Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниО Генрихе из Зютфена
О Генрихе из Зютфена

О Генрихе из Зютфена

10 декабря 2024 года исполняется ровно пятьсот лет со дня трагической гибели Генриха фон Зютфена. Под таким именем вошёл в историю лютеранства сподвижник Мартина Лютера, реформатор, один из первых мучеников Евангелической Церкви Гендрик Гелри (в литературе иногда ошибочно упоминается как Моллер или Мюллер).

Молодые годы. Образование и карьера

Гендрик (нем.: Генрих) Гелри родился предположительно в 1488/1489 году в небольшом городе Зютфене, относящемся к нидерландской провинции Гельдерланд. Сведений о его детстве и юности, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что он довольно рано, по собственному желанию, избрал монашеский путь. Однако Гендрик не присоединился ни к одной из двух христианских общин, широко представленных в его городе: “Братству общей жизни” и францисканцам. Его гораздо больше привлекала Саксонская конгрегация августинцев-отшельников, ориентированных на курс Реформации. В августинском монастыре Гендрик получил имя “Иоганн”, под которым в 1508 году поступил на богословский факультет недавно созданного Виттенбергского университета. В том же году профессором богословия на факультете был назначен Мартин Лютер, чьими идеями новоиспечённый студент глубоко проникся и чьим горячим приверженцем он стал. По окончании обучения “Иоганн” отправился в Кёльн, где также существовал августинский монастырь реформаторского толка, младшим настоятелем которого он был назначен в 1514 году. Отслужив в этой должности один год, он получил приглашение в южно-голландскую христианскую общину Дордрехт, но теперь уже в роли настоятеля монастыря.

Участие в Реформации

Дордрехтский период

Движение Реформации, вызванное опубликованными Мартином Лютером 95 тезисами, встрепенуло не только Августинский орден. Оно вызвало широкую волну интереса в Северной и Центральной Европе. Не остался в стороне и нидерландский Дордрехт, о чем “Иоганн” незамедлительно сообщил Лютеру, который в свою очередь проинформировал своего покровителя Иоганна фон Штаупица. В результате ситуация в Дордрехте оказалась под пристальным вниманием обоих реформаторов. “Настоятель Иоганн” интенсивно пытался привести Реформацию в общине к логическому завершению, но натолкнулся на такое сильное противодействие со стороны католического духовенства, что ему пришлось оставить свой пост в монастыре. Вместе с должностью было оставлено и имя “Иоганн”, дордрехтскую общину он покидал уже как Генрих фон Зютфен.

Виттенбергский период

В 1520 году Генрих фон Зютфен прибыл в Виттенберг. Здесь он стал свидетелем захватывающих событий: обнародования папской буллы, содержащей угрозы отлучения Мартина Лютера от Церкви, и её прилюдного сожжения Лютером у Эльстерских ворот. 12 января 1521 года под руководством профессора Петруса Люпинуса и при содействии декана богословского факультета Мартина Лютера Генрих получил степень бакалавра библейских наук, 11 октября того же года он представил на рассмотрение университетского совета свои собственные реформаторские тезисы и получил звание бакалавра богословия, а вскоре стал и лицензиатом. Генрих фон Зютфен внёс неоценимый вклад в теорию Реформации, в чётких чертах развив тезисы и мысли, касающиеся доктрины оправдания, изложенные впоследствии в Совместной декларации по этому вопросу. В Виттенберге Генрих оставался до 1522 года. Известно, что в этот период он также принимал участие в августинском капитуле в Гримме, где вынес на обсуждение свои тезисы.

Антверпенский период

В сентябре 1522 года Генрих получил известие о новых преследованиях евангелистов в Нидерландах и поспешил в Антверпен, чтобы принять участие в местном евангелическом движении. В Антверпене Генрих фон Зютфен выступил с речью не только перед августинскими монахами, но и перед простыми горожанами, со стороны которых встретил большую симпатию и получил горячую поддержку. По приказу католического духовенства, он был арестован. Однако народ взбунтовался и освободил его. Таким образом Генриху фон Зютфену удалось в тот раз избежать сожжения на костре, в то время как в Брюсселе два его ближайших соратника-реформатора: Йоганнес ван Эшен и Гендрик Вос были казнены подобным образом.

Бременский период

После вышеназванных событий Генриху пришлось покинуть Антверпен. Он намеревался отправиться в Виттенберг, где с нетерпением ждал его Мартин Лютер. Путь его лежал через Вестфалию и Бремен, где его попросили задержаться на некоторое время и выступить с рядом проповедей в местной церкви. Испросив у Лютера разрешение, Генрих остался в Бремене и ежедневно проповедовал Евангелие в церкви Св. Ансгара, с разрешения городского совета и лично мэра Даниэля фон Бюрена Старшего.

Архиепископ настаивал на изгнании фон Зютфена из города, однако городские власти отказались выполнить эти требования. Тогда духовенством ему был направлен вызов на архиепископский суд в Букстехуде, но Генрих лишь отослал туда свои тезисы от 11 октября 1521 года. “Я не буду молчать о Евангелии,— писал он, — пока не завершу свой жизненный путь”.

Именно под его влиянием бывший настоятель антверпенского августинского монастыря Якоб Пробст, проникшийся к тому времени идеями Лютера, вышедший из ордена Св. Августина и женившийся в Виттенберге, в 1523 году получил назначение в бременскую церковь Богоматери. Вскоре за ним последовал и Иоганн Тиманн (Тидеманн) Амстердамский, ставший впоследствии известным лютеранским богословом.

Мельдорфский период

Под конец своего пребывания в Бремене Генрих фон Зютфен получил приглашение от мельдорфского церковного старосты Бойе, который, вероятно, знал его по Виттенбергу, проповедовать Евангелие в Дитмаршене (район северо-германской земли Шлезвиг-Гольштейн).

Отказавшийся в октябре 1524 года от ношения августинской орденской одежды, Генрих в конце ноября смог тихо покинуть Бремен, не привлекая к себе особого внимания, и приступить к проповедованию в Мельдорфе (бывшая столица Дитмаршена). Его проповеди всегда проходили при большом скоплении слушателей и привлекли много приверженцев к делу Реформации, хотя настоятель местного доминиканского монастыря Св. Марии Августин Торнеборх (Томборх) прилагал массу усилий, чтобы воспрепятствовать его выступлениям.

Мученическая смерть в Хайде

Поскольку Августин Торнеборх не мог открыто противостоять городским властям, он вместе с другими монахами организовал заговор, целью которого было похищение и убийство Генриха фон Зютфена.

В ночь с пятницы на субботу, 9—10 декабря 1524 года, толпа пьяных молодчиков напала на церковный приход и разграбила его. Бойе подвергся жестокому обращению и не смог защитить проповедника. Генриха фон Зютфена привязали за руки к хвосту лошади и уволокли в соседний город Хайде (нынешняя столица Дитмаршена). Там над ним надругались, жестоко его избили, а затем бросили в костёр. Поскольку тело в огне не сгорело, на следующий день у него были отрезаны и отдельно сожжены руки, ноги и голова, а туловище зарыто под насмешки пьяной толпы, горланившей похабные песни.

Якоб Пробст известил Мартина Лютера о мученической кончине своего друга и попросил отправить соболезнующее письмо в Бремен. Это письмо Лютера превратилось в целое сочинение. Под названием “История мученичества брата Генриха фон Зютфена” оно получило широкое распространение и выдержало несколько переизданий, в том числе в переводе на нижненемецкий язык. Друг и приверженец Мартина Лютера, философ и богослов Иоганн Иоахим Ланге также написал целый доклад о мученической смерти своего бывшего монастырского товарища, который впоследствии ещё дважды переиздавался.

После трагической гибели Генриха фон Зютфена Реформация продолжила своё победное шествие по Северной Германии, но окончательно она утвердилась в Дитмаршене только восемь лет спустя.

Память

Генриху фон Зютфену посвящена книга Франка Тренде “Генрих фон Зютфен. Мученик Реформации в крестьянской республике Дитмаршен”. В немецкой Биографическо-библиографической церковной энциклопедии (BBKL) содержится большая статья Фридриха Вильгельма Баутца “Генрих фон Зютфен”. О нём неоднократно делались публикации в немецкой и нидерландской периодике.

Имя Генриха фон Зютфена носит городское кладбище в Хайде. Здесь на его могиле в 1825 году была установлена памятная стела, на фасадной стороне которой сделана надпись: “Герою веры”.

10 декабря в именном календаре Евангелическо-Лютеранской Церкви объявлено днём памяти Генриха фон Зютфена.

Аналитический литературный обзор и перевод с немецкого Ольги Зайтц

Источник

Фото на заставке: Генрих из Зютфена, немецкий лютеранский священнослужитель, богослов и проповедник; один из первых мучеников Реформации