фактически пытаясь торговать верой во имя военной помощи. Ведь всякий раз речь будет идти об унии – присоединении Востока к Западной Церкви на условиях признания её доктрины. Наконец, 5 июля 1439 года после более чем полугодового «собора», проходившего в Ферраре, затем во Флоренции, Константинопольская патриархия подписала унию с Римом.
Она не была принята полнотой Церкви, верующими, позже стала основанием для фактической автокефалии (самостоятельности) Русской Церкви (1448 год), также отвергшей беззаконие. Всё это не помешало публично провозгласить унию. А через полгода, в 1453 году, турки захватили Константинополь.
С этого времени самой большой из Православных Церквей осталась Русская – недаром многие именовали тогда Россию «третьим Римом» (после павших языческого «Вечного города» и «нового Рима», со времени турецкого завоевания – не Константинополя, а Стамбула).

Вид храма до реконструкции
Современное состояние христианства Востока
Сейчас диптих Русской Церкви включает 14 патриархий, как восходящих к древности (Иерусалимская, Александрийская), так Церкви, получившие автокефалию позже (Польская, Сербская, Румынская, другие). Положение православия сейчас нельзя назвать ни благополучным, ни спокойным. Восток сотрясают различные расколы, самочинные «автокефалии» вроде заявленной «Православной церковью Украины».
Немало проблем у самой большой по численности, Русской Церкви (180 млн верующих). При растущем количестве приходов, количество живущих церковной жизнью составляет не более 5%, правда, считающих себя «православными» – всё же более половины населения страны…
Рационализм католиков, протестантов, так подходящий «миру сему», доныне обеспечивает их численное преобладание над православными (из 2,4 млрд христиан православных сейчас только 800 млн). Впрочем, Христос никогда не обещал, что Его ученики составят большинство на земле. Он говорил лишь о том, что останется со Своими чадами «во вся дни до скончания века» (Мф 28:20).

Исторический памятник датируют 1165-1166 годами
Уточняющая информация
P. S. 1. Согласно Евангелию от Луки и учению отцов Церкви, родословная Иисуса Христа, начинаясь от Адама (включительно) и заканчиваясь Авраамом (также включительно), насчитывает 21 поколение;
- начинаясь от Адама включительно и заканчиваясь правнуком Авраама Иудой включительно, родословная насчитывает 24 поколения человечества;
- начинаясь от Адама включительно и заканчиваясь царём Давидом включительно, насчитывает 34 поколения;
- идя через 6-го Давидова сына Нафана и заканчиваясь «земным отцом» Иисуса Иосифом-плотником (Иосифом Обручником) включительно, насчитывает 75 поколений;
- таким образом, следуя родовой линии Адам-Авраам-Давид-Нафан-Иосиф, Господь наш и Спаситель Иисус Христос является 75-тым по счёту потомком Адама.
P. S. 2. Отметим, что, по учению отцов Церкви, родословная Пресвятой Девы Марии, начинаясь от царя Давида, идёт через его сына Нафана до родившегося Ианная (Лк 3:24) на протяжении 36 поколений (включая самих Давида и Ианная). До Ианная родословная Иосифа и родословная святой Девы Марии по закону полностью совпадают, от Ианная же родословная праведного Иосифа отходит отдельной ветвью, так как у Ианная было два сына – Мелхий и Панфир.
Через Мелхия идёт родословная Иосифа (Ианнай→Мелхий→Левий→Матфат→Илий→Иосиф),
через Панфира же – Пречистой Девы Марии (Ианнай→Панфир→Варлафир→Иоаким→Пресвятая Дева Мария).
Соответственно, родословная Иисуса Христа по материнской линии исчисляется одним поколением меньше, и наш Cпаситель – по этой линии – является 74-м потомком Адама.
P. S. 3. Иисус, как думали, Сын Иосифов (1.09.12 днэ, Назарет – 23.03.31, Иерусалим) прожил на Земле (во плоти) 41 год и 200 дней.
Панфир, его прадед по материнской линии, был сыном Ианная, 70-го потомка Адама, и братом Мелхия, предка (прапрадеда) Давида, «земного отца» Иисуса.
Варлафир, сын Панфира, был дедом Иисуса по материнской линии.
Иоаким (3675 – 3758 A.M.; 86 – 3 днэ); прожил 83 года. Сын Варлафира, внук Панфира, правнук Ианная; в 67 днэ, в 19-летнем возрасте, женился на выданной в Иерусалим 13-летней Анне, младшей из трёх дочерей вифлеемского священника Матфана и Есфены (Эсфы, Эсты); в 54-летнем возрасте ранним утром (в 6:15) 8 сентября 26 днэ Анна родила Иоакиму Деву Марию. Родившаяся в Вифлееме в 80 днэ в семье Матфана и Есфены девочка почитается христианами планеты как Святая праведная Анна, Богопраматерь, бабушка Иисуса Христа, тёща Иосифу Плотнику (конечно, условно, поскольку Иосиф мужем Девы Марии не был, будучи только Обручником). Анна является тётей матери последнего ветхозаветного пророка Иоанна Предтечи Елизаветы, то есть сестрой её матери Совии (Исмерии), и тётей Марии Алфеевой, то есть сестрой её матери Марии Клеоповой, левиратной жены Иосифа Плотника.
Богопраматерь Анна зачала в Иерусалиме у Золотых ворот во время поцелуя с перенесённым туда из пустыни Иоакимом 9 декабря 27 днэ, родила же она дочь Пресвятую Деву Марию через 9 месяцев 8 сентября 26 днэ (католики празднуют Зачатие Богородицы 8 декабря).
Зачатие Богородицы (Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы; лат. Conceptio Sanctae Mariae) – праздник Православной церкви, установленный в честь зачатия святой Анной дочери – Богородицы. Празднование совершается 9 декабря (по юлианскому календарю). Полное название праздника в Богослужебных книгах на церковнославянском языке: Зачатие святыя Богопраматере Анны, егда́ зача́т Пресвятую Богородицу.
Точное время установления празднования в память зачатия Богородицы неизвестно, однако можно установить временные рамки появления праздника. Учитывая, что уже в VIII–IX веках на праздник пишутся сочинения (канон Андрея Критского, проповедь Георгия Никомидийского, гомилия Иоанна Эвбейского), то, вероятно, праздник имеет древнее происхождение, то есть уже был в первой половине VIII века (это самое раннее свидетельство о данном празднике). В месяцесловах начала V века нет ни одного Богородичного праздника. Рождество Пресвятой Богородицы появляется примерно с VI века. Зачатие – это праздник меньший и более поздний в сравнении с Рождеством Богородицы, он появляется с VII по VIII век. Византийский император Мануил I в 1166 году отнёс праздник к числу религиозных праздников, когда запрещено работать.
Скончалась Богопраматерь 15 августа 3 днэ, прожив на земле 77 лет (родилась она в 80 днэ; дочь родила в 54 года).
21 ноября 23 днэ трёхлетняя Мария была отдана в иерусалимский храм. Исторические христианские церкви отмечают в этот день – 21 ноября – богородичный праздник: Введение во храм Пресвятой Богородицы. Скончалась Богоматерь 15 августа 48 года н.э., прожив на земле 74 года.
Успение Пресвятой Богородицы (церк.-слав. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; лат. Dormitio sanctae Dei genitricis Mariae – Успение святой Богоматери Марии) – праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (в православии двунадесятые непреходящие церковные праздники – это 12 наиболее важных после Пасхи праздников). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют Успение 15 (28) августа по юлианскому календарю (в XX–XXI веках 15 августа по юлианскому календарю соответствует 28 августа по григорианскому). Католическая церковь празднует Успение 15 августа по григорианскому календарю; Константинопольская, Элладская и ряд иных поместных православных церквей – 15 августа по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским до XXIX века.
Святая Дева Мария (8.09.26 днэ, Назарет – 28.08.48, Иерусалим) прожила на земле 74 года.
Благовещение Пресвятой Богородицы – это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова. Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о предстоящем рождении Ею Богомладенца Иисуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.
Богоматерь Пресвятая Дева Мария зачала в Назарете в ноябре-декабре 13 днэ от Святого Духа и родила в Вифлееме (в хлеве) в первых числах сентября 12 года днэ Богомладенца Иисуса, принявшего водное крещение от Иоанна в водах Иордана в Вифаваре в 29 днэ.
Иисус Христос (1.09.12 днэ, Назарет – 23.03.31, Иерусалим) прожил на земле (во плоти) 41 год и 200 дней.
Итак: сын Ианная Мелхий является прапрадедом Иосифа Плотника, а его брат Панфир – прадедом Девы Марии и прапрадедом Иисуса Христа.
P. S. 4. Cледует подчеркнуть, что вифлеемский священник (стало быть, относившийся к линии Аароновой) Матфан, муж Есфены (Эсфы, Эсты), был отцом трёх дочерей: Марии, Совии (Исмерии) и Анны праведной (бабушки Иисуса Христа; Анна Тёмная в русском православном народном календаре; в Православной и Католической Церквях Анну причислили к лику святых). Заметим; данный Матфан – это не тот Матфан, который был дедом Иосифа Плотника по родословию Иисуса.
Первая дочь Матфана и Эсты, Мария, была выдана замуж в Назарет за Клеопу, младшего брата Иосифа Плотника, потому и подчас именовалась Марией Клеоповой (в том числе и под этим именем она вошла в христианскую историю – как святая Мария Клеопова, жена-мироносица). Клеопа умер бездетным, раньше брата Иосифа, и его жена Мария стала левиратной женой его старшего брата Иосифа, который, обручившись с матерью Иисуса Пресвятой Девой Марией, обручился, по сути, со своей племянницей, дочерью Марииной сестры Анны (Анна Тёмная в православном народном календаре). Подчеркнём: «земной отец» Иисуса Христа был дядей его матери.
Вторая дочь Матфана и Эсты, Совия, была выдана замуж за Эфраима, родив ему дочь Елизавету, выданную замуж за священника Захарию (самое распространённое имя персонажей христианской Библии; упоминается в приложении к разным библейским персонажам 70 раз). У Захарии и Елизаветы родился сын Иоанн, ставший последним пророком Ветхого завета, Предтечей и Крестителем Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.
Третья дочь, Анна, была выдана замуж в Иерусалим за Иоакима, сына Варлафира, внука Панфира, правнука Ианная (род. ок. 130 днэ), общего предка Иосифа Обручника и обручённой ему Марии Богоматери (Марии Приснодевы; святой Девы Марии).
Благословенными плодами физического брака (натурального соития) Иосифа Плотника со своей левиратной женой Марией Клеоповой были две их дочери: Мария (Алфеева) и Саломия (Заведеева). Первая стала от мужа Алфея матерью четверых «Братьев Господних»: Иаков Меньший, Иосий, Симеон и Иуда, не Искариот (Иосиф Плотник стал дедом этой четвёрки, а они – все четверо – троюродными братьями Иисуса Христа, после обручения их деда с Пресвятой Девой Марией, родной сестрой их бабушки Марии Клеоповой.
Сестра Марии Алфеевой Саломия была выдана замуж за галилейского рыбака Заведея и родила ему двух сыновей – Иакова (Большего) и Иоанна (Богослова), троюродных братьев Иисуса Христа, ставших его третьим и четвёртым учениками (первый и второй ученики Иисуса, братья Андрей (Первозванный) и Симон-Пётр, также были рыболовами, но родственниками ему они не были).

P. S. 5. Сродники Иисуса
«Земной отец» Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Иосиф Обручник (или Иосиф Плотник) приходился Ему (нашему Спасителю) пятиюродным братом. Оба они имели общего предка – 69-го потомка Адама Ианная (род. ок. 130 днэ), сына Иосифа (не плотника); его (Ианная) сыновья, Мелхий и Панфир, были родными братьями; в свою очередь, их сыновья (соответственно, Левий и Варлафир) были уже двоюродными братьями друг другу; в свою очередь, их сыновья (соответственно, Матфат и Иоаким) были уже троюродными братьями; в свою очередь, их дети (соответственно, Илий и Мария) находились друг с другом уже в четвероюродном родстве; и, наконец, рождённый Приснодевой в вифлеемском хлеву Богомладенец Иисус явился обручнику Своей Матери не кем иным, как пятиюродным братом.
Но родство Иисуса и его земного отца этим не ограничивается. И речь здесь пойдёт уже не о биологии и генетике, а о левиратном законе (Йевамоте), установленном у иудеев ещё во времена Моисея и ставшем неотъемлемой частью жизни еврейского народа. (Поэтому в еврейской среде были часты случаи двоежёнства, троежёнства и четверожёнства. Суть Йевамота ясно описана в Ветхом Завете, в 25-ой главе Второзакония.) Земной «отец» и пятиюродный брат Иисуса Иосиф имел фактического отца Иакова, брат которого, Илий, умер бездетным. В соответствии с правилами левиратных браков, при которых отцовство рожденных детей приписывалось уже умершим бездетным родственникам, и они, дети, рождённые физически от одного отца, юридически записывались на умершего брата или другого умершего близкого родственника. Согласно закону о левиратных браках, нарушать который было нельзя, а нарушившие подвергались остракизму, вдова Илия становилась женой Иакова, безотносительно того, была ли у того уже жена или нет, всё имущество и дом покойного переходили Иакову, а новорождённый Иосиф (Плотник) юридически, официально, становился сыном покойного Илия, и именовался Иосиф Илиев (а не Иосиф Иаковов). Кстати, Илия и Иаков были единоутробными братьями, то есть от одной матери, но от разных отцов (Матфан и Матфат).
Анна, мать Девы Марии, дочь вифлеемского священника Матфана и Эсты, имела родных сестёр Марию и Совию. Одна из них, Мария, была выдана замуж в Назарет за Клеопу, младшего брата Иосифа (Обручника и Плотника), скончавшегося бездетным. Его жена Мария стала – по левиратному браку – женой своего деверя Иосифа.
Алфей – зять Иосифа-плотника, муж его родной дочери Марии и доставшейся Иосифу по Йевамоту (как деверю) от своего умершего бездетным брата Клеопы левиратной жены (тоже Марии), называвшейся иудеями Марией Клеоповой. Жена Алфея Мария (по мужу называвшаяся иудеями «Алфеевой»), называлась ими же по левиратным правилам, как и её мать, ещё и «Клеоповой», чтобы имя её умершим бездетным отца Клеопы «не изгладилось в Израиле» (см. Йевамот). У Алфея и Марии родились четверо сыновей и три дочери: называемые Братьями Господними Иаков, Иосия, Иуда – не Искариот – и Симон (Мф 13:55-56; Мк 6:3), а также известные нам из преданий Есфирь, Фамарь и Саломия (не путать с её родной тётей Саломией, дочерью Иосифа Плотника и свояченицей Алфея). Все они являются внуками (и внучками) Иосифа Обручника и Марии Клеоповой, детьми Алфея и Марии Алфеевой/Клеоповой/Иаковлевой/Иосиевой и троюродными братьями (и сёстрами) Иисуса Христа.
Итак, троюродными братьями и сёстрами Иисусу Христу являются нижеследующие 10 новозаветных персонажей:
- Иоанн Креститель – внук Совии (Исмерии), родной сестры Анны, то есть троюродный брат Иисуса Христа (дочь Эфраима и Совии из рода Ааронова Елизавета стала женой священника Захарии из того же рода Ааронова; Иоанн Креститель родился у Захарии с Елизаветой, когда они, как пишет евангелист Лука, «оба уже были в летах преклонных» (Лк 1:7) – по оценках богословов, Елизавете в то время было примерно 45 лет),
- Иаков Больший и Иоанн Богослов – внуки Иосифа Плотника через дочь Саломию, сыновья Заведеевы (Воанергес – «сыны грома»),
- четверо Братьев Господних (Иаков, Иосия, Симон и Иуда – не Искариот) – внуки Иосифа Плотника через другую дочь, Марию (Алфееву), она же Мария Клеопова по их левиратному браку,
- Эсфирь, Фамарь и Саломия (их имена – из преданий), трое родных сестёр Братьям Господним, три дочери Алфея Капернаумского и Марии Клеоповой/Алфеевой, упомянутые в Евангелии от Марка (Мк 6:3).
P. S. 6. Точное количество религий, которые существуют сейчас в мире, неизвестно. Их число насчитывается от 400 до 5 000, в зависимости от подхода автора к определению религии.
Религии разделяют по количеству богов, которым поклоняются последователи: вера во множество богов – политеизм, а в одного бога – монотеизм. Одна из самых популярных классификаций религий – их разделение на мировые, региональные и местные.
P. S. 7. Христианство – одна из пяти мировых и трёх авраамических религий мира. Большинство исследований отмечают, что ту или иную форму христианства исповедуют 33 % населения Земли. Исследование центра Pew Research Center называет цифру в 32 % населения мира. По некоторым данным, доля христиан практически не изменялась последние 40 лет. Таким образом, в середине 2015 года на Земле проживало 2,419 млрд христиан.
В это число входят все, кто считает себя христианином, вне зависимости от:
— возраста (то есть учтены дети из христианских семей);
— конфессии (то есть учтены и последователи маргинального христианства);
— глубины веры (то есть учтены номинальные и этнические христиане);
— членства в церкви (то есть учтены и христиане, не отождествляющие себя ни с одной конфессией).
P. S. 8. Христианство возникло в I веке н.э. и очень быстро распространилось по всей Римской империи. По преданию, к концу I века новое учение достигло Испании на западе и Индии на востоке. К 100 году общая численность христиан составила 800 тыс. человек. Из этого числа половина христиан проживали в Азии, 310 тыс. – в Европе и 90 тыс. – в Африке. К моменту признания в 313 году христианская религия объединяла более 14 млн человек или 7,3 % мирового населения. К 600 году каждый пятый житель планеты (40,4 млн) был христианином; половина христиан (20,2 млн) по-прежнему проживала в Азии. Начиная с VIII века, в результате исламской экспансии, численность христиан в Азии стремительно сокращается (к XVI веку в регионе осталось лишь 3,23 млн христиан). К X веку численность христиан Европы превысила показатели Азии; с тех пор и до сего дня Европа лидирует по этому показателю.
Начиная с 600 года удельный вес христиан в общем населении планеты (20 %) практически не менялся в течение тысячи лет. Лишь с XVII века благодаря католическим миссиям в Америке, Азии и Африке процент христиан в мировом населении начинает расти. Этот рост особенно ускоряется с активизацией протестантских миссий (1800-е годы). К началу Первой Мировой Войны (1914 г.) христианство достигло своего исторического пика – 34,7 % населения Земли были христианами. При этом, около 70 % христиан проживали в Европе. Последовавшие две мировые войны, стремительный рост населения в нехристианских странах и возникновение социалистических государств в Восточной Европе снизили долю христиан в мировом населении.
Подсчитано, что со времён Иисуса Христа и до сегодняшнего дня на Земле жило 36,8 млрд человек. Из них 8,8 млрд (24 %) исповедовали христианство. В первую тысячу лет существования христианства численность верующих «восточных церквей» (впоследствии сформировавшихся в Православную церковь и Древние восточные церкви) заметно преобладала над численностью верующих «западных церквей». Во втором тысячелетии истории христианства (1000–2000) крупнейшей его ветвью является католицизм.
Это первое по численности направление христианства как религии в узком смысле слова (таковых религий в узком смысле слова насчитывается сейчас – и наряду с пятью мировыми религиями, одной из которых само христианство является, и наряду с древними племенными культами, и наряду с множеством малочисленных (и не только) новых религиозных движений – от четырёх до пяти тысяч по подсчётам одних религиоведов и до двадцати тысяч по подсчётам других религиоведов); вторым таким его направлением будет протестантизм; третьим – православие, четвёртым – моно- и миафизитство; пятым – несторианство; шестым – практически исчезнувшее монофелитство (лишь продолжающие исповедовать некоторые его положения марониты Ближнего Востока (в основном Ливана) позволяют нам указать его в этой публикации как одно из направлений современного христианства); седьмым (и завершающим этот перечень) направлением христианства мы можем назвать быстро растущее сейчас квази- (или псевдо-, или пара-, или маргинальное) христианство.
В. Г. Диц
Фото на заставке: мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне