Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 24.11.2024
Лютеранское богослужение 24.11.2024

Лютеранское богослужение 24.11.2024

Богослужение в Евангелическо-лютеранской общине (ЕЛО) св. Екатерины г. Казани немецкой традиции 24.11.2024

24 ноября 2024 года – 329-й день года по григорианскому календарю. До конца года остаётся 37 дней, поскольку за окном високосный год.

До 15 октября 1582 года – 24 ноября по юлианскому календарю, с 15 октября 1582 года – 24 ноября по григорианскому календарю. В XX и XXI веках соответствует 11 ноября по юлианскому календарю.


Die Jahreslosung 2024:

Alles, was ihr tut, geschehe in Liebe. 1 Korinther 16:14
Изречение на 2024 год: Всё у вас да будет с любовью. 1 Кор 16:14

Monatsspruch November 2024:

Wir warten aber auf einen neuen Himmel und eine neue Erde nach seiner Verheißung, in denen Gerechtigkeit wohnt. 2 Petrus 3:13

Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 2 Петр 3:13

Zum Gottesdienst 24.11.2024 – zum Sechsundzwanzigsten Sonntag nach Trinitatis / zum sechszigsten Sonntag des neuen Jahres / Letzter Sonntag des Kirchenjahres / Ewigkeitssonntag // в Двадцать шестое воскресенье после Троицы / в пятьдесят первое воскресенье нового церковного года / в сорок шестое воскресенье текущего календарного года / в Последнее воскресенье церковного года / в День поминовения усопших / в Воскресенье вечности

Lasst eure Lenden umgürtet sein und eure Lichter brennen. Lukas 12:35

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. Лк 12:35


Завершение текущего церковного года выпадет на субботний день 30 ноября следующего календарного года. Таким образом, наступивший церковный год, как и прошедший, будет состоять из 364 дней, т. е. 52 недель, и будет содержать 26 воскресений после Троицы (nach Trinitatis). Свежепрошедший церковный год содержал одним таким воскресеньем меньше.


24 ноября 2024 года, в восемьдесят пятый день осени и тысяча пятый день СВО (международного суверенитета России); в пятьдесят первое воскресенье текущего церковного года / в ноябре 2024 года отмечается 92 православных церковных праздника / у наших православных братьев сегодня Неделя 23-я по Пятидесятнице (поста нет), а также отмечается  память мученика Виктора и мученицы Стефаниды (II век), память великомученика Мины Котуанского (Фригийского) (304 год), память мученика Викентия (304 год), диакона Валенсийского, память преподобного Феодора Студита, игумена, исповедника (826 год), память мученика Стефана Дечанского, короля Сербского (около 1336 года) (Сербия), память блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434 год); Собор Аланских святых – лц зелёный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в 2021 году исполнилось 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения сорок седьмого в этом календарном году и пятьдесят первого в новом 2024/2025 церковном году богослужения (в предыдущем церковном году в общине были проведены 55 богослужений) собрались 27 лютеран немецкой традиции (в т. ч. 12 российских немцев):

1. Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна – член Совета НКАНТ, зампред КНО им. К. Ф. Фукса, член Совета старейшин народов и этногрупп РТ в формате АНТ

2. Вальц Вальтер Эдуардович – член Совета ЕЛО, Почётный член Совета НКАНТ

3. Волгин Юлиан Михайлович

4. Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна

5. Данилова Зоя Леонидовна – член Совета ЕЛО

6. Деляев Андрей Анатольевич – председатель Совета и ординированный проповедник ЕЛО

7. Демидова Светлана Викторовна

8. Диц Виктор Георгиевич – Председатель НКАНТ, Председатель КНО им. К. Ф. Фукса, Почётный член Совета ЕЛО, член Совета ассамблеи народов Татарстана (АНТ)

9. Захаров Андрей Юрьевич – пробст Волжско-Камского пробства ЕЛЦЕР

10. Захарова Полина Леонидовна

11. Зубарева Ксения Михайловна – регент ЕЛО

12. Келлер Елена Мечеславовна – член Советов ЕЛО и НКАНТ, заместитель Председателя КНО им. К. Ф. Фукса (КНО), директор Центра немецкой культуры Республики Татарстан (ЦНКРТ)

13. Котляров Павел Геннадьевич

14. Кошель Никита Сергеевич – кантор ЕЛО

15. Маслов Семён

16. Мингазетдинова (Ромберг) Елена Леонидовна

17. Мишанина Татьяна Александровна

18. Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна

19. Муртазина Эльмира Исхаковна

20. Никитин Антон Андреевич

21. Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна

22. Петрова (Крамер) Инна Александровна

23. Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович

24. Сёмкина Кристина

25. Терехин Антон Олегович

26. Шептицкая (Кладт) Евгения Васильевна

27. Щёлкова (Адам) Наталья Ивановна


Библейские чтения, литургия и проповедь:

die Liturgie: Провёл Андрей Деляев

die Epistel: Offenbarung 21:1-7 Читал Виктор Диц

das Evangelium: Matthäus 25:1-13. Читала Светлана Вельш

das Predigt: Psalm 125. Читал Андрей Захаров


P. S. 1. В народном календаре на Руси сегодня День памяти преподобного Феодора Студита, исповедника.

Феодор, по прозвищу Студит, родился в Константинополе в 758 году. Стараниями своих благородных и богатых родителей получил хорошее и многостороннее образование. На 32-м году жизни Феодор вместе с супругой Анной решили посвятить себя иноческой жизни. В Саккудиане, близ Константинополя, святой Феодор предался самым строгим подвигам иночества, ревностно продолжая изучать священное Писание, толкование Святых отцов и творения Василия Великого. Посвящённый в пресвитера, Феодор против своей воли был избран игуменом. Между тем, преподобному Феодору предстоял новый подвиг противодействия нарушителям правды и истины Христовой.

Царь Константин насильно заставил свою жену Марию принять пострижение в монастырь, а сам женился на своей родственнице. Пример беззакония не остался без подражателей. Между приближёнными ко двору стали повторяться случаи разводов и незаконных браков. Преподобный Феодор не захотел остаться безучастным свидетелем пренебрежения уставами Церкви и выступил обличителем неправды царя.

Разгневанный Константин велел заключить его в темницу, откуда после жестоких истязаний в 796 году преподобный вместе с 10 иноками был сослан в заточение в город Солунь. После смерти Константина его мать царица Ирина освободила святого Феодора из заточения и в 798 году предоставила ему управление Студийским монастырем. Преподобный Феодор благоустроил и оградил иноческое житие строгим уставом, известным под именем Студийского. По этому уставу монахам воспрещалась всякая собственность; они должны были обучаться различным, нужным для монастыря мастерствам, и сами производить все нужные для обихода работы.

Вскоре святой Феодор снова подвергся преследованиям от Никифора, отнявшего престол у Ирины. В 809 году святой Феодор был сослан в заточение со всеми последователями и только после смерти царя в 811 году был возвращён в столицу. Через три года настало гонение на иконы при Льве Армянине, и преподобный снова выступил исповедником и защитником истины. За это, после страшных пыток, Лев сослал святого Феодора в отдалённое заключение в город Метоп.

Оттуда в 815 году переведен в Анатолию в Бонит, где никого не допускали к нему, но преподобный Феодор письменными посланиями продолжал действовать в пользу Православия и успел обратить многих иконоборцев. За это били его и томили голодом и жаждой в сырой темнице, но он всё переносил с терпением, а укреплялся и утешался приобщением святых Тайн.

В 820 году со смертью Льва Армянина закончилось семилетнее изгнание преподобного Феодора Студита. Возвратясь в Константинополь, святой Феодор не остался там. Он не хотел пребывать безучастным свидетелем продолжающейся ереси, так как хотя и запрещено было говорить против икон, но вместе с тем, никто не должен был осмеливаться говорить и в защиту почитания их, и они не были восстановлены в Константинопольских храмах. Преподобный Феодор удалился в уединённое место, на мыс Акрит, близ Никомидии. И тут вместе с несколькими учениками жил при церкви святого Трифона до смерти своей в 826 году.


P. S. 2. Федор Студит, Федор Мороз. Дата по старому стилю: 11 ноября. Православные в этот день отмечают память Феодора Студита – византийского монаха, жившего в VIII–IX веках. Феодор был сыном чиновника и получил хорошее образование. Под влиянием дяди, игумена монастыря, молодой мужчина принял постриг. Вместе с Феодором ушла от мира, приняв монашество, и его жена Анна.

Впоследствии Феодор сам стал игуменом и снискал славу как аскет и проповедник христианства. Он также обличал пороки правителей, защищал святыни от иконоборцев, за что неоднократно подвергался гонениям и пыткам. В конце VIII века Феодор и его ученики поселились в Студийском монастыре, который приобрёл большой вес в религиозном сообществе.

Игумен разработал для обители строгий устав, требовавший соблюдения правил общежития и неустанного труда братии. Позже этот устав был занесён на Русь и лёг в основу уставов всех русских монастырей.

Прозвище Фёдора (Феодора) – Студит – в русском народе истолковали по-своему, называя святого ещё и Морозом. «Фёдор Студит землю студит», – говорили люди. И, видя неизбежное наступление зимы, добавляли: «Со Студита стужа – что ни день, то хуже»Этот день мудрые люди советовали провести дома – поближе к печке и горячим щам. А вот сырость на Фёдора предвещала продолжительные оттепели до самого Введения.

По Фёдору судили о будущем урожае ягод и грибов. Если на небе было много звёзд – к лету можно было запасать корзины и туеса. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушёными ягодами – малиной, земляникой, черникой.

Православные именины в этот день: Викентий, Виктор, Евгений, Максим, Степан, Тимофей, Фёдор.


P. S. 3. В этот день в Германии отмечается Воскресенье в честь поминовения усопших. Дата события уникальна для каждого года. В 2024 году эта дата – 24 ноября. В этот день принято украшать могилы родственников цветами и свечами.

Ноябрь – последний месяц осени – дождливый, сумрачный и тоскливый. Такое настроение природы влияет и на настроение людей. Именно в этот месяц чаще поминаются умершие. 1 и 2 ноября католическая церковь поминает всех святых, мучеников и усопших, в середине ноября отмечается День народной скорби (нем. Volkstrauertag), а в одно из последних воскресений ноября подобный день отмечает протестантская церковь.

В День поминовения усопших (Totensonntag) в ходе богослужений оглашаются имена умерших в прошедшем году прихожан, а родственники поминают их на кладбищах песнопениями и молитвами. Звон церковных колоколов в этот день напоминает всем о бренности жизни.

Нет ничего удивительного в том, что для этого дня выбрано именно последнее воскресенье церковного года. С одной стороны, это обозначение конца, невозвратимости. Однако, одной неделей позже вновь загорается свет первой адвентской свечи, являющейся символом новой, начинающейся жизни. Таким образом, чётко подчёркивается, что смерть – это не конец жизни.

Своё начало день берёт в XV столетии. Первоначально реформаторы не приняли католический День всех святых и не создали подобный в протестантском календаре праздников, так как хотели отделиться от нежелательного культа захоронений и усопших. В большинстве протестантских приходов до начала XIX века на поминовение усопших было наложено табу.

В 1816 году прусский король Фридрих Вильгельм III объявил последнее воскресенье церковного года «Днём памяти погибших в освободительной войне против Наполеона». Постепенно множество подобных региональных праздников объединилось и присоединилось к этому дню. Протестантская церковь переняла его и противопоставила католическому Дню всех святых.


P. S. 4. Помимо умерших в этом году наших прихожан были оглашены и имена всех усопших близких наших прихожан за все предшествующие годы. Так решило наше приходское собрание.

Кроме того, было принародно скорбно упомянуто и имя скончавшегося в Москве 20 ноября текущего года последнего политолога нашего народа российских немцев Гуго Густавовича Вормсбехера.

Гуго Густавович Вормсбехер

Он был без преувеличения одним из величайших борцов за права российских немцевОдин из первых участников движения за реабилитацию, писатель, журналист и публицист, 25 лет проработавший в газетах советских немцев, и всю сознательную жизнь, отдавший служению своему народу.

Он входил в состав первых двух делегаций советских немцев в 1965 году и трёх делегаций в 1988 году, добивавшихся восстановления нашей государственности. Он стоял у истоков создания и был одним из сопредседателей «Возрождения» – первой массовой национальной организации в стране, организации репрессированного и до сих пор не реабилитированного народа.

Гуго Густавович был председателем Международного Союза российских немцев, вице-президентом Федеральной национально-культурной автономии немцев России, входил в Государственную комиссию СССР по проблемам советских немцев, на нём лежала вся тяжесть подготовки Первого съезда немцев СССР. Он также был заместителем начальника управления, которое позже стало департаментом по проблемам российских немцев в Министерстве национальной политики, много лет входил и в состав Межправительственной Российско-Германской комиссии по восстановлению государственности российских немцев. По его инициативе был создан первый после войны литературно-художественный и общественно-политический журнал советских немцев «Хайматлихе вайтен», который он возглавлял десять лет. Участвовал в создании Немецкого драматического театра. При его поддержке и помощи была создана Общественная Академия наук российских немцев, был «пробит» и профинансирован проект издания Энциклопедии российских немцев. При его поддержке был создан и много лет успешно действовал первый в истории профессиональный камерный ансамбль российских немцев.

Уже один этот перечень говорит о масштабах его личности. При этом он ещё много и плодотворно писал. Он активно влиял на все основные события в движении российских немцев. Его жизнь вся отдана делу реабилитации нашего народа. Но реабилитации этой до сих пор нет. Тем не менее, он никогда не терял надежду на восстановление справедливости. В своих многочисленных выступлениях, публицистических статьях, интервью и в личном общении он всегда утверждал и вселял веру и надежду в своих соратников и единомышленников по борьбе.

В одном из своих интервью Гуго Густавович говорил: «Я уверен, что наша цель достижима, и понимание необходимости добиваться для нашего народа права на будущее должно всегда придавать нам силы. Даже мысль о том, чтобы уйти в сторону, ни для кого из нас недопустима, … поэтому все мы, как бурлаки на Волге, должны каждый тянуть свою лямку и выкладываться полностью».

Говоря о жизненном пути и цели своей жизни, он писал: «Мою задачу я всегда видел в том, чтобы находить пути решения нашего вопроса в постоянно меняющейся обстановке, помогать в выработке идеологии движения, в формулировании его задач, целей и позиции, а также в том, чтобы находить общие интересы и аргументы для сторон, от которых зависит решение нашего вопроса. К сожалению, жизнь ставила передо мной и моими коллегами в движении и другую, гораздо более неприятную задачу: защищать наше движение от тех, кто выступает против решения нашей проблемы. Отсюда совсем не комфортные мои отношения и с некоторыми представителями власти, и с некоторыми «лидерами» и «активистами», взасос любящими нашу проблему, пока её финансируют».

Он всегда шёл в ногу со временем, у него были большие планы: «Задумано многое. Ещё в советские времена я планировал издать библиотечку литературы российских немцев и библиотечку по их истории, хотя бы в 5 томах каждая, на двух языках. Ведь российские немцы депортацией и репрессиями были не только оторваны от родных очагов, от своей малой родины, но и лишены своей литературы, своей истории».

Последние годы он много и напряжённо работал: «Надо бы написать ещё несколько книг, в том числе по истории нашего национального движения. Считаю себя просто обязанным это сделать, потому что многое из происходившего в этом движении в нужной полноте мало кому известно».

Особую связь он чувствовал со своими земляками из Сибири, где сейчас проживает большинство российских немцев, и возлагал на них большие надежды: «Все сибирские немцы – мои земляки, я ведь вырос в Сибири. А многие из них – даже двойные мои земляки, потому что прибыли туда из Поволжья – до революции или в 1941-ом. И сегодня в Сибири ещё сохранились немецкие сёла, причем не только в национальных районах. Так что сибирские немцы сегодня лучше остальных знают, как много значит для нас иметь «наш двор» – и родительский, и в виде немецкого села, и в виде национального района. Отсюда и надежда на них больше, чем на кого-либо. Поэтому и обращаюсь к ним: сделайте так, чтобы ваши районы превратились в Большой Район для всех российских немцев». Эти его слова звучат как завещание сегодняшнему поколению российских немцев.

Гуго Густавович Вормсбехер вошёл в историю как один из самых ярких защитников интересов нашего народа, его потеря является поистине невосполнимой для всех российских немцев. Он оставил нам большое наследие и не только в своих трудах, но и всем примером своей бескорыстной, подвижнической и целеустремлённой жизни. Поэтому мы будем всегда помнить, и завещать нашим потомкам его жизнеутверждающий и полный надежды призыв:

«Нам надо смотреть в будущее!..»

Президиум Фольксрата российских немцев Германии

Берлин, 23.11.2024.


P. S. 5. Да, уход из жизни 86-летнего Гуго Вормсбехера – утрата для нашего народа трудновосполнимая. Она может быть восполнена лишь в случае немедленной полной трансформации всех тех останков немецкого движения в России (уже давно ставшего по-броуновски жалким) и восхождения к его руководству тех российских немцев, которые приняли не облик «этнокультурных героев и героинь», преуспевших в этнически точном воспроизводстве народных песен и танцев российских немцев, а сложили в эту лихую годину в глазах российского руководства образ доблестного воина-патриота и труженика-патриота. И такие российские немцы (первые из таковых) уже начали появляться на исторической арене нашего российского отечества. Ярчайший пример – российский немец, уроженец (22 октября 1978 года) села Кыра Читинской области (ныне – Забайкальский край), гвардии полковник морской пехоты Алексей Борисович Бернгард, Указом Президента России Владимира Путина от 4 марта 2022 года за «мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания», удостоенный звания Героя Российской Федерации.

Сейчас он ежеминутно рискует жизнью, освобождая курскую землю от бандеровского и западного зверья. Бернгард – первый российский немец, удостоенный такой награды из рук Президента. И только из уст таких российских немцев – из числа выживших подобных героев – могут быть услышано российским руководством то немногое, что хотел до него донести от имени нашего народа, Гуго Густавович Вормсбехер. Во благо России и во спасение российских немцев как одного из её народов! Только и всего. И ничего более.


P. S. 6. Сегодня в процессе богослужения состоялась и конфирмация одного из наших прихожан-братьев во Христе Антона Андреевича Никитина.


P. S. 7. Согласно данным крупнейшего в мире каталога языков Ethnologue (создан в 1951 году), по состоянию на 2024 год (на 21.02.2024) на Земле в настоящее время насчитывается 7164 живых языка, относящиеся к 142 различным языковым семьям. И к одной из этих семей, самой распространённой в мире и представленной на всех континентах планеты, индоевропейской, насчитывающей 494 сохранившихся к настоящему времени языка и 2,7 млрд (из 8,2 млрд землян) их носителей, относится и язык нашего самобытного и уникального бикультурного и билингвального 22-миллионного европейского народа российских немцев (Russlanddeutsche).

NB. Председатель Международного Совета российских немцев Вальдемар Гердт насчитал летом этого года на планете в целом 26 млн разъехавшихся по разным странам мира российских немцев (сюда входят 7.5 млн российских немцев Германии, 195.256 – согласно результатам последней, 12-ой, переписи 2021 года – российских немцев России, остальные – это российские немцы США, Канады, Латинской Америки, Евразии, Африки, Австралии и Океании).

NB. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорит на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском и португальском. Пять из семи вышеназванных языков – кроме китайского и арабского – входят в индоевропейскую семью языков, являющуюся частью макросемьи ностратических языков.

Термин индоевропейские языки (англIndoEuropean languages) был впервые введён английским учёным Томасом Юнгом в 1813 году исходя из крайних точек географического ареала семьи: от Западной Европы до Северной Индии. В немецкоязычной литературе чаще используется термин индогерманские языки (немindogermanische Sprachen), введённый Кондрадом Мальт-Брюном в 1810 году, в основе которого лежат названия самой юго-восточной и самой северо-западной ветвей семьи. Иногда ранее индоевропейские языки назывались «арийскими», однако в настоящее время этим термином называется подсемья индоевропейских языков, включающая нуристанскую ветвь и индоиранские языки.

Другое устаревшее название индоевропейских языков – иафетические, яфетические – образовано от имени одного из сыновей Ноя подобно семитским и «хамитским» языкам.

Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили, вероятно, 5-6 тысяч лет назад. Существует несколько гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка (в частности, называют такие регионы, как Восточная Европа, Передняя Азия, степные территории на стыке Европы и Азии). С большой вероятностью археологической культурой древних индоевропейцев (или одной из их ветвей) можно считать так называемую «ямную культуру», носители которой в III тысячелетии днэ обитали на востоке современной Украины и юге России. Эту гипотезу подтверждают генетические исследования, которые указывают, что источником как минимум части из индоевропейских языков в Западной и Центральной Европе послужила массивная волна миграции носителей ямной культуры с территории причерноморских и поволжских степей приблизительно 4500 лет назад.

Согласно данным лексикостатистики, первым от индоевропейского ствола откололся в середине IV тысячелетия днэ анатолийский (хетто-лувийский) праязык, вторым – тохарский праязык, отделение которого на рубеже IV-III тысячелетия днэ связывают с возникновением афанасьевской археологической культуры.

Оставшиеся после отделения первых двух ветвей индоевропейские диалекты, сохранившие намного более близкое родство, связывают с европейскими археологическими культурами круга шнуровой керамики и боевых топоров. Распад этого узко-индоевропейского языка на западную (германо-кельто-италийскую), праалбанскую, греко-армянскую и балтославянско-индоиранскую ветви произошёл практически одновременно в финале средней бронзы, который в степях Евразии сопровождался климатическими изменениями и миграциями.

Согласно гипотезе Х. Педерсена, развитой В. М. Илличем-Свитычем, А. Б. Долгопольским и С. А. Старостиным, праиндоевропейский язык входит в ностратическую макросемью языков, в рамках которой он наиболее генетически близок картвельским языкам, имеющим, подобно ему, аблаут. Данная гипотеза, однако, считается весьма спорной многими индоевропеистами и компаративистами.

По данным лексикостатистики, праиндоевропейский язык демонстрирует ряд схождений в базисной лексике с прауральским языком, что может свидетельствовать об их общем происхождении. В то же время, с точки зрения фонетики и морфологии праиндоевропейский язык близок языкам Северного Кавказа, в частности, абхазо-адыгским. Это может быть связано с участием как восточноевропейских, так и кавказских охотников-собирателей в сложении «степного» генетического компонента, который ассоциируется с носителями праиндоевропейской речи.

Индо-хеттские языки. Принимая во внимание своеобразие хетто-лувийской (анатолийской) ветви языков, в последнее время набирает популярность взгляд, не включающий эти языки в индоевропейскую семью, а объединяющий их наряду с ними в индо-хеттскую семью (надсемью). Тохарская ветвь также имеет специфические черты (связанные, вероятно, с достаточно ранним обособлением), так что, возможно, следует и их включать в классификацию более глубокого уровня, чем индоевропейские языки. Одним из первых эту гипотезу высказал Эдгар Стёртевант, а в наши дни её сторонником является голландский лингвист Алвин Клукхорст.

Индо-анатолийские языки: Хетто-лувийские языки †, Индоевропейские языки: Тохарские языки †, Собственно индоевропейские (англCore Indo-European) языки.

Индоевропейская семья включает в себя албанский, армянский языки, а также славянскую, балтийскую, германскую, кельтскую, италийскую, романскую, иллирийскую, греческую, анатолийскую (хетто-лувийскую), иранскую, дардскую, индоарийскую, нуристанскую и тохарскую языковые группы. При этом италийская (если романские не считать италийскими), иллирийская, анатолийская и тохарская группы представлены лишь мёртвыми языками.

Многим известны интереснейшие цивилизации бронзового века: шумеров, минойцев и египтян. На этот раз попробуем вспомнить первых индоевропейцев, создавших настоящую империю, не уступавшую Вавилону и Древнему Египту. И речь сейчас пойдёт о самом крутом индоевропейском народе бронзового века – хеттах. Хетты – ни много ни мало – это первая индоевропейская империя и первый мирный договор в истории.

Малая Азия, она же Анатолия – место, заселённое людьми ещё со времен палеолита. Условия здесь таковы, что там легко заниматься земледелием и скотоводством, поэтому народ там жил с древних времён. Ну и раз уже места эти были привольные, то на них постоянно зарились всё новые пришельцы.

Хеттская империя во время её максимальной экспансии при Суппилулиуме I

Именно такими пришельцами стал индоевропейский народ, впоследствии ставший известным как хетты. Они пришли в Анатолию примерно во II тысячелетии днэ и постепенно захватили и поглотили местное население, создав приблизительно в 1680 днэ первое Хеттское царство. Именно местное население дало позднее название народу хеттов, ведь, как утверждает доктор исторических наук Андрей Зубов в лекции «Хетты в истории», сами себя они изначально называли «несили» или «канесили». А название «хетты» они получили от народа хатти (хатты) из кавказской языковой семьи, населявшего эти места ещё со среднего бронзового века и покорённого, а позже и ассимилированного.

Поселившись в этих местах, хетты постепенно развили своё государство, позаимствовали у вавилонян клинопись для записи языка, который, к удивлению учёных XIX века, оказался индоевропейским. Так что, по утверждению всё того же профессора Зубова, хетты – первый индоевропейский народ, имеющий свой письменный язык. Именно на этом языке записаны хеттские законы, оказавшиеся для того периода на удивление гуманными.

На развалинах Хаттусы, древней столицы Хеттского царства, археологи обнаружили множество осколков глиняных табличек с древними хеттскими законами. Более того, им настолько повезло, что две таблички были практически целыми, и на них было более двухсот статей хеттского законодательства.

Именно из них мы знаем, что хетты были по сравнению с окружающими их цивилизациями удивительно незлобивым народом.

Если у соседей-ассирийцев наказанием за различные преступления чаще всего были увечья и смерть, да и законы вавилонского правителя Хаммурапи не отличались особым гуманизмом, то хетты в основном старались решать вопрос денежной компенсацией.

За различные проступки, включая тяжкие (вроде убийства или тяжких телесных) назначались штрафы в серебре. Да и вообще, хеттское законодательство было довольно гибким.

Как утверждает историк и специалист по хеттам Генри Оливер в книге «Хетты. Разрушители Вавилона», законы часто менялись, причем в сторону уменьшения наказания. В табличках так и писалось: «Раньше наказание было таким, а теперь царь постановил такое…».

Но были и довольно странные на современный взгляд моменты. Например, если где-то в поле находили труп, то ответственными за убийство назначались жители близлежащей общины. Так и представляется, как жители соседних деревень подкидывают друг другу тело какого-нибудь бедолаги, чтоб очернить ненавистных конкурентов.

Были среди законов и совсем дикие. Шотландский историк и писатель Гордон Догерти в лекции «Вся история хеттов» рассказывает, что по хеттским законам, если кому-то приходила в голову идея подать царю или богам нечистую пищу, его заставляли съесть нечистоты в качестве наказания.

Не любили хетты и скотоложество. Именно за него в их довольно мягком законодательстве была положена смертная казнь. Особенно если данное деяние производили с лошадью. И это неудивительно. Ведь лошади были основой военной мощи хеттов.

Основу любой армии тех времён составляла многочисленная пехота. Так же было и у хеттов. Гордон Догерти утверждает, что недалеко от Хаттусы был создан некий прообраз «военной академии», где мальчиков обучали пользоваться копьём и луком.

По утверждению Генри Оливера, хеттский воин чаще всего был защищён бронзовым шлемом и щитом, а вооружён прямым или изогнутым мечом, топором и кинжалом. На египетских барельефах хеттские пехотинцы изображены с копьями. В большинстве своём оружие хеттов было бронзовым, но, начиная с XIV века днэ, начало появляться первое железное. Тела большинства воинов были прикрыты лишь короткими рубахами до колена, иногда даже просто юбками, вроде шотландских килтов.

Также некоторые изображения можно трактовать как рисунки полных доспехов из бронзовых чешуек. Поэтому можно предположить, что наиболее знатные и богатые воины, особенно колесничие, защищали себя доспехами из бронзы. Судя по египетским барельефам, попонами, покрытыми бронзовыми чешуйками, защищали и лошадей в колесницах, которые были главной ударной силой хеттских царей.

Хеттские колесницы были настолько страшной силой на поле боя, что даже ассирийцы, известные своей военной мощью, в ужасе разбегались, лишь узнав об их приближении. Искусство боя на колесницах было крайне важным для хеттов – целая наука. Например, в архиве Хаттусы были обнаружены четыре таблички с трактатом некоего Киккули из Митанни, где рассказано о выездке и акклиматизации лошадей, которых в те времена использовали исключительно в колесницах.

В отличие от египетских, хеттские колесницы были более тяжёлыми и неустойчивыми. Зато они могли нести трёх воинов, а не двух, как у их противников. Возница управлял конём, воин с луком забрасывал противника стрелами, а тяжеловооружённый герой с длинным копьём использовался для ближнего боя и добивания раненых врагов.

Хетты старались навязывать противнику бой на равнине, где их тяжёлые колесницы имели преимущество. Закидывая противника стрелами и дротиками, они неслись на него, пугая пехоту и, если та начинала разбегаться, – догоняли и завершали разгром. Против вражеских колесниц хетты имели преимущество в количестве воинов и наличии бойца с копьём, которым тот мог поражать незащищённых коней и возниц врага.

Также использовались легкие пехотинцы «суту» – наёмные лучники, которые могли быстро перемещаться и закидывать неприятеля стрелами на нужном участке. Имелись у хеттов и «сапёры», использующиеся во время многочисленных осад городов.

Столь могучая армия смогла нанести чувствительное поражение фараону Рамзесу II во время знаменитой битвы при Кадеше (датируемая разными источниками концом XIV – началом XIII века днэ). А это – достижение! Тем более, оно привело к другому прорыву – дипломатическому.

Несмотря на крутую армию и многочисленные завоевания, хетты старались договориться с противниками. Уже упомянутая победа при Кадеше привела к тому, что был заключён первый известный нам мирный договор в истории. Фараон Рамзес II и хеттский царь Хаттусили III, фигурально выражаясь, ударили по рукам в 1258 днэ. Договор известен нам и с египетских барельефов, и с хеттских табличек. Так что его существование подтверждено обеими сторонами.

Часто хеттские цари пытались договориться с окружающими их странами, заключив выгодные династические браки. Как-то раз даже чуть не случилось удивительное – Хеттская империя могла объединиться с Древним Египтом посредством династического брака.

Однажды к хеттскому царю Суппилулиуме I прибыл гонец от египетской царицы Анхесенамон, вдовы знаменитого фараона Тутанхамона. Она писала: «Мой супруг скончался, а сына у меня нет, но о тебе говорят, что у тебя много сыновей. Если бы ты прислал ко мне одного из своих сыновей, он стал бы моим мужем. Я ни за что не возьму в мужья никого из своих подданных. Я очень боюсь».

Царь знатно обалдел от таких откровений и даже отправил посланника, чтобы проверить, не обманывают ли его. На это он получил гневное послание Анхесенамон, оскорблённой недоверием. И лишь после этого царь отправил сына жениться в Египет. Да вот только к этому времени местные вельможи уже прознали о планах царицы и бедолагу-жениха прирезали на границе с Египтом, за что Суппилулиума I отомстил, захватив несколько городов, принадлежавших египтянам.

В отличие от остальных древних ближневосточных деспотий, где царицы не были допущены к власти, у хеттов всё было гораздо мягче и существовало прямо-таки равноправие.

Царица, или «таваннанна», имела очень большое влияние при дворе, принимала многие решения, и у неё была собственная печать. Даже после смерти царя она оставалась серьёзным игроком во внутренней политике. Иной раз интриги «таваннанны» били по авторитету и планам хеттских царей, угрожая их могуществу. Например, Мурсили II был вынужден из-за этого изгнать собственную мать из дворца, что стало причиной её смерти.

Более того, царицы имели возможность вести от своего имени дипломатическую переписку. Известно, что жена царя Хаттусили III по имени Пудухепа свободно переписывалась с женой египетского фараона, называя её сестрой и обсуждая с ней насущные государственные и семейные проблемы.

Многое у хеттов было замечательно, и они отгрохали себе огромную империю, на равных общаясь с египтянами, греками-ахейцами и захватив Вавилон. Но беда подкралась откуда не ждали.

На период с 1198 по 1196 днэ пришёлся пик засухи в центральной Анатолии. Из-за голода, эпидемий и внутренних неурядиц царская власть и военная мощь империи была ослаблена.

Этим не преминули воспользоваться зависимые от хеттов государства, стараясь военным или мирным путём выйти из-под опеки гегемона. Окончательную же точку в развитии хеттской державы поставило нашествие «народов моря», которое империя уже не пережила, став ещё одной жертвой «катастрофы бронзового века».

От этого страшного удара хетты уже не оправились. Остатки империи в виде россыпи мини-государств влачили жалкое существование до 700 года до нашей эры, пока не были полностью поглощены Ассирией.


P. S. 8. Притча 24 ноября 2024 года

Некогда купец отправился в другую страну и пришёл в странный город, в котором все жители были в кандалах. Купец подумал: «А если и мне наденут кандалы, что тогда делать?» Неожиданно, в ту же минуту появилась стража и, увидев нового свободного человека, сразу же заковала его в кандалы. Потеряв возможность вернуться домой, купец приуныл. Он обратился с расспросами к несчастным горожанам, почему они все в кандалах? И те отвечали, что в их городе издавна такие порядки. Купец спросил: «Неужели все жители города обречены всю свою жизнь носить кандалы?» Люди ответили ему: «По слухам, иногда в город приходит некий старик, который свободен и не носит кандалов. Только он знает, как от них освободиться. Он так редко появляется, что многие сомневаются, правда ли это». «Делать нечего, – подумал купец, – может быть, ещё увижу этого старика и узнаю, как мне освободиться?»

С тех пор прошло немало лет, купец уже состарился и поседел. И вот однажды он неожиданно увидел старика, свободно идущего по улице и не закованного в кандалы.

— Дедушка, – воскликнул узник, – помоги мне освободиться от уз.

— Сынок, – ответил старик, – мысленно скажи про себя: «Пусть стража немедленно освободит меня от кандалов», – и ты будешь свободен.

Узник подумал, что это неудачная, горькая шутка, но решил попробовать и произнёс про себя эти заветные слова. Тут же появилась стража и освободила его от кандалов.

Купец поспешил уйти из этого странного города, удивляясь происшедшему. Выбежав за ворота, он снова увидел того самого старика, который помог ему освободиться.

— Дедушка, скажи мне, – обратился к нему купец, – в чём секрет этого странного города?

— Этот город не простой, – ответил старик, – потому что в нём становятся узниками и освобождаются от уз, только лишь подумав об этом. Ты потому и спасся, что поверил моим словам. А те, кто не верит мне, остаются узниками этого города, и я уже ничем не могу им помочь.

«…Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32).

Gott befohlen